- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.7. Участие граждан в политической жизни.
- 5.7. Участие граждан в политической жизни.
- ПЛАН.
- Факторы, влияющие на политическое участие.
- Виды политического участия.
- Формы непосредственного политического участия:
- Умения, необходимые для политических действий.
- Дополнительная информация.
- Формы политического участия по количеству участвующих:
- Виды политического участия.
- По степени вовлечённости в политический процесс:
- По отношению к закону:
- По масштабу:
- По мотивам:
- По методам деятельности:
- Политическое участие как процесс. Виды, формы, методы и функции политического участия
- Субъекты политического участия
- Виды и формы политического участия
- Методы политического участия
- Функции политического участия
- Вопросы политического участия
- История становления процессов политического участия
- История исследований политического участия
- Проблема безразличного равнодушия к политике
- Уровни участия граждан в государственных проектах
- Инструментальное и нормативное понимание политического участия
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.7. Участие граждан в политической жизни.
5.7. Участие граждан в политической жизни.
ПЛАН.
- Политическое участие. Понятие.
- Факторы, влияющие на политическое участие.
- Виды политического участия (опосредованное и непосредственное).
- Формы непосредственного политического участия.
- Умения, необходимые для политических действий.
- Дополнительная информация.
Политическое участие – это действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.
Факторы, влияющие на политическое участие.
- Определённые свойства гражданина (пол, возраст, образование, профессия, религиозные взгляды, местожительства и т.д.)
- Личностные характеристики (уровень интеллекта, духовности и т.д.)
- Политический режим, средства, предоставляемые гражданам для защиты их прав и интересов.
- Уровень социально-экономического и материального развития общества.
- Характер политических традиций.
- Конкретная политическая ситуация.
Виды политического участия.
- Опосредованное (представительное) – осуществляется через избранных представителей (депутатов, делегатов, членов собраний и т.д.)
- Непосредственное (прямое) – воздействие граждан на власть без посредников, напрямую.
Формы непосредственного политического участия:
- обращения и письма граждан к власти;
- встречи с политическими деятелями;
- участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений;
- участие граждан в выборах и референдумах;
- участие в митингах, пикетированиях, демонстрациях и т.д.
Умения, необходимые для политических действий.
- Умение ясно и убедительно излагать свои взгляды другим людям;
- Умение выслушивать и понимать другие точки зрения;
- Умение разбираться в сути спора;
- Умение защищать свои убеждения;
- Умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать, систематизировать её и верно оценивать;
- Организаторские умения, способности правильно распределять поручения, проверять их исполнение.
Дополнительная информация.
Формы политического участия по количеству участвующих:
- индивидуальные
- групповые
- массовые
Виды политического участия.
По степени вовлечённости в политический процесс:
- случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;
- участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;
- профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.
По отношению к закону:
- легальное (выборы, референдумы, демонстрации, митинги)
- нелегальное (революция, мятеж, терроризм, экстремистские действия)
По масштабу:
- местное
- региональное
- национальное
По мотивам:
- автономное (решаются местные вопросы)
- мобилизационное (решаются общенародные вопросы)
По методам деятельности:
- конвенциональное (согласованное, соответствующее нормам, традициям)
- неконвенциональное (нарушающее закон)
Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) — форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти. Абсентеизм – это и форма пассивного протеста, сознательное байкотирование избирателями выборов
Политический протест – это вид негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Как правило, протест возникает там, где действуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Политическое участие как процесс. Виды, формы, методы и функции политического участия
Политическое участие (или гражданское участие) – это право граждан принимать непосредственное участие в процессе принятия государственных решений, которые касаются непосредственно их жизни, а также совокупность действий и методов участия граждан в определении и решении собственных проблем.
В условиях демократии политическое участие чаще всего выражается в виде:
- права голоса;
- возможности объявить народную инициативу;
- подать петицию в парламент с законопроектом или процедурой в отношении определённого закона.
В политической теории повышенная степень гражданского участия ведёт к развитию демократии участия.
Основой участия является признание законности демократически избранных властей и партнёрство властей с группами и организациями жителей. Политическое участие также основано на предположении, что участие граждан в управлении демократическим государством не должно ограничиваться только лишь участием в выборах.
Политическое участие включает в себя процедуры, подходы и попытки обеспечить реальную роль людей в принятии важных государственных решений, затрагивающих всё общество, его часть, или организацию, к которой принадлежат люди. Социально-экономический статус и пол являются важными факторами, влияющими на участие в политической жизни. Участие представляет собой как самый основной, так и наиболее полный инструмент демократии.
Существуют различные научные определения политического участия, которые различаются по характеристикам.
Так, Сэмюэль, Хантингтон и Нельсон под политическим участием понимали деятельность частных граждан, направленную на оказание влияния на принятие правительственных решений.
Верба и Норман под политическим участием понимали просто деятельность, которая имеет намерение или эффект влияния на действия правительства. Это влияние происходит либо напрямую, влияя на разработку или реализацию государственной политики, либо косвенно, влияя на выбор людей, которые делают эту политику.
Субъекты политического участия
Субъектами политического участия выступают:
- индивиды;
- социальные группы и слои;
- культурно-профессиональные, этнонациональные, конфессиональные и политически сплочённые общности;
- все взрослые граждане государственно-организованных обществ;
- международные сообщества.
Они прямо или любым другим образом вовлечены в выработку и реализацию политического курса государств, политико-управленческих решений, к рекрутированию политико-должностных лиц и влияния на их деятельность.
Виды и формы политического участия
Термин «политическое участие» использовался в политической науке примерно в конце 1970-х годов и в основном закреплял участие граждан в политических процессах и процессах принятия решений в рамках таких форм участия, как выборы и членство в организациях, а также работа в политических партиях.
С тех пор этот термин значительно расширился.
Современный политический процесс характеризуется большим разнообразием видов и форм политического участия. Это явление политологи классифицируют по разным критериям.
По степени активности:
- пассивное (участие в голосовании на выборах и референдумах, право быть избранным в общественные выборные органы);
- активное.
По масштабам и уровням:
- местное;
- региональное;
- государственное;
- участие в международной политике.
По силе политического влияния:
- прямое (непосредственное) и опосредованное;
- общее и ограниченное.
По системе использованных политических средств:
- мирное и насильственное;
- добровольное и принудительное;
- традиционное и инновационное;
- легитимное и нелегитимное;
- законное (легальное) и противоправное (нелегальное).
По формальному признаку:
- письменные (или институционализированные);
- неписаные (или неинституционализированные).
Данные типы участия можно совместить с другими параметрами:
- допустимые и недопустимые формы политического участия;
- участием в выборах и голосование;
- партийная деятельность (членство и работа в партиях);
- избирательная кампания и политическая деятельность (могут быть институционализированы, но ограничены во времени);
- юридический протест (например, участие в утвержденных демонстрациях);
- гражданский протест (гражданское неповиновение) и политическое насилие (включает в качестве наиболее крайней формы политического участия насилие против объектов и людей).
Активное политическое участие заключается в следующем:
- формулировка правительственной политики;
- контроль за её осуществлением;
- участие в управлении государством;
- контроль деятельности чиновников на разных уровнях управления;
- участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, связанных с общественной и политической жизнью страны.
В отличие от легального участия, нелегальное участие находится за пределами правовой базы. «Сидение на корточках», забастовки, перекрытие трасс, участие в запрещённых демонстрациях являются примерами незаконных форм политического участия. Незаконные, но не насильственные формы политического участия также известны как гражданское неповиновение.
Письменные или институционализированные формы политического участия соответствуют юридически обоснованным институтам. Неписаные (или неинституционализированные) формы включают все легальные варианты политического участия, которые не соответствуют юридически обоснованным институтам. Примеры письменных форм политического участия включают участие в выборах, членство и работу в политических партиях или союзах.
В демократических обществах доминируют автономное, конвенционное и ортодоксальное участие, но отдельные элементы других видов здесь также присутствуют. Средства политического участия, их интенсивность и последствия проявляют процессуально-функциональные свойства политической системы данного общества, особенности его политической культуры.
Более широкие возможности участия в политической жизни также включают участие и деятельность по поддержке политического лидерства и ознакомление с политикой, целевое восприятие политической информации.
Существуют также существенные различия между различными определениями политического участия в следующих вопросах:
- является ли намерение субъекта оказывать политическое влияние необходимой предпосылкой для политического участия;
- является ли добровольная деятельность субъекта необходимым компонентом для политического участия;
- является ли эта деятельность законной или незаконной;
- какие действия должны подпадать под понятие политического участия.
Использование права голоса является юридической, косвенной и письменной формой политического участия и, следовательно, является одной из общепринятых форм политического участия.
Методы политического участия
Кроме видов и форм, политологи выделяют также и методы политического участия. К ним относят:
- общественные консультации и встречи;
- доступ к публичной информации;
- референдумы;
- законодательные инициативы граждан;
- подача заявок, петиций;
- деятельность промежуточных представительных органов.
