Способ по классификации доктора адлера считается главным для успешного обучения
Search, View and Navigation
Проект Центра ДПО «АНЭКС» Адрес: Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 28 литер А. Телефон: (812) 956-67-42
- Вы здесь:
- Главная
- Публикации
- Психологическое сопровождение учащегося, его семьи
- Применение идей А. Адлера в педагогике
СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.
Применение идей А. Адлера в педагогике
Применение идей А. Адлера в педагогике
«Люди весьма незначительно меняют свое отношение к жизни с самой колыбели» «Впечатления задают поведению ребенка определенное направление и заставляют его отвечать также определенным образом на вопросы, которые ставит перед ним жизнь»
Адлер рассматривал три главные жизненные задачи, стоящие перед человеком: работу, дружбу и любовь.
Эти задачи определяются основными условиями человеческого существования:
Мы живем в одном конкретном месте вселенной и должны развиваться в пределах тех возможностей, которые предоставляют нам обстоятельства; мы живем среди других подобных нам существ, приспосабливаться к которым нам приходится учиться; мы разделены на два пола и будущее нашей расы зависит от отношений этих двух полов.
Работа включает в себя деятельность, полезную для общества, а не просто те занятия, которые приносят доход. По Адлеру, работа приносит чувство удовлетворения и самоуважения только тогда, когда она полезна для остальных.
Дружба обусловлена нашей принадлежностью к человеческой расе и необходимостью постоянно приспосабливаться к другим существам нашего вида и взаимодействовать с ними. Дружеские отношения позволяют обзавестись жизненно важными связями, так как ни один индивидуум не может быть привязан к обществу абстрактно. Дружеские, совместные усилия есть важный элемент конструктивной работы.
Любовь возникает из интимных отношений, которые необходимы для продолжения нашего рода. Адлер писал, что тесные узы семейных отношений требуют от нас величайшей способности взаимодействовать с другим человеческим существом, а успешный, счастливый брак создает наилучшую обстановку для воспитания в детях общительности и социального интереса.
По Адлеру, эти три компонента (работа, дружба и любовь) взаимосвязаны. Успех в чем-то одном ведет к успеху в других. Фактически, все три задачи являются разными сторонами одной проблемы — как жить конструктивно в окружающем нас мире.
Итак, главные ценности – это семья, общение и труд.
По Адлеру, цель педагогической работы – воспитание индивидуума, живущего в реальном человеческом сообществе, который в процессе самопознания узнает свое отношение к другим и активно сотрудничает с ними. Формирование социального чувства непосредственно связано со второй задачей – самоопределением в мире профессии. Спасение наше только в том, чтобы прозреть, осознать себя, свое предназначение, свое место в общемировой системе связей и соответственно с этим строить все общество»
Любовь Адлер считает частью социального чувства. Общества без любви не существует. Кто не умеет любить, не готов для жизни в обществе. Ребенок должен осознать свою принадлежность к определенному полу уже в возрасте двух лет. Нельзя принижать в его глазах роль и значение противоположного пола. Адлер видел разрешение всех проблем в разумном распределении сил между разумными и доверяющими друг другу людьми.
Главным критерием для психолога или родителя является степень социального чувства, которое проявляет ребенок. Социальное чувство – это барометр детской нормальности.
Именно на основе социального чувства и разработана педагогическая технология индивидуальной психологии. В раннем возрасте родители не должны позволять ребенку привязываться только к одному человеку.
Хороший случай протестировать степень социального чувства – поступление ребенка в школу. Когда ребенок приходит в школу, он оказывается в совершенно новой для него ситуации. Если ребенка не готовили должным образом, то изъяны в его подготовке станут очевидны. Школа может служить своеобразным индикатором при анализе ошибок семейного воспитания. Идеальная школа должна быть местом, где обучают не только книжным знаниям, но и знанию жизни и искусству жить. Хорошо организованная школа может компенсировать недостатки воспитания, полученного в раннем возрасте.
Что требуется от ребенка, когда он поступает в школу? Школьная деятельность — это своего рода работа, которая требует сотрудничества с учителем и одноклассниками, равно как и интереса к школьным предметам. По тому, как ребенок реагирует на эту новую ситуацию, можно оценить его способности к сотрудничеству, а также сферу его интересов. Мы можем сказать, какими предметами ребенок интересуется; мы можем увидеть, насколько вызывает его интерес то, что говорит другой человек; мы можем сказать, интересуется ли он вообще чем-нибудь. Мы можем выяснить все эти факты, изучая позицию ребенка, его осанку, его взгляд; то, как он слушает, обращается ли он к учителю по-дружески или он держится от него на расстоянии и т. д.
Повышенный интерес к школьным предметам зависит от отношения ребенка к своему учителю. А это связано с умением педагога поддерживать интерес ученика к своему предмету и вовремя замечать, когда тот невнимателен или рассеян. Множество детей приходит в школу, абсолютно не умея концентрироваться на занятиях. Если учитель окажется несколько строгим, может даже показаться, что у этих детей нет памяти. Однако отсутствие памяти не такой простой факт, каким он обычно видится. Ребенок, у которого, по мнению учителя, плохая память, обнаруживает хорошую память о других вещах. Он способен даже сконцентрироваться, но только в той ситуации, в которой его баловали дома. Критика и упреки не изменят его образ жизни. Наоборот, такое отношение убедит его в том, что он не подходит школе, и приведет к развитию пессимистического отношения к жизни.
Существенно то, что избалованные дети, чье сопротивление преодолено учителем, очень часто бывают хорошими учениками. Они могут хорошо учиться при благоприятных для них обстоятельствах. К сожалению, никто не может гарантировать, что к ним всегда будут щадяще относиться в школе. Если ребенок меняет школы и учителей или если он даже не делает успехов в изучении какого-либо предмета (а математика всегда является трудным предметом для избалованных детей), он неожиданно может зайти в тупик. Он не сможет продвигаться вперед, потому что привык, что все ему дается легко. Его никогда не учили преодолевать трудности, и он не знает, как это делать. При встрече с трудностями у него не хватает терпения, чтобы справиться с ними и чтобы продвигаться вперед, осознанно прилагая усилия.
Часто встречаются дети, которые не могут стоять прямо, должны все время на что-то опираться. Их бесполезно понукать – дело в том, что он постоянно ощущает необходимость в поддержке. Хороший воспитатель может помочь ребенку путем душевного отношения и понимания. Тревога и зависимость характерны для избалованных детей.
Избалованный ребенок невнимателен. Легко обнаружить у него симптомы отвращения к школе: его приходится уговаривать вставать по утрам, он копается за завтраком., он никогда не будет носить все учебники, будет забывать или терять их. Медлительность ребенка означает, что он не хочет иметь никаких дел со школой и поэтому не очень утруждает себя выполнением ее требований. Перед нами разыгрывается трагедия — стремление к превосходству выражается у ребенка в неприятии школы. Таких детей не следует наказывать, если они опаздывают в школу. Иначе они будут себя чувствовать еще более несчастными в школе. А уж тем более, когда родители бьют ремнем
Обычно такие дети и не надеялись достичь успехов в школе, да и дома скорее всего кто-нибудь в запале предвещал мрачное будущее, называл дураком, тупицей. Они отказываются от сражения, даже и не пытаясь сопротивляться. И изобретают причины, чтобы не ходить в школу. Асоциальные симптомы в поведении ребенка постепенно превращаются в плохой характер, неисправимость. Он может играть роль придворного шута, или прогуливать занятия. Прогуливание занятий – один из самых опасных симптомов Они могут подделывать записки от родителей или дневник, виртуозно врать о том, что было в школе, которую давно не посещают. В местах, где они прогуливают школу, они встречают «друзей по несчастью» и в конце концов нарушают закон. Именно школа ответственна за адаптацию ребенка к социальной жизни.
А как же вписывается в теорию Адлера ленивый ребенок? Где же его стремление к превосходству? Адлер пишет, что у такого ребенка есть ряд преимуществ. Благодаря лени он часто оказывается в центре внимания. С другой стороны, их явную неспособность и невоспитанность часто приписывают лени. «Если бы я не был ленивым, чего бы я только не достиг!» — эта формула надежно оберегает лентяя от ощущения неудачи. А уж если он хоть что-то сделает, окружающие не могут нахвалиться. Адлер говорит, что такие дети используют лень, как ширму, чтобы скрыть неверие в себя. Некоторые дети пытаются избежать труда путем симулирования, другие плачут, третьи бьются в истерике во время экзаменов. К той же категории относятся и дети-заики. Самая важная задача воспитателя – не допустить потери ребенком мужества в школе, а если он пришел с проблемами, — вернуть ему уверенность в себе.
В последнее время получили широкое развитие так называемые тесты интеллекта. Их высоко оценивают учителя, и порой они стоят этого, так как обнаруживают детали, не выявляемые обычными тестами. Иногда они просто помогают спасению положения ребенка Так, например, когда у ребенка плохая успеваемость в школе и учитель собрался уже оставить его на второй год, неожиданно может выясниться, что интеллектуальный коэффициент ребенка значительно выше. И ребенку вместо понижения позволяют перейти на иной, более высокий уровень Он чувствует успех и с этого момента начинает вести себя по-другому. Не стоит недооценивать значение тестов интеллекта и IQ, однако необходимо отмстить, что после проведения любого из подобных тестов ни ребенок, ни родители не должны знать результатов IQ. Им кажется, что это является последней и полной оценкой, а значит определяет судьбу ребенка. Когда тесты интеллекта обнаруживают низкий уровень умственных способностей, то результаты можно улучшить, если, например, дать ребенку возможность позаниматься с предложенным тестом до тех пор, пока он не найдет верное решение, или правильно подготовить его к подобному тесту. В этом случае ребенок делает успехи и расширяет свой опыт. И он добьется лучших результатов в последующих тестах.
Адлер считал, что важно учитывать межпредметную связь учебных дисциплин с тем, чтобы дети видели цель и их практическое значение и не рассматривали эти предметы как нечто абстрактное и теоретическое. Есть предметы, которые могут преподаваться интегрированно. Опытные учителя учат точному и комплексному подходу к окружающему миру, что является конечной целью всего образования. Учебные предметы должны преподаваться интересно и иметь практическую значимость Математика — арифметика и геометрия — должна преподаваться в связи со стилем и конструкцией какого-нибудь здания, количества людей, которые могли бы там жить, и т. д.
Учителя не должны упускать из виду, что дети в школе находятся в состоянии личного соперничества. Идеальный школьный класс должен быть единым целым, в котором каждый ученик ощущает себя частью этого единого целого. Учителю следует следить за тем, чтобы соперничество и личные амбиции учеников были в разумных рамках. Советы и указания учителя, нужное слово, сказанное им, направит энергию ребенка с пути соперничества на путь сотрудничества. Не может быть пользы в том, чтобы культивировать в ребенке честолюбие. Намного важнее воспитывать в нем мужество, упорство и веру в себя, научить не падать духом при поражении.
Что касается учебных успехов детей, то дети в этом отношении обладают умением выносить очень серьезные суждения. Они знают, кто из них является лучшим в правописании, рисовании, гимнастике. Они могут достаточно точно оценивать друг друга. Иногда они несправедливы к другим, однако осознают это и стараются быть объективными. Большая же трудность состоит в том. что они умаляют свои способности и думают: «Ну, теперь уж я никогда не догоню». И это неверно — они могут догнать. На это ошибочное заключение необходимо указывать, иначе оно станет идеей фикс на всю жизнь. Ребенок с такими мыслями никогда не будет делать успехи.
Большинство школьников почти всегда находятся на одном и том же уровне: они либо лучшие, либо худшие, либо средние, — и они не изменяются — дети ограничили свои возможности потерей веры в себя после первых же нескольких проверок. Но тот факт, что соответствующие изменения в ребенке все равно когда-нибудь происходят, является важным: он объясняет то, что интеллектуальное развитие ребенка не фатально. Детям следует знать об этом; им надо дать понять, что они не обречены
Могут ли трудные дети вообще успевать в школе? Неудачи ребенка в школе – настораживающий симптом. Это значит, что ребенок начал терять веру в себя. Тогда он может предпочесть иной пут для компенсации своей неполноценности с помощью чувства превосходства. Ему легче нарушить закон, чем следовать канонам. Но эта легкость указывает на скрытые трусость и слабость, хотя внешне он может быть смелым и дерзким.. Те , с кем в детстве плохо обращались, не выносят, когда кто-то счастлив, в них развиваются злоба, зависть, ненависть. (Такой взгляд, кстати, может быть присущ также и родителям и воспитателям по отношению к детям, находящимся под их опекой).
Как учителю, так и детям необходимо избавиться от заблуждения, что результаты, указывающие на нормальные умственные способности детей, следует приписывать особой наследственности. Возможно, вера во врожденные способности человека является глубочайшей ошибкой, совершенной когда-либо в вопросах обучения и воспитания детей. Наследственность — это всего лишь своеобразный козел отпущения для родителей, учителей и детей. Как только возникают трудности, требующие усилий, они всегда могут сослаться для оправдания на наследственность, чтобы уйти oт ответственности. Но мы не имеем права избегать своей ответственности, и нас всегда должны настораживать любые попытки освободиться от нее. Адлер считал, что черты характера являются приобретенными. Среди черт характера агрессивной природы он отмечал тщеславие, ревность, зависть, жадность, ненависть. Они подчиняются одной стратегии – неукоснительно поддерживать чувство превосходства. За огромной жаждой власти скрываются фальшивая доброта, напускное взаимопонимание, неискреннее сочувствие, надуманная болезнь. Адлер выделял и негативные черты характера неагрессивной природы: одиночество, тоска, малодушие, и необузданные инстинкты (привычка грызть ногти, нечистоплотность и т.д.).
Ни один учитель, который верит в воспитательную силу своей работы, который верит в воспитание как в средство формирования характера, в целом не приемлет доктрину наследственности. Люди склонны связывать то или иное явление своей жизни с их происхождением, искать начало развитии этого явления. Однако подобный подход, используемый при оценке достижений людей, обманчив и уводит в сторону. Также не стоит забывать, что тpaдиции, установленные в семье незаурядным предком, оказывают влияние, подобное действию наследственности. Таким образом, можно понять, почему в некоторых семьях появляется больше способных людей, чем в других.
Наказания за плохие оценки в школе.Если у ребенка низкая успеваемость, он окажется в немилости у учителя. И вот он страдает сначала в школе, а затем, придя домой, сталкивается с новыми упреками и сценами со стороны родителей. Его ругают и мать, и отец, и, ко всему прочему, его еще очень часто бьют. Школьным учителям следует помнить о последствиях плохих оценок. Некоторые учителя считают, что если вынуждать ребенка показывать дома плохие оценки, то он будет стараться лучше учиться. В некоторых семьях к ребенку относятся очень жестко, и в этом случае ребенок подумает дважды, прежде чем покажет родителям плохую оценку. В результате он может вообще не прийти домой или даже впасть в такие крайности, как отчаяние или самоубийство от страха перед своими родителями.
Учителя своим личным сочувствием и пониманием могли бы смягчить суровость школьной системы. Учитель мог бы окрылить ученика, вместо того, чтобы доводить до отчаяния. На ребенке, который всегда получает плохие оценки, тяжкой ношей лежат постоянные упреки в том, что он самый плохой ученик в школе, и в конце концов он сам начинает верить в это. Если поставить себя на место такого ребенка, легко можно понять, почему он не любит школу Все очень просто. Если бы кто-нибудь оказался в подобных условиях, когда его постоянно критикуют, где существуют только плохие оценки, где нет надежды на успех, никому бы это не понравилось, и любой человек попытался бы избежать такой ситуации. И поэтому нам не следует расстраиваться при встрече с детьми, которые сторонятся школы, но нужно осознать их значение. Мы должны понять, что это означает плохое начало, особенно если происходит в период отрочества. Такие дети достаточно умны, чтобы защищать себя, подделывая оценки в дневниках, прогуливая и т. Д. В результате они идут на улицу, что неизбежно ведет к преступлениям.
