Способ передачи сигнала нервной регуляции

Содержание
  1. Биология. 6 класс
  2. Особенности нервной регуляции
  3. Презентация к уроку «Механизмы регуляции функций организмов»
  4. Описание презентации по отдельным слайдам:
  5. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  6. Методическая работа в онлайн-образовании
  7. Современные педтехнологии в деятельности учителя
  8. Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
  9. Общая информация
  10. Похожие материалы
  11. Вводный урок по биологии
  12. Презентация по биологии на тему «Царство Прокариоты» (7 класс)
  13. Самостоятельная работа по теме «Методы изучения живой природы. рабочие приборы биолога»
  14. Биотехнология производства кормовых добавок
  15. Содержание нитратов в овощных культурах
  16. КТП по биологии 7 класса
  17. Сцепленное наследование признаков. Генетика пола.
  18. Презентация на тему: «Гипотезы происхождения жизни»
  19. Вам будут интересны эти курсы:
  20. Оставьте свой комментарий
  21. Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
  22. Подарочные сертификаты

Биология. 6 класс

Конспект урока

Биология, 6 класс

Урок 14. Гуморальная и нейрогуморальная регуляция

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. На уроке познакомитесь с регуляцией процессов жизнедеятельности у живых организмов.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель с участием нервной системы.

Нервная регуляция – это способ регуляции функций организма при помощи нервных импульсов, поступающих к органам из головного и спинного мозга.

Гуморальная регуляция – это способ регуляции процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощью гормонов, выделяемых особыми органами – желёзами.

*Нейрон – это структурно–функциональная единица нервной ткани (нервная клетка).

*Гормоны – биологически активные вещества органической природы, вырабатывающиеся в специализированных клетках желёз внутренней секреции, поступающие в кровь.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни. / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Все жизненно важные процессы жизнедеятельности организма растений и животных осуществляются во взаимосвязи и в соответствии с процессами, происходящими во внешней среде регулируются двумя способами: нервным и гуморальным. Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с условиями окружающей среды.

Гуморальная и нервная регуляции

Тело человека, как и многих животных имеет очень сложное строение. От клеток до систем органов организм представляет собой взаимосвязанную систему, для нормального функционирования которой должен быть создан четкий механизм регулирования. Он осуществляется двумя путями. Первый способ является самым быстрым. Он называется нервной регуляцией. Данный процесс воплощает в жизнь одноименная система. Существует ошибочное мнение, что гуморальная регуляция осуществляется с помощью нервных импульсов. Однако это совсем не так. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов, которые поступают в жидкостные среды организма.

Читайте также:  Когда есть желание всегда есть способ

Гуморальная регуляция функции осуществляется с помощью специализированных органов. Они называются железами и объединяются в отдельную систему, которая называется эндокринной. Эти органы образованы особым видом эпителиальной ткани и способны к регенерации. Действие гормонов носит долгосрочный характер и продолжается на протяжении всей организма.

Железами выделяются гормоны. Благодаря особой структуре эти вещества ускоряют или нормализуют различные физиологические процессы в организме. К примеру, в основании головного мозга находится железа гипофиз. Она продуцирует гормон роста, в результате действия, которого организм увеличивается в размерах.

Итак, гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью особых органов – желез. Они обеспечивают постоянство внутренней среды, или гомеостаз. Их действие носит характер обратной связи. К примеру, такой важнейший для организма показатель, как уровень сахара в крови, регулируется гормоном инсулином в верхнем пределе и глюкагоном — в нижнем. Таков механизм действия эндокринной системы.

Особенности нервной регуляции

Данная система включает центральный и периферический отдел. Если гуморальная регуляция функций организма осуществляется с помощью химических веществ, то данный способ представляет собой «транспортную магистраль», связывающую организм в единое целое. Происходит этот процесс достаточно быстро. Только представьте, что вы дотронулись рукой до горячего утюга или зимой босиком вышли на снег. Реакция организма будет практически мгновенной. Это имеет важнейшее защитное значение, способствует и адаптации, и выживанию в различных условиях. Нервная система лежит в основе врожденных и приобретённых реакций организма. Первыми являются безусловные рефлексы. К ним относятся дыхательный, сосательный, мигательный. А с течением времени у человека формируются приобретенные реакции. Это безусловные рефлексы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Выберите три верных утверждения. Гормоны в организме млекопитающих образуются в:

Правильный вариант ответа:

Задание 2. Выделите цветом правильные суждения. Нервная регуляция – это регуляция функций организма при помощи нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы. Основные функции нервной системы:

  1. Восприятие действующих на организм раздражителей.
  2. Передача нервных импульсов через кровеносную систему.
  3. Проведение и обработка воспринимаемой информации.
  4. Формирование ответных приспособительных реакций, включая высшую нервную деятельность и психику.
  5. Медленно регулирует работу организма.
  6. Сигнал формируется в железах внутренней секреции.
  1. Восприятие действующих на организм раздражителей.
  2. Передача нервных импульсов через кровеносную систему.
  3. Проведение и обработка воспринимаемой информации.
  4. Формирование ответных приспособительных реакций, включая высшую нервную деятельность и психику.
  5. Медленно регулирует работу организма.
  6. Сигнал формируется в железах внутренней секреции.

