Способ питания клеточная стенка пластиды грибов

Содержание
  1. Способ питания клеточная стенка пластиды грибов
  2. Сравнение строения животных, растительных, грибных и бактериальных клеток
  3. Бактериальная клетка
  4. Клетка грибов
  5. Растительная клетка
  6. Клетки животных
  7. Таблица. Сходства и различия в строении клеток животных, растений, грибов и бактерий
  8. Что общего и какие различия между клетками растений, грибов, бактерий и животных?
  9. Основные отличия животных от растений и грибов. особенности питания животных
  10. Сходство грибов и животных
  11. Отличия растений, животных и грибов
  12. 38 тестов по теме
  13. Чем можно объяснить сходство растительной, животной и грибной клеток и различия между ними? онлайн решения задач, домашния работа
  14. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов
  15. Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов
  16. Различия клеток животных и растений
  17. Некоторые функции вакуолей у растений
  18. Особенности строения клеток грибов
  19. При­зна­ки жи­вот­ных кле­ток
  20. При­зна­ки рас­ти­тель­ной клет­ки
  21. Осо­бые при­зна­ки гри­бов
  22. Микориза
  23. Хищные грибы
  24. Особенности строения клеток грибов, животных и растений

Способ питания клеточная стенка пластиды грибов

Тема: Особенности строения растительной, животной, грибной и бактериальных клеток

Цель работы: рассмотреть с помощью микроскопа клеточное строение различных организмов, выявить планы строения клеток бактерий, растений, животных, грибов.

Оборудование: растение элодея, подбитые дрожжи, препараты животной ткани (лучше эпителиальной), микроскопы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, стаканы с водой, стеклянная палочка.

Краткий теоретический материал.

Вам уже известно, что все живые организмы на Земле, за исключением вирусов, имеют клеточное строение. В 1838 – 1839 гг. немецкие биологи М. Шлейден и Т. Шванн обобщили знания о клетке и сформировали основные положения клеточной теории, сущность которой заключается в том, что все организмы состоят из клеток. В 1859 г. Р. Вирхов описал процесс деления клетки и сформировал одно из важнейших положений клеточной теории: Всякая клетка происходит из другой клетки. Открытие российским ученым К. Бэром в 1826г. яйцеклеток млекопитающих привело к выводу, что клетка лежит в основе развития многоклеточных организмов. На основании этих открытий была сформирована клеточная теория. Все известные одноклеточные и многоклеточные организмы, делят на прокариот и эукариот. У прокариот в клетках нет оформленного ядра, а у эукариот ядро есть. Прокариотические клетки свойственны древним одноклеточным организмам (бактерии, цианобактерии, архебактерии). Эукариотические клетки свойственны и одноклеточным, и различным многоклеточным организмам (растения, грибы, животные, человек). Клетки прокариот отличаются очень малыми размерами и простейшим строением: они имеют неподвижную цитоплазму, клеточную мембрану и клеточную стенку. Цитоплазма содержит немного мелких рибосом и различные включения в виде гранул липидов и других веществ. Молекула ДНК у прокариот имеет кольцевую структуру и размещается непосредственно в цитоплазме. Клетки эукариот являются очень сложными единицами живой природы и характеризуются большим структурно- функциональным разнообразием. При этом форма клеток часто зависит от выполняемых ими функций. Однако общий план строения всех клеток эукариот обладает принципиальным сходством. В клетках эукариот присутствуют хорошо оформленное ядро, отграниченное от цитоплазмы оболочкой из двух мембран; хромосомы с длинными скрученными нитями ДНК; полный набор различных органоидов. Тщательное исследование клеток прокариот показало, что по строению они сходны с некоторыми органоидами эукариотических клеток.

1. Внимательно изучите расположенный выше теоретический материал; с помощью его и учебника заполните таблицу: Сравнительная характеристика прокариот и эукариот

2. Выполните следующую лабораторную работу:

а) Приготовьте препарат листа элодеи. Положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным. Рассмотрите препарат под малым увеличением. Выделите одну клетку, рассмотрите её под большим увеличением. Какие органоиды клетки вы видите под микроскопом? Зарисуйте растительную клетку и подпишите название видимых органоидов.

б) Рассмотрите готовый препарат клеток эпителиальной ткани под малым увеличением. Выделите одну клетку и рассмотрите её под большим увеличением. Какие органоиды вы видите? Зарисуйте животную клетку и подпишите названия видимых органоидов.

в) Чистой спичкой или зубочисткой снимите немного налета у самой поверхности десен, поместите его на предметное стекло в каплю воды, смешайте с водой, накройте покровным стеклом и рассмотрите препарат при малом и большом увеличении. Найдите и зарисуйте бактерии различной формы подпишите их названия.

г) Приготовьте препарат клеток дрожжей. На предметное стекло палочкой нанесите каплю раствора подбитых дрожжей, закройте его покровным стеклом, рассмотрите при малом и большом увеличении, зарисуйте строение грибной клетки , подпишите названия видимых органоидов.

д) Сравните растительную, животную, бактериальную, грибную клетки, выделите сходства и отличия. Какие выводы можно сделать на основании этого сравнения. Оформите в виде таблицы.

Источник

Сравнение строения животных, растительных, грибных и бактериальных клеток

Клетка – основная функциональная и структурная единица жизни. Она играет жизненно важную роль во всех биологических процессах и включает мембраносвязанные органеллы, которые участвуют в различных специализированных индивидуальных функциях, чтобы поддерживать жизнь и активность клетки.

Впервые клетку заметил и открыл английский натурфилософ Роберт Гук в 1665 году. Слово «клетка» происходит от латинского языка, что означает «маленькая комната».

На основании наличия ядра и других мембраносвязанных клеточных органелл клетки живых организмов классифицируются на прокариотические и эукариотические.

Бактериальная клетка

Бактерии – это одноклеточные живые организмы, имеющие прокариотические клетки, так как у них отсутствует несколько мембраносвязанных органелл и ядро.

Согласно теории эволюции, бактерии были самыми первыми организмами, которые появились на Земле, и поэтому они считается одной из древнейших форм жизни на планете.

Клетка грибов

Клетки грибов – это эукариотические клетки, похожие на растительные и животные клетки тем, что у них есть ядро, клеточная мембрана, цитоплазма и митохондрии. Как и клетки растений, клетки грибов имеют жесткую клеточную стенку, но не из целлюлозы, а из хитина.

Растительная клетка

Растительные клетки – это эукариотические клетки, которые отличаются от клеток животных по нескольким фундаментальным факторам. Подобно животной клетке, растительная клетка включает ядро ​​и другие мембраносвязанные клеточные органеллы.

Клетки животных

Клетки животных – это эукариотические клетки, которые содержат мембраносвязанное ядро. В отличии от растительных клеток, у животных отсутствуют клеточная стенка, пластиды и некоторые другие органеллы.

