- Отражение кредиторской задолженности в бухгалтерском учёте
- О кредиторской задолженности простыми словами
- Разновидности кредиторских долгов
- Кредиторские долги в бухгалтерской отчетности
- Займы
- Задолженность перед сотрудниками
- Обязательства по налоговым отчислениям
- Расчеты с другими кредиторами
- Отражение списания кредиторской задолженности в учете
- Правила погашения кредиторских долгов
- Эффективное планирование платежей кредиторам в условиях денежного дефицита
- Приоритеты
- Стратегия
- Действия
- Разработка плана платежей
Отражение кредиторской задолженности в бухгалтерском учёте
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
В рамках своей деятельности компания неизбежно взаимодействует с другими лицами. Это могут быть банковские учреждения, поставщики, контрагенты. Между организациями проводятся взаиморасчеты, в результате которых часто образуются долги. Они должны быть указаны в бухгалтерской задолженности.
Вопрос: В какой момент признать в целях налога на прибыль доходы в виде кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности?
Посмотреть ответ
О кредиторской задолженности простыми словами
Кредиторская задолженность – это долг предприятия перед другими лицами. Само ее наименование отсылает к расходам компании. Возникнуть долги могут вследствие множества факторов. К примеру, между предприятием и контрагентом был заключен договор на поставку продукции с установленной датой оплаты услуг. Однако продукция была получена, но никакой оплаты не проводилось по причине позднего поступления выручки на счета. В данном случае образуется кредиторская задолженность.
При появлении множества долгов компании перед партнерами возникает немало проблем и угроз:
- начисление штрафов за просрочки;
- порча отношений с контрагентами;
- риск банкротства.
ВАЖНО! Уберечь предприятие от задолженности позволяет наличие денежных эквивалентов, которые можно быстро перевести в деньги и сделать своевременную оплату. Но не всегда такой вариант возможен.
Вопрос: Как отразить в учете организации списание кредиторской задолженности за полученный по договору купли-продажи товар в связи с истечением срока исковой давности?
Кредиторская задолженность организации за полученный товар, не оплаченный в установленный договором срок, составила 354 000 руб. (с учетом НДС). На основании проведенной инвентаризации расчетов и приказа руководителя указанная кредиторская задолженность списана в отчетном периоде, когда истек срок исковой давности. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ
Разновидности кредиторских долгов
Задолженности предприятия могут быть самыми различными. Они включают в себя следующие виды:
- Долг перед поставщиками товаров и услуг. Партнер предприятия предоставил услугу, но компания не оплатила ее? В данной ситуации неизбежно образуется задолженность.
- Материальная ответственность перед штатом. Невыплаченные зарплаты, отпускные, вознаграждения – все это относится к «категориям» долга. Сотрудники вполне могут обратиться в Трудовую инспекцию. Руководителю компании придется не только рассчитываться с работниками, но и выплачивать штрафы.
Кредиторские обязательства могут быть срочными и несрочными. Под срочностью подразумевается начисление процентов. Если поставщик предоставил товар, а компания не платит в соответствии с условиями договора, придется дополнительно оплачивать штрафы. Наличие начислений превращает обязательство в срочное. Если его не покрыть немедленно, придется отдавать кредитору большую сумму средств. Несрочные задолженности не подлежат начислению процентов.
Кредиторские долги в бухгалтерской отчетности
Отражается задолженность при помощи проводок, соответствующих проведенным предприятием операциям. Как правило, это несколько проводок. Они включают в себя источник получения средств, начисление штрафов по долгу, выплату задолженности. Проводки будут зависеть от того, в результате каких операций образовался долг.
Займы
Займы, взятые в финансовых учреждениях, могут быть краткосрочными (выплаты нужно сделать в течение года) и долгосрочными (сроки на погашение займа составляют более года). Для каждого из видов займа предусмотрен свой счет:
- краткосрочные фиксируются на счете 66;
- долгосрочные – на счете 67.
Получение займа отражается на счетах КТ 66 либо 67. К данным счетам требуется создать субсчета. На них будут храниться данные о начисленных процентах. Возврат части займа отражает следующая проводка: ДТ 66 КТ 51.
Задолженность перед сотрудниками
Долг перед персоналом подразделяется на несколько разновидностей, каждая из которых отражается в бухгалтерских документах в отдельном порядке. К обязательствам по оплате труда относятся долги по следующим начислениям:
Если обязательства касаются сотрудника, в учете используется счет КТ 70. Если же есть долг перед акционером, не входящим в штат предприятия, актуален счет КТ 75. Рассмотрим предполагаемые проводки:
- ДТ 20 КТ 70 – начисления сотрудникам;
- ДТ 70 КТ 50 – покрытие задолженности.
Для долгов по командировочным нужно использовать счет 71, а не 70. В остальном проводки будут аналогичными.
Финансовые обязательства компании, не входящие в перечни, перечисленные выше, будут отражены на счете КТ 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Обязательства по налоговым отчислениям
Данные об уплате налогов содержатся на счете 68. Рассмотрим предполагаемые проводки:
- ДТ 90 КТ 68 – начисления;
- ДТ 68 КТ 19 – предоставление НДС для проведения вычета;
- ДТ 68 КТ 51 – совершение выплат.
Никаких субсчетов можно не создавать.
Расчеты с другими кредиторами
Обобщение информации по расчетам с кредиторами выполняется при помощи счета 76. На нем могут приводиться данные по следующим долгам:
- Личное и имущественное страхование.
- Финансовые претензии партнеров.
- Выплаты по исполнительному листу.
ВАЖНО! Если подобных категорий у предприятия много, создаются субсчета.
Отражение списания кредиторской задолженности в учете
Кредиторские долги иногда списываются. Актуально это при наличии следующих обстоятельств:
- Истек срок исковой давности. То есть, кредитор не может подать на предприятие в суд и, тем самым, взыскать долг.
- Организация, являющаяся кредитором, была ликвидирована.
- Кредитор был исключен из ЕГРЮЛ по признаку отсутствия деятельности.
- Задолженность была прощена.
Списание отражается в учете при помощи следующей проводки: ДТ 60 (62, 66) КТ 91.
ВНИМАНИЕ! Если у компании есть долги, практически бессмысленно надеяться на их списание. Происходит это в редких случаях. Пока предприятие дожидается списания, кредитор вполне может обратиться в суд с целью взыскания средств.
Правила погашения кредиторских долгов
Как уже упоминалось, долги могут быть срочными и несрочными. В первую очередь нужно оплачивать срочные обязательства. Если выплаты сделаны не будут, предприятию придется оплачивать немалые проценты. Несрочные выплаты можно отложить. Однако в долгий ящик откладывать их нельзя, так как проценты по долгам начисляться не будут, но это не исключает риска обращения кредитора в суд.
Алгоритм действий при наличии перечня долгов будет таким:
- Разделение обязательств на срочные и несрочные типы.
- Оплата срочных долгов.
- Выявление среди несрочных задолженностей самых крупных по объему средств, их покрытие.
Наличие кредиторской задолженности у предприятия – вариант нормы. Однако множество долгов при небольших показателях выручки – явление тревожное. Возникает риск банкротства. Нужно также учитывать репутационные издержки. Учет кредиторских задолженностей позволит разобраться в своих обязательствах и не допустить ликвидации компании.
Источник
Эффективное планирование платежей кредиторам в условиях денежного дефицита
В период дефицита денежных средств казначей компании находится под постоянным давлением руководителей всех направлений. Начальник производства, начальник гаража, главный механик, главный энергетик, начальник отдела снабжения — каждый утверждает, что именно его поставщики/подрядчики наиболее важны, задолженность перед ними нужно погасить в первую очередь. В такой ситуации казначею необходимо действовать не в интересах отдельного управленца или поставщика, а в интересах компании.
Приоритеты
С финансовыми трудностями сталкиваются практически все компании. Для одних эти трудности временные или связаны с фактором сезонности поступлений, для других, убыточных компаний, дефицит денежных средств постоянный. Рассмотрим подходы к погашению кредиторской задолженности, которые могут применять и экономически несостоятельные компании, и компании с временным дефицитом.
В период финансовых проблем платежи выполняют в порядке приоритетности:
- зарплата, налоги и платежи в федеральный, региональный, местный бюджеты, внебюджетные фонды;
- кредиты банков;
- оплата электроэнергии, газа, водоснабжения, железнодорожных и некоторых других услуг;
- оплата сырья, материалов и запасных частей, нехватка которых может вызвать остановку производства и срыв сроков изготовления заказов (имеется в виду продукция под заказ клиента, та продукция, за которую предприятие получило деньги или получит после отгрузки);
- оплата услуг по сертификации продукции;
- платежи поставщикам-немонополистам, с которыми жизненно необходимо поддерживать партнерские отношения. Например, компания-производитель поставляет продукцию в розничную сеть, по условиям заключенного договора нужно оплачивать маркетинговые услуги. Неоплата таких услуг может стать причиной не только штрафных санкций, но и отказа в перезаключении договора на поставку продукции на следующий год, то есть предприятие лишится части выручки.
Это важно
Сырье, материалы, запчасти для затоваривания склада на несколько недель, а часто и месяцев вперед — это не приоритетные платежи. Все, что связано с работой на склад (за исключением пронормированных и минимально необходимых складских запасов), должно быть оплачено в последнюю очередь.
Это стандартно приоритетные платежи. Такой порядок понятен не только финансовому специалисту, но и производственникам, поэтому какие-либо конфликты, лоббирование интересов, давление и даже угрозы в адрес казначея исключены, пока не будут оплачены перечисленные платежи.
Если приоритетные платежи казначей оплатил, то как ему действовать дальше? Осталась кредиторская задолженность по поставленным материалам, запчастям, полученным услугам, которая условно одинаковая по приоритетности. Одновременно каждый куратор платежа, руководитель подразделения, инициировавший заявку на оплату, утверждает, что его заявка самая важная.
Например, начальнику снабжения придется через какое-то время закупать деревянные поддоны, следовательно, искать поставщика. Конечно, ему удобнее работать с тем, кто уже делал поставку, и с качеством товара, документами проблем не было. Проблематично заключать договор на поставку следующей партии с отсрочкой, если не оплачена предыдущая. И так по каждому направлению, поэтому понятно, что начальники служб настаивают на особой важности и приоритетности именно их заявок.
Как из общей массы одинаковых платежей выбрать приоритетные, рассмотрим далее.
Стратегия
Ключевая положительная черта товарного кредита как разновидности получения заемных средств — простой способ привлечения: достаточно заключить договор на поставку материалов с отсрочкой платежа. Товарный кредит, как правило, не требует залога, не связан с большими расходами и продолжительностью оформления.
Коммерческий кредит не бесплатен. Финансистам хорошо известно, что такое кредитование сопровождается завышенной ценой закупаемых материалов или услуг. Это не единственная опасность. Могут возникнуть дополнительные риски и финансовые потери, которые зависят от стратегии планирования платежей кредиторам.
Компания должна выбрать одну из стратегий погашения собственных обязательств —классическую или агрессивную.
Классическая стратегия: максимальное снижение риска, прежде всего риска банкротства. Если собственники и топ-менеджмент заинтересованы в сохранении компании, то все усилия (финансовые, правовые, управленческие) направляются на:
- погашение кредиторской задолженности;
- снижение уровня просроченной задолженности;
- формирование безрисковой структуры просроченной «кредиторки».
Агрессивная стратегия: руководство бизнеса осознанно принимает решение о просрочке оплаты задолженности, направляя имеющиеся денежные средства на развитие отдельных направлений. Цель агрессивной стратегии — мобилизация дешевых денежных средств путем просрочки оплат кредиторам, ведь товарный кредит дешевле и доступнее в получении. В такой ситуации компания рискует потерять репутацию и партнеров, высока вероятность банкротства.
Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 02.06.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» банкротство может быть инициировано кредитором при неспособности юридического лица погасить обязательства в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Требования к должнику — юридическому лицу в совокупности должны составлять не менее 300 тыс. руб. Поэтому даже если ваша компания является добросовестным плательщиком, руководство придерживается классической стратегии, ваши кредиторы согласны ждать оплаты, то при наличии кредиторской задолженности, просроченной на три месяца и более и на сумму от 300 тыс. руб., с контрагентами нужно подписать дополнительные соглашения к договорам о рассрочке/отсрочке платежа. Это поможет компании избежать риска банкротства.
Отдельные компании, имеющие значительный уровень просроченной «кредиторки», не подвергаются процедуре банкротства, другие попадают в процедуру, как только обязательства просрочены более чем на три месяца. На этот факт в значительной степени влияет структура обязательств по оплате материалов, работ, услуг перед контрагентами, а также то, насколько контрагенты заинтересованы купить ваш бизнес или обанкротить. Ранжирование обязательств минимизирует риск банкротства.
К сведению
Необходимо выработать стратегию исполнения обязательств (фактически очередность оплат) для улучшения структуры кредиторской задолженности в условиях нехватки денежных средств.
Какую очередность оплат применить, казначей предприятия определяет, основываясь на таких обстоятельствах:
- компания-покупатель обнаружила организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора (пробелы в учете и контроле);
- собственное монопольное положение на рынке (особенно часто встречается на региональных рынках, где не просто мало высоколиквидных контрагентов, но и вообще мало контрагентов и покупателей);
- маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, который стремится продвинуть свою продукцию в крупную производственную корпорацию);
- различия в экономических потенциалах (совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика).
Действия
Напомним, что речь идет не о зарплате, электроэнергии или материалах, без которых нельзя исполнить заказы клиентов. Мы говорим о массе менее приоритетной и на первый взгляд одинаковой кредиторской задолженности.
Казначей планирует классическую стратегию оплаты следующим образом:
Чтобы выполнить такой план действий, необходимо классифицировать кредиторскую задолженность (в данном случае — классифицировать поставщиков). Признаки применяемой классификации представлены в табл. 1.
Таблица 1. Классификация кредиторской задолженности
Классификационный признак
Уровень
По степени заинтересованности поставщика-кредитора в бизнесе должника (риск банкротства)
По уровню (вероятности) штрафных санкций и судебных издержек
По размеру задолженности
Это важно
Оценить вероятную заинтересованность кредитора в бизнесе должника достаточно сложно, поэтому нужно привлекать высококвалифицированного юриста, специалиста по безопасности, финансового аналитика.
Необходимо помнить, что обязательства должника перед кредитором могут перекупить другие, более заинтересованные лица.
Что касается классификации по уровню (вероятности) штрафных санкций и судебных издержек, то отдельные контрагенты прописывают в договорах штрафные санкции, но никогда к ним не прибегают, терпеливо ждут оплаты. Как правило, это постоянные партнеры. Они знают, например, о подверженности влияния вашего бизнеса сезонности. Такое часто встречается на региональных рынках, где директора фирм так или иначе пересекаются, знают друг друга. Есть контрагенты, которые откровенно зарабатывают на штрафных санкциях (как правило, это крупные корпоративные структуры).
Часто казначеи принимают решение об оплате поставщику (хотя бы частичной), когда получают претензию, фактически на пороге обращения контрагента в суд. Таким предприятиям есть что терять в случае положительного судебного решения, то есть определенные денежные средства на счетах у них есть. Второй фактор: представительство в суде тоже стоит денег. Одна командировка юриста в другой регион обойдется в десятки тысяч рублей, а это дополнительные затраты. В условиях денежного дефицита такие дополнительные растраты ни к чему.
Если казначей выбирает между контрагентами, которые на данный момент не обращаются в суд, но штрафные санкции в договорах прописаны, то в первую очередь проплачивается задолженность по тем договорам, где указаны большие штрафные санкции. Под штрафными санкциями понимаем штрафы, пени, неустойки.
Размер задолженности: высокий приоритет будет иметь задолженность, сумма которой одному контрагенту превышает 300 тыс. руб., то есть крупная задолженность.
На заметку
Следует ежедневно (еженедельно) выделять определенную незначительную сумму и на очень мелкие платежи (например, не превышающие 1000 тыс. руб.). Таких платежей всегда много, приоритет у них, как правило, низкий.
Неоплата большого количества мелких платежей сильно вредит имиджу как самой компании, так и ее управленцев.
Разработка плана платежей
Опытные казначеи принимают решение об оплате интуитивно, но переложим интуицию на язык логики и экономического анализа. Рассмотрим план погашения кредиторской задолженности исходя из выбранной руководством компании классической (сдержанной) стратегии, стремления собственников сохранить бизнес и сделать его рентабельным (насколько это возможно в условиях нехватки денежных средств).
Предположим, главному казначею известно (исходя из плана поступления выручки и плана погашения кредиторской задолженности), что на июль 2016 г. в его распоряжении будет 1 млн руб. для погашения задолженности перед поставщиками сырья и материалов.
Для проведения выборки — что планировать к оплате, а что оставить и пока не платить — удобно применять форму «Выборка кредиторской задолженности к погашению» . Строится она следующим образом:
- кредиторская задолженность собирается в перечень в разрезе отдельных первичных документов, в нашем случае — заявок на оплату, так как согласно учетной политике компании предполагается, что отдельная заявка оформляется на оплату за отдельную поставленную партию товара (идентифицируется по накладной, выписанному счету);
- кредиторская задолженность в разрезе отдельных заявок имеет разные сроки погашения отдельных сумм одному и тому же поставщику. Например, поставщику металла ООО «Металгруп» компания должна 170 650 руб., плановый срок погашения — 23.05.2016, то есть уже просрочка. Также есть долг в сумме 220 030 руб. (просрочен к оплате с 24.06.2016) и долг 3520 руб., который еще не просрочен, срок погашения — 17.07.2016;
- в перечне кредиторской задолженности отмечают, просрочена задолженность или нет (столбец «Просрочка на 01.07.2016»; V — на 01.07.2016 кредиторская задолженность является просроченной);
- исходя из прописанных договорных условий по каждому долгу указывают уровень штрафных санкций за просрочку (столбец «Уровень штрафных санкций»; В — высокие штрафные санкции, Н — низкие штрафные санкции). Это окажет влияние на выборку, поскольку при прочих равных условиях в первую очередь казначей будет погашать задолженность с высокими штрафными санкциями;
- если кредиторская задолженность является опасной с точки зрения инициирования кредитором банкротства, ей присваивается соответствующий статус (столбец «Риск инициирования банкротства»; Р — от контрагента исходит высокий риск инициирования банкротства).
Обратите внимание
Данные в столбце «Риск инициирования банкротства» никогда не будут достоверными на 100 %, потому что никогда не знаешь, кто конечный собственник той или иной компании, какие цели он ставит.
Корректное заполнение столбца «Риск инициирования банкротства» — ответственность юридической службы и службы безопасности компании, причем не просто на этапе погашения образовавшейся кредиторской задолженности, а на этапе преддоговорной работы (до подписания договора).
Если для компании существуют и другие риски, кроме перечисленных, их можно добавить в форму «Выборка кредиторской задолженности к погашению». Это могут быть платежи, которые предприятие обязано нести по условиям лицензирования и неоплата которых может стать поводом для отозвания лицензии: оплата спецодежды, лабораторные исследования, метрологические поверки приборов, медицинские освидетельствования, дератизации и дезинсекции, закупка реагентов и т. п.
ООО «Паритет»
Выборка кредиторской задолженности к погашению
Период: 01.07 –31.07.2016
№ п/п
Контрагент
Заявка на оплату
Назначение платежа
Кредиторская задолженность, руб.
Плановая дата оплаты
Просрочка на 01.07.2016
Риск инициирования банкротства
Уровень штрафных санкций
Сумма, планируемая к оплате, руб.
Расчетный остаток кредиторcкой задолженности, руб.
Источник