Всего этого можно избежать, если признать утверждение индивидуальной психологии, что нет безнадежных детей
Оставшийся на второй год ребенок представляет проблему как для школы, так и для семьи Это не обязательно происходит в каждом случае, однако исключении из такого правила очень мало. Большинство из тех, кто остается на второй год, являются хроническими второгодниками.
С психологической точки зрения всегда лучше не менять учителя в классе ежегодно, а чтобы учитель обучал своих учеников до окончания школы. Если бы учитель мог находиться с постоянным коллективом учащихся в течение двух, трех или четырех лет, это бы явилось огромным преимуществом во всех отношениях. Тогда бы учитель имел возможность близко узнать всех детей. Он смог бы выявить ошибки в образе жизни каждого ученика и исправить их.
Дети часто переходят из класса в класс без обучения в предыдущем. Довольно спорно, есть ли в этом какие-либо преимущества. Детям часто не удается удовлетворить те большие ожидания, которые они возлагают на перепрыгивание через класс. Плохо, когда класс лишают хороших учеников. Некоторые полагают, что надо всегда поддерживать выдающихся и одаренных детей. Скорее именно умные дети подталкивают весь класс вперед и дают тем самым хороший толчок к дальнейшему развитию.
Успевающий и отстающий классы.
В отстающих классах в основном учатся дети из бедных семей, которые имеют репутацию неуспевающих учеников. А причина в том, что у них была недостаточная подготовка к школе. Это и понятно. Родители слишком заняты и не имеют никакой возможности посвятить время своим детям или недостаточно образованы для этого. Детей с плохой психологической подготовкой нельзя отправлять в классы для отстающих. Пребывание в таком классе ложится пятном на репутацию ребенка, и он всегда высмеивается своими товарищами.
Всегда можно найти методы обучения детей, отвечающие их интересам, опираясь на те учебные предметы, в которых они могут наилучшим образом проявить себя. Ничто так не продвигает вперед, как успех. Это верно как для образования, так и для других сфер человеческой деятельности. А это означает, что если ребенок интересуется каким-то учебным предметом и делает в нем определенные успехи, его интересы будут простираться и на другие области, И именно учитель должен использовать успехи учеников как основу для приобретения новых знаний.
Необходимо также выяснить, какой из органов чувств чаще всего используется ребенком и какие ощущения преобладают в нем. Многие дети лучше всего умеют смотреть и наблюдать, другие — слушать, иные же — двигаться и т. д. Если учитель встречает ученика со зрительным типом восприятия, то ему следует знать, что ребенок будет иметь дело с теми учебными предметами, где нужно использовать глаза, как, например, в географии. Для него будет лучше смотреть, чем слушать лекцию. Это пример особого понимания отдельного ребенка, которым должен владеть учитель.
Сам ребенок не отдает себе отчет в проявлениях своего поведения и не может скрыть свое истинное лицо. Личность раскрывается в действии. Психолог, учитель должен научиться объяснять личность на основе объективных фактов, в которых отражены намеренные и неосознанные стремления личности. В своей работе «Воспитание детей» Адлер предлагает Вопросник по определению психологических особенностей личности в качестве основы для индивидуальной работы (см. приложение).
Перед настоящим учителем стоит благородная и увлекательная задача: он формирует детские умы, и значит будущее человечества в его руках.
Итак, изучая труды Адлера, можно получить представление о тех возможностях, которые предоставляет нам связь психологии и педагогики. Психология и воспитание представляют собой две составные одной проблемы и одной реальности. Чтобы управлять разумом, нам необходимо знать, как он работает, и тот, кто познал секреты разума, может если не помочь. то использовать свои знания. чтобы направлять ум на более высокие цели.
Библиография
- Адлер А. Воспитание детей. Ростов-на Дону,1998.
- Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М.: Центрполиграф, 2001.
- Братченко С.Л. Лекции по теориям личности (Конспекты).
- Смайс С. Жизнь и труд. Биографии великих людей.
- Фрейджер Р. Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
- Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000.
Источник