- Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств
- Оценочные обязательства предприятия
- Что собой представляет оценочное обязательство?
- Возникновение оценочных обязательств
- Учет оценочных обязательств
- Пример
- Нужно ли отражать оценочные обязательства в налоговом учете?
- Резюме
- Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита
- Засекреченные сотрудники
- Что такое платежеспособность и ликвидность
- Зачем считать эти показатели и как они влияют на получение кредита
- Что нужно для расчета ликвидности и платежеспособности
- Как оценить платежеспособность и ликвидность по соотношению активов и пассивов
- Как рассчитать основные показатели платежеспособности
- Пример расчета платежеспособности компании
Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств
Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств
Применительно к учетной политике на 2018 год в данном разделе необходимо закрепить следующее:
1. Оценка объектов бухгалтерского учета. Согласно п. 52 Стандарта «Основы бухучета» оценка отдельных объектов бухучета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение такого учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется по справедливой стоимости — в оценке, соответствующей цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить.
Основных методов определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств два:
— метод рыночных цен — справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа;
— метод амортизированной стоимости замещения — справедливая стоимость актива (обязательства) определяется как разница между стоимостью восстановления (воспроизводства) актива или стоимостью замены актива, в зависимости от того, какая из этих величин меньше, и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости. Стоимость восстановления (воспроизводства) актива определяется как стоимость полного восстановления (воспроизводства) его полезного потенциала (например, стоимость восстановления здания в случае его разрушения). Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования (например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования).
2. Последующая оценка объектов основных средств. Пунктом 27 Стандарта «Основные средства» предусмотрено, что если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, то затраты на такую замену, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта основных средств. При этом стоимость объекта основных средств уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями названного стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств.
Отметим, что в учетной политике необходимо отразить группы основных средств, в отношении которых будут применяться указанные положения стандарта, либо указать, что их положения применяться не будут.
3. Метод начисления амортизации основных средств. В отличие от Инструкции N 157н, Стандарт «Основные средства» предоставляет учреждению возможность самостоятельно выбрать способ начисления амортизации (закрепив его в учетной политике). Согласно п. 36 Стандарта «Основные средства» начисление амортизации объекта основных средств может производиться одним из следующих методов:
— линейным методом — равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;
— методом уменьшаемого остатка — годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого учреждением и установленного им в соответствии с его учетной политикой;
— пропорционально объему продукции. Метод заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта основных средств.
Учреждение должно выбрать метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезный потенциал, заключенный в активе. При одинаковых способах получения выгод или полезном потенциале объектов, входящих в одну группу ОС, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе в целом.
4. Комплекс объектов основных средств. Согласно п. 10 Стандарта «Основные средства» объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Объекты ОС, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых несущественна (например, библиотечные фонды, периферийные устройства и компьютерное оборудование, мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы, иная мебель, используемая для обстановки одного помещения)), объединяются в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств, в порядке, закрепленном в учетной политике учреждения. При этом надо принимать во внимание положения Инструкции N 157н.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Оценочные обязательства предприятия
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Отражение оценочных обязательств в бухучете является обязательным. Чаще всего бухгалтерами фиксируется резерв по оплате отпускных. Но это не единственный случай, когда нужно учитывать рассматриваемые обязательства. Фиксируются они только в отчетности. В налоговой декларации резервы фигурировать не будут.
Вопрос: Как отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности оценочные обязательства организации в связи с возникновением у работников права на оплачиваемые отпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации?
Согласно учетной политике организации формирование оценочного обязательства на оплату отпусков работникам производится ежемесячно в последний день каждого месяца на основании данных о среднем заработке и количестве дней отпуска по каждому работнику.
Управленческие расходы в качестве условно-постоянных признаются в себестоимости продаж в периоде их принятия к учету.
В налоговом учете организация не создает резерв на предстоящую оплату отпусков.
Посмотреть ответ
Что собой представляет оценочное обязательство?
Оценочные обязательства (ОО) – это имеющееся обязательство предприятия, которое отличается неопределённой суммой или сроком осуществления. При его наличии необходимо создать резерв.
Если показатель не будет фигурировать в отчётности, это приведёт к завышению чистой прибыли. По этой причине бухгалтерская отчётность не даст объективных сведений о положении предприятия. Все это может привести к негативным последствиям: увеличение дивидендов и ухудшение финансового состояния организации.
Оценочные обязательства существенно отличается от прочих резервов. Рассмотрим примеры:
- Предприятие планирует ремонтировать оборудование, на это потребуются средства. Под них резерв оценочных обязательств создаваться не будет, так как ремонтные работы обязанностью организации не являются. Предприятие может передумать в осуществлении ремонта.
