Способ отвалообразования применяемый при устойчивых породах

Отвалообразование

ОТВАЛООБРАЗОВБНИЕ (а. waste disposal, stone disposal; н. Absetzen; ф. mise а terril; и. formacion de esсоmbrera, formacion de terreno, formacion de monton, formacion de depositos de esсоmbros) — процесс размещения пустых пород на специально отведённой площади; завершающий этап вскрышных работ на карьерах. Способы и средства отвалообразования тесно связаны с системами открытой разработки месторождений. При бестранспортной системе отвалообразование осуществляется одноковшовыми экскаваторами непосредственно во внутренние отвалы, при транспортно-отвальной — также во внутренние отвалы консольными отвалообразователями и транспортно- отвальными мостами.

Отвалообразование при транспортной системе разработки как на внутренних, так и на внешних отвалах выполняется с помощью отвальных плугов, одноковшовых экскаваторов, бульдозеров, отвалообразователей.

Отвалообразование пустых пород драглайнами осуществляют при разработке горизонтальных и пологопадающих пластообразных и россыпных месторождений. Драглайн, объединяя в себе функции выемочной и отвалообразующей машины, перемещает горные породы и укладывает их во внутренний отвал полосой, равной ширине заходки. При большой мощности вскрыши и достаточной устойчивости пород в отвале применяют отвалообразование с переэкскавацией драглайном части перемещённых первоначально в отвал пород во 2-й ярус.

Отвалообразование с помощью консольного отвалообразователя в выработанное пространство производится полосами шириной, равной ширине заходки экскаватора. Выполняется в процессе цикличного перемещения отвалообразователя по фронту вслед за экскаватором и отсыпки отвала внутри заходки по радиусу. Отвалообразование мягких и крепких горных пород на внешних отвалах этими же машинами производится 2 ярусами (сначала в нижнем, затем в верхнем) при перемещении вдоль отвального конвейера.

Реклама

Отвалообразование с помощью транспортно-отвального моста осуществляется в выработанное пространство при разработке горизонтальных пластообразных залежей. Породу в отвал укладывают параллельными фронту работ полосами шириной, равной шагу передвижки транспортно-отвального моста вкрест простирания фронта работ. При неустойчивых горных породах предусматривается отвалообразование с предотвалом, а при большой длине моста — с предотвалом, уплотнённым специальным устройством для расположения на нём отвальной опоры моста.

Отвалообразование абзетцерами, которые экскавируют разгруженную в траншею породу и укладывают её сначала в нижний ярус, затем в верхний, применяется при перевозке мягкой вскрыши железнодорожным транспортом на внутренние и внешние отвалы.

При использовании для разработки горных пород средств гидромеханизации отвалообразование пустых пород производится на внешних, расположенных в пониженных местах и ограждённых дамбой, гидроотвалах. При доставке горных пород на гидроотвал колёсным транспортом отвалообразование осуществляется смывом её с откоса из специальной накопительной ёмкости или насыщением породы водой на откосе с последующим стеканием пульпы в гидроотвал.

Отвалообразование крепких горных пород одноковшовыми экскаваторами при разработке горизонтальных и пологопадающих залежей производится в выработанное пространство (аналогично отвалообразование мягких горных пород), а при разработке наклонных и крутопадающих залежей — на внешние отвалы. При этом порода, доставляемая железнодорожным транспортом, разгружается в специально подготовленное самим экскаватором углубление, откуда экскаватор перемещает её сначала в нижний, а затем в верхний ярус. Развитие отвала при доставке вскрыши железнодорожным транспортом может быть веерным, параллельным или криволинейным. Отвалообразование отвальным плугом и бульдозером осуществляется сталкиванием под откос отвала доставленной и разгруженной породы.

Расходы на отвалообразование составляют 12-15% себестоимости вскрыши на угольных разрезах, до 15% себестоимости 1 т полезных ископаемых на железорудных карьерах.

Для уменьшения площади отчуждаемых земель отвалообразование ведётся до максимально возможных высот отвалов. Технология отвалообразования обычно предусматривает возможность и эффективность последующей рекультивации поверхности, нарушенной горными работами.

Источник

Amp; 5. Бульдозерные отвалы

Бульдозерные отвалы применяют обычно при доставке породы на отвалы автомобильным транспортом. Технология отвалообразования состоит из трех операций: разгрузки автосамосвалов, планировки отвальной площадки и устройства автодорог.

Различают два способа образования бульдозерных отвалов: п е р и ф е р и й н ы й и п л о щ а д н ы й.

При периферийном способе отвалообразования породу из автосамосвалов разгружают по периферии отвального фронта на

расстоянии 3-5 м от верхней бровки откоса отвала за возможной призмой обрушения пород (рис. 148). Разгруженную породу сталкивают под откос уступа бульдозерами, а спланированную поверхность отвала укатывают катками, особенно в местах движения автосамосвалов. В отдельных случаях, при достаточно устойчивых отвалах, автосамосвалами подходят к бровке отвала и разгружают породу непосредственно под откос отвального уступа. Для повышения безопасности работ у бровки отвала создают породный вал высотой 0,5-0,8 м и шириной 1-1,5 м или устанавливают переносные деревянные или металлические упоры для задних колес автосамосвалов. С этой же целью поверхности отвала придают уклон до 3 0 , направленный от бровки отвала к его центру.

Читайте также:  От чего зависит способ объединения фаз генератора нагрузки

При площадном способе отвалообразования породу разгружают по всей площади отвального участка, а затем отсыпанный слой породы планируют бульдозерами и укатывают катками. После этого отсыпают следующий слой породы, и операции повторяют.

Периферийный способ отвалообразования более экономичен и чаще применяется в практике. Объем планировочных работ при этом способе значительно меньше, чем при площадном. Площадное отвалообразование обычно применяют при малоустойчивых мягких породах или при большой высоте отвала пород, что обеспечивает безопасность работы автомашин при разгрузке.

Высота отвальных уступов, расположенных на равнинной местности, зависит главным образом от свойств складируемых пород и составляет для скальных пород 25-30 м, для песчаных 15-20 м, для глинистых 10-15 м. При отсыпке скальных пород на склонах гор высота отвалов достигает 100 м и более.

Длину рабочего фронта отсыпки породы устанавливают в зависимости от высоты отвального уступа, объема размещаемой в отвал породы, типа автосамосвалов и других факторов. На равнинных отвалах длина фронта отсыпки составляет 80-250 м, а на высокогорных 20-60 м.

Эффективность работы автотранспорта на отвалах в значительной мере зависит от состояния автодорог. В скальных породах автомобильные дороги в пределах отвала планируют бульдозерами и укатывают катками. На отвалах, сложенных нескальными породами, целесообразно устраивать дороги с щебеночным покрытием, укрепляя его вяжущими материалами. На крупных карьерах с большим объемом вскрышных работ подъездные и главные отвальные автодороги часто имеют дорожное покрытие из железобетонных плит.

Расчет бульдозерных отвалов. Длину отвального участка устанавливают в зависимости от приемной способности участка и производительности бульдозера.

Приемная способность отвального участка на 1 м длины

V = Vaλ / b, м 3 , (163)

где Va – емкость кузова автосамосвала, м 3 ;

λ – коэффициент кратности разгрузки по ширине кузова автосамосвала (для МАЗ – 525 и БелАЗ – 540 λ = 1,5, для КрАЗ – 222 λ = 2,5);

b – ширина кузова автосамосвала, м.

Длина отвального участка для работы одного бульдозера в течение смены

где Qб – производительность бульдозера, м 3 /смену.

При выборе типа бульдозера для отвальных работ необходимо учитывать изменение его производительности в зависимости от расстояния перемещения породы (табл.33).

Источник

ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕ И СКЛАДИРОВАНИЕ ГОРНЫХ ПОРОД

Отвалоообразование – комплекс производственных операций по приему и размещению вскрышных пород на специальной площадке горного или земельного отвода карьера.

Складирование – комплекс производственных операций по приему и размещению не временное хранение плодородного слоя почвы, некондиционного полезного ископаемого, попутных ископаемых, горных пород экономическая целесообразность использования которых может возникнуть в будущем.

Насыпи пустых горных пород, возводимые в процессе отработки карьера называют отвалами.

Технические сооружения и средства механизации отвальных работ составляют отвальное хозяйство карьера.

