Способ оценки товара при усн

Какой метод списания товара выгоднее: разбираем подробно на примере

Затевая торговую деятельность, необходимо не только найти поставщиков и клиентов, но и определиться, каким способом рассчитывать себестоимость и списывать с учета проданные товары. Мы расскажем про разрешенные законом методы списания, а вы сможете выбрать самый оптимальный для себя.

Вернемся к определению себестоимости. Законодательно разрешены три варианта списания товара:

  • по стоимости каждой единицы товара;
  • по средней себестоимости;
  • по методу FIFO (англ. «first in, first out» — «первый пришел, первый ушел»).

Показатель прибыли целиком и полностью зависит от применяемого метода. В некоторых случаях неверный выбор может привести даже к банкротству предприятия (потому что при списании вы будете завышать стоимость товаров, а значит расходы).

Чтобы вы не искали свой путь методом «проб и ошибок», мы подготовили для вас следующую инструкцию.

Какой бы вариант вы не выбрали, запомните — большое значение имеет товароучетная система. О нее зависит насколько просто, удобно и безошибочно вы будете учитывать товары.

Сервис МойСклад кроме ведения учета составляет необходимые аналитические отчеты, которые будут понятны даже начинающим бизнесменам. В мобильном приложении вы всегда сможете узнать состояние дел и контролировать бизнес.

Списание по стоимости единицы товара

Суть заключается в том, что при продаже одного конкретного товара с остатков нужно списать именно эту купленную ранее единицу и ее себестоимость.

Понятно, что этот метод применим для штучных товаров, например таких, как автомобили, предметы искусства, ювелирные изделия и другие дорогостоящие вещи.

Для этих ТМЦ важно проследить из какой партии они поступили и по какой цене. Иначе разница в стоимости может быть критической (например одно и то же платье в «сезон» и при устаревании коллекции будет иметь совершенно разную цену).

Иногда нужно списать товар, которого нет ни на складе, ни в магазине. О том, как действовать в таких случаях, читайте на сайте МоегоСклада .

Метод средней себестоимости

Вряд ли вы сможете определить стоимость автомобиля, используя метод средней себестоимости. Зато этот способ идеально подойдет для учета канцтоваров, одежды, обуви, игрушек, косметики и любых других товаров широкого потребления.

В тех ситуациях, когда закупочная стоимость в течение месяца часто колеблется то в большую, то в меньшую сторону. Вспоминаем, как считается среднее арифметическое и находим среднюю стоимость ТМЦ в месяц:

Себестоимость проданного товара также определяется за месяц.

Метод расчета по средней себестоимости выбирают за простоту применения и для сохранения в течение месяца стабильной цены продажи. Но этот вариант нельзя назвать идеальным, потому что на уровне налогового учета рассчитанная себестоимость может оказаться невыгодной.

Например, вы закупаете одни и те же ручки у одного и того же поставщика, и он постепенно снижает вам цены. В таком случае возможно вам подойдет третий способ.

Делать расчеты можно и в Excel, но лучше использовать готовое решение такое, как МойСклад . Средняя себестоимость будет быстро и точно посчитана, останется только проанализировать — выгодно ли вы продаете.

Метод ФИФО

Он оказался самым распространенным как в розничной, так и в оптовой торговле. Этот метод можно применять, буквально соблюдая очередность закупки товаров. Например, когда вам важно соблюсти сроки годности и выставить на продажу более поздний привоз, а свежий придержать.

Когда срок годности не нужно учитывать, то продавая любой товар, вы списываете его с остатка по самой “старой” цене из “первой” партии.

Когда остатки исчерпываются, списание ТМЦ идет уже по цене следующей по времени поставке, затем — следующей, и так далее.

Согласитесь, что такой принцип является достаточно справедливым. По какой бы высокой или низкой цене вы не купили, вы рано или поздно по ней спишите товар. В МоемСкладе это можно сделать за несколько минут. Чтобы узнать как, прочтите пошаговую инструкцию .

Сравниваем методы

Мы решили сравнить описанные методы на практическом примере. Пусть мы хотим посчитать себестоимость в разных вариантах для ручек в магазине канцтоваров. Заодно посмотрим, как меняется бухгалтерская прибыль.

  • Остаток ручек на начало месяца — 1100 штук, закупочная стоимость — 10 рублей за штуку.
  • За месяц куплено 2 партии ручек. Партия 1 — 500 штук по 9,50 рублей и Партия 2 — 500 штук по 9,00 рублей.
  • Ручки продаются по цене 15 рублей за штуку, за месяц продано 1400 штук.
Читайте также:  Способ заправки летнего салата

Расчет по методу единицы товара делать не будем — ведь тут у нас ходовой массовый товар, а не штучные дорогие украшения.

Расчет по методу средней себестоимости

1) Определяем среднюю себестоимость ручки:

(1 100 * 10) + (500 * 9,50 + 500 * 9,00) / (1 100 + 500 + 500) = 9,64 руб.

2) Считаем себестоимость товаров, которые мы продали, для списания:

Расчет по методу ФИФО

1) Всего продано 1400 штук ручек. Считаем так: 1100 штук мы продали из имеющегося на начало месяца остатка (первые закупленные по времени) по цене 10 руб. за штуку, потом продали еще 300 из первой партии (по цене 9,50 за штуку).

2) Считаем себестоимость для списания:

1 100 * 10 + 300 * 9,50 = 13 850,00 руб.

Итак: по методу средней себестоимости мы должны списать товары по себестоимости — 13 496,00 руб., а по методу ФИФО — 13 850,00 руб. В нашем случае по ФИФО — больше расходов к списанию, а значит будет ниже прибыль и, как следствие, налог на нее, а при средней с/с — ситуация обратная.

Если цена закупа на ваши товары регулярно снижается, то вам больше подойдет метод ФИФО. Если она остается примерно в одном диапазоне и не сильно колеблется — можно использовать и метод средней себестоимости.

Чтобы списать недостачу, вы должны провести инвентаризацию товара на складе. Результаты инвентаризации оформляются документами ИНВ-3, ИНВ-19 и ИНВ-26, а также изданием приказа о результатах инвентаризации и наказании материально-ответственных лиц. Скачать бланки инвентаризации можно на сайте МоегоСклада .

Метод ФИФО в складской программе

Списание товаров по принципу ФИФО достаточно просто воплотить физически на складе, разместив товары в очередности поступления. Но еще проще автоматизировать учет и списание в программе МойСклад.

На основе введенных данных о поступлении и продажах программа самостоятельно рассчитает себестоимость списанных товаров по методу ФИФО. Это максимально упрощает работу бухгалтера, кладовщика и даже директора или предпринимателя, т. к. не нужно специальных знаний, чтобы провести расчеты.

От правильного определения себестоимости и цены продажи зависит рентабельность бизнеса, поэтому доверяйте расчеты только профессионалам.

Помимо расчета себестоимости МойСклад следит за всем учетом, показывает реальные остатки каждого товара. А также производит расчет еще множества показателей, благодаря которым вы сможете оперативно принять правильные управленческие решения.

Учетная политика компании

Если вы уже определились с методом оценки себестоимости, то свое решение вы обязательно должны отразить в учетной политике.

Директор обязан утверждать и подписывать разработанную бухгалтером для организации политику учета.

Наше напутствие напоследок. В отличии от налогового и бухгалтерского учета в управленческих отчетах вы вправе использовать любой метод. Но это не целесообразно и принесет только путаницу и разногласие в результатах, поэтому лучше выбрать единую оценку и применять ее везде.

В сервисе для управления торговлей МойСклад можно списать недостающие или испорченные товары после инвентаризации. Для каждого склада создается отдельный документ. В нем указываются цены и число товаров, но можно добавить и причину списания.

Источник

С ЕНВД попрощались, теперь пора разобраться с бухгалтерским и налоговым учетом на УСН

В прошлый раз мы рассказали о том, какие шаги нужно совершить, чтобы начать правильно вести вести учет товаров, если вы сменили вмененку на упрощенку. Теперь переходим на следующий уровень — проверяем бухгалтерский и налоговый учет товаров и материалов. Предприниматели могут не вести бухучет по закону, но должны учитывать свои доходы и в отдельных случаях расходы. А вот налоговый учет нужно вести и ИП и организациям.

Учет доходов от реализации товаров, приобретенных для продажи

Все налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов кассовым методом , т.е. учитывают доходы на дату их поступления (п. 1 ст. 346.17).

В силу данной нормы все денежные средства, поступившие в период применения ЕНВД, в налоговой базе «упрощенного» налога не учитываются . Это касается и авансов, полученных до перехода, которые вы закрыли (или закроете) поставкой товара уже на УСН. Поэтому не надо включать в доходы по «упрощенному» налогу оплату за товары, которые вы поставили на ЕНВД, если она поступила после перехода (п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

Читайте также:  Способы контроля управленческие решения

И надо включать в доходы оплату за товары, если, и оплата, и продажа состоялись на УСН (Письмо ФНС России № СД-4-3/19053@ от 20.11.2020). Для наглядности приведем порядок учета доходов переходного периода в Таблице 1.

Таблица 1. Учет доходов — переход с ЕНВД на УСН

Все вышесказанное о доходах справедливо для объектов налогообложения УСН: «доходы» и «доходы-расходы».

Напомним, что на «доходной» УСН никакие расходы не учитываются, в т.ч. материальные расходы и расходы на приобретение товаров.

Отслеживать продажи, вести аналитику, вовремя пополнять складские запасы, можно вместе с бесплатным онлайн-сервисом МойСклад . Сервис имеет более 100 готовых интеграций , позволяет подключать кассы, печатать ценники, счета, акты, накладные, УПД, вести учет маркированных товаров.

Для того чтобы разобраться с учетом расходов переходного периода, рассмотрим сначала общий порядок учета.

Учет расходов при реализации товаров в целях налогового учета

Налогоплательщики, применяющие УСН «доходы-расходы», признают расходы после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Учесть в расходах стоимость товаров, приобретенных для продажи, можно только при одновременном выполнении условий (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ):

  • товары должны быть оплачены поставщику;
  • товары должны быть реализованы покупателю.

Под реализацией товаров подразумевают, что право собственности на них перешло покупателю. Как правило, это происходит после передачи товара, в независимости от поступления оплаты (п. 1 ст. 39 НК РФ, п. 1 ст. 223 ГК РФ).

Все ваши расходы на приобретение товаров должны быть подтверждены первичными документами: товарной накладной или УПД, платежными документами (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Приведем пример учета в расходах стоимости проданных товаров.

Пример 1. В январе компания «Радуга» купила 100 шт общих тетрадей на сумму 2 000 руб. (без НДС). За январь было продано 20 шт тетрадей.

Покупная стоимость товаров проданных за январь составила:

2 000 руб. / 100×20 = 400 руб.

Эту сумму в размере 400 руб. вы можете учесть в расходах за январь при расчете «упрощенного» налога.

Вы можете списывать стоимость товаров в расходы одним из методов оценки (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, п. 36 ФСБУ 5/2019):

  • по стоимости единицы товара;
  • по средней стоимости;
  • по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).

Выбранный способ оценки для целей налогового и бухгалтерского надо закрепить в учетной политике организации. Как правило, выбирают одинаковый метод оценки, чтобы максимально сблизить НУ и БУ.

Обратите внимание, что «входной» НДС учитывается отдельно от стоимости товаров . При этом учесть НДС в расходах вы можете только в той части, которая относится к проданным товарам (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Приведем пример учета в расходах части «входного» НДС, приходящейся на проданные товары.

Пример 2. Возьмем основные данные из предыдущего примера. В январе компания «Радуга» купила 100 шт. общих тетрадей на сумму 2 400 руб. (в т.ч. НДС 400 руб.).

За январь было продано 20 шт. тетрадей, т.е. продали только пятую часть:

В этом случае учесть в расходах НДС можно только в сумме 80 руб. (400 руб. x 20%).

Учет расходов переходного периода при реализации товаров

Как было отмечено выше, учесть в расходах стоимость товаров, приобретенных для продажи, можно только при одновременном выполнении условий: товары должны быть оплачены поставщику и реализованы покупателю. Поэтому расходы на приобретение товаров для продажи, понесенные в период применения ЕНВД, можно учесть после перехода по мере их реализации. В Письме ФНС России № СД-4-3/19053@ от 20.11.2020 налоговики разъяснили порядок учета расходов переходного периода.

Возможны всего четыре варианта ситуаций, которые могут возникнуть в переходный период. Порядок учета расходов приведем для наглядности в Таблице 2.

Таблица 2. Учет расходов — переход с ЕНВД на УСН «доходы-расходы»

Для подтверждения расходов должны быть первичные и платежные документы: накладные, акты приема-передачи, УПД, платежные поручения и т.д. (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Учет материальных расходов: общий порядок

Для «упрощенцев» состав материальных расходов установлен Налоговым Кодексом, как и для налога на прибыль, это затраты на приобретение (п. 1 ст. 254, пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ):

  • сырья и материалов, которые используются в производственном процессе;
  • материалов для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
  • материалов на другие производственные и хозяйственные нужды;
  • затраты на приобретение инструментов, приборов, спецодежды;
  • затраты на электроэнергию, топливо, водоснабжение и т.п.;
  • затраты на приобретение работ и услуг производственного характера;
  • другие затраты.
Читайте также:  Причины динамика способы решения конфликт

Данный перечень материальных расходов является открытым.

По общему правилу на УСН материальные расходы учитываются единовременно при условии, что они (пп. 5 п. 1 ст. 346.16, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ):

Т.е. по общему правилу стоимость сырья и материалов вы можете учесть в расходах независимо от передачи их в производство, если они оплачены и оприходованы.

В расходы включается стоимость материальных расходов без НДС (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 254 НК РФ).

«Входной» НДС надо учитывать в расходах отдельно на дату оплаты материальных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Учет материальных расходов: переход с ЕНВД на УСН

В отличие от общего для переходного периода установлено право налогоплательщика стоимость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных в период применения ЕНВД, учесть в расходах при расчете «упрощенного» налога по мере их использования или списания в производство (ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 373-ФЗ от 23.11.2020).

Можно учесть стоимость сырья и материалов, которые приобретены и оплачены в период применения ЕНВД, а использованы при УСН «доходы-расходы», по мере списания сырья и материалов в производство.

Бухгалтерский учет: что изменилось в учете МПЗ?

С 1 января 2021 года утратило силу ПБУ 5/01, теперь нужно вести учет МПЗ в порядке, установленном ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утвержден Приказом Минфина РФ № 180н от 15.11.2019). С 2021 утратили силу Указания по учету МПЗ и по учету специнструмента и спецодежды (Приказ Минфина № 180н от 15.11.2019).

Новый стандарт «Запасы» (п. 2 ФСБУ 5/2019):

  • не применяют организации бюджетной сферы;
  • могут не применять микропредприятия, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и сдают упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Согласно новому Стандарту запасами являются (п. 3 ФСБУ 5/2019):

  • сырье, материалы, топливо, запчасти, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
  • инструменты, инвентарь, спецодежда, спецоснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда данные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами;
  • готовая продукция;
  • товары, приобретенные для продажи;
  • объекты незавершенного производства;
  • недвижимость, приобретенная или созданная для продажи;
  • объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные для продажи.

Упрощен учет запасов для управленческих нужд

По новым правилам любая организация может принять решение не применять данный Стандарт в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. В этом случае их стоимость будет признаваться расходами периода, в котором были понесены (п. 2 ФСБУ 5/2019).

Например, к материалам для управленческих нужд можно отнести канцтовары, тогда их сразу можно будет списывать в расходы: Дебет 26 — Кредит 60.

Данное решение необходимо закрепить в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Купили в рассрочку — часть затрат учитываем как проценты по займу

Если вы приобрели у поставщика товары или материалы с рассрочкой платежа на период, больше 12 месяцев (или меньший срок, установленный организацией), то разницу между этой суммой, которую организация могла оплатить без рассрочки и номинальной величиной будущего платежа нужно учитывать как проценты по займу в порядке, установленном ПБУ 15/2008 (п. 13 ФСБУ 5/2019).

Выбор способа перехода на ФСБУ 5/2019

Вам нужно выбрать способ учета:

Выбранный способ нужно раскрыть в первой составленной бухгалтерской отчетности с применением ФСБУ 5/2019 (Информационное сообщение Минфина РФ № ИС-учет-27 от 10.04.2020).

Чтобы облегчить работы с товарами и МПЗ, используйте сервис МойСклад . Он синхронизируется с интернет-магазином, обменивается данными с банками, выгружает документы в 1С:Бухгалтерию.

МойСклад помогает не ошибиться в выборе системы налогообложения при пробивке чека, если вы используете одну кассу для двух СНО. Программа сама определяет категорию товара и относит его к нужной системе, пробивая два отдельных фискальных документа.

Облачный сервис МойСклад — это оптимальный сервис для организации складского учета для компаний и ИП.

Источник

Оцените статью
Разные способы