- Резерв также не нужно организовывать при наличии обычных обязательств. Предприятие заказало товар. Продукция пришла, однако компания не оплатила услуги контрагента. В данном случае резерв оценочных обязательств создаваться не будет, так как имеющаяся задолженность является кредиторской. Она не соответствует важному признаку оценочного обязательства – неопределенность суммы и сроков. В данном примере компания знает, сколько средств она должна и в какой срок их необходимо возвратить.
- Предполагаемые обязательства и оценочные резервы отличаются между собой. Последние представляют собой корректирование балансовых показателей активов, связанное с получением новых сведений. Оценочные резервы создаются при наличии сомнительных задолженностей, понижение стоимости МПЗ, снижение цен на финансовые вклады. Данные показатели не отражаются в балансе. Рассматриваемые же показатели будут зафиксированы в пассиве баланса.
- Резервы, которые создаются на основе нераспределенных доходов, также не будут отнесены к оценочным обязательствам.
При фиксировании ОО часто возникают затруднения. Для предупреждения ошибки важно отличать оценочное обязательство от других видов резервов.
Возникновение оценочных обязательств
Оценочные обязательства могут появиться вследствие следующих факторов:
- Решения суда или договоренности с соответствующими условиями. К примеру, компания заключает со своими клиентами договор, по которому, в случае оказания услуг с недостаточным качеством, деньги будут возвращены. Обычно претензии у клиентов возникают, поэтому имеет смысл создать резерв. Это будут именно оценочные обязательства, так как существует высокая вероятность в их появлении, но точная сумма неизвестна.
- Действия, не зафиксированные в юридических документах, но обязывающие компанию к определенным обязательствам. К примеру, магазин вывесил объявление о том, что он возвращает деньги покупателям, если купленная продукция окажется некачественной. Несмотря на то, что юридически это обязательство никак не оформлено, магазин несет его последствия в связи с публичным заявлением.
- Сформирован резерв на проведение реструктуризации. Создавать его можно только при наличии следующих условий: имеется план реструктуризации, о процедуре уведомлены заинтересованные лица.
- Был заключен заведомо невыгодный договор. Руководители предприятия уверены, что понесут в связи с ним убытки. ОО нужно отразить в бухучете в том же месяце, в котором оформлен договор.
Оценочные обязательства указываются в учете только при наличии условий:
- Финансовые обязательства невозможно избежать. К примеру, компания арендует помещение, которое, по договору аренды, нужно отремонтировать. Пока ремонтные работы еще не проводятся, но избежать их не получится.
- Вероятность возникновения расходов превышает 50%.
- Есть сведения, которые позволяют оценить затраты на исполнение обязательства.
Для формирования резерва должны присутствовать все перечисленные условия. Если одно из них не выполняется, признается условное обязательство. Данный показатель не нужно фиксировать в учете. Он прописывается в пояснениях к отчету.
Учет оценочных обязательств
Оценочные обязательства фиксируются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Отражаться сумма может как в перечне конкретных расходов (к примеру, траты на ремонт по гарантии»), так и в списке прочих расходов.
Проводки начисления ОО будут выглядеть следующим образом:
- ДТ 20 (23, 25, 26, 44) КТ 96 «Резервы предстоящих расходов»
Погашение обязательств будет отражено следующим образом:
- ДТ 96 «Резервы предстоящих расходов» КТ 10, 76, 70, 90
Выбранные счета определяются проведенной операцией.
Пример
Предприятие участвует в судебных тяжбах. Ожидается, что ему придется выплачивать 80 000 рублей. Отражено это будет следующим образом:
- ДТ 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» КТ 96 «Резервы предстоящих расходов»
Было получено решение суда. Расчеты предприятия не оправдались. Организации нужно будет выплатить 100 000 рублей. Операцию можно отразить следующим образом:
- Погашение ОО: ДТ 96 «Резервы предстоящих расходов» КТ 76 «Расчеты с кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям». Указывается сумма операции: 20 000 рублей.
- Сумма, которую нужно доплатить: ДТ 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» КТ 76, субсчет «Расчеты по претензиям». Указывается сумма, которую требуется доплатить: 20 000 рублей.
Все указываемые проводки должны быть подтверждены первичной документацией. Из учета можно ясно понять, какие именно операции были осуществлены.
Нужно ли отражать оценочные обязательства в налоговом учете?
Отсутствие сведений об ОО в налоговом учете – это не ошибка. Резервы можно не указывать, так как они не влияют на размер начисляемых налогов. Данная информация не потребуется налоговым органам. Зато она пригодится банковским учреждениям, к которым обращается предприятие, или его инвесторам.
Резюме
Оценочные обязательства предполагают создание резерва. Обязательства, чтобы они были признаны оценочными, должны соответствовать ряду условий. Главные признаки – невозможность определить точные суммы начислений и сроки их погашения. Обязательства должны быть неотвратимыми. К примеру, они появляются на основании договоров с сотрудниками. Если обязательство не отвечает установленным требованиям, то учитывается оно в другом порядке. ОО фиксируются только в бухучете. Указывать их в налоговой декларации не нужно, так как предполагаемые расходы на размер налогов не влияют. Их появление в учете является обязательным.
