Способ оценки запасов по средневзвешенной стоимости

Новости

Методы определения себестоимости запасов

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ЗАПАСОВ

Компания самостоятельно выбирает метод оценки запасов. При этом надо учитывать тот факт, что поток списания стоимости запасов не обязательно должен совпадать с ФИЗИЧЕСКИМ потоком запасов.

Метод влияет на значение:

  • себестоимости реализованных запасов
  • остатков запасов на конец периода

ПРИМЕР 18-3

Применение метода специфической идентификации

ПРИМЕР 18-4

Применение метода средневзвешенной стоимости

Рассмотрим основные методы определения стоимости товаров.

Метод специфической идентификации

Этот метод обычно применяется для:

  • не взаимозаменяемых статей запасов
  • товаров и услуг, произведенных и предназначенных для специальных проектов.

АО ТД «Авто-кросс» приобрел два автомобиля для перепродажи:

  • ВАЗ-21093 по цене 100,000 руб. и ВАЗ-2107 по цене 80,000 руб.
  • ВАЗ-21093 был продан по цене 120,000 руб.

На складе остался лишь ВАЗ-2107 по цене 80,000 руб.

Таким образом, оценка запасов на складе компании составляет 80,000 руб.; себестоимость реализованной продукции составляет 100,000 руб., объём реализованной продукции – 120,000 руб.

Метод средневзвешенной стоимости

Согласно методу средневзвешенной стоимости, стоимость каждой статьи определяется из средневзвешенной стоимости аналогичных статей в начале периода и стоимости тех же статей, купленных или произведенных в течение периода.

Cреднее значение может рассчитываться:

  • Периодически;
  • По мере получения каждой дополнительной поправки, в зависимости от условий работы компании.

«Зеленоградский дом художника» приобрел для перепродажи следующие партии рам для картин:

  • 5 января 2000 года — 20 шт. по 20,000 руб.
  • 19 мая 2000 года — 25 шт. по 30,000 руб.
  • 23 октября 2000 года — 40 шт. по 31,000 руб.

Всего закуплено — 85 шт. На 2,390,000 руб.

Средняя себестоимость товара равна 2,390,000 / 85 = 28,120 руб.

Продано в течение года:

  • 8 января 2000 года — 17 шт.
  • 21 мая 2000 года — 18 шт.
  • 28 октября 2000 года — 35 шт.

Продано в течение года: — 70 шт.

Себестоимость реализации составляет: 70*28,120 =1,968,240 руб.

Остаток запасов — 15 шт.

Оценка запасов на складе составляет 15 * 28,120 = 421,760 руб.

Метод ФИФО

Согласно методу ФИФО запасы, закупленные первыми, будут проданы первыми, и соответственно, статьи, остающиеся в запасе в конце периода были позже всего приобретены или произведены.

«Зеленоградский дом художника» приобрел для перепродажи следующие партии рам для картин:

  • 5 января 2000 года — 20 шт. по 20,000 руб.
  • 19 мая 2000 года — 25 шт. по 30,000 руб.
  • 23 октября 2000 года — 40 шт. по 31,000 руб.

Всего закуплено — 85 шт. На 2,390,000 руб.

Продано в течение года:

  • 8 января 2000 года — 17 шт. (по цене 20,000 руб.)
  • 21 мая 2000 года — 18 шт. (оставшиеся 3 по цене 20,000 руб.).

и 15 по цене 30,000 руб.)

  • 28 октября 2000 года — 35 шт. (оставшиеся 10 по цене 30,000 руб.).

и 25 по цене 31,000 руб.)

Продано в течение года: — 70 шт.

Себестоимость реализации составляет:

17*20,000 + 3*20,000 + 15*30,000 + 10*30,000 + 25*31,000 =1,925,000 руб.

Остаток запасов — 15 шт. по цене 31,000 руб.

Оценка запасов на складе составляет 15 * 31,000 = 465,000 руб.

Метод ЛИФО

Метод ЛИФО предполагает, что статьи запаса, закупленные или произведенные последними, будут проданы первыми, и соответственно, статьи, остающиеся в запасе в конце периода были раньше всего приобретены или произведены.

