- Ответы к тесту: Предмет психология
- Тестовый вопрос: Основной задачей психологии является:
- Тестовый вопрос: К психическим процессам относится:
- Тестовый вопрос: Одним из принципов отечественной психологии является принцип:
- Тестовый вопрос: Специфической характеристикой тестирования является:
- Тестовый вопрос: Признаком, характеризующим понятие «тест» является:
- Тестовый вопрос: Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни – это:
- Тестовый вопрос: Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами:
- Тестовый вопрос: Одной из причин смены предмета психологии с сознания на поведение явилось:
- Тестовый вопрос: Способы, посредством которых изучается предмет науки, называются:
- Тестовый вопрос: Изучением индивидуальных различий между людьми занимается психология:
- Тестовый вопрос: Изучение психики посредством общения называется:
- Тестовый вопрос: Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания:
- Тестовый вопрос: Основы рефлекторной теории психики заложили работы:
- Тестовый вопрос: Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, – это:
- Тестовый вопрос: Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом:
- Тестовый вопрос: Отечественный психолог Л.С. Выготский является автором:
- Методы научного познания: классификация, виды, описание
- Разновидности методов научного познания
- Универсальные методы
- Эмпирические методы
- Теоретические методы
- Критерии научного познания
Ответы к тесту: Предмет психология
⚑ Закажите написание студенческой работы!
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: Основной задачей психологии является:
Выберите правильный ответ:
[неверно] коррекция социальных норм поведения
[ верно ] изучение законов психической деятельности
[неверно] разработка проблем истории психологии
[неверно] совершенствование методов исследования
Тестовый вопрос: К психическим процессам относится:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] ощущение
Тестовый вопрос: Одним из принципов отечественной психологии является принцип:
Выберите правильный ответ:
[неверно] учёта возрастных особенностей человека
[неверно] единства мышления и интуиции
[ верно ] единства сознания и деятельности
Тестовый вопрос: Специфической характеристикой тестирования является:
Выберите правильный ответ:
[неверно] индивидуальный подход в подборе заданий
[неверно] глубина полученных результатов процедуры
[неверно] субъективность полученных результатов
[ верно ] стандартизация процедуры
Тестовый вопрос: Признаком, характеризующим понятие «тест» является:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] валидность
Тестовый вопрос: Наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни – это:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] интроспекция
Тестовый вопрос: Группа методов, в основе которых лежит феномен проекции, называется … методами:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] проективными
Тестовый вопрос: Одной из причин смены предмета психологии с сознания на поведение явилось:
Выберите правильный ответ:
[неверно] увеличение количества браков
[ верно ] урбанизация и производственный бум
[неверно] сокращение числа разводов
[неверно] демографический взрыв
Тестовый вопрос: Способы, посредством которых изучается предмет науки, называются:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] методами
Тестовый вопрос: Изучением индивидуальных различий между людьми занимается психология:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] дифференциальная
Тестовый вопрос: Изучение психики посредством общения называется:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] метод беседы
Тестовый вопрос: Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] в XIX в.
[неверно] в XVIII в.
[неверно] в XVI в.
Тестовый вопрос: Основы рефлекторной теории психики заложили работы:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Р.Декарта, И.М. Сеченова
[неверно] Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна
[неверно] Аристотеля, Гиппократа, Платона
[неверно] З.Фрейда, А.Маслоу¸ К.Юнга
Тестовый вопрос: Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, – это:
Выберите правильный ответ:
[неверно] гуманистическая психология
[неверно] психология сознания
[ верно ] бихевиоризм
Тестовый вопрос: Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З.Фрейдом:
Выберите правильный ответ:
[неверно] гуманистическая психология
[ верно ] глубинная психология (психоанализ)
[неверно] ассоциативная психология
[неверно] когнитивная психология
Тестовый вопрос: Отечественный психолог Л.С. Выготский является автором:
Выберите правильный ответ:
[неверно] стратометрической концепции
[ верно ] культурно-исторической концепции психического развития
[неверно] деятельностной концепции
[неверно] концепции поэтапного формирования умственных действий
⚑ Успей сделать заказ со скидкой!
Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!
Источник
Методы научного познания: классификация, виды, описание
Научное познание — это исторически сложившийся процесс по сбору, проверке, систематизации и закреплению знаний об окружающем мире. В отличие от обыденного повседневного опыта познания мира процессу научного познания свойственна большая широта исследования, что способствует теоретическому обоснованию и закреплению знаний, которые человечество применяет не только на данном историческом этапе, но и будет применять в обозримой перспективе.
Методы научного познания — это система, включающая в себя принципы регуляции, а также способы и приемы, при помощи которых люди получают возможность объективно познавать окружающую действительность.
Разновидности методов научного познания
В научно-познавательном процессе выделяют несколько разновидностей методов:
- Универсальные методы, общие как для научного, так и для практического накопления знаний;
- Научные методы, подразделяющиеся на две основные разновидности: эмпирические и теоретические.
Вместе с перечисленными выше методами выделяют и узкоспециальные способы накопления знаний, которые формируются и применяются исключительно внутри какой-либо конкретной научной дисциплины, развиваясь и совершенствуясь в относительной обособленности.
Универсальные методы
В число универсальных научно-познавательных методов входит:
- Аналогия — метод, основанный на переносе знаний, полученных при рассмотрении конкретного предмета на другой, схожий с ним, но менее изученный предмет. Аналогия отталкивается от сходства определенных объектов между собой, при этом сам факт сходства устанавливается уже при сравнении двух объектов, т.е. фундаментом аналогии выступает сравнительный метод. Однако применять указанный способ познания в научной сфере следует осторожно и деликатно, поскольку два схожих по каким-нибудь важным признакам предмета либо явления могут вызвать ложные аналогии. Так, и лошадь, и автомобиль, можно использовать как средство передвижения, но переносить знания об анатомии лошадей в сферу устройства автомобиля — не только ошибочно, но и глупо.
- Моделирование — построено на изучении предмета с помощью модели данного предмета и последующем переносе на оригинальный объект полученной в ходе исследовательской работы модели информации. Как и в случае с аналогией, основой методики является сходство двух объектов, следовательно, моделирование, как и аналогия, также требует к себе осторожного и взвешенного подхода.
- Анализ, основой которого является процедура по мыслительному либо реальному расчленению объекта на ряд составляющих его частей, с дальнейшим изучением этих частей. Анализ строится на переходе от познания цельного объекта к познанию его части, а потому применение этого метода потребует от исследователя полного абстрагирования от связи, которая объединяет несколько составных частей одного объекта. Обычно анализ берет на себя функции лишь первой стадии исследования, он необходим при изучении строения, состава и функций любого предмета. Но полноценное знание не может строиться исключительно на изучении состава и признаков определенного предмета, ученым нужно прослеживать связи составных частей объекта между собой, только так можно понять принципы функционирования того или иного объекта (или явления). Разрешить этот вопрос призван синтез.
- Синтез — соединение разнообразных составных частей объекта воедино с последующим научным изучением их связей и причин их взаимодействия между собой. При этом синтез не является методом по конструированию предметов, он призван лишь дать картину целого, соединив все составные части, ранее выделенные посредством анализа. К тому же синтез не просто соединяет разрозненные элементы в строгую систему, он обобщает их, так как его главной задачей является определение места и роли каждого из представленных в системе элементов, а также прослеживание их связи между собой. Этот аспект тесно связывает синтез с анализом, оба описанных метода существуют в тесной взаимосвязи.
- Классификация — метод, призванный объединять предметы и объекты в единые классы, обобщая и систематизируя их на основе схожести основных признаков. Именно классификация позволяет ученым свести в одно целое массив накопленных ранее различными исследователями материалов и сведений, параллельно выявив их общие черты и зафиксировав устойчивые связи. Обычно материал классифицируется в виде схем, текстов и таблиц.
Естественно, многообразие научно-познавательных методов может вызвать у исследователей определенные проблемы, связанные с применением на практике той или иной методики. Разрешить данные проблемы призвана методология — особая научная дисциплина, изучающая происхождение, способы применения и другие основные характеристики методов научного познания.
Эмпирические методы
Эмпирическое познание – это познание, основанное на непосредственном исследовании реальных объектов и явлений. Основным источником знания на данном уровне являются чувственные ощущения, возникающие при взаимодействии с изучаемыми объектами.
К данной разновидности методов относят:
- Наблюдение, т.е. целенаправленную деятельность по воспроизводству предметов и явлений нашей реальности. Суть метода заключается в чувственном отражении окружающих исследователя предметов и явлений, что позволяет ученому получить первичные сведения о них. По этой причине наблюдение является первейшей стадией изучения любого объекта. Итоги наблюдений фиксируются в описаниях, там учеными подробно и объективно описываются отмеченные ими свойства и признаки исследуемого объекта.
