- Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты
- Урок 14. Биология 5 класс. Бактерии. Грибы. Растения ФГОС
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты»
- Конспект урока на тему «Плесневые грибы» 5 класс
Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты
Урок 14. Биология 5 класс. Бактерии. Грибы. Растения ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты»
На прошлом уроке вы познакомились со съедобными и ядовитыми грибами. Вы узнали, как грибы размножаются, развиваются и растут.
Иногда грибы растут колониями, образуя стройные ряды в форме дуг и полукружей их называют «ведьмины кольца». Вероятно, раньше считали, что здесь без нечистой силы не обошлось. А в общем-то это объясняется просто: от споры грибница начинает расти равномерно во все стороны. Средняя часть грибницы, истощив землю, погибает. Рост ее продолжается по краям, образуя форму круга.
Плесени ― по сравнению со шляпочными грибами, совершенно невзрачны на вид. Человек ведет с ними постоянный бой. И все-таки избавится от них невероятно трудно. Ежегодно плесень вместе с бактериями губят значительное количество собранного урожая фруктов и овощей.
Поселяясь на продуктах, плесени разлагают их делая опасными для жизни человека. Употреблять в пищу такие продукты нельзя.
Что же такое плесень? Плесени — это микроскопические грибы. По способу питания они сапрофиты, то есть питаются уже готовыми органическими веществами. Это самые разнообразные продукты животного и растительного происхождения.
Пожалуй, наиболее часто встречается плесневый гриб мукор, или как его ещё называют белая головчатая плесень. Этот гриб вы наверняка видели. Он появляется на хлебе, который уже полежал в теплом влажном месте.
В процессе развития мукора на нитях грибницы появляются головки. Их называют ― спорангиями, так как они наполнены миллионами спор. Головки созревают, лопаются, и споры вылетают. А попав в благоприятные условия споры прорастают в грибницу.
Способность плесневых грибов к размножению удивительна. Вот, к примеру, пилоболус ― гриб пушка.
Он растет на конском навозе. Посмотрим, как спороносит гриб. Головки пилоболуса обладают интересной особенностью. Они чутко реагируют на свет. И в момент созревания спор выбрасываются на ближайшие предметы.
Споры плесневых грибов обитают повсюду. Это можно проверить. Если стерильную чашку Петри с питательной средой оставить открытую в помещении всего на несколько мгновений, на ее поверхность вместе с пылью и микробами осядут споры плесневых грибов. Закроем чашку и оставим ее на несколько дней. Из спор начинает развиваться грибница. Для этого спорам нужно тепло, влага и питательная среда.
Если устранить эти условия, то и плесени не будет. Поэтому лучшая защита продуктов от плесени — это пониженная температура и отсутствие излишней влажности.
Изучая плесени, ученые обнаружили интересное явление. Поселяясь на продуктах питания вместе с бактериями, плесни вырабатывают вещества, подавляющие развитие бактерий. Эту особенность плесневых грибов люди используют в борьбе с бактериями.
Плесень ― гриб пеницилл. На него было обращено внимание биологов.
Если посмотреть на гриб под микроскопом, то можно увидеть на концах нитей грибницы целые кисти спор. Споры у пеницилла расположены не в головках, как у мукора, а на концах нитей грибницы в мелких кисточках.
Проведем небольшой опыт. Снимем крышки с двух чашек Петри. На их питательную среду из воздуха попадут бактерии. В одну из чашек положим кусочки пеницилла. Через несколько дней проверим. Смотрите, сразу видно: там, где не было пеницилла хорошо растут бактерии. А в этой… вокруг грибницы пеницилла чистая среда… бактерий нет. Видимо, какое-то вещество в среде убило поселившиеся рядом с грибом бактерии. Это подавляющее вещество рядом с грибницей ― получило название пенициллин.
Пенициллин ― это антимикробный препарат, который приводит к гибели бактерий. Так продукт невзрачного плесневого гриба стал могучим лекарством.
А знаете ли вы, что те самые дрожжи, которые используют для приготовления пирогов, блинов, хлеба, тоже грибы?
Дрожжевые грибы ― бесцветные одноклеточные организмы. Как видите, они не очень похожи на грибницу плесневых грибов. Но и здесь в каждой клетке ядро. Значит, дрожжи не бактерии, а грибы, у которых только нет грибницы.
Вспомните: бактерии не имеют оформленного ядра и их наследственный материал располагается прямо в цитоплазме.
Многие дрожжевые грибы размножаются почкованием. Что это значит?
Процесс почкования состоит в том, что на клетке появляется бугорок (иногда их несколько), который постепенно увеличивается в размерах. Этот бугорок называют почкой.
По мере роста почки между ней и материнской клеткой образуется перетяжка, благодаря которой и молодая клетка может отделиться. Но чаще всего молодая клетка не отделяется от материнской, а остается на ней. Почкующиеся клетки обычно образуют не одну, а несколько почек.
Было замечено что дрожжи наиболее интенсивно размножаются в сахарном растворе. При этом происходит процесс выделения углекислого газа, который вспучивает тесто, делая его пористым. Вот почему для хлеба пирогов, блинов используют дрожжи.
Ирландия, 1847 год. Страну постиг страшный голод. Погибли посевы картофеля. Голод свел в могилу миллионы ирландцев, питающихся исключительно картофелем. А два миллиона заставил иммигрировать за океан. Что же произошло в Ирландии?
На картофельные поля напал гриб. Его назвали картофельным грибом или фитофторой, что означает «пожиратель растений». Этот гриб поражает листья картофеля и проникает в клубни. Особенно быстро фитофтора развивается в сырое дождливое время. Гриб фитофтора зимует в слабо пораженных клубнях. Попав с ними весной в почву выходит на больных побегах картофеля.
Борьба с этим опасным грибом-паразитом ведется по-разному. Ученые даже вывели сорт картофеля, устойчивый к грибу фитофторе.
Грибы-паразиты не щадят и посадок фруктовых деревьев. Пятна на листьях и плодах, трещины на поверхности груш и яблок ─ все это работа грибов возбудитей порши.
Паразитируют грибы и на злаковых растениях. Вы видите на колосе темный нарост. Он образовался вместо зерна. Эти колосья поразил гриб спорынья. Такой рожок попадая вместе с зерном в муку, вызывает заболевания людей. Болезнь называется «злые корчи». Рожок спорыньи состоит из плотно сплетённых нитей грибницы.
Стеблёвая и бурая ржавчина ─ наиболее распространенное заболевание пшеницы, ржи и других злаков. Ржавчина обильно спороносит и заражает отдельные растения. Грибница ржавчины поедает листья и стебли злаков угнетая растение, и не дает ему нормально развиваться. В результате колос не развивается и гибнет.
А вот дикорастущее растение пырей, оно устойчиво к ржавчине. То есть ржавчина никого вреда ему принести не может. Ученые использовали эту особенность и искусственно вывели пшенично-пырейный гибрид, который не боится ржавчины.
Опасный паразит злаков ─ гриб, который вызывает пыльную головню.
Разные виды этого гриба могут поражать хлебные злаки: пшеницу, ячмень, кукурузу и др.
Черная пыль на колосьях — это споры гриба. Споры паразита переносятся на завязь цветка злака. Здесь споры прорастают. Их грибницы внедряются в зародыш семени. Грибница проникает в проростки зерновых растений и растет внутри стебля, питаясь его соками. А затем вместо зерен образуется множество черных зерен гриба.
Грибы-паразиты растут и в лесу. Например, грибы трутовики. Их споры проникают в дерево через трещины, раны, появляющиеся в коре при поломке ветвей.
Если положить зрелый трутовик на белую бумагу, то через какое-то время можно увидеть там споры. Миллиарды их находятся в трубочках гриба. Трубочки трутовика нарастали в течение нескольких лет.
Поселяясь на ветвях и стволах деревьев и питаясь содержимым их клеток, многие трутовики губят деревья.
Когда дерево погибает, грибница трутовика продолжает жить на мёртвой древесине, разрушая ее.
Источник
Конспект урока на тему «Плесневые грибы» 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мигулинская средняя общеобразовательная школа
Конспект урока по биологии
на тему «Плесневые грибы»
Урок биологии в 5 классе по теме:
«Плесневые грибы и дрожжи»
(Программа Пасечника В.В.)
Подготовила: Ландина Т. Г. учитель биологии
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения мукора, пеницилла
— выяснить особенности строения, размножения и условия жизни плесневых
грибов и дрожжей,
— развивать умение готовить микропрепараты и наблюдать их под
— показать значение и использование этих организмов в народном хозяйстве и
Оборудование: микроскопы, лупы, препаровальные наборы, стекла,
плесневые грибы, медиапроектор, цифровой микроскоп, ноутбуки.
ЦОРы: презентация «Плесневые грибы и дрожжи», флеш-анимация «Мукор»
Организационный момент. Приветствие учителя.
Ребята, с какими организмами мы познакомились на прошлых уроках? ( Бактерии и грибы и, их строение, питание, размножение и роль в природе).
Просмотрите записи в тетрадях.
УЭ – 1 Цель: проверить уровень знаний о шляпочных грибах.
— Выполните тест. (5-7 минут)
1. Как размножаются грибы?
а) семенами; б) почкованием; в)спорами; г)простым делением
2. Чем питаются грибы?
а) готовыми органическими веществами б) образуют на свету органические вещества.
3. Из чего состоит плодовое тело шляпочного гриба?