Объемы отвальных работ, как правило, в несколько раз превышают объем добычи п.и. и в каждый момент времени могут быть определены по соответствующему коэффициенту вскрыши (средний, предельный, текущий, эксплуатационный, слоевой, первоначальный). Затраты на отвалообразование достигают 12 – 15% расходов на вскрышные работы.

Способ отвалообразования зависит от физико-механических свойств пород, принятой схемы механизации их возведения и вида транспорта.

8.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТВАЛОВ

Отвалы классифицируют по следующим признакам (по Н.В. Мельникову)

Классификационной признак Тип отвала
Расположение относительно карьера Внешние (за контуром карьера) Внутренние (в отработанной части карьера) Комбинированные
Число рабочих горизонтов отвала Одноярусный Многоярусный
Способ механизации отвальных работ Плужный Экскаваторный Бульдозерный Конвейерный Автомобильный Смывной
Число обслуживаемых горизонтов карьера Общий Групповой Отдельный
Рельеф местности, используемой под отвал Равнинный Нагорный Нагорно-долинный
Деформационному состоянию отвала Устойчивые Подвижные Неустойчивые
Способ транспортирования вскрышной породы на отвал Железнодорожный Автомобильный Конвейерный

Внутренние отвалы применяют при разработке горизонтальных и пологих пластообразных залежей. Внешние – при разработке наклонных и крутых месторождений.

Места расположения внешних отвалов выбирают с учетом особенностей рельефа местности, гидрогеологических и физико-механических характеристик горных пород, а также того, что недра под отвалом не должны содержать промышленных запасов п.и.

На местности, предназначенной для размещения отвала, обязательно проводят дополнительные гидрогеологические и геофизические исследования для получения гидрогеологических и физико-механических характеристик горных пород и массива, слагающего основание отвала.

При необходимости основание отвалов выполняют водоупорным или обустраивают его дренажными устройствами, обеспечивающими повышение длительной устойчивости откосов отвала, и минимальное воздействие сточных вод отвала на окружающую среду.

Основные мероприятия по обеспечению устойчивости внутренних отвалов из песчано-глинистых пород — это организация водоотлива в подошве карьера и дренаж основания отвала для предотвращения дополнительного увлажнения отсыпаемых пород. Если водоносный горизонт залегает непосредственно в подошве карьера, то наиболее целесообразен систематический дренаж с использованием канав-осушителей проводимых вдоль фронта работ с уклоном к канавам собирателям, ориентированным перпендикулярно фронту. Глубина канав-осушителей обычно не превышает 3 м, расстояние между канавами равно ширине экскаваторной заходки. Для сохранения канав они заполняются фильтрующим материалом (щебнем, крупнозернистым песком), или в них укладываются керамические дренажные трубы

Читайте также:  Искажение сознание способ управление сознанием

Площадь, необходимая для размещения всего объема вскрышных пород (м 3 ), удаляемых при разработке месторождения

при одноярусном отвале

при многоярусном отвале

где Wп – объем размещаемых вскрышных пород, м 3 ;

kр – коэффициент разрыхления пород в отвале (1,15 – 1,4);

h1 – высота i-го отвального яруса;

ηi – коэффициент использования площади i-м отвальным ярусом (0,4 – 0,8);

Источник

Отвалообразование. Классификация отвалов. Отвалообразование драглайнами. Устойчивость отвалов.

Часть горного отвода, где размещаются вскрышные породы или некондиционные полезные ископаемые, называется отвалом.

Технологический процесс укладки вскрышных пород или некондиционных полезных ископаемых с помощью средств механизации называется отвалообразованием.

Отвалы в комплексе с техническими устройствами, средствами механизации и автоматизации производственных процессов отвалообразования составляют отвальное хозяйство горного или промышленного предприятия.

В общем комплексе горных работ отвальное хозяйство является одним из важных факторов в обеспечении бесперебойной работы горного и транспортного оборудования.

В настоящее время расходы на отвалообразование составляют до 15% себестоимости одной тонны полезного ископаемого. Отвальные работы характеризуются значительной трудоемкостью и относительно высокой стоимостью работ. Поэтому правильно выбранный способ отвалообразования имеет, как и другие технологические процессы (отбойка, экскавация, транспорт), существенное значение для организации высокопроизводительной и бесперебойной работы предприятия.

