- Нетрадиционная техника рисования. Монотипия
- Нетрадиционные техники рисования. Урок №4 «Монотипия»
- МОНОТИПИЯ ПРЕДМЕТНАЯ
- Рисование дерева.
- Варианты рисования деревьев.
- Рисуем цветы.
- «Рисуем бабочку»
- МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ.
- ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ!
- Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
- Что такое монотипия
- Особенности этой техники рисования
- Особенности подготовительного этапа
- Материалы для работы
- Приемы монотипии
- Предметная
- Пейзажная
- Альтернативные техники
- Варианты работ
- Бабочка
- Дерево
- Зимний пейзаж
- Ваза с цветами
- Видео о технике монотипии
Нетрадиционная техника рисования. Монотипия
Наталья Мурзакова
Нетрадиционная техника рисования. Монотипия
Техника монотипия от греч. «моно» — один и «typos» — отпечаток, оттиск, касание, образ.
Монотипия – это техника рисования с помощью уникального отпечатка.
Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно. Ею прекрасно овладевают даже малыши, не имеющие никакой подготовки. Метод улучшает навыки работы с красками, развивает воображение и фантазию. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.
У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.
Монотипия — техника рисования для детей, позволяющая им раскрепостить свои способности.
Особенности использования ее для ребенка:
— Развитие мелкой моторики движений.
— Совершенствование мышления и воображения.
— Улучшение восприятия различных цветов и их оттенков.
— Расширение знаний об окружающем мире.
— Развитие навыков самостоятельной работы.
— Развитие детской фантазии
Существует два вида монотипии.
1. Монотипия на стекле
На гладкую поверхность (стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Материалы: 1. Гладкая поверхность; 2. Гуашь; 3. Кисть; 4. Бумага; 5. Баночка для воды.
2. Монотипия предметная
Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.
Материалы: 1. Краска; 2. Кисть; 3. Бумага; 4. Баночка для воды.
Перед занятием нужно выбрать технику выполнения и определить, что именно будут рисовать малыши. Для тех, кто только начал осваивать этот вид искусства, имеет смысл применять акварельные краски или гуашь.
Важно! В качестве рисунков нужно брать вещи, хорошо знакомые детям. Это могут быть, например, предметы, имеющие простую форму, животные, растения или явления природы.
Интересный факт
В 1921 г. швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест. Он показывал пациентам 10 картинок-монотипий и просил озвучить ассоциации. Эти монотипии (пятна Роршаха) до сих пор используют для определения внутреннего состояния людей.
Что нужно от вас, как от родителя?
Читайте разные истории, рисуйте с ними оригинальные иллюстрации, создавайте вместе книги, придумывайте персонажей, продолжения для сказок и рассказов. Поощряйте его вымысел. Это поможет развивать воображение. Чем нестандартней его видение — тем лучше! Вместе наслаждайтесь процессом создания картины.
А теперь о самом главном – о приемах рисования.
Для детей 3-4 лет применяются такие техники рисования, как:
1. Рисование пятен и линий. Её применение – рисование симметричных объектов: бабочка, яблоко, лист, цветок, ёлочка, а также создание первых симметричных композиций: ваза с цветами, птички на траве.
2. Тычки. Применение — Рисование объектов с пятнистым узором: мячик, платье, бабочка. Изображение деталей при помощи тычка: шарики на ёлке, одуванчики на поляне, яблоки на дереве.
Рисование бабочки в технике монотипия.
Первоначально дети учатся подготавливать лист бумаги. Квадрат или прямоугольник складывается пополам, обозначается середина изображения.
На одной половине листа рисуется часть изображения: верхнее и нижнее крылья бабочки. Могут быть обозначены туловище, голова и усик (по возможностям детей). Непринципиально, на какой половине листа будет рисунок. Как правило, правши рисуют основу для монотипии справа, левши — на левой стороне листа.
Пока краски не высохли, бумажный лист складывается по линии. Сверху нужно хорошенько надавить ладонью и пригладить лист. Раскрываем — получилась бабочка!
Детям 3–4 лет предлагается дополнить рисунок бабочки: нарисовать глазки, узор на крыльях, попробовать сделать обводку.
Как мы рисовали вид из окна? Нетрадиционная техника рисования Доброго времени суток, уважаемые друзья! Скоро Новый год и все мы к нему готовимся. Хотела бы показать как моя младшая дочь рисовала рисунок.
