Основные способы оценки результатов деятельности
В процессе решения служебных и других задач руководитель осознанно или неосознанно оценивает сотрудников, с которыми ему приходится взаимодействовать. От глубины этих оценок, их соответствия истинному положению дел самым серьезным образом зависят успешность деятельности руководителя любого ранга, характер его взаимоотношений с подчиненными.
Руководитель не может правильно и бесконфликтно оценить результаты деятельности своих подчиненных, если не представляет место и роль оценки результатов в структуре самой деятельности. Среди психологических компонентов деятельности основными можно считать мотивы деятельности, ее цели и способы, результаты и оценку этих результатов (рис. 8).
Рис. 8. Психологическая структура деятельности
Из рис. 8. видно, что оценка результата деятельности, выполняя роль обратной связи, является необходимой предпосылкой достижения поставленной цели, важным условием своевременной и правильной коррекции деятельности в процессе ее выполнения. Если мы неглубоко и неоперативно оцениваем результаты деятельности, то деятельность фактически становится неуправляемой. В этом случае она вольно или невольно ведется по принципу: «Движение – все, конечная цель – ничто».
В основе всякой оценки лежит сравнение одного явления, объекта, состояния и т.п. с другим. Вопрос о том, с чем мы сравниваем достигнутые результаты деятельности при оценивании, только на первый взгляд кажется простым. Каждый из нас, опираясь на собственный опыт, может привести примеры, когда в качестве исходной основы для оценки результатов деятельности использовались принципиально различные точки отсчета, что приводило к конфликтам между работниками.
Обычно достигнутые результаты мы сравниваем с целью деятельности. Если в результате деятельности основные ее цели достигнуты или даже превзойдены, то работа оценивается высоко, в противном случае результаты оцениваются критически. Степень критичности пропорциональна степени невыполнения поставленных задач, выступающих целью деятельности. Как правило, при таком подходе в основе оценки лежат определение и оценка того, что не сделано, по сравнению с намеченным. Оценка результатов в этом случае производится в зависимости от «расстояния» «Результат» – «Цель» (рис. 9).
Степень решения проблемы
— идеальное решение проблемы по представлению оценивающего
— требования нормативных документов к решению проблемы
— степень решения данной проблемы в других подразделениях (лучших, средних, худших)
— результат решения проблемы в оцениваемом подразделении на момент оценки
— степень решения проблемы в начале деятельности
Рис. 9. Пять способов оценки результатов деятельности
Опытные руководители, оценивая результаты деятельности, соотносят их не только с поставленными целями, но и с состоянием дел, которое было в начале деятельности. В этом случае основой оценки являются определение и оценка того, что сделано, т.е. «расстояние» «Результат» – «Начало».
Выбор способа оценки может существенно повлиять на ее результаты. Одна и та же деятельность в зависимости от способа ее оценки может быть оценена по-разному. Результаты деятельности, получившие отрицательную оценку при способе «Результат» – «Цель», как не позволившие выполнить поставленные задачи, могут получить положительную оценку при способе «Результат» – «Начало», если по сравнению с начальным положением все же сделано немало. Использование разных способов оценки результатов одной и той же деятельности может привести к конфликтам между оцениваемым и оценивающим.
Нередки случаи, когда руководитель, производящий оценку, может иметь недостаточно ясное представление о состоянии дел в начале работы. Часто в таком положении оказываются проверяющие, которые не работают в проверяемой ими организации, а являются представителями вышестоящих органов управления. В этом случае определяющим в оценке результатов деятельности может быть сравнение положения дел в оцениваемой организации с положением дел в аналогичных других организациях. В качестве последних могут выступать лучшие, средние или худшие структурные подразделения данной организации, структурные подразделения других организаций, в которых положение дел с решением оцениваемой проблемы известно проверяющему. Здесь основой оценки является «расстояние» «Результат» – «Другие».
Существует еще один способ оценки руководителем деятельности подчиненных. Суть его заключается в том, что степень решения проблемы на момент оценки сравнивается с идеальным, по представлению оценивающего, возможным решением этой проблемы. Достигнутое реальное положение дел сравнивается с возможным идеальным. Оценка результатов в этом случае производится в зависимости от «расстояния» «Результат» – «Идеал».
Еще одним часто используемым способом оценки результатов деятельности является их сравнение с требованиями нормативных документов к решению оцениваемой проблемы. Качество построенного дома, состояние финансовой документации банка, ответ студента на экзамене можно оценить, сравнив достигнутый результат деятельности с требованиями к нему нормативных документов.
Источник
Пять способов оценки результатов деятельности
|
структурные подразделения других организаций, в которых положение дел с решением оцениваемой проблемы известно проверяющему. Здесь основой оценки является расстояние между позициями «результат-другие» (схема 9).
Существует еще один способ оценки руководителем деятельности подчиненных. Суть его заключается в том, что уровень решения проблемы на момент оценки сравнивается с идеальным, по представлению оценивающего, уровнем решением этой проблемы. Достигнутое реальное положение дел сравнивается с возможным идеальным. Оценка результатов в этом случае производится в зависимости от расстояния между позициями «результат-идеал».
Еще одним часто используемым способом оценки результатов деятельности является их сравнение с требованиями нормативных документов. Качество построенного дома, состояние финансовой документации банка, ответ студента на экзамене можно оценить, сравнив достигнутый результат деятельности с требованиями нормативных документов.
Выбор способа оценки может существенно повлиять на результаты. Одна и та же деятельность в зависимости
—Как оценить ученика или учителя без конфликта ——
от способа ее оценки может быть оценена не только по-разному, но и противоположно. Результаты деятельности, получившие отрицательную оценку при способе подсчета «результат-цель», могут получить положительную оценку при способе подсчета «результат-начало», если по сравнению с начальным положением все же сделано немало. Использование разных способов оценки результатов одной и той же деятельности может привести к конфликтам между оцениваемым и оценивающим.
Руководитель обычно в той или иной степени использует все варианты оценки. Какой же из рассмотренных пяти способов оценки наиболее верен и менее конфликтен?
В ряде случаев действительно можно довольно жестко связать оценку результатов деятельности с уровнем достижения поставленных целей. Например, когда оценивается качество выполнения важных задач, главную роль играет сравнение достигнутого положения дел с целями деятельности, т. е. определяется то, что не сделано или сделано, с использованием способа «результат-цель». Вспомогательную роль здесь может играть способ «результат-начало». Оценка того, что сделано, особенно важна, когда необходимо выявить причины неполного выполнения поставленных важных задач.
При использовании способа «результат-цель» нужно учитывать, по крайней мере, два соображения. В повседневной жизни руководитель не всегда имеет возможность постоянно и четко формулировать цели деятельности всем подчиненным: например, когда он стремится постоянно управлять деятельностью более 5-7 человек, или когда подчиненные структурные подразделения расположены на значительном удалении друг от друга. Кроме того, недовыполнение поставленных задач не всегда свидетельствует только о плохой работе подчиненных. Причины могут быть разные: руководитель задал непосильную задачу, деятельность не была как следует материально обеспечена, изменились объективные обстоятельства, повлиявшие на результаты.
В повседневных условиях, когда руководитель затрудняется определить материальные, временные и другие затраты на достижение цели или не имеет возможности обеспечить деятельность, полностью перекладывая решение этой
проблемы на исполнителя, целесообразно оценивать главным образом то, что сделано, а не то, что не сделано. Такой способ по сравнению со всеми остальными в наименьшей степени подвержен влиянию субъективных факторов, поскольку учитывает возможную позицию подчиненного, к тому же менее конфликтен.
Способ «результат-другие» также имеет свои достоинства и недостатки. Сравнение состояния дел в оцениваемой организации только с состоянием дел в других организациях часто не позволяет достаточно объективно выставить оценку. Предположим, в какой-то организации за полгода до оценки дела шли плохо. В течение этого времени ее сотрудники хорошо поработали, и организация из худших перешла в разряд средних. В другой организации дела обстояли отлично, но за полгода положение дел ухудшилось и организация также попала в разряд «средних». Оценка результатов деятельности сотрудников обеих организаций способом «результат-другие» может быть примерно одинаковой. Но это противоречит истинному положению дел. Сотрудники организации, перешедшей в разряд средних из худших, работали хорошо, а сотрудники бывшей лучшей организации, ставшей средней, работали плохо.
Еще более субъективной, а следовательно, и более конфликтной становится оценка результатов деятельности в том случае, когда в ее основе лежит сравнение реального положения дел с идеальным, т. е. используется способ «результат-идеал». Понимание идеала у каждого руководителя свое, оно зависит от многих факторов: профессиональной подготовленности, нравственных качеств, общей культуры, преследуемых целей и т. д. Сравнение результатов деятельности с идеалом может быть оправдано прежде всего при оценке лидирующих сотрудников и организаций, при определении перспектив их движения.
Таким образом, оценка результатов деятельности будет более правильной и менее конфликтной, если в ее основе лежит определение того, что сделано по сравнению с положением дел в начале деятельности, и того, что не сделано по сравнению с поставленными целями. Основные способы оценки: «результат-начало», «результат-цель», «результат-другие» (средние). Вспомогательную роль могут играть способы «результат-другие» (лучшие), «результат-норма»
.Как оценить ученика или учителя без Конфликта
и «результат-идеал». Для того чтобы оценка была справедливой, важно в каждой конкретной ситуации правильно определить, какой способ оценки будет основным, а какие способы будут играть роль дополнительных.
Типичная ошибка руководителя при оценке результатов деятельности подчиненных состоит в том, что в качестве основы оценки чаще, чем это необходимо, берется то, что не сделано по сравнению с идеалом, с лучшими сотрудниками, с целью деятельности. Такой подход нередко приводит к конфликтам.
Для правильной оценки важно иметь представление о видах результатов деятельности. Они могут быть конечными и промежуточными, главными и второстепенными, явными и скрытыми, прямыми и косвенными. В зависимости от момента проявления различают немедленные, отсроченные и перспективные результаты деятельности. Руководитель, естественно, не в состоянии оценить их все. В качестве критериев оценки эффективности конкретной деятельности выбираются только некоторые из результатов. Замечено, что руководители часто обращают внимание на явные, немедленные и прямые результаты деятельности и в связи с этим переоценивают их важность. Такие результаты легче и обнаружить, и оценить, но именно они нередко относятся к промежуточным и второстепенным. Вот почему одной из распространенных ошибок, допускаемой руководителями и чреватой конфликтами, является оценка деятельности не по конечным и главным, а по промежуточным и второстепенным результатам.
То, что оценка результатов деятельности подчас бывает поверхностной, вполне объяснимо.
Во-первых, оценка деятельности по промежуточным, второстепенным и явным результатам обычно требует меньших временных затрат. Действительно, проверка качества документации, отражающей деятельность, потребует в несколько раз меньше времени, чем проверка качества знаний, умений, навыков работников. Здесь важно учесть, что руководители обычно испытывают недостаток времени и поэтому вынуждены оценивать результаты деятельности быстро. Сама ситуация подталкивает их к оценке деятельности по промежуточным, явным и второстепенным результатам.
Во-вторых, оценка деятельности по явным, промежуточным и второстепенным результатам чаще может быть выражена количественно. Конечные и главные результаты любой деятельности и выявить, и оценить качественно горазд труднее. Общепризнанный недостаток наших управленцев — склонность к технократическому подходу; при это: приоритет отдается количественным оценкам. Поэтому уравленец-«технократ» тяготеет к оценке деятельности явным, промежуточным и второстепенным результатам
В-третьих, чтобы оценивать деятельность по ее конечным и главным результатам, необходимо глубоко и всесронне знать эту деятельность. Без таких знаний нельзя верно определить, какие именно результаты считать конечными и главными. Трудно глубоко и всесторонне оцени какую-либо деятельность, если сам ею ежедневно не занимаешься. Поэтому существует реальная опасность, что руководитель, оценивающий результаты деятельности подчиненных, отметит только то, что знает, что в состоянии оценить на основе своих знаний. Поскольку он не занимаете, непосредственно той деятельностью, которую оценивает, может упустить главное в оценке, т. е. оценить деятельное поверхностно, спровоцировав тем самым конфликты.
Примитивный подход к оценке результатов деятельности в конце концов, неизбежно приводит к упрощению самой деятельности. Поскольку один из важнейших факторов формирования личности работника — его деятельность, то ее упрощение оказывает негативное влияние на профессиональное развитие сотрудников, их интеллект, нравственность.
Таким образом, оценка качества деятельности по npoмежуточным и второстепенным результатам негативно влияет не только на деятельность, но и на личность работников, взаимоотношения между ними.
Любая оценка результатов деятельности субъективна. В интересах повышения объективности, глубины и всесторонности оценки результатов деятельности руководителям необходимо учесть следующие рекомендации.
Качество оценки будет тем выше, чем лучше сам оценивающий знает деятельность, результаты которой он оценивает. Оценка должна быть компетентной. В противном случае она только вводит в заблуждение и оцениваемых, и руководителей, что приводит к конфликтам. Рекоменда-
Как оценить ученика или учителя без конфликта
ция, на первый взгляд, достаточно очевидная, но на практика ею нередко пренебрегают, что провоцирует конфликты.
В основе должна лежать оценка конечных и главных, и также учет возможных отсроченных и перспективных результатов деятельности. Если конечные результаты оценить невозможно, то необходимо оценивать по ближайшим и конечным промежуточным результатам. Оценка должка производиться по существу дела, а не по форме.
Очень важно в каждой конкретной ситуации правильно определить, с чем сравнивать достигнутое состояние вел. Никогда не следует ограничиваться оценкой того, что не сделано по сравнению с целями, идеальным решением проблемы, нормами и положением дел в других организациях. Всегда необходимо оценить то, что сделано по сравнению с исходным состоянием дел. Сегодня, когда деятельность часто не лучшим образом организована, когда ставятся задачи, а определить, насколько их выполнение обеспечено материальными, временными и людскими ресурсами, затруднительно, роль оценки того, что сделано, а не того, что не сделано, возрастает. Когда оценивается выполнение важных задач, определяющую роль, безусловно, играет сравнение достигнутых результатов с конечной целью деятельности.
Непосредственное влияние на оценку оказывают не только компетентность, но и нравственные качества оценивающего, а также степень его заинтересованности в объективности оценки и зависимость от тех, кого он оценивает, и от самой оценки. Чем выше нравственность, заинтересованность в реальной оценке и меньше зависимость оценивающего от оценки, тем более объективна, глубока и всестороння его оценка, тем меньше вероятность конфликтов между оценивающим и оцениваемым работниками.
Тот, кто производит оценку, должен отвечать за ее точность, всесторонность и беспристрастность. Оцениваемые должны иметь право обжаловать оценку, если они с ней не согласны.
Чем сложнее деятельность, чем более могущественные силы не заинтересованы в ее реальной оценке, тем труднее такую деятельность оценить глубоко и объективно. В подобной ситуации хороший результат может дать привлечение к оценке нескольких авторитетных независимых экспертов. Они оценят деятельность с разных сторон и, час-
тично продублировав друг друга, повысят авторитетность оценки. Оценка результатов деятельности несколькими компетентными независимыми экспертами повышает се всесторонность и объективность.
Критерии оценки результатов деятельности должны удовлетворять требованию: при их простоте и небольшом количестве они должны давать максимально охарактеризовать состояние дел. Критерии оценки должны быть достаточно просты и понятны всем работникам, участвующим в деятельности. Если работники не понимают критерием то будут вынуждены применять свои, не всегда верные критерии и по ним оценивать деятельность. Критериев не должно быть много, так как работники в ходе повседневной деятельности руководствуются не тем, что написано в должностных обязанностях и инструкциях, а тем, что у них’ осталось в памяти после знакомства должностными обязанностями, чтениями учебников и инструкций. Много критериев работник в памяти держать не будет. Основные критерии оценки результатов деятельности должны быть сформулированы для каждой категории работников так! чтобы их можно было легко понять и запомнить. Если) критерии непонятны и многочисленны, они «не работают» сотрудники не могут организовать в соответствии с ними свою деятельность. Верно определив и ясно сформулировав критерии оценки результатов деятельности, можно 3aметно повысить ее эффективность, уменьшить конфликтность, не вкладывая в это практически никаких средств.
Сама оценка и форма, в которой она доводится до работников, — не совсем одно и то же. Сообщая оцениваемому результаты оценки, необходимо: максимально объективно дать общую характеристику результатов его деятельности, показать не только упущения, но и достижения; обязательно вскрыть причины достижений и промахов; наметить основные направления дальнейшего совершенствования деятельности, четко сформулировать новые цели и задачи; воодушевить сотрудников на дружную и энергичную работу.
Таким образом, типичной причиной конфликтов между руководителями и подчиненными, связанной с оценкой и самооценкой результатов деятельности, является выбор разных способов оценки. Руководители чаще оценивают
Как оценить ученика или учителя без конфликта
результаты деятельности подчиненных по тому, что ими не сделано, а подчиненные оценивают себя по тому, что сделано. В результате различных, иногда противоположных оценок одних и тех же итогов деятельности возникают конфликты, поскольку каждый из оценивающих по-своему прав. Предупредить такие конфликты можно, используя несколько способов оценки результатов деятельности, с учетом данных выше рекомендаций, максимально глубоко, объективно и всесторонне.
Как оценить ученика
Вне конфликта
Оценивая учеников, учитель обычно в той или иной степени использует все способы. Каковы же основные способы и приемы профилактики конфликтов между учителем и учеником из-за того, что они по-разному оценивают результаты учебы? Прежде всего, важно, чтобы учитель понимал роль и особенности оценки ученика в педагогической деятельности.
Во-первых, объективность оценки оказывает большое влияние на авторитет учителя. Дети и подростки особенно чувствительны к несправедливости и необъективности оценки. Они гораздо острее взрослых, которые уже закалены жизненными неурядицами, реагируют на несправедливость. Поэтому, чем объективнее учитель при оценке учеников, тем выше его авторитет, и наоборот. Объективная оценка всех, без исключения, учеников — один из простых и надежных способов укрепления учителем своего авторитета в классе и школе.
Во-вторых, любая оценка имеет содержание и форму, в которой она сообщается ученику. Это разные вещи. Ученик в силу своих возрастных особенностей нуждается в более частой и детальной оценке его труда по сравнению со взрослым. Он не уверен в правильности самооценки и постоянно ищет ей подтверждение в оценке учителя. С другой стороны, его самооценка может быть ошибочна в силу малого жиз-
ненного опыта, и учитель должен понимать это. Поэтому педагогический такт, проявляемый учителем в процессе доведения оценки до ученика, поможет избежать конфликта. В-третьих, учеба в школе — все же не самый сложный вид деятельности. Качество работы ученика оценить легче, чем результаты труда президента, военного, врача, учителя или каменщика. За последние несколько веков лучше, чем во многих видах деятельности, разработана теория и практика оценки учебы. Поэтому учитель, знающий свой предмет, может, приложив небольшие усилия, сформировать у себя оптимальный стиль компетентной неконфликтной педагогической оценки. Следующие рекомендации помогут школьному учителю укрепить свой авторитет.
1.Помните, что оценка ученика — не самоцель, а инструмент совершенствования его учебной деятельности,Важно не столько правильно оценить ученика, сколько помочь ему лучше учиться. Оценка должна максимально объективно, глубоко и всесторонне показать ученику результаты его деятельности. Сам он не может этого сделать в силу малого опыта и субъективности самооценки. Кроме того, оценка» должна наметить направление дальнейшего движения ученика и воодушевить его на хорошую работу. Нельзя в то же» время снижать роль оценки, считая ее только инструментом контроля учеников и информацией о нем, с которой работают различные проверяющие, контролирующие учителя.)
2.Оценивайте знания ученика, а не его личность. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Человеку свойственно оценивать другого человека именно целостно, интегрируя частные оценки его деловых, нравственных качеств, особенностей характера и т. д. Для учителя же важно уметь отделить оценку знаний ученика от оценки его личности. Необходимо не превращать оценку знаний в инструмент воздействия на поведение, дисциплинированность учащегося. Личность ученика также может и должна оцениваться. Но делать это нужно на классных собраниях, уроках и переменах лишь в связи с конкретными поступками и проступками школьника.
3.Оценку всегда желательно начинать с того, что ученику удалось сделать. Лишь после оценки сделанного ученик менее конфликтно будет воспринимать указание на то, что он должен был сделать, но не сделал. Типичной при-
—Как оценить ученика или учителя без конфликта
чиной конфликтов между людьми вообще, как указывалось ранее, является оценка других по тому, что они не сделали, а могли бы сделать. Себя же человек, как правило, оценивает по тому, что он сделал, или сравнивает с другими, выполнившими аналогичную работу хуже его. Устранив подобное противоречие из процедуры оценки учащихся, можно избежать многих конфликтов.
4.Несмотря на давно разработанные стандарты и постоянный контроль, оценка учителя всегда индивидуальна. Одни учителя высоко оценивают ответы, в которых ученики полно и точно воспроизводят материал, изложенный на уроке. Другие учителя считают главным для ученика умение рассуждать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Третьи отдают предпочтение умению учащихся применять теоретические знания в ходе решения практических заданий. В конце концов, учащиеся методом проб и ошибок выявляют все пристрастия конкретного учителя. Однако при этом невозможно возникновение предконфликтных и конфликтных ситуаций. Их можно предупредить, если учитель в период знакомства с классом сообщит ученикам четкие критерии своих оценок. Учащиеся должны знать, за что они будут получать отметку «пять», а за что —«два». Таких критериев должно быть не более пяти. Большее количество критериев ученики просто не запомнят. Затем в процессе учебного года необходимо периодически напоминать ученикам об основных критериях оценки их знаний. Само собой разумеется, учитель не должен заявлять об одних критериях своих оценок, а на практике использовать другие.
5.По возможности аргументируйте свою оценку. Чем ниже оценка, тем полнее она должна быть аргументирована. Любая оценка (кроме «пятерки»), выставляемая учителем без обоснования, часто вызывает у ученика чувство неудовлетворенности, а при несогласии с оценкой — протеста. Развернутая аргументация оценки учителем, во-первых, предупреждает многие проблемы и конфликты в отношениях с учащимися. Во-вторых, она более полезна для ученика, чем оценка, даваемая без обоснования. В-третьих, такая оценка развивает личность учителя.
6.Учащийся всегда сам и чаще учителя оценивает свои знания. Учитель узнает учеников более глубоко и избежит многих конфликтов, если будет регулярно предоставлять
им возможность дать самооценку своей работе. Чем
опытнее учитель, чем лучше он знает свой предмет, тем чаще может пользоваться этим приемом. Оценка учащимся своих знаний позволяет учителю бесконфликтно скорректировать ее в случае ошибки. Диалог ученика и учителя, связанный с обсуждением результатов учебы, дает возможность установить неформальный контакт со школьником повысить качество не только обучения, но и воспитания.
7.Давая оценку результатам учебной деятельности школьника, крайне желательно выявить основные причины его ошибок и недоработок. Сам ученик в силу возрастных особенностей или не в состоянии определить, почему у него! что-то не получается с учебой, или делает это поверхностно.! Учитель обладает гораздо большим жизненным опытом? и лучше знает учебный предмет. Поэтому его анализ при-| чин проблем, возникающих у школьника в процессе учебы, имеет для ученика исключительную ценность. Объяснение учителем причин ошибок ученика делает оценку более аргументированной, повышает авторитет учителя, уменьшает вероятность неприятия оценки школьником.
8.Оценивайте на уроке конкретный ответ, не учитывая прошлых достижений и промахов учащегося. Ученик в силу особенностей его психики нуждается в быстрой 1 оценке своих усилий. Если «троечник» знает, что учитель поставит ему за ответ «пять» только после нескольких отличных ответов, это может свести на нет его усилия достичь успехов в учебе. Поэтому, если «двоечник» вдруг отвечает на «пять», следует без колебаний ставить ему эту отметку. Необходимо только убедиться, что у него по данной теме действительно отличные знания. Если отличник выполнил контрольную работу на «два», то должен получить заслуженную оценку.
9.Выставляя низкую оценку, постарайтесь сгладить ее травмирующий эффект подходящим способом. Низкой оценкой могут быть не только «двойка» или «тройка», но и, например, «четверка» для «круглого отличника». Если, к примеру, «твердый хорошист» неожиданно ответил на «три с минусом», то, ставя ему эту оценку, можно пошутить: «Ну, Витя ты стал учиться, как Черномырдин, наверное, тоже будешь премьер-министром?» Вполне уместно предположить, что эта «тройка» случайная и в бли-
. Как оценить ученика или учителя без конфликта —
важнейшие дни будет исправлена. Одним словом, при желании учитель всегда может найти способ поддержать ученика, получившего низкую отметку.
10.Четко сформулируйте новые цели и задачи для ученика или класса. Оценка подводит итог определенному этапу деятельности ученика. Для того чтобы школьник, получив оценку, стремился трудиться с еще большей энергией, необходимо поставить перед ним четкую цель. Еще Сенека говорил: «Для того, кто не знает, в какую гавань плывет, нет попутного ветра». Цель является системообразующим фактором в любой деятельности. Чем яснее учитель сформулирует новые цели и задачи для ученика, учитывая в то же время его индивидуальные особенности, тем лучше будут результаты учебы. Конечно, учащийся и сам способен определить для себя цели — вполне осознанно или интуитивно. Однако с помощью учителя школьник определит дальнейшие задачи деятельности более правильно, что положительно скажется на качестве его учебы.
11.Мы уже говорили, что оценка — не самоцель, а лишь инструмент совершенствования учебной деятельности сельских школьников. Оценка должна стимулировать желание ученика лучше учиться. У многих учащихся низкая, по их мнению, оценка вызывает естественное желание ее исправить. Учитель тоже заинтересован в этом, потому стремится максимально использовать энергию ученика «в мирных целях». Если ученик показал знания, явно ниже его потенциальных возможностей, учитель всегда может предоставить ему шанс исправить низкую оценку.
12.Сколько бы ни говорили об объективности, оценка любого труда всегда будет в той или иной степени субъективной. Человек в принципе не может быть абсолютно объективным, как машина. Вместе с тем учителю следует помнить о необходимости минимизации влияния субъективных факторов на оценку школьников. Важно регулярно задавать себе вопрос: «Насколько я объективна в своих оценках?» И главное — хотя бы себе честно отвечать на него. Естественно, на оценку знаний ученика оказывают влияние чувства симпатии или антипатии к нему. Положение родителей учеников на селе, отношения школы с родителями, отношения школьников с учительскими детьми и многое другое не может не влиять на учителя. Однако учителю не-
обходимо научиться нейтрализовать воздействие субъективных факторов на оценку знаний учащихся. Это положительно скажется не только на учебном процессе, но и на отношении к учителю учеников и их родителей.
13.Чем лучше учитель знает свой предмет, тем объективнее его оценки знаний учащихся. Качество оценки знание ученика не может быть выше уровня профессиональных знаний педагога. Поэтому учитель должен постоянно заботиться о повышении своего профессионального уровня и методического мастерства. Жизнь, казалось бы, не оставляет школьному учителю времени на профессиональное самосовершенствование. Тем более, преподавая много лет одну дисциплину в объеме школьной программы, он убежден, что свой предмет он знает досконально. Однако процесс познания в любой учебной дисциплине бесконечен. Пока человек стремится познавать новое, он молод. В этом плане! учителя могут и должны всегда оставаться молодыми.
14.Важнейшим условием профилактики стресса является для учителя выработка правильного отношения нестандартным ситуациям. Об этом более подробно говорится в главе 7. Одна из западных школ психотерапии рекомендует для повышения качества жизни руководствоваться! правилом: «Без каких либо условий любите всех, включая! себя». В России жить по такому принципу, конечно, трудно. Однако и у нас оно действует.
Нелегко понять другого человека, а значит, и правильно оценить его, если не относиться к нему с уважением и даже, не побоимся этого слова, с любовью. Как показывает жизненный опыт, уважение и любовь к окружающим сами собой появляются редко. Эти чувства необходимо постепенно и упорно культивировать в себе. Любите, а если это трудно, по крайней мере, уважайте своих учеников. Такое отношение к детям позволит учителю быть объективнее в оценках, что, в свою очередь, рождает чувства ответного уважения.
15. Жизнь учителя в России никогда не была легкой.
В настоящее время она особенно трудна и нестабильна. Давление внешней среды, испытываемое учителем, нередко вызывает стресс и ответную агрессию, часто неосознаваемую.
Одной из защитных реакций психики сельского учителя может стать «канализация» накапливаемой в результате жиз-
—Как оценить ученика или учителя без конфликта —
ненных неурядиц агрессии на кого-либо из окружающих. Одним из удобных объектов «канализации» агрессии зачастую выступает ученик. Учителю важно не превращать оценку учеников в инструмент решения собственных внутриличностных проблем. Необходимо избегать соблазна самоутверждения за счет критики и унижения учеников. Это поможет избежать конфликтов и с детьми, и с самим собой.
16. Оценить знания ученика гораздо сложнее, чем определить урожайность картофеля. Знания школьника субъективны и по форме, и по содержанию. Точно оценить субъективное, идеальное обычно намного труднее, чем материальные результаты деятельности. С другой стороны, пятибалльная шкала оценок, повсеместно используемая в нашей стране, часто не отражает истинный уровень знаний ученика. Чем опытнее и профессиональнее учитель, тем более подробно и дифференцированно он может оценить знания школьника.
Учитель может легко сделать свою оценку знаний в пять
раз точнее, если станет использовать промежуточные баллы. Например, ответ школьника можно оценить на 4 ;
4-; 4; 4+; 4++; 5—; 5-; 5; 5+; 5++. Разумеется, эти оценки выставляются не в классном журнале, а в индивидуальном дневнике учета успеваемости школьников, который для себя ведет каждый учитель. Такая шкала более соответствует реалиям учебного процесса и расширяет оценочный диапазон учителя. Ведь результаты учебы, которые учитель оценивал одной отметкой, теперь могут быть уточнены с помощью пяти разных отметок. Традиционная пятибалльная шкала превращается, таким образом, в 25-балльную. Если не возникает потребности в такой точной шкале оценок, учитель может воспользоваться 15-балльной шкалой. Она выглядит следующим образом: 3-; 3; 3+; 4-; 4; 4+ и т. д. Использование той и другой шкалы не требует отказа от традиционной шкалы. Все три шкалы могут применяться в общеобразовательной школе параллельно. Каждый учитель самостоятельно может выбрать ту шкалу оценок, которая больше подходит ему и классу, с которым он работает. Гибкий подход к оценке тоже помогает в профилактике конфликтов. Применение уточненной шкалы оценок знаний учащихся позволяет усилить влияние оценки на эффективность процесса обучения, способ-
ствует улучшению взаимодействия ученика и учителя. Ведь три с двумя плюсами все же чуть более точная, менее травмирующая и конфликтогенная оценка по сравнению с обычной «тройкой».