Экономичность и трудоемкость вскрышных работ в значительной степени зависят от способа перемещения пород в отвалы, а также от их расположения. При соответствующих горногеологических условиях отвалы могут быть расположены в выработанном пространстве или за пределами его. При расположении отвалов в выработанном пространстве перемещение вскрышных пород производиться непосредственно экскаваторами и транспортными средствами, которые могут быть представлены железнодорожным, автомобильным транспортом, специальным конвейерными установками или средствами гидромеханизации.

В настоящее время принята следующая классификация отвалов.

По территориальному расположению:

Внешние отвалы, внутренние отвалы (расположенные внутри карьерной выработки), смешанные отвалы.

По способу механизации отвальных работ:

Плужные отвалы, экскаваторные отвалы, бульдозерные отвалы, гидромеханизированные отвалы.

Отвал может организовываться как на новом месте, так и с помощью увеличения количества ярусов действующего отвала

Многоярусные отвалы, состоящие из нескольких отвальных горизонтов, создают в гористой местности, а также при отсутствии резервных площадей. Переход на многоярусные отвалы в равнинной местности сопровождается уменьшением расстояния транспортирования вскрышных пород на отвалы с одновременным увеличением уклона транспортных коммуникаций. Поэтому при выборе высоты и ярусности отвалов необходимо производить технико-экономический анализ и определять оптимальную высоту отвала (а не максимальную, допустимую по условию устойчивости) с учетом расстояния транспортирования, уклона отвальных путей, шага переукладки, стоимости земельного отвода и других факторов.

Отвалообразование пустых пород драглайнами осуществляют при разработке горизонтальных и пологопадающих пластообразных и россыпных месторождений. Драглайн, объединяя в себе функции выемочной и отвалообразующей машины, перемещает горные породы и укладывает их во внутренний отвал полосой, равной ширине заходки. При большой мощности вскрыши и достаточной устойчивости пород в отвале применяют отвалообразование с переэкскавацией драглайном части перемещённых первоначально в отвал пород во 2-й ярус.

Отвалообразование с помощью консольного отвалообразователя в выработанное пространство производится полосами шириной, равной ширине заходки экскаватора. Выполняется в процессе цикличного перемещения отвалообразователя по фронту вслед за экскаватором и отсыпки отвала внутри заходки по радиусу. Отвалообразование мягких и крепких горных пород на внешних отвалах этими же машинами производится 2 ярусами (сначала в нижнем, затем в верхнем) при перемещении вдоль отвального конвейера.

Отвалообразование с помощью транспортно-отвального моста осуществляется в выработанное пространство при разработке горизонтальных пластообразных залежей. Породу в отвал укладывают параллельными фронту работ полосами шириной, равной шагу передвижки транспортно-отвального моста вкрест простирания фронта работ. При неустойчивых горных породах предусматривается отвалообразование с предотвалом, а при большой длине моста — с предотвалом, уплотнённым специальным устройством для расположения на нём отвальной опоры моста.

Отвалообразование абзетцерами (многоковшовые цепные экскаваторы), которые экскавируют разгруженную в траншею породу и укладывают её сначала в нижний ярус, затем в верхний, применяется при перевозке мягкой вскрыши железнодорожным транспортом на внутренние и внешние отвалы.

При использовании для разработки горных пород средств гидромеханизации отвалообразование пустых пород производится на внешних, расположенных в пониженных местах и ограждённых дамбой, гидроотвалах. При доставке горных пород на гидроотвал колёсным транспортом отвалообразование осуществляется смывом её с откоса из специальной накопительной ёмкости или насыщением породы водой на откосе с последующим стеканием пульпы в гидроотвал.

Читайте также:  Как сделать спирт химическим способом

Отвалообразование крепких горных пород одноковшовыми экскаваторами при разработке горизонтальных и пологопадающих залежей производится в выработанное пространство (аналогично отвалообразование мягких горных пород), а при разработке наклонных и крутопадающих залежей — на внешние отвалы. При этом порода, доставляемая железнодорожным транспортом, разгружается в специально подготовленное самим экскаватором углубление, откуда экскаватор перемещает её сначала в нижний, а затем в верхний ярус. Развитие отвала при доставке вскрыши железнодорожным транспортом может быть веерным, параллельным или криволинейным. Отвалообразование отвальным плугом и бульдозером осуществляется сталкиванием под откос отвала доставленной и разгруженной породы.

