- Развитие творческих навыков учащихся (подбор по слуху, аккомпанемент) на уроках общего фортепиано
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Как правильно выбрать слуховой аппарат?
- Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
- Как правильно выбрать слуховой аппарат?
- Какие бывают слуховые аппараты?
- Аналоговые слуховые аппараты
- Цифровые слуховые аппараты
- Типы ношения слуховых аппаратов
- Что еще нужно знать, чтобы выбрать, какой слуховой аппарат лучше купить?
- Один или два слуховых аппарата?
- Какие слуховые аппараты считаются лучшими?
- Подбор и настройка слуховых аппаратов у специалистов по слуху «Аудионика»
Развитие творческих навыков учащихся (подбор по слуху, аккомпанемент) на уроках общего фортепиано
Статья посвящена развитию творческих навыков учащихся подбора по слуху и аккомпанемента на уроках общего фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья посвящена развитию навыков подбора по слуху и аккомпанированию учащихся на уроках общего фортепиано | 38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие творческих навыков учащихся (подбор по слуху, аккомпанемент)
на уроках обязательного фортепиано
Автор-составитель: Расторгуева И.В.
Одной из важнейших задач обучения игре на фортепиано является постепенное приучение ребёнка с первых шагов к самостоятельной работе на инструменте и развитие его творческой инициативы. Большую роль в этом играет транспонирование, читка с листа, подбор по слуху. В процессе такой работы у учащихся накапливается определённая сумма знаний, умений и навыков: развивается слух, чувство ритма, обогащается память, вырабатывается хорошая ориентация на клавиатуре, закрепляются игровые навыки и развивается творческое мышление. отсутствие этих навыков, напротив, является мощным фактором, изолирующим учащихся от мира музыки и тормозящим тем самым формирование развитие музыкального интеллекта. Навыки подбора и чтение с листа дают возможность ознакомиться с большим объёмом музыкальной литературы. Кроме этого они дают возможность музицировать, исполняя полюбившиеся эстрадные песни, песни из кинофильмов, популярную музыку. В этом случае ученики сами становятся пропагандистами популярной музыки, так как исполняют её в кругу друзей, на школьных вечерах, дома и т.д. При этом необходимо научить ученика ориентироваться в обилии музыкальных течений, которые появились в настоящее время, научить отличать хорошую музыку от посредственной, контролировать увлечения различными музыкальными течениями и влиять на развитие музыкального вкуса, что и позволяют занятия подбором.
Начиная работать над подбором, мы столкнулись с отсутствием методической литературы по этому вопросу. Представленный материал является результатом практической работы в наших классах.
Одной из важнейших задач начального этапа является формирование и развитие слухового опыта юного пианиста, в который входят восприятие и воспроизведение мелодической линии и ритма исполняемых педагогом пьес. Для накопления этого опыта учащемуся даются несложные упражнения (показать рукой направление движения мелодии, прохлопать её ритм). Для успешной работы над музыкальным произведением необходимо, чтобы музыкально-слуховой опыт ученика опережал его игровые действия за инструментом. Тогда эти действия будут осмысленны и уверены. Развитие слуха учащегося является также одной из предпосылок транспонирования. Оно начинается с развития слуховой активности ребёнка (звуковысотной, ритмической, ладовой, гармонической и пр.). На начальном этапе обучения в работе с учащимися помогает аналогия с разговорной речью, где также есть вопросительные и утвердительные интонации, смысловые точки, кульминации и т.п. тесно связано с развитием слуха учащегося развитие его музыкальной памяти, особенно её произвольных видов. уже с первых занятий надо приучать ребёнка переносить попевки (мелодии) в другие октавы для лучшей ориентации на клавиатуре. Это является хорошей предпосылкой для транспонирования. В процессе ознакомления учащегося с интервалами обязательно анализировать мелодию с этой точки зрения. Постепенно мелодии усложняем и начинаем подбирать знакомые с детства песенки из мультфильмов и т.д. Параллельно продолжаем заниматься транспонированием простых попевок, но уже иногда добавляем бас (первая, пятая ступени). Занимаемся транспонированием интервалов, а в дальнейшем и аккордов.
