- Домашнее обучение в школе — что это такое и как перейти
- Что такое домашнее обучение в школе?
- Официальное название и понятие
- Виды обучения
- Преимущества и недостатки обучения в настоящее время, по отзывам родителей
- Как перейти и что для этого нужно?
- Когда ребенка стоит перевести на такое обучение?
- Алгоритм перехода
- Обучающие программы и условия
- Как проверяются знания школьника?
- «Надомное обучение , как одна из форм инклюзивного обучения.»
- Обучение детей на дому – отличительные особенности
Домашнее обучение в школе — что это такое и как перейти
Законодательно закреплено право человека на получение среднего образования. Это означает, что любой ребенок, не зависимо от его национальности, вероисповедания, половой принадлежности, а также физических возможностей, должен иметь доступ к образованию. То есть даже при невозможности посещать обычную школу, дети обязаны обучаться. Часто выходом из данной ситуации становится домашнее обучение в школе, но о том, что это такое, знают далеко не все. При наличии проблемы, когда малыш не может посещать занятия, родители начинают искать альтернативу учебе в школе.
Что такое домашнее обучение в школе?
Существует несколько видов получения образования в домашних условиях, из которых можно выбрать наиболее приемлемый вариант для конкретного ребенка. Все они регулируются на законодательном уровне.
Официальное название и понятие
Домашним обучением называют особый способ получения образования. Его особенность – изучение общеобразовательных дисциплин вне школьных стен (например, дома, в медицинских учреждениях или специализированных образовательных центрах). То есть ребенок изучает все важные предметы (математику, язык, литературу, физику и другие), получает учебники, пишет контрольные работы, но при этом не посещает школьные занятия.
Необходимые знания он может получать от родителей, приглашенных педагогов или занимаясь самостоятельно.
Каким законом регулируется?
В России возможность получения надомного школьного образования регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 01.05.2019 года. Данный законодательный документ определяет, что образование в РФ может быть получено 2 способами:
- В организациях, которые осуществляют образовательную деятельность. Это государственные и частные школы, а также профильные учебные заведения разного уровня аккредитации.
- Вне таких организаций. Это может быть семейное или самообразование.
В других случаях возможно также семейное обучение. Оно осуществляется вне школы и возможно по желанию обучающихся в случае согласия их законных представителей (родителей, опекунов).
Виды обучения
Имеется несколько вариантов учебы на дому. При этом ученик или его родители выбирают наиболее подходящий вариант:
- Учеба в семье. Ее главная особенность – курирование учебного процесса родителями или другими взрослыми членами семьи. При этом ученик осваивает программу школы, не посещая ее. Школьные предметы преподают сами родители или приглашенные учителя.
- Домашнее обучение с частичным посещением школьных занятий. Такой вид подходит для детей, которые часто находятся на лечении в медицинских учреждениях. То есть, ученик школы может посещать занятия по возможности.
- Школьное надомное обучение. Это вид учебы, когда с ребенком занимаются школьные учителя на дому – преподают дисциплины, осуществляют проверку знаний, проводят аттестации.
Он разработан для людей с ограниченными возможностями.
Преимущества и недостатки обучения в настоящее время, по отзывам родителей
Получение образования на дому имеет ряд преимуществ, а также недостатков. Из плюсов следует выделить:
- Возможность детей с ограниченными возможностями обучаться в обычной, а не специализированной школе.
- Дети не отстают от школьной программы, если долгое время отсутствовали на занятиях по причине нахождения на лечении или реабилитации.
- Удобный график.
- Снижение риска влияния плохой компании сверстников.
- Нет принуждения со стороны учителей.
- Возможность углубленного изучения любимых предметов.
- Снижение риска общего ухудшения физического здоровья или психического состояния.
- Возможность ускоренного прохождения школьной программы.
К тому же надомное обучение является нестандартным. Поэтому подходит для особенных детей. Но такой вариант образования имеет и недостатки:
- вся ответственность ложится на плечи родителей;
- нет жесткой дисциплины (для некоторых детей это плюс);
- возможность появления комплексов;
- отсутствие некоторых предметов (физкультуры, музыки, ОБЖД);
- плохая социализация из-за отсутствия общения со сверстниками;
- недостаточный багаж знаний родителей (соответственно – низкий уровень образования детей);
- недобросовестное обучение учителями-надомниками (вследствие отсутствия материальной или личной мотивации).
Определить, как действует данная система на практике, помогают отзывы родителей, которые сталкивались с ней в отношении своих детей. Вот некоторые из них:
Анна, Ростов-на-Дону: «Для своего сына я оформила домашнее обучение. Причина – неврологические особенности. Первые 2 года он учился в школе, но все время возникали проблемы. Это отражалось на его оценках. Пытались наладить контакт с учительницей, но не получилось. Теперь осваиваем основные предметы дома по школьной программе. Но по таким предметам, как пение, рисование и физкультура, нет аттестации».