Расходы на отвалообразование составляют 12-15% себестоимости вскрыши на угольных разрезах, до 15% себестоимости 1 т полезных ископаемых на железорудных карьерах.

Для уменьшения площади отчуждаемых земель отвалообразование ведётся до максимально возможных высот отвалов. Технология отвалообразования обычно предусматривает возможность и эффективность последующей рекультивации поверхности, нарушенной горными работами.

Расчёт устойчивости отвалов.

Устойчивость отвала во многом зависит от основания, на котором он расположен. Различают основания прочные (устойчивые), слабые и слоистые.

Отвалы крепких (скальных и полускальных) пород, не размокающих под влиянием воды, расположенные на прочном горизонтальном или пологом основании, могут достигать практически любой высоты. Углы естественного откоса в этих отвалах принимают равными в среднем 34—36°. При этом опыт показывает, что отвалы крепких пород с остроугольными кусками сохраняют устойчивость и при углах откосов 40—45°.

Отвалы рыхлых пород (глин, суглинков, глинистых песков и др.) допускают углы откоса, равные углам естественного откоса, только до определенной высоты. С увеличением высоты отвалов возрастает давление на отдельные куски породы, наиболее слабые из которых разрушаются и заполняют макропоры, приводя к уплотнению отвалов и их оседанию. Этот процесс длится до тех пор, пока массив отвала не достигает состояния, близкого к двухфазному (породы—вода), при котором дальнейшее уплотнение может происходить лишь за счет отжима воды из области высоких напряжений в область более низких напряжений. Развивающееся при этом поровое давление снижает силы трения, что в определенных условиях (как правило, при достижении напоров по наиболее слабой поверхности, равных 4—5% от значений нормальных напряжений) приводит к возникновению оползня.

Поскольку рыхлые породы в отвалах не могут характеризоваться постоянными значениями j и tо, сопротивление сдвигу этих пород необходимо определять в лабораторных условиях при различных нагрузках и естественной влажности, не допуская отжима воды. По результатам этих испытаний строят паспорта прочности пород, которые используют при расчете оптимального профиля отвала.

В основе расчетов устойчивости отвалов положены те же принципы, которые используются при оценке устойчивости уступов и бортов карьеров, также сравнивают величины удерживающих и сдвигающих нагрузок по потенциальным поверхностям скольжения, определяют коэффициенты запаса по каждой из поверхностей скольжения. Исходя из этих расчётов выбирают высоту отдельных ярусов отвала, общую высоту отвала и угол наклона его откосов.

Ориентировочные значения углов наклона откосов отвалов и ярусов, полученные на основании обобщения опыта отсыпки отвалов в различных условиях приведены в табл. 22.2.

Ориентировочные значения углов наклона откоса отвалов и ярусов.

Углы наклона откосов, градус.

Характеристика пород отвалов и оснований, на которых они отсыпаны.
Отвалов ярусов
Отвалы скальных или полускальных пород на прочном основании при t0³0.2 ghотв 34-36 34-36
Отвалы скальных или полускальных пород на слоистом основании 20-30 34-36
отвалы глинистых пород (в том числе и отвалы на слабом основании) при t0£0.2 ghотв 18-25 30-35
Отвалы водонасыщенных песчано-глинистых пород; высокие отвалы глинистых пород 6-10 20-25

Высоту отвалов твёрдых пород, отсыпаемых на наклонном слоистом основании принципиально определяют также, как и в предыдущих случаях, но при этом дополнительно учитывают углы наклона слоёв основания отвала.

Особую проблему представляет устойчивость отвалов на крутых склонах. Такие отвалы создают при разработке нагорных карьеров. Крутизна склонов, на которых размещают отвалы пород, достигает иногда 70—80°, т. е. значительно превышает угол естественного откоса пород. Высота же таких отвалов достигает подчас сотен метров, поскольку в условиях гористого рельефа достаточные площадки для размещения отвалов находить весьма сложно. В подобных случаях устойчивость отвалов рассчитывают по специальным методикам с учётом специфики конкретных условий, а отсыпку отвалов ведут под контролем постоянных инструментальных и визуальных наблюдений за деформациями отвалов и смещениями площадок для определения критических скоростей их деформирования.

Источник

Оцените статью
Разные способы