Способ получения среднего образования

Среднее профессиональное образование

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.

Дата актуализации раздела — 05 марта 2014 г.

К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено законом.

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности.

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первом уровне образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Виды специальных учебных заведений:

  • техникум (училище) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
  • колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджета является общедоступным, за исключением следующих случаев:

  • при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания;
  • если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов, учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ежегодные правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству РФ, Порядку приема, утвержденному Минобрнауки, и правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе образовательного учреждения. Правила приема иностранных граждан включаются самостоятельным разделом в ежегодные правила приема.

До начала приема документов приемная комиссия образовательного учреждения среднего профессионального образования определяет и объявляет информацию для поступающих.

Не позднее 1 марта объявляются:

  • правила приема в образовательную организацию;
  • порядок приема в образовательную организацию для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения;
  • перечень специальностей, по которым образовательная организация объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности с выделением форм получения образования — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат;
  • требования к уровню образования, которое необходимо для поступления — основное общее или среднее (полное) общее образование;
  • перечень вступительных испытаний;
  • информацию о формах проведения вступительных испытаний;
  • информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов в электронно-цифровой форме;
  • особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Не позднее 1 июня:

  • общее количество мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество бюджетных мест для приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждой специальности, в том числе по различным формам получения образования;
  • количество мест по каждой специальности по договорам с оплатой стоимости обучения;
  • правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;
  • информацию о наличии общежития и количестве мест в общежитиях для иногородних поступающих;
  • образец договора для поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

Не позднее 20 июня начинается прием документов на первый курс.

По результатам вступительного испытания на следующий день после объявления оценки поступающий имеет право подать письменное апелляционное заявление о нарушении установленного порядка проведения испытания и (или) несогласии с его результатами (далее — апелляция). Апелляция подается поступающим лично на следующий день после объявления оценки по вступительному испытанию. При этом поступающий имеет право ознакомиться со своей экзаменационной работой в порядке, установленном образовательным учреждением.

Для рассмотрения апелляций на период проведения вступительных испытаний приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования создается апелляционная комиссия. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой, в ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результата сдачи вступительного испытания. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать на рассмотрении апелляции один из его родителей (законных представителей). При подаче апелляции, а также в случае присутствия при рассмотрении апелляции поступающий должен иметь документ, удостоверяющий его личность.

Читайте также:  Мелаксен описание способ применения

После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке результата сдачи вступительного испытания. В случае необходимости изменения оценки составляется протокол решения апелляционной комиссии, в соответствии с которым вносится изменение оценки в экзаменационную работу поступающего, его экзаменационный лист и экзаменационную ведомость. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего. Факт ознакомления с этим решением удостоверяется подписью поступающего. Выписка из протокола решения апелляционной комиссии хранится в личном деле поступающего.

Среднее специальное учебное заведение вправе, в пределах численности обучающихся, установленной лицензией, осуществлять подготовку специалистов на основе договоров с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

Студенты могут совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством РФ о труде и образовании.

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

За невыполнение учебного плана по специальности в установленные сроки по неуважительной причине, невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом среднего специального учебного заведения, нарушение правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из среднего специального учебного заведения. Не допускается отчисление студентов по инициативе администрации во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Итоговая государственная аттестация выпускников средних специальных учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется государственными аттестационными комиссиями.

Среднее специальное учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим итоговую государственную аттестацию, диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.

Лицу, отчисленному из среднего специального учебного заведения либо не прошедшему государственную (итоговую) аттестацию или получившему на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка, отражающая объем и содержание полученного образования.

Источник

Способ получения среднего образования

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки и научной специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

Источник

Альтернативные формы получения общего образования, в том числе среднего (полного)

Альтернативные формы получения общего образования, в том числе среднего (полного)

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был успешен в жизни. В это понятие вкладывается, в том числе, и успеваемость в школе. Но что делать, если одно упоминание о школе вызывает у сына или дочки страх, раздражение, а то и ненависть? Многие родители не имеют представления о своих правах и возможностях ребенка получить среднее образование альтернативным способом, а тем временем закон РФ «Об образовании» предусматривает несколько вариантов надомного обучения с последующей государственной аттестацией и получением учеником документов утвержденного образца: экстернат, семейное и надомное обучение. Каждый из этих вариантов имеет свои особенности, плюсы и минусы. Независимо от формы обучения ребенок прикрепляется к определенной школе и классу.

