Способ перенесения неблагоприятных условий у эвглены зеленой

Содержание
  1. Статья «КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ. ЗЕЛЕНАЯ ЭВГЛЕНА И ВОЛЬВОКС. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  2. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  3. Современные педтехнологии в деятельности учителя
  4. Методическая работа в онлайн-образовании
  5. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  6. Общая информация
  7. Похожие материалы
  8. Статья «КЛАСС КОРНЕНОЖКИ. ОБЫКНОВЕННАЯ АМЕБА. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  9. Презентация по теме «Системы органов»
  10. Урок по биологии на тему «Свет в жизни организмов» (10 класс)
  11. Урок по биологии на тему «Взаимодействие экологических факторов» (10 класс)
  12. Урок по биологии на тему «Закономерности воздействия факторов среды на организм» (10 класс)
  13. Урок по биологии на тему «Понятие о среде обитания и об окружающей среде» (10 класс)
  14. Статья «Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Информационные материалы и методические указания к уроку».
  15. Урок по биологии на тему «Общие свойства живых организмов» (10 класс)
  16. Вам будут интересны эти курсы:
  17. Оставьте свой комментарий
  18. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  19. Подарочные сертификаты
  20. Методическая разработка по биологии «Особенности строения и жизнедеятельности эвглены зелёной. Колониальные жгутиковые

Статья «КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ. ЗЕЛЕНАЯ ЭВГЛЕНА И ВОЛЬВОКС. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Статья «КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ. ЗЕЛЕНАЯ ЭВГЛЕНА И ВОЛЬВОКС. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Вопросы и задания для проверки домашнего задания по предыдущей теме:

1. Где живут и как передвигаются амебы?

2. Как и чем питаются обыкновенная и дизентерийная амебы?

3. Каким образом выделяются из тела амебы вредные вещества?

4. Объясните по рисунку, как размножаются амебы.

5. Какое значение имеет для амебы циста?

План изучения нового материала:

Образ жизни, строение и передвижение эвглены. Зеленая

эвглена, как и обыкновенная амеба, живет в прудах, загрязненных

гниющими листьями, в лужах и в других водоемах со

стоячей водой. Тело эвглены длиной около 0,05 мм имеет вытянутую

форму. Его передний конец притуплен, а задний заострен.

Наружный слой цитоплазмы эвглены плотный, он образует вокруг

ее тела оболочку. Благодаря оболочке форма тела эвглены

мало изменяется при движении. Эвглена может лишь слегка

сокращаться, становясь при этом короче и шире. На переднем

конце тела эвглены находится тонкий нитевидный вырост цитоплазмы—

жгутик. Эвглена вращает жгутиком, как бы ввинчиваясь

в воду, и благодаря этому плывет тупым концом вперед.

Простейших, которые передвигаются с помощью одного или

нескольких жгутиков, относят к классу жгутиковых.

Ученые считают, что от древних жгутиконосцев, живших около

1,5 млрд. лет назад, произошли все классы современных

Питание. В цитоплазме эвглены имеется более 20 зеленых

овальных хлоропластов, придающих ей зеленый цвет (отсюда

и название эвглены — зеленая). В хлоропластах находится.хлорофилл.

Питается эвглена на свету, как зеленые растения,

строя свое тело из органических веществ, образующихся на

свету путем фотосинтеза. В цитоплазме скапливаются мелкие

зернышки запасного питательного вещества, близкого по составу

к крахмалу и расходуемого при голодании эвглены.

Если поместить эвглену на длительное время в темноту,

хлорофилл у нее исчезает, она становится бесцветной. Вследствие

этого фотосинтез прекращается, и эвглена начинает усваивать

растворенные органические вещества, образующиеся при

разложении различных отмерших организмов.

Дыхание и выделение у эвглены происходят так же, как и

у амебы. Сократительная вакуоль помещается на переднем конце

тела эвглены. Через нее из организма эвглены удаляются

избыток воды и продукты выделения.

Обмен веществ. Эвглена может питаться двумя различными

способами. От этого зависит и характер обмена веществ в ее

организме. В темноте он происходит так же, как у амебы и

других животных. На свету характер обмена веществ изменяется

и становится таким же, как у зеленых растений. Эта особенность

обмена веществ эвглены, как и сходство в строении растительных

и животных клеток, указывает на родство между

растениями и животными.