16. Очень важно, чтобы ученик серьезно относился к получаемым оценкам, понимал их значимость для себя. С другой стороны, он не должен переоценивать значение выставляемых ему в дневник отметок в своей жизни. Поэтому, получив «двойку», ученик нередко переживает, эмоционально реагируя на неуспех. Однако учитель должен подсказать ему, что «двойка» — это всего лишь сигнал о пробеле в учебе, а не жизненный крах. Нельзя допустить, чтобы после «двойки» учащийся делал вывод о собственной неполноценности, отсутствии способностей и впадал по этому поводу в депрессию. Даже пятьдесят «двоек», полученных подряд, не являются основанием для таких выводов!
В каждом классе есть ученики, которые недооценивают значимость хороших или плохих отметок. Однако не меньшее число школьников в силу возрастных психологических особенностей реагируют на низкие отметки излишне эмоционально. Учитель должен стремиться помочь учащимся сформировать у них ответственное и в то же время философское отношение к оценкам. Правильное понимание значимости и роли оценок учеником и учителем уменьшает вероятность возникновения проблемных ситуаций в отношениях между ними. Школьник должен научиться реагировать на оценку более рационально. Отличник — это радость родителей, учителей и школы в целом. Тем не менее, организациями и государствами «твердые троечники» руководят не реже, чем «круглые отличники». Правда, может быть именно поэтому, люди постоянно создаю себе серьезные проблемы, которые затем решают ценой больших усилий.
—Как оценить ученика или учителя без конфликта —
Психология неконфликтной
Оценки деятельности учителя
Труд учителя постоянно оценивается им самим, учениками, коллегами-педагогами, руководством школы. Поскольку он гораздо сложнее учебной деятельности школьников, объективная оценка результатов работы учителя требует хороших знаний, опыта и педагогического такта. Все виды деятельности человека имеют общую психологическую структуру: мотивы, цели, способы, результаты, оценка результатов. Поэтому деятельность учителя и труд школьника помимо отличий имеют и общие черты. Это означает что некоторые из 17 рекомендаций по улучшению оценки ученика, изложенные ранее, могут — с некоторыми изменениями — использоваться и при оценке учителя. Мы не будем перечислять эти уточненные рекомендации, оставляя заинтересованному педагогу возможность проявить творчество.
В советской, а теперь в российской общеобразовательной школе сложилась определенная теоретическая концепция содержания и формы оценки деятельности педагога. Практически каждый учитель, проработавший в общеобразовательной школе какое-то время, имеет представление, по каким критериям руководство школы оценивает его труд. Потому мы не станем останавливаться на общеизвестных принципах, критериях и способах оценки работы учителя, анализировать их достоинства и недостатки. Их знают учителя и руководители органов управления школой. В гораздо меньшей степени сегодня разработаны психологические аспекты оценки труда учителя. Поэтому основное внимание обратим именно на психологические условия, способствующие повышению качества оценки деятельности учителя и профилактике конфликтов, нередко возникающих в связи с оценкой.
1. Психика человека устроена так, что ему гораздо легче держать в поле зрения ближайшие цели деятельности, а не отсроченные или перспективные. Поэтому в первой рекомендации необходимо еще раз повторить то, о чем уже говорилось в связи с оценкой учеников. Оценка учителя и его деятельности никогда не должна превращаться в са-
моцель, в оценку ради самой оценки. Ведь это всего лишь один из способов улучшения деятельности и совершенствования личности учителя. Никому не нужна такая «объективная» оценка открытого урока, после которой у учителя опускаются руки, а директор не может заснуть до утра. Если оценки имеют такие последствия, то лучше вообще работать без публичных оценок. Принимая решение на оценку деятельности учителя, проводя ее и особенно информируя о результатах педагога, руководителю следует помнить, для чего проводится это мероприятие. Типичной ошибкой, допускаемой директорами, завучами, работниками органов управления школой, является увлечение самим процессом оценки работы учителей, стремление выявить как можно больше недостатков и строго указать на, них проверяемому. Этой негативной тенденции следует научиться противостоять. В результате можно предотвратить вероятные конфликты с педагогами.
2. Как уже говорилось ранее бессознательное и подсознание оказывают на жизнь и деятельность человека намного большее влияние, чем принято считать. Поэтому при оценке деятельности учителя и руководителя нередко доминирует не рациональный, а эмоциональный и интуитивный подход. Важно максимально рационализировать оценку. Ведь невозможно оценить работу учителя вообще, неопределив ее критериев и других параметров. Деятельность учителя имеет немало параметров, по которым ее можно оценивать: средняя успеваемость класса; количество отличников; отзывы родителей; число учеников, поступающих в профильный для данного учителя вуз; исполнительность; знание предмета; качество планов уроков; состояние кабинета; методическое мастерство; характер общения со школьниками и т. д. Среди критериев оценки деятельности учителя ест
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник