- Вербальные и невербальные средства общения
- Что такое вербальное общение
- Как объяснить понятие «невербальное общение»
- Виды вербального и невербального общения
- Особенности вербального общения
- Особенности невербального общения
- Как вербальное и невербальное общение помогает в повседневной жизни
- В заключение
- Виды и способы передачи информации. Способы и средства передачи информации
- Каким образом передается информация
- Обработка информации
- Виды информации
- Средства передачи информации
- Способы представления информации
- Понятие о коммуникации
- Современные способы передачи информации
- Возможности использования средств передачи информации
Вербальные и невербальные средства общения
Учат выражать свои мысли с помощью слов, в школе обучают письму, грамоте. Но речь и текст – не единственно возможные для нас способы передать информацию. Самый первый в нашей жизни, естественный и простой способ выражения мыслей, – с помощью жестов и языка тела. На протяжении всей жизни мы успешно совмещаем два этих способа коммуникации: вербальное и невербальное общение.
Что такое вербальное общение
Вербальное общение – самый привычный для человека способ передачи и получения информации с помощью устной или письменной речи. Такая коммуникация происходит между двумя или более людьми. Для воспроизведения речи человек обладает четкой дикцией, определенным словарным запасом и знаниями о правилах общения.
Важную роль в процессе коммуникации человека посредством вербальной связи играют лексика и синтаксис. Первое подразумевает некоторую совокупность слов, принадлежащих определенному языку. Второе диктует правила формирования мысли.
Вербальное взаимодействие имеет две важные функции:
- Сигнификативную. С помощью слов человек может представить любое описание, иметь представление о любой получаемой информации. Словарный запас помогает человеку проводить анализ получаемой информации, выстраивать связи между объектами, о которых поступает информация, и распределять степень значимости (главное, второстепенное).
- Коммуникативную. Ее задача – в передаче отношения к получаемой или воспроизводимой информации. При разговоре это выражается с помощью пауз, акцентов, интонации голоса. В письме – аккуратностью написания, расставленными знаками препинания и направления текста.
Несмотря на большую степень значимости вербального общения в жизни человека, оно имеет ряд недостатков:
- невозможность сформулировать свою мысль четко и донести ее;
- сложности восприятия чужого повествования;
- превратное понимание полученной информации;
- многозначность одних и тех же слов;
- языковые сложности между носителями разных культур, религий, возрастов и т. д.
Ученые считают, что вербальные коммуникации занимают минимальное, с точки зрения важности, место в навыках взаимодействия человека. Количественный показатель полезности составляет всего 15 % по сравнению с невербальными навыками. Им наука выделила 85 % значимости.
Как объяснить понятие «невербальное общение»
Невербальные коммуникации представляют собой взаимодействие между индивидуумами без применения слов, языковых способов связи. Для передачи мыслей, эмоций человек в таком случае активно применяет язык тела: жесты, мимику, позу, визуальное воздействие. Невербальные коммуникации могут быть неосознанными, к ним относятся перечисленные выше способы передачи информации и специальные. Ко вторым относятся: язык для слабослышащих, глухонемых и азбука Морзе.
Язык тела помогает человеку создавать связь между собеседниками, придавать словам смысл и выражать эмоции, скрытые в тексте. Особенность такой коммуникации в честности. Человек, не знающий психологию такого общения, не способен управлять своими эмоциями и языком тела. Все невербальные знаки имеют свой характер: задумчивый, открытый, неуверенный, доброжелательный, воинственный, сомневающийся и другие.
Важно! Понимание возможных невербальных знаков дает человеку преимущество перед собеседником.
Обладая такими знаниями, оратор может завладеть вниманием публики и настроить на свою точку зрения. Бизнесмены и менеджеры на важных переговорах, с помощью языка тела оппонента, принимают решение о его честности и правильности выполняемых действий.
В разговоре поза, жесты, язык тела имеет первостепенное значение. Ученые выяснили, что при различиях словесной информации и визуальной, воспринимаемой человеком, в подсознании останется именно последняя. С помощью невербального общения собеседник может убедить в своей правоте или подвергнуть свои слова сомнению.
К элементам визуальной взаимосвязи относят:
- манера держаться (движения, действия в той или иной ситуации);
- эмоциональный подтекст (движения руками, выражение лица);
- телесный контакт (касания, рукопожатие, объятия);
- визуальный контакт (изменение зрачков, пристальность, длительность);
- движения (походка, расположение при нахождении на одном месте);
- реакции (отклик на какие-то события).
Виды вербального и невербального общения
Вербальные и невербальные средства общения относятся к способам передачи информации. Каждый из них, в свою очередь, имеет широкое деление на виды.
Вербальная коммуникация предполагает изложение информации с помощью слов, которое делится на устное изложение и письменную речь. Каждая из них, в свою очередь, имеет подвиды. К устной речи относятся:
- Диалог (обмен информацией между одним и более людей). Он включает в себя:
- беседа – обмен информацией в процессе просто естественного общения;
- интервью – диалоговый процесс с целью получения определенной профессиональной информации;
- спор – словесный обмен информацией с целью выяснения ситуации, обсуждения конфликта;
- дебаты – рассуждения перед аудиторией с целью получения единой позиции по той или иной сложной ситуации;
- полемика – спор с использованием различных научных мнений.
- Монолог – непрерывное выступление одного человека. К нему относятся:
- доклад – заранее подготовленная информация, основанная на публицистических, научных материалах;
- лекция – всестороннее освещение определенной проблемы специалистом;
- выступление – небольшое представление заранее подготовленной информации на определенную тему
- сообщение – небольшая аналитическая сводка, содержащая подкреплённую фактами информацию.
Письменная вербальная речь делится на:
- Моментальную (передача текстовой информации сразу после написания с последующим скорым ответом).
- Отсроченную (ответная информация бывает получена после значительного промежутка времени или не приходит совсем).
Стоит отметить! В особую категорию вербального общения можно выделить тактильную форму связи. Такая коммуникация характерна для людей с отсутствием слуха или зрения. В момент передачи информации они пользуются «ручным алфавитом».
И вербальное, и невербальное общение изучает психология, позволяющая с помощью видовых категорий правильно оценить коммуникацию. В результате многолетних исследований есть общепринятые способы трактовки тех или иных форм передачи информации.
Невербальное общение также имеет ряд собственных видов коммуникации. К ним относят:
- кинесика – совокупность движений тела (жесты, позы, мимика, взгляды);
- тактильные поступки – способы прикосновения к собеседнику;
- сенсорика – восприятие собеседника с точки зрения органов чувств (запахи, вкусы, сочетания цветов, тепловые ощущения);
- проксемика – общение с учетом зоны комфорта (интимной, личной, социальной или общественной);
- хронемика – применение временных категорий при общении;
- паравербальная связь – передача определенных ритмов при общении (ритм голоса, интонации).
Особенности вербального общения
Вербальный способ общения характерен исключительно для человеческой культуры. Только люди могут выражать свои мысли с помощью слов. Именно это и является главной отличительной чертой такой взаимосвязи. Кроме нее, можно выделить:
- многообразие стилей (деловой, разговорный, научный, художественный и другие);
- исключительность (словами можно описать любую знаковую систему);
- способность рассказать о человеке (культура, уровень знаний, воспитание, характер);
- закрепление выражений, фраз за определенными культурами, социальными группами (фашизм, коммунизм, нигилизм, демократия);
- необходимость для реализации в жизни (отсутствие вербальных навыков общения может стать непреодолимым препятствием в личном и профессиональном росте).
Особенности невербального общения
Главная особенность невербальной взаимосвязи заключается в сложности контроля над собственными движениями телом, руками, мимикой и другими важными элементами такого общения. Среди других особенностей невербальных коммуникаций отмечают:
- двойственность сигналов (есть знаки тела, мимические движения, которые приняты во всем мире, другие будут отличаться, в зависимости от культуры населения);
- правдивость (невозможно скрыть полностью все сигналы, отражающие настоящие эмоции);
- создание крепкой взаимосвязи между собеседниками (общая картинка помогает людям собрать полное представление о человеке, сформировать свое отношение к нему);
- усиление смысла слов при вербальном общении;
- возможность объяснить сформированную мысль до появления подходящих словесных описаний.
Как вербальное и невербальное общение помогает в повседневной жизни
Вербальное и невербальное взаимодействие – неотъемлемые части друг друга. Только совокупность этих форм коммуникации дает нам полную картинку о получаемой информации. Для эффективного взаимодействия с окружающими необходимо обладать навыками в обеих этих областях.
Вербальное и невербальное общение кратко дают составить впечатление о человеке через несколько минут после начала коммуникации. Уровень владения устной и письменной речью расскажет о культуре и уровне интеллекта личности. Жесты и мимика дадут знать об эмоциональном состоянии и отношении к ситуации.
Для выступления на публике недостаточно хорошо подготовить выступление. Оратор должен обладать навыками воздействия на публику. Существуют определенные техники построения речи, которые позволяют заинтересовать аудиторию. Но одних только слов недостаточно. Выступающий должен уметь держать себя на публике, делать определенные жесты, выполнять движения, привлекающие внимания, заманивать интонациями голоса.
Неотъемлемыми знаниями высшего руководства любых компаний являются вербальные и невербальные средства делового общения. Во многих странах не только директора компаний, но и обычные менеджеры должны знать, как ведет себя человек в момент обыкновенного общения, на собеседовании и при принятии важных решений.
С помощью жестов в процессе разговора человек может пытаться объяснить вещи, сложно воспроизводимые словами. Собеседник чаще всего отлично понимает то, что ему хотели передать. Пытаясь разговаривать с иностранцами, не обладая достаточным количеством словарного запаса, люди увеличивают тембр голоса и активно жестикулируют при общении. На математических занятиях, объясняя, какую-то функцию, лектор может сопровождать слова рисунком в воздухе, для него это способ визуализировать слова, для аудитории – небольшая помощь в понимании.
В заключение
Человек ежедневно прибегает к различным формам и способам связи. Это наша естественная потребность. Вербальные и невербальные средства общения кратко дают возможность составить определенное мнение о собеседнике, выступающем или оппоненте уже с первых минут коммуникации. Невозможно выделить какой-то один, самый важный способ передачи информации. Обе формы общения информативны и полноценно дополняют друг друга.
Источник
Виды и способы передачи информации. Способы и средства передачи информации
Каждый человек постоянно сталкивается с информацией, притом так часто, что смысл самого понятия объяснить может не каждый. Информация – это сведения, которые передаются от одного лица другому при помощи различных средств связи.
Существуют различные способы передачи данных, о которых речь пойдет далее.
Каким образом передается информация
В системе передачи данных различают 3 направления: это передача от человека к человеку, от человека к компьютеру и от компьютера к компьютеру.
- Первоначально сведения получают при помощи органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Для передачи информации на ближнем расстоянии существует язык, который позволяет сообщить полученные сведения другому человеку. Кроме того, передать что-либо другому человеку можно, написав письмо либо в процессе спектакля, а также при разговоре по телефону. Несмотря на то, что в последнем примере используется средство связи, то есть промежуточное устройство, оно позволяет передать сведения в непосредственном контакте.
- Для передачи данных от человека к компьютеру необходимо введение ее в память устройства. Информация может иметь разный вид, о чем будет идти разговор далее.
- Передача от компьютера к компьютеру происходит посредством промежуточных устройств (флеш-карты, интернета, диска и т. д.).
Обработка информации
После получения необходимых сведений возникает необходимость их хранения и передачи. Способы передачи и обработки информации наглядно представляют этапы развития человечества.
- В начале своего развития обработка данных представляла собой перенесение их на бумагу при помощи чернил, пера, ручки т. д. Однако недостаток такого способа обработки заключался в ненадежности хранения. Если упоминать способы хранения и передачи информации, хранение на бумаге имеет определенный срок, который определяется сроком службы бумаги, а также условиями ее эксплуатации.
- Следующим этапом является механическая информационная технология, при которой используется печатная машинка, телефон, диктофон.
- Далее на смену механической системе обработки сведений пришла электрическая, ведь способы передачи информации постоянно совершенствуются. К таким средствам относят электрические пишущие машинки, портативные диктофоны, копировальные машинки.
Виды информации
Виды и способы передачи информации отличаются в зависимости от ее содержания. Это могут быть текстовые сведения, представляемые в устной и письменной форме, а также символьные, музыкальные и графические. К современным видам данных относят также видеоинформацию.
С каждой из этих форм хранения информации человек имеет дело каждый день.
Средства передачи информации
Средства передачи информации могут быть устными и письменными.
- К устным средствам относят выступления, собрания, презентации, доклады. При использовании этого метода можно рассчитывать на быструю реакцию оппонента. Использование дополнительных невербальных средств в процессе разговора способно усилить эффект от речи. К таким средствам относят мимику, жесты. Однако в то же время информация, получаемая в устном виде, не имеет долгосрочного действия.
- Письменные средства информации – это статьи, отчеты, письма, записки, распечатки и т. д. При этом не приходится рассчитывать на быструю реакцию публики. Однако преимуществом является то, что полученную информацию можно перечитать, усвоив тем самым информацию.
Способы представления информации
Как известно, информация может быть представлена в нескольких формах, что, однако, не меняет ее содержания. Например, дом можно представить как слово или графическое отображение.
Способы представления и передачи информации можно изобразить в виде следующего списка:
- Текстовая информация. Позволяет наиболее полно предоставить информацию, однако может содержать большой объем данных, что способствует плохому ее усвоению.
- Графическое изображение – это график, схема, диаграмма, гистограмма, кластер и т. д. Они позволяют кратко представить информацию, установить логические связи, причинно-следственные отношения. Кроме того, информация в графическом виде позволяет найти решения различных вопросов.
- Презентация является красочным наглядным примером способа представления информации. В ней могут сочетаться как текстовые данные, так и графическое их отображение, то есть различные виды представления информации.
Понятие о коммуникации
Коммуникацией называют систему взаимодействия между несколькими объектами. В обобщенном смысле это и есть передача информации от одного объекта другому. Коммуникации являются залогом успешной деятельности организации.
Способы передачи информации (коммуникации) выполняют следующие функции: организационную, интерактивную, экспрессивную, побудительную, перцептивную.
Организационная функция обеспечивает между сотрудниками систему отношений; интерактивная позволяет формировать настроение окружающих; экспрессивная окрашивает настроение окружающих; побудительная призывает к действию; перцептивная позволяет различным собеседникам понимать друг друга.
Современные способы передачи информации
К наиболее современным способам передачи информации относят следующие.
В интернете содержится огромное количество информации. Это позволяет черпать для себя массу знаний, не утруждаясь изучением книг и других бумажных источников. Однако, помимо этого, он содержит способы и средства передачи информации, аналогичные исторически более давним моделям. Это аналог традиционной почты — электронная почта, или e-mail. Удобство использования этого вида почты заключается в скорости передачи письма, исключении этапности доставки. На сегодняшний день практически каждый имеет электронный адрес, и связь со многими организациями поддерживается именно посредством этого способа передачи информации.
GSM-стандарт цифровой сотовой связи, который широко применяется повсеместно. При этом происходит кодирование устной речи и передача ее через преобразователь другому абоненту. Вся необходимая информация размещается в sim-карте, которая вставляется в мобильное устройство. На сегодняшний день наличие данного средства связи является необходимостью в качестве средства коммуникации.
WAP позволяет просматривать на экране мобильного телефона web-страницы с информацией в любом ее виде: текстовом, числовом, символьном, графическом. Изображение на экране может быть адаптировано под экран мобильного телефона либо иметь вид, аналогичный компьютерному изображению.
Способы передачи информации современного типа включают также GPRS, который позволяет осуществлять пакетную передачу данных на мобильное устройство. Благодаря этому средству связи возможно беспрерывное использование пакетными данными одновременно большим количеством человек одновременно. Среди свойств GPRS можно назвать высокую скорость передачи данных, оплату только за переданную информацию, большие возможности использования, параметры совместимости с другими сетями.
Интернет посредством использования модема позволяет получить высокую скорость передачи информации при низкой стоимости такого доступа. Большое количество интернет-провайдеров создает высокий уровень конкуренции между ними.
Спутниковая связь позволяет получить доступ в интернет посредством спутника. Преимуществом такого способа является низкая стоимость, высокая скорость передачи данных, однако среди недостатков есть ощутимый – это зависимость сигнала от погодных условий.
Возможности использования средств передачи информации
По мере появления новых средств передачи информации возникают возможности нетрадиционного использования различных устройств. Например, возможность видеоконференции и видеозвонка вызвала идею использовать оптические устройства в медицине. Таким образом происходит получение информации о патологическом органе при непосредственном наблюдении во время операции. При использовании такого способа получения информации нет необходимости делать большой разрез, проведение операции возможно при минимальном повреждении кожи.
Источник