Способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому

9. Владение искусством межличностных отношений

(это одна из комплекса главок к разделу «Механизм проявления лидерских качеств»)

Представленные в интернете механизмы развития межличностных отношений, как правило, состоят из трех блоков:

— познание и понимание ведомых (идентификация, эмпатия и аттракция);
— познание себя (рефлексия);
— прогнозирование поведения партнера (каузальная атрибуция).

Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому.
При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное (интуитивное) уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению.
Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим им: «Побывали бы вы на моем месте!», тем самым как бы приглашая их «включить» психологические механизмы идентификации.

Наиболее содержательно богатым и точным является вариант идентификации — эмпатия. Эмпатия основана на эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому — на умении представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает контекстную среду с зависимостью от меняющихся во времени угрожающих T(t) и благоприятствующих O(t) факторов среды. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства.

Эмпатия имеет несколько уровней:

1) когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.
2) эмоциональную эмпатию — не только понимания состояния другого, но и сопереживания ему.
3) поведенческий уровень – когнитивные и эмоциональные понимания развиваются в поведенческие побуждения, в реальное желание оказать помощь и содействие.
Случаи, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения, определяются термином «аттракции».
Аттракция — форма познания другого человека, основанная на возникновении к нему положительных чувств.

Для того чтобы правильно понять партнера по общению, надо знать его отношение к нам, то, как он воспринимает и понимает нас. Это явление носит название рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим субъектом того, как он воспринимается партнером по общению. (на рисунке над текстом – «Восприятие субъекта»).

Особенно существенным в попытке понимать другого является природа побужденности действовать тем или иным образом. Поэтому, фокус анализа личности другого – выявление мотивов (ВМ – на рисунке). Сходу внутренние пружины поведения партнеров не выявляются, по крайне мере, не проявляются достаточно ясным и надежным образом. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и сами образцы поведения. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Возникает целая система способов такого приписывания – каузальная атрибуция КА.

В практике различают три типа атрибуции:

— личностная атрибуция. Причина приписывается лично тому, кто совершает поступок.
— объектная атрибуция. Причина приписывается тому объекту, на который направлено действие.
— обстоятельственная атрибуция. Причина того, что происходит с партнером, приписывается обстоятельствам.

Стрелками на рисунке показаны траектории познания другого и траектории расшифровываемых проявлений другого:

1 познание и понимание людей
2 идентификация
3 каузальная атрибуция
4 личностная атрибуция
5 объектная атрибуция
6 обстоятельственная атрибуция
7 выявление мотивов
8 КОНТЕКСТНАЯ СРЕДА
9 Собственные мотивы
10 аттракция
11 рефлексия
12 сознаваемая
13 интуитивная
14 ориентирование
15 партнер
16 Восприятие субъекта
17 ценности
18 воля
19 эмпатия
20 проявленность
21 поведенческая
22 эмоциональная
23 когнитивная
24 Другой образец

=== перевод на английский:

=== Skill in interpersonal relations ===

(this is one of the complex chapters to the section «The mechanism of manifestation of leadership qualities»)

The mechanisms of interpersonal relations development presented on the Internet, as a rule, consist of three blocks:

— cognition and understanding of the slaves (identification, empathy and attraction);
— self-knowledge (reflection);
— predicting the partner’s behavior (causal attribution).

The term «identification» literally means likening oneself to another.
When identifying, we try to understand another person through conscious or unconscious (intuitive) assimilation of his characteristics, putting ourselves in the place of a communication partner.
Therefore, when we believe that others misunderstand us, we tell them: «You should have been in my place!», thereby inviting them to «turn on» the psychological mechanisms of identification.

The most meaningfully rich and accurate is the identification option — empathy. Empathy is based on emotional feeling or empathy for another — on the ability to imagine what is happening inside another person, what he is experiencing, how he evaluates the contextual environment with dependence on time-changing threatening T(t) and favorable O (t) environmental factors. It is thanks to empathy that when we read a book or watch a movie, we feel the same as a person who has fallen into various life circumstances.

Empathy has several levels:

1) cognitive empathy, which manifests itself in the form of understanding the mental state of another person without changing his state.
2) emotional empathy — not only understanding the state of the other, but also empathy for him.
3) behavioral level – cognitive and emotional understandings develop into behavioral motives, into a real desire to help and assist.
Cases when the knowledge of a communication partner is carried out through the mechanisms of forming attachment, friendly or deeper intimate-personal relationship are defined by the term «attractions».
Attraction is a form of cognition of another person, based on the emergence of positive feelings for him.

In order to properly understand a communication partner, you need to know his attitude to us, how he perceives and understands us. This phenomenon is called reflection. In social psychology, reflection is understood as the awareness of the acting subject of how he is perceived by a communication partner. (in the picture above the text – «Perception of the subject»).

Especially important in trying to understand the other is the nature of the urge to act in one way or another. Therefore, the focus of the analysis of the other’s personality is the identification of motives (VM — in the figure). Immediately, the internal springs of the partners ‘ behavior are not revealed, at least, they do not manifest themselves in a sufficiently clear and reliable way. Then, in conditions of a lack of information, they begin to attribute to each other both the causes of behavior and the patterns of behavior themselves. Attribution is carried out either on the basis of the similarity of the behavior of the perceived person with some other sample that existed in the past experience of the subject of perception, or on the basis of an analysis of their own motives assumed in a similar situation. There is a whole system of ways of such attribution-causal attribution of KA.

Читайте также:  Как завязать галстук самый легкий способ

In practice, there are three types of attribution:

— personal attribution. The reason is attributed personally to the person who commits the act.
— object attribution. The reason is attributed to the object to which the action is directed.
— circumstantial attribution. The reason for what happens to the partner is attributed to circumstances.

The arrows in the figure show the trajectories of cognition of the other and the trajectories of deciphered manifestations of the other:

1 knowledge and understanding of people
2 identification
3 causal attribution
4 personal attribution
5 object attribution
6 circumstantial attribution
7 identification of motives
8 CONTEXTUAL ENVIRONMENT
9 Own motives
10 attraction
11 reflection
12 conscious
13 intuitive
14 orientation
15 partner
16 Perception of the subject
17 values
18 volya
19 empathy
20 manifestation
21 behavioral
22 emotional
23 cognitive
24 Other sample

Источник

Идентификация

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — это понятие было введено З. Фрейдом, но широкое распространилось за рамками психоанализа, в частности — в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности. 1. Преимущественное понимание — как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (см. интроекция) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве. 2. Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей и в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании некоего признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. Когда объект идентификации — человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно:

1) отнести личность к некоему классу или типу — например, идентификация преступника;

2) признать личность целостной и идентичной самой себе. 3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (см. проекция); наделение его своими чертами, чувствами, желаниями, — например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов. 4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим — субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида и приводит к усвоению его смыслов личностных. Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение. Как механизм взаимопонимания — это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр. Это понятие было введено З. Фрейдом, сначала — для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее для анализа сновидений и неких процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр. Идентификация — противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл — в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. Идентификация — это форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает: защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом (комплекс Эдипа). При расширительном толковании — неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Идентификация может происходить с любым объектом — человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, в чувствование, обретая в некоих случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы. Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии .эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного (-> защищенность психологическая), благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоих аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации — предистория комплекса Эдипа, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некие особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации обретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдипа. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Т.е., не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. Применительно взрослого субъекта идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта — из-за желания оказаться в положении объекта — возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 227-229.

Источник

Читайте также:  Выполнить соотношение способ словообразования

Механизмы взаимопонимания в общении

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются:

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессозна­тельное уподобление его характеристикам самого субъекта.

Термин «идентификация», буквально обозначающий отож­дествление себя с другим, выражает установленный в ряде экспе­риментальных исследований тот эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный спо­соб, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Эмпатия – это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего осознания их, проявление эмоциональной отзывчивости. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное понимание». Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности. Это означает два момента:

принятие личности человека в целостности;

собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

Когнитивная эмпатия проявляется в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния).

Эмоциональная эмпатия проявляется в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему,

Поведенческая эмпатия – включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты – оказание помощи и поддержки.

Высокий уровень эмпатийности обусловливает эмоциональность, отзывчивость и др.

Эмпатия может проявляться не только в реальном общении людей, но и при восприятии произведений изобразительного искусства, в театре и т.д.

Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.

Рефлексия – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроиз­ведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир. Отсюда следует, что в процессах общения идентификация и рефлексия выступают в единстве.

Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина, atributio – приписываю) – интерпретация, приписывание причин (чувств, намерений, мыслей, и мотивов) поступков другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий. На самом деле эти люди могут руководствоваться совсем другими побуждениями и мотивами.

Приписывание осуществля­ется либо на основе сходства поведения воспринимаемого мира с какими-то другими образцами, имевшимися в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мо­тивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (и в этом случае может действовать механизм идентификации). По сути, это попытки рядового человека понять причины и следствия событий, свидетелем которых он является, с позиций «житейской психологии».

Мера и степень приписывания зависит от двух показателей:

От степени уникальности или типичности поступка

типичное поведение – поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается интерпрета­ции;

уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик.

От степени его социальной «желатель­ности» или «нежелательности».

Под социально «желательным» понимается поведение, соответс­твующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое.

При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участ­ником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа:

личностную атрибуцию (когда причи­на приписывается лично совершающему поступок),

объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на кото­рый направлено действие),

обстоятельственную атрибуцию (ког­да причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совер­шающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо прояв­ляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу, прежде всего, са­мого исполнителя.

Особый интерес также представляет и та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события. Было установлено, что процесс приписывания определяется особенностями субъекта восприятия:

одни люди склонны в боль­шей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокращается,

другие – воспринимают преимущественно психо­логические характеристики других людей, и в этом случае откры­вается особый «простор» для приписывания.

Выявлена также зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия. В одном из экспериментов регист­рировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом вос­приятия. Одна группа была составлена из «любимых», а другая— из «нелюбимых» детей. Хотя «любимые» (в данном случае более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его корректно, воспринима­ющий приписывал положительные оценки «любимым», а отрица­тельные – «нелюбимым».

Правда, наряду с этим в теориях каузальной атрибуции уделяется внимание и идее контрастных представлений, когда «плохому» человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.

Стереотипизация – разновидность механизма каузальной атрибу­ции.Это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т. е. отвечающим социальным стереотипам (например, «Все испанцы без ума от танго»)

Стереотип –устоявшееся представление о чем угодно, шаблонное восприятие реальности. В переводе с древнегреческого языка, слово стереотип – это «объемный отпечаток». Некогда так называлось печатное клише, применяемое в типографских машинах.

Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.

Читайте также:  Почему мыло с нуля холодным способом крошится

Стереотипы закладываются глубоко в подсознание, становясь автоматическими суждениями, ведущими к автоматическим действиям. Упомянутый феномен начинает формирование еще в детском возрасте индивида, прививаясь окружающими – сверстниками, воспитателями, учителями, семьей и так далее. Стереотипизация может складываться как результат обобщения личного опыта субъектом межличностного восприятия, к которому присоединяют сведения, почерпнутые из книг, кинофильмов, средств массовой информации, высказы­ваний знакомых, учителей и т. д. При этом эти знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными. Между тем, сформировавшиеся на их основе стереотипы межличностного восприятия очень часто используются как якобы выверенные эталоны понимания других людей.

Думая определенным образом в ряде различных ситуаций, попадая в них, человек не тратит лишнюю энергию на анализ. Реакция возникает мгновенно, не нуждаясь в регуляции. Если говорить об экономии психических ресурсов, то это даже удобно. Стереотипы делают мир более последовательным и предсказуемым, и это уменьшает уровень врожденной тревожности. Это одна из редких позитивных сторон явления.

1. Ант­ропологические стереотипы основаны на увязке особенностей физического облика человека с его психологическими особенностями.

