Методы исследования в социологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие метода
В рамках программы социологического исследования один из самых важных компонентов является выбор правильных методов. Важно правильно выбрать способ получения необходимой информации социологического характера для решения поставленной задачи. Метод происходит от греческого «путь к чему-то». Метод позволяет узнать суть предмета.
Метод в социологии — способ получения максимально достоверных знаний, совокупность различных операций, инструментов, технологий для познания реальности, жизни общества.
Чаще всего понятие «социологический метод» имеет обобщённое значение, содержащее в себе установки социолога , которые он реализует в рамках своего исследования.
Виды методов
В общем смысле методы социологии можно разделить на общенаучные и частнонаучные. Общенаучные используются во многих науках, например, сравнительный, сравнительно-исторический и пр. К частон аучным, например, социометрия, биографический метод и пр.
В рамках обыденных представлений социология работает прежде всего с опросами и анкетированием, но по факту социолог может использовать самые разные методы:
- наблюдение,
- анализ документов,
- экспертный опрос,
- интервью,
- социометрию,
- анализ отдельного случая,
- фокус-группу,
- и пр.
Эксперимент и наблюдение не являются специфическими социологическими методами. Но сегодня их активно применяют в различных гуманитарных науках.
Для примера разберём подробно два распространённых метода.
Наблюдение
Наблюдение в рамках социологии — это метод, который предполагает выдержанное во времени, фиксируемое восприятие объекта исследования.
Готовые работы на аналогичную тему
Чаще всего наблюдение используют для того, чтобы отслеживать поведения и коммуникацию отдельных людей или групп. Наблюдение чаще всего используют для анализа конфликтных ситуаций. Наблюдение позволяет следить за людьми в реальном времени, анализировать явления в их развитии и не зависеть от объекта наблюдения.
При этом метод имеет свои недостатки: ситуации часто имеют частный характер, а полученные результаиы могут распространяться на более широкое поле. Часто повторить наблюдение невозможно, так как процессы, происходящие в обществе, в основном, не имеют обратного характера. Также важно, что качество информации находится в зависимости от того, кто проводит наблюдение.
Наблюдение бывает нескольких видов.
- включенное наблюдение (когда социолог взаимодействует с теми, кого изучает);
- полевое наблюдение (происходит в естественных условиях);
- лабораторное наблюдение (происходит в рамках специально созданных помещениях)
Опрос
Опрос может быть представлен в виде анкетирования, интервью и в других формах. Сбор может проводиться в словесной и письменной форме, заочно и напрямую, по заранее разработанному плану и без него.
Метод опроса применяют в таких ситуациях:
- когда у проблемы не хватает документальных свидетельств;
- когда невозможно наблюдать процесс полностью и постоянное, а информацию получить нужно;
- когда изучаются ценности, стереотипы, представления и пр.;
- когда опрос может проверить другие полученные данные.
Особое место как вид опроса занимает анкетирование. В социологии составление анкеты требует большого внимания, существуют требования к формулировкам и принципам составления.
Правила выбора методов
При определении того, какие применять методы, нужно ориентироваться на следующие принципы:
- ни один метод не может иметь универсального характера, его возможности ограничены, поэтому можно говорить только об уместных или нет в данном конкретном случае;
- быстрота и экономичность исследования не должны отражаться на качестве собранных данных;
- правильное использование метода — залог достоверности данных.
Источник
Способы получения знаний в социологии.
Навыки
· вырабатывать самостоятельную, научно-обоснованную точку зрения по социально правовым проблемам;
· целенаправленно выстраивать систему вопросов, позволяющих получить развернутую информацию от собеседника;
· выявлять и грамотно анализировать документальные источники информации.
Литература для исследовательского проекта:
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Методология и методы. М.:ИНФРА-М, 2009.
Кузнецова И.О., Ромащенко Л.С. Методика проведения и оформление документов социологического исследования. Саратов: СГАП, 2007.
Осипов Г.В. Методы измерения в социологии.
Журналы: «социологический журнал», «социологические исследования».
Вопросы для повторения:
ü Чем объект социологии отличается от предмета этой науки?
ü Каковы уровни социологического исследования?
ü Поясните различие теоретической и прикладной социологии.
ü В чем сходство и различие таких наук как социология и социальная психология, социальная философия, право, экономика?
