Способ овладения социальным опытом поколений социальных норм

1.3. Социализация как процесс усвоения социальных норм и правил

1.3. Социализация как процесс усвоения социальных норм и правил

Социализация – это изменение человека под влиянием общественных условий. Любые изменения, происходящие в человеке как социальном существе, приводят к появлению и развитию социальных признаков. Поэтому под социализацией следует понимать социальное развитие индивида – от ребенка до пожилого человека. При социализации происходит усвоение и воспроизводство культурных ценностей, проявление социальных норм и социальных правил. А. В. Мудрик полагает, что социализация приводит к саморазвитию и самореализации в том обществе, в котором человек живет. [17]

Задолго до введения в научный оборот понятия «социализация» отечественные психологи подчеркивали общественную природу психики человека. К примеру Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев еще в 30-е г. XX в. писали о том, что все психические функции имеют социальное происхождение. Используя исторический подход к изучению высших психических функций, Выготский доказал, что все они имеют культурное происхождение, зависят от конкретных условий жизни, традиций и обычаев. Стало хрестоматийным утверждение, что каждая психическая функция появляется дважды, сначала как внешняя, социальная, а затем как индивидуальная, внутренняя.

Человека окружает мир предметов, созданных предшествующими поколениями людей. А. Н. Леонтьев полагал, что овладение человеком этим миром есть процесс формирования человеческих способностей. Он осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Эти отношения определяются социальными условиями, в которых живет человек. Ученый говорил о процессах социализации, которые определяют перспективы развития одной личности и человечества в целом. Но для того чтобы социализация проходила как творческое освоение мира и приумножение его ценностей, надо, чтобы мир был устроен справедливо и разумно. [18]

Социализация – это результат духовного общения человека с окружающими людьми, усвоения им общественных понятий, выработанных человечеством. Все врожденное, природное преобразуется, поэтому психические функции имеют социальное происхождение. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев установили, что усвоение социального, исторически сложившегося опыта происходит в деятельности, а психика, соответственно, развивается в деятельности, имеющей историческое происхождение.

В содержании социализации отражается социальная среда, в которой живет человек. Ближайшая социальная среда человека – это общественная группа, к которой он принадлежит и которая составляет круг его непосредственного общения. В процессе социализации человек формируется как личность того общества, в котором он живет. Социальная среда предъявляет к личности такие требования, которые сформированы традициями, культурой, идеалами.

Проявление социального поведения у подростка разнообразно и мотивировано. Социальное поведение развивается в социальной ситуации и зависит от потребностей личности и ее мотивации. Например, подросток помогает детям детских домов или детям-инвалидам из жалости, сострадания, человеколюбия или потому, что не хочет отделяться от других одноклассников, решивших взять шефство над детским домом и т. д. Сформировавшиеся в определенном обществе ценности также влияют на социальное поведение человека.

Значит, социализация – это процесс социального развития, при котором личность усваивает все культурные нормы, выработанные человечеством на протяжении своей истории. Важно отметить и усвоение правовых норм, без которых личность не может существовать вне государства с его правовыми нормами. Государство вырабатывает правовые стандарты, культура создается живущим в нем народом, нормы поведения и общежития формируют личность, необходимую обществу в данное историческое время. Поэтому процесс социализации происходит в конкретных обстоятельствах, санкционируемых обществом, либо, в случае отклонения от общепринятых норм, не поощряемых или запрещаемых обществом и социальными институтами, социализация может быть искаженной. [19]

Анализ понятий «социальная адаптация» и «социализация» показывает их общее категориальное поле – социальную действительность, социальную ситуацию, в которой человек вырабатывает социальные нормы общежития, осваивает социальные правила, играет социальные роли, необходимые ему в процессе жизни. Как известно, социальная роль – это задаваемая обществом форма поведения, ожидаемая от человека, находящегося в определенных условиях или группе. Разные социальные ситуации задают разные социальные роли. Дома подросток играет роль ребенка или брата (сестры). Находясь на уроке, он становится учащимся. В других ситуациях подросток – лучший друг. Эти роли делают адекватными разные формы поведения человека.