Источник

Презентация к уроку «Механизмы регуляции функций организмов»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Тема «Регуляция процессов жизнедеятельности организмов»

Описание слайда:

Впервые идея о существовании физиологических
механизмов, поддерживающих постоянство
внутренней среды организма, была высказана
французским ученым-физиологом
Клодом Бернаром

В первой половине ХХ в. для определения состояний и процессов, обеспечивающих устойчивость организма в непрерывно меняющейся внешней среде, американский физиолог Уолтер Кеннон предложил термин гомеостаз (греч. gomoios – равный, одинаковый; stasis – состояние)

Описание слайда:

Гомеостаз
Гомеостаз (от греч. homoios — подобный и stasis — неподвижность) — процесс, за счет которого достигается относительное постоянство внутренней среды организма (постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови).

Читайте также:  Домашним способом лечить простатита
Описание слайда:

Виды регуляции функций в организме

НЕРВНАЯ
С помощью
нервных импульсов

ГУМОРАЛЬНАЯ
С помощью химических веществ — гормонов
Для обеспечения постоянства внутренней среды организма необходима координация всех происходящих в нем жизненных процессов. Такая координация достигается благодаря согласованной деятельности координирующих (регулирующих)
систем: нервной и гуморальной

Описание слайда:

Сравнение нервной и гуморальной регуляции
Включается медленно и действует долго.
Включается быстро и действует коротко.
Гуморальная регуляция
Нервная регуляция
Передача сигнала – химическая (через жидкие среды организма).
Сигнал – гормон.
Ответ, как правило, генерализован (весь организм).
Сигнал – нервный импульс.
Передача сигнала – электрическая (по нервным волокнам) и химическая (через синапс).
Распространение сигнала по сосудам с током крови.
Распространение сигнала по нервным структурам рефлекторной дуги.
Ответ четко локализован (определенный орган).

Описание слайда:

Регуляция функций у растений
НС нет!
Гуморальная регуляция (фитогормоны)

Описание слайда:

Фитогормоны — низкомолекулярные органические вещества, вырабатываемые растениями и имеющие регуляторные функции.
Ауксины (от греч. auxo — увеличиваюсь, расту) — стимуляторы роста плодов (побегов)
Гиббереллины — являются стимуляторами роста растений, ускоряют развитие листвы, созревание семян
Цитокинины — это класс гормонов растений, которые стимулируют деление клеток.
Абсцизовая кислота (другое название — дормин) в целом является «гормоном покоя». Она индуцирует «спящее» состояние семян, клубней и корнеплодов, тормозя их прорастание. АБК называют гормоном-антагонистом ауксина, цитокининов, гибберел-лина, так как она тормозит реакции, которые вызывают эти гормоны.

Описание слайда:

Простейшие
Нервной системы нет!
Раздражимость.

Описание слайда:

Гипоталамо-гипофизарная система — объединение структур гипофиза и гипоталамуса, выполняющее функции как нервной системы, так и эндокринной.

Описание слайда:

Гипоталамо-гипофизарная система
Гипоталамус (hypothalamus) — отдел промежуточного мозга, которому принадлежит ведущая роль в регуляции многих функций организма, и прежде всего постоянства внутренней среды. Под контролем Г. находятся такие железы внутренней секреции, как гипофиз, щитовидная железа, половые железы, поджелудочная железа, надпочечники и др.

Гипофиз (от греч. hypóphysis — отросток), нижний мозговой придаток, железа внутренней секреции, играющая у всех позвоночных животных и у человека ведущую роль в гормональной регуляции.

Описание слайда:

Клетки гипоталамуса обладают двойной функцией. Во-первых, они выполняют те же функции, что и любая другая нервная клетка, а во-вторых, обладают способностью секретировать и выделять биологически активные вещества — нейрогормоны (рилизинг-гормоны и статины). Гипоталамус и передняя доля гипофиза связаны общей сосудистой системой, имеющей двойную капиллярную сеть.

Описание слайда:

Основа нервной регуляции

Описание слайда:

Нервная регуляция
Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение рецепторов из внешней или внутренней среды организма, осуществляющаяся при участии нервной системы.
Структурной основой рефлекса является рефлекторная дуга.

Описание слайда:
Описание слайда:

По функциональным свойствам нервную систему делят на два отдела
Нервная система
соматическая
вегетативная
(автономная)
Симпатический
отдел
Парасимпатический
отдел

Описание слайда:

Нервная система у разных систематических групп животных

Описание слайда:

Гуморальная регуляция
. В регуляции функций важная роль принадлежит железам внутренней секреции. Специализированные эффекты гуморальной регуляции осуществляются с помощью веществ -гормонов.

Читайте также:  Простые способы как выспаться
Описание слайда:

Железы внутренней секреции
Поджелудочная железа, половые железы- железы смешанной секреции. Они выделяют одновременно гормоны и другие вещества.
тимус

Описание слайда:
Описание слайда:

Болезни, вызванные нарушением работы желёз внутренней секреции
Акромегалия

Описание слайда:

Болезни, вызванные нарушением работы желёз внутренней секреции
Гигантизм

Описание слайда:

Болезни, вызванные нарушением работы желёз внутренней секреции
Карликовость

Описание слайда:

Болезни, вызванные нарушением работы желёз внутренней секреции
Базедова болезнь
Микседема
Кретинизм

Описание слайда:

Болезни, вызванные нарушением работы желёз внутренней секреции
Бронзовая болезнь

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Вводный урок по биологии

Презентация по биологии на тему «Царство Прокариоты» (7 класс)

Самостоятельная работа по теме «Методы изучения живой природы. рабочие приборы биолога»

Биотехнология производства кормовых добавок

Содержание нитратов в овощных культурах

КТП по биологии 7 класса

Сцепленное наследование признаков. Генетика пола.

Презентация на тему: «Гипотезы происхождения жизни»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5310747 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике

Время чтения: 1 минута

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы