Класс головоногие
Класс головоногие, или цефалоподы (от греч. ϰεφαλή — голова и πούς — нога) — объединяет наиболее прогрессивные двусторонне-симметричные организмы, с 8, 10 или большим количеством щупалец, расположенных вокруг головы. Щупальца представляют собой видоизмененную, рассеченную на несколько частей ногу.
Обитают в океанах на всех глубинах, предпочитая придонный или донный слои. Представители класса: осьминог, каракатица, кальмар, наутилус. Являются хищниками-засадниками, которые подстерегают своих жертв. Рассмотрим данный класс на примере осьминога.
Общее строение
У головоногих возможна маскировка под цвет внешней среды за счет управляемых пигментных клеток-хроматофоров. Используя такую хитрость, эти моллюски способны полностью слиться с окружающим их фоном.
Их тело дифференцировано на голову, туловище и щупальца, в которые превратилась нога. На спинной стороне тела головоногих находится недоразвитая раковина. В глубине ротовой полости имеется терка (радула) для измельчения пищи.
Имеют наиболее прогрессивное строение в сравнении с остальными классами моллюсков. Головоногие — обладатели незамкнутой кровеносной системы. (Однако это единственный класс моллюсков, кровеносная система которых наиболее близка к замкнутой!) Имеют два жаберных сердца, накачивающих кровь в жабры, после чего насыщенная кислородом артериальная кровь попадает уже в главное сердце (таким образом, всего они имеют 3 сердца), нагнетающее кровь в ткани и органы.
Кровь за счет гемоцианина (белка, имеющего медь в составе) окрашивается в оттенки голубого цвета. Дыхание осуществляется жабрами. Органы выделения представлены парными почками (2 или 4).
Прогрессивное развитие также особенно заметно в строении нервной системы. Эти моллюски, с большой долей вероятности, можно называть самыми разумными животными среди всех беспозвоночных. Нервные клетки собраны в сложноустроенные ганглии (нервные узлы), которые обычно называют мозгом.
Хорошо развиты органы чувств: зрения — глаза, равновесия — статоцисты и также органы химического чувства. Глаза способны к аккомодации.
Сифон у осьминога один, ведет в мантийную полость, куда моллюск набирает в воду. В нужный момент мышцы мантийной полости сильно сокращаются, выталкивая воду — создается импульс для движения. Такой способ движения осьминога, кальмара и других головоногих называется реактивным.
У большинства моллюсков есть особая мускульная сумка — чернильный мешок, рaзвившийся из расширения задней кишки. Пигмент меланин, содержащийся в чернилах, обеспечивает их черный цвет. При возникновении опасности чернила выбрасываются из мешка в задний проход, выходя из которого смешивается с водой, выталкиваемой из мантийной полости во время реактивного движения.
В итоге образуется дымовая завеса, которая дезориентирует нападающего на моллюска хищника. За время пока хищник выберется из нее, моллюск успевает далеко уплыть.
Головоногие моллюски являются раздельнополыми организмами. Оплодотворение обычно внешнее (происходит в мантийной полости), однако встречается и внутреннее оплодотворение, развитие прямое.
Значение головоногих моллюсков
Как и все живые организмы, головоногие являются звеном в цепи питания. Они занимают позицию консументов. Для человека велико их пищевое значение: люди употребляют в пищу каракатиц, осьминогов, кальмаров.
Из секрета чернильной железы изготавливают акварельную краску, а также натуральную китайскую тушь.
Обратите внимание на массивную лопасть наутилуса — капюшон, который прикрывает голову моллюска. Наутилус может прятаться в раковину, прикрывая входное отверстие капюшоном.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник
Способ передвижения головоногих моллюсков таблица
1. Изучив текст параграфа, сформулируйте общие признаки типа Моллюски
2. Покажите на конкретных примерах, что строение органов дыхания моллюсков обусловлено средой их обитания
Улитки обитают на суше. Водное животное дышит жабрами
3. Как вы считаете, с какой целью раковины моллюсков измельчают и добавляют в корм домашней птице?
Считается, в раковине имеются минеральные вещества и кальций
4. Выберите из перечисленных терминов те, которые обозначают части тела определенных моллюсков
Б — 3, 9, 11, 12, 13
5. Изучив текст параграфа, заполните таблицу
Название моллюска | Среда обитания | Как передвигается | С помощью чего передвигается | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Моллюски | Значение | Примеры |
---|---|---|
В природе | Естественные очистители воды. Они служат пищей животным | Фильтруя воду очищают ее |
В хозяйственной деятельности человека | Изготовление украшений | Они создаю жемчуг |
8. Закончите предложения
Не имеющее раковину тело моллюска покрыт густой слизью .Она защищает тело от излишнего испарения и высыхания. Это моллюски ведут преимущественно ночной образ жизни и прячутся под палками, досками и т.д.
9. Изучив текст параграфа и рисунки,выполните лабораторную работу №4 «Особенности строения и жизни моллюсков». Зарисуйте раковины брюхоногих идвухстворчатых моллюсков и подпишите их названия
10. Рассмотрите рисунки 32, 33,34 учебника (с.49, 51).Каких из нарисованных моллюсков вы видели? Выпишите их названия
Брадибена Вайриха, прудовик обыкновенный, слизень голубой
11.Изучив весь материал учебника по типу Моллюски, заполните таблицу
Способ питания Примеры моллюсков Фильтраторы Мидии Растительноядные Виноградная улитка Хищные Кальмар Паразиты Беззубки и перловицы Трупоеды Креветки
12. Дайте определения понятий
Реактивное движение — движение, происходящее за счет отделения тела со скоростью его части
Чернильный мешок — орган головоногих моллюсков, в котором образуется черный пигмент
Пищеварительная железа — железа пищеварительной системы
Слюнная железа — железы ротовой полости
Мантийная полость — полость, снаружи которой мантия, внутри — тело животного
Терка — покрытый рядами зубчиков «язык»
13. На основании текста параграфа докажите, что моллюски стоят на более высокой ступени эволюционного развития,чем черви
Моллюски более чевствительны, у них более развита дыхательная система
14. Заполните схему
15. Внимательно рассмотрите рисунок и обозначьте внутренние органы моллюсков.
5. кровеносные сосуды
Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями?
Источник
ГДЗ биология 7 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 12 Класс Головоногие моллюски
Стр. 58. Вспомните
№ 1. Как осуществляется реактивное движение у животных?
Реактивное движение у животных происходит путем выталкивания воды из полостей тела (головоногие моллюски, осьминоги, кальмары, медузы и т.д.). Живые существа засасывают воду внутрь мантийной полости своего тела, а потом через узкое сопло, которое снабжено специальным клапаном, резко выбрасывают ее струей наружу, и тем самым приводят тело в движение.
№ 2. Что такое мозг?
Мозг – это центральный отдел нервной системы живых существ, который состоит из скопления нейронов и дендритов, и располагается в переднем отделе тела.
Стр. 61. Вопросы после параграфа
№ 1. Чем головоногие моллюски отличаются от других моллюсков?
Головоногие моллюски являются высокоорганизованными животными, которые отличаются более сложным строением и поведением от других моллюсков. На голове у них расположены щупальца (8 или 10), которые помогают животным передвигаться по дну водоема.
№ 2. Как головоногие моллюски приспособлены к активному движению?
К нижней части головы у головоногих моллюсков прилегает воронка – коническая трубка, которая основанием уходит внутрь мантийной полости и вместе с ее мускульными стенками обеспечивает животным реактивное движение. Чередуя всасывание воды в мантийную полость и выталкивание ее через эту воронку, моллюски могут быстро плавать, спасаясь от врагов или охотясь за своей добычей.
№ 3. Какие приспособления для добывания пищи и защиты от врагов есть у головоногих моллюсков?
Для захвата пищи у головоногих моллюсков есть щупальца и клювовидные челюсти. Также в покровах их тела содержатся пигментные клетки. В случае опасности моллюск может менять их форму, что позволяет сменить окраску и быстро замаскироваться от врага. У многих головоногих моллюсков есть чернильный мешок, содержащий чернила, которые животное в случае опасности выделяет в воду и быстро скрывается в чернильной завесе.
№ 4. Какова роль головоногих в природе и жизни человека?
Головоногие моллюски являются важным звеном в пищевой цепочке. Они служат пищей для большинства жителей морей, океанов и их побережий: рыбы (тунец, акула), морские звери (тюлень, кит, калан, дельфин) и птицы (пингвин, фрегат, альбатрос).
Не менее значимы головоногие моллюски и в хозяйственной промышленности. Например, в китайской, японской, корейской и средиземноморской кухне они особенно востребованы для приготовления различных блюд, так как содержат много питательных и полезных для организма веществ. В Японии организовано множество компаний, которые занимаются промыслом головоногих моллюсков в крупных масштабах. Каракатиц, осьминогов, кальмаров разводят, вылавливают и заготавливают в свежем, консервированном, замороженном или сушеном виде.
Раковины головоногих моллюсков используются для изготовления сувенирной продукции, предметов интерьера. Секрет чернильной железы применяется для производства сепии – акварельной краски и натуральной китайской туши.
№ 5. Почему у головоногих нервная система более развита, чем у брюхоногих и двустворчатых моллюсков?
Потому что головоногие моллюски имеют более сложное строение и поведение, разнообразные и активные движения. Например, они могут менять окраску, чтобы замаскироваться от врагов, или охотиться за добычей, находясь в засаде.
Стр. 61. Подумайте
Почему у головоногих моллюсков почти нет раковины?
Раковина мешала бы активной охоте и разнообразным движениям головоногих моллюсков, так как утяжеляла бы их тело. Исключение составляет лишь наличие раковины у наутилусов и самок осьминогов-аргонавтов, которую выделяют специальные лопасти на концах спинных рук.
Источник
Таблица по биологии 7 класс Классы моллюсков
Систематическая группа | Представители | Среда обитания | Движение | Внешнее строение | Пищеварительная система | Кровеносная система | Дыхание |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Класс Брюхоногие | Слизни, прудовик | Глубина океана, прибрежная зона океанов и морей, пресные воды, каменистые пустыни | Сокращение мускулатуры ноги | Голова, туловище, нога; ассиметричное; продолговатое тело | Фильтраторы, трупоеды. Ротовая полость → глотка с тёркой → пищевод → желудок → кишечник | Сердце, сосуды; незамкнутая | Лёгкие – на суше; жабры – в воде |
Класс Двустворчатые | Японский гребешок, лима шероховатая, тридакна гигантская | Водные животные; моря, океаны, пресные воды | Сокращение мускулатуры ноги | Раковина состоит из двух створок, тело двустороннее, симметричное | Вводной сифон → мантийная полость → рот → пищевод → желудок → кишечник → анальное отверстие → выводной сифон | Сердце, сосуды; незамкнутая | Жабры |
Класс Головоногие | Осьминог, кальмар, наутилус | Океаны и моря | Реактивное движение | Тело, иногда без наружной раковины, щупальца | Ротовая полость → глотка → пищевод → желудок | Сердце, сосуды; незамкнутая | Жабры |
Классы моллюсков (вторая таблица)
Классы
Признаки
© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
Источник