- Как научиться спорить с максимальной пользой
- Наши проекты
- Контакты
- Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
- Как доказать свою правоту и не остаться в дураках
- Как научиться спорить и отстаивать свое мнение — практические советы
- Нужно ли отстаивать свое мнение
- Рождается ли истина в споре
- Причины, мешающие отстоять свое мнение
- Отсутствие мнения
- Неуверенность в себе
- Некомпетентность
- Какие навыки нужны для того, чтобы отстаивать свою точку зрения
- Уверенность в себе
- Саморазвитие
- Искусство общения
- Грамотная аргументация
- Поставьте себя на место собеседника
- Помогает ли агрессия при споре
- Рекомендации, помогающие отстаивать точку зрения
- Критикуйте позицию, а не человека
- Используйте проверенные факты
- Подавайте информацию четко
- Проявляйте вежливость
- Будьте внимательны при цитировании собеседника
- Заключение
Как научиться спорить с максимальной пользой
Как-то я выступал с речью в компании, которая недавно была куплена, с тех пор количество ее сотрудников выросло с 300 человек до 1400. И когда я спросил руководителей приобретенной компании, что им дается труднее всего, оказалось, что их беспокоит, как часто сотрудники ссорятся. До сделки в компании была культура спора, но из-за увеличения коллектива и из-за новых владельцев возникла опасность, что модель может не быть продуктивной.
Я ответил: спорить полезно, это может стать ключом к успеху, если люди научатся адекватно отстаивать свою точку зрения.
Исследования показывают, что большинство слияний и поглощений оканчиваются неудачей не из-за внутренних конфликтов – но из-за молчания, которое вырастает из боязни конфликта. Как в любовных отношениях: молчание – гораздо более яркий сигнал приближающегося разрыва, чем ссора.
Разница в мышлении и разногласия могут доставлять неудобства, но скорее приведут партнеров и команду к прогрессу, инновациям и прорывным идеям, чем консенсус и беседы, в ходе которых люди говорят совсем не то, что думают.
Американские сенаторы родились в разное время в 50 разных штатах, поэтому, очевидно, должны иметь разные точки зрения. И они спорят. Но то, как они это делают, – сплошное интеллектуальное мошенничество. «Правила», которым подчиняются политические дебаты, особенно на телевидении, не способствуют реальному обсуждению и продуктивному диалогу.
К сожалению, большинство из нас попадается в те же ловушки. Мы все время пытаемся «выиграть», чтобы выставить себя или представляемую нами группу в выгодном свете. Поэтому мы игнорируем логические доводы и доказательства, идущие вразрез с нашими убеждениями. Поэтому мы только ссоримся, а не достигаем реального прогресса.
Обучив людей правильным навыкам спора, мы можем изменить ситуацию и перейти к эффективному обмену идеями и результативным дебатам. Вот как это сделать.
Помните, что все в одной команде. Обычно споры преследуют одну из трех целей: убедить окружающих в своей правоте, победить противника и найти лучшее решение совместными усилиями. Именно третья разновидность позволяет извлечь максимум пользы из когнитивного разнообразия группы. Чтобы подтолкнуть людей в этом направлении, подготовьте почву: определите общую цель, создайте атмосферу исследования и сделайте акцент на том, что все участники находятся по одну сторону баррикад.
1. Мы собрались здесь, чтобы исследовать проблему как соратники, а не как противники.
2. Наша общая цель – найти лучшее решение.
3. Мы приветствуем все мнения, высказанные с этой целью.
4. Победителей нет: команда выиграет, если мы все добьемся прогресса.
5. Все участники равны, мы не даем приоритета ничьей точке зрения.
Придерживайтесь фактов, логики и темы. Последовательность – один из наиболее сложных и важных элементов продуктивной дискуссии. Споры часто заканчиваются ничем: люди склонны защищаться, и для этого они неосознанно держатся за ложные умозаключения, уклоняются от вопросов, подтасовывают факты, порой откровенно обманывают или меняют тему, чтобы укрепить свои позиции и отвлечь спорящих с ними от приведения контраргументов.
Попросите участников дискуссии соблюдать правила:
■ спорьте не о том, кто сильнее всех переживает за общее дело, громче кричит, обладает большим влиянием или лучше всех формулирует,
■ не используйте хитрых риторических приемов,
■ помните, что есть разница между фактами и их интерпретациями (историями, которые люди рассказывают об этих фактах),
■ находите логические ошибки и исправляйте их,
■ проверяйте факты на достоверность и анализируйте качество доказательств, не довольствуйтесь одним их наличием,
■ если тема дискуссии сместилась, признайте это и начните сначала.
Не переходите на личности. Спор не может быть эффективным, когда люди чувствуют, что окружающие нападают на них и их идеи. Эмоции и эго берут верх, участники обсуждения уже не могут адекватно оценить противоположную точку зрения, и это снижает шансы найти инновационное решение и справиться с проблемой. Чтобы обсуждение не отклонилось от курса, нужно обезличить аргументы.
■ не переходите на личности и не нападайте ни на кого в отдельности,
■ задавайте вопросы об идеях человека, а не о его личности. Вместо того чтобы спрашивать «Как вы можете в это верить?» или «Как вы можете этого не понимать?» – задайте вопрос, начинающийся со слова «что», например: «Что заставляет вас так думать?» или «Что привело вас к такому выводу?»,
■ не забывайте о презумпции невиновности. Предположите, что все участники спора руководствуются добрыми намерениями,
■ не бойтесь изменить свое мнение,
■ поощряйте людей за то, что они двигают группу вперед, а не за то, что они «правы».
Будьте скромнее. Чтобы дебаты прошли по-настоящему продуктивно, участники должны научиться уважать все точки зрения и менять мнение там, где это необходимо. Психологи называют это интеллектуальным смирением, и это один из ключевых навыков хорошего лидера и продуктивного спорщика. Вот как следовать этому правилу:
■ не принимайте все на свой счет,
■ слушайте и уважайте каждого человека и его точку зрения, даже если не согласны,
■ умейте признать свою неправоту и похвалить другого за качественный аргумент,
■ будьте любопытны. Даже плохие идеи могут быть полезны; они могут помочь в поисках новых и лучших решений.
Важно, чтобы участники любых споров и дебатов – будь то личная встреча за чашкой кофе или публичная дискуссия в переговорной – придерживались этих правил. Однако именно руководители (или наиболее авторитетные люди в организации) должны первыми подать пример.
Ключ к эффективному решению проблем не в том, чтобы все друг с другом соглашались. Секрет в том, чтобы не соглашаться друг с другом, но делать это правильно.
Об авторе: Шейн Сноу – автор книги Dream Teams: Working Together Without Falling Apart и других работ, где он применяет научные открытия к практике предпринимательства
Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Источник
Как доказать свою правоту и не остаться в дураках
Знаете, какой процесс в судебной вакханалии самый сложный, нудный и требующий к себе максимум внимания? Это процесс доказывания — любое обвинение с вашей стороны нужно подтверждать какими-то доказательствами. Желательно — не голословными.
Недавно к нам обратилась клиентка — девушка 16 лет, которая получила ожог кожи головы после окрашивания в салоне. Краску передержали, и, несмотря на её жалобы (кожу жгло и щипало), процедуру закончили в штатном режиме. Как итог — 2 месяца лечения ожога вкупе с испорченным настроением и, поверьте, очень неприятными симптомами. Казалось бы, налицо причинно-следственная связь ожога с окрашиванием, но в данном случае проблемы начались уже с досудебного решения вопроса.
Салон просто не пошёл навстречу! Девушка отправила в салон претензию — написанную, конечно, эмоционально, простым и человеческим языком. Салон «ушёл в тишину». Почему? В претензии не было ни сути дела, ни главного — доказательств, подтверждающих, что девушка вообще была в этом салоне, подтверждения ожогов, внятного требования. Поэтому за дело взялся один из наших юристов, который составил новую претензию и включил туда документы и сведения, о которых девушка даже не подумала.
Если взять тот же вред здоровью, который наступил вследствие пользования товаром/услугой, то фиксировать это надо незамедлительно! Не сделать этого сразу — связь просто не докажешь.
Если человек, к примеру, гулял по парку, угодил в яму, споткнулся и сломал руку/ногу, он должен оставаться на месте и тут же вызывать скорую. Хорошо бы, чтобы при этом были свидетели, готовые в суде подтвердить увиденное (возьмите телефоны у людей, оказавших вам первую помощь). В противном случае потом ничего не докажешь и деньги с парка не потребуешь. Скорая должна забирать именно с места падения. Такие случаи бывают достаточно часто — люди падают в парках, на лестницах ресторанов. в местах, где собственники обязаны обеспечить безопасность. Если вы не уверены в качестве оказанной вам услуги, то не выкидывайте чек, он пригодится вам для подтверждения оплаты, а также поможет однозначно установить ответчика, если дело дойдет до суда.
Был случай, когда наша клиентка, как обычно, ехала на работу в Москву из ближайшего Подмосковья. Она купила билет на электричку в кассе, переходила по мосту на нужную ей платформу и упала на ступеньках этого перехода. На асфальте была яма, где она и оступилась (яму, к слову, достаточно быстро заделали). Она хотела получить возмещение от РЖД, но, вместо того, чтобы вызвать скорую на место падения, сама поехала в травмпункт. Молодые люди, которые помогли ей подняться, вряд ли встретятся ей вновь. Да и в заявлении полиции, которое она написала по прошествии какого-то времени, она не попросила видеозапись с камер наблюдения на вокзале, а просто пожаловалась на яму в асфальте. Что это значит? Она никогда не докажет, что РЖД виновно — споткнуться она могла где угодно, с места происшествия скорая её не забирала, свидетелей нет, все шито-крыто.
Кстати, желающие получить деньги без причины их не получат. Если человек упал на шаткой лестнице — это вина коммунальщиков или учреждения, на чьей территории эта лестница находится. Если человек выпил слишком много сангрии и кубарем с этой лестницы скатился (а лестница и слона выдержит) — сам дурак
Есть ситуации, когда доказывать что-то очень сложно. Например, юристы очень скептически относятся к доказыванию отравления — именно в тот момент, когда человеку очень плохо (вы поняли), нужно совершать кучу процессуальных действий, чтобы получить, кхм, доказательства – не выкинуть чек из магазина/ресторана, обратится за медицинской помощью и зафиксировать отравление, а также неплохо бы сдать на анализ то, что ваш организм категорически не принял. Подобные случаи сложно доказуемы.
Сложно доказывать вину врачей, ведь для выяснения причинно-следственной связи между действиями врача и ухудшением здоровья нужно вновь обращаться к медикам. Случалось так, что экспертом оказывался сотрудник той же больницы, где работал подозреваемый врач, и тот самый эксперт мог просто составить протокол с неполными сведениями. Нет полного анализа — нет и причинно-следственной связи, и дело автоматически прекращается. Вот вам и корпоративная солидарность медицинских работников.
Успех любого судебного процесса закладывается уже на этапе нарушения, как бы это странно ни звучало. И здесь многое зависит от вас, поэтому упростите себе жизнь — фиксируйте косяки продавца/лица, оказывающего услугу сразу же и собирайте подтверждения каждому своему действию, которое в дальнейшем может иметь решающее значение.
Источник
Как научиться спорить и отстаивать свое мнение — практические советы
Как часто вы спорите, доказывая свое мнение? Некоторые люди делают это постоянно, поскольку уверены в правоте даже тогда, когда их точка зрения не имеет под собой никаких оснований. Другие же избегают споров, ошибочно считая, что их позиция не заслуживает внимания. Есть и те, кто, сделав запас аргументов и проверенных фактов, уверенно одерживают победу над оппонентами. К какой категории относитесь вы? Если к первым двум, можно ли изменить ситуацию и научиться грамотно отстаивать себя и свои позиции?
Нужно ли отстаивать свое мнение
Интересный вопрос, особенно, если учесть тот факт, что мнений ровно столько же, сколько и людей на планете. И если кто-то просто молча придерживается своего, то другие считают, что они всегда и во всем правы. И это при том, что часто их точка зрения ничем не обоснована. Такие личности будут спорить до последнего, переубедить их не представляется возможным. Это про них говорил Бернард Шоу: «Каждый человек имеет право на собственное мнение — при условии, что оно совпадает с нашим».
Налицо ошибочность такого поведения, поскольку в некоторых случаях лучше не заставлять оппонента изменить мнение, а оставить этот разговор на потом. Но это лишь одна сторона медали. Другая связана с тем, что во многих ситуациях именно от правильного мнения зависит ни больше ни меньше человеческая жизнь.
Получается, что нельзя дать однозначный ответ на вопрос, стоит ли отстаивать свою точку зрения. Все зависит от обстоятельств.
Рождается ли истина в споре
Говорят, что именно так считал Сократ. Однако на самом деле он затрагивал более глубокие моменты, чем обычный обмен мнениями на повышенных тонах. Философ любил общение с разными людьми. Он не только доносил до них свое мнение, но и сам получал массу полезной информации. Благодаря этому никто не оставался расстроенным, обиженным или агрессивным. Так и выглядит поиск истины. Вы не только доказываете свою правоту, но и обогащаетесь знаниями, которые есть у оппонента.
Сократ считал, что лучший способ найти самое правильное мнение — диалог. Причем разговаривать нужно с одним человеком, а не с целой толпой.
Какой можно сделать вывод? Истина в споре не рождается, поскольку в процессе никто из спорящих не слушает, что говорят другие. Каждый человек на 100% уверен в своей правоте и пока мнение высказывает его собеседник, он думает над ответом.
По поводу спора была высказана интересная мысль: «Спор — лучшее средство похоронить заживо Прекрасную Даму — Истину».
Причины, мешающие отстоять свое мнение
Психологи выделяют три фактора, которые так или иначе влияют на нашу уверенность в себе и в своей правоте. Рассмотрим подробнее.
Отсутствие мнения
Чтобы отстоять точку зрения, ее нужно иметь. Вполне логичное утверждение. Однако примерно 10% жителей планеты в соцопросах и различных тестах выбирают такие пункты как «затрудняюсь ответить», «не уверен», «не могу выбрать». Получается, что у них нет своего мнения и они слепо подчиняются мнению большинства. Называют таких личностей конформистами. Также о них говорят как об «офисном планктоне», представляющем собой пассивную и безразличную ко всему массу людей.
Интересно, что многим больше нравятся люди без мнения и совсем не вызывают интерес те, кто его все же имеет и упорно отстаивает.
Неуверенность в себе
У некоторых людей есть свое мнение по каждому вопросу. Но они считают его нестоящим внимания, не высказывают в кругу коллег, друзей и знакомых. Более того, они избегают тех, у кого в этом отношении все в порядке.
По словам психологов, такая неуверенность в себе закладывается еще в глубоком детстве. Дети растут в семье, которая не считается с их мнением, не дает принимать решения, не доверяет и во всем контролирует. Ребенок понимает, что всем на него наплевать. Проходят годы, а чувство незначительности только усугубляется. И уже взрослый человек считает, что чужое мнение намного важнее, чем его собственное.
Некомпетентность
Согласитесь, выглядит смешно, если кто-то отстаивает свое мнение в вопросе, в котором совершенно не разбирается. Тот же, кто знает хотя бы азы, чувствует себя уверенно, да и в глазах окружающих смотрится достойно. По этому поводу хорошо сказал Иоганн Шиллер: «Убежденному убеждать других нетрудно».
Какие навыки нужны для того, чтобы отстаивать свою точку зрения
Итак, как научиться отстаивать свое мнение? Есть несколько рекомендаций.
Уверенность в себе
Развить эту черту характера сложно. Но если постараться, то у вас все получится. Всегда держите в памяти такие моменты:
- Ваша жизнь в ваших руках. За нее не должны отвечать родители, друзья и кто-то еще. Вы сами ответственны за свои действия и решения. А это значит, что у вас есть полное право иметь свое мнение. Также вы вправе его отстаивать в случаях, когда окружающие необоснованно пытаются вас переубедить или подавить.
- Ошибки — это не страшно. Это часть вашего жизненного опыта, который показывает, как вести или не вести себя в будущем. Помните, что любое принятое вами решение было лучшим для вас в конкретный момент времени. И пусть оно ошибочное, но ведь не существует идеальных людей, не так ли? А те, кто считают себя таковыми, тоже не раз наступали на свои же «грабли».
- Ваше мнение является наиболее правильным для вас. Помните об этом. Меняя его на чужое, вы начинаете жить жизнью того человека. А оно вам надо? Люди вряд ли будут как-то по-другому к вам после этого относиться, вы точно не станете важнее в их глазах. Согласитесь, вам тоже неприятно общаться с теми, кто всегда соглашается с окружающими. Поэтому научитесь не думать о мнении о вас. Не стесняйтесь активно участвовать в разговорах, выслушивайте оппонентов, но при этом не позволяйте им унижать и склонять вас к своей точке зрения.
Саморазвитие
Здесь тоже речь пойдет об опыте. Возможно, вы боитесь спорить из-за его отсутствия. Но задумайтесь о том, что многие люди упорно отстаивают свою точку зрения, не имея при этом никаких доказательств правоты. Нет, они не являются примером для подражания. Тут дело в другом. Человек, который может доказать свои слова фактами и аргументами, всегда занимает более выигрышную позицию.
Ввиду вышесказанного было бы неплохо отводить время для саморазвития. Особенно в тех случаях, когда вы знаете, что у вас есть пробелы в той или иной сфере знаний. И еще. Никогда не думайте, что кто-то лучше вас, умнее и т.д. Такие рассуждения не только унизительны. Из-за них вы становитесь легкой мишенью для тех, кто любит манипулировать и подавлять.
Искусство общения
Существует утверждение о том, что победителем в споре оказывается не тот, кто прав, а тот, кто умеет донести свою точку зрения до окружающих. Именно поэтому важно развивать искусство отстаивания своих позиций. Речь не идет об истеричных криках и ссорах, как в некоторых сериалах и известных ток-шоу. Умение правильно общаться заключается в решении конфликтных ситуаций, способности найти подход к каждому отдельному собеседнику, ораторском мастерстве, 100% владении мимикой, жестами и голосом. Освоить эти навыки сложно, но вполне реально.
Грамотная аргументация
Это идеальный вариант для агрессивно настроенных оппонентов. Психологи рекомендуют использовать три разных приема. Первый подразумевает внимательное выслушивание и кажущееся согласие с его точкой зрения. Однако после этого вы приводите один единственный мощный аргумент, который в мгновение доказывает вашу правоту.
Второй прием касается положительных ответов. Стройте диалог так, чтобы на каждый ваш вопрос собеседник отвечал утвердительно. Позже, когда вы затронете более сложные темы, он быстро и безболезненно для себя согласится с вашим мнением.
И, наконец, третий прием — «салями». Приводя неопровержимые факты и аргументы, человека постепенно готовят к тому, чтобы он ответил согласием в главном вопросе. А потом переходят к обсуждению деталей.
Кстати, довольно эффективным в споре является и перелицовка. Это прием, при котором шаг за шагом оппонента подводят к тому, чтобы он сделал выводы, противоположные его точке зрения.