Когда финансовая отчетность определяется по методу ЛИФО, то финансовая отчетность должна раскрывать:

  • меньшее из двух значений: (1) значения, полученного при применении метода ФИФО или (2) средневзвешенной стоимости, и чистой стоимости реализации.
  • меньшее двух значений: (1) значения текущей стоимости на балансовую дату и (2) чистой стоимости реализации.

«Зеленоградский дом художника» приобрел для перепродажи следующие партии рам для картин:

  • 5 января 2000 года — 20 шт. по 20,000 руб.
  • 19 мая 2000 года — 25 шт. по 30,000 руб.
  • 23 октября 2000 года — 40 шт. по 31,000 руб.

Всего закуплено — 85 шт. На 2,390,000 руб.

Продано в течение года:

  • 8 января 2000 года — 17 шт. (по цене 31,000 руб.)
  • 21 мая 2000 года — 18 шт. (по цене 31,000 руб.)
  • 28 октября 2000 года — 35 шт. (5 цене 31,000 руб.,

25 по цене 30,000 руб.

и 5 по цене 20,000 руб. )

Продано в течение года: — 70 шт.

Себестоимость реализации составляет:

40*31,000 + 25*30,000+5*20,000=20,900 руб.

Остаток запасов — 15 шт. по цене 20,000 руб.

Оценка запасов на складе составляет 15 * 20,000 = 300,000 руб.

Метод нормативных затрат

Метод нормативных затрат используется, если результаты приближенно выражают значение себестоимости. Нормативные затраты учитывают нормальные уровни использования сырья и материалов, труда, эффективности и мощности. Они должны регулярно проверяться и, при необходимости, пересматриваться.

ПРИМЕР 18-7

Применение метода ЛИФО

ПРИМЕР 18-8

Применение метода розничных цен

АО «Штамп» для производства использует следующие нормативы на выпуск одного изделия:

  • Расходы на оплату труда (с отчислениями во внебюджетные фонды) – 1,410 руб.
  • Стоимость материалов: 590 руб.
  • Стоимость комплектующих: 2,500 руб.

Общая стоимость изделия: 4,500 руб.

На складе предприятия находится 100 изделий.

Общая оценка складских запасов компании составляет 100 * 4,500 = 450,000 руб.

Метод розничных цен

Используется в розничной торговле для оценки быстроменяющихся изделий, имеющих одинаковые маржи, когда использование других методов оценки себестоимости неэффективно. Себестоимость запаса определяется путем уменьшения общей стоимости проданного запаса на соответствующий процент валовой прибыли. Величина процента учитывает запас, цена которого была снижена ниже первоначальной продажной цены. Для подразделения розничной торговли используется среднее значение процента, установленное для компании.

Этот метод применяется и для других целей. Например, подчас непрактично выполнять инвентаризацию каждый период. Тогда, руководствуясь методом розничных цен можно сделать оценку запасов на складе. В случае потерь, связанных со стихийными бедствиями (пожар, наводнения, кражи) инвентаризацию провести невозможно. Тогда, базируясь на информации из отчета о прибылях и убытках можно использовать валовую маржу для оценки себестоимости реализованных запасов.

ЗАО «Дионис-Москва» осуществляет розничную продажу вино-водочных товаров. Компания установила единую 10%-ю торговую надбавку для всего ассортимента товаров.

На начало отчётного периода на складе компании находилось товаров на 300,000 руб.

Было закуплено товаров у поставщиков на 200,000 руб.

Было продано товара на 110,000 руб.

Валовая прибыль (10%) составила 10,000 руб.

Себестоимость реализованной продукции составила 100,000 руб.

Оценка товара на складе компании составила 300,000+200,000-100,000=400,000 руб.

ЗАДАЧА

Компания «Беломоррыбснаб» потеряла все свои запасы из-за шторма. Какая сумма потерь должна быть представлена страховой компании для возмещения убытков?

Данные для расчёта:

Доход = 150,000 р.

Валовая маржа = 31.5%

Входящее сальдо = 18,500 р.

Закупки за период = 110,500 р.

Ответ: 1. Валовая прибыль составила: 150,000*31.5%=47,450 руб.

2. Себестоимость составила: 150,000-47,450=102,750 руб.

3. Оценка потерь: 110,500+18,500-102,750=26,250 руб.

Источник

МСФО № 2 Запасы — особенности применения и цели

МСФО 2 помогает разобраться с тонкостями учета запасов по международным требованиям. Из материала вы узнаете о методах оценки и формулах расчета себестоимости материально-производственных запасов (МПЗ), а также об особенностях отражения информации о них в отчетности.

Цель МСФО 2 «Запасы»

Цель МСФО 2 — определить алгоритм учета запасов. Чтобы разобраться с тем, какое содержание стандарт вкладывает в понятие МПЗ, обратимся к международной терминологии. П. 6 МСФО 2 запасами называет следующие активы:

  • предназначенные для продажи в процессе текущей работы фирмы;
  • находящиеся в процессе производства для такой продажи;
  • представляющие собой сырье (материалы), предназначенное для использования в производстве.

Цель МСФО 2 достигается посредством решения комплекса задач:

  • по определению первоначальной стоимости запасов;
  • по расчету себестоимости запасов (СЗ);
  • по списанию СЗ в качестве расходов (включая любое списание до чистой цены продажи).

По МСФО 2 чистая возможная цена продажи (ЧВЦП) рассчитывается по следующему алгоритму:

РЦП — расчетная цена продажи актива в ходе обычной деятельности;

РЗЗ — расчетные затраты на завершение производства актива и его продажу.

Реализовать указанные цели и задачи стандарт предписывает в отношении всех запасов, кроме:

  • НЗП (незавершенного строительства);
  • ФИ (финансовых инструментов);
  • БА и СХП (биологических активов и сельхозпродукции в момент ее сбора).

Оценка запасов: основной подход

Чтобы оценить запасы по МСФО 2, необходимо сравнить 2 величины:

Установив наименьшую из них, МПЗ признаются в этой оценке (п. 9 МСФО 2).

При этом стандарт дает следующую детализацию включаемых в СЗ затрат:

  • на приобретение;
  • на трансформацию МПЗ в готовую продукцию или товар (переработку);
  • прочие.

Затраты на приобретение

Данная подгруппа затрат включает:

  • цену покупки запасов;
  • импортные пошлины;
  • прочие налоги (кроме подлежащих возмещению налоговыми органами);
  • транспортные и погрузочно-разгрузочные расходы, относящиеся к приобретению МПЗ.

При этом торговые скидки, уступки и другие аналогичные расходы не учитываются (п. 11 МСФО 2).

Затраты на переработку

Включаемые в себестоимость запасов затраты на переработку представляют собой:

  • зарплатные прямые расходы (непосредственно связанные с производством продукции);
  • накладные расходы производственной направленности (постоянные и переменные), распределенные на систематической основе.

Группа «прочие» состоит из расходов, связанных с обеспечением состояния запасов и их текущего местонахождения. К примеру, в СЗ целесообразно включить непроизводственные накладные расходы, связанные с разработкой продуктов для конкретных клиентов.

Стандартом отдельно перечисляются затраты, не включаемые в СЗ. Например:

  • затраты на продажу;
  • сверхнормативные потери (сырья, затраченного труда, иных производственных затрат);
  • складские расходы, не требующиеся в процессе производства;
  • административные расходы, не способствующие обеспечению текущего местонахождения и состояния МПЗ.

С отечественными способами оценки запасов в целях налогового учета вас познакомит материал «Методы оценки материально-производственных запасов».

Методы оценки и формулы расчета себестоимости запасов по МСФО 2

МСФО 2 рекомендует применять 2 метода оценки СЗ:

  • по нормативным затратам;
  • по розничным ценам.

Метод оценки по нормативным затратам позволяет учесть:

  • нормальные уровни потребления сырья и материалов, труда, эффективности и производительности;
  • текущие рыночные условия (при организации регулярных анализов и пересмотров).

При применении метода розничных цен СЗ определяется путем уменьшения цены продажи единицы запасов на процент валовой маржи. Наибольшее применение этот способ находит в розничной торговле.

Стандарт рассматривает 3 формулы для расчета СЗ:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • ФИФО («первое поступление — первый отпуск»);
  • по средневзвешенной стоимости.

Разные формулы расчета СЗ могут применяться к различным группам запасов с разными свойствами или характером применения.

Как Минфин и налоговики относятся к применению разных методов оценки запасов в отечественном налоговом учете, см. материал «Налоговый учет — можно ли в нем использовать различные методы оценки в отношении разных групп товаров?».

МСФО 2: раскрытие в отчетности информации о запасах

Учтенные фирмой в соответствии с требованиями МСФО запасы находят стоимостное отражение в отчетности. При этом подлежит раскрытию следующая информация:

  • о посвященных учету МПЗ положениях учетной политики;
  • о балансовой СЗ (общей и по видам);
  • о балансовой СЗ, учитываемых по справедливой стоимости (без учета затрат на их продажу);
  • иные предусмотренные стандартом и самой фирмой данные о запасах.

Информация о запасах должна обладать качественными характеристиками (полезностью, уместностью, сопоставимостью и др.), позволяющими заинтересованным пользователям принимать на ее основе эффективные управленческие решения.

Итоги

Запасы по МСФО 2 оцениваются по наименьшей из 2 стоимостей: себестоимости или чистой вероятной цене продажи. Для оценки запасов стандарт разрешает применять разные формулы расчета себестоимости для групп запасов с различными характеристиками.

Источник

Взгляд на использование средневзвешенной стоимости запасов

Использование средневзвешенной стоимости запасов является допустимым методом для финансовой отчетности, отражающей информацию о произошедших событиях. Но механическое использование средневзвешенной стоимости запасов для принятия решения по выбору одного из альтернативных вариантов может привести к принятию управленческих решений, которые разрушают стоимость компании.

Рассмотрим пример из реального бизнеса 1 .

Предприятие выпускает три основных вида продукции:

Продукт 2: этилацетат (ЭА)

Продукт 3: карбамидоформальдегидные смолы (КФС)

В основе производства ДУ лежит экзотермический химический процесс, то есть процесс с выделением тепла. А для производства ЭА и КФС используются эндотермические химические процессы, то есть процессы с поглощением тепла. Тепло, вырабатываемое в производстве ДУ, посредством нагретого пара передается для производства ЭА и КФС, а также для собственных нужд (отопление). Кроме того, пар может вырабатываться при включении собственной котельной, работающей на природном газе.

Стоимость пара, полученного при производстве ДУ − 14 грн./Гкал

Стоимость пара, полученного при использовании природного газа − 412 грн./Гкал

Для производства ДУ ограничивающим фактором является производственная мощность (емкость рынка позволяет реализовывать значительно большее количество продукта с достаточным запасом маржи).

В структуре переменных затрат на производство КФС стоимость пара составляет:

  • при использовании пара от производства ДУ − 0,1%
  • при использовании пара от котельной (на природном газе) − 3,4%

При сложившемся уровне цен, выбор используемого пара, − от собственного производства или от котельной, − не является критичным для принятия решения об объеме производства КФС. Ограничивающим фактором в данном случае является потребность основных покупателей в количестве этого продукта.

В переменных затратах на производство ЭА стоимость пара составляет:

  • при использовании пара от производства ДУ − 0,8%
  • при использовании пара от котельной (на природном газе) − 17,5%

Контракты на продажу ЭА заключаются ежемесячно до начала планируемого месяца. Количество возможных покупателей нашей продукции − несколько десятков. Разница в ценах продажи (в пересчете на единый базис поставки) составляет до 30% и выше. Для работы производства ЭА на полную мощность пара от производства ДУ недостаточно и встает вопрос о целесообразности включения котельной и использования природного газа для производства пара.

Для учета стоимости запасов на предприятии использовался метод средневзвешенной стоимости.

Предыдущее руководство предприятия неоднократно пыталось анализировать эту ситуацию, но четкая взаимосвязь между объемами производства ЭА и прибылью не была выявлена, и использовался следующий алгоритм:

1. Для предварительного планирования продаж отбирали заявки на покупку ЭА по ценам выше переменной себестоимости ЭА в прошлом месяце.

2. Планировались закупки сырья и производство ЭА в объеме, рассчитанном исходя из запланированного объема продаж (с учетом остатков).

3. Рассчитывалась себестоимость запланированного производства ЭА исходя из плановых цен закупки сырья и других прямых затрат.

4. Полученная плановая переменная себестоимость сравнивалась с минимальными ценами запланированных продаж. Объемы продаж при необходимости корректировались. Рассчитывалась полная себестоимость запланированных продаж и определялась плановая прибыль.

При этом себестоимость пара, используемого для производства ЭА, рассчитывалась по методу средневзвешенной стоимости.

Себестоимость продукции за прошлый месяц равна 600 €/тонна при объеме производства 1 800 т.

Запланированные продажи представлены в следующей таблице:

€ 1 211 500

Переменные затраты на производство запланированных к продаже 1 800 тонн составят € 1 080 000. И, соответственно, маржинальная прибыль составит € 131 500.

При этом коммерческий директор исходит из того, что каждая продажа продукции по цене выше, чем переменная себестоимость, увеличивает прибыль. Для расчетов имеется только одна себестоимость данного вида продукции, корректно рассчитанная допустимым способом (по методу средневзвешенной стоимости). И на первый взгляд логика такого планирования выглядит безупречно − минимальная цена продажи выше, чем переменная себестоимость продукции.

Но себестоимость запасов − это сумма расходов на получение конкретного вида запасов. И на самом деле у нас присутствует два вида пара − пар от производства ДУ и пар от котельной (на природном газе). Себестоимость этих видов пара отличается более чем в 25 раз (!). И, соответственно, у нас есть две партии готовой продукции с различной себестоимостью − ЭА из дешевого пара (без использования природного газа) и ЭА из дорогого пара (с использованием природного газа). Мы можем произвести ограниченное количество ЭА из дешевого пара и можем произвести еще некоторое количество ЭА из дорогого пара.

Поэтому мной был изменен порядок планирования производства и продаж ЭА и стал использоваться следующий алгоритм:

1. В первую очередь планируется к продаже дешевый ЭА (ограниченное количество ЭА, полученного из пара без использования природного газа) по контрактам с максимальными ценами.

2. Затем планируется к продаже дорогой ЭА по оставшимся контрактам с меньшими ценами, если цена продажи по этим контрактам превышает переменные затраты на производство ЭА.

3. После этого мы определяем полную себестоимость продаж и плановую прибыль.

Алгоритм максимизации прибыли:

По максимальным ценам продаются дешевые партии товара. А затем продаются более дорогие партии товара, если цена продажи превышает их себестоимость.

За месяц предприятие может произвести 1 800 тонн ЭА. При этом пара от производства ДУ (дешевый пар) хватит для производства 900 тонн ЭА. А для производства еще 900 тонн ЭА придется использовать пар от котельной на природном газе (дорогой пар).

  • Себестоимость ЭА из дешевого пара составляет 550 €/тонна.
  • Себестоимость ЭА из дешевого пара составляет 650 €/тонна.

И, в соответствии с новым алгоритмом, план продаж будет иметь следующий вид:

Переменные затраты на производство запланированных к продаже 950 тонн составят € 527 500 (900т * € 550 + 50т * € 650). И, соответственно, маржинальная прибыль составит € 161 500. То есть, при данных условиях, производство и продажа меньшего количества продукции, в соответствие с новым алгоритмом, принесет предприятию € 30000 дополнительной прибыли (€ 161 500 — € 131 500).

Переменная себестоимость ЭА, произведенного с использованием дорогого пара, превышает минимальные цены продаж по имеющимся контрактам, поэтому, производство ЭА из дорогого пара и продажа его по таким контрактам уменьшает прибыль предприятия, заработанную продажами по более высоким ценам. Использование предложенного мной алгоритма в финансовой модели подтвердило его корректность и показало увеличение прибыли до € 50 тыс. в месяц по сравнению с показателями, запланированными с использованием старого алгоритма. Таким образом, описанное изменение порядка планирования производства и продаж только одного продукта принесло предприятию около € 0,5 млн. в год.

В первый же месяц применения данного алгоритма предприятие получило дополнительную прибыль в размере более € 40 тыс. при меньшем объеме продаж, по сравнению с запланированным в соответствие со старым порядком.

Эту ситуацию можно представить графически:

Рис. 1. Старый порядок планирования продаж

На этом графике себестоимость определена с использованием метода средневзвешенной стоимости. Разница между ценой продажи и себестоимостью, умноженная на количество (то есть заштрихованная площадь между линиями продаж и себестоимости) − это прибыль.