ü Какие методы использует социология?
ü Разъясните функции социологии. Какие из них наиболее важны в современной России?
ü Что дает знание социологии современному человеку?
Тема 1. Лекция. Социология как наука.
1) Понятие социологии, ее объект, предмет.
2) Структура социологии и взаимосвязь с другими науками.
3) Методы и функции социологии.
1. Огюст Конт (Conte) (1798-1857) – основоположник социологии как науки. Французский философ-позитивист.
Социология – наука об обществе.
Наука – система знаний.
Общества – совокупность людей, проживающих на земле.
Субъект – это тот, кто изучает, активная сторона научно-познавательного процесса.
Объект – это то, что подлежит изучению; часть реального мира, которая подвергается научному изучению.
Предмет – это наиболее существенные свойства, признаки объекта, подлежащие исследованию, исходя их целей научного познания.
Объект и предмет социологии. (ОС и ПС)
Ø Общество как целостное образование, социальная реальность.
Ø Социальные группы, организации, личности.
Ø Социальные институты.
Ø Социальное поведение.
Ø Социальные связи, отношения, механизмы.
Ø Социальные процессы.
Ø Свойства, признаки, формы, факторы, противоречия, тенденции, закономерности, механизмы функционирования и развития общества, личности, социальных групп.
Тема: Женская преступность
Объект исследования: Преступность
Предмет исследования: специфика женской преступности в Октябрьском районе г.Саратова в возрастной группе 18-22 лет.
Социология – это наука, которая изучает функционирование общества как целого и его структурных единиц с целью выявления социальных тенденций и закономерностей их развития.
2.Уровни исследования социологии:
Индивидуальный уровень – взаимодействие и ролевое поведение.
Групповой уровень – Микросистема – Первичные группы, межличностные взаимоотношения в группах и институтах, взаимоотношения групп.
Уровень социальной системы – Макросистема – Общие модели социальной организации. Общества и общности.
Структура социологии:
Макросоциология исследует: | Микросоциология исследует: |
Механизм функционирования общества в целом в течение длительного времени. | Поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. |
Проблемы: Общие закономерности функционирования социума как целого; Взаимосвязи между различными частями общества. | Проблемы: Поведение индивидов, мотивы поведения и поступков людей; Ролевое поведение. |
Способы получения знаний в социологии.
Теоретическая социология | Прикладная социология |
Решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категориального аппарата науки и методологии. | Ставит задачу найти средства достижения определенных практических целей, пути и способы использования устойчивых взаимосвязей (закономерностей). |
Стремится ответить на вопрос: «Что и как познается?» | Отвечает на вопрос: «Для чего познается?» |
Социология взаимодействует с:
· Математическими и статистическими науками
Каждая из общественных наук изучает свой аспект общества:
o История – исторические факты, закономерности их возникновения и развития;
o Экономическая теория – экономические отношения, производство, распределение, обмен, потребление.
o Политология – структуру и функционирование политической власти.
o Этика – нравственные отношения.
o Антропология – культуру как образ жизни общества в целом (орудия труда, оружие, структуру группы, искусство, язык, иерархию).
o Юриспруденция – нормы права.
Социологические аспекты в различных сферах общества:
· В экономической сфере – условия труда, его стимулы, роль товарно-денежных отношений в регулировании социальных взаимодействий.
· В политической сфере – отношения различных слоев общества к политической власти, способность власти выражать их интересы.
· В правовой сфере – отношение людей к законам, способность институтов права защищать их интересы.
Особенности социологического подхода:
· Изучение общества как единой целостной многоуровневой системы. В каждой сфере общества социология изучает процессы в неразрывной связи с тем, как они влияют на функционирование общества как целого.
· Нацеленность на выявление и изучение закономерностей функционирования общества, стремление постичь природу социальных связей между людьми, по поводу чего бы они ни возникли;
· Ориентированность на изучение общественных отношений через призму интересов и потребностей людей, их мнений, ожиданий, предпочтений.
· Сочетание теоретических и эмпирических методов исследования.
3.Методы и функции социологии.
1) Общефилософские методы: принципы, законы и категории философии.
2) Общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование…
3) Специфические социологические методы: сравнительно исторический, статистический, наблюдение, опрос…
Индукция – частные выводы àобщее положение
Дедукция – общее положение à частные выводы
Наблюдение – это восприятие социальных явлений и процессов в их реальном виде, и сбор фактов, происходящих в действительности.
Исторический и логический методы – изучение социальных явлений и процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.
Моделирование – упрощенное рассмотрение сторон или свойств социальной системы с помощью схем, графиков, математических подсчетов, слов.
1) Познавательная – социология обеспечивает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности социального развития.
2) Прогностическая – социология вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тенденциях социального развития.
3) Прикладная (практическая) – социологические исследования ориентированы на решение практических проблем.
4) Инструментальная – социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности.
5) Критическая – проявляется в объективной оценке социальной реальности, которая позволяет определить достоинства и недостатки какой-либо социальной системы.
Выводы:
1) Социология является наукой об обществе, его структурных единицах, закономерностях их становления, функционирования и развития.
2) Социология, являясь самостоятельной наукой, имеет свой научный и категориальный аппарат, инструментарий исследования.
3) Социологические теории помогают человечеству в осмыслении того, как и почему проходят социальные изменения, что является источником и двигателем развития человеческого общества.
Тема 2. Социологическое исследование.
1) Понятие социологического исследования, его уровни, виды и этапы.
2) Программа социологического исследования: понятие и структура
1. Социологическое исследование :
· это способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении;
· система логически последовательных методологических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получить достоверные сведения об изучаемом явлении для их последующего применения.
Уровни социологического исследования:
· Методологический – совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводится исследование, и объясняются результаты.
· Методический – комплекс конкретных приемов и методов сбора информации.
· Процедурный – организация самого исследования.
Виды социологического исследования:
1) По задачам: Разведывательное (пилотажное), Описательное, Аналитическое
2) По частоте: Развое (точечное), Повторное (панельные, логитюдные).
3) По масштабам: Международные, Кросскультурные, Общенациональные, Региональные, Отраслевые, Локальные.
Разведывательное (пилотажное) исследование:
· Решает ограниченные по содержанию задачи.
· Охватывает небольшие обследуемые совокупности.
· Основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
· Используется для предварительного обоснования определенного процесса или явления для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ.
· Служит поставщиком оперативных данных, сведения, особо интересующих исследователя в данный момент.
· Обычно используется какой-либо один из методов сбора первичной информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки.
· Более сложный вид социологического анализа, позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах;
· Проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария;
· Дает возможность группировки и классификации элементов по определенным характеристикам;
· Применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками;
· Сочетание различных методов позволяет делать более обоснованные выводы и рекомендации.
· Ставит целью углубленное изучения явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественнее параметры;
· Выясняет, носит ли обнаруженная связь причинный характер;
· Изучает совокупность факторов, с выделением основных и неосновных, временных и постоянных, управляемых и неуправляемых;
· Его подготовка требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария;
· По используемым методам сбора социологической информации носит комплексный характер;
· Имеет большую научную и практическую ценность.
Этапы социального исследования:
1) Подготовительный – разработка программы и инструментария.
2) Основной этап – сбор социологической информации.
3) Завершающий – обработка, анализ и интерпретация полученных данных.
2. Программа социологического исследования – это
· Изложение основных задач, методологических предпосылок, гипотез исследования с указанием процедур и логической последовательности операций.
· Включает три раздела:
Методологический:
1. Проблема и тема исследования
2. Объект и предмет исследования
3. Цель и задачи исследования
4. Интерпретация основных понятий
5. Установление связей между понятиями
6. Формулировка рабочей гипотезы
Тема 4: Обработка, анализ и обобщение социологической информации.
1) Обработка социологической информации
2) Анализ социологической информации
3) Отчет о результатах социологичесого исследования
Обработка первичной социологической информации – это приведение эмпирических данных к такому числовому виду, который делает возможной проверку гипотез исследования.
Предвариательная подготовка инструментария к обработке:
1-й этап – это проверка методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения.
2-й этап – кодирование информации.
1) На точность: выявление правильности ответов на каждый вопрос, исправление ошибок.
2) На полноту заполнения: Бракуются анкеты, в которых пропущено свыше 20% вопросов содержательного блока; 2-х, 3-х вопросов «Паспортички».
