- Приложение 4. Правила перевозок скоропортящихся грузов
- Правила перевозки скоропортящихся грузов
- Скоропортящиеся грузы обычно классифицируют по двум признакам — по происхождению и температурному режиму, который они требуют.
- Выбор транспортного средства для перевозки скоропортящихся грузов
- С чего начинается перевозка скоропортящегося груза?
- Упаковка скоропортящихся грузов
- Специальные обозначения скоропортящихся грузов
- С чего начинается погрузка скоропортящегося груза?
- Сборные перевозки скоропортящихся грузов
- Транспортировка и сроки доставки скоропортящегося груза
- Что делать в непредвиденных ситуациях?
Приложение 4. Правила перевозок скоропортящихся грузов
Правила
перевозок скоропортящихся грузов
§ 1. Настоящие Правила применяются при перевозках скоропортящихся грузов. К скоропортящимся грузам относятся такие грузы, которые при перевозке требуют мер защиты (охлаждения, отопления, вентилирования) от действия на них высоких или низких температур, ухода или обслуживания. Перечень основных скоропортящихся грузов приведен в Приложении 4.1 к СМГС.
В зависимости от технологической и термической обработки и термического состояния перед погрузкой скоропортящиеся грузы подразделяются на глубокозамороженные (ниже -18°С), замороженные (от -6 до -18°С), охлажденные и неохлажденные.
§ 2. Срок доставки скоропортящегося груза определяется в соответствии со статьей 14 СМГС. Скорость перевозки (большую или малую) выбирает отправитель.
§ 3. Скоропортящиеся грузы должны предъявляться отправителем к перевозке только в надлежащем состоянии по качеству (в том числе по температуре) в соответствии с нормативными требованиями страны отправления. Для перевозки скоропортящихся грузов, нуждающихся в таре или упаковке, отправитель должен применять тару и упаковку, отвечающие требованиям § 1 статьи 9 СМГС.
§ 4. К накладной отправителем должен быть приложен в качестве сопроводительного документа согласно статье 11 СМГС сертификат или спецификация о качестве скоропортящегося груза, который относится только к данному скоропортящемуся грузу и к данной накладной. Одновременно при перевозке мяса, мясных изделий, сливочного масла, сала, животных жиров и других скоропортящихся грузов, подлежащих ветеринарно-санитарному контролю, отправитель должен приложить к накладной ветеринарный сертификат, а при перевозках свежих фруктов, овощей, картофеля и живых растений — и фитосанитарный сертификат, выдаваемые компетентными органами страны отправления. Если хотя бы в одной из стран, железные дороги которой участвуют в перевозке скоропортящихся грузов, требуется гигиенический сертификат, то отправитель должен в установленном порядке приложить его к накладной.
§ 5. Способ перевозки скоропортящегося груза с применением мер защиты (охлаждение, вентилирование, отопление), род вагона (вагон-термос, вагон-ледник, рефрижераторный или крытый вагон), или контейнера, а также необходимость сопровождения груза, за исключением случаев, предусмотренных в § 6 настоящих Правил, определяются отправителем в зависимости от характера скоропортящегося груза и климатических условий на всем пути следования.
В накладной в графе «Особые заявления отправителя» отправитель указывает необходимые меры защиты и температурный режим перевозки на весь путь следования. Температурный режим указывается в виде интервала температур с учетом технических возможностей вагонов (контейнеров) железных дорог по его обеспечению.
Если в накладной не имеется таких указаний отправителя, то считается, что при перевозке данного скоропортящегося груза нет необходимости в применении мер защиты груза.
При выборе способа перевозки, рода вагона или контейнера отправитель должен учитывать термическое и физиологическое состояние груза перед погрузкой согласно § 1 настоящих Правил, его возможный срок транспортабельности, рассчитанный срок доставки согласно § 2 настоящих Правил (срок доставки не должен превышать срока транспортабельности), а также время года и климатические условия на всем пути следования скоропортящегося груза.
Ответственность за последствия от неправильного выбора способа перевозки и рода вагона, а также невыполнения других требований, предусмотренных настоящими Правилами, несет отправитель.
При перевозке скоропортящихся грузов с перегрузкой на пограничных станциях страны назначения принимающая сторона устанавливает способ перевозки с применением мер защиты и род вагона, руководствуясь внутренними Правилами, с учетом вышеизложенных требований и обеспечения их сохранности.
§ 6. Скоропортящиеся грузы, требующие во время перевозки мер защиты, ухода или обслуживания согласно § 1 настоящих Правил, перевозятся только повагонными отправками или отправками в крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах.
Если скоропортящиеся грузы требуют ухода или обслуживания, вызывающих необходимость сопровождения грузов, то отправитель или получатель должны предоставить своих проводников для сопровождения таких грузов согласно положениям Приложения 3 к СМГС. Скоропортящиеся грузы, требующие при перевозке в крытом вагоне отопления, а также живая рыба перевозятся только при проводниках отправителя или получателя от станции отправления до станции назначения. Если скоропортящиеся грузы перевозятся в не принадлежащих железной дороге вагонах-рефрижераторах (рефрижераторных контейнерах), оборудование которых обслуживается работниками организаций-собственников вагонов-рефрижераторов (рефрижераторных контейнеров), то эти работники считаются проводниками отправителя или получателя с оформлением необходимых документов согласно положениям Приложения 3 к СМГС.
Сопровождение скоропортящихся грузов проводниками отправителя или получателя не требуется, если перевозка этих грузов осуществляется в вагонах-рефрижераторах (рефрижераторных контейнерах), оборудование которых обслуживается работниками железной дороги и отправитель в накладной не сделал других отметок, касающихся ухода или обслуживания, кроме соблюдения температурных режимов.
§ 7. Если на одной из железных дорог, в том числе железной дороге, осуществляющей перегрузку, выявлено, что по условиям перевозки не обеспечивается сохранность скоропортящихся грузов, то эта железная дорога должна принять необходимые меры в соответствии с положениями статьи 21 СМГС.
§ 8. Ответственность за последствия отгрузки скоропортящихся грузов в вагонах и контейнерах, не отвечающих коммерческим и санитарным нормам, а в вагонах, не принадлежащих железной дороге, и техническим требованиям страны отправления, несет отправитель.
§ 9. Вагоны-термосы, рефрижераторные вагоны, вагоны-ледники, крытые вагоны, контейнеры, в том числе и рефрижераторные, готовятся под погрузку скоропортящихся грузов в соответствии с правилами, действующими на железной дороге отправления.
§ 10. В крытых вагонах, предоставляемых железной дорогой под погрузку неохлажденных скоропортящихся грузов при вентилировании, отправитель обязан установить ограждения на люки, обеспечивающие сохранность грузов, и о таком способе перевозки сделать в накладной в графе «Особые заявления отправителя» соответствующую отметку.
§ 11. При перевозке грузов в вагонах, отапливаемых без помощи электричества или пара, печное оборудование предоставляется и устанавливается в вагонах железной дорогой или отправителем с соблюдением мер пожарной безопасности. Снабжение вагонов топливом производится:
1) в бесперегрузочном сообщении: отправителем на весь путь следования груза;
2) в перегрузочном сообщении: отправителем от станции отправления до первой перегрузочной станции и от этой перегрузочной станции до следующей перегрузочной станции или до станции назначения — по внутренним правилам, действующим на той железной дороге, по которой следует груз.
При необходимости дополнительное топливо отпускается по письменным требованиям проводников на станциях, имеющих топливные склады. Стоимость топлива, отпущенного в пути следования груза, вписывается в накладную и удостоверяется станцией, выдавшей топливо.
§ 12. Условия перевозок скоропортящихся грузов в вагонах и рефрижераторных контейнерах, использующих для своего охлаждения или отопления внешние источники энергии (контактной сети, локомотива), согласовываются со всеми железными дорогами, участвующими в перевозке, заблаговременно.
§ 13. Сборы за поддержание температурного режима в изотермических и рефрижераторных вагонах, имеющих собственные источники энергии, исчисляются в соответствии с применяемыми тарифами, действующими на железных дорогах следования груза, и взимаются согласно статье 15 СМГС.
