Способ планирования воспитательной работы это

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
методическая разработка на тему

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Скачать:

Вложение Размер
metodika_i_tehnika.docx 27.64 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Пакет школьных методик

Это, прежде всего, целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности и качествах личности: наблюдение (целенаправленное, с фиксацией количественных характеристик в тетради классного руководителя); беседа (с постановкой цели – как изучения, так и воспитательного воздействия); опросники, интервью, анкеты, тесты (цель их – не только выявление определённых качеств личности и индивидуальности каждого воспитанника, общественного мнения и отношений учащихся к чему–либо, но и сбор содержательного материала для различных форм воспитательной работы). К примеру, простейший опрос на тему «Что я люблю и что я ненавижу» позволит классному руководителю увидеть своеобразие внутреннего мира и душевного состояния учащихся, их «непохожесть» и определить характер индивидуального воздействия.

Школьники с удовольствием принимают участие в тестировании. К примеру, тест «Кто я» даёт возможность учащимся (да и педагогу) изучить себя по нескольким параметрам: экстраверт – интраверт, циклотомик – шизотомик, сома–тоник – церебротоник – висцеротоник, сила «Я» – слабость «Я» (степень эмоциональной устойчивости), общительность – лидерство – конформизм, женственность – мужественность, лживость – правдивость (корректурная шкала). Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку определённой стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга. Например, такие тесты, как «Стратегический, оперативный и тактический жизненный анализ» и «Что Вы за птица?». Последний содержит рекомендации–упражнения для различных типов характеров по развитию позитивных качеств и устранению негативных. Есть специальные подборки тестов для школьников. Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс классному руководителю дают следующие методики:

• Недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочинения. ). Например, «Хорошая жизнь – это. »; «Принципиальный человек всегда. »; «Чтобы иметь друзей, надо. »; «Нельзя позволять унижать себя, ибо. »; «Когда я вижу недостатки человека, то я. »; «Я не согласен с тем, что говорят, будто. » и др.

• «Тезис и мнение по нему». Например, «Гордый человек – это всегда скромный человек»; «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к труду жизни» (К.Д.Ушинский); «Горе – учитель мудрых» и др.

• «Альтернативный тезис» типа: «Дисциплина – это свобода. Дисциплина – это неволя»; «Друзей должно быть очень много. Друзей должно быть мало (один–два), но верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга» и др.

• «Метод ранжирования» (расстановки в порядке очерёдности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, весёлый, гуманный, целеустремлённый, здоровый, великодушный, красивый, мужественный и т.д.

• «Цветограмма» (раскрашивание дней недели, часов дня и пр. соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет воспитателю, классному руководителю не только знать, но и корректировать с помощью определённых воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.

• «Метод обобщения независимых характеристик» помогает «высветить» разные грани личности воспитанников, когда их характеризуют различные люди – родители, сверстники (активисты, друзья, любящие, а также не уважающие их одноклассники), учителя, просто знакомые. С использованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром ещё Лихтенберг высказал интересную мысль: «Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» – теряют».

• «Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе» при периодическом повторении его (как минимум два раза в год) позволяет классному руководителю узнать многое о классе в целом и о каждом ученике в отдельности: кто из учащихся лидер, «звезда»; есть ли предпочитаемые, принятые и, наоборот, изолированные («изгои»); кто кого предпочитает в свободном выборе вне классного коллектива; каковы отношения между девочками и мальчиками; какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения; сколь сплочённым является коллектив; каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых). В результате выясняется: как лучше строить в классе отношения «ответственной зависимости»; распределять ответственность за определённые поручения; комплектовать группы для выполнения определённых классных дел; организовать группы взаимопомощи; рациональнее рассадить учащихся в классе для учебной работы и т.д.

Помимо этого, возможно использование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания учащихся. Например, этическое «буриме», «дружеские объявления» («Я. ищу друга, который был бы. »), игра «Я подарю тебе. потому что. » (по цепочке проходят все учащиеся класса) и др.

Принципы планирования воспитательной работы

Всем воспитателям хорошо известна мысль А.С.Макаренко о «программе человеческой личности и коллектива» и его работа по созданию в коллективе «перспектив завтрашней радости» – «близкой, средней и дальней». К сожалению, мысли эти, да и практика не стали потребностью современного педагога.

Тем не менее, одной из функций школьного педагога (воспитателя в любом статусе) является проектировочная деятельность, которая предполагает определение цели, задач, содержания педагогического процесса, замысла его протекания. Всё это отражается в проекте – плане воспитательной работы. План – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, других взрослых).

Таким образом, планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов:

• целеустремлённость, систематичность (воспитательный процесс как система);

• конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели);

• оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности);

• диалогичность (учёт мнения всех, взаимодействие);

• индивидуальность (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для его самоактуализации);

• научность (в основе – научное понимание процесса воспитания, всех его компонентов);

• непрерывность, преемственность и последовательность;

• разнообразие содержания, форм и методов;

• оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

• единство педагогического руководства и активности воспитанников;

• реальность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

• связь внутри классной работы с работой школы и вне её;

Планирование позволяет классному руководителю:

• чётко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания;

• предварительно изучить классный коллектив, отдельных учащихся, состояние учебно–воспитательного процесса в классе, окружающие условия;

• целенаправленно отобрать содержание и средства, организационные формы воспитательной работы;

• проектировать результаты своей деятельности, планируя и корректируя поступательное движение в развитии коллектива и личности каждого учащегося;

• видеть перспективы собственного самосовершенствования – общечеловеческого и педагогического.

Укажем и на наиболее распространённые ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей:

• отсутствие чётко поставленной цели, конкретных стратегических задач воспитания, основанных на глубоко научном знании детей и сложившейся психолого–педагогической ситуации;

• традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность классного руководителя;

• примитивизм планирования (план–отписка, содержащий какой–то, часто случайный, перечень дел);

• неумение привлечь детей к планированию;

• неконкретность и неопределённость спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить «огонёк» или «поход по местам боевой славы» и т.п.).

Как создается план воспитательной работы

Что же непосредственно предшествует планированию воспитательной работы воспитателя, классного руководителя? Во–первых, ознакомление с государственными документами, определяющими задачи школы и воспитания на современном этапе; изучение инструктивно–методических материалов Министерства образования и местных органов управления образованием; изучение психолого–педагогической и методической литературы по актуальным проблемам воспитания и по методике и технике планирования воспитательной работы. Во–вторых, определение целей и задач на основе возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города или села, конкретного региона, школы и близлежащих учебно–воспитательных учреждений), а также личностного потенциала самого классного руководителя. К примеру, в условиях Москвы может быть сформулирована такая цель: «Стимулирование духовного развития старшеклассников (9–11–е классы) через приобщение к большой культуре». На основании цели выделяется группа стратегических задач:

1. Организация внеурочной интеллектуально–познавательной деятельности учащихся.

2. Стимулирование здорового образа жизни, выработка каждым учащимся собственной программы оздоровления.

3. Приобщение учащихся к культуре.

4. Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении в отношении к избранной профессии.

5. Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного соуправления и самоуправления.

6. Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.

Помимо этого, могут быть и другие задачи у воспитателя. Так, всячески приветствуется привлечение учащихся к планированию. В самых разных формах: классный час «Перспективы нашей жизни» («продажа идей» классным руководителем; рассказ о наиболее интересных делах, которые можно провести; письменный опрос учащихся), ящик или конверт предложений, опросник, «мозговой штурм» и др.

В практике школ накоплен интересный опыт использования ролевых, деятельностных игр при планировании воспитательной работы и анализе хода выполнения плана. Например, игры: «Лидер» (Л.Н.Григорьева), «Мы – коллектив? Мы – коллектив. Мы – коллектив!» (М.Г.Казакина), «Какой у нас коллектив» (А.Н.Лутошкин) и др.

Хорошо также с ребятами изучать календарь знаменательных дат предстоящего учебного года, выбрать наиболее интересные и полезные для воспитания учащихся даты. Наконец, для углублённого изучения всех учебных предметов необходимо запланировать ряд экскурсий, посещений музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и т.д.

Могут быть добавлены ещё дела, обусловленные профилем школы и класса. Из всего этого составляется перечень основных дел на четверть, полугодие, год. Они–то и будут положены в основу перспективного плана.

Виды планов воспитательной работы и варианты планирования

В современной школе используются, как правило, такие виды планов:

1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъединения классных руководителей и учителей–предметников, групп продлённого дня и т.д.).

2. Перспективный, календарный и перспективно–календарный.

3. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.

4. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому–либо направлению, специальной программе, по реализации определённых задач и актуальных проблем школы.

5. План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового).

6. План работы по развитию индивидуальности учащихся (А.С.Макаренко: «программа человеческой личности»).