- Измерение — называют деятельность по определению исследователем качественных характеристик объекта с помощью предназначенных для этого специализированных технических средств, работающих как механически, так и автоматически (к примеру, в наши дни техника позволяет ученым сразу же приступать к обработке только что полученных данных). Немалая роль в процессе измерений отводиться эталонам, т.е. тем единицам измерения, с которыми в дальнейшем сравнивают уже полученные результаты. Эталоны делятся на базисные (также они известны как основные) и производные (их выводят при помощи определенных математических операций).
- Эксперимент — это целенаправленный и четко контролируемый вид научно-познавательной деятельности, главной задачей которого является воздействие ученого на предмет с целью изучения всего спектра присущих ему связей, признаков и отношений. Ставя эксперимент, ученый производит вмешательство в процессы, протекающие естественно, вместе с тем он преобразовывает объект исследования, и, если это необходимо, помещает данный объект в искусственные, не свойственные ему ранее условия. Одной из специфических черт эксперимента является возможность изучения конкретного явления или предмета в «чистом виде», благодаря возможности искусственно исключить воздействие на данное явление или предмет посторонних факторов, что никогда не будет возможно в естественных условиях. Такой тип исследования позволяет ученым понять суть функционирования разнообразных явлений и объектов, к тому же именно эксперимент помогает подтверждать и закреплять уже имеющиеся у исследователей знания.
К перечисленным методам следует добавить и методы, применяемые в гуманитарных дисциплинах, а именно:
- Симуляцию, при которой наблюдения производятся в искусственно созданных для этого условиях (что роднит данную разновидность наблюдения с экспериментом);
- Проведение опросов, интервью и бесед;
- Психологическое тестирование;
- Работа по изучению документов и иных материальных свидетельств;
- Анализ печатных материалов и публичных выступлений;
- Применение социометрических методов, призванных визуализировать отношения внутри определенной группы;
- Вмешательство в происходящие процессы;
- Применение клинической методики с детальным рассмотрением каждого интересного исследователю случая.
Теоретические методы
Теоретическое познание — это высший (по сравнению с эмпирическим) этап процесса познания, на котором преобладает рациональный компонент (при этом, чувственный компонент на данном этапе не устраняется полностью, но становится вторичным).
В состав этой группы входят:
- Абстрагирование, чья суть заключена в мысленном отвлечении исследователя от признаков исследуемого предмета, прямо не относящимся к его гипотезе. Результатом абстрагирования является абстракция, к примеру, множество.
- Идеализация — это мысленное выделение исследователем одного реального свойства исследуемого им предмета, имеющего ключевое значение в его теории, а затем — дальнейшая работа по конструированию этого объекта с обязательным наделением его выбранным свойством. Естественно, полученный благодаря такой творческой работе идеальный объект (к примеру, некий идеальный газ) не может существовать в реальности, поскольку в мире нет объектов, имеющих лишь одно свойство.
- К формализации относят процесс по замене существующего в реальности объекта специальным символом (примером формализации является широкое использование учеными математической символики). Указанный метод позволяет научному работнику исследовать предмет, но не обращаться к нему прямо, а лишь кратко и лаконично фиксировать полученные итоговые результаты.
- Индукция и дедукция. Индукция помогает формулировать логические умозаключения с помощью обобщения информации, полученной посредством наблюдения за объектом или в процессе экспериментальной деятельности, при этом выводы делаются на основе предпосылок частного характера, т.е. исследователь движется от частного к общему. Индукция немыслима без дедукции, еще одного метода научного познания, основанного на выводах, идущих уже наоборот, от общего к частному. Однако дедукция не позволяет ученому получать новые по своему содержанию знания, она является только методом по выявлению конкретики в уже имеющихся общепринятых предпосылках. Но, несмотря на это, указанная методика показывает существенную эффективность при прояснении отдельных деталей, касающихся общепринятых знаний.
Критерии научного познания
В основе любой познавательной методики лежат принципы объективности, систематичности и воспроизводимости. Кратко остановимся на каждом из них:
- Объективностью называют отчуждение субъекта познавательной деятельности от ее объекта. Данный принцип позволяет исследователю отделить личное субъективное представление от исследуемого объекта, оставив лишь объективные знания о нем.
- Системность — упорядоченность познавательного процесса, его четкую последовательность и системность.
- Принцип воспроизводимости позволяет исследователю повторять (т.е. воспроизводить) каждую стадию процесса познания совместно с другими исследователями, получая при этом аналогичные (либо максимально схожие и не входящие в противоречия с полученными им ранее) результаты. Указанный принцип является своеобразной проверкой знаний на достоверность.
Несоответствие конкретного научного метода приведенным здесь критериям делает процесс познания невозможным, а сам метод — неэффективным.
Источник