Сборы за использование внешних источников энергии (контактной сети, локомотива) для работы машинного оборудования по охлаждению или отоплению грузов исчисляются по внутренним тарифам, действующим на железных дорогах следования груза, и взимаются согласно статье 15 СМГС.
§ 14. Сборы за снабжение вагонов-ледников льдом при следовании груза по железным дорогам отправления и назначения исчисляются и взимаются в соответствии с внутренними тарифами, действующими на этих железных дорогах, а при следовании груза по транзитным железным дорогам — исчисляются в соответствии с применяемыми для данной международной перевозки транзитным тарифом и взимаются согласно статье 15 СМГС.
§ 15. Для скоропортящихся грузов, перевозимых между железными дорогами Республики Болгарии, Республики Польша отправитель в соответствующих случаях должен указать в накладной в графе «Особые заявления отправителя», на какой из нижеуказанной станций вагон должен быть снабжен естественным или сухим льдом или смесью (сообщая их процентное содержание) или топливом.
Для затребования снабжения льдом в пути следования отправитель помещает на вагоне и на накладной наклейку N 16 согласно образцу Приложения 6 к СМГС.
Снабжение вагонов льдом или топливом производится на станциях:
железных дорог Республики Болгарии:
железных дорог Республики Польша:
Малашевиче (только топливом).
§ 16. Сообщения об изменениях и дополнениях перечня станций, приведенного в § 15 настоящих Правил, направляются Комитету ОСЖД и железным дорогам — участницам настоящего Соглашения с указанием даты вступления изменений и дополнений в силу с таким расчетом, чтобы это сообщение поступило в Комитет ОСЖД и на железные дороги — участницы настоящего Соглашения не позднее чем за 45 дней до вступления изменений и дополнений в силу. При этом положения статьи 37 СМГС не применяются.
Изменения и дополнения должны публиковаться железными дорогами в соответствии с внутренними правилами, действующими на железных дорогах, однако исключение станций из перечня должно осуществляться не позднее чем за 15 дней до вступления этого исключения в силу согласно § 1 статьи 37 СМГС.
§ 17. В остальном для перевозок скоропортящихся грузов применяются положения СМГС.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Правила перевозки скоропортящихся грузов
Скоропортящиеся грузы, как хорошо видно по их названию, тем и отличаются, что имеют ограниченный срок годности, а потому их перевозка требует особых условий — поддержания определенной температуры и соблюдения сроков доставки. Если эти условия не будут выполнены, то груз испортится и полностью утратит свои товарные качества: все, что с ним можно будет сделать, это выбросить. А значит, он не будет реализован и клиент потерпит убытки, потеряв и товар, и потраченные на него деньги.
Сложность перевозки скоропортящихся грузов состоит в том, что всегда, как бы тщательно ни соблюдались все необходимые условия и сколь бы четко ни был продуман план транспортировки, остается риск не довезти товар в его качественном виде. Та же задержка в пути вполне может возникнуть по причинам, независящим от перевозчика (закрытие дороги на ремонт и необходимость объезда, затрудненное движение из-за аварии и т.п.), и увеличить время доставки настолько, что оно превысит максимально допустимые отведенные на транспортировку сроки.
На самом деле факторов риска, сопутствующих перевозкам скоропортящихся грузов, немало: дорожная обстановка, качество дорожного покрытия, погода (а именно — внешняя температура), запыленность и загазованность воздуха, воздействие микроорганизмов, уровень влажности и др. Чтобы их минимизировать, тем более нужно четко соблюдать необходимый температурный режим транспортировки, а также правила упаковки груза, его погрузки и размещения в кузове автомобиля.
Скоропортящиеся грузы обычно классифицируют по двум признакам — по происхождению и температурному режиму, который они требуют.
- продукты растительного происхождения: фрукты, овощи, зелень, грибы и т.д.;
- продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйца, молоко и др.;
- продукты переработки: сыры, колбасные изделия, консервы и пр.;
- живые растения: цветы, саженцы;
- грузы, используемые в медицинских целях: лекарственные препараты, кровь, плазма и т.п.
По уровню температурной обработки выделяют:
- свежие грузы: могут перевозиться в своем естественном состоянии без температурной обработки;
- охлажденные: требуют поддержания температуры в промежутке от -6 до +4°C;
- замороженные: хранятся при температуре от -7 до -17°C;
- глубокозамороженные: перевозятся при температуре от -18°C и ниже;
- подогретые: подразумевают не уменьшение, а увеличение температуры транспортировки — выше температуры окружающей среды.
Кроме того, в санитарных правилах фигурирует и такое разделение продовольственного сырья и пищевых продуктов:
- нескоропортящиеся: способны храниться дольше 30 дней при обычном температурно-влажностном режиме;
- скоропортящиеся: могут сохранять свои качества в течение 30 дней и только при условии соблюдения специального температурного режима;
- особо скоропортящиеся: их срок годности меньше 72 часов, а температура хранения и транспортировки не выше +6°C.
Выбор транспортного средства для перевозки скоропортящихся грузов
От того, к какому именно виду относится тот или иной груз, целиком зависит выбор автомобиля, в котором он поедет. Это будут:
- либо «ледники», в которых для охлаждения внутреннего помещения используется лед;
- либо рефрижераторы, обеспечивающие температурный режим с помощью холодильной установки;
- либо «термосы», способные определенное время без дополнительного оборудования поддерживать температуру выше температуры окружающей среды.
Вообще же, перевозить скоропортящиеся грузы можно любым видом транспорта — автомобильным, морским, железнодорожным, воздушным. Однако если воздушный транспорт довольно дорогостоящий и используется тогда, когда крайне важны максимально сжатые сроки доставки (например, при перевозке биологических тканей и органов). Морской — несколько медлителен и предпочтителен для транспортировки грузов с достаточно длительным сроком хранения. Железнодорожный, хотя и относительно дешевый и имеет хорошую проходимость (для товарных поездов нет «пробок» и они могут сохранять одинаковую скорость чуть ли не на всем участке пути), подразумевает большие объемы груза и, как правило, не обеспечивает прямую доставку товара — к двери клиента.
Автомобильный же везет груз «от двери до двери» и не требует дополнительной перегрузки, которая может сказаться на качестве и сохранности товара. Кроме того, автомобили используются чуть ли не в каждой «цепочке» доставки — от порта, аэропорта, железнодорожной станции к пункту назначения и т.п. И они же развозят товар из складов по точкам розничной продажи, а потому являются наиболее популярным и распространенным способом доставки «скоропорта».
Правда, прежде чем приступить к перевозке такого вида грузов, автомобили и подвижной состав должны пройти специальную процедуру допуска: выдержать испытания на соответствие санитарным, термическим и пр. нормам и получить особое свидетельство СПС. Свидетельство имеет такую аббревиатуру по названию документа, регулирующего перевозки скоропортящегося груза, — Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок. Что касается России, то это Соглашение, кстати, регламентирует не только международные, но и внутренние грузоперевозки.
С чего начинается перевозка скоропортящегося груза?
С правильного выбора транспортного средства (в зависимости от вида груза, температурного режима, требующегося для его перевозки, массы, размеров…), упаковки и маркировки, соответствующей всем требованиям, и подготовки сопроводительных документов.
В число обязательных документов, сопровождающих скоропортящийся груз, входят:
- товарно-транспортная или транспортная накладная;
- путевой лист;
- сертификат качества, содержащий основные характеристики товара и подтверждающий его соответствие нормам и стандартам;
- ветеринарный сертификат — для продуктов животного происхождения;
- санитарно-гигиенический сертификат, подтверждающий гигиеническую безопасность продукта;
- карантинный (или фитосанитарный) сертификат на продукты растительного происхождения, свидетельствующий об отсутствии заболеваний;
- обычные документы на автомобиль — технический паспорт, сертификат о прохождении техосмотра, страховой полис;
- свидетельство СПС (допуск к перевозке скоропортящихся грузов);
- лист контрольных проверок температуры груза и воздуха в кузове автомобиля.
Кроме того, у водителя при себе обязательно должна быть справка о прохождении медицинского осмотра.
Упаковка скоропортящихся грузов
Чтобы скоропортящиеся грузы выдержали транспортировку и сохранили свои качества, они должны быть упакованы в соответствии с установленными требованиями.
Так, например, замороженные мясные блоки следует завернуть в пергамент (целлофан) или аналогичный по свойствам материал и поместить в контейнеры или коробки из гофрированного материала. Копченые мясные изделия — в специальные ящики, обеспечивающие свободную циркуляцию воздуха. Солонину — в прочные, не дающие течи заливные бочки, доверху заполненные рассолом. Замороженную рыбу — в ящики, выстланные изнутри бумагой или другим изолирующим материалом. На дно тары для охлажденной рыбы (а также на каждый ряд рыбы) насыпают слой чистого дробленого льда. Бруски дрожжей заворачивают в бумагу и выкладывают в чистые и не имеющие посторонних запахов ящики. А яйца птиц упаковывают в тару с тисненными или гофрированными прокладками.
Для каждого вида груза предусмотрен свой особый порядок упаковки, который должен неукоснительно соблюдаться. Кроме того, огромное значение имеет температура погрузки и транспортировки товара (она специально указывается грузоотправителем в 5-й графе транспортной накладной) и маркировка тары.
Специальные обозначения скоропортящихся грузов
Для скоропортящихся грузов существует несколько вариантов обозначения, предупреждающих о том, при каких условиях его нужно перевозить и как с ним обращаться при погрузочно-разгрузочных работах.
- Знак «Скоропортящийся груз»: говорит о том, что груз не может находиться под влиянием высокой или низкой температуры и для его защиты и сохранности требуется особый температурный режим — охлаждение, проветривание и т.д.
- Знак «Беречь от сырости»: требует защиты от влаги и, как правило, используется для маркировки сыпучих грузов (сахар, соль и пр.).
- Знак «Беречь от солнечных лучей»: свидетельствует о том, что перевозимый груз подвержен порче при высоких температурах, действии прямых солнечных лучей и т.п.
- Знак «Ограничение температуры»: вместе с ним должен быть указан диапазон температурных значений, при которых товар можно хранить, транспортировать и перегружать.
- Знак «Герметичная упаковка»: запрещает открывать упаковку при хранении, погрузке/разгрузке и транспортировке.
С чего начинается погрузка скоропортящегося груза?
Погрузка скоропортящихся грузов тоже подразумевает свои нюансы.
Во-первых и прежде всего необходимо четко следить за тем, при какой температуре груз был предоставлен к отправке. Для этого и предусмотрен специальный лист контрольных проверок: в него грузоотправитель заносит значения температуры груза и температуры в кузове автомобиля, измеренные перед погрузкой, а грузополучатель — температуру в кузове прибывшего автомобиля и температуру прибывшего груза. Кроме того, может быть предусмотрена промежуточная проверка, выполненная непосредственно водителем. Правда, она требуется все реже: транспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящегося груза, выпускаются сейчас со штатными термографами. Этот прибор автоматически фиксирует значения температуры на протяжении всего пути, и по составленному им графику легко определить, как менялся температурный режим и не выходила ли температура за установленные нормами значения.
Во-вторых, грузоотправитель обязан предоставить перевозчику необходимые сопроводительные документы, а в транспортной/товарно-транспортной накладной в отдельной графе отметить температурный режим, максимальную продолжительность транспортировки и другие особые условия, при которых груз должен перевозиться и соблюдение которых обеспечит его сохранность.
В-третьих, грузоотправитель передает перевозчику груз в чистой, сухой, прочной таре, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, не подвергшейся коррозии и пр. порче. Если есть такая возможность, тара должна быть опломбирована, если нет, то пломбируется транспортное средство.
Однако прежде чем начать загрузку, грузоотправитель должен убедиться в том, что автомобиль допущен к перевозке «скоропорта», и визуально оценить его готовность к рейсу (чистота кузова, отсутствие видимых повреждений, коррозии и т.д.) В свою очередь и водителю необходимо проверить состояние груза: осмотреть тару, свериться с документами и, если есть сомнения, а упаковка не герметичная, вскрыв тару, непосредственно удостовериться в качестве перевозимого груза. Единственное — то, что упаковка вскрывалась, обязательно должно быть отмечено в документах.
