Лучшие методы и способы изучения иностранного языка
Выучить иностранный язык может любой человек, независимо от возраста, социального положения и уровня подготовки. Главное, найти «свой» способ обучения, который позволит сделать процесс учебы максимально комфортным и легким именно для вас. Мы предлагаем вам ознакомиться с наиболее популярными сегодня способами и методиками овладения иностранной речью, которые предлагает современная педагогика.
Знание иностранного языка в современном обществе – один из базовых компонентов успешной карьеры, а также надежный путь к саморазвитию и свободе путешествий. И миф о том, что изучение чужого языка возможно только в молодом возрасте, уже давно не актуален. Практика показала, что выучить иностранный язык может любой человек, независимо от возраста, социального положения и уровня подготовки.
Главное, найти «свой» способ обучения, который позволит сделать процесс учебы максимально комфортным и легким именно для вас. Мы предлагаем вам ознакомиться с наиболее популярными сегодня способами и методиками овладения иностранной речью, которые предлагает современная педагогика.
Методы изучения: ищем «свой» способ
Грамматико-переводной метод
При разработке данного курса обучения иностранному языку, за основу были взяты базовые компоненты изучение грамматики и активное изучение иностранных слов. После выбора определенных грамматических схем преподаватель подбирает под них тексты, из которых выбираются и анализируются отдельные предложения. Процесс происходит в контексте перевода со словарем. Сначала предложения переводят на иностранный язык, а затем на родной. Тексты, которые готовит преподаватель, часто лишены смысла, но их главная цель – показать грамматическое строение языка.
Преимущество грамматико-переводного метода в том, что он действительно позволяет освоить грамматику на высоком уровне. Методика идеально подходит для людей, которые отличаются хорошо развитым логическим мышлением. Но следует учитывать, что этот метод формирует некоторую зависимость от машинального построения предложений согласно заученным принципам. Вследствие этого могут возникнуть проблемы со свободным разговорным языком.
Метод молчания (Silent way)
Освоение иностранного языка построено на изучении фонетики. Преподаватель говорит очень мало, особенно на этапе презентации первых разделов. Звукосочетания и словосочетания обучающийся произносит сам, ориентируясь на таблицы и картинки, которые показывает педагог. Например, чтобы произнести звукосочетание tab, показывают картинку, где написана буква «t», затем «a», «b». Ученик, самостоятельно произнося звуки, лучше усваивает материал и понимает принципы построения словосочетаний и предложений.
Среди преимуществ данной методики отмечают свободу и легкость в изучении, а также ее высокую эффективность. Но для того, чтобы метод сработал, нужно усердие, желание работать и обязательно систематичность занятий.
Метод физического реагирования
Суть метода заключается в том, что для качественного обучения языку необходим определенный уровень знаний, который на первых порах может и не пригодиться, но сформирует базу для быстрой и легкой учебы. На первых занятиях обучающиеся практически не разговаривают, только слушают и читают. Затем идет цикл занятий «физического реагирования». То есть ученики должны понимать, анализировать слова, предложения и осуществлять действия, о которых идет речь. И только следующий этап занятий нацелен на то, чтобы развивать разговорную речь и грамматику.
Главное преимущество метода физического реагирования заключается в том, что он позволяет «пропустить» информацию через себя и в итоге сложить целостную картинку о строении иностранного языка. Следует понимать, что если какой-то блок занятий будет пропущен или недоработан, методика потеряет определенный процент эффективности.
Метод погружения
Принцип метода предполагает создание в учебной аудитории особой атмосферы – совершенно новой и специфической. Ученики придумывают себе новые биографии, нестандартные жизненные ситуации и маршруты путешествий по той стране, язык которой изучается. Таким образом, образно меняется место проведения занятий (занятия как бы переносятся далеко за пределы аудитории), что позволяет многократно увеличить эффективность занятий. Язык изучается легко и в атмосфере «живой» иностранной речи.
Аудиолингвистический метод
Аудиолингвистический метод изучения иностранного языка часто используют в качестве базы для дополнительных занятий, особенно при изучении фонетики. Ученик повторяет сказанные преподавателем или записанные на носитель звукосочетания и текст. Метод поможет сформировать чистое произношение и научиться правильно строить предложения.
Какую методику изучения иностранного языка выбрать?
Помимо описанных выше методик существует еще много самых разных методов и способов изучения иностранного языка: Callan, AJ Hoge и т.д. Однако добиться их максимальной эффективности может только преподаватель с большим опытом работы и при условии комбинации нескольких методик.
Так какой же метод лучший? Однозначного ответа нет и быть не может, так как у каждого преподавателя свое мнение на этот счет. И схемы уроков он будет строить по тем принципам, в действенности которых уверен. Но современная лингвистика считает, что наиболее эффективным методом изучения иностранного языка можно назвать коммуникативный метод, который сочетает в себе элементы нескольких методик, способов и приемов овладения чужой речью. Только путем поиска и комбинации оптимальных методов и способов для выбранной схемы обучения можно достичь успеха.
Отметим, что выучить иностранный язык можно и без преподавателя (или только прибегая к его консультациям). Конечно же, самостоятельное изучение иностранного языка потребует от вас больше усилий и временных затрат. Но для людей, которые привыкли всего добиваться сами, предстоящие трудности не могут стать преградой.
Среди самых популярных способов самостоятельного изучения иностранного языка стоит отметить:
- самостоятельную работу с учебникам и аудиозаписями, сопровождаемую консультациями с преподавателем;
- частое и длительное общение с человеком из иностранной среды;
- овладение языком по спецпрограммам, записанным на диске (например, Rosetta Stone, Power English Lessons);
- посещение языковых курсов.
Помните, изучение иностранного языка – это сложный и трудоемкий процесс. Но достичь цели возможно в любом случае! От правильности выбранного метода или способа изучения зависит эффективность занятий. Поэтому перед началом обучения обязательно проанализируйте принцип действия каждого метода и выберете один – свой и самый действенный.
Источник
Методы обучения иностранному языку
В дидактике методы обучения трактуют как способы работы учителя с учащимися. В связи с этим их названия предполагаются в такой форме: устное изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), работа с учебником, книгой, выполнение лабораторных работ, выполнение упражнений, творческих заданий. В обучении иностранным языкам объектом обучения является формирование практических умений и навыков речи.
С одной стороны, метод – модель преподавания в определенной учебной ситуации, а с другой, — способ деятельности учителя для решения конкретных учебных задач.
Наиболее практикуемыми методами считают: демонстрацию, объяснение и упражнения. В обучении иностранным языкам в школе именно демонстрация, а не показ, имеет большое значение.
В результате объяснения учащиеся лучше осознают семантические стороны изучаемого языка. Объяснение не следует путать с пояснениями и комментарием.
Доминирующая роль принадлежит упражнениям. Все методы и приемы, применяемые учителем, должны быть материализованы в упражнениях. Главной составной частью структуры урока остаются упражнения. Они создают необходимые условия для непрерывной практики на иностранном языке.
Выбор метода зависит от ряда объективных и субъективных факторов:
Объективные: цели обучения, состав учащихся, лингвистическая корреляциямежду иностранным и родным языками, учебный план курса иностранного языка, наличие материальной базы и т.д.
Субъективные: личность учителя и учащегося, их индивидуальности.
Классификация методов по Бабанскому:
6. Словесные (используются когда: материал носит преимущественно теоретико-информационный характер; ученики готовы к усвоению готовой информации; при формировании теоретических и практических знаний; когда учитель владеет этим методом лучше, чем другими).
7. Наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам; когда содержание учебного материала может быть представлено средствами наглядности; когда наглядные пособия доступны ученикам данного класса; когда владеет необходимыми наглядными пособиями).
8. Практические (для развития практических умений и навыков; когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов, выполнение трудовых заданий; когда ученики готовы к выполнению практических заданий; когда учитель владеет учебно-материальными пособиями, дидактическими материалами для организации практических упражнений).
9. Репродуктивные (для формирования знаний и навыков; когда содержание слишком сложно или весьма просто; когда ученики еще не готовы к проблемному изучению этой темы).
10. Поисковые (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу; когда содержание материала относится к среднему уровню сложности; ученики готовы).
11. Индуктивные (для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения; когда содержание темы изложено в учебники индуктивно; когда ученики готовы).
12. Дедуктивные (для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения и развития умения анализировать; когда содержание темы изложено дедуктивно; когда ученики готовы).
13. Методы самостоятельной работы (для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда; когда материал доступен для самостоятельного изучения; когда ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы; когда есть дидактические материалы для самостоятельной работы и время для организации).
Традиционные методы обучения иностранным языкам.
Грамматика-переводной метод преподавания иностранных языков основывается на понимании языка как системы и опирается на когнитивный подход к обучению. Данный метод был широко распространен в Европе при обучении греческому и латыни, а в XIX веке стал использоваться в методике преподавания современных языков — французского, немецкого, английского. В США известен под названием «прусский метод».
14. Цель обучения — чтение литературы, поскольку иностранный язык рассматривается как общеобразовательный предмет и его роль заключаетсяв развитии интеллекта и логического мышления учащихся.
15. Основное внимание уделяется письменной речи, обучение устной речине предусматривается, говорение и аудирование используются только каксредство обучения,
16. Обучение лексике осуществляется на материале слов, отобранных из текстов для чтения, широко используется двуязычный словарь, списки словс их переводом на родной язык, заучивание, упражнения в переводе сродного и на родной язык.
17. Грамматика изучается на основе дедуктивного и системного подходов,используются правила, переводные упражнения, сопоставление изучаемого грамматического явления с соответствующими явлениями в родном языке.
18. Перевод является целью и средством обучения, основным способом семантизации, поэтому большое внимание уделяется переводным упражнениям, экзаменационные задания в основном состоят из письменного перевода.
• Принцип опоры на родной язык является ведущим, что позволяет объяснять новые языковые явления и проводить сопоставление изучаемогоявления с его эквивалентом в родном языке (RichardsandRodgers 1991,pp. 3-4).
Прямой метод обучения был разработан в противовес грамматико-переводному методу. Его представителями являются М. Берлиц, Ф. Гуэн и О. Есперсен.
В основе прямого метода лежит идея о том, что обучение иностранному языку должно имитировать овладение родным языком и протекать естественно, без специально организованной тренировки. Название «прямой метод» вытекает из положения о том, что значение иностранного слова, фразы и других единиц языка должно передаваться учащимся напрямую, путем создания ассоциаций между языковыми формами и соответствующими им понятиями, которые демонстрируются с помощью мимики, жестов, действий, предметов, ситуаций общения и т. д.
Основными положениями прямого метода являются следующие:
19. Обучение должно осуществляться только на иностранном языке, родной язык обучаемых, а также перевод с родного языка и с иностранногополностью исключаются из учебного процесса.
20. Целью обучения является формирование умений устной речи. Из всехвидов речевой деятельности предпочтение отдается аудированию иговорению, однако модификации прямого метода допускают разумноеприменение чтения и письма, способствующее закреплению нового материала.
21. Обучение лексике проводится на материале, отобранном в соответствиис принципом употребительности в устной речи. Единицей обучения является предложение. Введение и тренировка лексических единиц осуществляются на устной основе с помощью перифраза, наглядности, демонстрации действий и предметов. При введении слов, обозначающихабстрактные понятия, используются такие приемы, как толкование, антонимичные и синонимичные пары, оппозиции и т. д.
22. Обучение грамматике осуществляется индуктивно, использование грамматических правил не допускается. Большое внимание обращается на грамматическую правильность речи, ошибки исправляются по мере того, как учащиеся допускают их в речи.
23. В качестве одной из задач обучения выдвигается формирование фонетических навыков.
24. Широко используются имитативные приемы обучения, когда учащиесяповторяют за учителем фразы и предложения с целью добиться фонетической и грамматической правильности речи.
Аудиолингвальный метод преподавания иностранных языков основан на бихевиористском подходе к обучению и структурном направлении в лингвистике. Суть метода состоит в том, что язык трактуется как «поведение», которому следует обучить. В соответствии с данным методом язык должен быть представлен в виде небольших по объему и градуированных по трудности единиц, структур, которыми учащиеся овладевают путем их повторения, подстановки, трансформации и т. д. Роль учителя заключается в обеспечении закрепления изучаемых единиц в классе и дома. Учитель должен исправлять все ошибки, чтобы исключить их повторение в дальнейшем и обеспечить правильность речи.
Обучение иностранному языку в соответствии с аудиолингвальным методом основывается на следующих принципах:
25. Формирование навыков формообразования и употребления различныхязыковых структур (habits) путем механического повторения и запоминания «правильного поведения». Учащиеся заучивают образцы, диалоги,тексты и т. д., а затем переносят их в другие речевые условия.
26. Преимущество отдается устной речи по сравнению с письменной, используется принцип устного опережения, когда учащиеся сначала изучаютязыковые явления в устной речи, а затем тренируются в их употреблении в письменной речи. Устная речь рассматривается как база, на основе которой осуществляется овладение письменной речью. Предлагается следующий порядок овладения видами речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо.
27. В основе обучения лежит не анализ явлений языка и его системы, аречевая практика, которая понимается как выполнение действий по аналогии. Обучение грамматике осуществляется индуктивным путем наматериале строго отобранных структур — образцов предложений, правила не объясняются. Широко используется дрилл, трансформационные и подстановочные упражнения языкового характера. Они выполняются по образцу, с опорой на модель или таблицу, часто хором вслед за учителем или диктором (при использовании магнитофонной записи), что и нашло отражение в названии метода.
Аудиовизуальный (структурно-глобальный) метод обучения иностранным языкам основан на принципах структурной лингвистики и бихевиористском подходе и является разновидностью прямого метода. Аудиовизуальный метод был разработан в 1950-е годы во Франции в Высшей педагогической школе в Сен-Клу.
Название метода отражает его характерные черты: широкое использование аудиовизуальных средств обучения (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы) и технических средств (магнитофон, радио, телевидение); глобальная подача материала: магнитофонные записи текстов и кинофрагменты не разделяются на эпизоды, грамматические структуры также вводятся и тренируются целиком.
Аудиовизуальный метод, так же как и аудиолингвальный, опирается на положение бихевиоризма о том, что овладение единицей языка возможно только в результате многократного повторения и заучивания. В отличие от аудио-лингвального метода, который предполагает овладение языковыми структурами, аудиовизуальный метод не ограничивается рамками структур, а обращает большое внимание на употребление их в ситуациях, что делает этот метод более коммуникативно направленным.
Основными положениями аудиовизуального метода являются следующие:
28. Формирование устно-речевых умений является целью обучения, главноевнимание уделяется аудированию и говорению. Последовательность овладения видами речевой деятельности такова: аудирование, говорение, чтение, письмо.
29. Родной язык полностью исключается из учебного процесса. Лексикавводится беспереводным, преимущественно контекстуальным способом.Переводные упражнения для ее тренировки не используются.
30. Обучение грамматике осуществляется на материале структур, которыевводятся, воспроизводятся и тренируются глобально, не расчленяются насоставляющие элементы; широко используется дрилл.
31. Ситуативный подход к обучению реализуется в рамках отбора кино- ителевизионных фрагментов, которые отражают основные ситуации общения. Эти ситуации впоследствии воспроизводятся обучаемыми и дополняются новыми элементами.
32. Предполагается широкое использование различных технических средствобучения, аутентичных материалов и наглядности, что способствует мотивации учения и знакомит учащихся со страной изучаемого языка.
Устный (ситуативный) метод обучения развился из прямого метода и был основан на структурном направлении в лингвистике и бихевиоризме в психологии. Метод появился в Великобритании в 1930-е годы, его сторонниками были известные британские ученые X. Полмер, А. Хорн-би и М. Уэст, которые предприняли попытку научно обосновать устную основу обучения и развить принципиальные положения прямого метода. Последователи устного метода впервые поставили вопрос о необходимости научного отбора содержания обучения, градуирования изучаемого лексико-грамматического материала и последовательности овладения им с помощью определенных приемов и упражнений.
Устный метод базируется на следующих положениях:
33. Лексика является одним из основных аспектов обучения языку и должна быть строго отобрана. Уэст и Палмер впервые проанализировали лексику английского языка на основе принципа частотности и отобрали из письменных текстов лексический минимум, включающий в себя 2000 наиболее частотных лексических единиц, владение которыми обеспечивает овладение английским языком. В 50-е годы Уэст пересмотрел этотсписок и опубликовал лексический минимум (AGeneralServiceListofEnglishWords), который стал справочником для учителей при разработке учебных материалов.
34. Грамматический материал должен изучаться не в виде системы правил,он должен представлять собой грамматические структуры-образцы, отобранные из речи носителей языка.
35. Целью обучения является формирование умений во всех видах речевойдеятельности, степень владения которыми должна быть приближена к уровню носителя языка.
36. Устная основа обучения предполагает введение и тренировку языковогоматериала сначала в устных видах речевой деятельности (говорении и аудировании), а затем в письменных (чтении и письме). В соответствии с идеями прямого метода предлагается также использовать устное опережение: «немой» период времени (полтора-два месяца), в течение которого учащиеся только слушают и запоминают, а затем говорят, читают и пишут.
37. Ситуативность является ведущим принципом обучения. Языковой материал вводится и тренируется в ситуациях, что позволяет учащимся скорее овладеть значением изучаемого явления, не ограничиваться тренировкой его формы. В отличие от аудиолингвального метода грамматические структуры в виде предложений-образцов также подлежат усвоению в ситуациях. Под ситуацией понимается «использование различных предметов, объектов, картин и реалий наряду с действиями и жестами с целью демонстрации значения изучаемой языковой единицы».
Натуральный метод обучения иностранным языкам является разновидностью прямого метода; он был широко распространен в XIX веке. Термины «прямой метод» и «натуральный метод» часто используются как синонимы.
38. Натуральный метод имеет следующие характеристики.
39. Обучение строится по такому же принципу, что и овладение ребенкомродным языком, то есть естественным (натуральным) путем.
40. Основной целью обучения является формирование устно-речевых умений; значение письменной речи недооценивается.
41. Процесс обучения направлен на интенсивную тренировку грамматических структур и лексических единиц. Использование внешней наглядности для семантизации и тренировки лексики.
Коммуникативный метод обучения иностранным языкам основан на коммуникативном подходе, принципиальные положения которого по-разному трактуются учеными, следствием чего является многообразие толкований этого метода.
Многие современные зарубежные ученые придерживаются крайней точки зрения: рассматривают коммуникативный метод в чистом виде. Они считают, что процесс обучения должен опираться только на содержательную сторону, реальное общение и исключать работу над языковой формой. Для этого необходимо использовать подлинно коммуникативные задания, адекватные поставленной цели. Принцип сознательности обучения при этом недооценивается, и не учитываются когнитивные процессы, характерные для овладения иностранным языком.
Другая крайность характерна для некоторых отечественных методистов и практиков, которые, декларируя применение коммуникативного метода, на деле обучают системе языка, используют формальные языковые упражнения и лишь на завершающем этапе работы над темой предлагают учащимся составить диалоги или высказать собственное мнение по проблеме.
Большинство отечественных и зарубежных методистов принимают такое толкование коммуникативного метода, в соответствии с которым процесс обучения должен разумно сочетать системный и содержательный подходы, включать в себя работу как над формой, так и над содержательной стороной речи. Такая трактовка коммуникативности позволила отечественным методистам ввести термин «коммуникативно-когнитивный метод»,
бенности его употребления, в частности социокультурные, усваиваются на уровне знаний. Существование различных вариантов коммуникативного метода позволяет сделать вывод о том, что метод еще не сформировался, и его развитие будет, вероятно, идти по различным направлениям, отражающим специфику обучения иностранному языку в различных условиях.
Источник