- Пуантилизм — живопись точками.
- пуантилизм
- Смотреть что такое «пуантилизм» в других словарях:
- Словари
- Алла прима, многослойная техника, лессировка и другие техники масляной живописи
- Многослойная техника
- Алла прима
- Техника семислойной живописи, техника старых мастеров и лессировочная техника
- Импасто, Пастозная, или корпусная техника
- Гризайль
- Техника «Сухая кисть»
Пуантилизм — живопись точками.
Когда я только начинала осваивать азы живописи и рисунка, у меня постоянно возникала проблема с четкими ровными линиями. Сложно сказать, что именно являлось большей проблемой — отсутствие опыта, не слишком хорошее зрение или что-то еще. Тешу себя мыслью, что это пробивалось наружу истинное призвание 😉 Но преподаватели меня постоянно дергали по этому поводу, пока я не начала писать живописные работы все более и более мелкими мазками. В итоге пришла к тому, что могу написать любой сложности объект точками, причем сам процесс захватывает и вдохновляет настолько, что куда там тем классическим мазкам. Правда, у меня в итоге сложилась авторская манера, в которой смешаны точки, текстурные мазки мастихином и лессировки, но и чисто точечная живопись периодически оживает в какой-то задумке.
Когда я уже вовсю писала точками, и в глубине души считала себя редкостной оригиналкой, мне посчастливилось познакомиться с замечательным современным художником-пуантилистом Олегом Сёминым. Человек он очень харизматичный и приятный, и хотя в сети регулярно наталкиваюсь на перепосты его картин — они как правило не подписаны, потому как автор совсем не занимается пиаром. А жаль — картины потрясающие.
Олег Сёмин, »Первая женщина»
К сожалению, мне не удалось найти какой-то разносторонней информации о пуантилизме, его истории, художниках, которые творили и творят в этой манере. Когда заглянула в Википедию, вообще стало грустно, со временем накопилось немножко сведений, и я эту самую вики-статью дополнила, но все равно этого ужасно мало.
Пуантилизм (от фр. pointiller — писать точками) , альтернативное название Дивизионизм (от division — разделение) — стиль письма в живописи, прочно связанный с именем известного французского художника-постимпрессиониста, основателя неоимпрессионизма Жоржа-Пьера Сёра (1859-1891).
Жорж-Пьер Сёра, »Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884)
Сёра положил в основу своего стиля письма теорию цвета и оптику, а точнее принцип аддитивного смешения цветов — метод синтеза цвета, основанный на сложении аддитивных цветов, то есть цветов непосредственно излучающих объектов. Метод основан на особенностях строения зрительного анализатора человека, в частности на таком явлении как метамерия (свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета). Смешение трех основных аддитивных цветов — красного, зеленого и синего — в определенном соотношении дает белый цвет. Смешивая их также можно воспроизвести любой воспринимаемый человеком цвет. Согласно теории цвета, любой цвет может быть создан из суммы трех любых цветов, каждый из которых не может быть создан сочетанием двух других.
В картинах пуантилистов — последователей Сёра — также использовались чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы. Оптическое смешение трех чистых основных цветов и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) зачастую воспринимается ярче, чем механическая смесь пигментов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Олег Сёмин, »Бессонница. ДАО»
В пуантилистической манере творили также Синьяк и Балла. По мнению многих критиков того времени, новый метод должен был свести на нет творческую индивидуальность художника, и превратить его работу в скучное механическое нанесение мазков. Однако, вопреки такому утверждению, пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные по колориту пейзажи П. Синьяку и тонко передающие нюансы цвета полотна Ж. Сера, а также повысить декоративность картин многим их последователям, например итальянскому живописцу Дж. Балла.
Искусство аборигенов Австралии
Современные авторы так же обращаются к пуантилистической манере письма, хотя в большинстве случаев, это скорее уже несколько видоизмененная, авторская, техника. Если у Сёра и его последователей смешение цвета на палитре не использовалось, то современные пуантилисты чаще всего не столь принципиальны в этом вопросе. Нужно заметить, что работа, написанная с использованием красочных смесей, хорошо воспринимается глазом даже с относительно небольшого расстояния. Хотя основоположником научно обоснованного стиля пуантилизма является Жорж Сёра, метод нанесения красок точками или мелкими раздельными мазками встречался еще в древности, в частности в искусстве аборигенов Австралии. Картина, написанная в пуантилистической манере, воспринимается зрителем как декоративная, практически близкая к орнаментике. В ней есть что-то сродни вышивке и гобелену. Сложно придумать более гармоничную технику живописи для декоративного, абстрактного сюжета, подчёркивающую контрасты цвета и формы, и в то же время смягчающую контуры и пластику.