Кроме того, нужно учитывать некоторые правила погрузки:
- замороженные грузы плотно укладывают друг на друга с максимальным использованием полезного пространства;
- свежие и охлажденные грузы должны быть уложены так, чтобы не препятствовать естественной циркуляции воздуха: между потолком и верхним рядом груза оставляют зазор не менее 30 см;
- между последним рядом груза и задней стенкой кузова автомобиля никакого зазора вообще не должно быть;
- если габариты ящиков не позволяют ровненько «вписать» их по длине и ширине кузова (остается пространство между ними и стенками автомобиля), необходимо создать специальные условия (использовать, например, дополнительный материал), чтобы не дать ящикам с грузом спокойно перемещаться и биться друг о друга во время транспортировки;
- при использовании при перевозке специальных крючьев (для мясных туш) нельзя нагружать их больше того максимального веса, на который они рассчитаны;
- фрукты и овощи должны быть отсортированы по зрелости и сортам и плотно уложены в ящик в уровень с его краями — чтобы плоды не бились и не терлись.
Сборные перевозки скоропортящихся грузов
В принципе, различные скоропортящиеся грузы можно перевозить вместе. Даже те, для которых предусмотрены разные температурные режимы хранения. Для обеспечения приемлемых условий для транспортировки каждого вида груза используется специальная передвигаемая по длине кузова изолирующая разделительная стенка. Однако хотя такая стенка и поддерживает разность температурных уровней, перевозить вместе глубокозамороженные/замороженные и свежие/охлажденные грузы все равно нельзя.
Точно так же категорически нельзя совмещать с другими грузами те, которые имеют стойкий сильный запах или другие особенности, а именно:
- рыбу: замороженную, охлажденную, соленую, вяленую, копченую, копчено-вяленую, сухую;
- сельдь, икру, сухие рыбные концентраты;
- мясо: охлажденное, копченое;
- копченые колбасы;
- все виды сыров;
- имеющие сильный аромат плоды и фрукты: апельсины, лимоны, мандарины, дыни;
- с резким запахом овощи: лук, чеснок;
- хлебные дрожжи;
- маргарин.
Транспортировка и сроки доставки скоропортящегося груза
При перевозке скоропортящихся грузов одно из главных условий — четкое соблюдение сроков доставки. Время транспортировки определяют по фактическому расстоянию перевозки и среднесуточному пробегу грузового автомобиля (600 км). При этом различают три вида сроков доставки:
- уставный: фигурирует в договоре с перевозчиком и определяет сроки, в которые груз должен быть доставлен от отправителя к получателю;
- технологический (или срок транспортабельности груза): максимальный срок, в который груз сохраняет свои качества и по истечении которого он уже считается испорченным;
- предельный: предназначен для установления ответственности перевозчика за несвоевременную доставку груза и, как следствие, за его несохранность и потерю его качества.
Если совместно перевозятся разные грузы, то при установлении сроков доставки нужно ориентироваться на тот груз, который наиболее подвержен риску быть испорченным и имеет меньший срок годности.
При этом перевозчик должен вообще отказаться от перевозки груза, чей срок годности истечет во время пути или если предполагаемая продолжительность перевозки превышает срок транспортабельности груза.
Что делать в непредвиденных ситуациях?
Как бы тщательно ни была организована перевозка скоропортящегося груза, сколь бы скрупулезно ни были учтены все требования и правила, какие бы меры ни были приняты для минимизации факторов рисков, насколько бы выверенным ни был маршрут доставки, на сто процентов обезопасить транспортировку от форс-мажорных обстоятельств, могущих привести к порче товара, все равно, к сожалению, нельзя.
Если, например, из-за технической неисправности автомобиль не может продолжать движение или вышло из строя холодильное оборудование, если имеются внешние признаки начинающейся порчи товара, если автомобиль исправен, но из-за возникшей по каким-то причинам задержки в пути не успевает довезти груз в срок и т.п., то должны быть приняты экстренные меры. Скоропортящийся товар необходимо передать для реализации в местную торговую сеть.
Если же перевозка обошлась без эксцессов и груз доставлен получателю вовремя, последний должен измерить температуру товара и температуру воздуха в кузове автомобиля (и внести значения в лист контрольных проверок), оценить состояние упаковки, а после разгрузки помыть и продезинфицировать транспортное средство (или доплатить за санитарную обработку перевозчику).
Источник