- Нормы и правила перевозки сыпучих грузов разными видами транспорта
- Основное
- Перевозка железнодорожным транспортом
- Перевозка автомобильным транспортом
- Расчёт количества ТС и иные подготовительные мероприятия
- Безопасная и бережная доставка
- Учёт потерь, особенности выполнения заданий в разных условиях
- Сыпучие грузы: особенности перевозки
- Что относится к сыпучим грузам
- Основные правила перевозки
- Какой транспорт лучше всего подходит
- Организация безопасности движения
- Потери при транспортировке
Нормы и правила перевозки сыпучих грузов разными видами транспорта
Доставка грузов, которые относят к данной категории, выполняется по специальным правилам. Для выполнения заданий подбирают соответствующий автотранспорт. Перевозчик обязан соблюдать ПДД и другие нормативы действующего законодательства. Особые мероприятия помогают обеспечить сохранность. Ниже приведены ответы на основные вопросы по этой теме.
Основное
На практике для перемещения сыпучих грузов можно применять разные виды транспорта. Подробно рассмотрим автомобильные и железнодорожные перевозки. Морские – используют только на дальних дистанциях и там применяются особые правила. Авиационные стоят дорого, поэтому их применяют сравнительно редко.
Качественная перевозка сыпучих грузов должна в себя включать:
- создание благоприятных условий для быстрой погрузки/ выгрузки;
- обеспечение условий, предотвращающих потери в процессе перемещения;
- предотвращение загрязнений окружающей среды;
- выполнение ПДД при движении внутри промышленных объектов и на дорогах общего пользования;
- оформление необходимой приёмо-сдаточной, сопроводительной и отчётной документации.
Квалифицированный перевозчик оптимизирует все важные этапы рабочих процессов, что позволяет ему оказывать услуги с применением демократичных расценок.
В любом случае следует учитывать особые характеристики отдельных грузов:
- Зерно защищают от неблагоприятных внешних воздействий, которые провоцируют порчу.
- Предотвращают увлажнение строительных материалов, чтобы не затруднить выполнение последующих технологических операций.
- С особыми мерами предосторожности перемещают ядовитые, токсичные, иные опасные вещества.
Для этого соответствующим образом подбирают подходящие транспортные средства.
Для работы в карьерах применяют самосвалы. Для перевозки пищевых продуктов кузов закрывают тентом. Химические соединения в гранулах помещают в герметичные ёмкости. В отдельных случаях для передвижения по дорогам требуется оформлять разрешение, пользоваться сопровождением патрульного автомобиля ГИБДД.
Перевозка железнодорожным транспортом
Для выполнения таких работ следует руководствоваться несколькими нормативными документами:
- Приказами Минтранса РФ № 294 и 281 от 19 сентября 2013 г. и 26 сентября 2016 г. соответственно;
- Отраслевым уставом, который оформлен в виде закона федерального уровня (ФЗ № 18).
В частности – 294-й приказ содержит полный перечень грузов, которые относят к «навалочным» и «насыпным». В нем есть несколько сотен позиций, поэтому для подробного изучения лучше пользоваться первоисточником.
Ниже отмечены важные детали, которые помогут организовать доставку по железной дороге с выполнением правил перевозки сыпучих грузов:
- Допустимо применение открытого подвижного состава, если не нужна защита от неблагоприятных погодных воздействий.
- Ответственные работники должны до загрузки проверить техническое состояние вагона. Они контролируют уплотнительные элементы, блокировку запорных устройств.
- Исправность отмеченных выше узлов должна обеспечиваться в процессе транспортировки. Необходимо помнить о повышенных ударных нагрузках при проведении сортировочных операций.
- Отдельные виды сельскохозяйственных культур разрешено перевозить только в закрытых контейнерах/вагонах.
Последнюю позицию следует изучить подробнее с учётом особенностей других грузов. Песок, например, засыпают по уровню бортов или ниже, закрывают тентом для предотвращения выдувания на большой скорости. Гипс необходимо защитить от влаги, чтобы не испортить материал. Щебень для укрепления железнодорожных насыпей перевозят без особых предосторожностей. Его не повредят атмосферные, механические и другие внешние воздействия.
Перевозка автомобильным транспортом
Основные правила созданы во времена Советского Союза. Они утверждены Министерством автомобильного транспорта РСФСР 30 июля 1971 г. В мае 2007 г. внесены дополнения для соответствия норм актуальным условиям. Также следует руководствоваться положениями правительственного постановления РФ от 15 апреля 2011 г. № 272.
Как и в предыдущем разделе, необходимо отметить несколько важных нюансов:
- Сыпучие грузы засыпают не выше бортов, чтобы предотвратить загрязнение дорожного полотна и потери.
- Перевозчик несёт ответственность за сохранность, поэтому при необходимости обязан применять защитный тент.
- В процессе загрузки ковш нельзя перемещать по траектории над кабиной автомобиля. Водитель при выполнении таких операций обязан покинуть кабину.
- Механизм подачи транспортного средства подробно описывают в договоре между заказчиком/ исполнителем.
- Отправитель обеспечивает безопасность в процессе погрузки. Он устанавливает и контролирует исправность заграждений, откатных устройств, отдельных параметров загрязнённости окружающей среды.
- Очистка кузова после разгрузки – обязанность получателя. Исключения указывают отдельно в договоре.
- Количественную проверку выполняют с применением взвешивания в местах отправки/приёмки. Для некоторых категорий грузов (строительный и бытовой мусор, снег, производственные отходы) такие процедуры необязательны.
- В контейнере сыпучие материалы размещают в специальной таре.
Высыпание груза – это не только прямые убытки вследствие увеличения потерь. Такие ситуации сопровождаются повреждением собственного и других транспортных средств, авариями. Непредвиденные расходы можно исключить, если выполнять автомобильные перевозки сыпучих грузов правильно.
Расчёт количества ТС и иные подготовительные мероприятия
Оптимальную технологию выбирают с учётом объёма и параметров груза, дальности и других особенностей маршрута. Автотранспорт универсален и подходит для работы в карьерах и на строительных площадках. Его используют для перевозки между цехами промышленных предприятий и в международных рейсах.
В большом ассортименте моделей несложно выбрать вариант с подходящей грузоподъёмностью, размерами кузова. Расчёт выполняют исходя из необходимого графика поставок. Сложнее всего выполнять доставку груза нескольким получателям с частичной разгрузкой.
Стоит уточнить требования местных органов самоуправления, касающихся маршрута перевозки. Часто исполнитель сталкивается с дополнительными ограничения (неожиданными, как правило) работая не в своём регионе. В самом плохом из вариантов можно получить запрет на использование определенного ТС на заданном маршруте, например из-за превышения максимальной массы.
Железная дорога удобнее и выгоднее на больших расстояниях. Она выполняет свои функции бесперебойно в сложных погодных условиях. Соблюдение типового расписания позволяет точно планировать хозяйственную и коммерческую деятельность.
На следующем этапе определяют исполнителя заказа. Удобно, если перевозчик обладает крупным парком с разнообразной техникой. В этом случае проще выбирать автомобиль, точно соответствующий определённому заданию. Допустимо заключение одноразовых договоров. Однако выгоднее долгосрочное сотрудничество. Такие отношения подразумевают не только демократичную ценовую политику. Исполнители могут предлагать отсрочку платежей, иные финансовые и организационные выгоды.
Стандартные правила перевозки сыпучих грузов самосвалами подразумевают обязанность отправителя создать благоприятные условия в месте заполнения кузова. Необходимо установить разметку проездов, обозначить потенциально опасную зону, предотвратить доступ посторонних лиц.
Погрузочные работы выполняют по действующим нормативам с устойчивой установкой экскаватора и другой техники на площадке. Обязательно контролируют предельные ветровые нагрузки. Операции не производят в условиях, которые способны повредить груз.
Безопасная и бережная доставка
Действующие правила перевозки сыпучих грузов самосвалами подразумевают выполнение работ без специальной тары. Необходимо поддерживать хорошее состояние стыков между конструктивными частями кузова, обеспечивать герметичность уплотнений. Мельчайшие частицы способны проникать наружу даже через тонкие щели. Перевозчик отвечает за сохранность в процессе транспортировки, поэтому соответствующие контрольные мероприятия должен выполнять без ошибок. Во избежание поломок не следует превышать штатную грузоподъёмность, указанную в техническом паспорте.
Перевозка навалочных грузов автотранспортом осуществляется по договору, разовым заявкам-приложениям. Товарно-транспортную накладную (ТТН) оформляют в соответствии с действующими нормативами. В ней указывают идентификационные данные счета-фактуры, сертификаты. Специальными отметками подтверждают получение груза в определённом количестве.
Правильно составленные сопроводительные документы нужны для успешного прохождения проверок сотрудниками ГИБДД, бухгалтерского учёта. С их помощью уточняют правильность действий водителей и других работников, начисляют персоналу заработную плату. Они нужны для организации точных расчётов между контрагентами.
Ценные грузы доставляют под пломбировкой. Специальными средствами блокируют запорные устройства, соединяющие гибкий трос. Им фиксируют тент на кузове. Удобнее работать с контейнерами. Они лучше защищены от неправомерных действий злоумышленников. Для повышения уровня безопасности применяют электронику:
- GPS-трекеры, определяющие оперативно место нахождения транспорта;
- автономные сигнализации;
- оповещатели с встроенным блоком GSM для передачи данных и проверок в дистанционном режиме.
Разрешение на перевозку сыпучих грузов получают, если они потенциально опасны для окружающей среды и людей. Транспортное средство обозначают специальными надписями и табличками, чтобы предупредить других участников дорожного движения. В них же особыми знаками указывают средства, которые нужно применять в ходе ликвидации аварий. Перечень специальных мероприятий утверждён приказом № 73 Минтранса Российской Федерации от 08.08.1995
Учёт потерь, особенности выполнения заданий в разных условиях
При перевозке навалочных грузов автотранспортом исполнитель работ обеспечивает сохранность. По типовому договору он обязан возместить убытки заказчику при утрате, хищении, недостаче, выявлении дефектов. Порядок компенсации вместе с размером штрафных санкций необходимо описать точно, чтобы исключить разночтения и спорные ситуации. Тематические нормы действующего законодательства изложены в «Гражданском кодексе» (ФЗ РФ № 14 от 5 дек. 2017 г.). Если иное не указано, его ответственность распространяется на действия третьих лиц.
Необходимо помнить, что недостача может объясняться естественными причинами. При погрузке мокрого гравия в карьере вес груза будет максимальный. В ходе поездки естественное испарение удалит часть влаги. По этой причине контрольное взвешивание в пункте приёмки укажет соответствующую разницу. Подобные ситуации следует предусмотреть в тексте договора.
Передвижение по дорогам общего пользования регламентировано ПДД и дополнительными нормативными документами для специальных категорий грузов. Главные требования – обеспечить безопасность других участников транспортного потока, не повреждать покрытие автострады. Штрафы в соответствии с КоАП могут накладываться как водителю и его непосредственному начальнику, так и всей компании (в последнем варианте штрафы весьма серьезные и в случае возможности выбора дешевле получить штраф на конкретного человека, чем на юр. лицо в целом). Повторные и сложные нарушения со значительными последствиями наказывают сурово, вплоть до лишения профильной лицензии.
Для внутренней технологической перевозки сыпучих грузов самосвалами (в карьерах, между функциональными подразделениями предприятия на его территории) правила дополнены требованиями к дорогам. В частности, предусмотрено регулярное смачивание летом для уменьшения образования пыли. Допустимо перемещение материалов без использования тента на кузове.
Источник
Сыпучие грузы: особенности перевозки
Перевозка сыпучих, упакованных в мешки или другую тару, грузов осуществляется в фурах с контейнерными прицепами. Особенности погрузки и транспортировки зависят от вида продукции и степени его измельчения.
Правила перевозки сыпучих товаров.
Что относится к сыпучим грузам
Всё, что транспортируется насыпом, без упаковки: зёрна, щебень, песок, комбикорм, металлические руды, уголь, минералы и многое другое. Для успешной транспортировки нужно учитывать индивидуальные характеристики сыпучих грузов:
- физические – взаимодействие частиц друг с другом (склеиваются ли они между собой, как, например, песок, или легко рассыпаются, как пшеница), способность нагреваться и отдавать тепло, возможность усадки (грунт);
- химические – может ли перевозимый продукт внезапно воспламениться или взорваться (такие виды грузов требуют специального разрешения на перевозку и особых обозначений на упаковке и иногда на самом транспорте их перевозки), способен ли он к окислению или подвержен ему;
- биологические – связанные с дыханием, гниением, питанием, прорастанием и другими процессами, присущими живым организмам.
Кроме того, заслуживает внимания агрегатное состояние продукта: некоторые руды легкоплавких металлов, например, могут превращаться из твердых монолитов в жидкости и требуют особого подхода к транспортировке.
Основные правила перевозки
Доставка любых сыпучих грузов может осуществляться автомобильным, железнодорожным или воздушным путем. Но есть правила грузоперевозки, соблюдать которые необходимо:
- Груз транспортируют с учетом вышеперечисленных особенностей (физико-химических свойств), размера.
- Материал можно не накрывать тентом, если он не боится непогоды, и перемещать в открытом кузове-контейнере). Это не относится к сельскохозяйственным культурам, которые обязательно защищают от дождя и солнца, а также к любым грузам, которые будут провозить через населённые пункты.
- Массу клади соизмеряют с грузоподъемностью фуры, на которой ее предстоит везти.
- Груз насыпают с помощью спецтехники, с высоты 1 м. Нельзя сыпать «с горкой», потому что продукт может выпасть во время движения прямо на дорогу и стать причиной ДТП.
- Иногда применяется и ручная погрузка, но только к неопасным видам продуктов. Прежде чем дать грузчикам задание, необходимо снабдить их респираторами, униформой, рабочими рукавицами.
- Водитель фуры должен выйти из машины и подождать окончания погрузки вне её пределов, чтобы не получить случайную травму, если сыпучая масса вдруг сорвётся. Тем не менее ковш погрузчика все равно не может проходить над кабиной.
- Организация, получившая груз, берёт на себя заботы по очистке прицепа от оставшихся частиц.
- Тот, кто отправляет кладь, должен обеспечить свободный и удобный подъезд для спецтехники, оцепить место погрузки временной изгородью (особенно это касается процесса вывоза руды или песка из карьеров).
- По прилегающей территории периодически разбрызгивают воду, чтобы сбить пыль.
- Перед погрузкой и выгрузкой продукцию взвешивают (или на специальных весах или путём расчётов, исходя из объёма ковша, например). Все сведения записывают в накладную. Это не касается только транспортировки строительных отходов и прочего, не несущего прибыли материала.
Какой транспорт лучше всего подходит
Машина для перевозки и спецтехника для укладки сыпучих грузов подбирается с учетом вида продукции. Это могут быть:
- Самосвалы – грузовые машины с открытым полуприцепом или прицепом, по бокам которого имеются борты. Благодаря встроенному гидравлическому приводу кузов может опускаться под наклоном и выгружать содержимое. Подходит для перевозок на небольшие расстояния. Популярный производитель – фирма «Тонар».
- Грузовики-контейнеровозы – машины с прицепом в виде плоской платформы, на которую устанавливается контейнер. Исключает возможность потери мелкой сыпучей продукции, особенно удобен, если товар упакован в дополнительную тару: например, цемент в мешках. Используется для транспортировки груза на большие расстояния.
- Прицепы-цистерны – крепятся к грузовику. Как правило, в таком виде транспортируют жидкости, но иногда они применяются и для сыпучих грузов.
При этом транспорт для навалочного груза должен отвечать некоторым требованиям:
- абсолютная герметичность прицепа – чтобы исключить потери даже самых мелких продуктов;
- возможность натянуть и закрепить тент/полог;
- способность поддержать нужный микроклимат (для некоторых видов продукции).
В выборе транспорта большую роль играет логистика – если невозможно отправить кладь по железной дороге, её доставляют автомобилями, хотя стоимость таких перевозок в несколько раз выше.
Организация безопасности движения
Перевозка различных сыпучих материалов требует от водителя фуры особого мастерства и внимания, так как этот груз отличается высокой подвижностью. В пути существуют некоторые риски:
- кладь может просыпаться на дорогу или крыши легковых автомобилей, проезжающих рядом, создавая тем самым аварийную ситуацию;
- тяжёлый вес и смещение материалов в одну сторону на поворотах, подъёмах и спусках затрудняет управление машиной;
- некоторые грузы подвержены нагреванию и могут загореться.
Чтобы минимизировать возможность возникновения таких ситуаций, нужно соблюдать некоторые правила:
- Груз надо равномерно распределить по кузову с таким расчётом, чтобы он не высыпался за борты.
- Мелкие сыпучие материалы накрывают тентом, чтоб их не вынесло на дорогу ветром.
- Если кладь везут в прицепе-контейнере (насыпные гранулированные продукты), ее сначала нужно упаковать.
- Разумеется, следует соблюдать все правила дорожного движения, которым подчиняются грузовые автомобили.
- Маршрут планируется заранее, он должен проходить только по тем дорогам, где разрешён проезд грузовых машин.
- При себе у водителя должны быть документы на перевозимые материалы (если с ним нет экспедитора-перевозчика или торгового представителя):
- договор между грузоотправителем и получателем;
- договор с транспортной компанией;
- договор об аренде машины (если она не принадлежит логистической фирме, которая перевозит груз);
- товарно-транспортная накладная, где указаны сведения о продукции.
Потери при транспортировке
Ответственность за потери при транспортировке полностью ложится на логистическую фирму, которая перевозит продукт. При погрузке фиксируют объемы продукции, а по прибытии всё взвешивают и перепроверяют заново. Если что-то не сошлось, то компания-перевозчик должна будет возместить убытки. Эта неприятность может случиться из-за:
- плохого состояния прицепа или кузова (в нём есть зазоры и щели, сквозь которые груз просыпается);
- тары, в которую был упакован груз, когда она не отвечает типу продукта, и он портится в дороге;
- возгорания груза при несоблюдении правил перевозки (в зоне риска такие продукты, как торф, уголь, некоторые виды удобрений);
- сильного ветра, который выдувает часть груза;
- аварии на дороге в результате неаккуратного маневра водителя или если он самовольно изменил маршрут.
Стоит также учитывать качества перевозимого материала: некоторые виды сыпучих грузов могут менять вес в процессе высыхания, дозревания и т. п. Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно не только соблюдать вышеописанные правила и обязательно страховать груз, но и привлекать к наблюдению за погрузкой обе стороны – отправителя и представителя транспортной компании. Это позволит исключить различного рода манипуляции, связанные с физическими свойствами материала.
Например, влажный песок кажется тяжелее, чем сухой, поэтому после доставки перевозчика может ждать неприятная неожиданность при сверке реального веса с заявленным в накладной. Для контроля над сохранностью груза в дороге можно отправить с водителем торгового представителя или экспедитора.
Источник