Подведем итоги(3).
Задание 1. В Неаполитанском заливе Средиземного моря профессор В. Т. Шевяков в течение нескольких лет проводил наблюдения за распространением одноклеточных животных – радиолярий. Было обнаружено, что радиолярии из отряда Акантарии обитают преимущественно в поверхностных слоях моря. Однако после сильных дождей они опускаются на глубину 100 – 200 м. Через одни-двое суток после прекращения дождей животные вновь поднимаются в поверхностные слои. Зимой радиолярии уходят на глубину 50 – 200 м. Дайте обоснование такому поведению животных.
Радиолярии не переносят низкую соленость воды. Дожди опресняют поверхностные слои моря, поэтому радиоляриям приходится опускаться ниже, где соленость сохраняется в достаточном для них количестве.
Задание 2. Пресноводные и морские одноклеточные животные отличаются работой сократительных вакуолей. Сократительные вакуоли пресноводных одноклеточных животных при комнатной температуре проделывают весь цикл пульсации за 10 – 15 с. При этом они выводят из организма объем жидкости, равный объему их тела. У морских одноклеточных животных сократительная вакуоль пульсирует очень редко, а иногда отсутствует вовсе. Объясните причины различий в работе сократительных вакуолей пресноводных и морских одноклеточных животных.
Главной функцией сократительной вакуоли является регуляция водно-солевого баланса в клетке. Содержание солей в клетке значительно выше, чем в окружающей ее пресной воде, поэтому вода должна постоянно проникать в клетку простейшего, чтобы разбавить относительно высокое содержание солей в цитоплазме. Однако чрезмерное обводнение клетки неминуемо повлечет за собой ее гибель. Что бы этого не случилось, сократительные вакуоли время от времени пульсируют, выбрасывая из клетки поступившую в нее лишнюю воду.
Соответственно морские простейшие не нуждаются в сократительных вакуолях, поскольку содержание солей вокруг них такое же, как и в цитоплазме. Поэтому такие органеллы имеют только пресноводные простейшие.
Задание 3. Используя термины «хозяин», «паразит», «переносчик», «возбудитель», составьте и нарисуйте схему передачи возбудителя малярии человеку. Укажите среди участников этой цепи одноклеточное животное.
Задание 4. Выпишите номера характеристик каждого из приведенных понятий.
Задание 5. Укажите правильный ответ.
1. Сократительные вакуоли необходимы:
г) для удаления избытка воды с растворенными продуктами обмена
2. Эвглену зеленую называют «переходной формой» между растениями и животными, поскольку она:
в) имеет признаки растений и животных
3. Обитающие в воде одноклеточные животные дышат:
а) растворенным в воде кислородом
4. Процесс поступления веществ в организм, их превращения и выделение продуктов жизнедеятельности – это:
в) обмен веществ
5. Эвглена зеленая отличается от инфузории-туфельки тем, что имеет:
г) хлоропласты
6. Эвглена зеленая передвигается:
а) с помощью жгутиков
7. Процесс расщепления и переваривания пищи у одноклеточных животных происходит:
б) в пищеварительной вакуоли
8. В половом процессе инфузорий основную роль играет:
в) оба ядра
9. Дыхание эвглены зеленой происходит:
г) все ответы правильные
10. Из перечисленных организмов к жгутиковым относится:
б) гониум
11. Малярийный плазмодий относится к типу:
б) споровики
12. Мел и другие известковые породы образовались за счет отложения таких вымерших представителей простейших, как:
в) фораминиферы
13. К споровикам относятся:
в) малярийный плазмодий
14. Предполагают, что современные одноклеточные животные произошли:
б) от древних жгутиковых
Источник
ЗАДАНИЕ № 1: Выберите один правильный ответ.
1. Процесс расщепления и переваривания пищи у одноклеточных животных происходит:
А) вне вакуолей в цитоплазме;
Б) в сократительной вакуоли;
Г) в пищеварительной вакуоли.
2. Пресноводная гидра передвигается:
А) при помощи щупалец;
Б) при помощи подошвы;
В) реактивным способом;
Г) при помощи щупалец и подошвы.
