Способ оценки рисков охраны труда

Оценка профессиональных рисков

Профессиональный риск – это вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК и другими ФЗ. (Статья 209 ТК РФ)

Процедура оценки риска – это структурированный процесс исследования случайных процессов для определения как возможности реализации тех или иных ситуаций, заканчивающихся воздействием опасностей на организм работающего, так и значимости неблагоприятных последствий такой реализации. (ГОСТ 12.0.230.5-2018 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ)

Оценка профессиональных рисков – это определение вероятности причинения вреда здоровью работников в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении ими обязанностей по трудовым договорам и принятие решении о допустимости уровней профессиональных рисков.

Уровень профессионального риска – это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса, связанная с исполнением обязанностей по трудовому договору (контракту) и в ряде иных, установленных законодательством, случаях.

Читайте также:  Фенпраз для кошек способ применения суспензия

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда (далее – СУОТ) и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Чек-лист №31 проверяет наличие у работодателя Системы управления охраной труда, для чего содержит два пункта:

  • Наличие у работодателя Положения о СУОТ, утвержденного приказом;
  • Наличие у работодателя Политики в области ОТ.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 01.03.2012 № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и ОТ и снижению уровней профессиональных рисков», в данный перечень входит «Проведение СОУТ и оценки уровней профессиональных рисков».

Приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о СУОТ. Согласно данному документу (далее – Положение), процедура управления профессиональными рисками является частью СУОТ организации.

При разработке положения о Системе управления охраной труда работодатель должен руководствоваться Типовым положением о СУОТ, пункты которого регламентируют процедуру оценки риска:

  • Наличие у работодателя документированной процедуры управления профессиональными рисками (п.33);
  • Наличие перечня идентифицированных опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников (п.34);
  • Наличие в процедуре описания метода (методов) оценки уровня профессиональных рисков, связанных с идентифицированными опасностями (п.37);
  • Наличие у работодателя перечня мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков (п.39).

СУОТ подразумевает наличие процедуры оценки профессионального риска и выстраивание работы по ОТ в соответствии с выявленными опасностями.

Кроме того, ряд национальных стандартов РФ регламентирует принципы и порядок оценки рисков:

  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. СУОТ. Определение опасностей и оценка рисков»;
  • ГОСТ Р 58771-2019 Менеджмент риска. Технология оценки риска;
  • ГОСТ Р 51897-2011 / Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения;
  • ГОСТ 12.0.230.4-2018 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Методы идентификации опасностей на различных этапах выполнения работ;
  • ГОСТ 12.0.230.5-2018 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ.

Порядок оценки рисков

Оценка рисков – это структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют опасности, определяют вероятности возникновения опасных событий и проводят анализ возможных последствий для принятия решения о необходимости учёта риска и управления им.

Оценка рисков позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  1. какие события могут произойти;
  2. каковы последствия реализации этих событий;
  3. какова вероятность их возникновения;
  4. является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка.

Оценку профессиональных рисков можно представить в виде последовательности следующих действий:

  • Выезд эксперта на предприятие;
  • Знакомство с рабочими местами и производственными процессами;
  • Разработка индивидуальных перечней идентифицированных опасностей для подразделения (рабочего места);
  • Оформление карт оценки рисков на каждое рабочее место;
  • Разработка перечня рекомендуемых мероприятий по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

Методы оценки рисков

Методы выявления опасностей можно разделить на прямые и косвенные^

  • прямые методы используют статистическую информацию по выбранным показателям рисков или непосредственно показатели ущерба и вероятности их наступления;
  • косвенные методы оценки рисков для здоровья и жизни работников используют показатели, характеризующие отклонение существующих (контролируемых) условий (параметров) от норм и имеющие причинно-следственную связь с рисками.

Выбор прямого или косвенного метода зависит от целей оценки рисков, имеющегося объема статистической информации и особенностей решаемых задач.

Процесс визуальной оценки рисков характеризуется следующими примерами:

  • Используемые на рабочем месте инструменты (например, ножи для распаковки коробок) при их сравнительно одинаковой стоимости представляют совершенно разный уровень опасности для работника.
  • Свободно болтающиеся провода – одна из главных причин падения в офисе.
  • Захламленность рабочего места, отсутствие элементов защиты (защитных щитков) значительно увеличивают вероятность травмы.
  • Нарушения правил проведения погрузочно-разгрузочных работ подвергают риску не только допустившего нарушение работника, но и остальных участников рабочего процесса.
  • Отсутствие ограждения места проведения работ увеличивает риск наезда транспорта на работника.
  • Отсутствие регламентированных средств защиты при проведении работ – грубое нарушение требований безопасности труда.

Оценка рисков введена как один из важнейших элементов современной системы управления охраной труда.

Следует различать оценку профессиональных рисков и риск-ориентированный подход, который применяет Роструд при проведении плановых и внеплановых проверок работодателей в рамках Федерального надзора в сфере труда.

Источник

Как провести оценку профессиональных рисков: рекомендации практикам

эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества

Интервью с экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков

В Школу охраны труда поступают вопросы о значимых для сферы охраны труда изменениях. Больше всего волнует тема оценки профессиональных рисков. Руководитель направления Охрана труда в Контур.Школе Наталья Герасименко поговорила с Андреем Любимовым, экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков, о том, как работодателям выбрать методы и провести оценку.

Что ждать работодателям и специалистам по охране труда в ближайшее время?

Важное изменение — ввели два основных принципа охраны труда. Первый принцип базируется на предупреждении в виде управления рисками. Второй — принцип минимизации тех последствий, которые мы не смогли предотвратить. Управление такими последствиями позволит уменьшить травмы, которые могут получить работники на рабочих местах.

У работодателя появятся новые обязанности, которые связаны со ст. 209 Трудового кодекса, где прописано, что работодатель должен создавать безопасные условия труда. Действующая редакция Трудового кодекса РФ не отвечает на вопрос, как создавать такие условия.

В редакции проекта 10-го раздела Трудового кодекса будет ответ: работодатель должен создавать безопасные условия труда исходя из технологического состояния рабочих мест, тех технологических процессов, которые на рабочих местах осуществляются. И это первая предпосылка для работодателя — надо выстраивать систему управления профессиональными рисками.

Оценка профессиональных рисков — обязательная или рекомендательная процедура?

У нас есть подзаконные акты, которые позволяют работодателю уже сейчас проводить процедуру оценки профессиональных рисков. Эти документы дают понимание, что процедура будет обязательной, и те изменения, которые планируются в 10-м разделе Трудового кодекса РФ, подтвердят это.

  • Первое, на что мы можем опереться при расчете рисков, это Приказ Минтруда России от 19.08.2016 № 438н. В нем содержится типовое положение о системе управления охраной труда, где в качестве одной из процедур управления охраной труда заложено управление профессиональными рисками.
  • Второй документ, который помогает нам понять, что процедуру оценки профессиональных рисков выстраивать придется, — это Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда». В приказе прописано, что в случае внеплановой проверки работодателя инспекторы будут оценивать процедуры, направленные на достижение работодателем целей в области охраны труда, в том числе и процедуру управления профессиональными рисками.

Работодателям следует проводить оценку профессиональных рисков, чтобы не попасть на штраф до 80 000 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как выбрать методы оценки профессиональных рисков пока нет утвержденной методики?

Методику проведения оценки профессиональных рисков еще не утвердили. Но работодателю не стоит ждать, когда примут этот документ. Проводить оценку рисков можно и нужно уже сейчас. Есть, например:

  • ГОСТ Р 58771-2019 « Менеджмент риска. Технологии оценки риска » — содержит более 35 методов оценки рисков.
  • Методики для определения профессиональных рисков, рекомендованные Международной организацией труда, — это матричный метод оценки.

К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.

Можно использовать, к примеру, метод Международной организации труда, дополнив его методами Элмери и Файна и Кинни. Дальше, уже начав работать с рисками, будете выбирать более сложные методы.

Какие локальные документы нужно утвердить в организации по результатам оценки профрисков?

Несмотря на то что нет нормативного документа, который определял бы, что у работодателя должна быть, к примеру, карта оценки рисков на рабочем месте или необходимость сформировать в организации реестр опасностей, у нас действует Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».

При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.

  1. Начинается все с документа Реестр опасностей для всей организации в целом.
  2. Дальше появляется Реестр профессиональных рисков — мы получаем этот документ после того, как посчитали вероятность и тяжесть последствий от опасностей.
  3. Исходя из Реестра профессиональных рисков, мы получаем Карту рисков на каждое рабочее место.

Образцы этих документов вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Следуя методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, мы понимаем, что это основные документы, которые должны быть в организации.

Остальные документы никак не регламентированы на законодательном уровне, но, возможно, в процессе работы с теми рисками, которые есть на ваших рабочих местах, у вас появятся и другие локальные документы.

Посоветуйте нашим читателям, как проводить оценку рисков: силами своей организации или отдать предпочтение внешним экспертам?

Работодатель не обязан выстраивать процедуру оценки профессиональных рисков так, как он проводил специальную оценку условий труда. Чтобы провести спецоценку условий труда, необходимо обратиться в аккредитованную организацию, которая соответствует определенным требованиям закона.

С оценкой профессиональных рисков такого нет — работодатель может провести ее своими силами, привлечь организацию или экспертов, которые ему в этом помогут.

Как показывает практика, провести полноценную оценку профессиональных рисков силами штатного специалиста по охране труда сложно. Работодателю необходимо сформировать комиссию или оценочную команду из специалистов по охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, специалистов по отдельным технологическим процессам, а также специалистов, которые знакомы с методологией оценки рисков.

Я бы рекомендовал привлекать внешних экспертов или направлять членов внутренней комиссии на специальное обучение.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Источник

В систему охраны труда внедрят управление профессиональными рисками

Новый законопроект предлагает отнести профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости к основным принципам регулирования трудовых отношений. Документ устанавливает гарантии работникам, занятым во вредных условиях труда. А также деление профессиональных рисков на допустимые, прогнозируемые, повышенные и недопустимые уровни.

Минтруд предлагает ввести норму, согласно которой работодатель обязан приостановить либо прекратить свою деятельность, если по результатам спецоценки условий труда на его рабочих местах условия труда будут отнесены к опасному классу.

Планируется, что Правительство РФ сформирует и внедрит информационно-аналитическую систему электронных сервисов для работников и работодателей «Онлайнинспекция.рф».

Правительство ввело риск-ориентированный подход к проверкам на предприятиях

В сентябре вступило в силу постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806. Оно установило новый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или опасности — риск-ориентированный подход. Это метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор формы, продолжительности и периодичности проверок зависит от того, к какой категории риска и классу опасности относится предприятие.

Риск-ориентированный подход будут применять Госпожнадзор, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и ФМБА России.

Законотворцы определили, что в плановом порядке на предприятия с высокой степенью риска нанесения ущерба здоровью сотрудникам проверяющие органы будут приходить ежегодно. По мнению чиновников, держать на особом контроле необходимо обрабатывающие производства, строительство и сельское хозяйство. Компании со средним уровнем риска планируют проверять раз в четыре года. А работодателей с низкой категорией риска (6-й класс опасности) от проверок освободили.

Источник: «Российская газета»

Источник

Оцените статью
Разные способы