Способ пластического изображения передача формы предметов фигур с применением материала

Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду

Наталья Сазонова
Лепка из пластилина Виды, способы и техника лепки в детском саду

Лепка в детском саду – вид изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают пластический образ из мягких материалов (глины, пластилина и пр.)

Слово пластилин берёт своё начало от итальянского слова plastilina и от греческого plastos, что означает лепной, пластичный.

Пластилин – материал для лепки, изготовленный из порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения небольших моделей.

Развивает у детей наблюдательность, чувство осязания;

Вырабатывает более полные образные представления;

Укрепляет зрительную память, мелкую мускулатуру рук;

Развивает воображение и творческие способности;

Отвечает возрастным особенностям детей, удовлетворяя их потребность в самостоятельной и художественной деятельности.

Основные приемы лепки

Способы лепки:

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.

Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано — уже в 2-3 года — и часто сами «открывают» его для себя.

Скульптурный (пластический) способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина, разминает его.

На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши).

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный.

Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей.

К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Способы и приемы лепки разных

предметов зависят от особенностей развития детей.

В детском саду используется в основном пластилин

Лепкой начинают заниматься с 2 лет.

I младшая группа.

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Учить детей аккуратно пользоваться материалами.

Учить детей отламывать комочки глины от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др., сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку.

II младшая группа

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей к украшению вылепленных предметов, используя палочку с заточенным концом (спичка); созданию предметов, состоящих из 2-3 частей, соединяя их путем прижатия друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать детям объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать у детей радость от восприятия результата общей работы.

Средняя группа

Продолжать развивать интерес к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы).

Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прощипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюву птички).

Уметь сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы.

Познакомить с использованием стеки.

Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Старшая группа

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из различных материалов

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки, передавать их характерные особенности, пропорции частей и различия в величине деталей. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать умение лепить по представлению персонажей литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество и инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали. Учить, пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).

Закреплять навыки аккуратной лепки (не разбрасывать кусочки глины и пластилина, не пачкать одежду, тщательно мыть руки по окончании работы).

Читайте также:  12 способов изменить жизнь для тех у кого совершенно нет сил подкаст

Подготовительная к школе группа

Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).

Источник

Развитие пластических навыков у старших дошкольников на занятиях лепкой

Анна Лашина
Развитие пластических навыков у старших дошкольников на занятиях лепкой

ГБПОУ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«САМАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

по дисциплине: МДК 02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Тема: «Развитие пластических навыков у старших дошкольников на занятиях лепкой»

студентки группы 2А

Дошкольное образование

Лашиной Анны Фидратовны

г. о. Самара, 2019г

1. Лепка как один из способов развития пластических навыков у дошкольников…. 4

2. Особенности развития пластических навыков у старших дошкольников…. 6

Приложение 1… 10

Приложение 2…. 14

Список использованной литературы…15

На формирование личности ребенка неоценимое влияние оказывают разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том, что узнал, увидел, пережил.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем многообразии.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Актуальность выбранной темы заключается в следующем: для каждого возраста ребенка характерны определенные закономерности в развитии, лепка влияет на эмоциональное восприятие, развитие психических процессов, воспитание нравственности, умственную активность. Необходимо детально изучить эффективность использования лепки и ее влияние на психическое и физиологическое созревание детей старшего школьного возраста. Выявление условий формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и определение способов их развития в процессе занятий по лепке – наша основная задача.

1. Лепка как один из способов развития пластических навыков у дошкольников

По мере накопления ребенком жизненного опыта, пластические формы у него ассоциируются с предметами и явлениями окружающего мира. Кажущееся взрослым однообразие детских каракуль, объемных форм на самом деле таит в себе сложную цепь мыслей и чувств, которые постепенно, с развитием ребенка изменяются, углубляются.

Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развитияразличных форм образного мышления: детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Овладение изобразительными и техническими навыками лепки является для ребенка сложным процессом, поэтому к организации обучения, отбору материала для лепки, содержанию приемов воспитатель должен подходить с определенной ответственностью.

В детских садах обычно используют глину или пластилин. Глина имеет наиболее нейтральные и удобные для лепки цвета, а пластилин требует специальной подготовки перед работой. Однотонный пластилин дает возможность более точной передачи формы и строения предмета. Цветной – вносит выразительность и разнообразие в работу. В группах предусмотрено использование досок для лепки, в старшей и подготовительной группах можно использовать диск, который вращается, чтобы ребенок мог более детально выполнить и рассмотреть свою работу.

Лепка в большей степени, чем какая-либо другая деятельность, позволяет добиться максимальной активности обеих рук, особенно развитие и укрепление большого, указательного и среднего пальцев. В процессе усвоения техники лепки ребенок развивает такие качества, как сила, точность, темп направленности, плавности, ритмичность движений. Ведь именно они в свою очередь в дальнейшем помогут ребенку в овладении трудовой и учебной деятельности.

В предметной лепке дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы.

В сюжетной лепке обычно не стремятся изобразить развернутый сюжет. Ребенок может, например, ограничиться изображением девочки и цыпленка в статичном состоянии, но он тут же начинает с ними играть. Обычно с подобной игры и начинается сюжетная лепка. По мере развития интереса к данному виду лепки, овладения приемами изображения, дети выполняют развернутые сюжеты.

Декоративная лепка позволяет учить детей сначала обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Работа над декоративной пластикой учит детей обращению с инструментом, различными приемами лепки, а главное — красивому декоративному заполнению пространства. Наблюдая работы народных умельцев, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применять для игр, для украшения комнаты, как сувениры.

Развитию творчества способствует также коллективная лепка, проводимая на основе умений самостоятельно действовать, применять знакомые способы изображения.

Читайте также:  Способ того как не спать всю ночь

2. Особенности развития пластических навыков у старших дошкольников

К шестому году жизни дети накопили известный опыт лепки, их изделия стали разнообразнее как по содержанию, так и по способу изображения. Начался процесс окостенения кисти руки, окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и благодаря этому появилась возможность для более точных и сложных действий при занятии лепкой.Произошли перемены и в психике: наиболее устойчивым стало внимание, улучшилась память. У детей появляется умение сначала представить себе предмет, а потом его лепить. Движения детей во время лепки стали более точными, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев.

Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитый ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т. д.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания.

На первом этапе творческой деятельности старших дошкольниковсозданию образа помогает целый ряд компонентов: речь, игра, звукоподражание. Постепенно дети приобретают умение передавать форму предмета. В связи с этим ассоциативный образ переходит в преднамеренный. Ребенок начинает понимать, что можно передавать в лепке образы предметов, какие — то явления, и у него появляется желание выразить свое отношение к ним.

На занятиях по лепкеперед педагогом ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, обогащение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности.

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется лепка предметов в форме цилиндра, конуса (овощи, фрукты, игрушки и др., использование таких приёмов лепки, как закругление и заострение (морковь, самолёт, вдавливание (корзина, чашечка, блюдце, загибание краёв, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.

Вместе с тем дети старшей группы, создавая предмет, мало работают над уточнением формы. Объяснить это можно тем,что для них важно наличие частей предмета и чисто внешние признаки его формы: круглая голова, цилиндрические ноги и т. д. Углубления, которые остаются при оттягивании мелких деталей на поверхности отдельных частей, дети не исправляют. Не стремясь к тщательности изображения формы, оставшееся от занятия время дети тратят на лепку других предметов. Например, при изображении собаки ребенок может вылепить миску для корма или щенка.

На основе сформированных зрительных образов дети старшей группы чаще, чем в средней, лепят предметы в динамике, но действие, как правило, заранее не обдумывается, а следует после изображения предмета путем чисто механического изменения положения конечностей у фигурок человека или животных. Например, ребенок вылепил собаку и случайно расставил ей лапы. Это напомнило ему бегущую собаку. Он еще сильнее расставляет ей лапы и на вопрос воспитателя «Что делает твоя собака?»— отвечает: «Она бежит за хозяином».

Обучение лепке в старшей группе направляется на то, чтобы научить детей выявлять во время изображения основной характер формы, пропорции, строение предмета, наиболее характерные детали и движение. Так при изображении любого зверя дети должны вылепить характерную форму туловища в обобщенном виде, круглую голову с немного оттянутой мордой, уши, форма которых будет зависеть от характера образа, ноги в виде столбиков, вылепить или сделать стекой глаза и рот.Повышаются требования к техническим умениям: вводится пластический способ – лепка из целого куска, уделяется внимание обработке поверхности посуды. Обучение способам и средствам лепки идет постепенно и должно привести к более точному изображению формы.

Детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать тему, возможность заранее ее обдумать и выполнить. Воспитатель учит детей планировать свою деятельность во время наблюдений, перед чтением художественной литературы. Для этого необходимо предупредить детей, что они будут лепить тот предмет, который видят на картинке или о котором им читают. Это дает возможность для настроя детей на предстоящую работу, четко осознавать ее особенности. Ребенок будет твердо знать, что ему необходимо сделать, а значит, целенаправленно и уверенно заниматься лепкой.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Таким образом, рассмотрев особенности проявления детского творчества на занятиях лепкой и некоторые пути его формирования, можно сказать, что образ в лепке у детей формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения. Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых, от применения тех или иных приемов обучения. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также способности в определенном виде деятельности.

Старший дошкольный возраст является благоприятным временем для развития пластических навыков, так как внимание стало наиболее устойчивым, улучшилась память, усилился зрительный контроль над действиями рук. Этот возраст характеризуется проявлением самостоятельности. Благодаря накопленному опыту и знаниям об окружающем мире, дети старшего дошкольного возраста стремятся отражать действительность не ограниченно, а более широко, используя свой собственный творческий замысел.

