Конспект урока по родному русскому языку на тему «Информация: способы и средства её получения и переработки»(8 класс)
Конспект урока по родному русскому языку. 8 класс
Тема: Информация: способы и средства её получения и переработки.
Слово «информация» происходит от латинского «informatio» – сведения, разъяснения. Это в самом широком смысле различные сведения вне зависимости от формы их предоставления. Одна и та же информация может являться новой или устаревшей, актуальной или неактуальной для разных людей. Информация, переданная на электронном носителе, может быть интересна и доступна для человека, владеющего компьютерной грамотностью и бесполезна для того, кто не имеет под рукой компьютера или не умеет им пользоваться.
Информация – это любые сведения, которые интересуют конкретного человека в конкретной ситуации.
Информация может существовать в самых разнообразных формах:
в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
в виде световых или звуковых сигналов;
в виде радиоволн;
в виде электрических и нервных импульсов;
в виде магнитных записей;
в виде жестов и мимики;
в виде запахов и вкусовых ощущений;
в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.
Процесс передачи информации:
Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.
сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника — специалиста-метеоролога посредством канала связи — телевизионной передающей аппаратуры и телевизора;
живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.
Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.
Виды и свойства информации.
Виды информации по способу восприятия
У человека пять органов чувств, с их помощью человек получает информацию о внешнем мире: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Источник
Способ переработки информации с целью последующего ее использования самим лицом
Обработка (преобразование) информации — это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными.
В результате обработки имеющейся (входной) информации мы получаем новую (выходную) информацию.
Во многих задачах бывает заранее известно правило, по которому следует осуществлять преобразование входной информации в выходную. Это правило может быть представлено в виде формулы или подробного плана действий.
Обработка информации — это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату.
Процесс обработки информации не всегда связан с получением каких-то новых сведений. Например, при переводе текста с одного языка на другой. Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.
Обработка информации – это:
· представление и преобразование информации из одного вида в другой в соответствии с формальными правилами;
· процесс интерпретации (осмысления) данных;
· процесс преобразования к виду, удобному для передачи или восприятия (кодирование, декодирование и т.д.);
· процесс преднамеренного искажения или изменения структуры данных, изменение числовых значений данных и т.д.
Обработка информации заключается в различных преобразованиях самой информации или формы ее представления:
— извлечение новой информации из данной путем логических рассуждений, например, раскрытие преступления по собранным уликам
— изменение формы представления информации, например, перевод текста с одного языка на другой или шифровка (кодирование) текста;
— сортировка информации, например, упорядочение списка фамилий по алфавиту;
— поиск информации, например, поиск телефона в телефонной книге или поиск иностранного слова в словаре.
Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам. Примерами таких преобразований могут служить: замена одной буквы на другую в тексте; замена нулей на единицы, а единиц на нули в последовательности битов; сложение двух чисел, когда из информации, представляющей слагаемые, получается результат – сумма.
Слова «Обработка информации», таким образом, вовсе не подразумевают восприятие информации или ее осмысление. Компьютер – всего лишь машина и способна только к технической, машинной обработке информации.
Конечно, технические преобразования информации обычно производятся с целью достижения некоторого осмысленного эффекта. Например, если в тексте восклицательный знак заменить на вопросительный, то это будет соответствовать и некоторому смысловому изменению. Однако сама замена восклицательного знака на вопросительный носит технический характер и может быть произведена в любом тексте:
Это правда! à Это правда?
а+%599-!222 à а+%599-?222
Обработка информации на ЭВМ обычно состоит в выполнении огромного количества такого рода элементарных, технических операций.
Но всегда ли нам известно, как, по каким правилам входная информация преобразовывается в выходную?
Такую систему, в которой наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а её структура и внутренние процессы неизвестны, называют «чёрным ящиком».
Обработка информации по принципу «черного ящика» — процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.
«Черный ящик» — это система, в которой внешнему наблюдателю доступны лишь информация на входе и на выходе этой системы, а строение и внутренние процессы неизвестны.
Источник
Разработка урока на тему «Информация. Способы и средства её получения и переработки» (8 класс)
Урок родного (русского) языка в 8 «Б» классе
Тема: «Информация: способы и средства её получения и переработки».
Цель урока: закрепить понятие «информация», познакомить с понятиями источников информации, видами информации и существующими способами ее получения и переработки, с понятием читательской грамотности и способами её повышения.
· Образовательная: помочь учащимся усвоить понятия свойства информации, познакомить с видами информации и существующими способами ее получения и переработки.
· Развивающая: развитие познавательных интересов, навыков работы с текстом, самоконтроля, умения конспектировать, повышение читательской грамотности.
· Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Оборудование : компьютер с видеопроектором, учебники, рабочие листы, видеоролик, раздаточный материал.
Тип урока : урок освоения нового знания.
Орг.момент (1 мин)
Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня на уроке присутствуют гости, давайте повернёмся к ним и поздороваемся. Очень надеюсь, что вы сегодня будете работать активно и покажете весь свой потенциал J
Актуализация опорных знаний (2 мин)
Итак, сегодня нам предстоит работать с понятием, которое – несмотря на свою широчайшую распространённость в современном мире – так и остаётся одним из самых дискуссионных в науке , а термин может иметь различные значения в разных отраслях человеческой деятельности.
Информа́ция (от лат. informātiō «разъяснение, представление, понятие о чём-либо» ← informare «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать» [1] ) — сведения независимо от формы их представления.
Первоначально под информацией подразумевали любые сведения, передаваемые людьми устным , письменным или каким-либо другим способом (с помощью условных сигналов , технических средств и т. д.); с середины XX века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом , автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире ; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (например, генетическая информация ); одно из основных понятий кибернетики . Но мы с вами всё-таки отойдём от кибернетики будем рассматривать информацию в её традиционных рамках.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 – 4 мин)
Сейчас посмотрите, пожалуйста, ролик (отрывок из фильма «Шерлок Холмс» с эпизодом первой встречи Холмса и Ватсона) и подумайте: что могло стать источниками информации для знаменитого сыщика, благодаря чему он составил такое точное представление о докторе Ватсоне?
(Просмотр ролика и выслушивание ответов учащихся)
Итак, источников информации может быть множество. Для Шерлока в данном случае – это походка, поведение Ватсона, состояние его телефона и др.
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Да, мы поговорим сегодня об информации, а также о том, как её получают и перерабатывают.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Информация: способы и средства её получения и переработки».
Первичное усвоение новых знаний (6 мин)
Зачем нам нужно это знать (откуда брать и как перерабатывать информацию)?
Правильно, нам важно всё это знать для того, чтобы самим более эффективно ориентироваться в мире информации. Но поскольку нельзя объять необъятное, мы с вами сосредоточимся именно на чтении текста и получении и переработке информации, которая в нём содержится, поскольку чтение в эпоху цифровой грамотности сильно отличается даже от того, каким оно было 20 лет назад. Ведь до середины 1990-х годов люди читали в основном с бумажных носителей. Печатные материалы существовали и продолжают существовать во многих различных формах, от детских книг до длинных романов, от листовок до энциклопедий, от газет и журналов до научных сборников, от административных заявок до заметок на рекламных щитах.
Однако в связи с массовым распространением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) среди широкой публики чтение сместилось с печатных текстов на цифровые, а поэтому особую актуальность приобрело развитие читательской грамотности.
Давайте ответим на два вопроса, найдя ответы на них при помощи ваших навыков чтения. Сейчас будет непереводимая игра слов: давайте познакомимся с помощью чтения с видами чтения, а также с понятием «читательская грамотность» (раздаю материал, даю две минуты на ознакомление с текстами).
Итак, каким же может быть чтение?
Изучающее — направлено на проникновение в смысл текста при помощи его анализа, предполагается полнота и точность понимания.
Ознакомительное — представляет собой извлечение основной информации, для него характерны большие тексты.
ПросмОтровое — чтение является получение общей информации о содержании текста.
Поисковое — чтение направлено на извлечение конкретной информации.
Вы каким пользовались, выполняя задание?
Что такое читательская грамотность? ( Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни). Давайте запишем определение (Читательская грамотность – это способность понимать, использовать и анализировать прочитанный текст).
Итак, этот термин появился появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study). Это исследование проходит раз в три года и охватывает пятнадцатилетних подростков. В прошлый раз оно проводилось в нашей стране в 2018 году. Теперь пройдёт в 2021, то есть в следующем учебном году. Посчитайте, сколько вам будет лет? Кого коснётся это исследование? Правильно, как раз вас. Поэтому для нас с вами особенно актуально совершенствовать читательскую грамотность.
Давайте теперь запишем, какие две большие группы навыков должны быть сформированы у развитого читателя:
1) способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения;
2) умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний. Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.
Необходимо также помнить, что текст может быть не только привычным нам сплошным текстом (описанием, повествованием, рассуждением), но может включать в себя различные элементы инфографики, что стало особенно популярно в современном мире, поскольку такой способ подачи информации позволяет трансформировать весьма объёмные тексты в компактные и лаконичные графические изображения, когда форма привлекает внимание и воспринимается быстрее, чем текст. Инфографика может заменять до 5 страниц текста.
Вторая причина возросшей популярности инфографики заключается в том, что человек может запомнить 10 % информации, которую слышит, 20 % из прочитанного текста и 80 % из того, что увидит. Визуализация данных способна остановить на себе взгляд, сфокусировать внимание и даже вызвать эмоции. И все это возможно с помощью одного рисунка.
Таким образом, наша задача на сегодняшний урок – постараться извлечь максимум информации из предлагаемых источников.
Посмотрите, какие аспекты составляют читательскую грамотность, чтобы в дальнейшем, когда вы приступите к выполнению заданий, вы поэтапно двигались в процессе работы с информацией:
— толкование текста в буквальном смысле;
— оценка языка и формы сообщения;
— поиск информации и ее извлечение;
— формулирование основных идей и выводов;
— общее понимание текста;
— размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.
И вот сейчас мы с вами убедимся, что извлечение информации из текста, из инфографики и её переработка зависит от многих факторов. Попробуем извлечь максимум из тех материалов, которые вы получили. Вам предстоит работа в парах. Вместе читаете, обсуждаете полученную информацию и отвечаете на вопросы.
Работа в парах с раздаточным материалом (12 мин).25
Первичная проверка понимания (9 мин).
Первичное закрепление (4 мин).
Домашнее задание (инструктаж) (1 мин).
Рефлексия (1 мин).
Имеется связь между наличием хобби и интернет-зависимостью:
· среди независимых и слабозависимых пользователей имеют хобби 100%;
· среди абсолютно зависимых пользователей – только 28,6% (причем, для них хобби и проведение времени в Интернете тождественны).
Имеется также прямая связь между отсутствием распорядка дня и интернет-зависимостью:
· 100% независимых всегда планируют время;
· среди слабозависимых таких 40%;
· у абсолютно зависимых это значение равно нулю.
Способы обработки информации
1. план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные); аннотация, рецензия, отзыв;
2. конспекты (плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности);
3. схема-конспект, структурно-логическая схема;
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник