Формы и методы оценивания планируемых результатов учащихся
учебно-методический материал
Цель данной работы- охарактеризовать современные средства оценивания. Оценивание является постоянным процессом, сопровождающий каждый урок.и может быть только критериальным. Основными критериями выступают результаты планируемых УУД как предметных, иак и метапредметных.Надо, чтобы дети включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки к самооценке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_otsenivanmya.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы оценивания
В своей работе я использую различные методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений обучающихся как разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль. Во ФГОСе 2 поколения предусмотрено использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Оценивание должно быть только критериальным. Критериями могут выступать результаты, соответствующие учебным целям.. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее должны быть известны учащимся или могут вырабатываться ими совместно. Обучающиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, при этом приобретая навыки и привычку к самооценке, что стимулирует учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание «подогревает» стремление узнать больше. У учителя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся, но самое главное учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению.
После каждого урока я провожу рефлексию.
Сегодня на уроке я (мне): ‒ научился. ‒ было интересно. ‒ было трудно.
Это мотивирует детей Структура системы оценки
На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат, что является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания. Рассматриваем следующие уровни достижения планируемых результатов:
1. Низкий уровень достижений, оценка « неудовлетворительно»
Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, необходима специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемому предмету
2. Пониженный уровень достижений, оценка « неудовлетворительно » (отметка «2»).
Данный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимися не освоено даже и половины планируемых результатов, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Данная группа обучающих требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
3. Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения (отметка 3)
4. Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (4)
5. Повышенный и высокий уровни достижения планируемых результатов — полнота овладения учебными действиями и сформированность интересов к данной предметной области.( отметка 5)
Предметные УУД формируются успешно. Особо остро стоит вопрос о проверке сформированности у учащихся метапредметных учебных действий
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Основным объектом оценки личностных результатов на уровне среднего общего образования служит сформированность у обучающихся отдельных личностных результатов, проявляющихся в соблюдении норм и правил поведения в обществе
Оценочный лист ФИО обучающегося
Метапредметные и предметные УУД
Целеполагание и планирование
Умение применять знания
Работать в группе
Оценка результатов и коррекция
Виды оценки предметных результатов: входная, текущая, тематическая, промежуточная, итоговая оценки
К современным методам оценивания результатов обучения относятся: кейс-измерители, проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи.
Своеобразным методом контроля является повседневное, систематическое наблюдение учителя за учениками. Мониторинг-непрерывные контролирующие действия в системе «педагог–обучающийся», позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг–это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.
Кейс – это пакет заданий, индивидуальных или групповых. Они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе–творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей
К основным методам оценивания относится проект — целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы, обязательно должен быть продукт: презентация, доклад, макет
Портфолио как метод оценивания позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.)и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию, помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
Контекстная задача — задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное). Требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. При составлении контекста задачи можно опираться на уже произошедшее событие или предположить ситуацию, которая может произойти. К контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации, обеспечивает условия при решении проблем, способных возникать в реальной жизни
Современным методом оценивания является катанотест. Известно, что обычный тест содержит задания закрытого типа (часть А — нужно выбрать только один номер правильного ответа) и открытого типа (часть В–расчетные задачи, цепочки превращений, нужно найти ответ самостоятельно в виде числа, формулы или набора их и записать его без пробелов в окошках бланка). Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке возрастания. В катанотесте текст заданий составлен таким образом, что следующий вопрос открывается только тогда, когда ученик ответил на предыдущий вопрос.
Цель оценивания— улучшить качество обучения. От того как правильно я оцениванию, зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание — залог нашей успешной работы ученика и учителя Но главный успех моей деятельности вижу в том, что ребята с удовольствием идут на урок, хотят учиться, не боятся высказывать свои мнения, оценки, самостоятельно добывать информацию и стремятся знать больше.
Источник
«СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
материал на тему
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников, при этом важно оценить, может ли ученик применить освоенное знание в простых знакомых ситуациях, которые встречались в учебниках и на уроках, способен ли он применить знание в новой ситуации. Данная информация является основной для эффективной организации учебного процесса, учитывающего интересы и способности учеников, а так же выстраивания образовательной траектории. Для этого необходимо дифференцировать способности учеников по их уровню достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenki_po_fgos_doklad.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ «Нижневартовская санаторно-лесная школа»
Доклад на тему: « СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Автор: Маликова Альбина Адгамовна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Успешность решения начальной школой ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения, во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений.
Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников, при этом важно оценить, может ли ученик применить освоенное знание в простых знакомых ситуациях, которые встречались в учебниках и на уроках, способен ли он применить знание в новой ситуации. Данная информация является основной для эффективной организации учебного процесса, учитывающего интересы и способности учеников, а так же выстраивания образовательной траектории. Для этого необходимо дифференцировать способности учеников по их уровню достижений. Система оценивания в школе позволяет:
устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе обучения;
отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;
обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.
Система оценивания образовательных результатов
Особенности системы оценивания
ЗУН, познавательные, регулятивные результаты
Персонифицированная количественная оценка
Персонифицированная/неперсонифицированная качественная оценка
Средства фиксации результатов оценки
Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля
Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)
Способ (поэтапность процедуры)
Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера
Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера
Условия эффективности системы оценивания
Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога
К обязательным формам и методам контроля относятся :
Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая работа. Посещение уроков по программам наблюдения.
Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая — контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, контроль техники чтения, контроль вычислительных навыков, комплексные контрольные работы
Иные формы учета достижений:
Урочная деятельность — анализ динамики текущей успеваемости;
Внеурочная деятельность — участие в выставках, конкурсах, соревнованиях,
— активность в проектах и программах внеурочной деятельности
Анализ психолого-педагогических исследований
При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет ответить на вопросы: происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к углублению своих знаний? (Личностный результат.)
Совершенствуют ли учащиеся полученные умения и навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности? (Метапредметный результат.)
Система оценки личностных результатов.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению;
- ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
- сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Система оценки метапредметных результатов.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий. Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия. Таким образом, действие занимает в структуре учебной деятельности учащегося место операции, выступая средством, а не целью активности ребенка.
Оценка предметных результатов.
Оценка предметных результатов — это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенных в стандарте, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Что же конкретно следует делать, чтобы оценка способствовала формированию внутренних мотивов познавательной деятельности? Главное, на наш взгляд, – это развитие навыков самооценки, самоконтроля и самокоррекции .
Взаимооценка — важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
Перед началом взаимопроверки каждый ученик дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих, мы это называем апелляцией.
Особый интерес представляет вопрос организации системы оценивания. Общий подход к данному вопросу позволяет выделить внутреннюю оценку и внешнюю .
Внутренняя оценка — это устная проверка знаний, кратковременная самостоятельная работа, письменная проверочная работа, практическая работа, тестовые задания. При этом должен реализовываться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
Итоговой внутренней оценкой является проведение комплексной письменной контрольной работы. Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы — с 1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и литературному чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы — установить уровень овладения ключевыми умениями – это сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции, позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. Использование итоговых комплексных работ дает возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение для всего процесса обучения.
Оптимальным способом организации накопительной оценки выпускника является портфолио ученика. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В портфолио учеников начальной школы, которое заводится в 1 классе и используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать материалы стартовой и итоговой диагностики, систематизированные материалы наблюдений: оценочные листы, листы достижений.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Примерами такого рода работ могут быть:
• по русскому языку и литературному чтению — сочинения на заданную тему, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей,
• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов,
• по предметам эстетического цикла — продукты собственного творчества,
• по физкультуре — самостоятельно составленные режим дня, комплексы физических упражнений,
- И значительный раздел занимает «Портфель достижений» — это грамоты, дипломы, сертификаты и т. д.
Закон современной дидактики « Способ контроля прямо влияет на способ деятельности» . Таким образом, система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества знаний и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования.
1. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
3 Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.
5. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. М.: Просвещение, 2010.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.
© Мухаметова Л. А., Иванова К. А., 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО
Модель системы оценки достиженияпланируемых результатовв условиях реализации ФГОС НООПримерная модель системы оценки достижения планируемых результатов разработана в соответствии с требованиями Федера.
Система оценки планируемых результатов ФГОС
Система оценки планируемых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС НОО.
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, формирование личности учащих.
Система оценки планируемых результатов ФГОС
Система оценки планируемых результатов ФГОС.
«Система оценки качества знаний в условиях реализации ФГОС»
Система оценки качества знаний в условиях реализации ФГОС.
Система оценки качества знаний в условиях реализации ФГОС
Что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов? Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижени.
Школьная система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС . Мастер-класс
ФГОС определяет новые требования к результатам освоения основныхобразовательных программ начального общего образования. Особое место вреализации ФГОС отводится формированию универсальных учебныхдейств.
Источник