Валентина, Питер: «Сейчас обучением дома никого не удивишь. Родители часто идут на поводу у детей и оставляют их учиться дома, даже если нет медицинских показателей. С моей дочкой в класс ходит девочка, которая до 5 класса обучалась дома. Все уроки ей преподавала мать, педагог по образованию. Девочка вроде не глупая, но очень замкнутая. Как по мне, здесь сказались годы, проведенные дома без общения со сверстниками».
Андрей, Москва: «Наш сын отличается от других детей. Он психически нормальный, очень сознательный, но обучение в школе не задалось – возникали разногласия с учителями. Они называли его тугодумом, а по математике были сплошные двойки. Попробовали экстернат. Все изменилось, а математика стала любимым предметом. Единственный минус – меньше стимулов, чем в школе».
Как перейти и что для этого нужно?
Чтобы перейти на такой вид учебы, необходимо выполнить определенный алгоритм действий.
Когда ребенка стоит перевести на такое обучение?
Существует множество причин, по которым ребенка переводят на домашнее или семейное обучение. Самые распространенные из них:
- Невозможность посещения школы в связи с тяжелой болезнью или инвалидностью.
- Постоянное пребывание в условиях стационарного лечения или периодическое прохождение реабилитаций.
- Наличие у ребенка увлечения, которое впоследствии может стать его профессиональной деятельностью (занятие тем или иным видом спорта, творческая деятельность – пение, музыка, танцы, рисование).
- Наличие проблем с учителями или сверстниками.
- Высокий уровень интеллектуальных способностей ученика.
- Постоянная смена школ в связи с частыми переездами родителей, что негативно сказывается на ребенке.
- Нежелание родителей, чтобы их ребенок обучался в определенной школе по моральным, идеологическим или другим причинам.
Алгоритм перехода
Алгоритм действий для перевода ребенка на обучение в домашних условиях практически всегда одинаковый:
- Для начала следует определиться с видом надомного обучения.
- Если перевести нужно ребенка-инвалида, то родители должны собрать требующийся пакет документов (медицинские заключения, справки).
- Если ответ комиссии будет положительным, то следует написать заявление на имя директора выбранной школы.
- Составление рабочей обучающей программы. При этом будут выбраны преподаватели, которые смогут проводить индивидуальные занятия дома.
Заявление о переходе на индивидуальное обучение
Если у ребенка нет проблем со здоровьем, мешающим ему посещать школу, для перехода на надомное обучение достаточно заявления. После этого собирают комиссию, на заседание которой приглашается ребенок и выносится окончательное решение. Ниже приведена примерная форма заявления.
Обучающие программы и условия
Индивидуальный план домашнего обучения составляют на основе учебного плана школы, к которой прикреплен ученик. При этом учитываются медицинские рекомендации и санитарные требования, а также индивидуальные особенности учащегося.
В программу обязательно включаются основные предметы, указывается минимальный перечень контрольных и практических работ, сроки проведения аттестаций. Такой план занятий утверждается распорядительным актом директора школы.
Как проверяются знания школьника?
Проверка знаний обучающихся по школьной программе на дому происходит так же, как и в школе, к которой они прикреплены. В индивидуальном плане ребенка указывается перечень необходимых контрольных и практических работ. Их могут проводить учителя на дому или в режиме онлайн. Также надомные ученики обязаны проходить аттестации.
Источник
«Надомное обучение , как одна из форм инклюзивного обучения.»
«Надомное обучение , как одна из форм инклюзивного обучения.»
«Не плакать, не смеяться, а понимать».
В последнее десятилетие проблемы обучения детей со специальными образовательными потребностями входят в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики .
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Такой подход позволяет назвать «особым» любого ребенка , чем-то отличающегося от принятой нормы. Крайне важно, что инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи в обществе, но и меняет позицию общества в отношении таких людей и способствует развитию толерантности и социального равенства.
В настоящее время важно определить принципиальные направления в разработке подходов, учитывающих как накопленный опыт, так и новые направления в развитии педагогической науки в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
«Домашнее обучение (обучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе.
Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил .
Для многих учителей надомного обучения, в том числе и для меня, урок – это не только « основная форма учебного процесса » , но и место встречи с личностью ученика. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она происходит, тем успешнее и радостнее идет дальнейшее обучение.