3) На качество заполнения: оценивается разборчивость, понятность ответов на ползакрытые и открытые вопросы.
Кодирование информации – это присвоение каждому индикатору определенного числа (кода), в к результате чего просиходит перевод содержательной информации на язык формальной логики.
Системы кодирования:
1) Порядковая – сплошная нумерация всех вариантов анкеты.
2) Позиционная – автономная нумерация каждого вопроса анкеты.
Процедуры кодирования ответов открытые и полузакрытые вопросы:
1) На отдельный лист бумаги выписывают все суждения респондентов по какому-либо вопросу, против каждого варианта проставляется число, указывающее на частоту его повторяемости.
2) Суждения классифицируют по уровню смысловой близости, разбив на несколько групп и присвоив каждой группе отдельный код (разрабатывается кодификатор)
3) С помощью разработанного кодификатора каждая анкета кодируется для последующей обработки.
Статистическая группировка –это способ обощения эмпирических данный при их обработке с помощью группировочных таблиц, в результате получают ряды распределения (ответов на вопросы).
Виды:
· Простая группировка – по одному признаку;
· Сложная группировка – по нескольким признакам.
Ряд распределения – это ряд чисел, каждое из которых отражает количество частоты выбора одного варианта ответа на данный вопрос в рассматриваемой совокупности анкет.
Виды:
· Атрибутивный ряд образуется по качественному признаку;
· Вариационный ряд формируется по количественному признаку, то есть по признаку, выраженному в числовом значении.
Гистограмма – графическое изображение числовых значений в виже столбиков.
Диаграмма – это грацическое изображение признаков в виде секторов одного круга, построенных на его радиусах.
Полигон – разновидность грацика в виде ломаной сплошной линии.
2. Анализ социологической информации – это этап социологического исследования, в ходе которого при помощи логических методов раскрываются связи между переменными, проверяются гипотезы исследования.
Процедуры логического анализа:
· Описание – вомплексная логически завершенная фиксация структурных характеристик объекта исследования;
· Сравнение состояния одного и того же объекта в разные периоды позволяет выявить динамику, тенденции его развития, проанализировать сходство и различие основных характеристик.
· Объяснение – интерпретация, раскрытие на основе анализа сущности объекта.
Методы анализа эмпирических зависимостей:
1) Методы поиска связей (позволяют выявлять зависимость между переменными);
2) Методы проверки гипотез.
Принципы установления статистических связей между переменными:
1) Принцип совместного проявления событий
2) Принцип коваризации – параллельное изменение в рядах исследуемых переменных: если для двух рядов количественных данных изменения в одно из них соответствуют изменению в другом, есть основание предположить наличие связи между этими рядами.
Верификация – это процедура оценки социологических гипотез, состоящая в сопоставлении их с фактами, положением дел в действительности.
Способы непосредственной верификации:
2) Применение интервью с дополнительными контрольными вопросами
3) Объективный и логический анализ высказываний опрашиваемого лица или сопоставление ответов нескольких респондентов.
Способы опосредованной верификации:
1) Использование других эмпирических методов;
2) Проверка показаий респондентов через наблюдение за их поведением.
3) Опрос нескольких респондентов по одному и тому же факту
4) Сравнение результатов опроса с данными при применении других методов.
3. Отчет о результатах исследования – это документ, который отражает водержание программы исследования, ее выполнение, полученные выводы, практические рекомендации и возможности их внедрения.
Логика изложения материала в развернутом отчете:
· Во введении обосновывается актуальность проблемы
· В первой главе дается характеристика исследования (его цели, задачи, обоснование выборки, методы сбора информации), приводятся социально-демограцические характеристикаи объекта исследования
· В последующих главах анализируются полученные результаты
· В заключении формулируются основные выводы, даются практические рекомендации.
Качество социологического исследования:
Качество цели — необходимо рассматривать с позиции ее актуальности, важности, социальной значимости
Качество средств – заключается в корректности разработки зада, формулировки и обоснования гипотез, составления системного анализа объекта исследования; в грамотности реализации методиеских, технических и организационных процедур.
Качество результата – определяется такими параметрами, как степень целедостижения, теоретическая и практическая значимость, надежность и достоверность полученной информации.
Источник