Во втором полугодии переходим к подбору мелодии с аккомпанементом. Прежде всего ученик должен усвоить основные ступени лада, используемые при подборе аккомпанемента. лучше всего начинать с простых по гармонической структуре песен без модуляций и отклонений. начинаем подбор с выбора тональности, в которой ученик хорошо ориентируется. Необходимым условием при выборе тональности должно быть удобство в исполнении мелодии голосом. Если у ученика слабый слух и музыкальная память, мелодию подбираем на уроке, можно первое время записать ему мелодию в нотную тетрадь. Если это уже не первый подбор, то мелодию ученик подбирает самостоятельно. Сразу отмечаем отклонения и модуляции, если они есть. Об отклонениях более наглядно получается говорить уже при подборе гармонического аккомпанемента. Следующий этап — нахождение функционально-гармонической основы аккомпанемента: трезвучий основных ступеней лада. Анализируем мелодию: на какую ступень приходиться сильная доля мелодии и в каком из аккордов Т.S.Д. встречается эта ступень. Затем соединяем мелодию с подобранными аккордами и сверяем их звучание по слуху. В моменты перехода в другую тональность надо точно определить модуляцию и в новой тональности вновь использовать Т.S.Д. ученику надо объяснить, что модуляция чаще всего происходит через доминантовую функцию новой тональности. Сначала ученику представляет трудность играть вместе мелодию и подбираемый аккомпанемент. В этом случае мелодию может исполнить педагог, а аккорды — подбирать ученик. Можно использовать и другой способ: ученик поёт мелодию и играет аккомпанемент.
Следующий этап работы — меняем конфигурацию и фактуру аккомпанемента в зависимости от жанра музыки, её характера. Вариантов аккомпанемента много. Это может быть арпеджио различных видов, танцевальный, вальсовый — бас-аккорд, либо аккорды с пропущенным терцовым или квинтовым звуком. Аккомпанемент может быть просто гармонической и ритмической основой. Это могут быть октавы, октавы ломаные, и т.д. Ритмический рисунок аккомпанемента можно разнообразить: восьмые, четверти, может быть различный пунктир. Здесь всё зависит от фантазии, важно только не противоречить смыслу музыки и помнить о её жанре. В более старших классах можно начать знакомить учеников с основами гармонизации.
Несколько практических моментов в работе над аккомпанементом:
— когда в левой руке берётся гармонический интервал с пропущенной ступенью, эту ступень можно перенести в правую руку, добавив средним голосом к мелодии. Получается та же гармония в широком расположении.
— если в мелодии выдержанный звук, можно сыграть основной аккорд и затем взять в обращении. Ученики знают, что подряд два трезвучия звучат грубо, нелогично.
— иногда хорошо слушаются простые параллельные унисонные через две, три октавы ходы обеими руками (например, в проигрышах песен).
По мере прохождения на уроках сольфеджио более сложной септаккордовой группы начинаем её использовать при подборе аккомпанемента.
После того, как аккомпанемент подобран, занимаемся шлифовкой деталей, работаем над динамикой и характером музыки. В дальнейшем переходим к более сложной поладовой и ритмической структуре музыки.
Приобретая практические навыки подбора аккомпанемента на уроках, довольно скоро ученики начинают заниматься этим даже самостоятельно. Процесс подбора аккомпанемента первое время занимает много времени, но та радость и то желание работать, которое появляется у ученика, окупает затраченное время.
- А.Д. Алексеев. «История фортепианного искусства» – М., 1988.
- Для освоения этих клавиш есть специальный ансамбль в Тетради №12, пьеса №1
- Книга «Интерпретация», глава «Приглашаю на уроки»
- Музыкальная энциклопедия, том 1, том 2, том 3 – М., 2007
- Т.И. Смирнова. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие ALLEGRO. Методические рекомендации. Москва, 2003
Источник
Как правильно выбрать слуховой аппарат?
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Выбрать слуховой аппарат – это довольно сложная задача, особенно для того, кто совершенно не разбирается в вопросе, кто делает это впервые. Опытному пользователю гораздо проще решить эту проблему – он уже знает плюсы и минусы модели, которой он пользовался долгое время, и может подобрать либо аналогичное устройство, либо превосходящее его по техническим параметрам. Но если вы столкнулись с этим впервые, то вас, скорее всего, напугает многообразие моделей, видов аппаратов и функциональных возможностей. Вы пробовали выбирать автомобиль, не зная, что такое руль? Примерно в такую ситуацию попадает человек, впервые заглянувший в каталог слуховых аппаратов. В этой статье мы расскажем про основные параметры, на которые стоит обратить внимание при выборе слухового аппарата.
Как правильно выбрать слуховой аппарат?
Для начала разберемся в видовом многообразии устройств. Слуховые аппараты делятся на два вида по принципу работы: аналоговые и цифровые, и на три вида – по типу ношения: заушные, внутриушные и внутриканальные. Давайте разберемся, что все это означает.
Какие бывают слуховые аппараты?
Аналоговые слуховые аппараты
Аналоговые слуховые аппараты или «усилители звука» работают по простому принципу: микрофон улавливает звук, ресивер усиливает его и передает пользователю в ухо. То есть, устройство усиливает абсолютно все звуки, которые может уловить. Зачастую такое приспособление не способно выполнить главную функцию слухового аппарата — улучшить разборчивость речи. На сегодняшний день этот вид устройств считается устаревшим, именно поэтому он упал в цене, и различные телемагазины продают «усилители звука» буквально за копейки. Специалисты рекомендуют с осторожностью относиться к подобным предложениям: помимо того, что аналоговый слуховой аппарат – это малоэффективный помощник в слухопротезировании, так еще и рынок переполнен подделками.
Цифровые слуховые аппараты
Цифровые слуховые аппараты отличаются от аналоговых, как современный плазменный телевизор отличается от черно-белого лампового. Это миниатюрный компьютер, способный проводить десятки тысяч операций в секунду – прежде чем попасть к пользователю, он проходит многоступенчатую цифровую обработку. Звук поступает в микрофон, после передается в усилитель, где и происходит вся магия обработки: компьютер выделяет именно те звуки, которые не слышны пользователю, очищает звук от посторонних шумов и преобразовывает его в цифровой сигнал, чтобы отправить его в ресивер и после этого – в ухо пользователю. Таким образом, человек получает только те звуки, которые ему нужны в наиболее комфортном виде.
Разные модели слуховых аппаратов обрабатывают звук по-разному, в зависимости от комплектации, доступных функций и количества каналов. Количество каналов – это показатель, от которого зависит количество операций, которые одновременно сможет выполнять ваше устройство: например, усиливать речь и приглушать шум ветра, удерживая при этом звук окружения на нормальной громкости.
Цифровое устройство может приглушить громкие звуки и усилить тихие. От наличия направленных микрофонов зависит, сможет ли аппарат улавливать звуки и спереди, и сзади или только с одной стороны.
Современные цифровые слуховые аппараты – умные устройства, они способны запомнить акустические ситуации, в которых находится пользователь и автоматически переключаться между ними: включать подавление шума ветра на улице и выключать его дома перед телевизором, освобождая каналы для специальной программы просмотра ТВ. Также аппараты умеют синхронизироваться со смартфонам, что открывает дополнительные функции управления устройством и новые возможности в использовании, например, как блютуз-гарнитуру.
Итак, мы разобрались, чем отличается цифровой слуховой аппарат от аналогового, теперь пришло время выяснить, какие типы ношения бывают у слуховых аппаратов?
Типы ношения слуховых аппаратов
В решении этого вопроса следует полагаться на своего специалиста по слуху, он обладает всеми необходимыми знаниями, чтобы помочь вам выбрать устройство, которое будет максимально соответствовать всем вашим требованиям. Но помните одну очень важную вещь: при выборе типа ношения аппарата на первом месте должно стоять качество слуха и только потом – эстетические характеристики.
Слуховые аппараты заушного типа ношения. Корпус такого устройства крепится за ухом, а в слуховой канал направляется силиконовая трубочка, заканчивающаяся ушным вкладышем. Заушный слуховой аппарат обладает большим запасом прочности, прост в обращении и подходит людям даже с самым глубоким снижением слуха.
Внутриушные слуховые аппараты размещаются в слуховом канале и ушной раковине. Такой аппарат менее заметен окружающим, но имеет ограниченную мощность и функциональность – корпус устройства очень мал, чтобы вместить в него много элементов.
Внутриканальные слуховые аппараты – самые незаметные устройства, которые полностью скрываются внутри слухового канала и вовсе не видны окружающим. Корпус такого устройства еще меньше, чем у внутриушного, следовательно, и функций он может выполнять меньше.
Корпуса внутриушных и внутриканальных устройств изготавливаются по индивидуальному слепку вашего уха при помощи технологии 3D-печати. Корпус заушного аппарата готов к использованию сразу, однако эксперты рекомендуют изготовить индивидуальный ушной вкладыш для наилучшего прилегания к уху.
Что еще нужно знать, чтобы выбрать, какой слуховой аппарат лучше купить?
Итак, мы уже определились с принципом работы слухового аппарата и типом ношения, но это еще не все. Мы также должны знать, какая мощность аппарата необходима, чтобы компенсировать именно вашу потерю слуха, ведь у каждого человека этот процесс происходит по-разному. Однако тугоухость имеет степени общие для всех.
