Способ планирования материальных ресурсов

Планирование потребности в материалах

Планирование потребностей в материалах

Главной целью планирования потребности в материалах является обеспечивание гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов в любой момент времени в рамках срока планирования. С помощью планирования потребностей обеспечивается своевременная закупка или производство объемов материалов, необходимых как для внутренних целей, так и для сбыта. Процесс планирования включает в себя непрерывный контроль запасов и, в частности, автоматическое создание проектов заказов на закупку и производство.

Для планирования необходима вся информация по запасам материалов, в том числе зарезервированным, чтобы рассчитать объемы закупок или производства.

Составление объёмно-календарного плана производства

При составлении объемно-календарного плана, сбыт планируется на будущее посредством прогноза продаж(см. Технология прохождения бизнес-процесса продажи).Объемно — календарный план создаётся с помощью плановых первичных потребностей. Плановая первичная потребность (т.е. спрос на готовое изделие, узлы, ходовые товары и запчасти) создает с помощью этой информации минимальный уровень запаса при планировании потребности в материалах.

Формирование входной информации для MRP-системы

Входная информация для MRP состоит из трех основных частей:

  • Описание состояния материалов
  • Программа производства
  • Перечень составляющих конечного продукта.

    Описания состояния материалов

    Описание состояния материала является основной входной информацией для автоматизированной MRP-системы. В данной части содержится описание состояния материалов: какие материалы находятся в заказах, в производстве, их объёмы, цены, запасы.

    Программа производства

    Производственная программа это график распределения времени для производства определенного количества конечного продукта за планируемый период или диапазон периодов.Этот входной элемент создается в результате анализа Объёмно-календарного плана производства.

    Перечень составляющих конечного продукта

    Перечень составляющих конечного продукта это информация содержащая списки материалов-составляющих для всех конечных продуктов. Этот входной элемент содержит список всего сырья, комплектующих изделий и их составных частей, которые входят в конечный продукт. В перечень составляющих также входит количество каждого компонента требуемое для производства одной единицы конечного продукта и его структура (каким образом материалы-составляющие соединены).

    Основные шаги планирования потребностей в материалах(MRP)

    Основными шагами MRP-системы являются:

  • Планирование выпуска конечного продукта
  • Планирование заказов на комплектующие
  • Вычисление полной потребности
  • Вычисление чистой потребности
  • Поддержание ранее спланированных заказов

    Планирование выпуска конечного продукта

    На данном шаге определяется количество и дата выпуска конечного продукта, необходимые в каждом временном периоде.

    Планирование заказов на комплектующие

    На данном шаге комплектующие (составные части), не включенные в производственную программу, но присутствующие в заказах, включаются в планирование как отдельный пункт. Таким образом для них создается новая потребность в материале.

    Вычисление полной потребности в материалах

    На данном шаге данные производственной программы для комплектующих разбиваются на полные потребности для всех материалов на планируемый временной период, в соответствии с перечнем (спецификациями) материалов-составляющих для конечного продукта.

    Вычисление чистой потребности в материалах

    На данном шаге полная потребность в материалах переносится на количество материалов в наличие и в заказах для каждого периода, в соответствии с описанием состояния материалов. Чистая потребность для каждого материала вычисляется следующим образом:

    (Чистая Потребность) = (Полная потребность)- (Материалы в наличии) — (Cтраховой запас) — (Резервирование для других целей)

    Если чистая потребность больше нуля, то создается заказ для материала.

    Поддержание ранее спланированных заказов

    Заказы сделанные в периоды предшествующие планируемому принимаются во внимание для последующих периодов на каждом шаге процесса производства.

    Результаты работы MRP-системы

    Основными выходными элементами MRP(ППМ) системы являются:

  • План заказов
  • Изменения к ранее спланированным заказам

    Также, дополнительными выходными элементами MRP-системы являются:

  • Отчет об «узких местах» планирования
  • Отчет об исполнении
  • Отчет по прогнозам

    Основные результаты

    Основными выходными элементами MRP-системы являются:

  • План заказов
  • Изменения к ранее спланированным заказам

    План заказов

    Планом заказов определяется, какое количество каждого материала должно быть заказано в каждый период времени. Данным выходным элементом руководствуются при создании внутренних производственных заказов, а также при закупке материала у внешних поставщиков.

    Изменения к ранее спланированным заказам

    Данный выходной элемент определяет, какие изменения должны коснуться ранее спланированных заказов. Может быть изменено количество заказов, некоторые заказы могут быть отменены или приостановлено их действие.

    Дополнительные результаты

    Дополнительными выходными элементами MRP-системы являются:

  • Отчет об «узких местах» планирования
  • Исполнительный отчет
  • Отчет по прогнозам

    Отчёт об ‘узких местах’ планирования

    В отчете исключений определяются отдельные «узкие места» программы планирования, которые требуют дополнительного внимания и, возможно вмешательства, чтобы обеспечить правильное количество материала в каждый планируемый период времени. Такими «узкими местами» могут быть:

  • Запоздавшие заказы
  • Расходные остатки
  • Ошибки в отчетах системы

    Отчёт об исполнении

    Отчет об исполнении необходим для слежения за правильностью работы MRP-системы, для своевременного устранения её сбоев. Примером элементов отчета об исполнении могут быть предупреждения об изменении или уменьшении доступного запаса материалов вплоть до нуля.

    Читайте также:  Способ перекрывания электронных орбиталей азота

    Отчёт по прогнозам

    Данный отчет используется для долгосрочного планирования производства. Примером этого отчета могут быть прогнозы о динамике производства на будущее, отчеты о закупках материала, выяснение источников спроса и т.д.

    Виды заказов на материал

    Заказы на материал подразделяются на два основных вида:

  • Производственный заказ
  • Заказ на закупку

    Производственный заказ

    Выполнение заказа на материалы собственного производства контролируется при помощи производственного заказа. Производственный заказ содержит свои собственные методы планирования, в том числе планирование производственных мощностей и учет затрат на производство.

    Заказ на закупку

    Материалы, закупаемые у внешних поставщиков, инициируют процесс закупки. (См. Технология прохождения бизнес-процесса закупки)

    Источник

    Планирование материальных ресурсов

    Понятие и сущность материальных ресурсов на предприятии в условиях рынка. Методы планирования потребности предприятия в материальных ресурсах. Потери и расходы на содержание. Возможность колебания спроса на товар. Скидки за покупку крупной партии.

    Рубрика Экономика и экономическая теория
    Вид контрольная работа
    Язык русский
    Дата добавления 25.03.2014
    Размер файла 82,7 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Понятие материального запаса

    2. Необходимость создания материальных запасов

    3. Планирование материальных ресурсов

    4. Развитие концепции

    5. Инструменты управления

    6. Планирование МТО участка по производству распашных ставен на 2004г.

    Список используемой литературы

    1. Понятие материального запаса

    Понятие материального запаса является одним из ключевых в логистике. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребителю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи, сырье (а впоследствии полуфабрикат и готовый продукт) периодически задерживается, ожидая своей очереди вступления в ту или иную производственную или логическую операцию.

    Общепринятая формулировка гласит: материальные запасы — это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.

    Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия народного потребления и продвижение этих изделий, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя.

    Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

    · замороженные финансовые средства;

    · расходы на содержание специально оборудованных помещений;

    · оплата труда специального персонала;

    · постоянный риск порчи, хищения.

    Наличие запасов — это расходы. Однако отсутствие запасов — это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:

    · потери от простоя производства;

    · потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;

    · потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам.

    Несмотря на то, что содержание запасов сопряжено с определенными затратами, предприниматели вынуждены их создавать, так как отсутствие запасов может привести к еще большей потери прибыли.

    Японцы образно сравнивают запасы с поднявшимся уровнем воды. Плавание становится спокойным, снижается риск, не нужен опытный лоцман, уходят многие проблемы, связанные с управлением судном.

    Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.

    2. Необходимость создания материальных запасов

    Перечислим основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы.

    Возможность колебания спроса (непредсказуемое снижение интенсивности выходного материального потока). Спрос на товар подвержен колебаниям, которые не всегда можно точно предугадать. Поэтому, если не иметь достаточного страхового запаса, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, т.е. предприниматель рискует остаться без товара на прилавках и отпустить клиента с деньгами и без покупки. рынок материальный спрос расход

    Сезонные колебания спроса некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства. Например, урожай картофеля в России убирается в начале осени. Потоки же этого корнеплода идут по товаропроводящим цепям круглый год. Следовательно, где-то должен накапливаться запас.

    Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов (некоторые наши соотечественники хранят дома сравнительно большие запасы продовольствия именно по этой причине).

    Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создает запас с целью получения прибыли за счет изменения рыночной цены.

    Снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа. Процесс оформления и доставки каждого нового заказа сопровождается рядом издержек:

    · издержки административного характера, связанные с поиском поставщика, проведением переговоров с ним, командировками, междугородными переговорами и т.п.;

    Читайте также:  Способы удаления кисты верхнечелюстной пазухи

    · издержки на транспортировку заказа.

    Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.

    Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился торговый процесс, что особенно важно для товаров, играющих значимую роль в формировании прибыли предприятия торговли.

    В производстве незапланированная остановка процессов наиболее опасна для предприятий с непрерывным циклом производства.

    Снижение издержек, связанных с производством единицы изделия. Можно выпускать изделия малыми партиями, по мере возникновения спроса. Тогда запасы будут небольшими, однако постоянные переналадки производства лягут бременем на себестоимость единицы изделия. Другой путь — выпустить одну большую партию и держать готовый продукт в запасе. В этом случае расходы, связанные с запуском изделия в производство, распределяется на большое количество изделий, что может снизить себестоимость единицы даже при возросшем запасе.

    Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве.

    В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.

    Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно одним из следующих способов:

    · произвести заказанный товар;

    · закупить заказанный товар;

    · выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.

    Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность немедленного удовлетворения заказа может оказаться решающей в борьбе за потребителя.

    Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке производственного процесса. Особенно это важно для предприятий с непрерывным процессом производства, так как в этом случае остановка производства может обойтись слишком дорого.

    Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов позволяет снизить требования к степени согласованности производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие издержки на организацию управления этими процессами.

    Перечисленные причины свидетельствуют о том, что предприниматели, как в торговле, так и в промышленности, вынуждены создавать запасы, так как в противном случае увеличиваются издержки обращения, т.е. уменьшается прибыль.

    Следует отметить, что в большинстве перечисленных случаев вместо запасов можно создавать логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же производственные или торговые результаты. Например, если срок оформления и доставки заказа магазина сократить с трех дней до трех часов, то на случай непредвиденно большого покупательского спроса потребуется гораздо меньший страховой запас.

    Логистическая организация процессов позволяет без повышения уровня запасов снизить издержки, связанные с производством единицы изделия, свести к минимуму простои производства из-за отсутствия запасных частей, а также выполняет ряд других функций запасов.

    3. Планирование материальных ресурсов

    Известно, что выпуск продукции напрямую связан с тем, насколько хорошо и ритмично предприятие снабжается сырьем или комплектующими, насколько рационально используются складские площади, и, наконец, насколько ее выпуск связан с заказами клиентов или потребностью рынка. Изменение оптимального соотношения любой из этих составляющих влечет за собой те или иные проблемы. Перебои с поставками сырья влекут за собой простои в выпуске продукции, поступление большего, чем необходимо, количества материалов может повлечь за собой необоснованные потери.

    Именно с целью оптимального управления производством от поставки сырья и комплектующих до удовлетворения запросов конечных потребителей были сформулированы принципы управления материальными запасами предприятия. Эти принципы легли в основу метода или концепции MRP (Material Requirement Planning) — «Планирование материальных ресурсов»: производственная деятельность описывается как поток взаимосвязанных заказов;

    · при выполнении заказов учитываются ограничения ресурсов;

    · обеспечивается минимизация производственных циклов и запасов;

    · заказы снабжения и производства формируются на основе заказов реализации и производственных графиков;

    · движение заказов «увязывается» с экономическими показателями;

    · выполнение заказа завершается к тому моменту, когда он необходим.

    Метод планирования материальных ресурсов декларирует какие процессы учета и управления должны быть реализованы на предприятии, в какой последовательности они должны выполняться, содержит конкретные рекомендации о том, как они должны выполняться, то есть алгоритмы.

    Кроме того, развитие вычислительных средств и их доступность привели к появлению на Западе автоматизированных систем, реализующих этот метод управления.

    На рисунке 1 показаны процессы, которые должны быть реализованы при использовании такого подхода к управлению предприятием.

    Читайте также:  Лонгидаза способ применения уколы

    Метод планирования материальных ресурсов включает в себя составление проектов заказов на закупку и/или внутреннее производство необходимых материалов-комплектующих. Другими словами, его применение позволяет оптимизировать план поставок комплектующих, тем самым уменьшая затраты на производство и повышая его эффективность.

    В дальнейшем метод «Планирование материальных ресурсов» был дополнен положением о формировании производственной программы в масштабах всего предприятия и контроля ее выполнения на уровне подразделений. Появился метод или концепция MRP II (Manufacturing Ressurs Planning) — «Планирование ресурсов предприятия». Основная суть этого метода сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю.

    В последние годы сочетание планирования материальных и финансовых ресурсов предприятия привело к появлению метода ERP (Enterprise Resource Planning) — «Расширенное планирование ресурсов». Суть его состоит в получении результатов производственного и сбытового планирования в денежном выражении, а процессы управления предприятием направлены на оптимизацию бизнес-процессов, идущих внутри предприятия: приём заказов, планирование производства, поставки, само производство, доставка и администрирование.

    За последние годы (25 лет) методы управления «Планирование материальных ресурсов» (MRP), «Планирование ресурсов предприятия» (MRP II) и «Расширенное планирование ресурсов» (ERP) стали практически общепризнанным мировыми стандартами, используемым предприятиями для организации эффективного управления.

    На рисунке 2 показаны процессы, реализующиеся при использовании метода «Расширенное планирование ресурсов» (ERP) в управлении предприятием.

    Метод планирования материальных ресурсов включает в себя составление проектов заказов на закупку и/или внутреннее производство необходимых материалов-комплектующих. Другими словами, его применение позволяет оптимизировать план поставок комплектующих, тем самым уменьшая затраты на производство и повышая его эффективность.

    Одним из следующих шагов в развитии методов управления стал подход CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) — «Планирование ресурсов в зависимости от потребностей рынка». При его реализации планирование деятельности предприятия осуществляется не от возможности предприятия производить товары или услуги, а от потребностей рынка в них. В процесс управления предприятием явно включается маркетинг. Таким образом, этот метод позволяет интегрировать взаимоотношения «потребитель — предприятие» с внутренними бизнес-процессами предприятия.

    Если первые три из перечисленных выше методов дают ответ на вопрос как организовать производство чего-либо с минимальными издержками и позволяют оценить эффективность управления по степени использования ресурсов, вовлеченных в производство, то последний метод позволяет решить задачу, что должно быть произведено для увеличения сбыта и оценивать эффективность управления уже по степени стабильности, устойчивости, надежности занятой предприятием позиции на рынке.

    5. Инструменты управления

    Для многих российских предприятий актуальными являются вопросы: как создать (организовать) саму систему управления и какую информационную систему выбрать для автоматизации управления?

    Все выше перечисленные методы дают ответ на первый вопрос, причем их действенность, что очень важно, проверена временем. Вероятность изобрести что-либо оригинальное, «с учетом российской специфики», скорее всего приведет к потере времени и денег. По мере все более глубокого вхождения России в цивилизованный рынок, российским предприятиям имеет смысл максимально быстрыми темпами перенимать лучший мировой опыт, при этом не забывая и о своем собственном, и внедрять передовые технологии и системы.

    Идея плановой экономики, присущая СССР, была не так уж и плоха. Однако, вмешательство государства в дела предприятий на слишком низком уровне не может быть эффективным в рыночных условиях. После распада Союза наметился крен в совершенно другую сторону: было забыто какое бы-то ни было планирование. Предпринимались и попытки создания автоматизированных систем управления предприятием, но опять в глобальном масштабе — создание АСУ экономикой вцелом, что приводило к появлению громоздких и плохо работающих программ.

    Большинство современных автоматизированных систем управления предприятием в той или иной степени реализуют принципы описанных выше методов.

    Некоторые отечественные и западные системы управления предприятием, представленные на российском рынке приведены в Табл.1.

    (*) — в указанных системах методы «Планирование ресурсов предприятия» (MRP II) и «Расширенное планирование ресурсов» (ERP) не реализованы или реализованы не в полном объеме.

    О реализации на программном уровне метода «Планирование ресурсов в зависимости от потребностей рынка» (CSRP) авторам не известно.

    Все системы автоматизации управления различаются по функциональным возможностям, стоимости и срокам внедрения. Однако, любая из них является лишь средством, инструментом, помогающим автоматизировать процесс управления предприятием. Эффективность использования каждой из них зависит, в первую очередь, от того, насколько хорошо на предприятии поставлены сами процессы учета, планирования и управления. И здесь неоценимую пользу может принести привлечение внешних консультантов.

    6. Планирование МТО участка по производству распашных ставен на 2004г.

    Производство распашных ставен — одно из направлений деятельности моей фирмы.

    Основываясь на данных по основным позициям за 2003г. МТО участка распашных ставен оценивалось в размере 640000 руб. Учитывая предполагаемый рост объема продаж (

    20%) и рост цен, можно запланировать объемы закупок основных позиций, приведенных в табл.2.

    Источник

  • Оцените статью
    Разные способы