Разделив в учете себестоимость продукции, произведенной из разного по цене сырья (пара), получим следующий график:

Рис.2

Линия продаж находится выше линии себестоимости, то есть все продажи осуществляются по цене большей, чем себестоимость. Соответственно, чем больше мы продаем, тем больше прибыль(?). С точки зрения бухгалтерии − вроде бы все правильно. Но проблема в том, что увеличение количества продаж возможно только по ценам, которые ниже, чем переменная себестоимость каждой дополнительно произведенной тонны продукции, поэтому, в данном случае, увеличение количества продаж уменьшает прибыль.

От перестановки мест слагаемых сумма не меняется. На графике меняем местами продажи по максимальным и минимальным ценам (в соответствие с Правилом 1) и получаем следующую картину:

Рис.3

Здесь явно видно, что все продажи по цене ниже 650 €/т являются убыточными. И если их отбросить, то получим максимальную прибыль (область заштрихованная и выделенная цветом).

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

Если для производства одного вида продукции используются различные по цене партии сырья, то для максимизации прибыли необходимо разделить в учете переменную себестоимость продукции при использовании дешевого и дорогого сырья и сравнить себестоимость продукции из дорогого сырья с ценами продажи. Если переменная себестоимость продукции из дорогого сырья выше, чем минимальные цены продажи продукции, то такие продажи уменьшают прибыль.

И такой анализ необходимо проводить независимо от того какой метод оценки запасов (FIFO или средневзвешенная) используется.

Может показаться, что если в учете частично распределить стоимость дополнительного (дорогого) пара на себестоимость другого продукта (КФС), где его влияние на прибыль незначительно, то можно произвести и продать большее количество ЭА с прибылью. И с точки зрения бухгалтерского учета такой порядок будет правильным. Но за счет использования дополнительного (дорогого) пара мы увеличим выпуск только ЭА. Поэтому для принятия решения о дополнительном объеме производства ЭА отнесение дополнительных затрат, связанных с таким производством, на себестоимость другого продукта будет некорректным. Такое перераспределение дополнительных затрат просто переносит убыток от продажи одного продукта (ЭА) на увеличение себестоимости другого продукта (КФС). И прибыльная, с точки зрения бухучета, продажа большего количество продукции (ЭА) на самом деле уменьшает общую прибыль предприятия. Иными словами, если рассматривать предприятие в целом, то приростные издержки будут больше, чем приростные доходы.

Для учета запасов на предприятии стал использоваться метод ФИФО (FIFO). И возникла другая проблема.

На предприятии есть два цеха, которые выпускают один вид продукции. Стоимость основного сырья со временем увеличивается. При использовании для оценки стоимости запасов метода FIFO первые, более ранние и более дешевые, партии сырья распределяются на себестоимость продукции первого цеха, последующие, более дорогие, партии сырья распределяются на себестоимость продукции второго цеха. В результате, себестоимость однотипной продукции, производимой из одинакового сырья в разных подразделениях, отличается и довольно существенно. При производстве в этих подразделениях различной номенклатуры продукции, себестоимость различных наименований однотипной продукции существенно различается, что может привести к неправильным управленческим решениям.

Решение этой проблемы описано в моей служебной записке, направленной в финансовое управление холдинга:

Наше предприятие для оценки стоимости запасов использует метод ФИФО (FIFO). Использование этого метода при производстве нескольких видов продукции из одинакового сырья (смолы КФС «плитная», «фанерная») или при производстве одинаковой продукции в разных подразделениях (НДР-1, НДР-2) приводит к следующей проблеме − однотипная продукция, производимая в одном периоде из одного вида сырья, имеет разную себестоимость. Это происходит за счет того, что сырье списывается сначала на производство продукции в одном подразделении (на один вид продукции), затем следующие партии сырья списываются на производство в другом подразделении (на другой вид продукции). При росте цен более поздние партии имеют более высокую стоимость и, соответственно, продукция из этих партий сырья будет иметь более высокую себестоимость. Это наглядно видно на простом примере:

Источник

Читайте также:  Кофе колд брю способ заваривания
Оцените статью
Разные способы