- Самые необычные системы передачи звука в наушниках
- Что на самом деле происходит в наушниках. Срываем покровы
- Как звук становится цифровым
- Как хранится цифровая музыка
- Как воспроизводится цифровой звук
- Что происходит потом
- Что внутри динамика
- А как в bluetooth-наушниках
- Кто помог нам с этим разобраться
- Способ передачи звука динамики
- Количество полос
- Акустическое оформление
- Активные и пассивные системы
- Подключение
- Классификация наушников
- По способу передачи сигнала
- По количеству каналов
- По типу конструкции (виду)
- По типу крепления
- По способу подключения кабеля
- По конструкции излучателя
- По типу акустического оформления
- По сопротивлению
- По типу соединительных разъемов
- Технические характеристики
- Опасности, связанные с наушниками
Самые необычные системы передачи звука в наушниках
Динамические наушники, которые используют динамики в качестве звукоизлучателей — самые популярные на сегодняшний день. Но что мы знаем о других системах передачи звука? Разбираемся, какими они бывают и чем различаются.
Электростатические системы мало известны широкому обывателю за счет их высокой стоимости и требованиям к конструкции, хотя звук передается в них точнее. Излучатель в электростатических наушниках представляет собой тонкую мембрану, которая намного меньше толщины человеческого волоса, благодаря чему колебания происходят очень быстро.
Электростатические наушники Stax SR-009BK
Мембрана проводит ток и находится между двух металлических пластин-электродов, которые создают магнитное поле. Из-за этого излучатель имеет значительно меньшую инерционность и может воспроизводить сложные аудиосигналы без искажения. Проще говоря, звук в таких наушниках более ровный. Но им нужен специальный усилитель, который создает нужное напряжение.
В магнепланарных наушниках все происходит наоборот: ток поступает на мембрану, которая расположена между магнитами в магнитном поле. Такие наушники имеют почти те же преимущества, что и электростаты, только цена у них меньше — их проще изготавливать.
Магнепланарные наушники Audeze Mobius Carbon
Правда, верхние частоты в них звучат чуть хуже, а довольно крупные магниты влияют на их конструкцию — зачастую она очень громоздкая и тяжелая.
Костная проводимость звука
Есть два способа проводимости звука — воздушная и костная. При костной проводимости, чтобы услышать звук, достаточно приложить источник к тем местам, где находятся кости черепа. Кстати, так делал, например, Бетховен — он мог воспринимать музыку, прикладывая к костям черепа медные предметы.
Наушники с поддержкой костной проводимости тоже прикладываются к вискам, не закрывая ушные раковины — вы можете заодно слышать все, что происходит вокруг. В их основе лежит пьезоизлучатель: вибрации поступают на пластины, а от них сигнал уже передается костям черепа.
Наушники с костной проводимостью AfterShokz Aeropex
Это одни из самых безопасных наушников (о том, чем могут быть опасны наушники в городской среде, мы писали здесь) и среди них даже есть специальные водонепроницаемые модели для пловцов. Кстати, наушники с костной проводимостью из-за своей легкой конструкции не давят на виски и от них не устают уши — для кого-то это очень существенный плюс.
Источник
Что на самом деле происходит в наушниках. Срываем покровы
Нас окружают сотни потрясающих и уникальных явлений, мы каждый день сталкиваемся с ними, но даже не задумываемся, как они работают. Одно из таких явлений – звук.
Для нас с вами звук – это воспринимаемые слухом колебания воздуха.
Звуки состоят из смеси вибраций, разной силы и частоты. Вибрировать могут голосовые связки человека, струны в музыкальном инструменте, любые окружающие предметы далее вибрация распространяется в воздухе и передается на барабанную перепонку в ухе, а наш мозг воспринимает эти колебания как звуки.
Но как все устроено с цифровым звуком?
Как звук становится цифровым
Звук имеет аналоговую природу, он распространяется в воздушном пространстве. Колебания воздуха преобразовываются в электрические колебания посредством микрофона, а затем специальный преобразователь фиксирует их и кодирует на цифровом языке.
Именно в процессе кодирования задается дальнейшее качество цифровой копии воспроизводимого звука. Чем меньше шаг выборки при оцифровке звука, тем больше информации о звуке переведется в цифровой формат.
Как хранится цифровая музыка
Сейчас подавляющее большинство музыки хранится в цифровом виде, ведь так проще, удобней и надежней. Один раз закодированный по определенному алгоритму файл не потеряет свои свойства и не утратит качество.
Изначально закодированное качество звука нельзя существенно улучшить при помощи программ, колонок или наушников.
Цифровой звук можно бесконечно копировать, при этом его свойства не теряются, а качество остается неизменным.
Как воспроизводится цифровой звук
Для передачи на наушники или колонки необходимо произвести обратный процесс конвертации.
Цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) в том или ином виде присутствует на всех смартфонах, плеерах и компьютерах. Он нужен для того, чтобы перевести цифровую музыку в аналоговый формат.
Последовательность нулей и единиц, понятных для компьютеров и смартфонов, превращается в набор электических сигналов, заставляющих динамики издавать звук.
Чем мощнее ЦАП, тем более качественный звук получается на выходе. Большинство современной электроники редко оснащают серьезными преобразователями. Появление ЦАП от именитого бренда в смартфоне – всегда большое событие.
Настоящие аудиофилы предпочитают специализированные недешевые музыкальные плееры, например, модель Astell&Kern KANN. Это устройство оснащено просто царским ЦАПом высокого качества, как в серьезной Hi-Fi аппаратуре
По сути это Hi-Fi плеер и мощный усилитель в одном устройстве, которое может воспроизводить цифровую музыку с кодированием до 32 бит / 384 кГц. KANN выдает до 7В на балансном выходе, это не только легко «раскачает» высокоомные наушники, но и позволит подключить низкоомные громкоговорители.
Также KANN оснащен четырёхконтактным 2,5 мм балансным выходом. Такое решение позволяет подавлять практически все шумы и получить большую амплитуду за счет удвоения передаваемого сигнала.
Что происходит потом
Далее все просто: электрический ток из преобразователя проходит через усилитель и подается на контакты динамика. Далее ток попадает на катушку, которая толкает мембрану. Смена направлений подаваемого тока зависит от частоты звуковых колебаний музыки (или других воспроизводимых звуков).
ФАКТ: во время воспроизведения музыкальной композиции чередование направления тока может происходить более двадцати пяти тысяч раз в секунду.
Громкость звука прямо пропорциональна силе подаваемого на катушку тока. При этом чем выше напряжение, тем выше сила тока в катушке. От этого прослушивание музыки на большой громкости быстрее разряжает батарею мобильного устройства.
Что внутри динамика
Все мы знаем, что два магнита на определенном расстоянии друга от друга начинают взаимодействовать между собой: притягиваться или отталкиваться. Это же явление используется в любом аудио-динамике.
Внутри динамика находится постоянный магнит, выполненный в форме круга. В отверстие посредине и помещают катушку из медной проволоки, которую соединяют с мембраной (легким и жестким конусом). На проводник с переменным током в магнитном поле действует переменная сила, которая и двигает катушку и закрепленный на ней диффузор.
Движение мембраны создает сжатие и разрежение воздуха, что способствует появлению звука.
ФАКТ: принцип работы динамика срабатывает и в обратную сторону. Если создавать колебания катушки наушника, то поле постоянного магнита будет создавать внутри неё меняющий направление ток. Если подключить наушник у аудио-входу компьютера, получится микрофон.
В компьютерах, смартфонах, гарнитурах и наушниках для экономии места чаще всего используют один широкополосный динамик, который отвечает за воспроизведение всего звукового диапазона.
Никакой принципиальной разницы между динамиком в колонке или наушнике нет. Отличия между ними в размере и звукоизоляции.
А как в bluetooth-наушниках
В цепи между цифроаналоговым преобразователем звука и динамиком появляется еще одно звено. Хоть наличие bluetooth и не влияет на принцип работы динамика, очень часто при передаче музыки без проводов качество становится хуже.
Чтобы обойти это досадное ограничение, можно использовать компактный усилитель для наушников + ЦАП от Astell&Kern. Он позволяющий сделать проводные наушники беспроводными.
Любой аудиофил подтвердит, что проводные наушники или колонки звучат чище и детальнее, музыка, воспроизводимая через них, более насыщенная. Это происходит из-за того, что звук повторно подвергается сжатию для передачи по bluetooth.
В каждую секунду времени получается уместить лишь ограниченное количество информации о звуке, в результате чего, теряются некоторые детали.
ФАКТ: потеря пакетов и минимальное время на раскодировку ухудшают звук в большинстве bluetooth-гарнитур.
Ранее для повышения качества звука, передаваемого по Bluetooth, использовали кодек aptx. Его дальнейшим развитием стал формат aptx HD. Он поддерживает передачу звука высокого разрешения и на сегодняшний день является единственным способом получить хорошее звучание при использовании беспроводных наушников. Конечно для этого и плеер и наушники должны поддерживать aptx HD.
Кто помог нам с этим разобраться
Далеко не все современные флагманы поддерживают этот крутой кодек. Ставку на звук делают лишь некоторые производители в единичных моделях.
На рынке плееров технология aptX HD встречается чаще, пионером в этом направлении стала компания Astell&Kern. Поддержка aptX HD уже есть в моделях AK380, AK320, AK300 и AK70. Выделяется наличием новомодной опции и свежий Astell&Kern KANN, о котором мы уже упоминали и, конечно же, новый флагман A&Ultima SP1000.
Среди устройств, способных принимать по блютус сигнал, закодированный в aptx HD, в ассортименте Astell&Kern есть ЦАП-усилитель XB10, позволяющий сделать любые наушники беспроводными.
Вот такое небольшое чудо происходит даже в самых миниатюрных наушниках, а мы слышим голос собеседника или любимый трек.
Источник
Способ передачи звука динамики
Динамик ПК (англ. PC speaker; Beeper ) — простейшее устройство воспроизведения звука, применявшееся в IBM PC и совместимых ПК. До появления недорогих звуковых плат динамик являлся основным устройством воспроизведения звука.
Из-за низкого качества и примитивности звука, воспроизводимого устройством, оно получило ряд кличек — PC squeaker и PC beeper в английском языке; «скрипер», «хрипер», «хрюкер» и т. п. в русском.
В настоящее время PC speaker остаётся штатным устройством IBM PC-совместимых компьютеров, и в основном используется для подачи сигналов об ошибках, в частности при проведении POST. Некоторые программы (Skype) всегда дублируют вызывной сигнал на динамик, но не выводят через него звук разговора — это бывает удобно, когда к звуковой плате подключены наушники (по умолчанию не надетые).
Акусти́ческая систе́ма — устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).
Количество полос
Акустическая система бывает широкополосной (один широкополосный излучатель, например, динамическая головка) и многополосной (две и более головок, каждая из которых создаёт излучение в своей частотной полосе).
Однополосная система не получила широкого распространения ввиду трудностей создания излучателя, одинаково хорошо воспроизводящего сигналы разных частот. Высокие интермодуляционные искажения при значительном ходе одного излучателя вызваны эффектом Доплера.
В многополосных системах спектр слышимых человеком звуковых частот разбивается на несколько перекрываемых между собой диапазонов посредством фильтров (комбинации резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности, или с помощью цифрового кроссовера). Каждый диапазон подаётся на свою динамическую головку, которая имеет наилучшие характеристики в этом диапазоне. Таким образом достигается наиболее высококачественное воспроизведение слышимых человеком звуковых частот (20—20 000 Гц).
