- Типы подчинительной связи в словосочетаниях
- Основные понятия
- Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием
- Типы подчинительной связи
- Согласование
- Управление
- Примыкание
- Трудные случаи
- Способы подчинительной связи. Управление
- Просмотр содержимого документа «Способы подчинительной связи. Управление»
- Разработка урока по русскому языку на тему «Способы подчинительной связи»(9 класс)
Типы подчинительной связи в словосочетаниях
Основные понятия
- Словосочетание — это сочетание самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
- Подчинительная связь — это способ связи слов в словосочетании, когда одно слово главное, а другое — зависимое. От главного к зависимому всегда можно поставить вопрос.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Например: Сергей вовремя сдал свою работу.
Найдем все словосочетания:
- сдал работу – сдал (кого? что?) работу; сдал – главное слово, работу – зависимое;
- вовремя сдал – сдал (когда?) вовремя; сдал – главное слово, вовремя – зависимое;
- свою работу – работу (какую? чью?) свою; работу – главное слово, свою – зависимое.
Остались два слова: Сергей сдал. Это грамматическая основа, оба слова — главные члены предложения, ни одно из них не является главнее другого. Получается, что подлежащее и сказуемое нельзя назвать словосочетанием.
Какие сочетания слов нельзя назвать словосочетанием
- Главные члены предложения.
- Равноправные сочетания — в предложении это однородные члены (красные и синие, задумался и понял, родные и близкие). Они связаны не подчинительной, а сочинительной (равноправной) связью.
- Самостоятельное слово (существительное, прилагательное, местоимение, глагол и другие знаменательные части речи) со служебным словом, чаще это предлог, реже – частица (на тренировку, в рассказе, не согласился, пусть подумает). Между самостоятельным и вспомогательным словом смысловая связь не оформляется вопросом. Нельзя задать вопрос от глагола «согласился» к частице «не» или от существительного «тренировку» к предлогу «на». Такие сочетания необходимы для грамматической связи слов в предложении.
- Составные формы слов – будущее время глагола (будет + инфинитив), сравнительная или превосходная степень прилагательных, наречий (более успешный, самый интересный, менее сильно).
- Неразделимые лексические единицы – фразеологизмы (ни рыба ни мясо, спустя рукава).
Типы подчинительной связи
Согласование
Согласование — это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:
- серьезное испытание: испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
- серьезными испытаниями: испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
- для серьезных испытаний: для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.
Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.
Управление
Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:
- услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
- услышу (я) друга (Вин. п);
- услышите (вы) друга (Вин. п);
- услышат (они) друга (Вин. п);
- услышал бы (условное) друга (Вин. п);
- услышьте (повелительное) друга (Вин. п).
Спряжение глагола, изменение его наклонений никак не влияют на форму зависимого слова: при глаголе «услышать» существительное «друг» употребляется только в винительном падеже.
Главным словом может быть существительное, но принцип связи тот же:
фигуры из песка – для фигур из песка – о фигурах их песка.
Примыкание
Примыкание — это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи — наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.
- прыгнул вверх: прыгнул (куда?) вверх; зависимое слово — наречие;
- стоит облокотившись: стоит (как?) облокотившись; зависимое слово — деепричастие;
- ударишь сильнее: ударишь (как?) сильнее — сравнительная степень наречия тоже не изменяется;
- любитель пожаловаться: любитель (какой? чего?) пожаловаться — инфинитив примыкает к главному существительному;
- распоряжение сверху: распоряжение (какое? откуда?) сверху — неизменяемое наречие;
- её просьба: просьба (чья?) её — притяжательные местоимения примыкают к главному слову.
Трудные случаи
Важно помнить о существовании производных предлогов (образованы от самостоятельных частей речи — в течение, насчет, ввиду), чтобы правильно найти словосочетание и определить тип подчинения. Наречия, которые образованы таким же способом (навек, сначала, вглубь), также могут сбить с толку:
- Вышел навстречу машине: вышел (куда?) навстречу машине – управление. Производный предлог «навстречу» можно заменить обычным предлогом «К»: вышел к машине.
- Решился прийти на встречу с журналистами: прийти (куда?) на встречу (управление); на встречу (какую?) с журналистами (управление).
- Парус растаял в дали океана: растаял (где?) в дали (сущ. с предлогом) — управление, в дали (какой?) океана — управление. Чтобы убедиться, что в предложении существительное с предлогом, а не наречие, можно изменить тип подчинения — в океанской дали (согласование).
- Вдали показался велосипедист: показался (где?) вдали (наречие) — примыкание.
- Мы поговорим с тобой после: поговорим (когда?) после (наречие) — примыкание.
- Поговорим после собрания: поговорим (когда?) после собрания (сущ. с предлогом) — управление.
Источник
Способы подчинительной связи. Управление
познакомить с различными способами связи в словосочетаниях,научить определять способы связи в словосочетании, конструировать их, закрепить понятие о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы.
Просмотр содержимого документа
«Способы подчинительной связи. Управление»
Каренеева Жанна Алпысбаевна
Учитель русского языка и литературы
Общеобразовательная школа №88 г. Алматы
Дата: Класс: 8 урок 5
познакомить с различными способами связи в словосочетаниях,научить определять способы связи в словосочетании, конструировать их, закрепить понятие о строении и значении словосочетаний, закрепить умение делать схемы.
совершенствовать навыки разбора словосочетаний; способствовать формированию самостоятельной работы;
I. Организационный момент
Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Хорошее настроение».Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.Посмотрите друг на друга – улыбнитесь!
Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Хорошее настроение». Улыбаются друг другу.
II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы»осуществляет проверку знаний учащихся.
Что называется словосочетанием?
— Расскажите о строении словосочетаний?
— Каковы основные признаки словосочетаний?
— На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?
— Что показывает схема словосочетаний?
Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.
III. Подготовка к восприятию новой темы.
Выпишите только словосочетания.
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес и поле, настольные часы, часы приема, часы остановились, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, засушливое лето, во время игры, от засухи и зноя, в течение часа.
— Объясните, почему словосочетаниями не являются:возле леса,лес и поле,от засухи и зноя, в течение часа.
Демонстрируют свои знания.
IV. Актуализация знаний.
Управление
. Словосочетание, как и слово, служит для названия явлений окружающего мира. Сближаясь по своей роли в языке со словом, словосочетание отличается от него тем, что представляет собой сочетание двух и более элементов, в той или иной степени самостоятельных и связанных по законам синтаксиса русского языка.
Приведение к знаменателю сущ. + сущ.
Увидел привидение гл. + сущ.
Примчаться к тебе гл. + мест.
Призадуматься над задачей гл. + сущ.
Выпишите из этого текста следующие словосочетания. В скобках укажите способ связи.
Нареч. + глаг. ___________(_________________)
Гл. + гл. неопр. формы__________________(_________________)
Проявляют интерес к изучаемому материалу.
V. Закрепление урока. С помощью метода «Аквариум» проводит закрепление урока.
На карточках вам предстоит заменить фразеологические обороты х
словосочетаниями типа глагол +наречие.
Решать не теряя головы____________________
Чувствовать себя как рыба в воде______________________
Мчаться высунув язык______________________
Слушать раскрыв рот_______________________
___________________________ работать быстро
___________________________ жить далеко
___________________________ работать упорно
Делают синтаксический разбор предложения.
Оценивание фишками Проводит рефлексию.
— За что бы вы себя могли похвалить?
— Какие трудности встретились на уроке?
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников.
VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Источник
Разработка урока по русскому языку на тему «Способы подчинительной связи»(9 класс)
Тема урока: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.
Тип урока: Повторение изученного:
1. Образовательные: Повторение сведений о словосочетании, полученных учащимися в предшествующие годы обучения: строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.
2. Развивающие: выработать умение определять способы подчинительной связи, перестраивать словосочетания со связью согласование в словосочетания со связью управление и наоборот; словосочетания со связью примыкание в словосочетания со связью управление и наоборот; мыслить, анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий ГИА.
3. Воспитательные: воспитать культуру общения и культуру ответа на вопросы; развивать культуру умственного труда.
1 . Организационный момент.
— Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.
2. Тема урока, постановка целей.
— Попробуйте сами определить тему урока. Обратите внимание на словосочетания:
Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко.
— Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?
(Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи).
— Слова в словосочетаниях соединяются друг с другом на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. Типы таких связей мы и будем рассматривать сегодня на уроке.
— Как же будет звучать тема нашего урока?
(Полная запись темы урока « Типы связей слов в словосочетании»). (Слайд 1)
— Предположите, каких целей мы должны достигнуть на уроке?
— Наши цели и задачи: повторить сведения о словосочетании, строение словосочетания, способы подчинительной связи в словосочетаниях; выработать умение определять способы подчинительной связи, перестраивать словосочетания со связью согласование в словосочетания со связью управление и наоборот; словосочетания со связью примыкание в словосочетания со связью управление и наоборот; мыслить, анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий ГИА.
3. Предварительная оценка знаний. — У каждого из вас есть лист с оценкой знаний . (Слайд 2)
Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» на данный момент:
Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
— Как вы оценили свои знания?
4. Проверка теоретических знаний о словосочетании.
— Давайте проверим вначале наши теоретические знания.
Продолжите предложения… (Слайд 3)
Словосочетание – это… (соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи).
Словосочетание состоит… (главного и зависимого слова).
Между словами в словосочетании есть … (грамматическая и смысловая связь).
Словосочетаниями не считаются сочетания слов с … (сочинительной связью).
Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительной связи, а именно… (согласование, управление, примыкание).
Согласование – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное).
Управление – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже).
Примыкание – это… (такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу).
— Вернемся к нашим словосочетаниям.
Определите в них главные и зависимые слова, какой частями речи они являются и тип связи. (три человека у доски, записываем в тетрадь)
— Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, обозначьте главное слово: яркой внешности , правда о случившемся , при тебе, быстро бежать, купаться в море , совершенно верно , я не уверен , вера в человека , очень красивый , книги и ручки .
— У скольких сочетаний слов вы не выделили главного и зависимого слова? Почему? 1.Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения):
Приведите примеры ( Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень)
2.Однородные члены предложения. Примеры ( Москва и Париж ; быстро и умело) .
3.Сочетания слов значимых и служебных частей речи ( в лесу, над тетрадью, по дороге,
— Я думаю, вам будет интересно узнать следующие сведения:
М.В.Ломоносов определял синтаксис как учение о сочинении частей речи, содержащее в себе правила сочетания слов в предложении на основе согласования и управления. Он не применяет самого термина словосочетание, но устанавливает основной, ведущий принцип образования сочетаний слов, заключающийся в том, что синтаксическое распространение частей речи путем присоединения к ним слов других частей речи основано, прежде всего, на синтаксических свойствах стержневого, грамматически господствующего слова.
— Какой вывод мы можем сделать?
— Нужно правильно определить главное и зависимое слово, от этого зависит вид и тип связи в словосочетании.
5. Самостоятельная работа. (распределить по рядам)
Выпишите словосочетания со связью управление.
Выпишите словосочетания со связью согласование.
Выпишите словосочетания со связью примыкание.
Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.
Самопроверка (Слайд 5)
Согласование: большое желание, успешная сдача, отличные успехи, успешный труд, высокая цель.
Управление: выразить желание, учиться в колледже, поступить в техникум, использовать возможность, сдать экзамен.
Примыкание: желание учиться, возможность поступить, стремление добиться, закончить
досрочно, говорил улыбаясь.
6. Работа в парах.
— Запишите все словосочетания из данных предложений в правый столбик таблицы в соответствии с видом подчинительной связи.
Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой.
Была ранняя весна. На сирени уже зазеленели почки. (Слайд 6)
1. словосочетание с подчинительной связью согласование
3. зазеленели на сирени
2. словосочетание с подчинительной связью управление
5. недавно прошёл
6. широко отблескивала
3. словосочетание с подчинительной связью примыкание
8. зазеленели почки
11. река отблескивала
4. грамматическая основа
8. Работа над вариантом В2 ГИА.
— Найдите в предложениях синонимичные словосочетания. Выпишите их, определите способ связи в словосочетаниях.
В магазине я купил диск для компьютера. Свой компьютерный диск я отдал товарищу.
(диск для компьютера — компьютерный диск)
— Что общего между словосочетаниями-синонимами?
(Главное слово, общее грамматическое значение).
— Укажите тип связи в данных словосочетаниях (диск для компьютера – управление, зависимое слово стоит в Род.падеже; компьютерный диск – согласование, зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное – И.п., ед.ч., муж.род.)
— Подберите синонимичные словосочетания.
Лесной запах – запах леса
Бронзовая статуя – статуя из бронзы
Мраморный памятник – памятник из мрамора
Горный воздух – воздух гор
Солнечный город – город солнца
2. Костюм для тренировки – тренировочный костюм
Парк при море – приморский парк
Гостиница при вокзале – привокзальная гостиница
Сумка для хозяйства – хозяйственная сумка
Ветер с севера – северный ветер
3. Держаться с достоинством – держаться достойно
Рассказывать с увлечением – рассказывать увлеченно
Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.
Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка , лисьи повадки , улыбающийся ребенок , деревенский житель.
Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.
Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба , лучи солнца, лай собаки.
Управление: дом из камня, шапка отца, повадки лисы, ребенок с улыбкой, житель деревни
Примыкание: отзываться восторженно, сделать умышленно, безнаказанно приходить, беззвучно колеблясь.
Согласование: послеобеденное время, предрассветный туман, хлебную корку, солнечные лучи, собачий лай.
— Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами.
Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.
Забежал однажды – примыкание.
Большой пёс – согласование.
Пёс забежал, залез и задремал – согласование.
Залез под печку – управление.
Сладко задремал – управление.
9. Индивидуальная работа. (тест) оценка в журнал.
Выполните задания В2, ГИА
1.Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2.Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
3.Замените словосочетание ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
4.Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5.Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
6.Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
7.Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8.Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9.Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
10.Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
1) речушка без имени
2) спросил усмехаясь
3 )вспоминали тоскливо
4 )воображение детей
5) сердца женщин
6) железные листы
7) ночей без сна
8) вдохновение автора
9) жизненный субстрат
10 )коллектив строителей
Дополнительные задания для учащихся.
Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Медленно опускаться на парашюте.
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
Для России такой путь заказан.
заказан для России
11. Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» на данный момент:
Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
— Изменилась ваша оценка своих знаний? Почему?
— Помогут вам полученные знания выполнить задания В2, ГИА?
13. Подведение итогов .
— Итак, сегодня на уроке мы вспомнили информацию о способах связи слов в словосочетании.
Таким образом, цель нашего урока достигнута.
12. Домашнее задание .
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. бессонная ночь – ночь без сна
2. подземный переход – переход под землёй
3. алгебраическая задача – задача по алгебре
4. солнечная энергия – энергия солнца
5. лесной запах – запах леса
6. учительский стол — стол учителя
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ (то есть делаем всё наоборот)
1. каша из гречки – гречневая каша
2. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
3. тропинка в гору — горная тропинка
4. человек без совести — бессовестный человек
5. совет отца – отцовский совет
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел – посмотрел с жалостью
2. смело спрыгнул – прыгнул со смелостью
3. устало шагал – шагал с усталостью
4. осторожно слез – слез с осторожностью
5. спокойно делал – делал со спокойствием
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
1. говорил с тревогой – тревожно говорил
2. ждал с напряжением – напряжённо ждал
3. охранял с заботой – заботливо охранял
4. глядел со смущением – смущённо глядел
5. уезжал со спокойствием — спокойно уезжал
Источник