Поставьте себя на место собеседника
Сделать это нужно, конечно мысленно. Допустим, вы уверены, что человек в корне неправ. Но он по каким-то причинам упорно доказывает обратное. Подумайте, почему он так делает? Как только вы получите ответ на данный вопрос, вам будет легче найти нужные аргументы и переубедить его.
Помогает ли агрессия при споре
Точно нет. И этому есть логическое объяснение:
- Ваша аргументация снизится. Часто случается, что человек, у которого заканчиваются факты и аргументы, просто начинает кричать, переходя при этом на личности.
- Ссора с оппонентом ни к чему хорошему не приведет. Выше сказано, что обращать внимание на мнение окружающих о вас — пустая трата времени. И это так. Но спокойно и грамотно доказывать свою точку зрения — это одно, а кричать и оскорблять — это совсем другое.
Не поможет агрессия и в том случае, когда вспыльчивость присуща не вам, а вашему оппоненту. Существует мнение, что если он начинает кричать, то лучший выход — начать кричать в ответ. Но ведь в результате это будет всего лишь безумная попытка перекричать друг друга.
Помните, если оппонент кричит и всячески пытается задеть вас, ему больше нечего сказать. Спокойно закончите разговор или смените тему.
Рекомендации, помогающие отстаивать точку зрения
Как еще отстоять свое мнение? Психологи выделили ряд простых, но эффективных советов.
Критикуйте позицию, а не человека
Как вы считаете, во время спора оппонента интересует ваше мнение о нем, его внешнем виде и других особенностях? Вряд ли. Он озабочен лишь тем, как отстоять свою позицию. Поэтому не стоит бросаться язвительными замечаниями и колкостями. Это покажет вашу слабость и отсутствие аргументов.
Будьте готовы критиковать конструктивно. В вашем арсенале должны быть заготовлены весомые доказательства, которые в миг обезоружат соперника.
В отличие от глупой критики самого человека, аргументированная позиция представит вас в выгодном свете.
Используйте проверенные факты
Достоверная информация может загнать оппонента в тупик даже в случаях, когда он насмешками и колкостями пытается вывести вас из себя. И не обязательно читать лекцию или пересказывать научные труды. Достаточно предоставить пару ссылок на исследования известных в этой области ученых. Если ваш собеседник — умный человек, он изменит свое мнение.
Подавайте информацию четко
Этот совет, как отстаивать свою точку зрения, в большей степени касается споров в массах, например, в социальных сетях. Высказывая свое мнение, будьте предельно точны. По возможности не используйте специфические термины, необычные выражения и ребусы. Иначе люди вас просто не поймут. А если вы все же употребили пару непонятных словечек, сразу расшифруйте их.
Проявляйте вежливость
Представьте себе двух совершенно разных людей. Первый преподносит свою точку зрения достойно, используя разные формы подачи информации, проверенные факты и разумные доводы. А второй ведет себя как маленькая, постоянно лающая собачка, которая пытается привлечь внимание окружающих. Как вы думаете, кому отдадут предпочтение зрители? Конечно, первому человеку. Ввиду этого при любых обстоятельствах ведите себя с достоинством, сохраняйте лицо.
Будьте внимательны при цитировании собеседника
Цитировать слова оппонента — это всегда большой риск. Поэтому проявляйте осторожность. Не вырывайте фразы из контекста, не добавляйте и не убирайте отдельные слова. Иначе вы станете посмешищем. Лучше, используя факты и доводы, шаг за шагом доказывайте свою правоту.
Психологи рекомендуют прибегать к цитированию только в тех случаях, когда вы на 100% уверены в правильности своего мнения и в том, что имеете аргументы, которые разобьют позицию противника в пух и прах.
Заключение
Итак, как научиться спорить и отстаивать свое мнение? Главный совет — запаситесь вескими аргументами и доводами, которые помогут вам убедительно доказывать свою правоту. При этом будьте уверенными в себе, учитесь находить подход к разным людям, не позволяйте унижать вас и манипулировать вами. Все это поможет вам не только донести до собеседника свои мысли, но и, возможно, побудить его изменить позицию.
Источник