Способ получения знаний характерный для науки нового времени

Научное знание Нового времени. Становление и развитие классической науки

Данный период эволюции науки связан с изменением христианского мировоззрения и постепенной утратой господствующих позиций теологии. В научных кругах этого времени активно формировались идеи понимать природу на основе принципа ее «полезности» для человека, возможности математического описания ее параметров, а также изучения различных природных областей опытно-эмпирическими методами.

Научная революция XVI – XVII вв.[3] знаменовала собой начало нового стиля мышления и становление науки в современном понимании этого слова. Новое качественное состояние науки формировалось длительно и постепенно. Ученые начала Нового времени зачастую сочетают в своем творчестве современ­ный стиль исследования и позднесредневековые практики прошлого, включающие элементы алхимии, астрологии и магические натурфилософские идеи.

С иных позиций подходил к решению проблем формирующейся классической науки Френсис Бэкон (1561–1626). По его мнению, научная деятельность прежде всего связана со сбором и ана­лизом фактов. Бэкон не разделял научно-оптимистические взгляды Галилея на математику в исследованиях абстрактно-упрощенных предметов. По его мнению, необходимо развивать обобщающе-описательное естествознание, основанное на всестороннем учете реальной специфики предмета исследования. В этой связи он развивает идеи о важности опытно-экспериментального направления развития науки. Задачи нового этапа он видит в очищении разума ученого от заблуж­дений и стереотипов, от познания так называемых «идолов».

Ф. Бэкон является одним из ярких разработчиков проблем научной методологии. Известно его образное сравнение методологии с циркулем, посредством которого даже неискушенный в рисовании человек изобразит образцовую окружность, либо со светильником, который ночью освещает путь страннику. Методология науки, роль и значение которой нельзя переоценить, выступает как средство оптимизации исследовательских усилий. По мнению автора, подлинная методология должна базироваться на основе логической индукции, когда процесс накопления знаний происходит по принципу «от частного – к общему». Данная методология позволяет извлечь из совокупности единичных, частных фактов общие закономерности, поиск которых и составляет смысл научного исследования. Приоритетным же способом и основой получения научного знания Ф. Бэкон считал эксперимент. Он разработал учение о различных видах экспериментирования и применения эмпирически полученных данных в различных научно-практических областях. Широк круг ученых, непосредственно создававших основы классической науки вместе с Г. Галилеем, Ф. Бэконом и Р. Декартом. Научная революция XVI – XVII вв. разработала основы математического естествознания. Она ввела новую онтологию, заменив аристотелевско-схоластические и ренессансные представления об иерархически устроенном мире как результате божественного творения теорией бесконечного, однородного пространства, состоящего из равнозначных материальных частиц, движущихся по законам механики. Мир для науки Нового времени представляет собой опытно-исследовательское пространство, параметры которого поддаются строгому терминологическому определению и точному математическому исчислению. Человек все более воспринимается как покоритель и хозяин природы.

В XVIII в. естественные науки на основе математического анализа получили более концептуально оформленный вид. Яркие достижения в этой связи принадлежат Л. Эйлеру (1707–1783) и Ж. Лагранжу (1736–1813). Так, Эйлер заложил основы так называемого вариационного исчисления, решая частные научные задачи специальными, созданными на каждый случай приемами. Лагранж в своей работе «Аналитическая механика» (1788) за­вершил сведение задач механики к чистой математике. «Чистая теория» данного этапа оказала существенное влияние на научную практику. Внушительные научно-практические результаты были достигнуты к середине XVIII в. Так, благодаря работам А. Клеро (1713–1765) математические расчеты по изучению траекторий движения Луны и кометы Галлея оказались подтверждены практическими наблюдениями астрономов. А открытие в 1846 г. планеты Нептун благодаря расчетам Дж. Адамса и У. Леверье является классическим примером, подтверждающим концептуальное единство научно-практического аспекта классической науки.

Наступивший период Просвещения выдвигает науку на передовые позиции в общественной жизни. Известные мыслители данного периода (Ф. Вольтер, К. Гельве­ций, Д. Дидрои др.) считают своим долгом популяризацию новых научных зна­ний. В петровской России получить дворянский титул кроме традиционного способа – нахождения на военной и государственной службе – стало возможным за вклад в развитие науки. Культ науки и разу­ма становится преобладающим настроением «прогрессивной общественности».

Читайте также:  Способы разведения костра типы костров

Наука XIX в. идет по пути конкретизации и детализации направлений, заложенных периодом Просвещения. Так, химия становится точной наукой. В работе Дж. Дальтона«Новая система химической философии» (1808) представлено научно-философское обоснование необходимости строгих математических расчетов в химии. Последующее открытие в 1869 г. российским ученым Д.И. Менделеевым периодического закона стало не только одним из крупнейших событий в истории химии XIX столетия, но и в известном смысле одним из самых выдающихся достижений мировой научной мысли.

Достижения физики связаны с конкретизацией термодинамических теорий и разработкой концепций природы электричества. Биологическая наука на основе открытия клеточного строения орга­низмов приходит к представ­лениям о единстве живой природы. Эволюционная теория Ч. Дар­вина (1809–1882) позволила по-новому подойти к решению проблемы происхождения жизни.

Гуманитарное познание в этот период стремится освободиться от положений «умозрительной фи­лософии» и получить подлинно научный статус. Из массива единого знания о человеке и обществе в XIX в. происходит отделение социологиикак научной дисциплины, изу­чающей законы общественной жизни. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др. «социальные физики» данного периода активно формируют основы новой научной дисциплины. Далее в рамках гуманитарного знания выделяется психология. Становление данной научной дисциплины связывают с деятельностью Вильгельма Вундта (1832–1920). Выработка основ становления гуманитарных наук происходит под воздействием устоявшихся естественно-научных достижений. Попытка переноса естественно-научных моделей в гуманитарные отрасли науки находит приверженцев в позитивистском лагере гуманитариев.Альтернативные подходы к выработке основ гуманитарного знания связаны с деятельностью представителей так называемых герменевтической школы и неокантианства.

На рубеже XIX – XX вв. под воздействием открытий в квантовой физике А. Планка, Н. Бора, В. Гейзенберга и др. основы классической науки потеряли статус безусловной истины. В отношении элементарных частиц законы традиционной механики перестали действовать. Пошел отсчет неклассического этапа развития науки. Из­менения в научных знаниях оказались настолько велики, что их назвали новой научной революцией. Новейшая физика вывела ученых к неожиданным горизонтам.

Таким образом, важнейшей чертой неклассической науки стало наличие альтернативных концепций рассмотрения одного и того же предмета. Причем складывающееся разнообразие данных концепций заключалась как в содержательном плане, так и в научно-методологических подходах к рассмотрению предмета исследования. В метафизическом плане идея «теоретической избыточности» в рассмотрении предметов и явлений микромира определяет высказанные ранее догадки о тонкой организации, многоаспектности и наличии нескольких способов существования материального мира.

Итак, главной чертой неклассической науки стало усложнение научных представлений о мире и возможностях его познания. Неклассическое мышление исходит из идеи допущения существования вероятностных, дис­кретных, парадоксальных явлений в мире.При неклассическом способе исследования необходимо учитывать эффект присутствия субъекта, отсутствия постоянной связи теории и реальности, возможности сосуществования нескольких, порой альтернативных теорий.

Вошедший в употребление термин «постнеклассическая наука» не означает окончательного отхода от неклассического мировоззрения или его очередной революционной трансформации. Он лишь фиксирует вхождение неклассической науки в некую новейшую фазу. Появившись в отечественной научно-философской литературе под влиянием работ B.C. Степина и его последователей[4], данный термин утвердился в контексте определения современного этапа развития науки. Постнеклассическая наука, по мнению разработчиков данного этапа, характеризуется качественным отличием от предыдущих стадий ее развития. Осмысление особенностей постнеклассического миропонимания представляет собой современную фундаментальную научно-философскую проблему. Новый этап развития науки характеризуется поиском сопряжения антропоцентрической и космоцентрической перспектив. Такой подход дает возможность рассмотреть сдвиг мировоззренческой парадигмы в самых широких аспектах: синергетики, виртуалистики, глобалистики, когнитивистики, постнеклассического образования, медицины, психологии и т.д.

Читайте также:  Параметры закупки способ закупки

Таким образом, наука в современном смысле слова возникла не сразу, а до приобретения ею существенных признаков прошла ряд стадий исторической эволюции. На разных этапах развития науки процесс приращения знания имел свои отличительные признаки. Стратегия получения знаний варьировалась от обобщения практического опыта до создания научных теоретических моделей. Историческая эволюция науки на разных этапах зависела от развития философии, математики, логики, теологии, интуитивных догадок.

В конце XX в. сформировалась концепция постнекласическойнауки. В ходе исторической эволюции науки изменялись формы совокупного знания человечества и способы его ретрансляции. Через миф, религию, натурфилософские и иные концепции наука приобретала современный облик, подразделяясь на естественные, общественные и технические отрасли. От глиняной таблички с клинописным текстом до мощного цифрового сервера совершенствовался ее аккумулирующий и ретрансляционный потенциал.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается сущность исторической эволюции науки?

2. Назовите основания периодизации науки и перечислите стадии ее исторического развития.

3. Каковы основы преднаучного комплекса Древнего мира?

4. В чем заключались новации античного и средневекового этапов развития науки?

5. Каковы особенности науки Нового времени?

6. Чем отличаются классический, неклассический и постнеклассический научные этапы?

7. В каких аспектах можно вести речь о современной науке?

Источник

Особенности науки Нового времени

Вы будете перенаправлены на Автор24

Эпоха Нового времени

Новое время – это период, в который были совершены буржуазные революции и Великие географические открытия, шло формирование принципиально нового типа государственного уклада и права, происходило бурное развитие науки, которая была поставлена на службу практики.

Все вышеназванные процессы непосредственно связаны с рационализацией многих сторон жизни общества – экономики, государственного строительства, культуры и науки. Философия того времени продолжала обособляться от религии, и видела основную свою задачу следующим образом – определить методологию научного познания. К важнейшим представителям философии Нового времени относят Фрэнсиса Бэкона По данной теме мы уже выполнили реферат Утопия Фрэнсиса Бэкона подробнее , Рене Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Рене Декарта подробнее , Томаса Гоббса По данной теме мы уже выполнили эссе Схоластическое аспекты политического проекта Томаса Гоббса подробнее , Баруха Спинозу, Джона Локка По данной теме мы уже выполнили реферат Сенсуализм Джона Локка подробнее , Готфрида Лейбница По данной теме мы уже выполнили реферат философские и научные воззрения Г. В. Лейбница подробнее . К спектру основных проблем, рассматриваемых философией этого периода является теория познания, или учение о методах познания, учение о бытии, то есть онтология и социальные теории, то есть учение о государстве и праве.

Развитие науки Нового времени

Развитие науки Нового времени, как и иные общественные преобразования, связанные с разложением феодальных общественных порядков и ослаблением церковного влияния, вызвали формирование новой философской ориентации. В Средневековье она плотно взаимодействовала с богословием, а в эпоху Возрождения – с отраслями искусства и гуманитарного знания, а сегодня она ориентирована на науку. Перед философией встала задача обобщить естественнонаучные открытия в целостную картину мира и разработать теорию познания.

Новым временем было ознаменовано возникновение науки как отдельной отрасли: началась подготовка ученых в университетах и их профессионализация, выделение научных институтов, возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность применять достижения науки на практике и становление социального престижа ученого – всем этим было обеспечено быстрое наращивание потенциала науки.

