Биология. 6 класс
Конспект урока
Биология, 6 класс
Урок 5. Гетеротрофное питание
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания, растений, некоторых грибов и растений.
Гетеротрофы – (др.-греч. heteros – «различный» и trophos – «питание») – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.
Растительноядные животные – это животные, которые питаются пищей растительного происхождения, включая траву, фрукты, листья, корни, луковицы, овощи.
Плотоядные животные (зоофаги, хищники) – животные, которые питаются другими животными.
Всеядные животные – это те животные, которые употребляют как растительную, так и животную пищу.
*Пищева́я (трофи́ческая) цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.
*Альвеолы – лёгочные пузырьки, в которых происходит газообмен.
*Бронхиолы – самые мелкие бронхи, на которые разветвляется «бронхиальное дерево». На концах бронхиол расположены лёгочные пузырьки – альвеолы.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018 г.
- Биология в схемах и таблицах А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
- Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
- Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных, учатся научаться различать животных по способам добывания пищи.
Гетеротрофно (то есть используя готовые органические соединения) питаются животные, грибы, насекомоядные растения и большинство бактерий. Выживание гетеротрофных организмов тесно связано с активностью автотрофов. Процесс питания гетеротрофов можно условно разделить на пять больших стадий: поглощение пищи, переваривание, транспорт, ассимиляция и экскреция.
Существует два типа гетеротрофного питания.
- Голозойный, когда благодаря сложному комплексу пищеварительных ферментов организм может употреблять в пищу сложные, чаще всего твёрдые, органические соединения.
- Сапротрофный, когда организм питается растворами простых органических веществ. Иногда они выделяют ферменты непосредственно на субстрат, а затем всасывают образовавшиеся питательные вещества. Уничтожая мёртвые растения и животные, сапротрофы играют важную роль в круговороте веществ.
Кроме того, животные, питающиеся голозойно, делятся на микрофагов, поглощающих пищу мелкими частицами, и макрофагов, поглощающих пищу большими кусками. По образу жизни гетеротрофов можно разделить на:
– свободноживущих, когда организмы свободно живут в определённой среде (среди них могут быть хищники, травоядные, плодоядные, трупоядные и т.д.);
– симбиотических, когда организмы существуют совместно, получая от этого взаимную выгоду. Так, в пищеварительном тракте жвачных живут ресничные, питающиеся целлюлозой. Они превращают её в соединения, пригодные для самих жвачных;
– паразитических, когда организм обитает на поверхности (эктопаразит) или внутри тела хозяина (эндопаразит), питаясь за его счёт. Паразиты бывают облигатными (не способные жить иначе) и факультативными (при определённых условиях могут переходить на другой тип питания).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Источник
ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 29 Питание бактерий, грибов и животных
Стр. 122. Вспомните
№ 1. Чем питаются организмы?
Питание – это поддержание здоровья и жизни любого живого организма (поддержание оптимального течения физиологических процессов жизнедеятельности, восполнения запасов энергии, реализации процессов роста и развития, обмена веществ) при помощи поглощения пищи.
По способу питания выделяют два типа живых организмов: автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы используют в качестве источников углерода углекислый газ. Это растения и некоторые виды бактерий, которые могут создавать из неорганических веществ (минеральные соли, вода, углекислый газ) органическое соединения. В зависимости от источников энергии автотрофы делятся на фотоавтотрофов и хемоавтотрофов. Фототрофы используют для биосинтеза световую энергию (цианобактерии, растения), а хемотрофы энергию химических реакций окисления неорганических соединений (серобактерии, водородные бактерии).
Гетеротрофами являются организмы, которые используют в качестве источника углерода органические вещества. Это большинство бактерий, грибы, животные. Такие организмы не способны создавать органические соединения из неорганических, а потому постоянно нуждаются в готовых органических веществах для питания.
№ 2. Какую роль играет пища в живом организме?
Основным предназначением пищи в живом организме является поставка энергии, возобновляемых материалов (жиров, углевода, белков), которые нужны для роста имеющихся и создания новых клеток, а также регуляции всех процессов, происходящих в его тканях и органах.
Стр. 126. Моя лаборатория
Обследуйте растения, растущие в районе школы, дома, на даче. Если обнаружите растения, пораженные болезнетворными бактериями или грибами, зарисуйте или сфотографируйте их. Сравните увиденное с рисунком 80.
Пользуясь атласами-определителями и материалами Интернета, укажите названия растений и болезней, их поразивших.
Около дома я увидел яблоню, листья которой были поражены разными бактериальными болезными: бурая пятнистость или филлостикоз и бурый ожог. Бурую пятнистость вызывает грибок, который может зимовать в опавших листьях и распространяется только весной. Симптомы поражения листьев заметны уже в мае, когда на листьях дерева становятся видны мелкие бурые пятна с ободком более темного оттенка. Способствует развитию бактерий высокая влажность воздуха в сочетании с достаточным количеством тепла.
Еще одна болезнь, поразившая листья яблони, это бактериальный ожог. Ее бактерии весной могут переносить птицы, насекомые, ветер и даже вода при поливе или во время дождя. Признаки поражения становятся видны летом. Тогда листья и плодоножки начинают активно усыхать, скручиваться и опадать. При сильном поражении дерево спасти невозможно.
Стр. 127. Задание
Используя интернет-источники, научно-популярные журналы, книги, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Выращивание грибов».
В настоящее время существует большое количество методик, которые позволяют максимально быстро и просто вырастить грибы. Кроме того, ежегодно появляются новые способы, упрощаются старые методы, дающие возможность не только увеличивать эффективность выращивания грибов, но и значительно расширить ассортимент возделывания культур. Теоретически, в домашних условиях можно вырастить любые грибы. Однако, большую часть из того, что выращивается в частном порядке, составляют шампиньоны и вешенки.
При выращивании грибов очень важно, чтобы были соблюдены такие условия, как:
Хорошая система вентиляции в помещении;
Температура воздуха от + 8℃ до + 20℃;
Постоянная чистота, отсутствие паразитов в виде плесени и вредителей;
Влажность в пределах 80 – 90 %;
Герметичность в помещении, однако, при необходимости его требуется регулярно проветривать;
Наличие системы отопления для поддержания необходимой температуры
Выращиваются грибы, например, вешенки, в специальных мешках, которые представляют собой смесь субстрата и мицелия. В состав субстрата обычно входит солома пшеницы и ячменя, измельченные стебли и листья кукурузы, шелуха подсолнечника или гречки. Опилки и стружку лучше не использовать, потому что в них развивается плесень. В некоторых случаях даже требуется термическая обработка субстрата с целью обеззараживания его от плесени и грибков.
Грибные блоки должны помещаться в помещение, в котором около двух недель будет проходить инкубационный период. В это время важно, чтобы температура воздуха составляла не менее +20℃, но не более 28℃. При выращивании грибов летом температуру в помещении требуется снижать, используя для этого, например, вентилятор, струя воздуха которого направляется непосредственно на мешки с субстратом.
После завершения периода инкубации наступает период плодоношения. В этот промежуток времени важно снизить температуру воздуха до 12℃ – 15℃, обеспечить грибам минимальный 8 часовой световой день при помощи лампы дневного света, повысить влажность до 95% и проветривать помещение не менее 3 – 4 раз в сутки.
Если все условия выполнены, а последовательность соблюдена, то через несколько дней должны появиться первые плодовые тела грибов. Срок плодоношения в среднем составляет от 1,5 до 2 недель. Интересно, что в последние 2 – 3 дня темп роста шляпок у грибов вешенок будут максимальными. Этот момент и считается оптимальным для их сбора.
Стр. 127. Вопросы после параграфа
№ 1. Что общего в питании большинства бактерий и грибов??
Большинство бактерий и грибов схожи по типу питания. Они не могут образовывать органические вещества из неорганических, а потому используют уже готовые органические соединения для своего питания, из-за чего являются консументами или гетеротрофами.
№ 2. В чём особенность питания грибов?
Главная особенность питания грибов в том, что питаются они исключительно готовыми органическими веществами. Соответственно, по типу питания они являются гетеротрофами.
Рацион их достаточно разнообразен, а источника питания всего два: минералы и органические соединения. Минеральные вещества усваиваются преимущественно из влаги, а органика – из других живых, либо мертвых организмов (гниющие корни, трупы животных, растительные останки)
Еще одна особенность питания грибов – способ всасывания растворенных в воде питательных веществ, потому что они не могут усваивать крупные частички пищи. Все они поглощаются мицелием путем осмоса, поэтому такой способ питания называется диффузно-осмотическим. Соответственно, большая площадь поверхности мицелия для них очень выгодна.
№ 3. Что такое гетеротрофное питание?
Гетеротрофное питание – это способ питания живых организмов, источником энергии при котором являются готовые органические вещества (как правило, ткани растений или животных)
№ 4. Каких животных называют растительноядными?
Растительноядными называют животных, которые совсем не употребляют «животную» пищу, то есть, других животных. Это многие насекомые, птицы, парнокопытные, моллюски и т.д. К ним относится и большое количество млекопитающих, которые проживают в разных уголках нашей планеты. Растительноядные животные питаются семенами и сочными плодами, ягодами, зелеными частями растений – листьями, молодыми побегами, почками.
№ 5. Назовите известных вам всеядных животных.
Всеядные животные – это животные, которые могут питаться не только растительной и животной пищей, но и останками погибших организмов. Из млекопитающих животных, которые относятся к этой группе, мне известны такие: свинья, белка, енот, бурундук, скунс, шимпанзе, медведь, мышь. Из птиц всеядными являются: страус, ворона, сорока.
Стр. 127. Задание
№ 1. Используя интернет-источники, научно-популярные журналы, книги, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Способы добывания пищи животными».
За много лет существования разные виды животных приспособились не только к выживанию в определенных условиях окружающей их среды, но и к добыче для себя пищи. С научной точки зрения принято выделять несколько способов получения пищи животными. Среди них:
Простое получение пищи;
К способу простого получения пищи относится обычное поглощение животными либо растений, либо других животных. Особенно распространен он среди травоядных животных (лошади, жирафы, кролики, коровы, слоны, бобры), потому что именно они могут питаться готовой травой и корневищами, листвой и стеблями. Также они могут потреблять семена, фрукты и овощи. Основное преимущество такого способа поглощения кроется в минимальных затратах энергии, которые могут расходоваться животными на непосредственную добычу пищи. Другими животными питаются хищники – норки, волки, рыси, тигры, коршуны, львы, у которых, в отличие от травоядных, хорошо развиты когти, клыки и зубы, чтобы разрывать мясо и грызть кости.
Комменсализм подразумевает добывание пищи одним животным, находящимся под защитой у другого. Другими словами, это союз, который устанавливается между животными, когда слабые особи питаются пищей, добытой сильными особями. Яркий пример такого союза – травяные вши, которые селятся в муравейниках и кормят муравьев сладкой жидкостью.
Симбиоз как способ добычи пищи животными является разновидностью комменсализма. Но, в отличие от комменсализма, при котором пищу добывает только одно животное, при симбиозе два животных обитают как единый организм и пищу добывают тоже вдвоем. Пример такого способа – союз рака-отшельника и актинии. Рак-отшельник перемещает актинию в места, где есть больше всего добычи, на своей раковине. Актиния же выполняет функцию защиты рака-отшельника от хищников. Таким образом, выгоду получают два животных.
Паразитизм представляет собой добычу пищи одним организмом за счет другого. Например, мошки или клещи и теплокровное животное. Паразиты питаются кровью животных, нанося им вред.
№ 2. Используя текст параграфа, дополнительные источники информации, сравните особенности поведения хищника и растительноядного животного.
Исходя из того, что животных мир разнообразен, разнообразны и пищевые цепи, в которых они являются активными участниками, а значит, отличаются и поведенческие особенности, и навыки разных групп животных – растительноядных и хищников.
Растительноядные или травоядные животные более спокойные, у них хорошо развиты мышцы головы для длительного пережевывания пищи и передние и задние, благодаря которым они могут быстро убегать в случае опасности. Поведение хищников более агрессивное, если они охотятся за добычей. Они очень хитрые, бдительные, способны долго следить за жертвой и при наступлении подходящего момента просто нападают на нее. Так как добывать пищу им сложнее, то у них лучше развит мозг и конечности, на которых есть острые и цепкие когти.
Стр. 127. Подумайте
Почему бактерии, грибы и животных относят к разным царствам, хотя большинство из них питаются готовыми органическими веществами?
Потому что бактерии, грибы и животные хоть и являются гетеротрофами по типу питания, так как не способны перерабатывать неорганические соединения в органические и питаются только готовыми органическими веществами, они отличаются как по внешнему, так и внутреннему строению. Например, бактерии являются одноклеточными организмами, тело которых состоит из клеточной стенки, цитоплазмы, ядерного вещества с наследственной информацией, жгутиков. При этом относятся они к прокариотам, так как у них нет ядра.
Представители царства животных могут иметь не только одноклеточное, но и многоклеточное строение. Клетки животных имеют и свои отличительные особенности от клеток других живых организмов: отсутствие плотной клеточной стенки и вакуолей. У них есть клеточный центр, а в качестве запасной питательной субстанции собирается и накапливается гликоген.
Грибы также отличаются от растений и от животных. Например, в их клеточной стенке содержится хитин, в котором копится гликоген. А у некоторых представителей царства в клетках может содержаться сразу несколько ядер.
Таким образом, можно сделать вывод, что у представителей каждого царства отличаются внешнее и внутреннее строение, рост и развитие, дыхание и питание, размножение и выделение.
Источник