Чувствительность к свету. Рядом с сократительной вакуолью

у эвглены находится ярко-красный чувствительный к свету

глазок: эвглена всегда плывет к освещенной части водоема,

где условия для фотосинтеза наиболее благоприятны.

Размножение. В цитоплазме, ближе к заднему концу тела

эвглены, заметно крупное ядро. При размножении оно делится на две части. Образовавшиеся ядра расходятся в стороны,

и начинается деление тела. Сначала рядом со жгутиком вырастает

второй, новый жгутик. Между ними на переднем конце тела

образуется щель. Она становится все глубже и глубже и проходит

между ядрами. В результате такого продольного деления

образуются две молодые эвглены.

Циста. При неблагоприятных условиях у эвглены, как и у амебы.

образуется циста. При этом жгутик отпадает, а тело эвглены

округляется, покрываясь плотной защитной оболочкой.

В таком состоянии эвглена проводит зиму или переносит высыхание

водоема, в котором живет.

Вольвокс — колония жгутиковых простейших. В прудах и

озерах можно найти плавающие в воде зеленые шарики диаметром

до 1 мм. Это вольвокс. Под микроскопом видно, что каждый

такой шарик состоит из множества (около 1000) клеток, похожих

по строению на зеленую эвглену.

В отличие от эвглены клетки вольвокса имеют грушевидную

форму и снабжены двумя жгутиками. Основная масса

шарика — это полужидкое студенистое вещество. Клетки погружены

Читайте также:  Периодическое культивирование микроорганизмов способы

в него у самой поверхности, так что жгутики торчат наружу.

Благодаря движению жгутиков вольвокс перекатывается

в воде («вольвокс» означает «катящийся»).

Каждая клетка вольвокса выглядит как самостоятельное

простейшее, но все вместе они образуют колонию, так как соединены

друг с другом цитоплазматическими мостиками. Этим объясняется

согласованная работа жгутиков всей колонии.

При размножении вольвокса некоторые клетки погружаются

в глубь шарика. Там они делятся, образуя несколько новых молодых

колоний, которые выходят из старого вольвокса наружу.

Вопросы и задания для закрепления материала в классе и дома:

1. Каких простейших относят к классу жгутиковых?

2. В чем сходство и различие в строении амебы и эвглены? (Для ответа используйте рисунки).

3. Какие особенности строения и жизнедеятельности эвглены сближают ее с растениями, а какие — с животными?

Учебник для 6—7 классов

Под редакцией профессора Д. В. Наумова

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Статья «КЛАСС КОРНЕНОЖКИ. ОБЫКНОВЕННАЯ АМЕБА. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Презентация по теме «Системы органов»

Урок по биологии на тему «Свет в жизни организмов» (10 класс)

Урок по биологии на тему «Взаимодействие экологических факторов» (10 класс)

Урок по биологии на тему «Закономерности воздействия факторов среды на организм» (10 класс)

Урок по биологии на тему «Понятие о среде обитания и об окружающей среде» (10 класс)

Статья «Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Информационные материалы и методические указания к уроку».

Урок по биологии на тему «Общие свойства живых организмов» (10 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5309063 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методическая разработка по биологии «Особенности строения и жизнедеятельности эвглены зелёной. Колониальные жгутиковые

Учитель: Логинова А. А.

Тема: «Особенности строения и жизнедеятельности эвглены зелёной. Колониальные жгутиковые»

Цель: Познакомить учащихся со строением и жизнедеятельностью зеленой эвглены, обосновав ее промежуточное положение между растительным и животным царствами; показать усложнение в строении организации колониальных форм жгутиковых, и значение жгутиконосцев в природе и жизнедеятельности человека.

Образовательные: раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности эвглены зеленой;

Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником; выделять главное, формулировать выводы;

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе. продолжать формирование здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: Учебник, презентация.

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний.

1) Что изучает биология?

2) Какие биологические науки вам известны?

3) Каких древних ученых-биологов вы знаете?

4) Какие организмы называют простейшими?

5) На какие группы делятся простейшие?

6) Каковы общие признаки внешнего строения одноклеточных?

III . Мотивация и целеполагание

Сегодня мы преступим к изучению одноклеточных животных и более подробно поговорим об эвглене зеленой.

IV . Изложение нового материала.

VI . Продолжение изложения материала.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

VII . Повторение новой темы.

1. Где обитает эвглена зеленая.

2. С помощью чего она передвигается?

3. Что образует при наступлении неблагоприятных условий?
— толстые вопросы

1. Почему эвглена и автотроф и гетеротроф?

2. Сравните способ питания амебы и эвглены зеленой.

Читайте также:  Микразим 10000 инструкция способ применения

3. Что общего у амебы и эвглены зеленой.

1) зарисовать строение эвглены зеленой и подписать органоиды клетки (рисунок выдан).

2) дифференцированные задания (индивидуальный подход к талантливым и одаренным детям). Карточки с заданиями прилагаются.

1) I.Саркодовые(Корненожки)–А,Г,Е,Ж.
II.Жгутиковые–Б,В,Д,З,И.
2) I. Амеба обыкновенная – А, Б, В, Г, Д, И.

II. Эвглена зеленая – А, Б, В, Е, Ж, З, И.

VIII . Выставление оценок с комментированием.

IX . Домашнее задание.

I . Организационный момент.

Вводная часть. Объявление темы и цели урока.

II . Актуализация опорных знаний

1) Что изучает биология?

2) Какие биологические науки вам известны?

3) Каких древних ученых-биологов вы знаете?

4) Какие организмы называют простейшими?

5) На какие группы делятся простейшие?

6) Каковы общие признаки внешнего строения одноклеточных?

III . Мотивация и целеполагание

Сегодня мы преступим к изучению одноклеточных животных и более подробно поговорим об эвглене зеленой.

IV . Изложение нового материала.

У активно передвигающихся простейших — жгутиконосцев имеются специальные выросты на поверхности клетки, называемые органоидами движения. Представители жгутиконосцев — одноклеточные организмы, органоидами движения которых служат длинные выросты, называемые жгутиками. Число жгутиков у разных видов разное — от одного до нескольких сотен. Биологию жгутиконосцев можно рассмотреть на примере эвглены зеленой.

Среда обитания, строение и передвижение. Эвглена зеленая живет в сильно загрязненных небольших пресных водоемах и часто вызывает «цветение» воды. Тело эвглены покрыто тонкой и эластичной оболочкой — пелликулой, позволяющей сокращаться, вытягиваться и изгибаться. Благодаря пелликуле тело эвглены имеет постоянную веретеновидную форму (рис. 25). На переднем конце тела эвглены имеется один длинный жгутик. Он быстро вращается и тянет эвглену вперед. Во время движения тело эвглены медленно вращается вокруг своей оси в сторону, противоположную вращению жгутика. В основании жгутика находится плотное базальное тельце, которое служит опорой для жгутика. На переднем конце тела расположен клеточный рот и ярко-красный глазок. С его помощью эвглена различает изменения освещенности. В передней части тела расположена сократительная вакуоль, а в задней трети — ядро. В цитоплазме содержатся зеленые хлоропласты, несущие зеленый пигмент — хлорофилл, и пищеварительная вакуоль.

Рис. 25. Строение эвглены зеленой: 1 — ядро; 2 — сократительная вакуоль; 3 — оболочка; 4 — клеточный рот: 5 — жгугик. 6 — глазок. 7 — базальное тельце; 8—хлоропласта

Питание. Эвглена способна менять характер питания в зависимости от условий среды. На свету, благодаря способности к фотосинтезу, ей свойственно автотрофное питание — синтез органических веществ из неорганических. В темноте эвглена питается гетеротрофно — использует готовые органические вещества. Растворенные в воде питательные вещества она способна поглощать через пелликулу. Внутрь цитоплазмы впячивается тонкая трубочка, через которую в клетку всасывается жидкая пища. Вокруг нее образуется пищеварительная вакуоль. Кроме того, благодаря движению жгутика в клеточный рот затягиваются органические микрочастицы. Вокруг них образуются пищеварительные вакуоли, которые двигаются в цитоплазме (как и у амебы). Непереваренные остатки пищи выбрасываются у заднего конца тела.

