Способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса это

Вопрос 17 Анкетирование и интервью: сущность, особенности.

Интервью в психологии выступает способом получения социально-психологической информации с помощью устного опроса В истории интервью как психологического метода можно выделить три основных этапа развития ку: 1) сначала интервью использовалось в области психотерапии и психотехники, в свою очередь это способствовало возникновению психологических консультаций; 2) использование интервью в социологических и социально-пс ихологичних исследованиях, где впервые возникли вопросы о валидность способов организации и проведения интервью и достоверность полученной информации, 3) современный этап психологических исследований характер изуеться координацией практических, теоретических и методологических проблем интервью с целью использования его как особого метода получения информации на основе вербальных коммуникацийї.

Различают два вида интервью: свободные — не регламентированные темой и формой беседы, и стандартизированные — по форме они близки к анкете с закрытыми вопросами Однако границы между этими видами интервью подвижностью ные и зависят от сложности проблемы, целей и этапа исследования Степень свободы участников интервью обусловлено перечнем и формой вопросов, содержательный уровень полученной информации — богатством и сложностью ответовей.

В ходе общения могут сложиться различные ситуации относительно позиции интервьюера: а) респондент (тот, кому относятся вопросы) знает, почему он действовал или должен действовать так, а не иначе б) респонденту недостаточным варительно информации о причинах собственного деяния в) интервьюер имеет целью получить симптоматическую информацию, хотя респондент не оценивает ее как Та или иная ситуация предполагает использование различных методов интервью В первом случае достаточно использовать упорядоченный, четко направленный цикл вопросов В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента в процессе поиска н еобхиднои информации Примерами таких методов является интервью клиническое и интервью Диагностическогоичне.

Диагностическое интервью — метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии Этот метод служит особым средством установления тесного личного контакта с спивроз заговорщиком Во многих ситуациях клинической работы он оказывается важным способом проникновения во внутренний мир пациента и понимания его проблем Различают диагностическое интервью: 1) управляемое — е д вполне запрограммированного (по типу анкеты — неизменная стратегия и неизменная тактика) до совершенно свободного (постоянная стратегия и свободная тактика) 2) неуправляемое, \»исповедальном\», где инициатива принадлежит пациента ту В клинической практике полностью стандартизированное диагностическое интервью используется очень редкийідко.

Клиническое интервью — метод терапевтического сеанса в случае оказания психологической помощи В психиатрии, психоанализе и медицинской психологии этот метод используется для помощи пациенту осознать свои внутренние труд днощи, конфликты, скрытые мотивы поведения Клиническое интервью относится к наиболее свободных форм беседы; в беседах такого типа психолога интересует не только непосредственное содержание ответов пациента (фак ты, взгляды, чувства, словесный ряд — словарь, ассоциации идей и т.д.), но и его поведение (тон, жесты, движения и др.) Важной предпосылкой успешности реализации метода является установление положительных личностных х отношений между участниками беседы, что требует от психолога быть терпеливым, находчивым, приспосабливаться к интересам пациента В отдельных случаях метод может иметь непосредственное психотерапевтический эф т, при этом пациент не только осознает причины своих трудностей, но и определяет пути их преодоления Общая стратегия и ход реализации метода строятся на предварительных данных диагноза тощу тощо.

Анкетирование — метод социально-психологического исследования с помощью анкет В социальных науках (демографии, социологии, психологии) анкетный опрос проводится с целью выяснить данные биографического характера, взгляды, ценностные ориентации, социальные установки и личностные черты опрошенных зависимости от характера необходимой информации и способов ее получения используются различные типы анкетного опроса: сплошное (охватываются большие группы населения) и выборочное (охватывается конкретная группа участников) устное (по типу интервью) и письменное (работа с бланковым анкетами) индивидуальное и групповое, а т акож — глазное (при условии непосредственного взаимодействия) и заочное (по почте, телефону и т.д.) Для проведения любого типа анкетирования необходимо предварительное решение двух методических проблем: во-первых, определение ния объема и обеспечения однородности выборки, во-вторых, обеспечения репрезентативности выборки Эти параметры исследования предопределяют его завершенность и достаточностьість.