Надомное же обучение с частичным посещением школы. Такой вариант подходит для детей, имеющих определенные медицинские показания, ограничивающие посещение учебного заведения. Ребятам с рядом болезней разрешается частично посещать занятия, чтобы не сильно отставать от своего коллектива.
Предполагаемые результаты надомного обучения с частично посещением школы:
-У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
-Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
-Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
-Появляются возможности для обобщения и передачи навыков.
За свой педагогический опыт пришла к выводу, что самыми эффективными образовательными технологиями при обучении детей на дому являются следующие:
Игровые технологии — Информационно – коммуникационная технология — Проектная технология -Технология развивающего обучения — Здоровьесберегающие технологии -Технология интегрированного обучения — Педагогика сотрудничества
Школьникам необходимы более увлекательные приемы деятельности, чтобы получать информацию из различных источников, осмысливать ее в реальных жизненных ситуациях.
Ведущим принципом своей работы я считаю – сохранение и улучшение здоровья обучающегося. Индивидуально работая с каждым учеником, стараюсь создать комфортные условия для формирования и развития нравственной, гармоничной, физически и психически здоровой личности в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с учётом системно – деятельностного и личностно – ориентированного подходов.
Ключ к пониманию ребёнка — внимательное изучение ситуаций, в которых поведение становится проблемным. Как правило, изучение ситуации выявляет другие факторы, провоцирующие проблемное поведение.
Вывод : Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом .
Источник
Обучение детей на дому – отличительные особенности
В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.
Что такое обучение на дому?
«Домашнее обучение (обучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе» — Википедия.
«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…» — КонсультантПлюс (https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchenie_na_domu/)
Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.
Оформление обучения на дому
Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.
Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.
На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.
Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в школу. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому.
Организация обучения на дому
Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:
- школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
- оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
- осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
- выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.
Образовательная программа обучения на дому включает в себя:
- индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
- рабочие программы по общеобразовательным предметам;
- годовой календарный график;
- расписание занятий.
Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому.
При обучении ребенка на дому могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.
На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.
Достоинства и недостатки обучения на дому
Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил .
Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе и поиском работы.
Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое становится все более популярным.
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми в режиме очного образования.
Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации», а порядок их обеспечения установлен приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который вступил в силу 1 января 2016 года.
С 1 сентября 2016 года вступает в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.
Отличие обучения на дому от семейного образования
Иногда родители (законные представители) смешивают эти понятия, вероятно, потому, что обучение на дому и семейное образование осуществляются в домашней обстановке.
В чем же их принципиальные отличия?
- Обучение на дому организуется по необходимости, вследствие невозможности ребенком посещать школу из-за болезни. На семейное образование родители (законные представители) переводят ребенка по своему желанию с учетом его мнения.
- Обучение на дому — это условие организации школой учебного процесса для особых детей. Семейное образование – это форма получения образования вне образовательной организации.
- Организация обучения на дому осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Для перехода на семейное образование требуется лишь информировать местный орган власти, как правило, орган управления образованием.
- Ребенок, обучающийся на дому, из списков школы, класса не исключается. Ребенок, получающий образование в семье, выбывает из школы и принимается в нее экстерном лишь на время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
- Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе. Также по решению родителей (законных представителей) на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации. Согласно Конституции бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных. Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. Вместе с тем, они могут получать компенсацию на обучение, если на то будет соответствующее решение местных органов власти.
Справочно
1.Согласно части третьей статьи 44 Закона родители вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолога медико-педагогической комиссии, формы получения образования и формы обучения.
Формы получения образования
Согласно Закону образование может быть получено:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона);
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).
Формы обучения
Обучение может быть организовано в следующих формах:
- в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в очной (ч. 2 ст. 17 Закона), очно-заочной (ч. 2 ст. 17 Закона), заочной (ч. 2 ст. 17 Закона) формах;
- вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в форме семейного образования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона) и самообразования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).
Согласно Закону допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
2.Примерная форма заявления родителей
Директору (наименование образовательной организации)
родителя (или законного представителя) (ФИО),
Прошу Вас организовать для моего ребенка (ФИО) индивидуальное обучение на дому в период с «__» ___ 200__ г. по «___» ___ 200__ г.
Основание: медицинская справка, выданная (наименование медицинского учреждения и дата выдачи).
С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебным планом, расписанием уроков и содержанием образовательных программ ознакомлен(а),
Подпись __________________ (расшифровка подписи)
Федеральные законы:
Приказы Минобрнауки России:
от 9 ноября 2015 г. N 1309
от 2 сентября 2013 года № 1035
Материалы с сайтов:
P.S. Минздрав РФ разработал обновленный вариант списка заболеваний, дающих детям право на домашнее обучение.
Также по теме в блоге
Источник