Способ передвижения животных конспект

План-конспект урока биологии в 7 классе на тему «Передвижение животных»

План-конспект урока биологии в 7 классе

Урок 4. Способы передвижения животных. Лабораторная работа №10. «Изучение способов передвижения животных»

Цель: на основе изучения ОДС (опорно-двигательной системы) выяснить, как двигаются животные, опровергнуть утверждение, что существует универсальный способ движения в любой среде обитания.

А. 1.Каковы функции скелета?

2. Дать характеристику гидростатического скелета.

Б. 1. На уровне чего может происходить движение?

2. Дать характеристику экзоскелета.

В. 1. О чем говорят сходный план строения скелетов разных позвоночных животных?

2. Дать характеристику эндоскелета.

2.Изучение нового материала.

1.Три основные группы передвижения. (рассказ учителя с элементами беседы)

У огромного большинства животных в процессе эволюции выработались сложные локомоторные системы. Локомоция – это передвижение всего организма с одного места на другое. Локомоторная активность — это не только способ поиска пищи, но и средство спасения от хищников; перемещаясь, животные расселяются, осваивают новые места обитания, находят половых партнеров. Некоторые животные приспособились к сидячему образу жизни, но и у них отдельные части отличаются большой подвижностью.

Передвижение (локомоция) стала возможной в результате формирования, взаимодействия и совместной работы нервной, мышечной и скелетной систем. Рассмотрим разные виды локомоции животных:

1.Амебное движение (рис.153 А,с.200 учебника)

2.Движение при помощи жгутиков и ресничек ( рис.153)

3.Движение с помощью мышц (рис.153В, 154)

4.Выполнение лабораторной работы №10 «Изучение способов передвижения животных» (по инструктивной карточке на с.202 учебника)

3.Закрепление: вопросы 1-4, с.203

4. Д/з: параграф 38, до статьи «Полости тела»

Источник

Способы передвижения животных

Урок 23. Биология 7 класс. Животные. ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Способы передвижения животных»

Передвижение животных — это любой из множества методов, которые животные используют для перемещения из одного места в другое.

Некоторые виды передвижения (изначально) являются самоходными. Например, бег, плавание, прыжки, полет, подпрыгивание, парение и планирование — это самоходный вид передвижения.

Есть также много видов животных, транспортировка которых зависит от среды обитания, тип перемещения, называемый пассивным перемещением, например, парусный спорт (некоторые медузы), кайтинг (пауки), катание (некоторые жуки и пауки) или верховая езда на других животных.

Животные перемещаются по разным причинам. Например, чтобы найти пищу, партнёра, подходящую среду обитания или избежать хищников.

Для многих животных способность двигаться необходима для выживания, и в результате естественный отбор сформировал у них методы и механизмы передвижения.

Например, мигрирующие животные, которые путешествуют на большие расстояния (такие как полярная крачка), обычно имеют механизм передвижения, который требует очень мало энергии на единицу расстояния.

Движение — одно из основных свойств живых организмов. Несмотря на многообразие существующих способов передвижения, их можно разделить на 3 основные группы: амебоидное движение, движение при помощи жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц.

Амебоидное движение присуще корненожкам — подклассу простейших животных, образующих временные цитоплазматические выросты — ложноножки, которые служат для передвижения и захвата пищи.

При этом у клеток образуются выросты цитоплазмы, число и величина которых постоянно меняются, как меняется и сама форма клетки.

Читайте также:  Способ лучевого сечения примеры

Движение при помощи жгутиков и ресничек свойственно обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде.

Однако оно характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий, но и некоторым многоклеточным животным и их личинкам.

У высокоорганизованных животных клетки, имеющие жгутики или реснички, встречаются в дыхательной, пищеварительной, половой системах.

Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково.

Вращаясь или взмахивая, жгутики и реснички создают движущую силу и закручивают тело вокруг собственной оси. Увеличение числа ресничек ускоряет передвижение.

Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных. Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани — способность сокращаться. За счёт сокращения мышц и осуществляется движение.

У круглых червей поочерёдное сокращение продольных мышц вызывает характерные изгибы тела. За счёт этих телодвижений червь двигается вперёд. Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных мышц, появились поперечные мышцы. Поочерёдно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, раздвигает частички почвы и движется вперёд.

Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски.

Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение.

Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускульной ноги, а головоногие освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости.

Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги.

Любой из этих способов передвижения возможен при наличии хорошо развитой мускулатуры и подвижном сочленении конечностей с туловищем.

У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и (в зависимости от систематической принадлежности) другие образования, например крылья у насекомых.

Движение всех позвоночных животных, имеющих внутренний скелет, также осуществляется с помощью мышц. У рыб это происходит в основном за счёт мышц хвоста и туловища, у земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих — за счёт мышц конечностей, которые осуществляют такие виды движения, как бег, прыжки, плавание, полет, лазание и т. д.

Когда птица колибри зависает в воздухе у цветка, её крылья совершают 50—80 взмахов в секунду.

Есть и другие способы перемещения в зависимости от среды обитания и образа жизни.

Животные перемещаются в четырёх типах окружающей среды: водной (в воде или на воде), воздушной (по воздуху), наземной (на земле или другой поверхности, включая деревья), ископаемой (под землёй).

Особенности перемещения животных в различных средах

На воде удержаться на плаву можно за счёт плавучести. Если тело животного менее плотное, чем вода, оно может оставаться на плаву. Это требует мало энергии для поддержания вертикального положения, но требует больше энергии для передвижения в горизонтальной плоскости по сравнению с менее плавучими животными.

Основное средство, с помощью которого рыба создаёт тягу, — это раскачивание тела из стороны в сторону, в результате чего волновое движение заканчивается большим хвостовым плавником.

Морские млекопитающие колеблют своё тело вверх и вниз. Другие животные, (например, пингвины, ныряющие утки), перемещаются под водой способом, который получил название «водный полёт».

Головоногие моллюски, используют реактивную тягу для быстрого перемещения, впитывая воду, а затем выбрасывая её обратно в виде взрывной волны.

Дельфины иногда катаются на носовых волнах, создаваемых лодками, или занимаются сёрфингом на естественных волнах.

Передвижение животных по поверхности воды

Парусница — колониальный представитель гидроидов — плывущий по ветру моряк, у которого нет никаких средств передвижения, кроме парусного спорта. Небольшой жёсткий парус поднимается в воздух и ловит ветер.

В то время как более крупные животные, такие как утки, могут перемещаться по воде, плывя, некоторые мелкие животные перемещаются по воде, не прорываясь через поверхность. Это поверхностное передвижение использует поверхностное натяжение воды. К таким организмам относится насекомое водомерка. Дело в том, что её конечности гидрофобны, что не позволяет им влиять на структуру воды.

Читайте также:  Способ изображения связей с помощью моделей невидимые нити

Другая форма передвижения (при которой нарушен поверхностный слой) используется ящерицами василисками. Они способны бегать по поверхности воды, удерживаясь за счёт частых ударов перепончатых задних ног.

Благодаря тому, что ящерицы опускают лапы горизонтально на воду, поверхностная плёнка воды не успевает прорваться под весом тела. Каждый раз, опуская лапу, ящерица как бы захватывает пальцами пузырёк воздуха, благодаря чему не намокает при беге.

Перемещение по воздуху

Гравитация — главное препятствие для полёта. Поскольку ни один организм не может иметь такую низкую плотность, как воздух, летающие животные должны генерировать достаточную подъёмную силу, чтобы подниматься и оставаться в воздухе.

Один из способов добиться этого — использовать крылья, которые при движении по воздуху создают восходящую подъёмную силу на теле животного.

Летающие животные должны быть очень лёгкими, чтобы летать. Также животное должно иметь веретенообразную форму тела и мощные лётные мышцы.

Вместо активного полёта некоторые (полу) древесные животные снижают скорость падения, планируя.

Перемещение по земле

Формы передвижения на суше включают ходьбу, бег, подпрыгивание или прыжки, волочение и ползание или скольжение.

Для передвижения по земле животным требуется прочный скелетный и мышечный каркас. А также равновесие. Например, человеческие младенцы учатся ползать прежде, чем они смогут стоять на двух ногах, что требует хорошей координации, а также физического развития.

Прыжок можно отличить от бега, галопа и других походок, при которых все тело временно находится в воздухе, по относительно большой продолжительности воздушной фазы и большому углу начального запуска. Многие наземные животные используют прыжки, чтобы убежать от хищников или поймать добычу, однако относительно немногие животные используют это в качестве основного способа передвижения.

Некоторые животные приспособлены для передвижения по негоризонтальным поверхностям. Одна обычная среда обитания таких лазающих животных — деревья. Например, гиббон — малая человекообразная обезьяна, специализирован для передвижения по деревьям.

Другой случай — снежный барс, который также обладает впечатляющим балансом и способностями к прыжкам, (например, способностью прыгать на высоту до 17 м).

Животные, живущие на скалах, (например в горах), передвигаются по крутым или даже почти вертикальным поверхностям, осторожно балансируя и прыгая. Например, у каменистого горного козла есть мягкая резиновая прокладка между копытами для захвата и передвижения по горам.

У животных, передвигающихся под землёй, свои особенности в строении.

Покровы тела подземного жителя должны позволять ему беспрепятственно продвигаться в плотной почве как вперёд, так и назад (не всегда можно развернуться в узком ходу).

Передвижению способствуют слизистые выделения, позволяющие скользить в почве (как у червя), короткая шерсть, (как у крота), которая способна заглаживаться как вперёд, так и назад.

Также животные, которые передвигаются в почве, имеют короткие копательные конечности или копательные зубы (как у слепушонка).

Источник

Конспект по биологии на тему «Способы передвижения животных. полость тела» (7 класс)

Биология 7 класс 3 четверть

Строение, индивидуальное развитие. Эволюция.

Эволюция строения и функций органов и их систем. (9 часов)

Тема: Способы передвижения животных. Полость тела.

Задачи: расширить знания учащихся о значении опорно – двигательной системы; показать взаимосвязь между способом передвижения и средой обитания; сформировать понятие «полость тела», «первичная полость тела», «вторичная полость тела»

*проверка домашнего задания

*изучение нового материала

*закрепление нового материала

1.Какое значение имеет ОДС?

2.Чем образована ОДС у одноклеточных животных?

3.Что такое наружный скелет? В чём его преимущества и недостатки?

4.О чём свидетельствует сходный план строения скелетов разных классов позвоночных животных?

5.С чем связано различие в строении скелетов позвоночных животных?

Читайте также:  Чем способы отличаются от видов

3.перечислите основные направления эволюции ОДС?

I .Способы передвижения животных

Движение – одно из основных свойств живого, можно выделить три основных способа передвижения

1.амёбоидное – за счёт ложноножек (непостоянные структуры ) передвигаются

— клетки крови – лейкоциты в водной среде

2.движение при помощи жгутиков и ресничек –

— у простейших (жгутиконосцев и инфузорий),

— личинки у губок,

— клетки систем органов – всасывающий эпителий кишечника, мерцательный эпителий дыхательной системы, — сперматозоиды.

3.движение при помощи мышц (начиная с кишечнополостных)

— «шагающие» движения и «кувыркание» гидры

— «шагающие» движения пиявок с использованием присосок

— реактивное движение у головоногих моллюсков

— мышцы хвоста и туловища у рыб

— мышцы конечностей у земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих – плавание, полёт, бег, прыжки, ползание и др.

Вывод: универсальный способ передвижения – с помощью мышц, амёбоидное движение и движение с помощью ресничек и жгутиков возможно только в водной среде.

II. Полость тела

Впервые полость тела появляется у круглых червей

Полость тела — пространство между стенками тела и внутренними органами

Полостная жидкость – жидкость, заполняющая полость тела.

Первичная полость – полость, не имеющая собственных стенок

Появляется у круглых червей и выполняет функции:

1.поддержание формы тела

2.транспортировка питательных веществ по телу и сбор продуктов жизнедеятельности

Вторичная полость – полость, в которой органы тела изолированы слоем эпителиальных клеток, впервые появляется у кольчатых червей

— у кольчатых червей полость заполнена жидкостью

— у хордовых полостной жидкости нет, внутренние органы свободно располагаются в ней

1.Каковы основные способы передвижения животных?

2.Что такое полость тела?

3.Какое значение имеет первичная полость тела?

4.У каких животных появляется вторичная полость тела?

§ 38, рт 38, повторить 36, 37, подготовиться к тесту

Работа с текстом с.199 и рт § 41 № 1

Работа с текстом с.199 и рт § 41 № 5

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 832 человека из 77 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 22 человека из 11 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-309251

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы