- Как прописать условия оплаты в договоре
- Формы и способы: возможные варианты
- Как прописать расчет по факту
- Как оговорить аванс
- Размер
- Как прописать оплату наличными
- Как указать условие об использовании иностранной валюты
- «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0): как управлять зачетом авансов и погашением задолженности (+ видео)?
- На что влияет Способ погашения задолженности в документе списания с расчетного счета в 1С
- Все комментарии (7)
Как прописать условия оплаты в договоре
Порядок оплаты по договору — это установленный сторонами в контракте способ расчета за выполненные обязательства.
Одной из основных частей контракта является порядок расчетов по договору, в этом вопросе важно достичь компромисса, учитывающего интересы обеих сторон. Недостаточно знать, что договор будет исполнен, для эффективного ведения бизнеса имеет большое значение, когда и каким образом.
Формы и способы: возможные варианты
Варианты расчета за выполненные обязательства предусмотрены в ГК РФ различные. Выбор конкретного способа зависит от волеизъявления сторон, вида заключаемого контракта, требований законодательства по нему. По общему правилу ст. 424 ГК РФ цена может быть и не установлена в соглашении, в этом случае она определяется по правоприменительной практике. Для некоторых видов контрактов существенным условием (без которого договор признается незаключенным) является сам порядок расчетов. Таковым является очень распространенное в бизнесе соглашение о поставке товаров.
В соответствии с ГК РФ и деловыми обычаями какие бывают формы оплаты по договору:
- денежными средствами: наличными в кассу (с учетом установленных ограничений для юрлиц) или переводом;
- товарами;
- взаимозачетом.
Варианты, как прописать сроки оплаты в договоре:
- до момента исполнения (передачи вещи, исполнения услуг, выполнения работ и т. д.) полностью или частично, авансом;
- после выполнения обязательств сразу или частями. То есть с рассрочкой, периодическими платежами или отсрочкой — одним платежом;
- абонентская плата, то есть оплата производится периодически в течение действия контракта.
Несколько примеров, как прописать в договоре порядок оплаты (формулировки):
- «перечислением платежным поручением на счет покупателя»;
- «наличными в кассу предприятия»;
- «с авансом в размере 50%»;
- «без предоплаты»;
- «в полном объеме после подписания передаточного акта».
Чтобы выбрать подходящий способ и правильно составить формулировку, рекомендуется рассмотреть все варианты и учесть практику правоприменения. Например, для безналичного перечисления существует несколько способов (инкассо, аккредитив, чеки, электронные средства платежа), их конкретно указывают в контракте с реквизитами во избежание разногласий. Чаще всего используются переводы на расчетный счет по платежным поручениям. О смене реквизитов сразу уведомляют контрагента.
Как прописать расчет по факту
Расчет за выполненную работу, оплата товара по договору поставки по факту закладываются в контракт на практике не часто, этот вариант несет большие риски для исполнителя.
В соглашении рекомендуется прописать следующие моменты.
Конкретный срок расчета. Необязательно дату, допускается привязать срок к неизбежному событию (принятие работ, услуг, заключение соглашения).
Заказчик обязуется произвести оплату не позднее 10 календарных дней с момента подписания акта приемки оказанных услуг. |
Пени и штрафные санкции за просрочку. Обычно закладывается процент за каждый день, размер должен соответствовать практике, в противном случае может быть снижен в суде. Заказчику этот пункт включать невыгодно.
Как оговорить аванс
Это самый распространенный способ согласования порядка расчета. Заключить договор на оплату до получения товара (услуги, работы) частично одинаково выгодно как заказчику (продавцу), так и исполнителю (покупателю). Риски остаются, но минимизируются для обеих сторон.
Исходя из судебной практики, во избежание споров рекомендуется в контракте оговорить следующие условия:
Срок с указанием конкретной даты или определенного периода, события (чаще всего, заключения соглашения).
Заказчик обязуется внести аванс 20.08.2020 г.
Или таким образом:
Заказчик обязан внести аванс не позднее 7 календарных дней дней с момента подписания настоящего контракта.
Размер
Сумма или процент.
Заказчик обязуется произвести расчет за работы в следующие сроки: в срок до 20.08.2020 г. — 50% цены по контракту; в срок не позднее 7 календарных дней с момента подписания акта приемки — оставшиеся 50%. |
Допускается ссылка на график платежей, который содержится в приложении. В этом случае в контракте обязательно надо прописать, что приложение является его неотъемлемой частью, само приложение подписать сторонами и подшить ко всем экземплярам.
Как прописать оплату наличными
Сейчас наличный расчет в договоре используется крайне редко, безналичный гораздо проще и эффективнее. Для наличных расчетов юрлиц и ИП существует лимит — не более 100 000 рублей, по указанию ЦБ РФ. При определении этого способа в соглашении прописывается конкретный адрес, где осуществляются платежи наличными в кассу.