- 2-полосная схема ( НЧ / СЧ + ВЧ динамик)
- 3-полосная схема (НЧ + СЧ + ВЧ динамик)
- 2,5-полосная схема (СЧ/НЧ-динамик озвучивает как низкочастотную, так и среднечастотную области; НЧ динамик лишь «помогает» первому на самых нижних регистрах, но не замещает его в этом диапазоне. Зачастую, в экономических целях, производителями применяются оба динамика одного типа, регулируя разделительную полосу фильтрами)
- 4-полосная схема
Акустическое оформление
- открытый ящик (акустический щит/экран); также «активный корпус» [1] )
- закрытый ящик (также с вариантами дополнительной акустической нагрузки [2] )
- Push-pull
- Isobarik (tunnel, clamshell, planar) [3]
- система с фазоинвертором
- оформление Jensen-Onken [4]
- система с ПАС («вариовент»)
- система с лабиринтом
- рупор
- TQWP (англ.tapered quarter-wave pipe — «расширяющаяся четвертьволновая труба»; или же Труба Войта (по имени изобретателя Paul Voight) [5] )
Активные и пассивные системы
Акустические системы подразделяются на пассивные (состоят только из излучателя и кроссовера) и активные (содержат также усилитель мощности).
Усилитель встраивают внутрь акустической системы по трем причинам:
- облегчается согласование усилителя и излучателей по мощности и другим параметрам, вопросами согласования занимается производитель акустической системы, а не конечный потребитель
- уменьшается стоимость системы, так как нет необходимости в отдельном корпусе для усилителя и мощность усилителя (определяющая его стоимость) не завышена
- нет необходимости в кабеле большого сечения (в случае, если усилитель находится в каждой акустической системе)
однако, есть и недостатки:
- затрудняется обслуживание усилителя, так как акустическая система может быть установлена в труднодоступном месте (например, быть подвешена на некоторой высоте)
- в случае мощных акустических систем усилитель обычно устанавливается в каждую систему, что требует в сравнении с пассивной стереосистемой двух блоков питания вместо одного, что увеличивает стоимость
- в случае большого расстояния между акустической системой и источником звука требуется принимать специальные меры по защите сигнала (поднимать его уровень и использовать балансное подключение)
Таким образом, активные акустические системы обычно используются для персональных компьютеров, озвучивания небольших концертных площадок, дискотек, в студийных мониторах. Пассивные чаще встречаются в домашних акустических системах, а также при озвучивании больших площадок.
Подключение
Для подключения пассивной акустической системы к усилителю обычно используют следующие типы соединений:
- Клеммы или зажимные колодки — в основном домашние акустические системы и системы небольшой мощности
- Разъемы типа Speakon — профессиональные системы большой мощности
активные акустические системы обычно подключаются к источнику звука с помощью:
- Разъемов типа Jack 3,5 мм, RCA — компьютерные акустические системы
- Разъемов типа Jack 6,3 мм, XLR — профессиональные акустические системы
В современных домашних кинотеатрах используются также беспроводное соединение [7] с использованием передатчика и радио-приемника, настроенного на нужную частоту.
Наушники — устройство для персонального прослушивания звуковой информации. В комплекте с микрофоном могут служить головной гарнитурой — средством для ведения переговоров по телефону или иному средству голосовой связи. Кроме того, наушники используются в звукозаписывающих студиях для точного контроля записываемого трека музыкальной композиции.
Наименование «наушники» является разговорным синонимом термина «головные телефоны». Название «телефон» (telephone, от греч. tele — вдаль, далеко, и phone — звук) впервые применил Филипп Рейс (Philipp Reis) ещё в 1861 году. А в 1899 году в одном из первых радиоприемников, созданных Поповым, преобразованные из радиосигналов колебания звуковой частоты, согласно описанию, прослушивались через головные телефоны. Так как приемники собирались не только в России и не только из российских комплектующих, именование наушников как «головные телефоны» возникло, скорее всего, при буквальном прочтении английского термина headphones (англ. head — голова, phone — телефон).
Классификация наушников
По способу передачи сигнала
- проводные — соединены с источником проводом, поэтому могут обеспечить максимальное качество звука (соответственно, имеющие профессиональную направленность наушники относятся исключительно к этому типу); могут служить в качестве антенны
- беспроводные — соединены с источником посредством беспроводного канала, того или иного типа — радио, инфракрасным, Bluetooth. Мобильны, но имеют привязанность к базе (излучателю) и ограниченный радиус действия, определяемый мощностью излучателя. Обладают более низким качеством звука по сравнению с проводными, в силу процесса модуляции при кодировании-декодировании, необходимых при передаче сигнала от излучателя к приёмнику в наушниках.
По количеству каналов
- стереофонические — сигналы на каждый громкоговоритель передаются по отдельным каналам (наиболее распространенный тип);
- монофонические — имеют два громкоговорителя (или телефонных капсюля) запитываемых общим сигналом, в редких случаях — один громкоговоритель, звук от которого передается как в стетофонендоскопе;
- с дополнительными каналами — имеют более одного громкоговорителя для каждого уха, что позволяет имитировать объемное звучание или разделять каналы по частотным характеристикам.
По типу конструкции (виду)
- вставные (обиходное название — «вкладыши», «пуговки») — вставляются в ушную раковину;
- внутриканальные (обиходное название — «затычки», «капельки», «вакуумки», бочки, «беруши») — вставляются в ушной канал;
- накладные — накладываются на ухо;
- полноразмерные или мониторные (обиходное название — «лопухи» или «мониторы») — полностью обхватывают ухо.
По типу крепления
- оголовье — наушники с вертикальной дужкой, которая соединяет две чашечки наушников;
- затылочная дужка — соединяет две части наушников, но располагается на затылке. Основная механическая нагрузка направлена на уши;
- крепления на ушах — обычно наушники такого типа закрепляются за ушную раковину с помощью заушины или клипс;
- без креплений — они держатся только за счет амбушюров, которые находятся в ушной раковине или ушном проходе.
По способу подключения кабеля
- двусторонние — соединительный кабель подводится к каждой из чашек наушников;
- односторонние — соединительный кабель подводится только к одной из чашек наушников, вторая подключается отводом провода от первой, зачастую тот спрятан в дужке.
- беспроводные — технология соединения использует беспроводные технологии (bluetooth) для получения звуковой информации от источника сигнала (плеера, телефона, приемника).
По конструкции излучателя
- динамические — используют электродинамический принцип преобразования. Самый распространённый тип наушников. Конструктивно наушник представляет собой излучатель или мембрану, к которой прикреплена катушка с проводом, находящаяся в магнитном поле постоянного магнита. Если через неё пустить переменный ток, то магнитное поле, создаваемое катушкой, будет взаимодействовать с магнитным полем постоянного магнита, в результате чего мембрана будет двигаться, повторяя форму электрического сигнала звуковой частоты (см. статью «Громкоговоритель»). Электродинамический способ преобразования сигнала имеет множество недостатков и ограничений, но постоянно совершенствующаяся конструкция таких наушников и новые материалы позволяют достигнуть очень высокого качества звука;
- с уравновешенным якорем — основной деталью является П-образный якорь из ферромагнитного сплава. В разговорной речи их часто называют «арматурными» из-за созвучия английского слова armature (якорь) с русским арматура;
- электростатические — используют тончайшую мембрану, расположенную между двумя электродами. Стоимость таких наушников обычно высока, однако они демонстрируют очень высокую чувствительность и высокую верность воспроизводимого звука. Недостаток — их нельзя напрямую подключить к стандартному выходу на наушники, поэтому к ним в комплекте идёт специальная док-станция;
- изодинамические — тонкая плёночная мембрана, с нанесёнными на неё металлическими токопроводящими дорожками, заключена в решетку из стержневых магнитов и колеблется между ними. См. также «Излучатель Хейла»;
- ортодинамические — по принципу аналогичны изодинамическим, но мембрана и магниты имеют круглую форму.
По типу акустического оформления
- открытого типа — частично пропускают внешние звуки, что позволяет достичь более естественного звучания. Многие слушатели отмечают звук открытых наушников как более прозрачный и натуральный по сравнению со звуком закрытых наушников. Кроме того, открытое акустическое оформление не делает вас аудиально «отрезанным» от окружающего мира. Однако при высоком уровне внешнего шума звук в открытых наушниках будет плохо слышен. К тому же открытые наушники, работающие на большой громкости, могут помешать окружающим. Не создают давления на внутреннее ухо;
- закрытого типа — не пропускают внешние шумы и обеспечивают максимальную звукоизоляцию, что позволяет использовать их в шумных средах, а также в тех случаях, когда необходимо полностью сосредоточиться на прослушивании. Основной их недостаток заключается в ухудшении воспроизведения низких частот при плохом прилегании амбушюров. Производимое на голову давление, как правило, выше, чем у открытых.
- полуоткрытого типа (или полузакрытого типа) — выдуманный маркетологами тип оформления. Термин «полуоткрытые» технически некорректный, ведь открытые наушники всегда полуоткрытые, всё дело в степени акустической нагрузки.
По сопротивлению
- низкоомные — с сопротивлением от единиц до нескольких сотен ом;
- высокоомные — с сопротивлением от единиц до нескольких десятков килоом.
По типу соединительных разъемов
- Jack (6.3);
- Mini-jack (3.5);
- Micro-jack (2.5);
- DIN, ОНЦ-ВН (в настоящее время устарели);
- РПВ-1, ШП-4 и др. (имеют специфическое применение или устарели);
- USB (в основном используются в наушниках нового поколения).
Технические характеристики
Основными техническими характеристиками являются: частотный диапазон, чувствительность, сопротивление, максимальная мощность и уровень искажений в процентном соотношении.
- Частотная характеристика Эта характеристика влияет на качество звука наушников. Наушники с больши́м диаметром мембраны имеют повышенное качество звучания. Среднее значение частотной характеристики 18 Гц — 20 000 Гц. Некоторые профессиональные наушники имеют частотный интервал от 5 Гц до 60000 Гц. Наиболее широкий заявленный частотный диапазон у некоторых моделей достигает 7 Гц — 120 кГц(Sennheiser Orpheus HE 90).
- Чувствительность (КПД) Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Обычно наушники обеспечивают чувствительность не менее 100 дБ, при меньшей чувствительности звук может быть слишком тихим (особенно при использовании наушников с плеером или подобными устройствами). На чувствительность влияет материал магнитного сердечника, применяемого в наушниках (например, неодимовые магнитные сердечники). Наушники-«вкладыши» с малым диаметром мембраны обладают маломощным магнитом.
- Сопротивление (импеданс) Здесь важно соответствие значения модуля полного электрического сопротивления наушников и выходного сопротивления источника звука. Большинство наушников рассчитано на сопротивление в 32 Ома. Наушники с сопротивлением в 16 Ом имеют повышенную излучаемую акустическую мощность. Для студийной работы используют наушники с максимальным значением импеданса, так как они имеют более линейную АЧХ (и следовательно более точную передачу звука).
- Максимальная мощность Максимальная (паспортная) входная мощность обуславливает громкость звучания.
- Уровень искажений Уровень искажений в наушниках измеряется в процентах. Чем меньше этот процент, тем лучше качество звучания. Привносимые наушниками искажения менее 1 % в полосе частот от 100 Гц до 2 кГц являются приемлемыми, тогда как для полосы ниже 100 Гц допустимо 10 %.
Опасности, связанные с наушниками
В наушниках каждое ухо воспринимает звуки, идущие исключительно от излучателя, предназначенного именно для этого уха, что приводит к несколько иному звучанию и, возможно, — к повышенной утомляемости. Длительное использование наушников на высокой громкости чревато частичной потерей слуха и может даже привести к глухоте [источник не указан 222 дня] . Неравномерность АЧХ и присутствие резонансных частот отрицательно действует на органы слуха, так как слушатель настраивает громкость воспринимая основной спектр частот, пренебрегая резонансной.
Также существует опасность из-за наушников пропустить важный звуковой сигнал, например, при движении по дороге, как водителями (поэтому во многих странах вводятся ограничения на использование наушников водителями автотранспорта), так и пешеходами, что может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.
Источник