МЕТОДИКА
ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Продолжение. См. № 27–28, 30, 31, 36, 38, 39, 40, 43, 45/2003;
5, 8, 11, 17, 19, 21, 24/2004
§ 4.4. Дифференцированный подход к формированию
экспериментальных умений и навыков
Перед преподавателями химии стоит задача не только дать учащимся определенный круг знаний, но и привить экспериментальные умения и навыки. Этого можно достичь, если постоянно учитывать индивидуальные особенности и подготовку учащихся. В применении к химическому эксперименту это означает, что процесс обучения должен быть направлен на то, чтобы учащиеся умели не только правильно выполнять химический опыт, но и могли объяснять его сущность. Поэтому задача преподавателя – научить школьников четко выполнять приемы или операции, вникать в суть происходящих явлений, уметь правильно и логично объяснять увиденное.
Классификация экспериментальных умений и навыков, а также определение трех уровней их формирования позволяет осуществлять в ходе проведения эксперимента индивидуально-дифференцированный подход к учащимся в зависимости от их потенциальных трудовых возможностей. Поскольку среднее учебное заведение должно дать каждому выпускнику определенный минимум практических умений и навыков, то необходимо учитывать реальные возможности учащихся в их овладении на доступном им уровне.
Психолого-педагогическое обоснование дифференцированного подхода при проведении химического эксперимента обусловлено следующими факторами:
1) разной трудовой подготовкой учащихся к началу проведения эксперимента;
2) различным отношением учащихся к труду;
3) неодинаковым уровнем способностей школьников к изучению предмета «Химия»;
4) различным уровнем возможностей в усвоении тех или иных приемов, операций;
5) различным состоянием темпа работы у учащихся;
6) различным уровнем самоконтроля и возможностями устранения неисправностей по ходу выполнения опыта.
Основываясь на этом, в классе можно выделить три группы учащихся:
· первую – с низкий уровнем знаний и экспериментальных умений, которой предлагают несложные задания (I уровень);
· вторую – со средним уровнем знаний и экспериментальных умений, ей дают задания средней сложности (II уровень);
· третью – с высоким уровнем знаний и экспериментальных умений, которая выполняет сложные задания, требующие проявления элементов творчества (III уровень).
Учебные группы в классе создают на основе учета уровня знаний учащихся по химии и смежным предметам (физике, биологии и др.), уровня экспериментальных умений, приобретенных ими в процессе проведения практических занятий и выполнения лабораторных опытов, а также характеристик, данных им классным руководителем и учителями-предметниками. По составу учебные группы нестабильны. В зависимости от качества успеваемости и уровня экспериментальных умений учащихся их состав может меняться.
Дифференцированные задания по учебным группам вначале распределяет сам преподаватель, т.к. у учащихся еще недостаточно развита способность правильно оценивать свои умственные способности и возможности. В дальнейшем по мере приобретения определенных навыков работы с оборудованием и реактивами и достаточного запаса знаний по предмету им предлагают задания по выбору, по желанию.
Индивидуально-дифференцированный подход при проведении эксперимента позволяет не только добиться формирования экспериментальных умений и навыков, предусмотренных программой и обязательных для всех учеников, но и в зависимости от возможностей групп и отдельных учеников повысить уровень их формирования и усовершенствования.
При групповой форме проведения химического эксперимента темп работы на уроке соответствует возможностям учащихся, опыты выполняются более интенсивно.
В более слабых группах формируются и усовершенствуются лишь умения и навыки в соответствии с программой. В этих группах, как правило, уделяется больше внимания отработке слабо сформированных, чаще всего встречающихся приемов, операций. Ребята ставят опыты под постоянным наблюдением и контролем преподавателя. Учащимся по мере необходимости оказывается индивидуальная помощь.
В более сильных группах учащимся предоставляется больше самостоятельности в проведении опытов. В этих группах есть возможность не только формировать умения и навыки, предусмотренные программой, но и больше внимания уделять выполнению не так часто встречающихся операций и опытов.