3. Пищеварительная система у кольчатых червей:
А) есть, но не имеет анального отверстия;
Б) есть, но не подразделена на отделы;
В) имеется и подразделяется на отделы;
4. Реактивным способом передвигаются:
А) кальмары; Б) беззубка;
В) прудовик; Г) мидии.
5. Отсутствие головы у представителей двустворчатых моллюсков объясняется тем, что они:
Б) передвигаются при помощи ноги;
В) ведут малоподвижный образ жизни;
Г) имеют двустворчатую раковину.
6. Органы выделения у насекомых:
Б) лёгочные мешки;
Г) Мальпигиевы сосуды.
7. Легкие земноводных имеют простое строение, поэтому важное значение в газообмене имеет:
В) ротовая полость;
8. Кровеносная система земноводных, как и кровеносная система рыб, имеет:
Б) сердце с одним желудочком;
В) кровеносные сосуды;
Г) трёхкамерное сердце.
9. Грудная клетка незамкнута у:
10. Пищеварение у гидры:
11. Моллюски дышат:
А) всей поверхностью тела;
Б) только жабрами;
В) только лёгкими;
Г) жабрами и лёгкими.
12. Класс Ракообразные относится к типу:
А) кольчатые черви;
В) ленточные черви.
13. Паукообразные – это:
А) только хищники;
Б) только паразиты;
В) только растительноядные;
Г) хищники, паразиты, растительноядные.
14. Грудь насекомых состоит из:
А) трёх сегментов;
Б) четырёх сегментов;
В) шести сегментов.
15. Родственные роды животных объединяют:
16. Лягушки имеют орган боковая линия:
А) только в период личиночного развития;
Б) только во взрослом состоянии
В) во все периоды жизни.
17. Все современные птицы:
А) не имеют зубов;
Б) имеют зубы только во взрослом состоянии;
В) имеют зубы в птенцовом возрасте.
18. Насекомые, как и ракообразные, имеют:
Б) 2 пары усиков;
В) фасеточные глаза;
Г) хитиновый покров.
19. Многоклеточные животные, в отличии от одноклеточных:
А) характеризуются индивидуальным развитием;
Б) состоят из большого числа клеток;
В) способны к воспроизведению себе подобных;
20. Кровеносная система земноводных, как и кровеносная система рыб, имеет:
Б) сердце с одним желудочком;
В) кровеносные сосуды;
Г) трёхкамерное сердце.
ЗАДАНИЕ №2: выберите несколько правильных ответов
21. Для ракообразных характерны следующие признаки:
а) хитиновый покров;
б) замкнутая кровеносная система;
в) жаберное дыхание;
г) сегментарное строение тела;
д) фасеточные глаза.
22. Какие особенности строения характерны для лягушек?
а) развитие происходит в воде, яйцеклетка без защитных оболочек
б) дыхание кожно-легочное
в) развитие происходит только на суше
г) дыхание кожное
д) сердце трехкамерное, два круга кровообращения
е) сердце четырехкамерное, два круга кровообращения
ЗАДАНИЕ №3: установите соответствие
23. Установите соответствие между особенностями строения животного и классом, к которому оно принадлежит
Класс Особенности строения
2. Насекомые А. Тело состоит из 2-х отделов: головогруди и брюшка Б. Тело состоит из 3-х отделов: головы, груди и брюшка В. Брюшко членистое Г. Брюшко нечленистое Д. На голове 1 пара усиков Е. Усиков нет Ж. Развитие у большинства видов прямое З. Развитие с полным или неполным превращением
ЗАДАНИЕ №4: продолжите аналогию
24. Продолжите аналогию. Вместо знака вопроса напишите слово ответ:
1) краб : ракообразное = бабочка : ?
2) акула : рыба = тритон : ?
3) змея : пресмыкающееся = кит : ?
ЗАДАНИЕ №5 : установите последовательность
25. Установите последовательность появления на Земле представителей систематических групп животных. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Источник
ЗАДАНИЕ № 1: Выберите один правильный ответ.
1. Процесс расщепления и переваривания пищи у одноклеточных животных происходит:
А) вне вакуолей в цитоплазме;
Б) в сократительной вакуоли;
Г) в пищеварительной вакуоли.
2. Пресноводная гидра передвигается:
А) при помощи щупалец;
Б) при помощи подошвы;
В) реактивным способом;
Г) при помощи щупалец и подошвы.
3. Пищеварительная система у кольчатых червей:
А) есть, но не имеет анального отверстия;
Б) есть, но не подразделена на отделы;
В) имеется и подразделяется на отделы;
4. Реактивным способом передвигаются:
А) кальмары; Б) беззубка;
В) прудовик; Г) мидии.
5. Отсутствие головы у представителей двустворчатых моллюсков объясняется тем, что они:
Б) передвигаются при помощи ноги;
В) ведут малоподвижный образ жизни;
Г) имеют двустворчатую раковину.
6. Органы выделения у насекомых:
Б) лёгочные мешки;
Г) Мальпигиевы сосуды.
7. Легкие земноводных имеют простое строение, поэтому важное значение в газообмене имеет:
В) ротовая полость;
8. Кровеносная система земноводных, как и кровеносная система рыб, имеет:
Б) сердце с одним желудочком;
В) кровеносные сосуды;
Г) трёхкамерное сердце.
9. Грудная клетка незамкнута у:
10. Пищеварение у гидры:
11. Моллюски дышат:
А) всей поверхностью тела;
Б) только жабрами;
В) только лёгкими;
Г) жабрами и лёгкими.
12. Класс Ракообразные относится к типу:
А) кольчатые черви;
В) ленточные черви.
13. Паукообразные – это:
А) только хищники;
Б) только паразиты;
В) только растительноядные;
Г) хищники, паразиты, растительноядные.
14. Грудь насекомых состоит из:
А) трёх сегментов;
Б) четырёх сегментов;
В) шести сегментов.
15. Родственные роды животных объединяют:
16. Лягушки имеют орган боковая линия:
А) только в период личиночного развития;
Б) только во взрослом состоянии
В) во все периоды жизни.
17. Все современные птицы:
А) не имеют зубов;
Б) имеют зубы только во взрослом состоянии;
В) имеют зубы в птенцовом возрасте.
18. Насекомые, как и ракообразные, имеют:
Б) 2 пары усиков;
В) фасеточные глаза;
Г) хитиновый покров.
19. Многоклеточные животные, в отличии от одноклеточных:
А) характеризуются индивидуальным развитием;
Б) состоят из большого числа клеток;
В) способны к воспроизведению себе подобных;
20. Кровеносная система земноводных, как и кровеносная система рыб, имеет:
Б) сердце с одним желудочком;
В) кровеносные сосуды;
Г) трёхкамерное сердце.
ЗАДАНИЕ №2: выберите несколько правильных ответов
21. Для ракообразных характерны следующие признаки:
а) хитиновый покров;
б) замкнутая кровеносная система;
в) жаберное дыхание;
г) сегментарное строение тела;
д) фасеточные глаза.
22. Какие особенности строения характерны для лягушек?
а) развитие происходит в воде, яйцеклетка без защитных оболочек
б) дыхание кожно-легочное
в) развитие происходит только на суше
г) дыхание кожное
д) сердце трехкамерное, два круга кровообращения
е) сердце четырехкамерное, два круга кровообращения
ЗАДАНИЕ №3: установите соответствие
23. Установите соответствие между особенностями строения животного и классом, к которому оно принадлежит
Класс Особенности строения
2. Насекомые А. Тело состоит из 2-х отделов: головогруди и брюшка Б. Тело состоит из 3-х отделов: головы, груди и брюшка В. Брюшко членистое Г. Брюшко нечленистое Д. На голове 1 пара усиков Е. Усиков нет Ж. Развитие у большинства видов прямое З. Развитие с полным или неполным превращением
ЗАДАНИЕ №4: продолжите аналогию
24. Продолжите аналогию. Вместо знака вопроса напишите слово ответ:
1) краб : ракообразное = бабочка : ?
2) акула : рыба = тритон : ?
3) змея : пресмыкающееся = кит : ?
ЗАДАНИЕ №5 : установите последовательность
25. Установите последовательность появления на Земле представителей систематических групп животных. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Источник
ЗАДАНИЕ № 1: Выберите один правильный ответ.
1. Процесс расщепления и переваривания пищи у одноклеточных животных происходит:
А) вне вакуолей в цитоплазме;
Б) в сократительной вакуоли;
Г) в пищеварительной вакуоли.
2. Пресноводная гидра передвигается:
А) при помощи щупалец;
Б) при помощи подошвы;
В) реактивным способом;
Г) при помощи щупалец и подошвы.
3. Пищеварительная система у кольчатых червей:
А) есть, но не имеет анального отверстия;
Б) есть, но не подразделена на отделы;
В) имеется и подразделяется на отделы;
4. Реактивным способом передвигаются:
А) кальмары; Б) беззубка;
В) прудовик; Г) мидии.
5. Отсутствие головы у представителей двустворчатых моллюсков объясняется тем, что они:
Б) передвигаются при помощи ноги;
В) ведут малоподвижный образ жизни;
Г) имеют двустворчатую раковину.
6. Органы выделения у насекомых:
Б) лёгочные мешки;
Г) Мальпигиевы сосуды.
7. Легкие земноводных имеют простое строение, поэтому важное значение в газообмене имеет:
В) ротовая полость;
8. Кровеносная система земноводных, как и кровеносная система рыб, имеет:
Б) сердце с одним желудочком;
В) кровеносные сосуды;
Г) трёхкамерное сердце.
9. Грудная клетка незамкнута у:
10. Пищеварение у гидры:
11. Моллюски дышат:
А) всей поверхностью тела;
Б) только жабрами;
В) только лёгкими;
Г) жабрами и лёгкими.
12. Класс Ракообразные относится к типу:
А) кольчатые черви;
В) ленточные черви.
13. Паукообразные – это:
А) только хищники;
Б) только паразиты;
В) только растительноядные;
Г) хищники, паразиты, растительноядные.
14. Грудь насекомых состоит из:
А) трёх сегментов;
Б) четырёх сегментов;
В) шести сегментов.
15. Родственные роды животных объединяют:
16. Лягушки имеют орган боковая линия:
А) только в период личиночного развития;
Б) только во взрослом состоянии
В) во все периоды жизни.
17. Все современные птицы:
А) не имеют зубов;
Б) имеют зубы только во взрослом состоянии;
В) имеют зубы в птенцовом возрасте.
18. Насекомые, как и ракообразные, имеют:
Б) 2 пары усиков;
В) фасеточные глаза;
Г) хитиновый покров.
19. Многоклеточные животные, в отличии от одноклеточных:
А) характеризуются индивидуальным развитием;
Б) состоят из большого числа клеток;
В) способны к воспроизведению себе подобных;
20. Кровеносная система земноводных, как и кровеносная система рыб, имеет:
Б) сердце с одним желудочком;
В) кровеносные сосуды;
Г) трёхкамерное сердце.
ЗАДАНИЕ №2: выберите несколько правильных ответов
21. Для ракообразных характерны следующие признаки:
а) хитиновый покров;
б) замкнутая кровеносная система;
в) жаберное дыхание;
г) сегментарное строение тела;
д) фасеточные глаза.
22. Какие особенности строения характерны для лягушек?
а) развитие происходит в воде, яйцеклетка без защитных оболочек
б) дыхание кожно-легочное
в) развитие происходит только на суше
г) дыхание кожное
д) сердце трехкамерное, два круга кровообращения
е) сердце четырехкамерное, два круга кровообращения
ЗАДАНИЕ №3: установите соответствие
23. Установите соответствие между особенностями строения животного и классом, к которому оно принадлежит
Класс Особенности строения
2. Насекомые А. Тело состоит из 2-х отделов: головогруди и брюшка Б. Тело состоит из 3-х отделов: головы, груди и брюшка В. Брюшко членистое Г. Брюшко нечленистое Д. На голове 1 пара усиков Е. Усиков нет Ж. Развитие у большинства видов прямое З. Развитие с полным или неполным превращением
ЗАДАНИЕ №4: продолжите аналогию
24. Продолжите аналогию. Вместо знака вопроса напишите слово ответ:
1) краб : ракообразное = бабочка : ?
2) акула : рыба = тритон : ?
3) змея : пресмыкающееся = кит : ?
ЗАДАНИЕ №5 : установите последовательность
25. Установите последовательность появления на Земле представителей систематических групп животных. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Источник