а) из волокон; б) из гиф; в) из ситовидных труб; г) из сосудов
4. Как называется часть шляпочного гриба, находящаяся в почве? а) пенек; б) корни; в) мицелий;
5. Какую часть шляпочного гриба человек использует в пищу? а) плодовое тело; б) мицелий в) споры
6. Чем отличаются трубчатые грибы от пластинчатых?
а) у трубчатых грибов пенек имеет трубчатое строение;
б) у трубчатых грибов трубочки на нижней стороне шляпки больше развиты, чем пластинки; в) у трубчатых грибов споры созревают в трубочках на нижней стороне шляпки
7. Как называется сожительство грибов с корнями деревьев?
а) паразитизмом б) симбиозом в) фотосинтезом
8. Как питаются шляпочные грибы?
а) органические вещества всасываются вместе с водой и минеральными веществами из почвы.
б) Органические вещества всасываются из корней деревьев.
в) Часть органических веществ всасывается вместе с водой и минеральными веществами из почвы, а часть из корней деревьев.
9. Что называют микоризой или грибокорнем? (полный ответ)
2. Изучение новой темы
Проблемный вопрос (1-2мин)
Ребята, какое на прошлом уроке вам было дано задание?
(Понаблюдать, что произойдет с хлебом или булочкой, если они несколько дней пролежат в пластиковом пакете в теплом и влажном месте.) Что же вы наблюдали? Что образуется на хлебе? ( Плесень )
Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии ? ( Нет, бактерии микроскопически малы. ) Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни) Тогда это наверное животные? (Нет, животные могут активно двигаться)
Значит к какому же царству они относятся? ( К царству Грибы)
А мы такие грибы уже изучали? ( Нет )
Тогда сформулируйте тему урока ( Плесневые грибы и дрожжи )
УЭ – 2 Тема «Плесневые грибы»
Интегрирующая цель: в результате овладения содержанием модуля вы будете иметь представление об особенностях строения плесневых грибов и дрожжей, их значении и использовании в народном хозяйстве и медицине; продолжите развивать умение готовить микропрепараты и оформлять лабораторные работы;
В процессе учебной работы над заданием вы должны;
Выяснить строение и размножение плесневого гриба мукор, особенности строения пеницилла, дрожжей
объяснить значение плесневых грибов и дрожжей в природе и их применение человеком.
Цель: получить информацию о плесневых грибах. (3-5 мин)
Внимательно прочитайте, пункт мукор и пеницилл§ 15 ст.78-79 и просмотрите флеш-анимацию «Мукор».
Ответьте на вопросы:
1. Какой организм поселяется на хлебе в теплом и влажном месте? А на фруктах?
2. В чем особенность строения грибницы мукора? пеницилла?
Как они размножаются?
УЭ – 3 Цель: изучить строение мукора на микропрепарате. (10 мин)
Задание: Внимательно прослушайте инструктаж учителя
Лабораторная работа «Плесневый гриб мукор»
Цель: изучить строение мукора на микропрепарате. (10 мин) сравните увиденное вами с фото на презентации.
Рассмотрите внешнее строение строение гриба с помощью лупы, найдите все части тела гриба.
Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Определите, есть ли в нитях поперечные перегородки.
Выполните задание. Отметьте грибницу, спорангиеносцы и спорангии со спорами.
Обсудите результаты работы и сформулируйте вывод
Проблемное задание: этот гриб спас мир от нашествия болезнетворных бактерий. Как вы думаете о каком грибе пойдет речь?
Отметьте грибницу, спорангиеносцы, спорангии со спорами у ….
2. Отметьте его особенности.
Цель: получить информацию о дрожжевых грибках, изучить их строение.
1. Внимательно прочитайте пункт параграфа 15 «Дрожжи».
2. Выполните лабораторную работу «Строение дрожжей» на с.80 учебника. Сравни увиденное с фото на презентации.
3. Выполните задание №54 в рабочей тетради (с. 34)
4.Обсудите результаты работы.
УЭ – 4 Задание № 1 Определите виды известных вам плесневых грибов.
Выделите их особеннности.
Задание №2 Выделите сходство и различия плесневых грибов пеницилла и мукора. Отметьте особенности строение мицелия и спороносцев. Сравните строение плесневых грибов и дрожжей.
№3 Какое значение в природе и для человека имеют плесневые грибы?
№4 Для чего человек разводит дрожжи?
4. Подведение итогов урока.
1.Прочитайте цель урока
2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Что нового узнали о грибах?
3.Оцените свою работу на уроке:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно вы работали на уроке:
Выполнил все УЭ на 4 и 5 – можешь выполнить творческое задание.
Иногда испытывал затруднения в работе и допускал ошибки – составь план § 15.
Творческое задание (на выбор)
1) Вырастить зеленую плесень. Сфотографировать все этапы ее развития и оформить в виде презентации (можно с помощью взрослых).
2)Подготовить сообщение об открытии пенициллина.
3) Придумать загадки о плесени, дрожжах, пенициллине.
Источник