Источник
пуантилизм
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое «пуантилизм» в других словарях:
ПУАНТИЛИЗМ — [фр. pointillisme Словарь иностранных слов русского языка
пуантилизм — ПУАНТИЛИЗМ, ПУАНТЕЛИЗМ а, м. pointillisme m. < pointiller писать точками. Выросшее из импрессионизма упадочное течение в живописи конца XIX начала XX вв., характеризующееся манерой наложения чистых красок отдельными полосками, точками. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ПУАНТИЛИЗМ — (от французского pointiller писать точками), 1) в живописи манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы (смотри также Дивизионизм, Неоимпрессионизм). 2) В музыке один из методов композиции 20 в., при котором… … Современная энциклопедия
ПУАНТИЛИЗМ — (от франц. pointiller писать точками) 1) в живописи манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы; см. Неоимпрессионизм.2) В музыке один из методов композиции 20 в., при котором музыкальная ткань создается из… … Большой Энциклопедический словарь
Пуантилизм — (от французского pointiller писать точками), 1) в живописи манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы (смотри также Дивизионизм, Неоимпрессионизм). 2) В музыке один из методов композиции 20 в., при котором… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Пуантилизм — (от франц. pointiller писать точками), одно из названий живописной системы, характерной для неоимпрессионизма, письма мелкими мазками правильной, иногда точечной формы; то же, что Дивизионизм. (Источник: «Популярная художественная… … Художественная энциклопедия
пуантилизм — сущ., кол во синонимов: 1 • прием (124) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Пуантилизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Пуантилизм (значения). Парад (Деталь), Жорж Сёра, 1888 … Википедия
Пуантилизм — (франц. pointillisme, от pointiller писать точками, point точка) письмо точками , один из совр. методов композиции. Специфика П. состоит в том, что муз. мысль излагается не в виде тем или мотивов (т.е. мелодий) либо сколько нибудь… … Музыкальная энциклопедия
Пуантилизм — (от франц. pointiller писать точками) 1) в живописи одно из названий системы, принятой Неоимпрессионизмом, письма мелкими мазками правильной формы; то же, что Дивизионизм. 2) В музыке 20 в. один из типов музыкального письма,… … Большая советская энциклопедия
Источник
Словари
Выросшее из импрессионизма течение в живописи конца XIX — начала XX вв., характеризующееся манерой наложения чистых красок отдельными мазками в виде точек; неоимпрессионизм.
ПУАНТИЛИ́ЗМ -а; м. [франц. pointillisme от point — точка] Иск.
1. Течение в живописи конца 19 — начала 20 вв., характеризующееся манерой наложения чистых красок отдельными точечными мазками; неоимпрессионизм.
2. Живописная манера в виде мазков-точек. Техника пуантилизма.
пуантили́зм (от франц. pointiller — писать точками), 1) в живописи способ письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы; см. Неоимпрессионизм.
2) В музыке один из методов композиции XX в., при котором музыкальная ткань создаётся из звуков («точек»), разделённых паузами или скачками. Родоначальник — А. Веберн. Наибольшее распространение пуантилизм получил во второй половине XX в.
ПУАНТИЛИЗМ — ПУАНТИЛИ́ЗМ (от франц. pointiller — писать точками),
1) в живописи — манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы; см. Неоимпрессионизм (см. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ).
2) В музыке — один из методов композиции 20 в., при котором музыкальная ткань создается из звуков («точек»), разделенных паузами или скачками. Родоначальник — А. Веберн (см. ВЕБЕРН Антон фон) . Наибольшее распространение пуантилизм получил во 2-й пол. 20 в.
ПУАНТИЛИЗМ (от франц. pointiller — писать точками) — 1) в живописи — манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы; см. Неоимпрессионизм.
2) В музыке — один из методов композиции 20 в., при котором музыкальная ткань создается из звуков («точек»), разделенных паузами или скачками. Родоначальник — А. Веберн. Наибольшее распространение пуантилизм получил во 2-й пол. 20 в.
Особая манера живописи мелкими мазками, имеющими форму точки, узкой полоски.
ПУАНТИЛИЗМ (от французского pointiller — писать точками),
1) в живописи — манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы (смотри также Дивизионизм, Неоимпрессионизм).
2) В музыке — один из методов композиции 20 в., при котором музыкальная ткань создается из отдельных звуков («точек»), разделенных паузами и (или) скачками. Родоначальник — А. Веберн. Наибольшее распространение пуантилизм получил в 1950 — 1960-х гг.
пуантили́зм, пуантили́змы, пуантили́зма, пуантили́змов, пуантили́зму, пуантили́змам, пуантили́змом, пуантили́змами, пуантили́зме, пуантили́змах
сущ., кол-во синонимов: 1
ПУАНТИЛИЗМ, ПУАНТЕЛИЗМ а, м. pointillisme m. < pointiller писать точками. Выросшее из импрессионизма упадочное течение в живописи конца XIX — начала XX вв., характеризующееся манерой наложения чистых красок отдельными полосками, точками. БАС-1. Художественный прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками (в виде точек или мелких квадратов), наносящими на холст чистые краски в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя. Систематичность и рассудочность методов п., дробность живописной поверхности, локальность и яркость каждого цвета не помешали использовать пуантилистическую технику и в интенсивных, контрастных по колориту пейзажах (поль Синьяк, Анри Кросс), и в тонко нюансированных, обобщенных, искусно построенных полотнах (жорж Сера) и в портретах и жанровых объемно-пространственных композициях. Аполлон. Я понял плен-эр! И я думаю: пуэнтелизм есть услие глаза отметить смешение дыма и пыли со влагой туманистой; свет разлагается в два дополнительных; из пестри точек глаз ищет не данной ему колоритной реальности. Белый Между двух револ. 170. Так, с собенной виртуозностью пользовался пуантелизмом один из любимейших мастеров официального мира — Анри Мартен. Бенуа размышляет 399. Картины Синьяка были написаны способом пуантилизма, иначе говоря — тысячами маленьких цветных точек, заполнявших полотно. Паустовский Черное море. Закроешь левый <глаз>, и вместо мира — французская живопись, лиловый Руан, лягушатник, пуантилизм. В. Ерофеев Элитарная проза. // ЛГ 22. 11.1989. Когда начинаю рассказывать, тогда про это вспоминаю — про хвастовство: вставляю иностранные слова, — разные там «пуантилизм», «клуазонизм». Нева 1995 2 148. — Лекс. БАС-1: пуантили/зм; Аполлон 1997: пуантили/зм, пуантели/зм.
Источник
Алла прима, многослойная техника, лессировка и другие техники масляной живописи
Здравствуйте, дорогие друзья и подписчики! Я долго готовилась к этой теме, потому что понимала, что она вообще очень обширна и многогранна. Говорить про техники масляной живописи можно неделю напролет, и не сказать всего того, что можно и нужно сказать.
И тем не менее, сказать самые важные вещи просто необходимо. Просто попробуйте найти в интернете где-либо полноценную подборку основных техник с описаниями их, чтобы человеку, никогда раньше не занимавшемуся живописью, стало понятно , какие основные техники существуют, чем они характерны и чем отличаются друг от друга.
Увидите, что это сложно. И получается, что человек узнаёт, что существует алла прима, существует многослойная техника, и всё…
А на самом деле техник много. И знать их особенности, а тем более уметь их применять на практике именно там, где они действительно нужны, очень важно для профессионального художника. Ведь такое владение ими обеспечивает профессионализм и умение передать на холсте любые детали образа.
Различные техники письма в масляной живописи
У каждого приема (техники) нанесения краски на холст есть и минусы и плюсы. Где- то время написание картины играет значительную роль, а где- то важность имеет сложно прописанный красочный слой детализация картины.
От того, каким способом нанесения красочного слоя вы пользовались, и будет и выглядеть фактура поверхности на вашей картине
Следовательно, обзор техник масляной живописи имеет место быть. Если вы новичок и только берете кисти в руки, то этот материал будет вам особенно полезен. Значит, начнем. И начнем, всё же, с самых популярных…
Многослойная техника
Эта техника — наиболее традиционна, и большинство мировых шедевров масляной живописи написаны именно в ней.
Суть её заключается в том, что при написании картины краски наносятся друг поверх друга , причем следующий слой накладывается после полного просыхания предыдущего.
Главная особенность этой техники заключается в том, что она позволяет создать «тонкие» сюжеты картин, указать важные акценты в ней и писать картину достаточно долго, уделяя внимание каждому миллиметру на холсте, тщательно прорабатывая её детали.
Все начинается с легкого подмалевка, который определяет тональность картины
Принцип работы в многослойной живописи таков: сначала делается набросок рисунка и подмалевок темными тонами, плюс, время полного просыхания. Второй слой — основная пропись картины красочным слоем, плюс время просыхания. Третий слой – детализация и уточнения на картине…
Эта техника сама по себе является очень разнообразной и в зависимости от того, как и чем формируются отдельные слои, она подразделяется на другие манеры письма.… Об этом читайте чуть ниже⇓
Алла прима
Эта распространенная и популярная техника среди художников-профессионалов, а также художников-любителей. Еще ее называют техника по-сырому или быстрая техника.
По способу нанесения красок совершенно противоположна многослойной: при ней краска наносится на холст в один сеанс.…И написание картины измеряется одним-тремя днями, до полного просыхания красок…. И вуаля! Картина готова!
Пример моих пейзажей в быстрой технике
Она не требует очень тщательной проработки деталей, но в то же время сложна из-за необходимости работать, что называется «сырым по-сырому». Если наносить новый слой краски на существующий сырой слой, всегда есть риск смешивания красочного слоя и формировать изображение становится сложнее.
Поэтому, второй красочный слой в технике Алла прима наносится сразу, что не допустимо в многослойной.
Картины, написанные в этой манере, как правило, не всегда передают точность образов и предметов. Их задача — не задокументировать то, что видит художник, но запечатлеть на холсте его ощущения от увиденного…. настроение, атмосферу, чувства!
Другими словами, написать тонко прописанный пейзаж, натюрморт или жанровую детализированную картину не получится… так как для детализации, вам потребуется, возможно, еще не один слой для уточнения картины после просыхания. Что подразумевается работать в многослойной технике… Но написать интересную картину сможете наверняка!
Техника Алла Прима пользуется большим спросом среди профессионалов и любителей живописи
Не удивительно, что техника алла прима при работе маслом приобрела широкую известность с расцветом импрессионизма! Именно этот стиль и требует передачи настроения, фиксации быстро уходящего момента, и именно алла прима более всего подходит для этих целей.
Интересно, что алла прима, несмотря на популярность, осталась самостоятельной и самодостаточной техникой. Подробнее об этой технике можно почитать в отдельной статье. А вот многослойная техника, с многовековой историей, как пышное плодородное дерево, дала начало многим своим вариациям. Они, в свою очередь, стали уже самостоятельными техниками. Например…
Техника семислойной живописи, техника старых мастеров и лессировочная техника
Многие люди предполагают, что такие сложные техники забыты.…Но на самом же деле, очень много профессиональных художников, работающих в этих тончайших техниках. Написать сложное произведение, раскрывая все возможности масляных красок может только особенный подход к письму.
Например, чтобы скопировать произведение старых мастеров , нужны именно такие способы нанесения красок, а также тонкие прозрачные лессировочные слои. Или, популярные и востребованные картины в стиле гиперреализме, с использованием лессировочных приемов, чтобы тонко передать правдоподобность предмета.
Хотя, для мастерства в стиле гиперреализме используют все: карандаши, краски, аэрографы, маркеры… то есть, работы создаются в смешанной технике, которая в свою очередь открывает огромные возможности для искусства и человечества в целом.
Техники старых фламандских, итальянских мастеров
Пожалуй, семислойная техника — один из самых сложных вариантов многослойной техники. Именно эта техника обеспечивает наиболее достоверную передачу цветов и игры света. Единого рецепта и точной последовательности нет. Например, некоторые пункты могут меняться местами, но суть работы остается. Если кратко, то последовательность при ней выглядит так:
- Тонируется грунт (имприматура);
- Рисуется рисунок карандашом и Закрепляется тушью;
- Делается подмалевок – полупрозрачный, акварельный гризайль;
- Наносится «мертвый слой» — прописка гризайль света и тени;
- Цветная пропись — основной слой, с учетом нижних слоев имприматуры и прописки;
- Лессировки — тонкие тонирующие слои прозрачной краски;
- Детализация, формирование текстуры при необходимости, например, в натюрмортах, завершающие штрихи.
В итоге, работа над одной картиной в этой технике может длиться месяцами и требует умения работать с разными видами красок.
Пример техники в многослойной живописи
Есть еще такое название, как лессировочная акварельная техника… это все те же многослойные техники с нанесением прозрачных красок — 3-слойные, 5-слойные, если надо, то и 9-слойные.
Суть её заключается в том, что один на другой наносятся полупрозрачные слои краски. В результате такого наложения появляются новые оттенки, создается игра красок, которой сложно (а порой и невозможно) добиться за счет наложения непрозрачных мазков.
Лессировочные слои, нанесенные друг на друга, просвечиваются, что делает картину необычайно сложной в оттенках и эффектах!
Для лессировочной техники необходимо иметь очень гладкую поверхность холста , чтобы прозрачный слой смог ровно лечь на поверхность. Раньше писали на дереве, ее поверхность гладкая, а вот холст появился намного позже.
Тонированный грунт играет большую роль в том случае, когда живопись выполняется лессировочными красками и грунт просвечивает сквозь прозрачные слои изменяя их цвет.
Цвет грунта облегчает переходы тонов и часто является основным тоном в отдельных местах картины и задает колорит произведению. Если на тонированный грунт положен ы кроющие краски, цвет его не будет иметь значения для живописи.
Техника лессировки в масляной живописи
Техника лессировки в масляной живописи очень сложна и требует не только мастерского владения красками и кистью, но и понимания того, как они сочетаются в тех или иных разведениях.
Специалисты также разделяют многие более узкие техники живописи масляными красками. Например, известны итальянская техника, голландская техника, различные переходные техники, которые различаются в основном отдельными нюансами нанесения разных слоёв красок.
А также любимый прием нанесения красок Леонардо да Винчи — Фламандский (лессировочный). Знать о существовании таких техник полезно для общего кругозора, но для написания отличных картин, использовать их не обязательно. Ведь в эпоху Возрождения, была важная особенность, это задокументировать изображение максимально точно, например, портрет знатной особы, или сочный натюрморт.
Сейчас же такой необходимости нет, и с приходом в наш мир фотоаппаратов, живопись имеет все права развиваться в других направлениях и манерах письма!
Мало кто знает, что помимо особо сложной манере написания картин, многие живописцы и старые мастера, пользовались камерой-обскурой , которая передавала точные пропорции. А что это за чудо-приспособление, читайте в отдельной статье ⇐
Импасто, Пастозная, или корпусная техника
Это — противоположность лессировочной технике.
В принципе, это очень схожие техники по смыслу: пастозная техника или корпусная ( pastoso), а импасто ( impasto ) , переводится как тесто … То есть, картина «лепится», как тесто
Здесь друг на друга накладываются густые непрозрачные мазки, а вышележащий слой полностью перекрывает подлежащий. В этой технике мастер может активно работать с рельефностью картины.
Сюжет картины как будто лепится на поверхности холста
Причем наносить краску в такой технике можно не только кистью, но и мастихином. Создавать различные узоры можно также мастихином или еще чем, например, обычной пластиковой щеточкой из магазина строительных материалов.
Техника позволяет получить приятное ощущение материальности предметов. Хороша эта техника тем, что дает возможность выразиться творческой энергии кистью, мастихином, или шпателем, например. Винсент Ван Гог выра ж ал себя как художник, именно эт ой техникой живописи, нанос я густую краск у на холст.
Гризайль
Это — не столько техника масляной живописи, сколько манера письма вообще. И она же является одним из вариантов написания картин именно маслом. Главный её принцип — использование только одного цвета для написания картины. Здесь все границы и акценты формируются отдельными оттенками одного цвета, а не разными цветами. С амо название происходит от слова gris , что переводится с француского- серый.
Техника гризайль в масляной живописи
Техника гризайль используется в монументальной и альфрейной живописи для росписи стен и фасадов, а также такая техника позволяет прекрасно имитировать скульптуры и скульптурные рельефы. Но и в написании интересных картин тоже встречается.
Техника «Сухая кисть»
Это скорее, графический прием нанесения краски в одном цвете . Может быть на холсте, бумаге, дерево или металле. К живописи имеет слабое отношение, но наносится изображение маслом и кистями.
Достаточно редкая манера, в которой автор использует слабо разведенные, очень густые краски. То есть, пишется практически сухой кистью. Как правило, при таком разведении краски не позволяют работать с оттенками, но обеспечивают большую глубину и насыщенность полотна.
Техника «Сухая кисть» на бумаге
Говорят, что такую манеру письма привезли с собой студенты-китайцы, которые рисовали портреты тушью на бумаге около 30 лет назад для желающих на улице. Ну, а наши художники додумали… и создали свой вариант, не хуже китайского!
И сразу вопрос к вам, дорогие читатели: что, на ваш взгляд, важнее в картине: передать чувства, атмосферу, или детали какого-то конкретного предмета или явления? Какая техника для вас ближе — многослойная, или алла прима?
ВИДЕО НА ДЕСЕРТ: Как формируется художественный вкус
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Источник