Способ платежа по экспортным контрактам

Международные способы оплаты

Международные способы оплаты в экспортном контракте имеют решающее значение. Учитывая сложность и стоимость приведения в исполнение договоров за рубежом, контроль за условиями оплаты может быть равноценен контролю за коммерческой сделкой. Если импортёр может настоять на условиях оплаты по «открытому счету», он имеет большие возможности для заявления возражений в отношении задержки в поставке или несоответствующего качества товаров.

Какие существуют международные способы оплаты

1) Платёж по открытому счёту. При платежах по открытому счёту экспортёр поставляет товар покупателю и после этого направляет счёт и другие отгрузочные документы, то есть импортёр «покупает сейчас, платит потом». Это иногда называется продажами «в кредит», так как продавец кредитует покупателя товаром, не имея с его стороны никакого обеспечения задолженности, подкреплённого документами. Для импортёра, конечно, условия оплаты по открытому счёту являются довольно выгодными, так как нет необходимости оплачивать товар до тех пор, пока он не будет получен и осмотрен. Импортёр может иметь возможность продать товар и использовать выручку для оплаты коммерческого счета экспортёра, когда тот поступит.

Продажи по открытому счёту распространены в рамках внутренних продаж, но менее распространены в международных сделках, так как они существенно увеличивают риск для продавца. Продавец-экспортёр должен соглашаться на условия продажи по открытому счёту только, если он полностью доверяет покупателю-импортёру, а также, если он уверен в стабильности в стране покупателя и действующем там импортном регулировании. Дополнительным источником гарантии является стабильный рынок для конкретных товаров, так как на нестабильных рынках резкое падение цен часто побуждает импортёров к попыткам уклониться от выполнения контрактов.

Несмотря на риски, торговля по открытому счёту на международном рынке существенно выросла. В прошлом её ограничивал ряд таких существенных препятствий, как отсутствие прозрачности и опасения в отношении трансграничных рисков. Развитие технологий и накопленные знания в сфере финансовых операций снижают уровень этих опасений, по мере того как и продавцы, и покупатели признают такие преимущества трансграничной торговли по открытому счёту, как сокращение расходов и повышение эффективности.

Продавцам, использующим открытый счёт, рекомендуется включать в свои договоры оговорку «об удержании права собственности». Такая оговорка позволяет продавцу истребовать проданный товар или выручку от продажи товара в случае, если импортёр становится неплатежеспособным еще до оплаты товаров.

2) Авансовый платёж. При авансовом платеже продавец вообще не несет никакого риска. Напротив, серьезный риск несет импортёр, которому никогда не следует соглашаться на авансовый платёж, если только у него не имеется полной информации о репутации продавца. Если даже авансовые платежи и совершаются, то чаще всего только на часть суммы. Однако авансовый платёж в полном объёме может иметь место и встречается регулярно, когда продукция продавца пользуется крайне высоким спросом, а импортёр или страна импортёра не являются приоритетными для экспортёра.

3) Открытый счёт, подкреплённый резервным аккредитивом или гарантией по требованию. Многие экспортёры не учитывают, что платёж по открытому счёту, подтверждённый резервным аккредитивом или гарантией по требованию, может быть настолько же безопасным, как и авансовый платёж наличными (и даже более безопасным, чем частичный аванс наличными). Даже если экспортёр готов, предоставив импортёру кредит, ожидать получения оплаты против коммерческих счетов посредством банковского перевода или другим аналогичным способом, резервный аккредитив или гарантия по требованию является очень желательным обеспечением платежа. Так, если импортёр не оплачивает счёт, экспортёр может спокойно предъявить требование на сумму счёта по резервному аккредитиву или гарантии. В данном случае опасность, конечно, возникает для импортёра. Недобросовестный экспортёр может предъявить несправедливое или обманное требование в рамках резервного аккредитива или банковской гарантии.

Инкассо как международный способ оплаты

В то время как авансовый платёж является идеальным вариантом для экспортёра, а платежи по открытому счету являются идеальными для импортёра, документарное инкассо представляет собой компромисс с выгодами для обеих сторон.

Документарное инкассо отличается от чистого инкассо. Чистое инкассо, по сути – это платёж по открытому счёту, осуществляемый посредством переводного векселя. Экспортёр отгружает товар, а затем направляет импортёру переводной вексель через банк импортёра. Документарное инкассо, напротив, позволяет экспортёру сохранять контроль над товаром до получения оплаты (или до получения гарантии оплаты). При такой схеме экспортёр, отгрузив товар, собирает необходимые коммерческие документы, такие как счёт и коносамент, и направляет их вместе с траттой в банк, выступающий в качестве агента экспортёра. Банк выдаст импортёру коносамент только, если импортёр произвёл оплату против тратты или акцептовал обязательство сделать это в будущем. Итак, существует две возможности:
— D/P – «Документы против платежа» (или «Деньги против документов») – Импортёр оплачивает тратту для того, чтобы получить коносамент (документ, который позволяет импортёру принять поставленный товар); следовательно, данная форма инкассо называется банками «деньги против документов» или «документы против платежа», «D/P» или «D/P по предъявлении».

Читайте также:  Способ приготовления домашней настойки

— D/A – «Документы против акцепта» — В данном случае импортёр акцептует тратту для того, чтобы получить коносамент. Акцептуя тратту, импортёр соглашается с безусловным юридическим обязательством произвести оплату в соответствии с условиями тратты.

Инструкции экспортёра предъявить тратту для акцепта или платежа передаются через целый ряд банков. Как правило, среди таких банков находятся, по крайней мере, банк экспортёра (известный как банк-ремитент) и банк в стране импортёра (известный как банк-инкассатор или представляющий банк, так как он представляет трассату документы, необходимые для получения от него средств ). Учитывая довольно длинную цепочку, по которой передаётся информация, ключевую роль здесь приобретают точность и полнота изначальных инструкций экспортёра. Так, весь процесс начинается, когда экспортёр заполняет бланк инкассового поручения, в котором он и указывает инструкции для банков. Основываясь на такой информации, банк-ремитент подготавливает свои инструкции по инкассо, которые сопровождают документарное инкассо, когда оно передается в банк-инкассатор или представляющий банк.

Преимущества документарного инкассо для экспортёра заключаются в том, что оно является относительно простым и недорогим инструментом и что контроль над транспортными документами сохраняется до получения экспортёром гарантии оплаты. Преимуществом для импортёра является то, что отсутствует обязательство по оплате до того, как он получит возможность проверить документы, а в некоторых случаях (как при осмотре на таможенном складе) и сам товар.

Недостатки для экспортёра заключаются в том, что документарное инкассо подвергает продавца сразу нескольким рискам: риску того, что импортёр не примет поставленные товары, кредитному риску, связанному с импортёром, политическому риску, связанному со страной импортёра, а также риску того, что поставка может не пройти таможенную очистку. Следовательно, предусмотрительный экспортёр должен заказать анализ платёжеспособности импортёра, а также оценку странового риска. Ещё одним недостатком для экспортёра является то, что инкассо может быть относительно медленной процедурой. Однако, банк экспортёра может решить предоставить ему финансирование до момента поступления средств.

В рамках инкассо по схеме D/P импортёр несёт только риск того, что отправленные товары могут не соответствовать тем, что указаны в счёте и коносаменте. Банки не подвергаются никаким рискам в связи с документарным инкассо (кроме как риску своей собственной халатности при выполнении инструкций). Это именно та причина, по которой инкассо, как правило, существенно дешевле, с точки зрения банковских комиссий, чем документарный аккредитив.

В ходе переговоров документарное инкассо может быть предложено в качестве удобного компромисса. С точки зрения относительных преимуществ для экспортёра и импортёра, оно находится посередине между продажей по открытому счету (которая является выгодной для импортёра) и аккредитивом (который выгоден для экспортёра). Экспортёр предпочтет документарное инкассо продаже по открытому счёту. И, наоборот, импортёр предпочтет документарное инкассо документарному аккредитиву.

Документарные аккредитивы как еще один вариант оплаты между импортером и экспортером

Центральные риски в международной торговле – это риск неполучения оплаты, который несёт экспортёр, и риск импортёра, связанный с тем, что поставленный товар не будет соответствовать договору. Оба этих риска могут быть исключены посредством аккредитива. Товарные аккредитивы именуются банкирами «коммерческими кредитами», а также «документарными аккредитивами» — данные термины являются взаимозаменяемыми. Поскольку документарные аккредитивы связаны с достаточно сложной обработкой документов, они являются более дорогостоящими, чем другие способы оплаты и, следовательно, не всегда уместными. Стороны, имеющие продолжительные торговые отношения или находящиеся в соседних странах, могут быть готовы осуществлять продажи с оплатой по открытому счету или авансовым платежом, то есть способами оплаты, которые являются проще и дешевле по сравнению с документарным аккредитивом, но не снижают риски.

Несмотря на возможные сложности, аккредитив продолжает оставаться классической формой оплаты по международным экспортным сделкам, в частности, в торговле между партнёрами, расположенными в далёких друг от друга странах. Аккредитив, по сути, является документом, выставляемым банком импортёра, в соответствии с которым банк обязуется осуществить оплату экспортёру при условии надлежащего выполнения требований, предъявляемых к документам. Отсюда и термин «документарный аккредитив» — оплата, акцепт или предоставление кредита происходит после представления продавцом всех указанных документов, которые соответствуют условиям документарного аккредитива. Такие документы (например, коносамент, коммерческий счёт, свидетельство об осмотре) являются основными доказательствами того, что соответствующий товар был надлежащим образом отправлен импортёру, хотя, конечно, всегда остается шанс того, что документы могут отказаться неточными или даже поддельными. Экспортёры должны знать о том, что документарные аккредитивы часто требуют от него безупречной системы документооборота.

Читайте также:  Способ как сделать татуировку самому

Типичная процедура выглядит следующим образом:

1) Договор. Процедура начинается с того момента, когда экспортёр и импортёр договариваются об условиях договора купли-продажи. Как правило, именно экспортёр настаивает на оплате посредством документарного аккредитива, так как он не хочет брать на себя кредитный риск и не может получить достаточной информации о кредитоспособности покупателя для того, чтобы согласиться на какую-либо другую форму оплаты.

2) Заявление на открытие документарного аккредитива. После этого импортёр запускает в действие механизм документарного аккредитива, обращаясь в свой банк с просьбой об открытии документарного аккредитива.

3) Выставление документарного аккредитива. При условии внутреннего одобрения кредита, банк импортёра выставляет аккредитив (и поэтому он называется банком-эмитентом), в соответствии с которым он соглашается произвести оплату, следуя инструкциям импортёра. После этого аккредитив направляется экспортёру или в банк в стране экспортёра (в зависимости от вида аккредитива).

4) Подтверждение (не обязательно). Как правило, в рамках договора купли-продажи и/или заявления на открытие аккредитива к банку экспортёра (или другому банку в стране экспортёра) обращаются с просьбой подтвердить документарный аккредитив, тем самым, взяв на себя обязательство произвести оплату в соответствии с условиями документарного аккредитива. Экспортёры могут настаивать на подтвержденных аккредитивах, если они хотят, чтобы оплату производил местный банк, которому они доверяют.

5) Уведомление. Экспортёр (бенефициар) уведомляется об открытии аккредитива.

6) Отгрузка товаров и представление документов. Если экспортёр согласен с условиями аккредитива, он приступает к отгрузке товаров. После отгрузки экспортёр идет в банк, являющийся исполняющим банком по аккредитиву, и представляет документы, о которых просил импортёр. Обычно экспортёр также представляет переводной вексель или тратту – документ, отражающий обязательство банка по оплате.

7) Проверка документов/расхождения/отказ. Банк тщательно проверяет документы для того, чтобы убедиться в том, что они соответствуют условиям аккредитива. Если документы не соответствуют таким условиям, то банк ссылается на «расхождение» в документах, уведомляет об этом экспортёра и отказывается платить по аккредитиву. После этого экспортёр может или исправить документы, или получить от импортёра его согласие на такое расхождение.

8) Оплата. В случае отсутствия расхождений или согласия приказодателя на какие-либо обнаруженные расхождения, банк производит оплату против документов.

9) Выдача документов приказодателю. Банк-эмитент выдает отгрузочные документы импортёру, который затем использует их для получения поставки товара.
От проверки документов банком выигрывают обе стороны. Одним из преимуществ для покупателя является то, что оплата производится только против документов, соответствующих условиям аккредитива. Но экспортёр также может получить преимущество от такой проверки документов на раннем этапе, поскольку это дает возможность быстро исправить любое расхождение в документах. В случае с документарным инкассо расхождения могут остаться незамеченными до более позднего этапа, когда документы проверяются уже самими покупателями.

Источник

Иностранный контракт при ВЭД: виды, структура, образец оформления

Внешнеэкономическая деятельность включает импорт, реимпорт, экспорт и реэкспорт. Все эти операции оформляются внешнеэкономическим контрактом, который регулирует правила сделки. Правильное оформление и грамотное заключение контракта — гарантия соблюдения договора. Читайте в статье, какие бывают иностранные контракты и как их составлять.

Что такое внешнеторговый контракт

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Любая торговая операция проходит этап переговоров, по итогам которого стороны заключают договор. Все сделки российских компаний с иностранными государствами должны основываться на контракте, иначе вам будет сложно оформить таможню и провести денежные расчеты.

Международные торговые отношения регулирует Венская конвенция «О договорах международной купли-продажи товаров».

Иностранный контракт — основная форма оформления международных торговых сделок. В этом документе содержатся условия поставки товаров продавцом и условия получения и оплаты продукции покупателем. Контракт составляется в письменном виде и учитывает государственное и таможенное законодательство обеих стран — сторон сделки.

Если на этапе согласования договора упущены какие-то важные моменты, в дальнейшем нужно составить по ним дополнительные соглашения к договору.

Виды иностранных контрактов при ВЭД

На международном рынке много вариантов соглашений по торговым сделкам. По направленности различают контракты на импорт и экспорт. Содержание договора, как правило, зависит от того, какая операция предстоит сторонам.

Контракты отличаются в зависимости от предмета сделки:

  • купля-продажа;
  • договор подряда на выполнение работ или оказание услуг;
  • аренда или международный лизинг;
  • международные транспортировки.

В составе контракта есть основные и дополнительные условия сделки. К основным относится время поставки, условия оплаты и ответственность сторон.
Контракты различаются по времени поставки:

  • регулярные поставки — поставки с определенной периодичностью и объемом продукции, заключенные на год или более долгий срок;
  • срочные — в договоре указан точный срок, в который импортер хочет получить товар; если поставщик нарушит срок, покупатель может признать договор недействительным и выдвинуть санкции;
  • долгосрочные — договор без указания точного срока.
Читайте также:  Способы улучшения обрабатываемости материалов

Контракты отличаются по форме оплаты:

  • денежная оплата — сделки предполагают расчеты в валюте, которая предусмотрена в договоре;
  • натуральная оплата (бартер) — сделки предполагают обмен одного товара на другой.

По характеру оформления контракта:

  • разовый контракт — контракт, составленный на одну сделку;
  • рамочный контракт — контракт, регулирующих несколько сделок: в таком контракте не определены существенные условия, а все условия определяются отдельно для каждой поставки.

Структура внешнеторгового контракта

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

У внешнеторгового контракта своя особая структура, которая зависит от характера сделки и порядка взаимодействия сторон. Она может отличаться, но мы рассмотрим самый популярный вариант иностранного контракта — купля-продажа.

  1. Как и любой документ, контракт начинается с указания даты и места заключения контракта. Кроме того, контракту присваивается свой номер из трех групп, который содержит информацию о сторонах, коде предприятия и порядкового номера договора.
  2. Преамбула договора содержит реквизиты сторон: их полное наименование, местоположение и юридический статус.
  3. Предмет договора включает наименование товара и его описание: комплектация, ассортимент, вес, модель и другие подробности.
  4. Подсчет общей суммы, на которую заключен договор и стоимости единицы товара, с краткой характеристикой условий поставки по Инкотермс 2010. В этом же разделе нужно указать код валюты, используемой для оценки товара.
  5. Условия платежа включают валюту оплаты, сроки оплаты, условия кредитования (если такие предусмотрены) и список документов для оформления сделки купли-продажи. В разделе надо указать полные названия фирм, название банка, номер счета и другие платежные реквизиты. На случай несостоявшейся сделки нужно предусмотреть гарантии возврата денег.
  6. Важно указать сроки поставки товара — четкие даты или промежуток времени, в который товар должен быть доставлен покупателю.
  7. Условия приемки товара по качеству и количеству. Стоит указать, будет ли присутствовать при приемке товара продавец или эксперт и что делать, если будет установлена недостача или несоответствие ассортимента.
  8. Информация о страховании и гарантийном обслуживании тоже должна оговариваться в условиях контракта. Нужно указать предмет страхования и перечень рисков, а также оговорить сроки и условия гарантийного обслуживания или замены товара.
  9. Ответственность сторон в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных договором. Нужно указать, кто и в каком размере несет ответственность.
  10. Порядок разрешения споров (арбитражное соглашение). Как правило, начинается все с мирных переговоров, а если к согласию не удастся прийти, то нужно указать в каком судебном органе будет происходить разбирательство.
  11. На случай форс-мажора: пожара, стихийного бедствия, военных действий или изменений законодательства — нужно предусмотреть освобождение сторон от ответственности за нарушение договора. При этом сторона, у которой произошел форс-мажор, должны предупредить партнера по сделке и предоставить документы, подтверждающие этот факт.
  12. В заключении нужно оговорить порядок изменения и дополнения договора, условия конфиденциальности, уступки прав и возможности участия третьих лиц.

Как банки регистрируют договоры

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Раньше на все контракты от 50 000 долларов нужен был паспорт сделки. С 1 января 2018 года его отменили, но валютный контроль никуда не исчез. Теперь контракт нужно регистрировать в банке.

Банки регистрируют не все договоры, а только те, которые превысили лимит по сумме. Для импортных контрактов — 3 млн. рублей, а для экспортных — 6 млн. рублей.

Для регистрации договора в банк нужно принести информацию о контракте и реквизиты иностранного контрагента. Для импортных и экспортных контрактов нужны разные документы. В отделе валютного контроля вам объяснят, что нужно сделать в вашем случае.

Внешнеторговый контракт — это основной документ, который регулирует сотрудничество между контрагентами из разных стран. Если возникнут конфликты, то именно контракт позволит не получить убытки и обезопасить себя от недобросовестных партнеров. Ответственный подход к составлению договора поможет вам защитить свои интересы.

В облачном сервисе Контур.Бухгалтерия вы можете вести налоговый и бухгалтерский учет валютных и рублевых операций на УСН, а еще — начислять зарплату, автоматически рассчитывать налоги и формировать отчеты, сдавая их через интернет. Первые 14 дней работы бесплатны для всех новых пользователей.

Источник

Оцените статью
Разные способы