Травоядные и хищные
Систематика ряда животных ( хищные, травоядные,
насекомоядные, грызуны ) основана на способе их питания.
Хищники не могут обойтись без мяса, и это ставит их в
зависимость от их пищи.
Пищевой базой хищников являются травоядные.
Травоядные, напротив, не способны к перевариванию мяса.
Поэтому они лишены клыков, мешающих перетирать растения.
Травоядные — потенциальные жертвы хищников.
Тип пищеварения животных прямиком влияет на физическое
устройство их тела, а также формирует их психологический
портрет, особый только им присущий способ поведения.
В целях коллективной самозащиты травоядные сбиваются в стада.
Хищники охотятся в одиночку, или стаей.
Больших стай в природе не бывает, поскольку такие стаи
неминуемо подорвут свою пищевую базу.
Смерть от голода — судьба большой стаи.
Маленькие стаи и большие стада — вот успешный рецепт
равновесия между хищниками и травоядными в природе.
Могут ли хищники стать травоядными? А травоядные хищниками?
— Безусловно. В принципе «да».
Но — для трудной трансформации — потребуется большое время.
Медведи, к примеру, формально относимые к хищникам,
способны переваривать зерна и молодую зелень.
На крайнем севере, они облигатные хищники, выживающие за
счет мяса, но, чем дальше на юг, тем в большей степени они
травоядные.
Медведь — особый тип хищника, способный «в перспективе»
перейти на облигатное питание растениями.
То же самое можно сказать и о мышах ( основной корм — зерно ).
В условиях голодовки и скученности, мыши друг друга кушают, и
без ущерба для пищеварения успешно переваривают друг друга.
И мыши тоже, как и медведи, в принципе способны к быстрому
изменению своей пищеварительной сущности.
Грызуны-мыши «в потенции живота своего» — почти готовые хищники,
просто дуреющие от процесса употребления в пищу любого
насекомого.
К группе всеядных животных, способных усваивать любой из
материалов библейской пищевой пирамиды ( кроме Бога ) следует
отнести и человека.
— Т.е., нас с вами.
Человек — существо универсальное, всеядное.
В разные времена проблема обеспечения людей пищей решалась
по-разному.
Антропологи утверждают, что однажды мы стали охотниками,
иначе говоря «хищниками».
Выходит так, что, пройдя стадию «обезьян — собирателей»
( обезьяны всеядны ), люди переключились на мясную
диету , а позже ( сегодня ) снова стали всеядными.
Теории этой не достает созидательной последовательности
божьей воли.
Точнее было бы говорить о естественном процессе, разделившем
людей на группы «мясоедов» и «вегетарианцев».
«Собирание растений» и «собирание животных» — разные виды
специализации.
Речь идет — о земледелии и животноводстве.
Размножившись, и успешно подорвав естественные ресурсы,
люди столкнулись с необходимостью приручения природы.
Выбор способа дальнейшего пропитания был и прост и труден,
одновременно.
Приватизированный дикий баран превратился в цивилизованную
овцу. Овцы — те же самые травоядные, пищевой ресурс для
хищников, еда, за которой не нужно охотиться.
Засеянное человеком поле пшеницы — те же дикие злаки
( «стадо растений» ), за которыми людям далеко ходить —
не надо. Все свое ( прирученное ) — рядом.
Скотоводы -кочевники оккупировали степь, будучи не в
силах выжить в лесу.
Земледельцы осели в поймах рек ( там, где — вода ): в
глубине леса.
Внутривидовая географическая изоляция — первое условие для
разделения единого вида на разные биологические виды.
Тема эпохального антагонизма степи и леса уже — не в моде.
Где тот — лес? И где — степь?
. Люди поселились в городах, но граница между лесом и степью
пролегла между ними.
. Еще в давней шумерской легенде «Эмеш и Энтен» речь идет о трудном
споре между земледельцем и скотоводом, разрешенном при
вмешательстве бога (!) Энлиля в пользу крестьянина.
Исход спора выглядит очевидным.
Процветание ВСЕХ ( без — исключения ) ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
было обеспечено трудом людей — землеробов.
Характер экономического базиса не мог не отразиться в
конституции государств древности.
Крестьянин — как атлант — держит на своих плечах пирамиду
социума. Мысль эта — языческая, косная, но до зарождения
идеи человеческой богоизбранности — уже рукой подать.
Миф «Эмеш и Энтен»- рядовая иллюстрация пищевой пирамиды, в
основе которой находятся растения. Травы — а не звери.
Грядущий раскол цивилизации лишь обозначен фабулой мифа.
С течением времени конфликт этот обострится, перейдя в конце-
концов в стадию идеологических крайностей.
. Учение Будды немало строк посвящает теме вегетарианства.
Способ поддержания жизни в человеческом организме
исключительно за счет «мяса растений» в буддизме обретает
характер философии.
Запрет на поедание животных отменяет традицию всеядности
человека, подчинив практику мясоедства идее морального
запрета на убийство всякого живого существа.
Воистину — нет пределов нашему совершенству.
Очередным этапом на пути избавления человечества от пищи
мог бы стать еще более -радикальный проект: запрет на
поедание растений.
Действительно, разве ОНИ — не живые?
Разве мы не УБИВАЕМ их с целью наполнения желудков?
Выход, наверное, есть: нужно построить миллион предприятий,
синтезирующих искусственную пищу .
. И истребить всю природу — разом. Их — вонью.
Все — так, и — не так.
Все — не так, как надо.
А — как надо?
. Древнейшая традиция ритуального убийства, именуемая
«жертвоприношением», ничего загадочного ( только — задача
воспитания детей ), в себе не таит.
Смысл умертвления зверя ( с последующим поеданием его тела )
тождествен самому действу.
Всеядный ребенок, согласно неукоснительному закону его
родителей-хищников, навсегда обязан усвоить простую мысль:
он — тоже хищник.
Так приучают к охоте своих детенышей животные: делай — как
я.
. По стечению исторических обстоятельств «сердцем»
неувядающей традиции жертвоприношения является Ближний
Восток, родина ислама и иудаизма.
В библейском переложении Шумерского сюжета на современный
лад ( история Авеля и Каина ) главная мысль легенды
«Эмеш и Энтен» перевернута вверх-ногами:
Бог просто не способен принять жертву, приносимую ему
земледельцем Каином ( зерна хлеба ), от зерен его тошнит.
Задобрить Бога можно лишь запахом жаренной плоти.
Конфликт между травоядными и хищниками в библейском варианте
доведен до своего крайнего предела: хищник не может стать
существом травоядным. Более того: травоядные — враги
хищников ( Каин убивает Авеля ). Мовою Украины — «цэ вжэ —
занадто».
Травоядные кормят мясоедов своим телом.
Замкнутый цикл жизни, круговорот природы — та «круглая мысль»,
которая определяет языческую ментальность, отделяя ее от
пирамиды мирового единобожия.
Даже уподобив «пирамиду» природному знаку Марса ( стрела ),
мы не имеем возможности отказаться от знака Венеры ( круг ).
. И что бы там ни рекло священное писание, конец света —
программа дурацкая.
Затрахать природу до смерти андрогенной стрелой у нас все-
равно не получится.
Зато — какой эффектный способ самоубийства!
Источник
Способ питания животных травоядные хищные всеядные
Пищей являются растения – их листья, побеги, плоды, семена, корни и т.д.
Особенностью устройства ротового аппарата является преобладание резцов и коренных зубов (для млекопитающих) или роговых пластин, приспособленных для перетирания растительной пищи. Клопы, тли, цикады обладают колюще-сосущим ротовыми аппаратами – этим обеспечивается питание соками растений. Развиваются дополнительные отделы желудочно-кишечного тракта – слепая кишка, рубец и т.д., формируется симбиоз с бактериями, перерабатывающими клетчатку. Для травоядных млекопитающих характерно относительное развитие периферического зрения. Сравнительно с хищными млекопитающими, у травоядных скелет и мускулатура более грубые и менее координационно развиты, вместе с этим, однако, повышается выносливость.
У некоторых животных развиваются узкоспецифические предпочтения – например, питание листьями и побегами лишь одного вида растения (коала – эвкалипт).
Пищей в этом случае являются другие животные.
Развиваются различные орудия нападения и удержания жертвы: особенности ротового аппарата, в том числе устройство зубов и челюстей – преимущественное развитие получают клыки (для млекопитающих), вытянутая пасть (крокодилы), с несколькими рядами зубов направленными вовнутрь (акула); когти (кошачьи, хищные птицы). Для хищных млекопитающих характерно относительное снижение периферического зрения за счет увеличения его остроты. Для многих хищников характерен засадный метод охоты – выжидание жертвы и относительно короткий бросок – необходимы высокая скорость, точная координация, но это происходит в общем случае за счет снижения выносливости; развиваются различные виды покровительственной (маскирующей) окраски.
Своеобразный метод охоты мы встречаем у представителя иглокожих – морской звезды – она наползает на мидию, выворачивает желудок, оплетая им мидию, дожидается открытия створок и впрыскивает пищеварительные ферменты внутрь раковины.
Дятлы, которых можно отнести к насекомоядным, питаются личинками насекомых, живущими под корой деревьев. Приспособлением к этому служит массивный прочный клюв и особенное устройство лап и хвоста, позволяющих удерживаться на вертикальном стволе дерева.
Трупоеды – питаются остатками организмов.
Падальщики – питаются мертвыми животными. Птицы падальщиков (грифы) обладают длинными шеями, практически лишенными оперенья, млекопитающие падальщики обладают узкими мордами. Для них характерно хорошее обоняние. К падальщикам можно отнести крабов. Личинки мух питаются мертвыми органическими остатками животных и растений. Жуки навозники, питаются экскрементами содержащими большое количество органических остатков.
Паразиты – питаются соками, тканями или пищей своего хозяина.
Адаптации к паразитизму: высокая плодовитость, органы прикрепления (например присоски у паразитических червей), покровы, не переваривающиеся в теле хозяина, особенности ротового аппарата (например, колюще-сосущий), способность переживать неблагоприятные условия среды (образование цист, устойчивые яйца и капсулы с личинками, инкапсуляция в теле хозяина)
Паразитизм близок к хищничеству, однако в отличие от настоящего хищника паразит не убивает хозяина сразу. Обычно он использует живого хозяина как место своего временного или постоянного проживания. Паразитов подразделяют на две основные категории: микропаразиты и макропаразиты.
К микропаразитам относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина (вирусы, бактерии, простейшие). Микропаразиты растут в теле хозяина, но, размножаясь, образуют особые формы, которые покидают одного хозяина, чтобы заселить другого.
К макропаразитам животных относятся круглые и ленточные черви (главные макропаразиты животных), вши, блохи, клещи, грибы.
В основном паразитами являются животные, стоящие относительно низко на систематической лестнице: типы Плоские и круглые черви, Членистоногие: Паукообразные (клещи), Насекомые (блохи, клопы, двукрылые (комары, москиты, мошки, слепни), вши), Ракообразные. Круглоротые (миксина).
Симбионты – организмы, живущие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества.
Классические примеры симбиоза — сожительство рака – отшельника и актинии, зеленой гидры с одноклеточными водорослями.
Форму симбиоза приобретают взаимоотношения при питании муравьев сахаристыми выделениями гусениц бабочки – голубянки. Муравьи защищают этих гусениц от хищников и паразитов, а гусеницы перед окукливанием зарываются в муравейник. Аналогичные отношения отмечаются у многих муравьев и тли: муравьи защищают тлю от врагов, а сами питаются их выделениями.
В животном мире пример наиболее совершенного симбиоза дают термиты, пищеварительный тракт которых служит приютом для жгутиковых или бактерий. Благодаря симбиозу, термиты в состоянии переварить древесину, а микроорганизмы получают убежище, вне которого они существовать не способны. Или взаимоотношения воловьих птиц и носорогов. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигналом об опасности.
Всеядные – питание пищей как растительного, так и животного происхождения.
Для таких животных характерен наименее специализированный ротовой аппарат. В общем случае имеются черты свойственные и для хищников, и для травоядных. К всеядным животным можно отнести медведей, крыс, некоторых приматов, сверчков. Из пресмыкающихся это то агамы, синеязыкие сцинки, дневные гекконы и некоторые другие рептилии. Жабы, лягушки-рогатки и многие ящерицы не откажутся от мышонка подходящего размера. К этой группе относится и человек
Источник
Презентация на тему: Травоядные, хищные и всеядные животные
Травоядные, хищные и всеядные животные Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №9 г. Бугульма РТ Филиппова С.А.
Травоядные или растительноядные – это животные , которые питаются растениями. Таких животных очень много . Это, например, овцы, коровы, козы, лошади, жирафы, слоны, многие виды микроскопических одноклеточных организмов.
Травоядные животные, поедая растения, преобразуют пищу в питательные вещества, необходимые для их жизни. Такие травоядные, как верблюд, могут переваривать даже твёрдые горькие колючки, а кролики вынуждены съедать свою пищу дважды – иначе она не может быть переварена. Также два раза съедают свою пищу овцы, коровы, гиппопотамы, жирафы и другие животные.
Природа позаботилась об этих жвачных травоядных: они могут наполнять желудок на пастбище, а затем, спрятавшись от хищников в безопасном месте, спокойно продолжить переваривание, пережёвывая растения второй раз.
Хищные животные питаются другими животными. В природе устроено так, что цепь питания животных не должна прерываться. Хищные животные не могут убить всех травоядных, иначе без пищи хищники погибнут. Соотношение между хищными и травоядными животными поддерживается природой на протяжении миллионов лет.
Всеядные животные питаются и растениями, и другими животными. В эту группу входят совершенно непохожие друг на друга животные. К ним относятся, к примеру, бурый медведь, свинья, еж, барсук, енотовидная собака, белка, кабан, серая крыса, мышь, крыса, серая ворона и многие другие. Все они характеризуются смешанным типом питания и поэтому называются термином «всеядные животные».
Важную роль в природе выполняют животные – санитары – гиены, лисы, вороны, чайки, поморники, муравьи . Они съедают остатки умерших животных, завершая цепь питания: растения дают пищу травоядным, которые являются питанием хищников, а те в свою очередь становятся пищей животных – санитаров.
Источник