Читайте также:  Способы установления границ континентального шельфа

Экстернат – надомная форма обучения, при которой ребенок или осваивает материал полностью самостоятельно, или родители (лица, их заменяющие) заключают в школе договор на платные дополнительные услуги по образованию – в этом случае ребенок посещает оговоренные документом консультации по отдельным предметам по закрепленному графику. Правила экстерната регламентирует Приказ Министерства образования Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната».

Государственную итоговую аттестацию дети проходят бесплатно. Такая форма обучения хорошо подходит одаренным детям, нередко теряющим интерес к учебе при посещении школьных занятий на общих основаниях, и детям, которым по каким-либо причинам необходимо раньше закончить школу. Экстернат развивает в ребенке ответственность, самостоятельность, способность к самоконтролю. При этом от родителей требуются высокая степень участия в образовательном процессе, особенно если экстернат оформляется ученику младшего и среднего звена, и определенные финансовые затраты, размер которых во многом будет зависеть от способностей ребенка и возможностей родителей оказать ему помощь в освоении учебного материала.

Семейное обучение оформляется любому ребенку по заявлению родителей на имя директора школы или начальника муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования. Право на семейное обучение закреплено в Приказе Министерства образования Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 и пунктом 3 ст. 52 Закона РФ «Об образовании». Первое время после появления возможности семейного обучения родителям нередко приходилось сталкиваться с крайне негативной реакцией со стороны администрации школ, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, но все равно будьте готовы к тому, что не только учителя, но и ваши знакомые и родные будут выказывать непонимание и неприятие вашей позиции.

При семейном обучении учебную программу ребенок осваивает самостоятельно (с помощью родителей) и посещает школу только для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. В каждом конкретном случае решить вопрос о контроле знаний можно по-разному. Иногда дети на протяжении всего учебного года пишут контрольные одновременно с одноклассниками, а по устным предметам отчитываются рефератами, или же ребенок проходит только промежуточную аттестацию по предметам в конце учебного года для перехода в следующий класс и итоговую аттестацию в 9 и 11 классе.

Все права и обязанности сторон (администрации школы, родителей и самого ученика) подробно прописываются в договоре. На основании Приложения №2 к вышеозначенному приказу № 000 при семейной форме обучения «родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребёнка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребёнка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами».

Как правило, такую форму получения среднего образования выбирают в случае возникновения конфликтных ситуаций в школе, особенно при невозможности перевести ребенка в другую школу, и по религиозным соображениям, с целью оградить ребенка от негативного влияния сверстников и возможного давления со стороны учителей. Так же, как и в случае с экстернатом, семейное обучение предъявляет высокие требования к организованности и ответственности ученика и его родителей.

Экстернат и семейное обучение могут стать настоящим спасением для детей, серьезно занимающихся спортом или живописью, при частых переездах семьи в связи с особенностями профессиональной деятельности родителей (цирковые артисты, военные). В обоих случаях школа обязана предоставлять ребенку любую литературу из своей библиотеки, оказывать консультативную и методическую помощь. Родители или опекуны имеют право присутствовать на промежуточной и итоговой аттестации ученика, что особенно важно при конфликтных отношениях с учителями. Следует иметь в виду, что по решению родителей ребенок может в любое время продолжить обучение в школе, а школа вправе расторгнуть договор в случае, если ребенок не усвоил учебную программу, что было подтверждено во время прохождения промежуточной аттестации.

Среди альтернативных форм получения среднего образования особняком стоит надомное обучение. Право на надомное обучение имеют только дети с нервно-психическими или соматическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в том числе дети-инвалиды. Для оформления надомного обучения необходимо оформить медицинскую справку с заключением комиссии из трех врачей и написать заявление на имя директора школы. При этой форме обучения для каждого ученика составляется индивидуальный учебный план, с учетом его возраста, класса и состояния здоровья. Ребенок может обучаться по общей или вспомогательной программе.