Таблица. Сходства и различия в строении клеток животных, растений, грибов и бактерий

Некоторые ключевые отличия между клетками животных, растений, грибов и бактерий перечислены таблице ниже.

Источник

Что общего и какие различия между клетками растений, грибов, бактерий и животных?

Основные отличия животных от растений и грибов. особенности питания животных

Вспомните строение клетки. Какие признаки присущи представителям растений и грибов? Какие организмы относят к прокариот и эукариот? Какой тип питания называют автотрофним и гетеротрофним? Какие движения свойственны растениям?

Вы помните из курса биологии 6 класса, в зависимости от особенностей строения клетки (в частности, от наличия в ней ядра) все организмы делят на прокариот и эукариот.

Животные вместе с растениями и грибами является еукаріотами. Все эукариоты состоят из клеток, имеющих ядра и различные органеллы (вспомните какие).

У всех этих организмов подобно сохраняется и передается потомкам наследственная информация.

ЧЕМ ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ?

Итак, общие признаки, свойственные животным, растениям и грибам, – это клеточное строение, питание, дыхание, раздражимость, движение, рост, развитие и размножение. Какие же признаки отличают эти организмы?

На рисунке 4 изображен клетки растения, гриба и животные. В клетках животных, так же как и растений, и грибов, есть ядро (одно или несколько) и органеллы, которые обеспечивают различные процессы жизнедеятельности клетки. Одни из них участвуют в создании веществ, необходимых клетке, другие – обеспечивают транспорт по ней различных веществ.

Вы уже знаете, что клетки растений и грибов, кроме тонкой клеточной мембраны, имеют еще плотную клеточную оболочку. Она обеспечивает постоянную форму клетки. В состав клеточной оболочки этих организмов входят углеводы. У растений – это в основном целлюлоза, у грибов – также хитин.

У клеток животных снаружи от мембраны расположена лишь тонкая упругая оболочка – гликокаликс, не способна поддерживать постоянную форму клетки. Гликокаликс образован из молекул углеводов, которые могут соединяться с молекулами белков и липидов (рис. 5).

Он участвует в транспорте различных веществ в клетку и из клетки наружу, а также в восприятии различных раздражителей внешнего от клетки среды.

Рис. 4. Схема строения клеток растения (А), гриба (Б) и животные (В): 1 – клеточная оболочка; 2 – клеточная мембрана; 3 – цитоплазма; 4 – ядро; 5 – хлоропласт: 6 – митохондрия; 7 – вакуоля с клеточным соком

Рис. 5. А. Схема строения клеточной мембраны (1) галікокалікса (2). Бы. Фото глікокалікса (3), сделанное с помощью электронного микроскопа

Из-за отсутствия плотной клеточной оболочки определенные группы животных клеток способны образовывать непостоянные выросты – ложные ножки, или псевдоподії.

Вспомните, с помощью ложных ножек амеба протей передвигается и захватывает частицы пищи. Клетки крови человека и позвоночных животных – лейкоциты – благодаря ненастоящим ножкам обезвреживают болезнетворные микроорганизмы, осуществляя защитную функцию.

Процесс захвата твердых частиц клеткой называется фагоцитоз.

Фагоцитоз свойствен лишь клеткам животных и некоторым грибовидным организмам, чьи клетки также не имеют плотной клеточной оболочки. Клетки растений, настоящих грибов и прокариот, которые имеют плотную клеточную оболочку, могут впитывать только растворы различных веществ.

В цитоплазме клеток животных, так же как и в клетках грибов, откладывается запасной углевод гликоген, тогда как в клетках растений – крахмал.

В клетке многоячеечной животные нет пластид (хлоропластов, хромопластів и лейкопластів) и вакуолей с клеточным соком.

Отсутствие хлоропластов свидетельствует о том, что, в отличие от растений, животные не могут сами производить органические вещества из неорганических. Они являются гетеротрофами, то есть питаются готовыми органическими веществами.

(Вспомните, гетеротрофний тип питания свойственен также грибам и некоторым растениях-паразитах. Приведите примеры растений-паразитов).

Гетеротрофы (от греч. гетерос – другой и трофос – питание) – это организмы, которые потребляют готовые органические вещества: прочие организмы, их остатки или продукты их жизнедеятельности.

Много животных получают питательные вещества непосредственно от растений. Это растительноядные виды. Есть животные, которые питаются отмершими остатками растений и животных. Это сапротрофи (вспомните из курса биологии б класса грибы-сапротрофи). Есть и животные-хищники.

Они получают органические вещества, охотясь на других животных. Упоминали мы и о паразитах, которые питаются органическими веществами животных, человека или растений, в организме (в организме) которых обитают.

Животных, которые потребляют и растительную, и животную пищу, называют всеядными (рис. 6).

Большинство животных способна активно двигаться и передвигаться. Зато грибам и большинства растений (за исключением некоторых водорослей) присущ преимущественно прикрепленный образ жизни. У растений можно наблюдать только движения отдельных частей тела, например ростове.

Мая. 6. 1. Лось – рослиноїдна животное. 2. Жук-навозник – сапротроф. 3. Волк – хищник. 4. Медведь – всеядное животное

Движения животных могут быть разнообразными. Так, моллюски, черви, змеи ползают. Собаки, волки, лошади бегают, развивая значительную скорость. Крылья обеспечивают полет птиц, летучих мышей и многих насекомых.

Рыбы, дельфины плавают. Даже те немногочисленные представители животных, ведущих прикрепленный образ жизни (например, коралловые полипы), способные двигать частями своего тела (щупальцами и тому подобное) (рис. 7).

Растение постоянно растет, рост животных обычно имеет пределы. У многоклеточных животных, как и у высших растений, клетки могут формировать ткани. Вспомните, у высших растений формируются образующие, покровные, основные и проводящие ткани.

Они состоят из клеток определенного строения, между которыми могут быть промежутки-міжклітинники. В тканей животных нет міжклітинників, а промежутки между клетками могут быть заполнены межклеточным веществом. Ткани у животных разнообразнее, чем у растений.

Только животные имеют мышечную и нервную ткани.

Читайте также:  Построение линии пересечения поверхностей осуществляется способом вспомогательных

У большинства животных органы объединяются в системы органов (дыхательную, пищеварительную, кровеносную и другие), которых нет у растений и грибов.

Исключительной особенностью животных является то, что в процессе исторического развития в них появилась нервная система и различные типы органов чувств. Благодаря им животные могут четко воспринимать разнообразные раздражители окружающей среды и быстро на них реагировать.

Это, в свою очередь, дает им возможность эффективно приспосабливаться к изменениям, которые происходят в окружающей среде.

У животных по сравнению с растениями или грибами, совершенная регуляция жизненных функций: ее обеспечивают не только специальные вещества, но и нервная система.

Какие ткани характерны для животных и какую функцию они выполняют? Об этом вы узнаете из следующего параграфа.

Рис. 7. Кораллы шевелят щупальцами для улавливание добычи

Биологический словарик: гликокаликс, фагоцитоз.

Животных отличает от растений и грибов: отсутствие плотной клеточной оболочки, вакуолей с клеточным соком: поверхность клеток животных укрывает тонкий эластичный слой углеводов, соединенных с белками и липидами, – гликокаликс; все многоклеточные животные – гетеротрофы; их клетки не имеют хлоропластов и поэтому не способны к фотосинтезу.

Животные – преимущественно подвижные организмы. Они быстро реагируют на раздражитель» окружающей среды.

ПРОВЕРЬТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

1. Из каких компонентов состоит клетка? 2. Что общего и отличного в строении клеток животных, растений и грибов? 3. Какие признаки строения процессов жизнедеятельности присущи только животным?

ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ

Какие основные отличия животных от растений и грибов? Ответ оформите в виде таблицы.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ И НАХОДЧИВЫХ

1. Некоторые растения тоже активно реагируют на раздражение. Например, мимоза застенчивая составляет листочки в ответ на прикосновение; росянка, непентес «охотятся» на мелких насекомых. Почему эти организмы не относят к животным? 2. Приведите примеры, когда растения проявляют признаки животных или животные – растений.

Сходство грибов и животных

    спираль днка практически не имеет различий . десять процентов отличают растение от человека.. а между животным и человеком вообще в единицы процентов есть различия..

Наряду с этими специфическими особенностями грибы имеют признаки сходства и с животными, и с растениями.

С животными их объединяет прежде всего гетеротрофность, грибы играют огромную роль в разложении отмерших органических остатков.

Как и у животных, один из продуктов обмена веществ у грибов – мочевина, а основное вещество запаса – гликоген, а не крахмал, как у растений.

Сходство с растениями состоит в наличии у грибов углеводной оболочки, однако ее скелетные компоненты чаще всего представлены не целлюлозой, а хитином.

Вегетативное тело гриба, как и растение, неподвижно, только специализированные клетки – зооспоры и гаметы – движутся с помощью жгутиков. Грибы способны к неограниченному росту и ветвлению, что приводит к увеличению общей поверхности. Это очень важно, так как питание грибов, как и растений, происходит путем абсорбции веществ.

От растений грибы отличаются, в первую очередь, отсутствием фотосинтетического аппарата, наличием хитиновой клеточной стенки, образование мочевины в процессе метаболизма, животный путь синтеза аминокислот, запасания гликогена т.п.; от животных – преобладанием осмотрофного типа питания над фаготрофним, размножением посредством спор и наличием клеточных стенок.

2) Тип питания – Гетеротрофный.

3) Запасной углевод – Гликоген.

4) Клеточная стенка состоит из хитина.

5) В обмене веществ есть мочевина.

Источник: Гугл в помощь!

1)они способны питаться только готовыми органическими веществами

2)они растут в течение всей своей жизни

3)в их клетках содержатся вакуоли с клеточным соком

4)в их клеточных стенках грибов о покровах тел членистоногих содержится хитин

5)в их клетках отсутствуют специальные органоиды- хлоропласты

6)они размножаются спорами

выбрать три правильных ответа

  1. Один Три Пять
  2. согласна с Ансаром

Отличия растений, животных и грибов

38 тестов по теме

49. Грибы отличаются от растений тем, что

А) имеют клеточное строение

Б) неспособны к активному передвижению

В) неспособны к фотосинтезу

Г) растут в течение всей жизни

82. Растительную клетку можно узнать по наличию в ней

Б) плазматической мембраны

Г) эндоплазматической сети

95. Почему водоросли относят к царству растений

А) в их клетках происходит дыхание

Б) в их клетках происходит фотостинтез

В) они размножаются

Г) они имеют клеточное строение

137. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями

А) использование солнечной энергии при фотосинтезе

Б) неограниченный рост в течение всей жизни

В) синтез органических веществ из неорганических

Г) выделение кислорода в атмосферу

245. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов

473. Организмы с гетеротрофным способом питания, которые не могут передвигаться, относятся к царству

531. Какие особенности жизнедеятельности грибов сближают их с растениями

А) минерализация органических веществ

Б) неограниченный рост в течение всей жизни

В) синтез органических веществ из неорганических

Г) использование в пище готовых органических веществ

534. Для животных, в отличие от растений, характерно

А) клеточное строение

Б) гетеротрофное питание

В) бесполое и половое размножение

Г) дыхание кислородом воздуха

548. Большую часть зрелой растительной клетки занимают

610. Грибы, в отличие от растений,

А) не имеют хлоропластов и не способны к фотосинтезу

Б) не имеют митохондрий и не способны к аэробному дыханию

В) размножаются только бесполым путем

Г) имеют клеточное строение и мембранные органоиды

632. В чём проявляется сходство грибов с многоклеточными животными

А) всасывают питательные вещества всей поверхностью тела

Б) питаются готовыми органическими веществами

В) являются автотрофами по способу питания

Г) имеют неограниченный рост

741. Клетки растений в отличие от клеток животных содержат

Г) эндоплазматическую сеть

776. В растительных клетках в отличие от животных происходит

Б) биосинтез белка

Г) синтез липидов

838. В чем проявляется сходство в жизнедеятельности грибов и животных

А) всасывание минеральных веществ поверхностью гиф

Б) питание готовыми органическими веществами

В) неподвижный образ жизни и расселение при помощи спор

Г) рост в течение жизни

971. Признак, характерный для царства животных,

А) дыхание атмосферным кислородом

Б) бесполое размножение

Г) питание готовыми органическими веществами

1033. Растительная клетка в отличие от животной имеет

А) плазматическую мембрану

Б) аппарат Гольджи

1084. К запасным питательным веществам у грибов относят

1125. Организмы, клетки которых имеют хлоропласты, относят к царству

1162. Готовыми органическими веществами питаются

1165. Как животные, так и растительные клетки имеют

Б) вакуоли с клеточным соком

Г) оболочку из клетчатки

1280. Клетки животных, в отличие от клеток растений, не имеют

А) клеточной мембраны и цитоплазмы

Б) митохондрий и рибосом

В) оформленного ядра и ядрышка

Г) пластид, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки

1339. Эукариоты с автотрофным способом питания относятся к царству

1343. Способ питания большинства животных

1344. Какие организмы синтезируют органические вещества из неорганических с использованием энергии света

Б) все простейшие

1432. Чем отличаются грибы от растений

А) имеют клеточное строение

Б) поглощают из почвы воду и минеральные соли

В) бывают как одноклеточными, так и многоклеточными

Г) не содержат в клетках хлоропластов и хлорофилла

1434. Клетки гриба, в отличие от клеток животных, имеют

А) оболочку из хитиноподобного вещества

Г) аппарат Гольджи

1438. В царство растений объединяют организмы, способные создавать органические вещества из неорганических с использованием энергии

1441. В процессе жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они

А) поглощают из воздуха

Б) всасывают из почвы

В) получают от других организмов

Г) создают сами в процессе фотосинтеза

1621. Укажите признак, характерный только для царства растений

А) имеют клеточное строение

Б) дышат, питаются, растут, размножаются

В) имеют фотосинтезирующую ткань

Г) питаются готовыми органическими веществами

1726. Выберите неверное утверждение

А) Грибы состоят из клеток

Б) Грибы, как и растения, растут в течение всей жизни

В) Грибы, как и животные, питаются готовыми органическими веществами

Г) В клетках грибов имеются пластиды, в которых накапливаются питательные вещества

1732. В клетках растений, в отличие от клеток человека, животных, грибов происходит

1737. В жизни каких организмов большую роль играют хлоропласты

А) клубеньковых бактерий

Б) шляпочных грибов

В) одноклеточных растений

Г) беспозвоночных животных

1792. В клетках грибов, как и в клетках животных, отсутствуют

А) лейкопласты и хлоропласты

Б) оболочки из хитина

В) плазматические мембраны

Г) митохондрии и рибосомы

1848. Грибы, в отличие от многоклеточных животных

А) имеют органы и ткани

Б) не имеют клеточного строения

В) характеризуются ограниченным ростом

Г) характеризуются неограниченным ростом

1860. Грибы отличаются от растений тем, что они

А) растут в течение всей жизни

Б) содержат митохондрии в клетках

В) по способу питания – гетеротрофные организмы

Г) поглощают из почвы воду и минеральные соли

2035. Животные в отличие от растений

А) размножаются только половым путем

Б) паразитируют в других организмах

В) запасают в клетках гликоген

Г) создают органические вещества из неорганических

2347. Какой признак у грибов и растений является сходным?А) наличие хитина в клеточной стенке

Б) автотрофное питание

В) неограниченный рост

Г) наличие плодового тела

2405. Сходство грибов и растений проявляется в

А) наличии в клетках хлоропластов и молекул хлорофилла

Б) гетеротрофном способе питания

В) автотрофном способе питания

Г) неограниченном росте и относительной неподвижности

Ответы на тесты можно посмотреть в разделе «ЕГЭ»

Чем можно объяснить сходство растительной, животной и грибной клеток и различия между ними? онлайн решения задач, домашния работа

Все три основные группы организмов – животные, растения и грибы – являются эукариотами . Однако строение их клеток неодинаково. Эти различия наряду с особенностями питания легли в основу деления надцарства эукариот на три царства.

Животная клетка не имеет плотной клеточной стенки. В ней отсутствуют вакуоли , характерные для растений и некоторых грибов. В качестве резервного энергетического вещества обычно накапливается полисахарид гликоген .

Большинство клеток растений и грибов, подобно клеткам прокариот , окружено твердой клеточной оболочкой, или стенкой. Однако химический их состав различен.

В то время как основой стенки растительной клетки является полисахарид целлюлоза , грибная клетка окружена стенкой, в значительной части состоящей из азотсодержащего полимера хитина.

Клетки растений всегда содержат пластиды , в то время как у животных и грибов пластид нет. Резервным веществом у большинства растений служит полисахарид крахмал , а у основной массы грибов, как и у животных, – гликоген.

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов

Мы живём среди растений. Нас окружают деревья, кустарники, травы. Растительный мир богат и разнообразен.

Познакомимся с внутренним строением растений. Если посмотреть на срез арбуза то можно заметить множество шарообразных пузырьков – это клетки.

У арбуза они очень крупные и видны в лупу.

Читайте также:  Способы подачи информации дерево

Если посмотреть на клетки в микроскоп. То мы можем увидеть клеточную стенку, ядро, вакуоль и цитоплазму.

Растительная клетка имеет те же структурные основные компоненты, что клетка животных.

Ядро, митохондрии, эндоплазматическую сеть с рибосомами, аппарат Гольджи.

Но есть органеллы характерные только для растительной клетки: вакуоли и пластиды.

Вакуо́ль— это одномембранный органоид, который занимает до 80-90 % объёма клетки, заполненный клеточным соком.

Клеточный сок представляет собой слабокислый водный раствор различных органических и неорганических веществ в плодах лимона клеточный сок имеет сильнокислую реакцию. По химическому составу и консистенции клеточный сок существенно отличается от протопласта.

Растительные вакуоли часто служат местом концентрации разнообразных вторичных метаболитов: флавоноидов, антоцианов, таннидов и алкалоидов.

Функции вакуолей многообразны. Они формируют внутреннюю водную среду клетки, осуществляя регуляцию водно-солевого обмена.

Поддерживают тургорное гидростатическое давление внутриклеточной жидкости в клетке, сохраняя её форму.

Так же вакуоли накапливают запасные вещества и конечные продукты метаболизма клетки.

Некоторые животные клетки так же содержат вакуоли, однако они отличаются от растительных и своими небольшими размерами, и функциями.

Например, пищеварительные вакуоли представлены пузырьками в цитоплазме клетки, в которых происходит внутриклеточное пищеварение у простейших.

Сократительные вакуоли представлены мембранными органоидами, которые осуществляют выброс излишков жидкости из цитоплазмы. Они распространены в первую очередь среди пресноводных протистов.

Пластиды характерны только для растительных клеток. Важнейшие из них зелёные хлоропласты, содержащие пигмент хлорофилл.

При помощи хлорофилла используя солнечную энергию зелёные растения превращают углекислый газ и воду в органические соединения. Процесс этот называется фотосинтез.

У высших растений имеется целый набор других пластид.

Например, томат имеет красный цвет потому что в его клетках содержаться красные пластиды − хромопласты.

А теперь понаблюдаем за процессами в живой клетке.

Если взять лист злодеи, положить его в каплю воды на предметное стекло, то в микроскоп можно заметить, как движутся пластиды с током цитоплазмы.

Движение цитоплазмы свойство всех живых клеток.

Если подсушить препарат под лампой и посмотреть на лист ещё раз, можно увидеть что вода испарилась, движения пластид не наблюдается, цитоплазма сжалась.

Если на препарат снова добавить каплю воды, можно увидеть, что цитоплазма набухает и снова начинает двигаться. Клетки оживают.

Это значит без воды они существовать не могут.

Клетки обладают свойством пропускать внутри воду и нужные ей для питания и дыхания вещества из окружающей среды и соседних клеток. А цитоплазма разносить их по клетке.

Ещё одна особенность растительной клетки − поверх плазматической мембраны.

Она окружена жёсткой оболочкой состоящей в основном из целлюлозы.

Целлюлоза — это сложный углевод. Его присутствие в тканях растений обусловливает их механическую прочность и эластичность.

Молекулы целлюлозы имеют нитевидную структуру, соединены между собой посредством водородных связей, они образуют пучок, который состоит из 60 молекул. Самая чистая форма целлюлозы – это волоски семян хлопчатника.

Из-за то, что растительная клетка имеет клеточную стенку её деление и деление животной клетки отличаются.

Деление животной клетки происходит путём образования поперечной перетяжки, которая состоит из белковых актиновых и миозиновых филаментов.

Деление растительной клетки происходит путём образования клеточной пластинки –перегородки.

Деление начинается с перемещения мелких ограниченных мембраной пузырьков из аппарата Гольджи по направлению к экваториальной плоскости клетки. Здесь пузырьки сливаются, образуя дисковидную, окружённую мембраной структуру — раннюю клеточную пластинку. Где концентрируются короткие микротрубочки.

За счёт этого продолжается рост клеточной пластинки вплоть до её окончательного слияния с мембраной материнской клетки. После окончательного разделения дочерних клеток в клеточной пластинке откладываются микрофибриллы целлюлозы, которые завершают образование жёсткой клеточной стенки. Так клетка окончательно делится на две.

Главное отличие между растительными и животными клетками заключается в способе питания.

Клетки растений, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, то есть сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света в процессе фотосинтеза.

Клетки животных – являются гетеротрофами. Источником углерода для синтеза собственных органических веществ для них являются органические вещества, поступающие с пищей. Пищевые вещества также служат источником энергии.

Исключениями являются зелёные жгутиконосцы, которые на свету способны к фотосинтезу, а в темноте питаются готовыми органическими веществами.

Запасным питательным веществом растительных клеток является крахмал. Он синтезируется в хлоропластах, под действием света при фотосинтезе.

По химическому составу крахмал неоднороден и представляет собой смесь нескольких полисахаридов.

А у животных клеток запасным питательным веществом является гликоген. Это полисахарид, образованный остатками глюкозы. Является основной формой хранения глюкозы в животных клетках. При недостатке в организме глюкозы гликоген под действием ферментов расщепляется до глюкозы, которая поступает в кровь.

Изучим строение клетки гриба.

Каждая клетка имеет в составе ядро ─ округлое, с двойной мембраной. Расположено в центральной части или у клеточной оболочки.

Цитоплазма включает различные органоиды. Эндоплазматическую сеть. В отличие от клеток растений, у грибов она плохо развита.

Кристы митохондрий более сплющенные. Комплекс Гольджи.

Вакуоли – неотъемлемая часть клетки. Они отделены от протопласта мембраной. В данной органелле хранятся запасные питательные вещества.

Также эти вещества могут свободно размещаться в цитоплазме.

Например, как гликоген-запасное питательное вещество грибов, может находиться в виде гранул.

Клеточная стенка может меняться, когда за одной фазой роста следует другая.

Основной структурный элемент клеточной стенки — это хитин.

Хитин — это природное соединение из группы азотсодержащих полисахаридов.

Выполняет защитную и опорную функции, обеспечивая жёсткость клеток. Содержится в основном в экзоскелете (внешняя часть скелета) раков, крабов, насекомых. Также присутствует в клетках грибов.

В человеческом организме хитин необходим для формирования волос и ногтей, а у птиц – оперения.

Чистый хитин более хрупкий, чем в сочетании с другими веществами. Экзоскелеты насекомых, например, это комбинация хитина и белков.

Раковины ракообразных, как правило, состоят из хитина и карбоната кальция.

Именно благодаря уникальной химической структуре грибы были выделены в отдельное царство.

Интересно, что у каждого царства клеточная стенка образована разными веществами. У растений – целлюлозой, у животных клеточная стенка вообще отсутствует, у грибов – хитином, у бактерий пептидогликаном (муреином).

Грибы по размерам и строению очень разнообразны и условно подразделяются на низшие и высшие.

Низшие грибы наиболее примитивны. Например, группа одноклеточных грибов –дрожжей. Они не имеют мицелия, так как обитают в жидких богатых органическими веществами средах.

Основу тела высших грибов составляет мицелий (грибница) — это система тонких ветвящихся нитей — гиф. Гифы не имеют истинного клеточного строения. Их протоплазма либо совсем не разделена, либо разделяется поперечными перегородками.

Толщина гиф от 1 до 10, реже до 20 мкм, и рассмотреть их можно только под микроскопом.

У грибов после деления ядра перегородка между разделившимися клетками может сформироваться позднее, что приводит к образованию многоядерных клеток.

Характерной особенностью ядер клеток грибов является их свойство перемещаться из одной клетки в другую.

Мицелий грибов – это один из важнейших отличительных признаков. Он осуществляет все жизненно важные функции грибного организма: питание, рост, развитие и размножение.

Запасным питательным веществом в клетках грибов, как и у животных является углевод гликоген. Грибы, как и растения, неподвижны, их плодовые тела растут на протяжении всей жизни.

Грибы лишены способности к фотосинтезу и поэтому являются гетеротрофами, то есть питаются не самостоятельно производимыми продуктами, а готовыми органическими веществами.

Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов

О сход­стве эу­ка­ри­о­ти­че­ских кле­ток сви­де­тель­ству­ет целый ряд общих при­зна­ков:

1. Общий план стро­е­ния клет­ки (на­ли­чие кле­точ­ной мем­бра­ны, ци­то­плаз­мы и ядра с ор­га­нел­ла­ми).

2. Прин­ци­пи­аль­ное сход­ство про­цес­сов об­ме­на ве­ществ и энер­гии в клет­ке.

3. Ко­ди­ро­ва­ние на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции при по­мо­щи нук­ле­и­но­вых кис­лот.

4. Един­ство хи­ми­че­ско­го со­ста­ва кле­ток.

5. Сход­ные про­цес­сы де­ле­ния кле­ток.

Различия клеток животных и растений

На ри­сун­ке 1 пред­став­ле­на таб­ли­ца «Раз­ли­чия кле­ток рас­те­ний и жи­вот­ных».

Рис. 1. Раз­ли­чие кле­ток рас­те­ний и жи­вот­ных

Глав­ное от­ли­чие между клет­ка­ми царств жи­вот­ных и рас­те­ний за­клю­ча­ет­ся в их спо­со­бе пи­та­ния.

Клет­ки рас­те­ний яв­ля­ют­ся ав­то­тро­фа­ми, то есть они син­те­зи­ру­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из неор­га­ни­че­ских за счет энер­гии сол­неч­но­го света в про­цес­се фо­то­син­те­за.

Клет­ки жи­вот­ных яв­ля­ют­ся ге­те­ро­тро­фа­ми, то есть ис­точ­ни­ком уг­ле­ро­да для них слу­жат ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, по­сту­па­ю­щие вме­сте с пищей; эти же ве­ще­ства слу­жат и ис­точ­ни­ком энер­гии.

Для обес­пе­че­ния фо­то­син­те­за в клет­ках рас­те­ний со­дер­жат­ся пла­сти­ды, на­при­мер хло­ро­пла­сты, в ко­то­рых со­дер­жит­ся ос­нов­ной пиг­мент фо­то­син­те­за – хло­ро­филл.

В клет­ках жи­вот­ных пла­стид нет, од­на­ко су­ще­ству­ют ис­клю­че­ния, на­при­мер рас­ти­тель­ные жгу­ти­ко­нос­цы, к ко­то­рым от­но­сит­ся эв­гле­на зе­ле­ная.

В тем­но­те она пи­та­ет­ся го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми (как жи­вот­ное), а на свету она спо­соб­на к фо­то­син­те­зу.

По­сколь­ку клет­ки рас­те­ний по-раз­но­му син­те­зи­ру­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, то и за­пас­ной уг­ле­вод у них тоже раз­лич­ный. У рас­те­ний на­кап­ли­ва­ет­ся в клет­ках крах­мал, а у жи­вот­ных от­кла­ды­ва­ет­ся гли­ко­ген.

Для рас­ти­тель­ной клет­ки ха­рак­тер­но на­ли­чие кле­точ­ной стен­ки, со­сто­я­щей из цел­лю­ло­зы и пек­ти­но­вых ве­ществ. Кле­точ­ная стен­ка при­да­ет клет­кам рас­те­ний ме­ха­ни­че­скую проч­ность и опору.

Боль­шую часть рас­ти­тель­ной клет­ки за­ни­ма­ет ва­ку­оль, в ко­то­рой со­дер­жит­ся жид­кость.

Ва­ку­о­ли в рас­ти­тель­ной клет­ке хра­нят ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, в них со­дер­жат­ся гид­ро­ли­ти­че­ские фер­мен­ты (вы­пол­ня­ют функ­цию ли­зо­сом), также они участ­ву­ют в ре­гу­ля­ции рН клет­ки и в них про­ис­хо­дит изо­ли­ро­ва­ние и обез­вре­жи­ва­ние ток­си­че­ских ве­ществ.

В жи­вот­ной клет­ке могут со­дер­жать­ся неболь­шие ва­ку­о­ли, ко­то­рые вы­пол­ня­ют пи­ще­ва­ри­тель­ную и со­кра­ти­тель­ную функ­цию. Стро­е­ние ва­ку­о­ли в жи­вот­ной клет­ке от­ли­ча­ет­ся от рас­ти­тель­ной.

В жи­вот­ной клет­ке, в от­ли­чие от рас­ти­тель­ной, на­хо­дят­ся цен­три­о­ли.

Так как рас­ти­тель­ная клет­ка имеет кле­точ­ную стен­ку, ко­то­рая за­щи­ща­ет ее со­дер­жи­мое и обес­пе­чи­ва­ет по­сто­ян­ную форму, то она де­лит­ся с об­ра­зо­ва­ни­ем пе­ре­го­род­ки. Жи­вот­ная клет­ка де­лит­ся с об­ра­зо­ва­ни­ем пе­ре­тяж­ки, так как не имеет кле­точ­ной стен­ки.

Некоторые функции вакуолей у растений

Ва­ку­о­ли – это огра­ни­чен­ные мем­бра­ной участ­ки клет­ки, за­пол­нен­ные жид­ко­стью. Мем­бра­на, ко­то­рая огра­ни­чи­ва­ет ва­ку­оль от ци­то­плаз­мы, носит на­зва­ние то­но­пласт. Она яв­ля­ет­ся оди­нар­ной мем­бра­ной.

Мо­ло­дая рас­ти­тель­ная клет­ка, как пра­ви­ло, имеет много мел­ких ва­ку­о­лей, ко­то­рые сли­ва­ют­ся в одну боль­шую по мере взрос­ле­ния клет­ки. В зре­лой рас­ти­тель­ной клет­ке ва­ку­оль может за­ни­мать до 90 % ее объ­е­ма. Рост клет­ки про­ис­хо­дит за счет уве­ли­че­ния ва­ку­о­ли – в этом со­сто­ит ос­нов­ная роль ва­ку­о­ли и то­но­пла­ста.

Ос­нов­ной ком­по­нент ва­ку­о­ляр­но­го сока – это вода, все осталь­ные ком­по­нен­ты силь­но ва­рьи­ру­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от типа рас­те­ний и его фи­зио­ло­ги­че­ско­го со­сто­я­ния. В ва­ку­о­лях могут со­дер­жать­ся са­ха­ра, соли, реже белки, ино­гда в них от­кла­ды­ва­ют­ся пиг­мен­ты.

То­но­пласт иг­ра­ет ак­тив­ную роль в транс­пор­те неко­то­рых ионов в ва­ку­о­ли.

Со­дер­жи­мое в ва­ку­о­ли имеет сла­бо­кис­лую, кис­лую и, в ред­ких слу­ча­ях, силь­но­кис­лую (лимон) ре­ак­цию.

Ва­ку­о­ли – это место на­коп­ле­ния про­дук­тов об­ме­на ве­ществ. Ино­гда в них на­кап­ли­ва­ют­ся ядо­ви­тые для че­ло­ве­ка ве­ще­ства (ал­ка­ло­ид ни­ко­ти­на).

Ва­ку­о­ли могут вы­пол­нять функ­цию ли­зо­сом, по­сколь­ку со­дер­жат гид­ро­ли­ти­че­ские фер­мен­ты, ко­то­рые пе­ре­ва­ри­ва­ют ве­ще­ства, по­пав­шие вовнутрь ва­ку­о­ли. Когда клет­ка по­ги­ба­ет, то со­дер­жи­мое ва­ку­о­ли из­ли­ва­ет­ся на­ру­жу и на­чи­на­ет пе­ре­ва­ри­вать клет­ку (про­цесс ав­то­лиз).

Особенности строения клеток грибов

Клет­ки гри­бов со­дер­жат при­зна­ки рас­те­ний и жи­вот­ных. Также они имеют свои спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти.

При­зна­ки жи­вот­ных кле­ток

Клет­ки гри­бов яв­ля­ют­ся ге­те­ро­тро­фа­ми, сле­до­ва­тель­но, у них нет пла­стид и не про­ис­хо­дит про­цесс фо­то­син­те­за. За­пас­ным уг­ле­во­дом у них яв­ля­ет­ся гли­ко­ген.

Читайте также:  Как вычислить более простым способом

Они могут быть са­про­тро­фа­ми (пи­та­ют­ся ор­га­ни­кой мерт­вых су­ществ) или па­ра­зи­та­ми. Среди гри­бов встре­ча­ют­ся сим­бион­ты (см. Рис.

2), ко­то­рые всту­па­ют во вза­и­мо­вы­год­ную связь с дру­ги­ми жи­вы­ми ор­га­низ­ма­ми (с рас­те­ни­я­ми или с ци­анобак­те­ри­я­ми).

Рис. 2. Гри­бы-сим­бион­ты

Среди гри­бов су­ще­ству­ют хищ­ни­ки, об­ра­зу­ю­щие в почве клей­кие петли, в ко­то­рых за­пу­ты­ва­ют­ся мел­кие чер­ви-нема­то­ды (см. Рис. 3). Затем гриб­ни­ца раз­рас­та­ет­ся и про­ни­ка­ет в тело червя, вы­са­сы­вая из него все со­дер­жи­мое.