2. Этнонациональные стереоти­пы – в которых психологическая оценка опосредована его при­надлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе. Например, в глазах большинства: типичный китаец – невысокий, болтливый, обожающий рис; типичный американец – самоуверенный, улыбчивый, обожающий бургеры; типичный француз – пижон, любвеобильный романтик, гурман; типичный англичанин – чопорный, завтракающий овсянкой, сдержанный. Подобных стереотипов множество.

3. Экспрессивно-эстетические стереотипы определя­ются зависимостью оценки человека от его внешней привлекатель­ности. «Эффект красоты»: чем более привлекательной кажется внешность оцениваемого, тем более позитивными лич­ностными чертами он наделяется. Причем под внешней привлека­тельностью подразумевается и физическая красота, и привлека­тельность в одежде, в манере двигаться, выражать эмоции и т. д. В эксперименте с фотографиями А. Миллера испытуемые оцени­вали красивых как более уверенных в себе, счастливых, искрен­них, уравновешенных, энергичных, любезных, находчивых, более богатых духовно, чем «некрасивых».

4. Гендерные стереотипы – устоявшиеся представления о мужчинах или женщинах. Такие предрассудки формируются веками, беря истоки от мужчин-охотников и женщин, оберегавших очаг. В современном мире гендерные роли потерпели ряд изменений, но стереотипы плотно укоренились в сознании большинства. Самые распространенные: «Мужчины не плачут», «Место женщины на кухне» и прочее.

5. Индивидуальные стереотипы касаются отдельной личности. Это мнение отдельного индивида, которое может в некой степени совпадать с социальными стереотипами или полностью противоречить ним. Они формируются на индивидуально-личностном уровне. Также их называют социально-психологическими.

6. Социальные стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессио­нальные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому пред­ставителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры – педанты» и т. д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключе­ния по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

1. Упрощение процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Остается просто упрощенный подход, который не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом.

2. Возникновение предубеждения. Если суждение стро­ится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя, например, той же самой группы окрашивается неприязнью. Предубеждения могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно опасными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп, строятся предвзятые выводы отно­сительно всей группы.

Среди механизмов межличностного восприятия заметную роль играют так называемые «эффекты».

Эффект первичности. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информа­ция, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда это явление называют эффектом ореола. Если, например, первое впечатление о другом человеке в силу сложив­шихся обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем формируется положительный образ данного чело­века, который становится в дальнейшем своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым впечатлением. Если, напротив, первое впечатление почему-то оказалось отрицательным, то в сознание воспринимающего попа­дает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преиму­ществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на пер­вых порах межличностного общения данных людей. Поскольку обстоятельства встречи этих людей могут оказаться самыми раз­ными, случайно зависящими от обстановки, настроения, состоя­ния этих людей и многого другого, то их первое впечатление друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается) неправиль­ным. Однако если первая личностная информация о человеке оказалась правильной, тогда этот эффект играет положительную роль, способствует быстрой и эффективной преднастройке людей в общении друг с другом.

Эффект новизны – противоположен эффекту первичнос­ти. Он касается не первого, а последнего по порядку из получен­ных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памя­ти отложилась последней по порядку, также способна оказать сильное влияние на последующее восприятие и оценку данного человека (за исключением первого впечатления). Над последними по порядку сведениями о другом человеке индивид может пораз­мыслить, спокойно обдумать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют из памяти то, что было раньше известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит на первый план. Эффект первичности и эффект новизны своим возникновением обязаны закону долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было вначале и в конце.

Особый круг проблем межличностной перцепции возни­кает в связи с включение в этот процесс специфических эмо­циональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообраз­ная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональ­ных отношений к воспринимаемому человеку, поручила назва­ние исследования аттракции.

Буквально аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Межли́чностная аттра́кция — механизм восприятия другого человека, возникающий на основе устойчивого положительного чувства, которое способствует формированию привязанности, дружеских чувств, симпатии или любви

Источник

Оцените статью
Разные способы