Система Макаренко
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
А. С. Макаренко. Лекции о воспитании детей
Разные педагогические подходы завоевывают мир. С одной стороны, их популярности способствует развитие современных технологий: информация сейчас доступна как никогда, а какой преподаватель или родитель не хочет самого лучшего для своих учеников, студентов и детей?
С другой стороны, сказывается некая «мода» на альтернативные педагогические системы. В большой четверке вместе с такими выдающимися зарубежными педагогами, как Дьюи, Кершенштейнер и Монтессори, оказался и советский педагог Антон Семенович Макаренко.
О достижениях его системы и применении ее постулатов в сегодняшней педагогической практике данный материал.
Четыре столпа педагогического мышления в XX веке
Согласно позиции ЮНЕСКО, педагогическое мышление в XX веке было сформировано под влиянием деятельности четырех ведущих педагогов.
- Джон Дьюи, американский философ и педагог.
Педагогическая теория Дьюи основывалась на важности воспитания личности, которая может приспособиться к разным жизненным обстоятельствам. В этом должна была помогать школа: она обязана гибко откликаться на изменения в обществе и сама стать как бы обществом в миниатюре. В процессе обучения обязательно, по мысли Дьюи, следует уделять внимание развитию навыков взаимопомощи и умений сотрудничать.
- Георг Кершенштейнер, немецкий педагог.
Кершенштейнер стремился найти для школы твёрдую почву в тесной связи с жизнью на основе трудового принципа. Он считал, что школа и армия — важнейшие государственные воспитательные учреждения. В его теории большое внимание уделялось воспитанию воли, мужества, самообладания и терпения.
- Мария Монтессори, итальянский врач и педагог.
Монтессори выступала за свободное воспитание, которое заключается в развитии инициативности и естественных способностей ребенка, главным образом с помощью практических игр. Для этого специальным образом оборудуются классные аудитории: там легкая и соразмерная параметрам ребенка мебель, в свободном доступе находятся разные игры и инструменты для развития, а сами аудитории поделены на разные зоны по интересам, между которыми ребенок может свободно перемещаться по своему желанию.
Чуть подробнее о методе Монтессори ЛаЛаЛань уже писала в этой статье.
- Антон Семенович Макаренко, советский воспитатель, педагог и писатель.
Основой его учения (разумеется, более чем соответствующей духу того времени) стала идея объединения людей через коллективизм.
Его система выкристаллизовалась в постоянном общении с малолетними осужденными и беспризорниками. На примере своих воспитанников Макаренко оценил важность трудового воспитания, дисциплины, самостоятельности будущих граждан.
Ключевые идеи системы Макаренко
- Коллектив.
Чтобы представить идею коллектива в понимании А. С. Макаренко, вспомните о пионерах. Именно такой воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и является, по мнению педагога, комфортной средой для развития человека.
- Самоуправление.
Макаренко выступал за создание такого психологического климата в коллективе, при котором у каждого ребенка или студента будет чувство защищенности, а его творческий потенциал будет раскрываться, минуя чувство неуверенности.
Одним из главных механизмов достижения такого эффекта является самоуправление. Например, никакой педагог не мог отменить решение коллектива, а детям с юных лет прививалось чувство ответственности за свои слова, поступки и решения.
- Трудовое воспитание.
В коммунах, в которых жили воспитанники Макаренко, дети работали по 4 часа в день. Да и сам педагог не представлял себе успешное обучение и воспитание без трудовой практики.
Разумеется, не стоит забывать о влиянии времени, идеологии и об историческом контексте, с учетом которого посильная помощь детей и подростков была необходима стране и многих рано лишила детства.
- Дисциплина.
В педагогической системе Макаренко особое место уделяется дисциплине. По мысли педагога, это не инструмент и не средство воспитания, а его результат. К достижению идеальной дисциплины со своими воспитанниками он и стремился.
Такая дисциплина может считаться полноценной нравственной категорией. Это не просто послушание, а внутренняя собранность, пунктуальность, сознательность, ответственность, умение уважать авторитет и мнение коллектива, слушаться их.
Современное прочтение идей Макаренко
Даже поверхностное знакомство с системой Макаренко позволяет составить мнение о ее сложной применимости к современным реалиям. На это, как уже было упомянуто, влияет как иная государственная политика, осовремененные представления о правах ребенка, а также общая инфантилизация населения, которое сейчас взрослеет гораздо позже.
Более того, система Макаренко в первую очередь была направлена на воспитание детей дошкольного и школьного возраста. Так возможно ли применять какие-либо ее постулаты в современной образовательной системе, тем более в университетской среде?
Разумеется, такая возможность есть. Субботники, совместные студенческие трудовые инициативы, самостоятельность и авторитетность студенческой группы, факультета, курса — все это отдельные примеры интеграции переосмысленных идей Макаренко в современную образовательную среду.
О некоторых из этих примеров ЛаЛаЛань уже писала: например, вот здесь статья про студенческих старост, а здесь — про студентов-волонтеров, которые сами пекут на продажу пироги и торты, а вырученные средства передают гематологической больнице.
Однако это скорее частные случаи. Полное же погружение в трудовое воспитание, дисциплину, самоуправление в коллективе сейчас трудно представить: очень изменились представления нынешнего поколения о своих правах и обязанностях.
Впрочем, реальность не позволяет назвать систему Макаренко неактуальной. Напротив, до сих пор идеи педагога используются в преподавательской и воспитательской практике: так, с 1991 г. работает Международная Макаренковская ассоциация, включающая представительства в Москве, Полтаве, Риме, Берлине, Марбурге.
Источник
Педагог А.С. Макаренко: его идеи и методики воспитания детей
Чтобы грамотно воспитать человека в любом обществе, важно понимать принцип интегрирования его в систему жизнедеятельности. Я стал замечать, что отказ от идеологических норм поведения в современном обществе ведут к регрессу института воспитания. Макаренко одним из последних, а ушел из жизни он 80 лет тому назад, пытался структурировать в образовательном и трудовом процессе методику воспитательных процедур. Личность человека может быть абсолютно свободной в закрытой системе и наоборот резко ограничена в развитии при номинальной демократии. Макаренко педагогические идеи разрабатывал и применял на практике, работая в колонии несовершеннолетних преступников, которые под его руководством стали здоровыми и полезными обществу людьми.
Кто такой Макаренко?
Антон Семенович Макаренко поклонник марксистко-ленинской теории, практик, публицист и просто неординарный человек. Мы не раз слышали это имя в медийной сфере, в программах про воспитание, фильмах про детей и в исторических передачах. Макаренко и его педагогические идеи применимы и в наши дни, они адаптивны под систему власти.
Родился он в 1988 году, на территории Харьковской Губернии, жил и трудился близ Полтавы, работал на первых порах учителем, а затем директором колонии для несовершеннолетних детей, которые были направлены туда за различные проступки в постреволюционный период. Является автором книг «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Флаги на башнях» и многих других.
Вклад Макаренко в педагогику
Базисной мыслью великого воспитателя стала идея объединения людей через коллективизм. В угоду времени личность могла развиваться через активное участие в жизни общества и трудового коллектива. В процесс воспитания человека, как единицы этого коллектива, стали прописываться основные педагогические идеи Макаренко.
Антон Семенович за пятьдесят один год своей жизни смог совершить революцию в процессе воспитания молодых людей, его практические примеры являются основой большинства программ в образовательных и воспитательных учреждениях. Позже это удалось обработать, упорядочить и соединить в методических пособиях по педагогике.
Основные педагогические идеи Макаренко
В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании. Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива. Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.
Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:
- назначение должностей в органах самоуправления.
- качественная связь с обществом.
- единая цель для команды единомышленников.
- разработка комплекса общих действий для ее достижения.
- контроль, дисциплина и ответственность.
Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.
Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.
Источник
Педагогическая система А.С.Макаренко
Макаренко очень любил своих воспитанников, но гуманистом никогда не был.
скачать видео
Документальный фильм о колонии Макаренко
скачать видео
Макаренко — гениальный педагог. Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.
А.С. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко — мог. Он достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание — легкое дело». Настолько это стало легко для Макаренко, что в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком.
Сегодня, в наши дни, по данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством.
Из доклада председателя Комитета защиты прав воспитанников детских домов и школ-интернатов города Москвы В.Ш.Семёнова в Академии труда и социальных отношений от 1 июля 1999 г. Несколько лет спустя (или просто при более точном подсчёте) обнародованы ещё менее радужные данные: «Генеральная прокуратура России проводила исследование … как сложилась судьба выпускников детских домов. Статистика была шокирующей. Сорок процентов практически сразу попали в тюрьму, ещё сорок ушли в криминал, десять процентов покончили с собой и только одна десятая смогла устроиться в жизни, найти нормальную работу, создать семью». Ссылка. Эти же цифры неоднократно приводил в своих выступлениях депутат ГосДумы от КПРФ Смолин О.Н.
Для сравнения напомним, что среди почти 3000 воспитанников коллективов под рук. А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми». Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А. С. Макаренко Семену Калабалину и его жене Галине Константиновне (только коллективы под их руководством выпустили в свет около 7000 человек), А. Г. Явлинскому и др.
При всех своих педагогических успехах А.С. Макаренко официальной педагогикой того времени не признавался, одним из ярых его противников была Н.К. Крупская. Несмотря на то, что с беспризорностью так и не могли справиться, в 1928 году метод Макаренко был запрещен к использованию. Резолюция звучала как приговор: «Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская». Колонию отстояли с помощью Максима Горького, который приехал на встречу с воспитанниками колонии им. М.Горького. Отзыв Горького о колонии и Макаренко: «Он суровый по внешности, малословный, с большим носом, с умными и зоркими глазами. Похож на военного. Всюду поспевает, все видит, знает каждого из колонистов, которые производят странное впечатление благовоспитанных». Именно Максим Горький, используя свое влияние среди руководства ОГПУ, спас Макаренко, сделав его штатным сотрудником ГПУ и дав его в новую колонию, теперь уже им. Дзержинского. Новая коммуна не получила за время своего существования практически ничего от государства. Коммуне помогали чекисты, отдавая часть своего жалования, но этого хватало только на половину потребностей. В первые годы коммуна переживала очень большую нужду. Были моменты, когда в течение дня ели один хлеб. Но уже через 3 года коммуна отказалась от помощи чекистов, и на свои собственные деньги начала строить завод электроинструментов, первый в стране.
Как всего этого добивался А.С. Макаренко? Излагая свое кредо, в числе важнейшего пункта Антон Семенович настаивал на разработке технологий воспитывающего воздействия. Он писал:
«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.
Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для Всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим партачам: «У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебок и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья». — Почему у нас нет никакой науки о сырье, и никто толком не знает, что из этого материала следует делать — коробку спичек или аэроплан?»
Кроме технологичности, к важнейшим пунктам педагогической системы Макаренко мы бы отнесли четыре пункта: Дело. Ядро коллектива. Самоуправление. Формат.
Дело. Колонисты имели реальное дело, которое их и кормило, и дисциплинировало. Вначале колонисты обустроили свое натуральное хозяйство просто чтобы себя прокормить, позже занялись серьезным производством. Построив свой завод (меньше чем за год), воспитанники стали выпускать электродрели, позже освоили производство фотоаппаратов «Лейка». Фотоаппарат «Лейка» — это 300 деталей с точностью до 0,001 мм, для тех времен это абсолютно инновационное производство. Производство в коммуне было не просто рентабельно, а высокорентабельно: коммуна отдавала государству как свою прибыль 4,5 млн. руб. в год. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, младших членов коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучавшимся в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали оркестр, театр, оранжерею цветов, организовывали походы и другие культурные мероприятия. А главный смысл в том, что дело формировало личность: в 16-19 лет дети уже становились мастерами и начальниками производства.
Ядро коллектива. Колонистов воспитывал не воспитатель в режиме ручного управления, а ядро коллектива в автоматическом режиме. Авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии, как ядро коллектива — выполняли роль «закваски», которая пропитывала вновь прибывших колонистов, оказывались той мясорубкой, которая средствами, доходчивыми для подростков, перемалывала новеньких и делала их частью системы. Дети доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке, Макаренко лишь сдерживал их, чтобы они оставались в цивилизованных рамках.
«Если же это человек трудный, который мне не верит, против меня настроен, недоверчиво ко мне относится, я с тем разговаривать не буду. Я соберу старших, вызову его и в самом официальном, приветливом тоне буду с ним говорить. Для меня важно не то, что я говорю, а как другие на него смотрят. Он на меня поднимает глаза, а на товарищей боится смотреть. Я говорю: «А дальше товарищи тебе расскажут». И товарищи расскажут ему то, чему я их раньше научил, а он будет воображать, что это они сами придумали. («Проблемы школьного советского воспитания»).
Разновозрастные отряды — тот же ход, когда маленькие получали защиту от старших «корешей», а кореши вставляли им новые понятия по жизни.
Самоуправление. Если нет дела и нет здорового ядра коллектива, самоуправление невозможно и вредно. Если основа коллектива здоровая, самоуправление его укрепляет и оттачивает, оказываясь школой лидерства и руководства.
Формат. Макаренко интенсивно вводил и внимательно следил за правилами и ритуалами, которые поведенчески, через тело встраивали в колонистов новые нормы жизни. Встать вовремя, умыться, натереть пол, тем более не плевать на пол — естественно и обязательно. А вот «Не стоять, подпирая стенку — стоять ровно» и «Не толкаться» — вещь уже не очевидная, но именно такие мелочи вырабатывают внутренний стержень личности. Колонисты быстро приучались к военным порядкам, флагам, горнам и ходьбе строем. Когда все идут строем, строится шаг (а это важно), и в коллективе каждый настраивается на каждого.
«Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. И я своим коммунарам говорил: хочется побегать — вон площадка, можно там бегать. Извольте здесь вести себя прилично. Вообще воспитание сдержанности, торможение движений — прежде всего. (из «Коммунистическое воспитание и поведение»)».
Макаренко никогда не был гуманистом, он готов был работать жестко, по мужски, ценил порядок и дисциплину, в том числе армейские порядки.
При виде его детских отрядов, шагающих в ногу с горнами и барабанами, у педагогов в глазах возникал ужас. Методика работала потрясающе эффективно, но педагоги утверждали: «Методы не те!»
Из воспоминаний Г. К. Калабалиной: «Вечером дежурный рапортует: день прошёл благополучно. Проверяющий Калабалину этим рапортом в нос тычет: это отдаёт мистикой! Б-л-а-г-о-о! И находит в этом «преступление». Или отдаёт директор указание воспитаннику, тот ему в ответ: «Есть!» Проверяющий аж весь передёргивается: какое-то военизированное сообщество!» По итогам этих многочисленных проверок выносится вердикт высшей власти: «Калабалина от занимаемой должности директора детского дома освободить и впредь запретить ему занимать должности, связанные с работой с детьми!↑
После смерти Семена Калабалина, любимого ученика А.С. Макаренко, создавшего несколько успешных коммун по его системе, макаренковские коммуны в России исчезли. В том или ином виде система Макаренко работает и поныне, однако внедрению его системы как в России, так и за рубежом мешают по крайней мере два обстоятельства. Первое: система Макаренко предполагает, что дети могут и должны трудиться, а в настоящее время детский труд запрещен. Второе: система Макаренко — допускает жесткие, мужские средства влияния, которые не приемлемы для современной гуманистической педагогики.
Тем не менее, подход Макаренко в наши дни реализуется, как ни странно, в бизнесе, а именно в самых передовых компаниях. Увязка доходов сотрудников с общей прибылью предприятия, воспитание новых сотрудников и приобщение их к корпоративной культуре через ядро коллектива, самоуправление в творческих командах и контроль формата — это золотой фонд современного бизнеса.
Основные труды Макаренко: «Книга для родителей» (совм. с Г.С. Макаренко), 1937; «Педагогические сочинения», т. 1-8, М., 1983-1986. Тут электронный архив произведений Макаренко, тут Педагогический музей А.С.Макаренко
Источник