Конспект ОД по лепке «Коровушка» в старшей группе

Цель: закрепление знаний детей о домашних животных, формирование представлений об особенностях их внешнего вида, поведения.

Читайте также:  Esthetic house профессиональное spa средство для глубокого очищения кожи головы способ применения

создать в лепке образ коровы;

формировать умение лепить фигурку животного по частям,используя разные приемы: скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, соединение частей путем прижимания и сглаживания мест соединения;

развивать чувство формы и пропорции;

воспитывать бережное отношение к животным.

Пластилин, доски для лепки, стеки, картинки с изображением коровы, фонограмма со звуками фермы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о животных, загадывание загадок, дидактическая игра «Мамы и детки», разучивание пальчиковой гимнастики «Домашние животные и их детеныши».

Ход занятия.

(Дети входят в группу. Звучит фонограмма звуков фермы).

В. : Ребята, послушайте внимательно эти звуки. Как выдумаете, куда мы с вами попали?

В. : Правильно, на ферму. А какие животные живут на ферме? (ответы детей, дети называют домашних животных). Как много вы животных назвали. А как их можно назвать одним словом?

В. : Правильно, а почему?

Д. : Потому что за ними ухаживает человек.

В. : Молодцы, ребята. А скажите, какую пользу приносят домашние животные?

Д. : Собака – охраняет, корова дает молоко, овцы дают шерсть, кошка ловит мышей и пр.

В. :Ребята, вы все знаете, что даже у домашних животных есть детки. Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется «Мамы и детки». Я вам буду бросать мяч, называть домашнее животное, а вы – деток.

Курица – цыпленок и т. д.

В. : Молодцы, ребята. А сейчас поиграем немного с нашими пальчиками и еще раз вспомним домашних животных

Довольна корова своими телятами,

(пальцы зажаты в кулак, поочередно разгибаем пальцы, начиная с больших)

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами.

Кем же довольна свинья?

А я довольна своими ребятами!

(показывают на себя и разводят ладони в сторону)

В. : А сейчас я вам предлагаю слепить одно из домашних животных. А какое, угадайте.

Молочком нас кормит вкусным,

Провожает взглядом грустным,

Без хозяина страдает,

У нее рога и вымя,

Очень ласковое имя.

Лишь на вид она сурова,

В. : Правильно, ребята, молодцы. Но прежде чем мы приступим к работе, давайте посмотрим на изображение коровы и назовем части тела.

Д. : Туловище, голова, ноги, рога, вымя и т. д.

В. :С какой части тела мы начнем работу?

(Далее дети приступают к работе по образцу).

Итог: что понравилось, рассматривание работ. Дети дают имена своим коровкам.

Из белого пластилина лепим туловище и голову, из розового нос Из черного пластилина лепим 4 ноги и хвост-жгутик

Соединяем все части: туловище, голова, нос, ноги и хвост. На конце хвоста стекой делаем «кисточку»Далее приступаем к мелким деталям: рога, уши, глаза, пятнышки на тело, и главная отличительная черта коровы — вымя

Присоединяем детали, стекой делаем ноздри и рот. Наша корова готова!

Дети дают корове имя, играют с ней, можно слепить полянку или теленка.

Список использованной литературы

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольникав изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. : Кафедра –М: Academia, 2000. – 342с.

2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 128с.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 216с.

4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016. – 144с.

5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Научный руководитель Л. Г. Петерсон / Под общей ред. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2015. – 336с.

Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем.

Интеллектуальное развитие дошкольников на физкультурных занятиях В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного.

Из опыта работы «Развитие исследовательских проектных навыков у старших дошкольников» Цель познавательной деятельности – формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру. Речь – ключ к познанию окружающей.

Конспект открытого занятия «Развитие у детей умения создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений» План – конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе на тему «Волшебные превращения» — развитие у детей умения создавать.

Памятка для воспитателя «Гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков у дошкольников» Гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков у дошкольников. 1. Посадка — дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью.

Развитие социальных навыков у старших дошкольников Социализация старших дошкольников — это сложное структурное образование, отражающее потребность ребенка в общественно-значимом изменении.

Родительское собрание «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников» Цели: • Знакомство родителей с особенностями общения детей старшего дошкольного возраста. • Ознакомить с играми, способствующими формированию.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях лепкой в первой младшей группе» Познавательно-исследовательская деятельность на занятиях лепкой в первой младшей группе. Выполнила: Чеботарёва Людмила Михайловна, воспитатель.

Воспитание умственной активности старших дошкольников на занятиях по развитию речи Не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной.

Источник

Оцените статью
Разные способы