Наука Нового времени с начала своего формирования ориентировалась на активное разгадывание природных тайн и на практическое применение ее результатов. Наука должна нести общественную пользу, а не только заниматься прославлением мудрости творца, считали мыслители Нового времени.

Читайте также:  Способы заполнения сварного шва по сечению

Готовые работы на аналогичную тему

Основными отличительными чертами Нового времени выступают падение авторитета церкви и рост научного авторитета.

В этот период были заложены основы научного естествознания. Первым обратил внимание на разработку методологии науки Галилей. Ньютоном была создана классическая механика. Выдающиеся мыслители XVII в. – Бэкон, Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее , Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Р.Декарт — подробнее , Спиноза, Лейбниц По данной теме мы уже выполнили реферат Лейбниц подробнее и др. – избавили философию от схоластики. Основа философского познания теперь – не слепая вера, а разум, базирующийся на логике и фактах. Общественная мысли стала все менее зависеть от религии. Христианская религия осталась наиболее значимым фактором духовной жизни общества, но ее безраздельное владычество над всей культурой закончилось. Европейская культура превратилась в светскую культуру. Религия в ней существует в качестве одной из областей культуры, не господствующей над всеми остальными областями, а сосуществует рядом с ним.

Стоит уточнить ряд основных черт науки Нового времени:

  • во-первых, наука Нового времени базируется на опыте и эксперименте;
  • во-вторых, науку невозможно отделить от математики, так как именно в ней выражаются закономерные связи в природе посредством чисел;
  • в-третьих, наука ориентируется на практическую пользу. Именно наука Нового времени превращается в производительную силу общества, так как через инженерную деятельность ее открытия можно целенаправленно внедрить в производство. А постепенно она превращается в движущую силу обновления военной техники.

Безусловно, в таких новых условиях большая часть философов уже основывается на самостоятельности разума относительно веры, а науки относительно религии. Их интересы сместились в область теории познания, логики и методологии науки. Однако в решении данной задачи философия Нового времени с самого начала пошла двумя путями – эмпиризм и рационализм.

Сторонники эмпиризма, к которым можно отнести Бэкона, Гоббса, Локка По данной теме мы уже выполнили реферат Теория познания Д. Локка подробнее и др., утверждали, что основной источник достоверного знания о мире – это ощущения и опыт человека. Сторонники эмпиризма призывали полностью опираться на данные опыта и практики человека.

Сторонники рационализма, напротив, считали основным источником достоверного знания новое знание. Такими учеными были Лейбниц, Декарт, Спиноза и др. Основатель рационализма – Декарт, именно ему принадлежит выражение «подвергай все сомнению». Он считал, что во всем следует полагаться не на слепую веру, а на достоверные выводы, и ничто не следует принимать за окончательную истину.

Большой интерес философами Нового времени уделялся социально-политическим проблемам. Они не только стремились объяснить суть познания и бытия, роль человека в этом мире, но и занимались поиском причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты по оптимизации реально существующего государства. В области социальной философии началось формирование учение о двух стадиях общественного развития – естественного состояния и гражданского общества. Также Локком По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее и Гоббсом была разработана теория общественного договора.

Нет сомнения, что мировоззренческие взгляды того периода формировались под непосредственным влиянием естествознания, рассматриваемого как результат свободного рационального исследования природы. В возможность свободного исследования верили, на нем основывались, его оспаривали. Само же развитие естествознания и философии, которая была с ним неразрывно связана, свидетельствуют о том, что узловой момент эпохи – это стремление к познанию закономерностей объективного материального мира для создания логических законов и категорий, которыми объясняется строение и функции живой и неживой природы. Данным механизмом во многом было предопределено теоретико-мировоззренческое основание и установки первых социологов, что можно утверждать на основании истории становления и развития социологии, как самостоятельной области знаний.

Источник

Оцените статью
Разные способы