Функции политического участия
Политическое участие выполняет определённые социальные функции:
- отражение, согласование и реализация различных интересов и требований;
- отбор политиков и управленцев;
- рекрутирование и продвижение по службе (политической карьере) публичных политиков и управленцев («политических администраторов»);
- привлечение населения к выработке и реализации политических решений;
- политическая социализация;
- предупреждение и разрешение конфликтов;
- борьба с бюрократизмом и отчуждением граждан от политики и управления.
В политической теории концепция политического участия очень важна. Во всех современных демократиях в большей или меньшей степени существуют некоторые формы политического участия граждан в процессе принятия решений в качестве дополнения к представительным институтам. Радикальные концепции участия, стремясь полностью подавить важность представительной демократии, переходят к идее самоуправления.
Вопросы политического участия
По словам Жан-Жака Руссо, целью демократии является участие граждан в деятельности правительства. Руссо и другие исследователи были против чистого представления о представительной демократии, когда граждане доверяют принятие решений выборным представителям. Вместо этого предлагается понятие демократии участия, которая может проявиться на референдумах, публичных дебатах и тому подобном. На этих мероприятиях есть ряд вопросов, которые подлежат публичному обсуждению и политическому участию:
- пространственное развитие;
- связь;
- экология;
- безопасность;
- видение будущего;
- социальные проблемы (бедность, безработица).
История становления процессов политического участия
История человечества доказывает, что все достаточно заметные политические сдвиги сопровождаются и одновременно вызываются стремлением ранее угнетённых групп и слоёв получить доступ к политической власти, к участию в государственном управлении.
Становление и упадок многих политических образований, жизнеспособность одних политических феноменов, институтов и нежизнеспособность других, политическая стабильность и нестабильность, войны, революции и другие политические конфликты и т.п. получают глубинное объяснение благодаря именно политическому участию.
В 1960-х годах возникла идея политического участия. Идея принадлежит генералу Шарлю де Голлю, который постановлением 1967 года установил «участие работников в плодах расширения бизнеса». Именно в Европе эта концепция развивается и приобретает большое значение.
Этот сильный спрос на участие со стороны гражданского общества, и в частности со стороны общественных движений, может быть истолкован как необходимость говорить, высказываться, осуждать правителей, не всегда восприимчивых к требованиям народа, а также к определённым недостаткам современных обществ.
Причина появления этого явления в том, что представительная демократия не всегда в состоянии разрешить кризисы, от которых может пострадать общество. Более того, стихийные бедствия – будь то природные, экономические или политические – и дальше потрясали общества того времени.
Примером является нефтяной кризис 1973 года, который на самом деле был ближе к сложному мировому кризису. Однако каждый раз первыми страдали от последствий люди, то есть те, кто, по сути, не имеет права голоса в этих государственных событиях. Поэтому именно из этой кризисной ситуации рождается участие.
В 1970-х годах для властей была одна цель – вернуть контроль над растущим протестным движением. Этот сильный спрос на процессы участия в 1970-х годах соответствует реальному социальному спросу, который возникает в контексте ухудшения жизненной среды. Это послужило причиной для научных исследований политического участия как процесса.
История исследований политического участия
Первоначально исследования политического участия развивались вместе с исследованиями выборов. Первые исследования поведения избирателей, проведённые в начале XX века, можно рассматривать как источник исследований в области политического участия.
Важным дальнейшим шагом в развитии исследований политического участия является систематическое изучение репрезентативных национальных и региональных групп населения в 1940-х годах, главным образом в США.
Считается, что работа Лестера и Милбрата о политическом участии 1960-х и 1970-х годов ознаменовала собой начало фактического исследования участия в политической науке. Ими была предпринята попытка обобщить результаты исследований по выборам и участию на международном уровне сравнительным и систематическим образом.
Их работа была сосредоточена на участии в выборах и партиях, то есть на формализованных формах политического участия, но в этом контексте они различались по типу и масштабу.
С. Верба, Х. Норман и Джэ-он Ким с 1978 г. уже выделяли такие формы политического участия, как:
- участие в выборах и голосование;
- агитация;
- партийная деятельность;
- общественные мероприятия;
- индивидуальные контакты с конкретными целями;
- политические протесты;
- демонстрации;
- сидячие забастовки;
- бойкоты;
- политическое насилие.
Дальнейшие шаги в направлении различий между различными формами политического участия были предприняты с 1980-х гг. и продолжаются сегодня.
Сегодня электронное участие также стало предметом исследования политического участия. Как и электронное участие, политическое потребление как относительно новая форма политического участия лишь недавно привлекло внимание исследователей.
Исследование политического участия касается, в частности, вопросов зависимости политического участия от социально-экономического статуса, пола, миграции и гражданства. В дополнение к исследованиям по участию в политической жизни в отдельных странах существуют сравнительные исследования по участию государств в различных политических системах.
Доход, уровень образования, политический интерес, чувство политической компетентности и пол считаются важными, эмпирически проверенными объяснительными переменными политического участия. Кроме того, политические ценности, приобретённые в политической социализации, такие как демократические убеждения или гражданское чувство долга, интеграция в социальных сетях, институциональные рамки и поведение политических элит, являются важными факторами для объяснения политического участия.
В эффективной демократии активные граждане сами определяют, какая для них самая большая проблема и как её лучше всего решить. Задача властей – помочь им в выполнении этой задачи.
Гражданское участие начинается тогда, когда власти консультируются о решении проблемы с гражданами, прежде чем принимать решение.
Проблема безразличного равнодушия к политике
Тенденция членов социальных групп участвовать в гражданском участии зависит от класса происхождения (положение в социальной структуре).
В истории наблюдался феномен сознательного «приведения низших классов к пассивности». Граждане, затронутые этим влиянием, начинают довольствоваться осознанием того, что выбор благоприятных решений в общественных делах принадлежит политическим партиям. То есть граждане проявляют «безразличное равнодушие» к политике.
Этому способствует ситуация, в которой предметные дебаты о политических решениях, предлагаемых партиями, борющимися за голоса избирателей, заменяются представлением о намерениях этих партий не решившимся избирателям (манипулирование их эмоциями).
Развитие участия граждан в формировании отношений в государстве обеспечивается теми СМИ, которые способны побуждать политиков, социологов, экономистов и других специалистов к открытым дебатам по важным вопросам (напоминающим, например, Оксфордские дебаты). Публикация хода таких дебатов позволяет гражданам сформировать мнение о компетенциях участников дискуссии (достоверность представленных аргументов) и прояснить свою собственную позицию в спорных вопросах.
Уровни участия граждан в государственных проектах
Сегодня существует модель с основными принципами гражданского участия:
- информация (власти говорят с гражданами);
- оппозиция (граждане возражают);
- ответы (власти разъясняют гражданам);
- консультация (власти слышат граждан);
- партнёрство (граждане вместе с властью);
- самоуправление (граждане занимаются своим делом).
Американский исследователь Ш. Арнштейн в 1969 году выделил восемь уровней участия граждан в политике. Эта «шкала участия Арнштейна» до сих пор используется социологами для анализа того, как государственные органы информируют граждан и позволяют им участвовать в принятии решений:
- гражданский контроль – местное сообщество автономно управляет городом или районом, есть эффективная власть граждан;
- передача полномочий – центральная власть делегирует местному сообществу полномочия принимать решение о государственной программе и её осуществлять;
- партнёрство – принятие решений осуществляется путём переговоров между государственными органами и гражданами;
- соглашательство – некоторые жители принимаются в органы, принимающие решения, и могут оказывать влияние на реализацию проектов, наблюдается символическое сотрудничество;
- консультация – опросы или публичные собрания позволяют жителям высказать своё мнение о запланированных изменениях;
- информация – граждане получают реальную информацию о текущих проектах, но не могут высказать своё мнение;
- терапия – решение второстепенных проблем, с которыми сталкиваются жители, без решения реальных проблем;
- манипулирование – предвзятая информация, используемая для «обучения» граждан, давая им иллюзию, что они вовлечены в политический процесс.
Участие может быть различным: от информации до оценки и согласованных процессов. Действительно, если подход инициируется институтами, группами граждан или ассоциациями, уровень участия общественности может быть существенно другим (подход «снизу-вверх» очень отличается от подхода «сверху-вниз»).
Инструментальное и нормативное понимание политического участия
По разным моделям демократии и политическим терминам проводится инструментальное и нормативное разграничение понимания политического участия.
Инструментальное понимание охватывает действия, предпринимаемые гражданами для влияния на политические решения в их пользу и в их интересах.
Согласно нормативному пониманию, участие в политической жизни воспринимается как самостоятельная ценность в смысле (прямой) демократической конституции, демократии участия и всестороннего социального и политического участия, выходящего за рамки средств для отстаивания интересов.
Источник