Дыхание. Эвглена дышит кислородом, растворенным в воде. Газообмен происходит, как и у амебы, через всю поверхность тела. Растворенный в воде кислород поступает в клетку, где расходуется в процессе жизнедеятельности, наружу выделяется углекислый газ.

Выделение. В сократительную вакуоль собираются вредные вещества (продукты распада) и избыток воды, которые потом выталкиваются наружу.

Размножение. Размножается эвглена бесполым путем: клетка делится надвое вдоль продольной оси тела (рис. 26). Сначала разделяется ядро. Затем тело эвглены продольной перетяжкой делится на две примерно одинаковые части. Если в одну из дочерних клеток не попал какой-либо органоид (например, глазок или жгутик), то впоследствии он там образуется.

Рис. 26. Бесполое размножение эвглены

Эвглена как организм, сочетающий в себе признаки животного и растения. С одной стороны, эвглене свойственно автотрофнос питание благодаря наличию хлорофилла, участвующего в фотосинтезе, что характерно для растений. С другой стороны, как животное эвглена активно двигается, обладает гетеротрофным питанием — поедает частицы органических веществ, мелких животных, одноклеточные водоросли. Если эвглена зеленая длительное время находится в темноте, то хлорофилл у нее исчезает и питается она только органическими веществами.

Пример с эвгленой зеленой показывает, что граница между животными и растениями достаточно условна. Жгутиконосцы занимают как бы промежуточное положение между растительным и животным царствами. Из растительных жгутиконосцев, подобных эвглене, в древности могли образоваться животные жгутиконосцы.

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

VI . Продолжение изложения материала.

Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

Колониальные жгутиконосцы. Тела колониальных жгутиконосцев состоят из многих клеток. Вольвокс представляет собой крупную шарообразную колонию диаметром около 8 мм, на поверхности которой В один слой располагаются клетки (рис. 27, 2). В колонии вольвокса может быть более 60 тыс. клеток. Внутренняя полость шара занята жидкой слизью. Отдельные клетки колонии вольвокса соединены цитоплазматическими «мостиками».

Рис. 27. Колониальные жгутиконосцы: 1 — гониум: 2 — вольвокс

При бесполом размножении у колониальных жгутиковых образуются дочерние колонии. У гониума (рис. 27, 1) каждая клетка колонии способна давать начало новой колонии, а у вольвокса в бесполом размножении могут участвовать лишь 8-10 клеток, они и образуют новые колонии.

Читайте также:  Способы массового подбора персонала

Первые колонии возникают вследствие того, что после деления клетки не расходятся, а остаются вместе. Так, гониум образует колонию в виде пластинки, построенной из 16 клеток, расположенных в один слой. В шарообразной колонии эвдорины 32 клетки. Они имеют жгутики, обращенные наружу.

При половом размножении вольвокса мужские половые клетки образуют 5-10 клеток, женские — 25-30. Таким образом, в колонии вольвокса существуют различные типы клеток, что характерно для многоклеточных животных.

Вольвокс может служить моделью, показывающей, как из одноклеточных организмов могли произойти многоклеточные.

К жгутиконосцам относят более 7000 видов. По характеру питания и обмена веществ их делят на растительных и животных. К жгутиконосцам относится бодо (рис. 28), обитающий в тех же местах, что и растительный жгутиконосец эвглена зеленая. Бодо движется в воде при помощи двух жгутиков, расположенных на переднем конце тела. Это животное не имеет хлорофилла, поэтому ему свойственно только гетеротрофное питание. Пищей ему служат бактерии, одноклеточные водоросли и микроскопические животные, которых бодо при помощи жгутиков подгоняет ко рту и заглатывает.

Рис. 94. Строение жгутиконосца бодо: 1 — клеточный рот; 2 — жгутики; 3 — мембрана; 4 — цитоплазма; 5 — ядро; 6 — митохондрия; 7 — пищеварительная вакуоль

