Способ письма с помощью рисунков

История письменности

Пиктографическое письмо

Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Схематизация изображения мужчины и женщины (пещеры Испании и Южной Франции).

Началом формирования пиктографического письма следует считать период, когда первобытные рисунки начали применяться не для удовлетворения художественных потребностей человека, но и для целей коммуникативных и мемориальных.

При пиктографии высказывание передается целиком путем использования системы взаимосвязанных рисунков. Языковые формы при этом не раскрываются, т. е. мы не знаем, ни как звучали слова, которыми можно передать содержание рисунка, ни какими грамматическими особенностями они обладали.

Пиктографические письменности насчитывают тысячи знаков. Сложность и ограниченность системы (она может описывать только объекты) объясняют движение таких систем в сторону идеографических письменностей. Движение это сопровождается расширением смысла знаков, а также упрощением и канонизацией начертаний каждого знака.

Пиктография используется и в современном мире. Так, рисунок вилки и ножа на дорожном знаке, означающий, что по близости находится какая-то забегаловка, — это пиктограмма. Другой пример – обозначения видов спорта на спортивных соревнованиях. Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с конкретным языком и всем понятны. Но именно поэтому они непригодны для записи речи и письмом не являются.

Виды пиктограмм

Типологически выделяются 2 разновидности пиктограмм: «иконические», имеющие сходство с изображаемым понятием или объектом (знак солнца для передачи понятий «день», «солнце» и т. п.). и «символические», условные (генетически, видимо, восходящие к «иконическим», образным, но утратив­шие внешнее сходство с изображаемым объектом). Пиктографическое сообщение может состоять из одного сложного знака-сообщения, в котором «читаются» его составные элементы, и после­до­ва­тель­но­сти простых знаков-пиктограмм, развёрнутых в пространстве в виде отдельных «кадров».

Постепенно с развитием пиктографического письма в пиктограмах начинают появляться элементы символизма, т. е. рисунки приобретают особое условное значение, начинают использоваться для передачи отвлеченных понятий. Например, рисунок змеи приобретает значение «жизнь», животное, нарисованное вниз головой, означает «смерть», черепаха — «счастье», лук со стрелой — «война», два соединенных сердца — «любовь», две перекрещенные змеи — «опасность» и т. п. Так начинается переход к идеографии.

Основные черты пиктографического письма

Пиктография – внеязыковая знаковая система, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения.

Пиктографическое письмо ориентировано на значение, содержание высказывания. Оно не содержит указания на звучание, произношение текста. Но содержание речи передается по-разному.

  • Пиктографическое письмо воспроизводит некоторые единицы смысла — простейшие интернациональные понятия, реальные предметы, явления, действия, значение которых передается с помощью рисунков. В силу этого надписи пиктографическим письмом могут быть поняты людьми, говорящими на разных языках, даже если пиктографические письма этих языков различны.
  • Пиктографическое письмо не отображает грамматических, фонетических и др. правил естественного языка и поэтому не может образовывать текст в его лингвистическом понимании, располагает ограниченным числом функций.
  • Пиктографическое письмо родственно системе невербальной коммуникации. Иначе говоря, пиктограмма по своей сути близка по функциям к жесту и является его графическим аналогом.

Примеры

Ряд народов создал развитые системы пиктографии, позволявшие передавать сложные сообщения, например система нсибиди в Западной Африке, «женское письмо» юкагиров на северо-востоке Азии, пиктография индейского племени делаваров, с помощью которой был записан эпос «Валам-Олум», рукописи ацтеков и миштеков, в которых наряду с пиктограммами встречаются попытки передачи собственных имён с помощью «ребусных написаний».

Пиктографический рассказ эскимоса об удачной охоте.

Прошение индейских племён конгрессу Соединённых Штатов.

Источник

Пиктография — это форма графического общения

Человек – существо социальное. Важным элементом в развитии любого общества является общение. Сегодня появилась возможность черпать интересующую нас информацию из самых различных источников, будь то газеты и журналы, телевидение и радио либо сплетни, рассказанные соседями и сотрудниками.

Читайте также:  Репейник применение способ приготовления

Но каким образом древние люди фиксировали информацию о том, что происходило вокруг них, какие проблемы их волновали? Человеку свойственно постоянно искать новые способы передачи информации. И первым этапом на пути зарождения письменности стало пиктографическое письмо.

Что такое пиктография?

Пиктография является самой примитивной формой графики, способом общаться друг с другом при помощи рисунков. Никто точно не знает, где и при каких обстоятельствах зародился этот первобытный вид письменности, однако пиктографические картинки, изображенные на кости, дереве, камне, находят повсеместно: Северная Азия, Западная Африка, Северная Америка. До нашего времени сохранились подобные рисунки на скалах и в пещерах. С помощью рисунков делали надписи на надгробных камнях, записывали сведения об условиях обмена, о военных конфликтах и удачной охоте.

Пиктография – это древний вид письма, передающий информацию о предметах, действиях, событиях, понятиях и их связях при помощи фигур, схем, зрительных образов, простых изображений. На основе этого древнего вида письменности возникло начертательное (рисунчатое) письмо.

Значение слова «пиктография»

Слово «пиктография» имеет греческое происхождение: «pictus» (пиктус) – «рисунок», и «grapho» (графо) – «пишу». Таким образом, дословный перевод означает «пишу рисунками». И действительно, этот древний способ передачи информации использует рисунки (пиктограммы) вместо букв и символов.

Особенности пиктографического письма

Пиктография – это универсальный способ общения. Не нужно обладать специальными знаниями или умениями, чтобы хоть приблизительно понять смысл сообщения, зашифрованного в рисунках. Люди, говорящие на разных языках, и даже не умеющие читать, могут одинаково легко понимать этот вид первобытной живописи.

Пиктограмма, как правило, сообщает о конкретном явлении, предмете или действии, а иногда и о целом комплексе предметов и явлений. Это не отдельно взятый звук, слог или слово. Древние люди изображали последовательность рисунков, чтобы рассказать о каком-либо событии.

Расшифровка пиктографических рисунков

В древние времена пиктографическое письмо выполняло самые различные функции. Поскольку рисунки – это, прежде всего, полет фантазии автора, то не существовало каких-либо установленных символов для обозначения тех или иных предметов и явлений. И временами довольно сложно расшифровать, что же конкретно хотели сообщить древние люди. Но судя по всему, у отдельно взятых племен все же были определенные договоренности насчет обозначения отдельных понятий. Так, например, эскимосы Аляски оставляли возле своих домов рисунки, которые сообщали случайным гостям о наличии еды в доме: человечек с разведенными в стороны руками говорил, что в доме нет еды, а человечек с поднесенной ко рту едой свидетельствовал о том, что в этом доме могут накормить.

Чтобы лучше понять, что такое пиктография, достаточно взглянуть на примеры наскальной живописи. Этот рисунок рассказывает о храбром мужчине, охотившемся на оленей. В руках он держит лук, рядом лежит колчан со стрелами.

Довольно часто встречаются изображения сражающихся мужчин, держащих в руках топоры. Человечки со скрещенными на груди руками у многих племен обозначали товарообменные отношения.

Пиктография в современном мире

Наглядность и простота передачи какой-либо информации в изображениях позволяет применять пиктографию и в современном мире. Достаточно вспомнить знаки дорожного движения, где изображение ножа и вилки обозначает, что поблизости находится ресторан, а бензоколонка означает заправочную станцию. Пиктограммы используют и в спортивных соревнованиях, олимпиадах – для каждого вида спорта нарисован человечек, выполняющий определенные действия. Вывеска, изображающая сапог, обозначает обувную лавку.

Поскольку пиктография считается внеязыковой знаковой системой, то она наилучшим образом подходит для передачи информации, которая должна быть одновременно понятна людям разных национальностей.

Читайте также:  Способы ориентирования по сторонам света

Что значит пиктография для современных ученых? Для них пиктографическая живопись является наукой о методах фиксации первобытными людьми предметов, действий, явлений окружающего мира, существовавшего еще до появления привычной для нас письменности.

Таким образом, пиктография – это не только древнейшая добуквенная система письма, но и метод передачи разнообразной информации в современном мире.

Источник

Подготовка к письму через рисование

Зоя Гончарова
Подготовка к письму через рисование

Подготовка к письму через рисование.

Многие психологи 20 века подчеркивали, что детское рисование выступает как одно из проявлений образно-символьного мышления ребенка. Как внешнее воплощение символов, носящих сугубо личный, индивидуальный характер. Детский рисунок это своего рода рассказ о том, что изображено и, по сути, не отличается от словесного рассказа.

В рисование ребенка можно выделить несколько стадий.

Первая стадия – часто именуется стадией «марания», ребенок просто водит карандашом по листу, получаются какие-то линии и это его радует. Именно в момент прочерчивания линий без рисунка в хаосе происходит формирование основ творческой психологии. Овладение графическим формами происходит медленно, сложнее и запутаннее, чем развитие словесного творчества.

Также спонтанно, а не через обучение, ребенок переходит ко второй стадии рисования, когда случайно из каракулей получается нечто похожее на предмет, образ или человека. Вскоре у ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: круги, хотя и неровные, что-то похожее на многоугольники, отрезки линий и т. д. Спустя несколько месяцев появляются своеобразные изображения человека, у которого зачастую ноги растут прямо из головы. Вот так, естественным образом ребенок подходит к моменту, когда можно заметить самопроизвольное изображение языковых символов.

Умение писать рождается аналогично разговорной речи, самопроизвольно. В монтессори-группе дети, ощупывая предметы, приобретают точные движения, способность зрительно определять сходство и различие предметов, слуховое восприятие становится точным и ясным. В этот момент рождается стремление писать.

Эта способность развивается на основе некоторых упражнений, которые косвенно готовят руку ребенка к письму.

Упражнения с металлическими рамками и вкладышами помогают подготовить руку ребенка к письму и утончают мелкую моторику. При работе с этим материалом на лист бумаги кладется рамка и обводится изнутри цветным карандашом, затем с нарисованной фигурой совмещается вкладыш и обводится еще раз карандашом другого цвета. На листе остается два почти одинаковых контура. Точка интереса для ребенка в том, что обводя два различных предмета, рамку и вкладыш, он получил два одинаковых контура. Здесь зарождается объективное понятие геометрической фигуры, как линии, определяющей форму. Кроме того ребенок учится самостоятельно чертить эти линии.

После нарисованная фигура заштриховывается, сначала широкими линиями, затем более узкими. Штриховка выполняется всегда слева направо, что объясняется правилами письма впоследствии. Техника штриховки может быть разнообразной. Штриховка, как действие, выполняемое пишущей рукой, лучшая тренировка для ребенка. Такие упражнения проделывают все дети, и самые маленькие и те, кто уже умеет писать. Первые готовятся к письму, а вторые совершенствуются в этом.

Рисование форм еще одно упражнение, необходимое для развития способностей к письму.Везде нас окружают геометрические формы: узоры снежинок, шестиугольные пчелиные соты, спиралевидные улитки. В различных предметах обихода ребенок узнает геометрические формы, и наблюдение за ними это драгоценный источник, как для духовного, так и для умственного воспитания. Мир вокруг это сплошные прямоугольники, эллипсы, круги, трапеции.Обращая внимание ребенка на окружающие нас предметы: дома, кустарники, цветы, автомобили, мы учим их видеть форму, а после переносить её на лист бумаги.

Складывание мозаики ещё одно увлекательное и полезное занятие. Оно тренирует и утончает мелкую моторику, зрение, чувство цвета и его оттенков. Узор мозаики может быть разнообразным, да и материал для него также используется различный. Например, можно выкладывать мозаичные узоры из картонных фигурок. Квадрат или прямоугольник, с наложенным на него треугольником – домик. Разрезаем овал, приклеиваем на прямоугольник, получаем ворота.

Читайте также:  Абсолютном способе определения координат

Упражнения в механическом письме предлагают ребенку параллельно с упражнениями по штриховке, после освоения металлических рамок. Здесь происходит активное утончение мелкой моторики, ребенок постепенно овладевает письмом. Для этого сначала дают ребенку упражнение «от точки к точке», предлагается на выбор несколько карточек с различным набором точек и карандаш. Ребенок соединяет точки по своему желанию. Эта работа требует уверенного движения руки. При хорошей тренировке это позволит ребенку легко обводить письменные буквы, предаваясь механическому письму.

Механически переписывать фигуры – одно из любимых занятий для детей, но это занятие не имеет ничего общего с настоящим письмом. В это время особенно хорошо развивается концентрация внимания и зрительная память. Движение руки подчиняется зрению. Ребенок напрягает волю и стремится сделать все аккуратно и точно. Для упражнения «переписывание» ребенку предлагается поднос с чистыми листами, в клетку и в линейку, а также неразлинованные. На другом подносе карточки с текстами для переписывания. Все тексты должны быть написаны письменными буквами, по две, три или четыре буквы. Начинать писать лучше простым карандашом, это хорошо тренирует силу нажима. Таким образом, ребенок начинает переписывать на лист слова и даже короткие предложения. Пока это высшая степень штриховки, а не письменная речь. Этот процесс совершенствования механических действий происходит постепенно.

Таким образом, к периоду, когда начинает развиваться высшая речь, дикториум, её графическая часть уже существует, а это значительно облегчает весь процесс. Развивающаяся речь должна постоянно совершенствоваться, но без анализа это невозможно, поэтому речь материализуется в графическом знаке, что для ребенка 5-6 лет в монтессори-группе является легким занятием.

Развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры. Разнообразные методы и приёмы, нетрадиционные подходы. Подготовка руки к письму Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Многие родители знают, что с помощью игр пальчиками.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через занятие рисование Актуальность В соответствии с требованиями ФГОС ДО актуализируется область художественно- эстетическое развития как одного из средств самореализации.

Консультация для родителей детей с ТНР «Подготовка руки дошкольника к письму» Консультация для родителей на тему «Подготовка руки дошкольника к письму». Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной.

Мастер-класс для педагогов «Подготовка руки к письму через нетрадиционные способы рисования» Дети много и долго пишут на уроках в школе. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лгком онемении их,.

Обобщение опыта через открытый просмотр «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры» Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры». Сегодня я поделюсь своим.

Подготовка к обучению письму То чем играет ребёнок, и участие родителей в игре — два мощнейших фактора, оказывающих влияние на развитие ребёнка. Типы игры (для дошкольников).

Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ. Воспитатели слышат часто от учителей упреки в свой.

Подготовка руки к письму у старших дошкольников Слайд 2 Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонко — координированных графических умений. Техника письма требует слаженной.

Подготовка руки ребёнка к письму Консультация для родителей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте?.

Театральная постановка «Через года, через века» Через года, через века Звучит фонограмма песни о войне, на сцене Вечный огонь, скамейка. Идут бабушка и внук с цветами в руках. Садятся.

Источник

Оцените статью
Разные способы