Как указать условие об использовании иностранной валюты
В России оплата по договору производится только с использованием национальной валюты (ст. 317 ГК РФ). Допускается привязка цены контракта к иностранной валюте (доллар, евро), но оплата должна производиться исключительно рублями. Например, допустимо прописать этот порядок следующим образом:
Покупатель должен заплатить Продавцу за товары сумму в рублях, эквивалентную 10 000 долларам США (в том числе НДС — 20%), по курсу Центробанка РФ на момент оплаты, то есть составления платежного поручения на списания средств со счета Покупателя. |
То есть необходима ссылка на порядок определения этого момента (вторая сторона вправе посчитать моментом расчета дату поступления средств на собственный счет.
В итоге, как прописать условия оплаты в договоре, решают стороны. Основная рекомендация специалистов — прописывать способы расчетов максимально точно и четко, с указанием дат, сроков и способов их определения.
Источник
«1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0): как управлять зачетом авансов и погашением задолженности (+ видео)?
Видеоролик выполнен в программе «1С:Бухгалтерия 8» версия 3.0.72.66.
В соответствии с законодательством по бухгалтерскому учету авансы (как полученные от покупателя, так и выданные поставщику) должны учитываться обособленно от расчетов (см. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н; п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н; п.п. 3, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).
В налоговом учете по НДС авансы также отражаются отдельно (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).
По умолчанию в «1С:Бухгалтерии 8» для всех документов учетной системы применяется автоматический способ зачета авансов и погашения задолженности, суть которого сводится к следующему:
- при поступлении оплаты от покупателя имеющаяся задолженность по договору с покупателем погашается в хронологическом порядке, а поступление сверх суммы задолженности контрагента по договору учитывается как аванс;
- при проведении документа реализации имеющиеся авансы по договору зачитываются в хронологическом порядке;
- при регистрации оплаты поставщику имеющаяся задолженность перед поставщиком по договору погашается в хронологическом порядке, а сумма оплаты сверх имеющейся задолженности учитывается как аванс;
- при проведении документа поступления имеющиеся авансы по договору с поставщиком зачитываются в хронологическом порядке.
При необходимости (например, согласно условиям договора с контрагентом) в программе можно отражать зачет авансов (погашение задолженности) по определенным документам или не зачитывать авансы (не погашать задолженность). Чтобы воспользоваться данной возможностью в разделе Главное — Функциональность на закладке Расчеты необходимо установить флаг Управление зачетом авансов погашением задолженности.
Управлять зачетом авансов позволяет реквизит Способ зачета аванса, который доступен в формах документов реализации и поступления. Способ зачета аванса указывается в форме Расчеты, которая открывается по соответствующей ссылке из документа реализации или из документа поступления. По умолчанию Способ зачета аванса установлен в положение Автоматически. При выборе способа зачета авансов По документу требуется указать Документ аванса (или несколько документов) и Сумму зачета. Если Сумму зачета аванса не заполнять, то при проведении документа реализации (документа поступления) автоматически зачитывается максимально возможная сумма по указанному документу аванса. Если фактический остаток аванса меньше указанной суммы зачета, то выдается сообщение об ошибке и документ не проводится. При выборе способа зачета авансов Не зачитывать — авансы не зачитываются.
Управлять погашением задолженности позволяет реквизит Погашение задолженности, доступный в формах документов Поступление на расчетный счет, Списание с расчетного счета, Поступление наличных и Выдача наличных. По умолчанию реквизит Погашение задолженности принимает значение Автоматически. При выборе способа погашения задолженности По документу требуется указать документ реализации (документ поступления), задолженность по которому следует погашать. Если выбран способ Не погашать – имеющиеся задолженности погашаться не будут.
Источник
На что влияет Способ погашения задолженности в документе списания с расчетного счета в 1С
Вопрос задал Елена М.
Ответственный за ответ: Мария Демашева (★9.73/10)
Подскажите, если стоит способ погашения задолженности в списании с расчетного счета «Не погашать», что это значит? Я думала, что если стоит «не погашать», то при последующих поступлениях товара этот аванс совсем не зачтется автоматически., только если указать, что «По документу». По факту в программе у меня стоит аванс «Не зачитывать» и при последующих поступлениях товара все миленько зачитывается. Пробовала снимать все документы с проведения — перепроводить, ничего не помогает. Есть обмен с УНФ, сами документы списание с р/сч приехали оттуда, но поступления уже только в бухгалтерии.
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Все комментарии (7)
Порядок зачета аванса следующий
способ Погашение задолженности:
Автоматически – автоматически в разрезе договора;
По документу – по конкретному документу в поле Документ;
Не погашать – задолженность по договору не погасится, а сумма будет отнесена на счет, указанный в поле Счет авансов.