Общешкольный план воспитательной работы, как правило, включает в себя:

• анализ результатов воспитательной работы за предыдущий период времени;

• цель, стратегические и тактические задачи на будущее;

• научно–методическую тему исследовательской работы педагогического коллектива;

• инструктивную и научно–методическую работу с педагогами;

• общешкольные дела (коллективная творческая деятельность);

• работу с научными кадрами, постоянными и временными творческими группами педагогов и детей;

• работу с различными ученическими объединениями, творческими союзами, советами дел, лидерами ученического самоуправления и т.п.;

• совместную деятельность с yчреждениями культуры, науки, образования, здравоохранения, правовыми органами, общественными организациями и т.д.;

• работу по традиционным и инновационным направлениям; вопросы, выносимые на педагогические советы, совещания при директоре, административные и педагогические консилиумы, родительские и ученические собрания и т.п.;

• деятельность в рамках принятых, воспитательных программ и проектов;

• перечень возможных дел в классных коллективах, творческих объединениях, клубах, объединениях дополнительного образования.

Что касается разных вариантов планирования воспитательной работы школы и класса (группы), то это завися от того основания, по которому определяются содержание и структура плана. Приведём примеры.

Если классный руководитель строит свою воспитательную работу на основе системно–ролевого подхода, то в плане могут быть такие разделы (В.Т.Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и моё Я».

Для наиболее целенаправленной работы по поддержке самопознания и самостроительства личности ребёнка О.С.Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать следующие целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».

Тетрадь классного руководителя (воспитателя)

В перечне обязательной документации школьного педагога нет тетради классного воспитателя. Однако практика показывает, что такая тетрадь есть у каждого. Объёмная либо тонкая, упорядоченная либо не очень, со скрупулёзно ведущимися записями либо с редкими пометками от случая к случаю.

Мы предлагаем свой вариант тетради классного руководителя (воспитателя) как инструмент научной организации педагогической деятельности учителя. Структура тетради позволит внести в неё максимум упорядоченной информации о делах класса, о прогрессе развитии и перспективах роста ребёнка.

Кроме того, такая тетрадь – своеобразная «копилка» классного руководителя»: это папка или конверты с содержательным материалом по различным аспектам и темам воспитательной работы; ежегодные тетради классного воспитателя. А также: папки на каждого ученика (его творческие работы, анкеты, тесты, характеристики, сочинения, письма и пр.) – они, как правило, вручаются в качестве подарка на празднике последнего звонка на выпускном вечере. А ещё это ценная для педагога картотека форм воспитательной работы с краткими аннотациями и указанием литературы.

Рады сообщить, что недавно вышла из печати рекомендованная Министерством образования и науки РФ соответствующая брошюра.

А теперь несколько подробнее о структуре этой тетради.

Раздел I содержит общие сведения о школе, в том числе о режиме работы, об организационно–педагогической и научно–методической деятельности; представлены основные направления и главные дела школы как воспитательной системы.

Раздел II даёт подробные сведения о классе, учащихся и их родителях. Причём поимённый список класса рекомендуется воспроизводить с подрезными листами, отведёнными для следующих целей:

1. Сведения о домашних условиях (адрес, телефон, семейно–бытовые условия).

2. Сведения о родителях (Ф.И.О., место работы, рабочий телефон, поручение в системе воспитательной работы с классом, помощь, которую могут оказать, присутствие их на родительских собраниях).

3. Материалы психолого–педагогического изучения учащихся (результаты анкет, опросников, тестов и т.д.).

Несколько страниц отведены здесь результатам социометрического изучения межличностных отношений в классном коллективе (за полугодие) и т.д.

Раздел III целиком посвящён организационной работе классного руководителя. Даётся структура органов классного самоуправления (в общей структуре школьного самоуправления) и расписаны поручения каждому ученику класса.

Раздел IV содержит перспективно–календарный план работы на учебный год по воспитательным задачам и разным видам деятельности (интеллектуально–познавательной, ценностно–ориентировочной, трудовой, художественной и др.).

В разделах V и VI отражена соответственно организация учебной деятельности и внеучебной воспитательной работы. Наконец, раздел VII содержит итоги учебного года, включающие психолого–педагогический анализ достижений и недостатков воспитательной работы, а также определение целей и стратегических задач на новый учебный год.

Такая тетрадь, безусловно, станет хорошим помощником –организатором классного руководителя, воспитателя.

А теперь раскроем некоторые достоинства перспективно–календарного планирования. Сама идея родилась и была реализована в практике нашей работы.

Источник

Читайте также:  Закромный способ хранения сочной продукции
Оцените статью
Разные способы