Сама методика работы в слабых и сильных группах отличается, поэтому использование групповых занятий помогает ликвидировать пробелы в технике эксперимента, лучше отработать отдельные приемы и операции. На групповых занятиях преподаватель имеет возможность давать разные задания, объединенные общей целью работы. В процессе выполнения опытов преподаватель в тетради или на отдельном листе бумаги с указанием даты и фамилий учащихся отмечает, какие ошибки были допущены на этом занятии, на что следует обратить внимание при подготовке к следующему занятию и т.д.
Особенно ощутимые результаты дают индивидуальные контрольные работы, специально составленные для проверки или усовершенствования экспериментальных умений и навыков. Они составляются на основании ошибок, допущенных учащимися при выполнении всех видов ученического эксперимента после изучения определенной темы программы. Такие контрольные работы проводятся после изучения одной или нескольких тем.
Учащиеся, имеющие хорошо сформированные умения и навыки, от выполнения контрольных работ могут быть освобождены. В это время им могут быть предложены для выполнения опыты, которые способствуют выработке навыков самостоятельного подхода к известным явлениям с совершенно новой стороны. Они должны не только способствовать усовершенствованию экспериментальных умений и навыков, но и служить источником знаний по темам курса программы. Такой подход приводит к еще большей производительности в работе учащихся, к развитию у них самостоятельного мышления.
Вопросы, связанные с формированием экспериментальных умений и навыков, а также развитием мышления учащихся, необходимо решать на основе всевозрастающей их самостоятельности, обеспечивающей активную работу школьников. В этом направлении можно многое сделать, не изменяя тематики и количества предусмотренных программой практических занятий. В работе по формированию умений учащихся самостоятельно приобретать знания нужно соблюдать определенную последовательность и учитывать, что не каждое практическое занятие может обеспечить самостоятельное приобретение знаний учениками в условиях творческого поиска.
Рассмотрим возможность формирования экспериментальных умений и навыков в процессе дифференцированного подхода к учащимся при выполнении ими практической работы «Получение аммиака и опыты с ним».
За несколько дней до начала проведения практической работы группа учащихся готовит ее после уроков под руководством лаборанта. Число учеников, приглашаемых для участия в подготовке практической работы, зависит от ее содержания, количества требуемых реактивов и оборудования. Они проверяют наличие и состояние реактивов, оборудования, в особенности исправность приборов для получения аммиака. В тех случаях, когда обнаруживается, что приборов не хватает для каждого ученика, то недостающие они изготавливают. Если имеются неисправные приборы, то их приводят в годное состояние. Работу среди учащихся распределяют следующим образом: 3–4 из них ремонтируют неисправные приборы, а 3–4 занимаются изготовлением новых.
Наиболее ответственной частью прибора для получения аммиака, которая чаще всего выходит из строя, является газоотводная трубка. Ее изготавливают из стекла, под прямым углом. Один конец газоотводной трубки должен быть продет в пробку. Для этого необходимо в пробке просверлить отверстие. При наличии резиновых пробок для лучшего сверления сверло смачивают раствором гидроксида натрия или калия с массовой долей 10–20%. При отсутствии резиновых пробок используют корковые. В этом случае пробки сверлят, не смачивая сверло щелочью. Место прохождения стеклянной трубки через отверстие корковой пробки с обеих сторон обязательно заливают менделеевской замазкой.
Остальные ученики подбирают реактивы, пробирки, штативы и другое оборудование если не для каждого рабочего места, то по крайней мере хотя бы на один стол. Эта же группа учеников готовит карточки с содержанием по данной работе в трех вариантах (для разных групп) для учащихся всего класса.
Ребята, которые участвовали в подготовке практической работы, становятся незаменимыми помощниками преподавателя во время ее проведения. Они оказывают на уроке помощь своим товарищам в сборке приборов, проверке их на герметичность, а в случае поломки – в текущем ремонте.
Таким образом, еще до проведения практической работы учащиеся обучаются приемам и операциям, которые в большей своей части связаны с формированием конструкторских умений и навыков.