I степень тугоухости – легкая потеря слуха до 40 дБ. При такой потере у человека возникают проблемы с тихой речью или шепотом, а также с восприятием звука в шумной обстановке и при разговоре с несколькими собеседниками одновременно. Для коррекции подойдет аппарат малой мощности.
II степень тугоухости — легкая и умеренная потеря слуха — от 40 до 55 дБ. Человек начинает плохо разбирать речь даже в тихой обстановке, большие проблемы возникают с пониманием речи при фоновых шумах. Подойдет аппарат средней мощности.
III степень тугоухости — средняя потеря слуха — от 55 до 70 дБ. Шепотная речь не воспринимается, а разговорная слышится только с близкого расстояния (до 3 м), относительно хорошо слышатся только громкие звуки: крики, автомобильный сигнал. Для коррекции подойдут аппараты средней и высокой мощности.
IV степень тугоухости – глубокая потеря слуха — от 71 до 90 дБ. Человек слышит речь, только если собеседник находится не больше, чем в метре от него, но разбирает не все слова. Не слышит громких звуков. Необходимы аппараты высокой мощности или сверхмощные устройства.
Точную степень потери слуха может определить только специалист, обладающий специальными знаниями, при помощи специализированного аудиометрического оборудования. Эксперт проведет диагностику и по ее итогам поможет подобрать устройство необходимой мощности. Также, имея на руках аудиограмму – результат обследования, специалист сможет провести настройку цифровых слуховых аппаратов.
Один или два слуховых аппарата?
Если у человека снижен слух на обоих ушах, будет ли достаточно одного слухового аппарата? Специалисты рекомендуют протезировать оба уха для максимально комфортного восприятия звуков. Однако бывают случаи, когда можно обойтись и одним устройством. Перед принятием решения о покупке обязательно проконсультируйтесь с экспертом.
Какие слуховые аппараты считаются лучшими?
На сегодняшний день в мире огромное количество производителей цифровых слуховых аппаратов. Так какой слуховой аппарат лучше? По отзывам пользователей и мнению специалистов по слуху «Аудионика» лучшие слуховые аппараты производят следующие фирмы:
Слуховые аппараты Widex, Дания. Эта компания производит устройства для людей с проблемами слуха уже много лет. Эрогономичная форма, стильный дизайн и высокое качество звучания – вот отличительные черты слуховых аппаратов от этого производителя. Также компания во многом ориентируется на потребность пользователей в эстетике и на новейшие разработки в отрасли.
Слуховые аппараты Signia (Siemens), Германия. Бренд Siemens – старейший на рынке слуховых аппаратов. Сегодня – это динамично развивающаяся компания, которая очень большое внимание уделяет комфорту пользователей в общении. Также производитель проделал большую работу в области решения проблемы тиннитуса – шума в ушах.
Слуховые аппараты Phonak, Швейцария. Компания создает надежные устройства, которые позволяют пользователям чувствовать себя комфортно в любой акустической ситуации. Большую ставку фирма сделала на бинауральное протезирование (двумя слуховыми аппаратами).
Почему важно выбирать слуховые аппараты известных брендов? Во-первых, это гарантия качества. Все эти производители дают гарантию на свои продукты. Срок гарантийного обслуживания 2 года.
Подбор и настройка слуховых аппаратов у специалистов по слуху «Аудионика»
Мы занимаемся вопросами слухопротезирования вот уже более 10 лет, и за это время наши эксперты приобрели колоссальный опыт. На сегодняшний день мы можем с гордостью заявить, что способны решить практически любую проблему со слухом.
Услуга подбора и настройки цифрового слухового аппарата в «Аудионике» предоставляется бесплатно. Также вы можете бесплатно пройти проверку слуха и получить консультацию специалиста. Для нас очень важно, чтобы вы знали все о своем слухе.
За время нашей работы мы помогли услышать мир более чем 15 000 человек. Мы не только помогаем подобрать и настроить слуховые аппараты, но и сопровождаем наших клиентов на протяжении всего времени использования устройств, и это тоже бесплатно. Мы берем на себя большую ответственность и делаем все, что от нас зависит, чтобы вы могли чувствовать себя комфортно на каждом этапе слухопротезирования.
Если с устройством возникнут какие-либо неполадки, вы всегда можете обратиться к нам, а не искать сервисный центр. Наши специалисты постараются решить проблему на месте или предадут аппарат инженерам для глубокой диагностики и ремонта.
Ваш слух – наша забота.
Исправникова Олеся Владимировна
Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года
Источник