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования-монотипия» Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования завораживает, успокаивает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс,.
Нетрадиционная техника рисования. Мастер-класс Мастер — класс Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в.
Нетрадиционная техника рисования — монотипия (фотоотчет) Монотипия в переводе с греческого означает «один отпечаток». Это создание одного уникального отпечатка, который невозможно повторить. Техника.
Нетрадиционная техника рисования «Правополушарное рисование» Правополушарное рисование-способ погрузиться в творческое состояние и посмотреть на окружающий мир под непривычным углом. Таким видом рисования.
Нетрадиционная техника рисования «Рыбка в аквариуме» Нетрадиционное рисование-это развитие у детей воображения, фантазии, самостоятельности, познание окружающего мира. Нетрадиционное рисование.
Нетрадиционная техника рисования «Зима» Предлагаю Вашему вниманию небольшой фотоотчет работ января по рисованию в нетрадиционной технике. Работы детей кружка «Цветик — семицветик».
Нетрадиционная техника рисования «Зима. Новый год» Приветствую всех гостей и друзей! Хочу представить Вашему вниманию небольшой фотоотчет работ декабря по рисованию в нетрадиционной технике.
Нетрадиционная техника рисования на тему «Космос» Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет рисунков детей на тему «Космос» Цель:закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного.
Пластилинография — нетрадиционная техника рисования Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых. Понятие.
Источник
Нетрадиционные техники рисования. Урок №4 «Монотипия»
Лариса Савчук
Нетрадиционные техники рисования. Урок №4 «Монотипия»
Дорогие коллеги! Представляю Вашему вниманию очередной урок по нетрадиционным техникам рисования «Монотипия».
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos — один,единый и tupos — отпечаток).
Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии — любое.
Для рисования в технике «Монотипия» нам понадобится: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, салфетки.
МОНОТИПИЯ ПРЕДМЕТНАЯ
Рисование дерева.
1. Лист бумаги сложить пополам, развернуть.
2. На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета (ствол дерева) и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка.
3. Затем развернуть и нарисовать крону дерева, траву и снова сложить пополам.
4. Разворачиваем и получаем красивое симметричное изображение дерева.
Варианты рисования деревьев.
Рисуем цветы.
Для совсем маленьких детей — такое рисование монотипией — можно смело превратить в веселую игру: например нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь!
«Рисуем бабочку»
1. Лист бумаги сложить пополам. На одну половину листа нанести цветные пятна краски разного цвета.
3. Лист бумаги опять складываем пополам для получения отпечатка, затем разворачиваем.
4. Недостающие части (брюшко, усики, глаза)-дорисовываем.
Бабочки получаются очень яркие, красивые и всегда разные. Когда краска высохнет, бабочки можно вырезать по контуру — детям очень нравится с ними играть.
МОНОТИПИЯ ПЕЙЗАЖНАЯ.
1. Лист бумаги сложить пополам.
2. На одной половине листа бумаги нарисовать пейзаж и опять сложить лист для получения отпечатка. Пейзаж надо рисовать быстро, чтобы краски не успели высохнуть.
3. Исходный рисунок, после того как с него сделали отпечаток, можно оживить красками, фломастерами или цветными карандашами.
Отпечатки можно делать и на любой гладкой поверхности: стекле, пластмассовой доске, плёнке, кафельной плитке, толстой глянцевой бумаге. На выбранной поверхности гуашевыми красками делается рисунок, сверху накладывается лист бумаги и придавливается. Получается оттиск в зеркальном отображении.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ!
Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы по нетрадиционному рисованию Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования направленных на подготовку руки дошкольника к письму. Задачи: 1. Установить.
Кляксография с трубочкой — одно из направлений нетрадиционной художественной техники рисования Кляксография — рисование с трубочкой в детском саду. Есть виды рисования, которые, на первый взгляд, к рисованию, как к таковому, и не относятся.
Источник
Монотипия техника рисования для детей. Рисунки
Изобразительное искусство – это один из видов деятельности, который применяется у детей для развития художественного мышления и мелкой моторики. Педагоги дополнительного образования рекомендуют использовать нетрадиционные техники рисования. К таким методам относят монотипию, а также пальчиковое рисование.
Что такое монотипия
Монотипия – это разновидность графического изображения в изобразительном искусстве, которая получила широкое распространение как уникальная техника рисования. Автором техники считают итальянского художника гравюры Джованни Кастильоне.
В России монотипия стала известна, благодаря художнице Елизавете Кругликовой. Елизавета освоила приемы монотипии, когда училась в Париже.
Основа техники – создание оттиска. Художник наносит на специальную пластину рисунок с помощью кисти или трафарета. Затем на него накладывается лист бумаги. Результатом работы становится оригинальное изображение, которое не поддается тиражированию.
При использовании профессионального оборудования оттиск с металлической пластины получается ярким и качественным. Пластину можно использовать несколько раз после очищения от краски.
Начиная с 90-х г. XX в., монотипия широко используется в психологии и педагогике для развития художественного восприятия различных объектов у детей старшего и младшего дошкольного возраста. Несмотря на то, что монотипию относят к разряду печатной техники, она существенно отличается от других видов, таких как гравюра, литография или ксилография.
Пошаговое рисование в технике монотипии для детей.
Основное отличие – это уникальность изображения, получаемого путем нанесения краски на основу и создания оттиска. Результатом работы в технике монотипия у детей становится получение акварельного рисунка на влажной бумаге.
Монотипию стали использовать как психологический инструмент, начиная с 20-х. г. XX в. Швейцарские психотерапевты использовали изображения, выполненные в технике монотипии, для тестирования и исследования личности.
Пациентам предлагали рисунки, выполненные путем оттиска с металлической пластины. Они должны были предположить, какой объект был взят за основу отпечатка. Со временем этот подход получил распространение в официальной педагогике и психологии. С помощью этого способа изучали возрастные особенности детей.
Специалистами в области дополнительного образования детей стали применяться техники монотипического изображения объекта с разными целями:
- для развития художественных навыков;
- для обучения основам рисования;
- для формирования пространственного представления о предметах, их форме и цвете.
Достоинствами использования монотипии на занятиях рисованием у детей считают следующие свойства:
- развитие мелкой моторики;
- формирование творческого мышления;
- развитие речи;
- стабилизация эмоционального фона;
- нормализация нервной системы;
- работа над важными навыками, необходимыми для дальнейшей учебы (усидчивость, настойчивость, внимательность);
- понимание форм предметов;
- осознание нового умения;
- работа над отличиями цветовых оттенков.
Особенности этой техники рисования
Монотипия – техника рисования для детей, которая используется в соответствии с общепринятыми нормами. Создание оригинальных рисунков нравится всем детям без исключения.
Процесс обсуждения полученных результатов с педагогом позволяет формировать у ребенка пространственное мышление, развивает воображение и одновременно помогает формулировать и выражать мысли.
Особенности и описание метода:
- изображение наносится на гладкую поверхность, затем его переносят на чистый лист бумаги;
- для создания отпечатка используют дополнительные предметы или приспособления;
- при использовании метода многое зависит от густоты краски, ее фактурности и качества;
- результат может зависеть от типа используемой основы, а также от способности ребенка дополнять созданный рисунок деталями и создавать изображение в соответствии с намеченным сценарием.
Особенности подготовительного этапа
Монотипия (техника рисования для детей) широко используется в детских садах на занятиях по изобразительному искусству. Дошкольники учатся навыкам реализации поставленных педагогом задач, а затем приступают к самостоятельным работам.
Подготовительный этап каждого занятия особенно важен для тех, кто только начинает осваивать эту технику. Сначала необходимо выяснить, к какому виду техники будет принадлежать рисунок. Важным этапом становится объяснение ребенку принципа построения его деятельности.
Тем, кто затрудняется самостоятельно создавать изображения на бумаге, на начальном этапе предлагают использовать специальные трафареты. Этот прием помогает детям обрести уверенность в собственных силах и приступить к реализации собственных творческих планов.
Материалы для работы
При подготовке к занятиям следует правильно подбирать материалы. Для работы новичкам рекомендуют пользоваться гуашью. Те дети, которые освоили первоначальные навыки, могут легко воспроизводить оттиски с помощью акварельных красок, меняя насыщенность и густоту.
При подготовке к занятию следует учитывать, что детям необходимо предлагать в качестве основных сценариев изображение хорошо знакомых предметов. Важно учитывать форму изображаемых предметов, цветовую гамму, а также контролировать процесс нанесения ребенком краски на бумагу.
Техника создания рисунка предполагает использование специальных материалов:
- Основа. В качестве основы рекомендуют использовать плотную бумагу, которая не пропитывается нанесенными красками. Для этого хорошо подходит картон или бумага для черчения. При применении приемов альтернативного типа рекомендуют использовать металлические или стеклянные поверхности, пластиковые доски для занятий лепкой, различные плитки с необычной фактурой.
- Краски. Для детей рекомендуют подбирать комплект гуаши 6 или 10 цветов, пальчиковые краски или акварельные краски.
- Принадлежности для рисования. Для создания контуров, узоров, различных оттисков используют кисти разной степени жесткости, ватные палочки, зубочистки, печатки, резиновые трубочки.
- Вспомогательные материалы. В качестве основы для картины, на которую переносят полученные изображения, используют фанеру, различные виды картона, плотную фактурную ткань.
Приемы монотипии
Монотипия – это техника рисования, в основе которой лежат разнообразные приемы. При работе с детьми принято использовать основные методы. Существует несколько видов монотипии. Их различают по использованию приемов и инструментов.
Предметная
В основе метода лежит изображение знакомого ребенку предмета. Чтобы получить необходимый результат, необходимо объяснить ребенку значимость соблюдения пошаговой инструкции.
Рисунок при использовании предметного приема выполняют на одной из сторон чистого листа. Перед началом работы лист сгибают пополам. Предмет рисуют таким образом, чтобы на одной стороне листа находилась часть предмета.
Этот метод помогает осваивать принцип симметрии. На второй стороне листа после оттиска появляется симметричное изображение части предмета.
После сложения листа по намеченному сгибу появляется полное изображение. Этот прием демонстрирует детям суть метода и помогает развивать пространственное мышление. Это необходимо для того, чтобы получить результат, максимально приближенный к задуманному.
Задача ребенка – создать на одной из сторон листа четкий контур предмета с необходимой густотой и насыщенностью гуаши. Задача педагога – помочь ребенку аккуратно сделать оттиск, чтобы получить рисунок с четкими контурами и границами.
Для дошкольников на начальном этапе рекомендуют предметную монотипию с изображением воздушных шаров, квадратов или предметов, имеющих четкую геометрическую форму.
Пейзажная
Пейзажный тип монотипии – это самый зрелищный и востребованный прием. Ярким примером пейзажного приема стало изображение леса. Результатом оттиска становится отображение леса на водной поверхности.
Такой пейзаж можно создать, если свернуть плотный лист бумаги пополам по горизонтали. Нижняя часть должна быть меньше, чем верхняя часть. На верхней части листа рисуют деревья.
Художественная идея этого приема заключается в том, что деревья должны возвышаться над поверхностью водоема. Пейзаж, который получается в результате соединения верхней части с нижней частью листа, имитирует отражение леса в воде. Создание рисунков с отражением в воде очень нравится детям.
Техника рисования для детей допускает создание пейзажей любой степени сложности. На берегу водоема изображают одиночные деревья, различные строения, рисуют животных или людей. Прорисовка деталей зависит от мастерства и развития навыков ребенка.
Особенность приема заключается в том, что после сложения двух частей листа друг с другом водную поверхность прорисовывают дополнительно. Чем лучше прорисована поверхность, тем достовернее выглядит результат.
Альтернативные техники
Существует несколько вариантов техники монотипии, которые применяют на занятиях рисованием с использованием вспомогательных элементов.
Вид монотипии | Описание | Необходимые инструменты |
Абстракция | Фактурную пластиковую поверхность закрашивают однотонной краской, лист бумаги прикладывают к поверхности, затем аккуратно снимают, начиная от дальнего края. | Пластиковый поднос или доска для работы с пластилином |
Закрепление рисунка | На лист бумаги наносят краску в любом порядке, затем прижимают к рисунку мультифору, обе поверхности сминают. После распрямления листа полиэтиленовый пакет убирают. На бумаге получается рисунок с разводами, которые имитируют снежные сугробы. | Мультифора, полиэтиленовый пакет |
Создание узора | На листе бумаги рисуют разные узоры ватной палочкой или зубочисткой, затем делают оттиск. Результатом работы становится изображение снежной поверхности с разными узорами. | Ватные палочки, зубочистки |
Варианты работ
Монотипия – техника рисования для детей, которая предполагает использование в качестве примеров стандартных сценариев. Дети на занятиях в детском саду часто рисуют по представленным примерам. Степень сложности рисунка зависит от умений и навыков ребенка.
Бабочка
Бабочка – один из самых простых рисунков. Рисование бабочки демонстрирует детям суть метода и позволяет создавать красочные работы в предметной технике.
Для рисования используют гуашь ярких оттенков.
- Лист плотной бумаги формата А4 или А5 сворачивают пополам.
- По центру намечают брюшко бабочки черной гуашью.
- С одной стороны ребенку предлагают нарисовать крылья бабочки, используя несколько цветов. На каждой части крыла рисуют узоры, разводы, орнамент.
- После завершения рисунка лист вновь сворачивают по линии сгиба.
- Для создания четкого отпечатка используют валик.
- Затем лист аккуратно разворачивают одним движением.
Детям, которые давно знакомы с техникой монотипии, предлагают сделать тонкой кистью или фломастером контур после того, как краска полностью высохнет. Рисунок бабочки дополняют изображением усиков и других деталей.
Дерево
Дерево можно изображать в предметной или пейзажной технике. В первом случае лист бумаги сворачивают по вертикали, во втором случае лист сворачивают по горизонтали.
Предметная техника предполагает изображение одной части дерева с правой или левой стороны сгиба. Ствол схематично изображают карандашом, затем прорисовывают ветви и листья. После оттиска получается целое дерево. Детали дорисовывают по мере необходимости.
Пейзажный прием предполагает создание изображения, которое как бы отражается в водной глади. Дерево рисуют полностью, используя доступные цвета. Затем лист снова сворачивают по линии сгиба.
После получения оттиска дорисовывают воду, добавляя необходимые краски. При использовании пейзажной техники с получением зеркального отражения не нужно использовать валик. При создании оттиска необходимо добиться размытости водного отражения.
Зимний пейзаж
Рисование зимнего пейзажа – один из вариантов развития творческого мышления у детей. Изображение снежного покрова, снегопада или деревьев зимой можно создать с помощью различных инструментов.
Тип работы | Описание |
1 вариант | На стеклянной или пластиковой поверхности рисуют голубой или синий фон. Ватной палочкой делают разводы и узоры. На мокрый рисунок накладывают плотный лист белой бумаги. После получения результата изображение засыпают серебристыми блестками. |
2 вариант | На плотном листе бумаги рисуют голубой снег, белые облака. Лист бумаги сминают, в центре сгибов скапливается краска, там фон становится светлее. После того, как краска высохнет, лист расправляют. |
3 вариант | На плотном листе бумаги делают сгиб по горизонтали. В верхней части рисуют бело-голубые облака. После этого делают оттиск на нижней части с использованием валика. Результатом становится изображение зимнего неба и снежного покрова. |
Зимние пейзажи можно дополнить изображением снежинок с использованием кисти и белой гуаши. Чтобы сделать рисунок более ярким, используют серебристые блестки, наклеивают стразы.
Ваза с цветами
Монотипия — техника рисования для детей, которая предполагает использование традиционных тем. Ваза с цветами относится к категории тем, которые предлагают на занятиях младших школьников. Этот тип изображения требует особых навыков, но одновременно с этим достаточно прост.
Вазу с цветами рисуют по предметному типу. На правой стороне листа изображают часть вазы и несколько цветов. Цветы рисуют так, чтобы стебли возвышались над поверхностью вазы в 2 раза. После оттиска контуры подправляют кистью, создают четкие границы между каждым цветком в вазе.
Один из вариантов – создание рисунка с плавными переходами, в которых изображение вазы с цветами угадывается по характерным чертам. Для этого лист плотной бумаги закрашивают белой гуашью. На белом фоне рисуют очертания вазы темного цвета и контуры цветов ярких оттенков.
Чтобы размыть контуры, берут ватные палочки или кисти с жесткой щетиной. Изображение накрывают листом белой бумаги, проводят валиком и аккуратно снимают верхнюю картинку. Чтобы создать четкие границы, используют кисти и делают контуринг.
Монотипия – уникальная техника рисования. Ее используют на занятиях с детьми как прием, развивающий творческое мышление. Одновременно с этим у детей развивается пространственное мышление, происходит активация мыслительных процессов, усиливается навык усидчивости, формируется способность формулировать собственные мысли.
Видео о технике монотипии
Рисование в технике монотипии с детьми:
Источник