Читайте также:  Способы коррекции интеллектуального развития

Ситуации отличаются тем, что в них действуют правила, нормы поведения, характерные для конкретного случая (к примеру, в конкретных ситуациях действуют конкретные правила и нормы поведения). Одни правила представлены в виде запрещающих надписей: «В школе не курить». Другие даются детям как постулаты: «Уважайте пожилых», «Уступайте места инвалидам», «Не перебивайте взрослых». Третьи правила неявны, их усваивают в ходе совместной деятельности со сверстниками или взрослыми в конкретных ситуациях: как здороваться, как одеваться для официальной встречи, надо встать, если к вам обращается женщина или старший, нельзя громко разговаривать в официальной обстановке и пр.

Между тем следует подчеркнуть соотношение социальной адаптации и социализации. Адаптация может быть отнесена к общему психологическому принципу равно как активность, значимость, единство личности и деятельности и др. Адаптация – это свойство живой системы, способной к саморегуляции, которая приводит ее к устойчивости во внешней среде посредством постоянного приспособления к изменениям. Социальная адаптация человека как социального существа – процесс не механического приспособления к изменениям во внешней среде, а активного, личностного учета изменений, происходящих в человеке под воздействием людей.

Следовательно, если биологическая адаптация связана с биологическими потребностями организма человека в сне и отдыхе, тепле, кислороде, тех или иных химических элементах и обеспечивает существование человека как биологического существа, то социальная – с духовными, нравственными, аффилиативными (потребностью присоединиться к другим людям).

Можно выделить главные факторы, которые надо учитывать при анализе социальной адаптации. Во-первых, социальная среда включает в себя не только то, что исторически формируется под влиянием общественных изменений, но и действия людей как субъектов исторического процесса. Во-вторых, каждый человек как субъект свой жизни и деятельности оказывает влияние на социальную среду, создавая свою собственную. Поэтому можно сказать, что среды вообще для каждого конкретного субъекта не существует. Личность живет в своей микросреде, у нее появляется особая сущность, формируется личностная позиция.

В связи с этим напомним такие социально-психологические феномены, как влияние малой группы на личность и личности на группу, ингибиция и фасилитация, конформизм и нонконформизм. Эти феномены доказывают, что в микросреде у личности складываются свои микроотношения, что делает ее уникальной и неповторимой. Тем не менее надо отметить сходные для многих людей свойства (признаки) и средства социальной адаптации – ознакомление с юридическими законами, с ответственностью за их нарушение, соблюдение культурных правил или их нарушение. В педагогической и специальной психологии нарушение социальных правил принято считать девиантным поведением, а подростков с таким поведением относить к маргиналам или девиантам. [20] Социализация является процессом освоения человеком социальных норм жизни и включения его в социальную адаптацию посредством непосредственного и опосредованного выполнения им социальных ролей. Для социальной адаптации характерны механизмы, формирующиеся при социализации. На каждом этапе психического развития они зависят от возрастных и личностных ресурсов человека.

Однако вне социальной адаптации процессов социализации не существует, социализация отражает общие признаки социальной адаптации. Напомним, что в зависимости от содержания можно выделить такие формы социализации: экономическую, юридическую, этническую, религиозную, культуральную. В зависимости от условий, в которых она проходит социализация может быть школьной, семейной, профессиональной, смешанной и т. д.

Социально-культурный опыт образуется при взаимодействии человека с окружающим миром. Окружающая среда, в которой оказывается и социализируется человек, создает предпосылки для социальной адаптации, т. е. человек становится социальным существом, субъектом социальной жизни. В ней есть ресурсы, благодаря которым личность развивается и как бы встраивается в общественные процессы, образуя их. Но в социальной среде есть препятствия, которые мешают человеку чего-либо достичь, что, с одной стороны, активизирует его, с другой – создает трудности, т. е. личностно-значимые и переживаемые препятствия, которые называются фрустрациями.

Читайте также:  Все способы завязывания платков для мусульманок

Экономическая социализация – процесс усвоения знаний об экономике будущих субъектов экономической деятельности, формирование экономического поведения.

Культуральная социализация – процесс усвоения культурных правил, правил поведения в общественных местах. Она начинается в семье – первой социальной микросреде. Именно в семье закладывается будущее детей: отношение к жизни, раскрытие задатков как основы способностей, обучение труду, взаимодействию с людьми и пр.

Юридическая социализация происходит в процессе осознания того, что можно делать, чего нельзя, за что последуют наказания. Однако взрослеющая личность должна знать свои права, а не только обязанности. В общем виде – это право выбора своих целей в жизни, право быть любимым, окруженным заботой и вниманием. Такая социализация приводит подростка к юридической грамотности.

Этническая социализация – процесс усвоения этнофорами культуры своих предков, продолжение и приумножение традиций своего народа. Вместе с тем в семьях родители говорят на языке своего народа, который усваивает и ребенок. В мусульманских семьях девочек и мальчиков воспитывают по-разному. Народные традиции, народная одежда, народные привычки – вот то, что непосредственно влияет на процесс этнической социализации.

Наконец, религиозная социализация помогает подростку усвоить нормы духовной жизни. Религиозная социализация не всегда обязывает подростка быть глубоко верующим человеком. Но подросток обязан уважать права другого человека, если они не противоречат моральным, нравственным принципам. К сожалению, нарушение религиозных прав и свобод подчас провоцирует религиозный и этнический экстремизм.

С помощью каких механизмов происходит социализация? Подробнее об этом будет сказано ниже. Здесь только назовем их. Это импринтинг (запечатление, по К. Лоренсу), подражание, подчинение, внушение, научение, преодоление и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции Одним из важнейших звеньев процесса обучения является контроль усвоения знаний. Он показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания как на уроке, так и в системе уроков, а также вносит коррективы в

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Что такое стресс?2. В чем состояла основная идея Ганса Селье по поводу адаптации организма к разнообразным факторам внешней среды?3. Что происходит с сердечно-сосудистой системой человека во время стресса?4. Каково

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Назовите четыре возможные формы проявления стресса.2. В чем проявляются поведенческие нарушения при стрессе?3. Опишите последовательность эмоциональных проявлений стресса.4. Какие существуют объективные методы оценки

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Опишите основные стадии развития стресса согласно концепции Ганса Селье.2. От каких трех факторов больше всего зависит характер влияния стресса на человека?3. Как влияет на характер стресса тип высшей нервной

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Перечислите субъективные причины возникновения стресса.2. Перечислите возможные неадекватные установки и убеждения личности, которые могут приводить к стрессам.3. Перечислите четыре основные группы объективных причин

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Перечислите основные объективные факторы возникновения профессионального стресса.2. Перечислите основные субъективные факторы возникновения профессионального стресса.3. Приведите примеры объективных факторов,

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний

Вопросы и задания для проверки усвоения знаний 1. Назовите житейские методы снятия стресса, которые обычно применяют люди для снятия нервно-психического напряжения.2. Перечислите четыре основные группы методов уменьшения стресса, отличающихся по природе

Выработка норм и правил

Выработка норм и правил В представленных выше перечнях не упомянута одна универсалия[15] — «выработка норм и правил», хотя и в одном, и в другом она ясно подразумевается.Люди склонны придумывать правила. Все без исключения виды человеческой деятельности, в том числе

Читайте также:  Способы интенсификации химико технологических процессов

Источник

Усвоение социальных норм в дошкольном возрасте

Ольга Бурлакова
Усвоение социальных норм в дошкольном возрасте

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения со взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста –результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья. Для ребенка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Тёплая атмосфера, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.

Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Начиная с 6 месяцев и до 2-х лет, общение ребенка с взрослыми приобретает более ситуативную форму, которая представляет собой некоторое практическое взаимодействие. Ребёнок все чаще заинтересован в вашей помощи, поддержке, совете или определенных совместных действиях.

В возрасте от 3-х до 5 лет дети начинают задавать все больше вопросов, и общение принимает ярко выраженную познавательную форму. Основным средством общения становится речь, которая позволяет ребенку получать информацию и обсуждать со старшими окружающий мир.

От 6 до 7 лет детское общение принимает личностную форму. Дети начинают задавать вопросы о человеке и его внутреннем мире. Этот момент является наиболее ответственным в социальном становлении ребёнка — он зачастую нуждается в эмоциональной поддержке, понимании и сопереживании. Взрослые являются для детей образцом для подражания, потому они активно перенимают их стиль общения, особенности поведения и формируют собственную индивидуальность.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: — закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; — формируется представление.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Источник

Оцените статью
Разные способы