Рис. 3. Червь-нема­тод в клей­кой петле

При­зна­ки рас­ти­тель­ной клет­ки

С рас­ти­тель­ной клет­кой сход­ство гриб­ной про­яв­ля­ет­ся в на­ли­чии кле­точ­ной стен­ки по­верх плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны, но кле­точ­ная стен­ка гри­бов в ос­нов­ном со­сто­ит из хи­ти­на.

Так же как и рас­те­ния, грибы не спо­соб­ны к ак­тив­но­му дви­же­нию, но спо­соб­ны к неогра­ни­чен­но­му росту.

Раз­мно­же­ние и рас­про­стра­не­ние спо­ра­ми также сбли­жа­ет грибы с рас­те­ни­я­ми.

Осо­бые при­зна­ки гри­бов

Тело гриба об­ра­зо­ва­но ни­те­вид­ны­ми струк­ту­ра­ми в один ряд кле­ток – ги­фа­ми. У неко­то­рых гри­бов пе­ре­го­род­ки между ги­фа­ми утра­чи­ва­ют­ся и воз­ни­ка­ет гриб­ни­ца, со­сто­я­щая из одной ги­гант­ской мно­го­ядер­ной клет­ки. Со­во­куп­ность гиф об­ра­зо­вы­ва­ют ми­це­лий.

Таким об­ра­зом, вы­де­ле­ние гри­бов в от­дель­ное цар­ство, на­счи­ты­ва­ю­щее более ста тысяч видов, обос­но­ван­но.

Микориза

Неко­то­рые грибы иг­ра­ют клю­че­вую роль в ми­не­раль­ном пи­та­нии со­су­ди­стых рас­те­ний.

Всхо­ды мно­гих видов лес­ных де­ре­вьев, вы­ра­щен­ные в сте­риль­ном пи­та­тель­ном рас­тво­ре, а затем пе­ре­не­сен­ные в лу­го­вую почву, будут плохо расти и даже по­ги­бать от недо­стат­ка пищи.

Од­на­ко если до­ба­вить к почве лес­ную почву, со­дер­жа­щую со­от­вет­ству­ю­щие грибы, рост нор­ма­ли­зу­ет­ся. Это обу­слов­ле­но ми­ко­ри­зой («гри­бо­кор­нем»), тес­ным вза­и­мо­вы­год­ным сим­би­о­зом кор­ней и гри­бов.

Ми­ко­ри­за из­вест­на в боль­шин­стве групп со­су­ди­стых рас­те­ний. Всего несколь­ко се­мейств цвет­ко­вых не об­ра­зу­ют ее или об­ра­зу­ют очень редко, на­при­мер кре­сто­цвет­ные и осо­ко­вые.

Мно­гие рас­те­ния могут нор­маль­но раз­ви­вать­ся и без ми­ко­ри­зы при хо­ро­шем обес­пе­че­нии неза­ме­ни­мы­ми эле­мен­та­ми, осо­бен­но фос­фо­ром. Уча­стие ми­ко­ри­зы в пря­мом транс­пор­те фос­фо­ра из почвы в корни до­ка­за­но экс­пе­ри­мен­таль­но.

В свою оче­редь, рас­те­ние снаб­жа­ет сим­био­ти­че­ские грибы уг­ле­во­да­ми.

Одно из наи­бо­лее уди­ви­тель­ных свойств ми­ко­ри­зы – функ­ци­о­ни­ро­ва­ние при опре­де­лен­ных об­сто­я­тель­ствах в ка­че­стве «моста» для пе­ре­но­са про­дук­тов фо­то­син­те­за, фос­фо­ра и, воз­мож­но, дру­гих со­еди­не­ний от од­но­го об­ра­зу­ю­ще­го ее рас­те­ния к дру­го­му.

Хищные грибы

В про­цес­се эво­лю­ции у хищ­ных гри­бов сфор­ми­ро­ва­лись раз­лич­ные при­спо­соб­ле­ния для за­хва­та и пе­ре­ва­ри­ва­ния кро­шеч­ных жи­вот­ных, на­при­мер круг­лых чер­вей нема­тод.

Мик­ро­ско­пи­че­ские пред­ста­ви­те­ли хищ­ных гри­бов из­вест­ны до­ста­точ­но давно, но недав­но было вы­яс­не­но, что неко­то­рые пла­стин­ча­тые грибы, такие как ве­шен­ка, тоже яв­ля­ют­ся хищ­ны­ми гри­ба­ми.

Ве­шен­ка вы­де­ля­ет спе­ци­аль­ное ве­ще­ство, ко­то­рое обез­дви­жи­ва­ет нема­тод, после этого гриб­ни­ца опу­ты­ва­ет червя и внед­ря­ет­ся в него. Затем про­ду­ци­ру­ют­ся фер­мен­ты, ко­то­рые пе­ре­ва­ри­ва­ют тело червя. В даль­ней­шем гриб­ни­цы вы­са­сы­ва­ют со­дер­жи­мое нема­тод.

По­сколь­ку ве­шен­ка оби­та­ет на трух­ля­вой дре­ве­сине, ко­то­рая бедна азо­том, то черви для этого гриба яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ком этого эле­мен­та.

Неко­то­рые мик­ро­ско­пи­че­ские грибы вы­де­ля­ют на по­верх­но­сти гиф клей­кое ве­ще­ство, к ко­то­ро­му при­ли­па­ют мел­кие жи­вот­ные (про­стей­шие, мел­кие на­се­ко­мые). Дру­гие грибы об­ра­зу­ют петли, ко­то­рые за­хва­ты­ваю нема­тод.

Особенности строения клеток грибов, животных и растений

Дата: Класс: 10 урок 21

Особенности строения клеток грибов, животных и растений

продолжить изучение особенностей строения и жизнедеятельности клеток на примере растительной, животной, грибной клеток;

способствовать формированию целостных представлений о живой природе;

– продолжить формирование умений выполнять тестовые задания различного уровня сложности;

– Образовательная: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении и животной и растительной клеток.

– Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.

умений путем организации работы в парах и группах; оценивать и корректировать собственную деятельность; работать с дополнительными источниками информации, развивать умения применять, полученные знания для выполнения заданий повышенной сложности;

I. Организационный момент

Приветствует учеников. Спомощью разрезанных пазлов делит класс на группы. Формулирует цель урока.

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

II. Мотивация к изучению нового материала. Вызвать интерес учащихся к новому материалу.

1. Какие организмы относятся к прокариотам?

2. Какие организмы относятся к эукариотам?

3. Назовите основные функции ядра?

4. Каковы особенности строения ядра в связи с выполняемой функцией?:

5. Что такое хромосомный набор? Все ли клетки организма имеют одинаковый набор хромосом?

6. Какие структуры ядра являются носителями наследственной информации?

Б). Работа по вариантам:

Соотнесите понятия и термины с соответствующим им строением:

Понятие и термины

А) набор хромосом в клетке

Гаплоидный набор хромосом

Б) образована двумя мембранами

В) двойной набор хромосом

Диплоидный набор хромосом

Г) содержимое клеточного ядра

Д) одинарный набор хромосом в клетке

Ж) округлое плотное тельце, погруженное в ядерный сок

З) парные, одинаковые хромосомы

А) Грибы В) Растения С) Бактерии Д) Животные Е) Водоросли

2. У человека в соматических клетках 46 хромосом, а в половых

А) 47 В) 23 С) 20 Д) 22 Е) 46

3. Двумембранный органоид

А) Рибосома В) Центриоль С) Лизосома Д) Ядро Е) ЭПС

А) Цитоплазма В) Ядро С) Хлоропласт Д) Вакуоль Е) Лейкопласт

5. Контролирует процессы в клетке

А) Митохондрии В) Тонопласт С) Ядро Д) Лейкопласт Е) Рибосома

6. Главную роль в размножении клетки играет

А Ядро В ) Клеточный сок С) Цитоплазма Д) Оболочка Е) Вакуоль

7. Заполняет промежутки между структурами ядра

А) Вакуоль В) Хроматин С) Оболочка Д) Рибосома Е) Кариоплазма

8. Представляет собой спирализованные хромосомы

А) кариоплазма В) Хроматин С) Оболочка Д) Рибосома Е) Вакуоль

1 – Б; 2 – Д; 3 – А; 4 – В; 5 – Г; 6 – Е; 7 – З; 8 – Ж.

1 – С; 2 – В; 3 – Д; 4 – В; 5 – С; 6 – А; 7 – Е; 8 – В.
Шкала оценивания:

Более «5» ошибок – «2».

Проявляют интерес к изучаемому материалу.

III. Актуализация знаний.

По методу «Броуновское движение» научить учащихся свободно излагать свои мысли. По методу «Снежный ком» осуществляет усвоение нового материала.

Обсуждение вопросов в:

1)Каковы особенности строения животной клетки?

2) Какие функции выполняют органоиды в животной Почему же растения имеют такие удивительные свойства? Растения имеют клеточное строение. Давайте рассмотрим особенности строения растительной клетки. В чём заключается функции клеточной стенки, вакуолей, пластид.

3.) Каковы особенности строения растительной клетки? ( клеточная стенка, вакуоли, содержащие клеточный сок, и плстиды: Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты).

4) Какие функции выполняют органоиды в растительной клетке?

Объяснить термин: плазмодесмы- (в переводе с греческого вылепленное, оформленное)микроскопические цитоплазматические мостики, соединяющие соседние клетки растений, образуются при делении клеток. На ранних стадиях развития растений объединяют клетки зародыша в единый пласт.клетке? ) Сходство грибной клетки с клетками растений и животных.

Почему грибы объединяют в отдельное царство?

Объяснить термины: мицелий, гифы.

Мицелей( грибница)- вегетативное тело грибов.

Способы питания грибов

привести примеры, показать значение различных групп грибов.

Объяснить термины: микориза- симбиотическое обитание грибов на корнях и в тканях корней высших арстений.

Ведут диалог друг с другом, выполняют творческое задание. Ученики самостоятельно усваивают новую тему. Демонстрируют знания, умения.

). Общие признаки клеток грибов, животных, растений.

К общим признакам живых организмов можно отнести

единство химического состава клеток,

сходство процессов обмена веществ и энергии в клетке,

сходные процессы деления клеток и кодирование информации при помощи нуклеиновых кислот.

Б). Особенности клеток грибов, животных, растений.

Хотя клетки разных эукариот имеют общие черты в строении и жизнедеятельности, клетки грибов, растений, животных заметно различаются. Они возникли в процессе эволюции, в связи с различными условиями существования и легли в основу классификации этих организмов, т.е. отнесения их к определенному царству живой природы.

Работа в группах по заданиям:

Используя материал на страницах 102 – 103 параграфа 20 учебника под редакцией Т.Касымбаевой, приложения № 1 и, рассматривая готовые микропрепараты в микроскоп, об особенностях клеток эукариот предложенных царств, найдите, изучите, обсудите, запишите в тетрадь и выступите перед классом:

Особенности строения грибной клетки на примере мукора.

Особенности строения животной клетки на примере инфузории.

Особенности строения растительной клетки.

Во время выступления каждой группы по своей теме, остальные заполняют таблицу

«Сравнительная характеристика грибов, животных и растений».

1.По содержанию ядра

2.По количеству ядер

Одно (гладкая мышечная ткань, амеба), два (инфузория) и моноядерная

3. По способу питания

Хлоропласты, хромопласты, лецкопласты

6.Чем ограничена от внешней среды

Нет (есть у низших)

В). О чем свидетельствует сходство в строении клеток грибов, животных и растений?

Работая в группах, учащиеся самостоятельно отвечают на поставленный вопрос:

Сходство в строении клеток растений, животных, грибов свидетельствует о единстве происхождения клеток и указывает на принадлежность к эукариотам. Единство клеточного строения организмов находит подтверждение в сходстве строения различных клеток.

Г). Различия в строении клеток грибов, животных и растений.

В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования клеток представителей различных царств живых существ, возникло множество отличий, которые мы с вами рассмотрели. Главное отличие между клетками этих царств заключается в способе их питания.

Клетки растений, содержащие хлоропласты, являются автотрофами (сами синтезируют органические вещества за счет энергии света в процессе фотосинтеза). Клетки грибов и животных — гетеротрофы, т. е.

источником углерода для синтеза собственных органических веществ для них являются органические вещества, поступающие с пищей. Эти же пищевые вещества, например углеводы, служат для животных источником энергии.

Есть и исключения, такие как зеленые жгутиконосцы, которые на свету способны к фотосинтезу, а в темноте питаются готовыми органическими веществами. Для обеспечения фотосинтеза в клетках растений содержатся пластиды, несущие хлорофилл и другие пигменты

IV.Закрепление урока. По методу «Таксономия Блума» осуществляет закр Повторим правила составления синквейна.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную мысль;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Проверить 2-3 синквейна.

Делится, питается, дышит.

Элементарная, структурная единица живых организмов.

Выставление оценок за работу учеников.

Всем спасибо за сотрудничество.

1. Какие органоиды свойственны только растительной клетке?

2. Какие пластиды есть в растительной клетке? Каковы функции лейкопластов?

3. В чем особенности строения грибной клетки?

4. Что такое центриоли, и каковы их функции?

5. Чем растительная клетка отличается от животной?

6. Что общего и, какие различия в строении и жизнедеятельности можно выделить, сравнивая грибы с растениями и животными?

7. Опираясь, на какие признаки можно предположить, что все эукариоты имели общих предков?

Ученики обсуждают над темой. Таким образом демонстрируют свои знания, умения, навыки.

Контролирует выполнение записей учащимися, проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

– Как вы оцените свою работу?

Фиксируют и анализируют выводы по уроку. Оценивают свою работу.

YI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневники.

Положительные стороны урока:__________________________________________________

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

Источник

Оцените статью
Разные способы