Автоматически — зачет авансов будет проходить автоматически в разрезе указанного договора;
По документу – зачет авансов будет проходить по конкретным документам оплаты, которые необходимо добавить в табличную часть. Если в графе Сумма зачета установлено значение , то эту сумму программа будет определять автоматически в разрезе указанного документа. Также в графу Сумма зачета можно проставить значение суммы вручную и зачесть столько, сколько требуется по договору;
Не зачитывать — зачет авансов не будет проходить автоматически при проведении документа.
Базы УНФ у нас, к сожалению нет, поэтому смоделировать проблему нет возможности. Явных причин, чтобы так происходило при обмене с УНФ нет.
Имеет смысл еще раз проанализировать документы по цепочке, какая там аналитика — контрагент, договор, документ расчетов и настройки в части зачета аванса. Посмотреть проводки по всем документам.
Спасибо. В выходной открыта только база Бухгалтерии. База УНФ сейчас закрыта. Поэтому наверное не УНФ влияет-ведь не с чем обмениваться. Договор один. Учет в разрезе этого договора. У поставщика учет в разрезе счетов, поэтому аванс по этому счету на конец квартала не закрыт, и они авансовый сч-ф дали на него. А у нас в программе, если смотреть в разрезе всего договора-то тот аванс закрыт. есть другие авансы, которые программа не закрыла, но надо для налоговой сдать НДС именно с тем авансом, который не закрыт у поставщика-иначе разрыв будет. Я могу конечно учет по конкретно этому счету обособить, но хотела использовать возможности программы. И не работает. Эх. Все остальные поступления на счет и поступления товара по этому договору в настройках стоит зачитывать «автоматически». Ладно бы в бухгалтерии было бы жестко, что по всему договору настройка должна быть только одна: либо зачитывать либо не погашать. Но таких ограничений ведь нет у программы. А по факту почему то есть.
Спасибо за уточнение.
Возможно, что в данном случае имеет смысл так же вести в разрезе счетов, чтобы с поставщиком сходиться полностью.
И надо конечно всю цепочку смотреть, что зачлось и по какой причине. Должно работать то правило, что выше обсудили.
За данный период проведите эту выписку с авансом еще раз, просто чтобы документ какой-то был вне очереди проведен в 1 кв 2021. Так активируем «перепроведение».
Потом Операции — Закрытие месяца — Отменить закрытие месяца — Перепровести документы — Выполнить закрытие месяца.
Проверьте результат по ОСВ 60 по субсчетам 60.01 и 60.02 с максимальной аналитикой Контрагент, Договор, Документ расчетов — кнопка Показать настройки — вкладка Группировка.
Я по контрагенту полностью в журнале снимала все документы с проведения, и заново их перепроводила. И в ручном режиме и в автоматическом. Вести в программе в разрезе счетов это как? Заводить договор на каждый счет?
Сделайте, пожалуйста, не в журнале, а в Закрытии месяца по алгоритму выше и напишите, какой результат после этого. Принципиально восстановить хронологию именно в ЗМ. Она могла быть сбита и поэтому такие последствия наблюдаются.
По Счетам. Например, так — в поле Договор вводить Счета. Если надо, чтобы была итого вся информация еще по договору, то в справочнике Договоры, где Счета заводите, надо создать папку Договор №ххх от хх.хх.хх. И все Счетам там собирать. Тогда можно и Акт сверки делать по договору итого и ОСВ смотреть по группам (группа это наша папка Договор). Т.е. неудобств не будет, но будет доп. аналитика.
Спасибо. Закрытие месяца тоже полностью отменила и полностью заново провела. Аванс зачитывается, хотя в настройке стоит, что не погашать. Вести учет в разрезе счетов несколько более громоздко. Сильно запутывает потом выбор договора. Был бы один два счета, а это основной поставщик, и договору уже больше 10 лет. Для конкретного этого случая с авансами да ради НДС придется только сделать. Я бы и руками позачитывала аванс, если бы работало в программе это. Увы
Да, тогда конечно по Счетам проблематично.
Может только эту оплату так завести, чтобы не зачитывалась — отдельно по Счету (в поле Договор). Потом поступление также по этому Счету будет.
И так поступать со всеми оплатами, которые не закрылись по данным поставщика по итогам квартала.
Смысл же какой по аналитикам:
Списание с р/с. Не погашать – задолженность по договору не погасится, а сумма будет отнесена на счет, указанный в поле Счет авансов. Т.е. эта сумма будет отнесена на аванс или что указали в настройках. Дальше, что с ней будет регулируют документы поступления.
Поступление. Автоматически — зачет авансов будет проходить автоматически в разрезе указанного договора. Если надо, чтобы зачелся конкретный документ, то надо в каждом поступлении указать, какой. И это уже будет По документу.
Если не указали, то автоматом все авансы выше зачитываются по хронологии. Нет информации, что какой-то аванс не надо зачитывать этим документом поступления.
Источник