Способ передачи объема предмета с помощью теней света

Светотень как средство передачи объема предмета

Свидетельство

– Сегодня мы выполним рисунок объемного геометрического тела – шара с боковым освещением с натуры. Работая с натуры, помните, что в процессе создания изображения нельзя изменять положение источника света.

1. Начнем с самой простой для построения формы – шара. Шар при рисовании на плоскости представляет собой круг. С какой стороны на него ни посмотри, все равно круг, сверху – тоже круг. Вот и будем рисовать его в виде круга. Начнем с основных линий. Определим место, где этот шар будет находиться на листе.

2. Проведем осевую линию нужной высоты. Разделим, измеряя карандашом, осевую на две равные части – это будет центр и радиус круга.

3. Теперь, через центр, проведем перпендикулярную осевую линию. Самое главное и ответственное действие – измерьте с помощью карандаша радиус, и отложите его от центра на все осевые линии. Если у Вас хороший глазомер, то Вы можете плавной линией соединить отметки на осевых и получится круг.

4. Те, кто не доверяют своему глазомеру, могут через центр провести дополнительные осевые линии. И на них тоже отложить радиус.

5.Соедините полученные точки и круг готов.
6.Осталось стереть мягким ластиком вспомогательные линии, но если вы работали легкими, едва заметными линиями, то стирать ни чего не надо, так как любой ластик повреждает поверхность бумаги, и портит свежесть рисунка.

Чтобы круг превратился в шар, надо сделать его объемным. Объем создается с помощью наложения теней, т.е светотени.

7. Посмотрите внимательно на шар. Найдите на шаре самое светлое местечко, которое словно отражает свет? Нашли? Я тоже нашел и перенес его на наш круг. Познакомьтесь – это БЛИК. Блик – это самое светлое место на предмете, которое отражает свет. Так блик нашли. Обозначим его на рисунке.

Разные поверхности предметов по-разному отражают свет: на гладких глянцевых поверхностях (керамика, стекло, металл, глянцевый пластик) блик яркий и четкий. На мягких, пористых, не полированных поверхностях (дерево, глина, бумага, апельсин, яйцо и т.п.) блик менее яркий и его границы не четкие, а плавно переходящие в следующую градацию света-тени.

8. Снова посмотрим на шар. Найдите вокруг блика светлое пятно. Познакомьтесь – это СВЕТ. Светсамое светлое пятно на предмете после блика. Обозначим его область на рисунке. Двигаемся дальше.

9.Следующая зона разбивается на ПОЛУТЕНЬ и СОБСТВЕННУЮ ТЕНЬ.
Собственная теньэто самое темное место на предмете.
А полутеньэто плавный переход от света к собственной тени. То есть не такое светлое как свет, но и не такое темное, как собственная тень предмета. Обозначим полутень и собственную тень на рисунке.

10. Есть еще одно чудо светотени – это РЕФЛЕКС.
Рефлекс – это отражение плоскости или других объектов на предмете. Обычно он немного светлее собственной тени. Так как мой шарик лежит на плоскости в полном одиночестве, то на нем есть рефлекс только от плоскости, который я и обозначил на своем рисунке в виде тоненькой полоски на самой темной части моего шара.
Не тренированному глазу бывает очень трудно заметить рефлекс, но если посмотреть на предмет немного прищурившись, то рефлекс становится более заметным.

11. Теперь посмотрите на плоскость под предметом с теневой стороны, и Вы увидите тень от предмета. Скорее всего именно с этой тенью Вы давно знакомы, ее полное имя – ПАДАЮЩАЯ ТЕНЬ.
Ну вот вроде бы и все градации светотени. Надеюсь ни чего сложного. На самом деле все эти градации располагаются на любом предмете, меняя только свою форму и местоположение на предмете, в зависимости от формы предмета и от материала из которого он изготовлен.

Читайте также:  Собственник не выбрал способ управления многоквартирная домом

А теперь попробуем все выполнить на практике. Выполнять мягким карандашом или мелками. Я выполню рисунок пастелью (мелками)серыми оттенками.

12.Область БЛИКА покрываю белой пастелью – мелом. Если выполняете карандашом, то блик оставляют не покрытым – просто чистая белая бумага.
Светло-серым цветом покрываю область СВЕТА.

13.Беру оттенок немного темнее и покрываю область ПОЛУТЕНИ.

14. Темно-се делаю РЕФЛЕКС – отражение плоскости.

15.Теперь рисую ПАДАЮЩУЮ ТЕНЬ. В данном случае она под самым шаром будет темнее, темнее чем РЕФЛЕКС на шаре. Дальше от шара тень будет светлее. Такая четкая тень от шара получилась потому, что шар освещен сверху лампой. Если Вы рисуете днем, то тень будет менее четкая.

16. Не забываем про плоскости. Обычно горизонтальная плоскость на которой лежит объект светлее чем вертикальная, так как свет светит сверху и горизонтальная плоскость лучше освещена. Но бывает и наоборот, если свет направлен на вертикальную плоскость.

17.Рисунок завершен, осталось сгладить – обобщить немного переходы света и тени. Вот что получилось.

Закрепление.
А теперь повторим, какие градации светотени для придания рисунку объема мы узнали: блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
И ничего сложного!

7. Итог урока.
• Выставка работ учащихся.
• Анализ рисунков, оценивание.
8. Рефлексия.
– Выполняя рисунки, вы могли сегодня убедиться в том, что правильная передача световых фаз позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета.
– Так что же позволяет выявить на рисунке объемную форму предмета?
– В лучших ваших рисунках передано распределение освещенности на поверхности шара.
– Можно ли полученные знания, сегодняшнего урока применять в дальнейшем?
9. Заключительное слово учителя.
– Сегодня на уроке вы узнали еще об одной особенности изображения, о которой так просто и вместе с тем удивительно образно сказал поэт:
За часом час уходит прочь,
Мелькает свет и тень.
Звезда над речкой – значит, ночь.
А солнце – значит, день.
Николай Рубцов.

Источник

Светотень: ключ к пониманию объема

Светотень — это ключ к пониманию объема и созданию реалистичных объектов. И в этом кратком уроке рассмотрим как моделируется светотень на простых и сложных объектах.

У нас всегда есть источник света и направление его лучей. При этом освещение предметов может быть концентрированным либо рассеянным.

Прямой свет солнца или лампы дает концентрированное освещение. А свет, проходящий через среду, рассеивающую его лучи (например, солнечный свет через облака), создает рассеянное освещение.

Светотень — это наблюдаемое на поверхности объекта распределение света, создающее шкалу яркостей. Важное средство изображения объёма предметов и их положения в пространстве.

Элементы светотени:

Далее пройдемся вкратце по всем элементам, которые составляют в своей совокупности светотень. Для удобства я приготовила изображения, иллюстрирующие каждый такой элемент.

  • Блик
    Блик — самое яркое место на объекте, располагается там, где лучи света падают перпендикулярно к поверхности и отражаются. Интенсивность яркости зависит от материала объекта.
  • Зона света
    Это зона, находящаяся вокруг блика и принимающая большую часть освещения.
  • Полутень
    Это промежуточное состояние между светом и тенью.
    На предметах округлой формы в зоне соприкосновения с косыми лучами света образуется плавный переход от светлой части к темной.
    На предметах с четкими прямоугольными формами эта зона выделяется отдельно и находится между светлой и темной сторонами.
    Граница светотени зависит от формы предмета и может выглядеть по-разному. Обычно она нечеткая и состоит из градаций тона.
  • Собственная тень
    Самое темная часть объекта, куда не попадает свет.
  • Рефлекс
    Отраженный свет в теневой части предмета.
    Отражается свет от всего, что окружает предмет. Рефлекс светлее тени и темнее света.
    На краю формы всегда будет такая зона.
    Рефлекс есть и на стороне объекта, повернутой к источнику света, но там он менее заметен, а в зоне тени становится более активным.
  • Падающая тень
    Это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает (плоскость стола).
    Тень неоднородна и внутри имеет множество градаций. Чем ближе к объекту, тем она темнее, чем дальше – тем светлее. Самое темное место будет местом касания объекта и поверхности, на которую отбрасывается тень.
    Границы тени немного затемненные. Каким-бы жестким не было освещение из-за наличия атмосферы границы тени будут мягкими, растушеванными. Только в вакууме (например, космосе) границы будут резким контуром.
Читайте также:  Какими могут быть способы приобретения права собственности

Изучив светотень на простых формах можно переходить к более сложным.

В рисунке головы или тела человека надо научиться различать светотень на всем объекте в целом и на каждом отдельном его участке (например на носу, губах, подбородке и т.д.)

Источник

Правила передачи объема

Портрет Лопухиной в технике «старых мастеров»

Свет в живописи и его влияние на художественное произведение

Правила передачи объема

Одна из ключевых задач художника – правильно передать объем содержимого картины. В этой статье мы рассмотрим некоторые аспекты, знание которых поможет быстрее найти способ сделать тот или иной объект объемным. Ну а дальше – практика, практика и еще раз практика. Только натренированные глаз и рука позволяют уверенно изображать трехмерные объекты на плоскости.

Понятие объема

В изобразительном искусстве под объемом понимают иллюзорную передачу пространственных характеристик предметов при помощи конструктивных и перспективных построений, а также художественных приемов. Проще говоря, чтобы сделать объект трехмерным, необходимо показать его форму в пространстве и прорисовать светотени. Расположение и размеры светотеневого рисунка в свою очередь зависят от силы и направления источника света.

Начинающие художники часто допускают одну и ту же ошибку: они изображают только те части предметов, которые обращены к ним и не уделяют внимание другим участкам. Связано это с тем, что новички не имеют представления о внутренней конструкции изображаемых объектов. В результате их произведения получаются плоскими и безжизненными. Необходимо вспомнить, по каким параметрам мы определяем, что предмет объемный. Это длина, ширина и высота. А значит нужно так располагать объекты, чтобы зритель видел все эти три параметра.

Как превратить плоскость в объем?

Приступая к рисованию предмета с натуры, нужно научиться видеть его внутреннюю конструкцию. Самый простой способ – представить объект прозрачным. Под конструкцией мы подразумеваем каркас, который удерживает все части изображаемого предмета. Например, конструкция куба – это 8 узловых точек, хотя каркас можно сделать и более сложным, добавив дополнительные секции.

Тренировка разбивания геометрических фигур на отдельные фрагменты, помогает представлять сложные объекты как совокупность простых связанных друг с другом частей.

Следует понимать, что основа предметов простой конфигурации – одна геометрическая фигура, а сложные состоят из нескольких. И чем сложнее объект, тем больше он может иметь составных частей. Подобные геометрические схемы помогают рисовать людей, но, прежде чем приступать к портретам, необходимо изучить анатомию.

Читайте также:  Как почистить грецкие орехи способы

Правилам конструктивного и перспективного рисования объемных предметов с помощью линий много внимания уделяется на уроках по рисунку. Необходимо понимать, что создание любого художественного произведения начинается с композиции , одна из задач которой – правильное соотношение размеров, пропорций и конфигураций, что напрямую влияет на объем. Об одном из методов построения конструкции речь идет в видео , которое демонстрирует этап обучения технологии оптических просветов. Обратите также внимание, как при помощи светотени, получаются сложнейшие складки одежды. А теперь непосредственно о светотеневом рисунке.

Понятие светотени

Любой объект ограничен прямолинейными либо криволинейными плоскостями. Каждая из них во время освещения попадает в особые световые и цветовые условия – одни участки освещаются сильнее, другие – слабее. На интенсивность освещенности также влияет расстояние до источника света и угол падения потока света на поверхность объекта. Самыми освещенными будут те участки, на которые световые лучи падают под прямым углом, и наоборот, чем больше наклон потока света, тем темнее поверхность. Светлота также зависит от фактуры и цвета. Например, полированные материалы отражают свет лучше, матовых и шероховатых, а чем темнее участки, тем сильнее поглощается свет.

Наряду с геометрией объекта, градация света и тени является важной составляющей передачи объема. Чтобы создать иллюзию объемного предмета, необходимо правильно изобразить светотень, состоящую из:

  • блика;
  • света;
  • падающей и собственной тени;
  • полутона;
  • рефлекса.

Блик – самая яркая часть светотеневого рисунка, где световой поток практически полностью отражается. Свет – наиболее освещенная часть предмета, а собственная тень – самая темная. Промежуточная по светлоте и месторасположению область называется полутенью или полутоном, а рефлекс – это отраженный в теневой части предмета свет. Отражение дают любые, находящиеся со стороны тени объекты: стены, потолок, поверхность стола и т. п. Падающая тень – это та, которую отбрасывает предмет на окружающие его поверхности.

На приведенном выше рисунке светотень изображена с помощью штриховки – классического метода, которому обучают в художественных школах. Однако штриховка не является естественной для глаза формой передачи объема, поэтому на наших занятиях по рисунку мы ее заменяем тонированием с помощью графитового порошка. Работа ведется «от пятна», линии и переходы получаются мягкими и естественными. Подробности см. в видео .

Очень важно определить границу между светом и тенью. У начинающих художников с этим обычно возникают трудности, потому что пограничная зона всегда разная и зависит от условий освещения. Например, на шаре она изогнутая, на цилиндре – прямая, на вазе – извилистая, а на портрете имеет сложную конфигурацию.

Передача объема по технике Старых мастеров

В живописи есть прием под названием «кьяроскуро», суть которого заключается в том, чтобы противопоставить свет тени – создать резкий тоновый контраст. Этим методом часто пользовался известный итальянский художник Караваджо, делая освещенные участки очень яркими, а теневые – практически черными. Кьяроскуро хорошо использовать в процессе обучения, создавая искусственную подсветку предмета одним источником света. Конструкция светотени при направленном световом потоке видна намного лучше, чем при рассеянном.

Однако самым естественным способом передачи объема является техника Старых мастеров, при которой изображение как бы выводится наружу из глубины полотна. В технологии оптических просветов, в основе которой лежит методика художников эпохи Возрождения, для отображения трехмерного пространства, объемных предметов и мягкого светотеневого рисунка используется поэтапная система. Она включает в себя подготовку полотна, работу оптическими смесями, имприматуру и лессировки. Объем закладывается при обработке поверхности наждачной бумагой, а затем происходит тонкая доводка вышеперечисленными инструментами. Больше о технологии оптических просветов можно узнать из нашей книги, скачать которую можно здесь .

Источник

Оцените статью
Разные способы