О формах подачи учебного материала на школьных уроках
Уроки у многих школьников и их родителей ассоциируются со скукой, сложными и непонятными объяснениями, зубрежкой, и не вызывают положительных эмоций. Так оно и есть в том случае, если учитель не использует разнообразных форм подачи материалы, ограничиваясь лекциями, параграфами учебников и отработкой упражнений.
Методов, которыми можно донести информацию до учеников, довольно много. Они очень разнообразны и не похожи один на другой:
- Игровые методы . Особенно полезны для младших школьников, которые еще недавно познавали мир исключительно через игры.
- Наглядные методы . Демонстрация рисунков, фотографий, муляжей, графиков. Этот метод неоднократно доказывал свою эффективность: он позволяет концентрироваться на материале, который дает учитель, и позволяет лучше запоминать услышанное.
- Проектные методы . Создание моделей, творческих работ, моделирование ситуаций, все это дает возможность стать непосредственным участником процесса, а не пассивным наблюдателем. Информация, полученная на таких уроках, будет иметь эмоциональную окраску, а значит – лучше откладываться в памяти.
- Методы проблемного обучения . Обучение школьников анализу материала, самостоятельной постановке вопросов и поиску их решений, развивает живость ума, логичность мышления, умение решать сложные задачи.
Хороший учитель, работает ли он в частной платной школе или в муниципальной в первую очередь ищет способ такой подачи материала, которая запомнится ученикам, а в случае сложной темы — поможет лучше разобраться в вопросе.
Как разнообразить школьный урок?
При правильном подходе со стороны педагога, уроки перестают быть скучными и наводящими сон и усталость. Множество способов разнообразить занятия обычно встречаются «на ура» даже самыми пассивными и незаинтересованными учениками, и дают отличные результаты. С этой целью проводятся:
- Деловые игры.
- КВН.
- Брейн-шторм.
- Викторины.
- Конкурсы.
- Диспуты и многое другое.
Некоторые требуют предварительной подготовки со стороны учащихся частной начальной школы, другие могут быть полным сюрпризом для школьников, пришедших на рядовую лекцию. Первую деловую игру лучше проводить именно таким образом. В следующий раз, зная, что занятия будут выстроены в виде игры, в которой для каждого найдется роль, количество хорошо подготовившихся учеников будет в разы выше, чем в обычный рядовой день.
Не менее эффективным новаторством будет проведение наблюдений за самыми разнообразными явлениями. Пусть школьники сами поставят эксперимент, и зададут правильные вопросы, ответы на которые смогут получить у учителя.
Источник
Методы и приемы работы на уроке изучения и закрепления нового материала
учебно-методический материал по истории на тему
Материал содержит методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся на уроке изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_pedsovetu.docx | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Объяснение нового материала – неотъемлемая часть урока изучения и первичного закрепления знаний. От качества объяснения зависит уровень усвоения материала, успеваемость, результат обучения. И, конечно же, необходимым условием для успешного усвоения нового материала является заинтересованность учеников. Обычная методика объяснения нового теоретического материала имеет существенные недостатки, связанные, прежде всего с пассивностью обучаемых. Поэтому необходимо использование методов, активизирующих деятельность учащихся.
Метод – это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Универсальных методов обучения в педагогике не существует. Использовать только один метод в процессе обучения на уроке невозможно. Как правило, на уроке в зависимости от цели и задач педагог комбинирует несколько методов обучения.
Методы, по характеру учебно-познавательной деятельности, чаще всего используемые при изучении нового материала:
Объяснительно-иллюстративный метод обучения — метод, при котором учащиеся получают знания из рассказа педагога, учебной литературы, из дополнительных источников и при использовании технических средств обучения. Объяснение нового материала ведется по определенному плану, которым предусматривается строго логически последовательное изложение. Объяснение должно быть глубоким и полным по содержанию, выраженным с научной стороны, кратким по форме, четким и ясным, должно иллюстрироваться яркими примерами и завершиться формулировкой выводов или определений, которые подлежат затем заучиванию их учащимися.
Метод проблемного изложения в обучении — метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи.
Частично-поисковый или эвристический метод — заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога или на основе методических указаний на карточке, в учебнике.
Один из методов частично-поискового характера — метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах (5-7) человек.
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Некоторые методические приёмы, используемые на уроках изучения нового материала:
Набор приёмов на уроке зависит от цели и задач, этапа урока, используемых методов, вида и способа деятельности учащихся. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.
«Проблемная ситуация». Данный приём способствует формированию мышления, речи, развивает творческие способности, учит формулировать и отстаивать свою точку зрения. Проблемная ситуация может возникнуть из затруднения, противоречия.
— Почему мы не можем выполнить это задание (ответить на вопрос)? Чего нам не хватает?
— Почему ты выбрал именно этот ответ?
— Почему ты считаешь, что нужно сделать именно это?
— Все ли слова относятся к данной теме? Что лишнее (чего не хватает)?
«Послушай, обсудим». С помощью этого приёма даётся установка на внимательное прослушивание материала и его дальнейшее обсуждение. Это может быть рассказ учителя, чтение текста, доклад ученика. После прослушивания материала ученикам задаются вопросы.
«Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Этот приём направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке и используется как на этапе изучения так и при закреплении и обобщении материала. Прочитанное предлагается проанализировать по пяти пунктам. Синквейн составляется в соответствии с определенными правилами:
1 строка – название темы. Записывается одним существительным.
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему.
3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
4 строка – предложение, фраза, несущая определенный смысл, выражающая отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата.
5 строка – слово — резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
«Хорошо или плохо». Приём, направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в ситуации; умение оценивать ситуацию с разных позиций. Учитель называет ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы».
«Хочу спросить» или «Задай вопрос». Приём направлен на повышение интереса к учебному материалу и формирует умение содержательно формулировать вопросы. Педагог просит составить к тексту (абзац, отрывок, глава), иллюстрации как можно больше вопросов или указывает конкретное число вопросов. Для подготовки вопросов отводится некоторое количество времени, вопросы могут быть записаны на листочке. Могут быть использованы опоры в виде карточек с первыми словами-вопросами (как, почему, что, где и т.д.).
«Мозговая атака». Во время занятия учитель излагает проблему и просит каждого члена группы высказать свои соображения по поводу ее решения. Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
« Кластер». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной теме.
Источник
Средства обучения русскому языку
1. Средства обучения. Основные и неосновные средства обучения.
2. Учебно-методические комплексы по русскому языку.
3. Учебник как ведущее средство обучения.
4. Способы подачи нового материала в учебнике. Приемы работы с учебником на уроке.
1. Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр « Академия», 2000.
2. Теория и практика обучения русскому язык /Под ред. Р.Б. Сабаткоева.- М.: Издательский центр « Академия», 2005.
3. Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В. Текучев. – М., 1982.
1. Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать поставленные задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.
Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным относятся: 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари); 3) наглядные пособия разных типов.Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон (например, раздаточный материал, диапозитивы, транспаранты и т.д.).
К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности (классная доска, магнитофон, тетради и т.д.).
Итак, средства обучения, используемые на уроках русского языка, способствуют решению поставленных учебных задач.
2. Совокупность учебных материалов, обеспечивающих процесс изучения предмета, составляет учебно-методический комплекс (УМК).
УМК включает в себя:
— основные материалы: программу, учебники;
— дополнительные материалы для учащихся (рабочие тетради, словари, справочники и т.д.);
— вспомогательные материалы для учителя (поурочные разработки, сборники упражнений, тесты, изложения и т.д.).
К 2000 году создано три основных учебно-методических комплекса, включенных в Федеральный комплект учебников:
— под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.;
— под редакцией В.В. Бабайцевой;
— под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Итак, рассмотренные учебно-методические комплексы созданы на основе образовательного стандарта, включают дидактические единицы, представленные в стандарте, определяют логически связанный и педагогически обоснованный порядок изучения учебного материала.
3. Основным средством обучения является учебник. Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предусматривающая формирование и совершенствование навыков учащихся по изучаемому предмету. В учебнике реализуется содержание обучения, определенное программой, раскрываются последовательность и способы подачи теоретического и тренировочного материала, определяется система упражнений.
Учебник выполняет ряд функций:
— информативную (является источником знаний о системе языка);
— обучающее-тренировочную (система упражнений в учебнике способствует
отработке речевых умений и навыков);
— систематизирующую (знания в учебнике представлены в определенной системе);
— контролирующую (учебник содержит материал по контролю за знаниями
— воспитательную (задания и упражнения способствуют развитию навыков
самостоятельной работы, содержание текстов упражнений несут воспитательную направленность);
— мотивационную (содержание и оформление учебника призваны вызывать
интерес к изучению русского языка).
Итак, учебник является ведущим средством обучения и выполняет ряд функций.
4. Авторы учебников используют различные способы подачи теоретических сведений в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае.
В школьных учебниках по русскому языку используются индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы подачи языкового материала.
Индукция – способ презентации языкового материала, в основе которого лежит путь от частного, конкретного факта языка к общему выводу, правилу. Индукция используется в ходе беседы учителя и учеников на лингвистическую тему, в процессе наблюдения над языковым материалом. Индукция уместна при работе над несложным материалом, доступным для самостоятельного анализа и обобщений. Индуктивный способ подачи материала преобладает в учебниках по русскому языку для 5 класса.
Дедуктивный способ подачи нового материала довольно последовательно используется в учебниках для 6 и 7 классов. Дедукция – способ подачи языкового материала на основании общих закономерностей; это путь от общих положений к выводу частного правила. Языковые явления, изучаемые в 6 – 7 классах, как правило, являются совершенно новыми для учащихся, разобраться самостоятельно в их сути довольно сложно, поэтому авторы учебников используют дедуктивное изложение новых знаний.
В учебниках для 8 и 9 классов используется индуктивно-дедуктивный способ введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (индукция); затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор этого способа подачи материала обусловлен сложностью и многоаспектностью изучаемых единиц. Итак, школьные учебники по русскому языку, являясь основным средством обучения, выполняют ряд функций, реализуют основные цели обучения русскому языку; в них используются индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы подачи теоретического материала.
Источник