Методическим средством для получения первичной социологической и социально-психологической информации анкетного опроса является, конечно, анкета Она представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан а не из центральной задачей исследования Построение анкеты — это процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов, является составной и ответственной процедурой Анкета должна обеспечивать полученных ния таких ответов, которые являются истинными применительно и опрашиваемого, и проблемы, составляет предмет исследования Анкета строится на основе теоретических представлений о сущности предмета исследования, согласно до этого выбираются шкалы оценок, типы вопросов, определяется количество и порядок вопросов, должны относиться Также в каждом конкретном исследовании выбирается наиболее адекватная процедура реализ ции анкетирование с учетом всех условий ситуации познавательного акта Каждый отдельный тип анкетирование предусматривает как ситуацию исследования, так и структуру анкеты, включая последовательность и эмоциональную наси ченисть вопросов, средства обработки и анализа полученных даны даних.

Читайте также:  Социализация способы ее осуществления

Источник

13. Методы опроса

13. Методы опроса

Опрос – это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым.

Типы опросов:

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:

1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования:

а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:

– клинические – направлены на выявление акцентуаций;

– глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти;

– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;

б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;

в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;

2) по степени формализации:

а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);

б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;

в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы.

Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования.

Анкетирование используется при:

1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам;

2) необходимости опросить большое число людей.

Способы анкетирования:

1) рассылка анкет по почте;

2) распространение анкет в СМИ;

3) вручение анкет по месту жительства или работы.

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

29. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

29. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ Методами воспитания называется совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитывающихся в целях достижения определенного воспитательного результата. Средствами воспитания называется все то, с помощью чего

70. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

70. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на достижение целей обучения с образовательным, воспитательным и развивающим эффектом. Система методов, квалифицированных по

Методы

Методы В науке, видимо из-за единства лингвистического происхождения этих слов, произошло странное смешение понятий методологии и методов. Фактически же методология представляет собой способ мышления ученого, а метод – это механизм исследовательской практики. Разница

Методы психологии

Методы психологии Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдениеи эксперимент. Каждый из этих общих методов научного

Методы гипнотизации

Методы гипнотизации Как вы уже знаете, перед сеансом гипноза необходимо выполнить определенные мероприятия: подготовить помещение, провести предварительную беседу с обратившимся за помощью, определить его внушаемость.Пробы на гипнабельность иногда могут стать

9.2. США. Федеральная модель подготовки и проведения следственного опроса под гипнозом

9.2. США. Федеральная модель подготовки и проведения следственного опроса под гипнозом Целесообразность (нецелесообразность) опроса под гипнозомВсе начинается с анализа обстоятельств расследуемого дела. Отвлечемся пока от гипноза и попробуем ответить на некоторые

Приложение Г Результаты интернет-опроса «Целеголик ли вы?»

Приложение Г Результаты интернет-опроса «Целеголик ли вы?» Обращает на себя внимание, что:• 52 % респондентов не удовлетворены своей жизнью. Только 48 % опрошенных согласны или совершенно согласны с тем, что они потрясены, насколько их жизнь невероятно успешна;• 76 %

Методы

Методы Анализ мозговой основы психической деятельности располагает, как известно, двумя основными методами. Первым из лих является сравнительно-эволюционный метод, вторым — метод анализа особенностей изменения психической деятельности при локальных мозговых

Читайте также:  Опросник способов копинга лазарус

Методы

Методы Методы – это способы, приемы выполнения работы с информацией. В рамках той или иной техники брейнбилдеры используют различные методы чтения, освоения информации и самостимулирования.С точки зрения организации и осуществления чтения можно выделить два метода:

За что нас не любят (результат опроса)

За что нас не любят (результат опроса) Ну вот, подошли к самому неприятному. К критике в свой адрес. Впрочем, критики и не будет. Будет только перечень самых неприятных для мужчин женских качеств. Я спрашивала мужчин всех возрастов, самых разных профессий и увлечений. И

Методы вытеснения

Методы вытеснения Суть «метода вытеснения» состоит в том, чтобы заменить беспорядочный бег случайных мыслей на многократное повторение одной и той же фразы или определенного звукосочетания.В восточных духовных школах подобные звукосочетания типа «о-о-у-м-м» или

Источник

Интервью как метод психодиагностики

Интервью— вид опроса, использующий непосредственное социально — психологическое взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью.

Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.

Интервью представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения.

Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом и наделенный коммуникативными навыками.

Вторая роль — интервьюируемый или опрашиваемый. От него не требуется владения специальными навыками, особых знаний в какой-либо области человеческих знаний, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли.

Интервьюер занимает активную и воздействующую позицию, интервьюируемый, напротив, пассивную и выжидательную.

Интервью — это целенаправленная беседа, разведывание, выяснение важных сведений, новых данных, способ получения информации с помощью устного опроса.

Обычную беседу считать «интервью» нельзя — она протекает стихийно.

Разговор на кухне или на улице — тоже не интервью, хотя он представляет собой обмен мнениями между двумя или более людьми.

Интервью — особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации.

В основe интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования.

Интервью длится в среднем от 10 минут до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.

Очень важно, чтобы были обеспечены, по возможности, одинаковые условия места и времени проведения интервью для всех опрашиваемых.

Как правило, в беседе с опрашиваемым интервьюер сам записывает его ответы. В некоторых случаях, чтобы облегчить его работу, не отвлекать от беседы, прибегают к помощи ассистента интервьюера, который ведет подробную запись.

Нередко запись беседы проводят с использованием технических средств (дикторов, магнитофонов), в частности при опросах общественного мнения и в журналистике.

Основные отличия интервью:

  • непосредственный, прямой контакт исследователя с испытуемым (в анкетном опросе контакт носит, как правило, опосредованный характер);
  • устная форма этого контакта (в анкетном опросе присутствует письменная форма контакта).

Ситуации, где эффективны интервью:

  • зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, при разработке теоретической модели предмета исследования и выдвижении гипотезы;
  • пилотаж (пробное исследование) при проверке качества методического инструментария.
  • в случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов терминов, представляющих языковые, смысловые или логические трудности для респондентов.

Функции интервью:

а) получение информации;

б) воздействие на респондента.

Достоинства интервью:

  • непринужденная обстановка общения и повышение искренности ответов;
  • большая доверительность и серьезное отношение информанта к беседе;
  • возможность коррекции плана беседы по ее ходу;
  • позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента;
  • ситуация интервьюирования, близкая по форме к обыденному разговору, способствует возникновению непринужденной обстановки общения и повышению искренности ответов;
  • личностный характер взаимодействия обеспечивает его большую доверительность, а также серьезное отношение информанта к беседе;
  • возможность наблюдать психологические реакции респондента позволяет по ходу беседы корректировать ее план, видоизменять форму или последовательность вопросов, следить за степенью искренности при ответах;
  • устный характер контакта позволяет устранить незапланированное восприятие вопросов посредством их уточнения или разъяснения.
  • личный контакт интервьюера с респондентом обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника;
  • повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников;
  • возрастает содержательность и глубина собираемой информации;
  • в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер всегда может прийти на помощь;
  • более удобно, чем при анкетировании, использовать табличную форму ответов на вопросы;
  • при переходе от одной темы к другой интервьюер может изменять формулировку вопроса, не меняя его направленности.

Классическая форма интервью — так называемая индивидуальная техника, когда интервьюер обращается к небольшой группе людей (20-30 человек), при этом к каждому по отдельности.

  • значительные временные затраты;
  • малая оперативность;
  • обстановка интервью может не располагать к откровенности;
  • необходимость нанимать большое количество интервьюеров;
  • трудность подготовки интервьюеров;
  • требует специальной подготовки и солидного тренинга;
  • разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений;
  • невозможность использования интервью в ситуациях краткосрочных массовых опросов;
  • нетерпеливость респондентов, которые с трудом отвечают на большое количество вопросов, даже если их 20—25;
  • эмоциональное поведение респондентов, респондент не должен состоять в эмоциональной связке с интервьюером, хотя эмоциональную отстраненность сохранять очень трудно;
  • семантические трудности, слова, употребляемые в анкете, должны быть понятны респонденту, удобочитаемы и иметь однозначное толкование.
Читайте также:  Оповещение населения основные способы оповещения

Благоприятная обстановка интервью обеспечивается:

  • отсутствием посторонних лиц;
  • созданием максимально спокойной обстановки общения (исключение хождения кого-то по комнате, телефонных звонков и т.п.);
  • заботой о психологическом комфорте информанта — внешние атрибуты ситуации общения (мягкий свет, удобная мебель) и профессиональные умения интервьюера (убедительная речь, располагающая к себе мимика и пантомимика и т.п.).

Неблагоприятная обстановка характеризуется:

  • отсутствием отдельного помещения для проведения беседы;
  • занятие информанта рабочими и домашними делами;
  • прямым или косвенным влиянием посторонних людей;
  • прерыванием интервью для других дел (телефону, хождение по комнате, обращение к посторонним людям и т.п.).
  • на улице — наличие многолюдной толпы или, напротив, пустынное место, где трудно найти информанта с требуемыми для выборки половозрастными характеристиками.

Виды интервью:

  • качественные — количественные,
  • жесткие — мягкие,
  • стандартизированные — нестандартизированные,
  • структурированные — неструктурированные,
  • формализованные — неформализованные,
  • направленные — ненаправленные,
  • фокусированные — нефокусированные,
  • директивные — недирективные,
  • личные — групповые,
  • открытые — закрытые и др.

По направленности интервью бывают — стандартизированные, полустандартизированные, свободные.

Рассмотрим несколько подробнее каждый из видов интервью.

Стандартизированного интервью — интервьюер имеет список конкретных вопросов, на которые должен ответить респондент.

Полустандартизированное интервью — вопросы по ходу интервью могут несколько менять свою формулировку, чередоваться в той последовательности, которая представляется интервьюеру оптимальной для беседы с конкретным человеком.

Свободное интервью — исследователь кратко представляет тему и просит респондента в свободной форме высказаться по этому поводу.

Исследователь пассивен, его главное качество кроме эмпатии — умение слушать и слышать своего собеседника. Эта форма интервью помогает погрузиться в духовный мир индивида, поэтому к свободному интервью чаще прибегают психологи.

Направленное интервью предполагает:

  • четкий план интервью,
  • использование только понятий, которые есть в формулировке вопроса,
  • «подсказки», наводящие респондента на удобную для последующей обработки форму ответа.

Достоинство направленной техники:

  • относительная простота,
  • позволяет использовать не только специалистов,
  • возможность последующей стандартизации ответов.

Недостатки направленной техники:

  • возможная психологическая «зажатость» респондента вследствие жесткой структуры вопроса,
  • некоторая поверхностность ответов, человек старается следовать предложенным формулировкам и «отсеивает» побочную информацию, которая может оказаться интересной и полезной.

Ненаправленная техника — способствует свободному самовыражению респондента, в котором проявляются не только осознанные, но и неосознаваемые мотивы его деятельности, установки, оценки и стереотипы.

Групповое интервью используется когда исследователя интересует групповое влияние, а не индивидуальное мнение отдельных людей.

Достоинства групповой техники:

  • присутствие других людей поощряет человека к высказыванию, стимулирует реакции индивидов;
  • групповое интервью по времени и материальным средствам наименее «затратное», позволяет опросить одновременно несколько человек.

Недостатки групповой техники:

  • участники располагает меньшим временем для высказывания, чем при индивидуальном опросе;
  • большинство людей в составе группы склонны конформировать с мнением большинства;
  • особое значение приобретает психологический тип отдельного члена группы — его доминантность или подчиненность,
  • необходимо достаточно большое помещение, чтобы участники беседы сидели по кругу, а не друг за другом.

В групповом опросе значительнее сложнее анализ информации, чем в индивидуальной опросе, так как необходима интерпретация и групповых феноменов, которые влияют на результат интервью.

Оптимальный состав группы — в среднем 10 человек, однородного состава, в том числе и половозрастного.

По числу обсуждаемых тем виды интервью подразделяются на:

  • фокусированное или направленное;
  • нефокусированное (ненаправленное).

Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией поведения респондента и интервьюера. Цель — сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы.

Нефокусированное интервью– характеризуется отсутствием предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Наблюдается тематическая солянка, вопросы не образуют логической взаимосвязи.

По количеству опрашиваемых виды интервью подразделяются на:

  • индивидуальное, или личное;
  • групповое.

Индивидуальное или личное интервью — беседа тет-а-тет интервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей.

Групповое интервью — беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет.

Его главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака.

Существуют дополнительные критерии классификации видов интервью. По длительности проведения исследования интервью может быть однократным (разовым) или многократно повторяться (через определенный промежуток времени). Во втором случае оно приобретает статус повторного или лонгитюдного исследования.

По месту проведения интервью выделяют :

  • по месту жительства;
  • посетителей магазинов;
  • по месту работы

По стилю ведения интервью делятся на жесткие и мягкие.

Жесткое интервью — интервьюер может грубо перебивать респондента, ловить его на противоречиях, задавать наводящие вопросы, оказывать психологическое давление.

Этот метод ведения интервью напоминает тактику поведения следователей при допросе обвиняемых и редко используется в мировой социологии.

Мягкое интервью — предполагает вежливое обращение с опрашиваемым, употребление всевозможных этикетных правил и формул.

По целевой заданности интервью бывает диагностическим или клиническим.

Диагностическое интервью — используется исследователем для того, чтобы глубже узнать внутренние мотивы поведения, черты личности, расстройства, симптомы болезни.

Клиническое интервью —используется как метод терапевтической беседы с пациентом с целью оказать ему психологическую помощь, например, избавиться от навязчивой идеи.

Источник

Оцените статью
Разные способы