Среди жгутиконосцев много видов, паразитирующих в теле животных и человека. К таким паразитическим жгутиконосцам относятся трипоносомы (рис. 29, 1). У них веретеновидное тело, а ширина и длина тела обычно 1,4-2,4 х 15-40 мкм. В отличие от других жгутиконосцев у них жгутик начинается от базального тельца, расположенного в задней трети тела. Он идет вдоль тела, срастаясь с оболочкой и образуя волнообразную перепонку. Перемещения трипаносом в крови хозяина осуществляются благодаря энергичным волнообразным движениям этой перепонки. Трипаносомы паразитируют в крови и спинно-мозговой жидкости позвоночных. Они поглощают растворенные органические вещества всей поверхностью тела. У трипаносом, как и у паразитических амеб, нет сократительных вакуолей. Некоторые трипаносомы выделяют в кровь яды, разрушающие эритроциты. Заражение трипаносомами, как правило, происходит через насекомых-переносчиков (муху цеце, клопов, слепней). Трипаносомы — возбудители тяжелой сонной болезни, широко распространенной в Экваториальной Африке (переносчик возбудителя — муха цеце), а также наганы — болезни крупного рогатого скота.

Рис. 94. Болезнетворные простейшие: 1 — трипаносома; 2 — лямблия

Другие паразитические жгутиконосцы — лейшмании. Они очень мелкие: длина их тела 2-4 мкм. Лейшмании — внутриклеточные паразиты некоторых млекопитающих и человека. Они вызывают тяжелые поражения внутренних органов и кожи (лейшманиозы). Паразиты передаются через укусы москитов. В организме человека паразит теряет жгутик, а в теле москита его жгутик восстанавливается. Один из видов лейшмании, распространенный в Южной Европе, Индии и Средней Азии, вызывает болезнь человека кало-азар, при которой увеличиваются печень и селезенка. Болезнь сопровождается непрерывной лихорадкой, малокровием, истощением и чаще всего заканчивается смертельным исходом. Другой вид лейшмании вызывает болезнь кожи — восточную, или пендинскую, язву, распространенную в Северной Африке, Южной Европе и Южной Азии, Закавказье и Средней Азии.

В кишечнике млекопитающих (человека, кролика, мыши), земноводных и некоторых беспозвоночных обитают лямблии Длина тела этих паразитов 0,008-0,03 мм. Тело лямблий грушевидное и сплющенное. Вогнутая брюшная сторона образует присоску, которой лямблии прикрепляются к эпителиальным клеткам кишечника хозяина. У них имеются по четыре пары жгутиков и по два ядра. Лямблии обитают в верхних отделах тонкого кишечника человека. Попадая в нижние отделы кишечника, лямблии образуют цисты, которые выводятся во внешнюю среду и служат источником заражения новых хозяев. Иногда заражение лямблиями происходит без болезненных симптомов. Однако эти паразиты, проникая в желчный пузырь, вызывают его воспаление (холецистит). Чаще эти паразиты встречаются у детей. Болезнь, вызываемая ими, называется лямблиозом.

Жгутиконосцы — это простейшие, органоидами движения которых служат жгутики. Среди них есть одиночные и колониальные организмы. Животные жгутиконосцы питаются только гетеротрофно, а растительные жгутиконосцы на свету используют и автотрофный способ питания. У большинства жгутиконосцев размножение бесполое. Наибольшее число видов жгутиконосцев обитает в водоемах, они играют важную роль в круговороте веществ в природе. Среди них есть и паразиты.

VII . Повторение новой темы.

1. Где обитает эвглена зеленая.

2. С помощью чего она передвигается?

3. Что образует при наступлении неблагоприятных условий?
— толстые вопросы

1. Почему эвглена и автотроф и гетеротроф?

2. Сравните способ питания амебы и эвглены зеленой.

3. Что общего у амебы и эвглены зеленой.

1) зарисовать строение эвглены зеленой и подписать органоиды клетки (рисунок выдан).

2) дифференцированные задания (индивидуальный подход к талантливым и одаренным детям). Карточки с заданиями прилагаются.

1) I.Саркодовые(Корненожки)–А,Г,Е,Ж.
II.Жгутиковые–Б,В,Д,З,И.
2) I. Амеба обыкновенная – А, Б, В, Г, Д, И.

II. Эвглена зеленая – А, Б, В, Е, Ж, З, И.

VIII . Выставление оценок с комментированием.

IX . Домашнее задание.

Выучить новые понятия и определения.

Прочитать и пересказывать параграф 36 стр. 138- 140 ответить на вопросы в конце параграфа.

Источник

Оцените статью
Разные способы