Читайте также:  Основание возникновения права собственности первоначальный способ

Вспомогательная программа обучения обычно составляется для детей, страдающих психическими заболеваниями, и при тяжелой степени инвалидности. В любом случае режим учебы при надомном образовании существенно облегчен. Продолжительность одного урока строго не регламентируется и зависит от состояния ребенка на данный момент. Временной разброс составляет от 20 минут до 2-х часов, в среднем — 30 минут. Как правило, в течение дня у ребенка имеется 2-3 урока. В соответствии с письмом Госкомитета СССР по народному образованию от 25.10.88 г. N /11-14 количество часов учебного плана составляет: в I-IV классах — 8 часов, в V-VIII классах — 10 часов, в IX классе — 11 часов, в Х-ХI классах — 12 часов в неделю.

При этом решение о распределении часов по предметам принимает районный Отдел образования. Из программы исключены второстепенные предметы: музыка, рисование, труд, физкультура, МХК, ОБЖ. Учебный год у таких ребятишек начинается, как обычно, 1 сентября и продолжается в 1 классе не менее 30 недель, во 2-11 классах – не менее 34 недель. Регламентируется и продолжительность каникул: летние — не менее 8 недель, каникулы в течение учебного года суммарно – не менее 30 дней. При надомном обучении по общеобразовательной программе после сдачи итоговой аттестации ученик получает обычный государственный аттестат установленного образца, при обучении по вспомогательной программе – свидетельство установленного образца.

Обучение детей на дому создает дополнительные сложности для учителей, многие из них отказываются от таких занятий, поэтому в некоторых случаях, когда состояние здоровья ребенка это позволяет, оформляется так называемое частично надомное обучение. При этой форме обучения для ребенка составляется персональное расписание, и он занимается в стенах школы в индивидуальном порядке. Не возбраняются и занятия вместе со своим классом. Таким образом, больной ребенок имеет возможность общаться со сверстниками, приобретает навыки публичных выступлений, в меньшей степени ощущает свою обособленность. С другой стороны, при необходимости прохождения планового курса терапии, санаторно-курортного лечения, при обострении заболевания исключается вероятность его отставания от программы.

Полный перечень заболеваний, дающий право на надомное обучение, содержится в приказе Министерства Здравоохранения РСФСР от 01.01.01 г № . В него входят соматические заболевания (хронические заболевания почек с признаками почечной недостаточности, субкомпенсированные врожденные пороки сердца, тяжелые заболевания печени, бронхиальная астма с частыми приступами, гемофилия и др.); заболевания с нарушением двигательной функции, в том числе состояния после травм и операций на период лечения; недержание мочи и кала; тяжелые кожные заболевания (экзема и дерматит в период обострения, артропатический псориаз, склеродермия и др.); психоневрологичесие заболевания, в том числе неврозы, эпилепсия, энцефалоастения и душевные заболевания (шизофрения, психозы).

Многих родителей пугает сама мысль об обучении ребенка в домашних условиях. Но большинство страхов надуманные. Уровень подготовки при альтернативных формах обучения нередко оказывается выше, так как ученик имеет возможность углубленного изучения любимых предметов. Переживания по поводу отсутствия общения со сверстниками тоже лишены основания: ребенок может общаться в кружках и секциях, во время прогулок во дворе (особенно, если речь идет об экстернате или семейном обучении), а при надомном обучении ребенка-инвалида Вы ограждаете его от возможного унижения и издевательств (к сожалению, дети часто бывают жестоки).

Обучаясь в домашних условиях, ребенок избегает многих конфликтных ситуаций, которые, к сожалению, частенько возникают в современных школах. И хотя некоторые психологи считают это недостатком надомного обучения, позвольте с ними не согласиться. По статистике, почти 90% выпускников имеют хронические заболевания внутренних органов и те или иные проявления невроза, и я не вижу ничего плохого в попытке защитить своего ребенка от этих проблем. Единственное, о чем должны помнить родители: после окончания школы ребенку предстоит дальнейшая учеба и самостоятельная жизнь, и если Вы собираетесь взять ответственность за его образование на себя, заранее реально взвесьте свои силы и возможности.

Источник

Оцените статью
Разные способы