Источник
Ликвидность и платежеспособность: чем отличаются и как влияют на получение кредита
Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям, в том числе по ликвидности и платежеспособности
Засекреченные сотрудники
Сотрудники кредитного отдела Тинькофф Бизнеса
Чтобы принять решение о выдаче бизнес-кредита, банк оценивает компанию по нескольким показателям. Одни из них — ликвидность и платежеспособность. В статье рассказываем, как их рассчитать и как эти показатели влияют на решение банка о выдаче кредита.
Что такое платежеспособность и ликвидность
Понятия ликвидности и платежеспособности близки друг другу.
Платежеспособность показывает, может ли компания расплатиться в срок по своим обязательствам. Например, без задержек перечислить зарплату, оплатить товары и услуги поставщикам, погасить кредиты. Проще говоря, у платежеспособной компании бюджет спланирован так, что сейчас и в перспективе просроченных долгов у нее нет и не будет.
Ликвидность показывает, как быстро компания может продать свои активы, чтобы заплатить по обязательствам.
Самый ликвидный актив — деньги. Еще быстро можно продать акции, которые котируются на фондовом рынке, быстрореализуемые товары со склада, краткосрочную дебиторскую задолженность.
Дольше всего продавать крупную недвижимость и сложное оборудование. При срочной продаже такие активы могут сильно потерять в цене — поэтому говорят, что у таких активов низкая ликвидность.
Зачем считать эти показатели и как они влияют на получение кредита
Ликвидность и платежеспособность можно оценивать с двух сторон: для себя и с точки зрения банка.
Для бизнеса эти показатели могут быть экспресс-диагностикой финансового состояния. Например, они помогут принять решение, стоит ли брать на себя новые обязательства по сделке. Возможно, компания или ИП периодически сталкиваются с нехваткой свободных денег, кассовым разрывом и другими трудностями, и оценка показателей поможет увидеть, в чем проблема.
Банкам показатели ликвидности и платежеспособности помогают оценить риски при выдаче кредита. Но нужно учитывать, что это только часть критериев, на которые смотрит банк при оценке кредитных рисков.
Если платежеспособность компании или ИП в текущий момент неудовлетворительная, это не значит, что в кредите откажут. Возможно, банку тогда понадобится дополнительная гарантия возврата долга — залог или поручительство. И наоборот: бывает, что при хороших показателях ликвидности и платежеспособности банк не может выдать кредит, потому что увидел у бизнеса другую серьезную проблему.
В любом случае чем лучше эти показатели, тем выше вероятность положительного решения по кредиту. А если они слишком низкие, это повод для компании задуматься, стоит ли вообще брать кредит, потому что тогда есть высокий риск невозврата долга.
Что нужно для расчета ликвидности и платежеспособности
Для оценки ликвидности и платежеспособности предприятия нужно изучить баланс — соотношение имущества и обязательств компании. Цифры можно взять у своего бухгалтера.
Все, что есть у бизнеса, — это его активы: деньги на счетах и в кассе, оборудование, недвижимость, дебиторская задолженность. Обязательства, которые он должен погасить, — это пассивы. Для оценки ликвидности и платежеспособности их нужно сгруппировать.
Чтобы увидеть реальное состояние дел, важно соблюдать несколько правил:
- Для расчета использовать рыночную стоимость имущества, а не балансовую. Например, если в собственности есть автомобиль, его текущая стоимость — цена, за которую его сегодня можно продать.
- Корректируется просроченная дебиторская задолженность. Например, если покупатели не оплатили счета за товары в срок и непонятно, когда заплатят, — такую дебиторку надо убрать из расчетов, будто эти деньги не придут. Если есть товарные остатки, которые не получится продать в течение длительного времени, их тоже надо исключить из расчета.
Тут и далее мы приводим упрощенный расчет — принцип, по которому проводят оценку. У каждой компании может быть своя специфика, и иногда разобраться можно только с бухгалтером или экономистом.
Активы: группируют по сроку ликвидности | Пассивы: группируют по сроку возврата |
---|---|
А1 — высоколиквидные активы. Например, деньги на счетах и в кассе, финансовые вложения — акции, облигации | П1 — срочные пассивы: которые надо погасить на дату оценки баланса. Например, долг перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами, арендодателями, страховщиками, расчеты по дивидендам, ссуды, не погашенные в срок |
А2 — быстрореализуемые активы: которые можно быстро продать и получить деньги. Например, сюда относится краткосрочная дебиторская задолженность — то, что в ближайшее время должны заплатить клиенты | П2 — среднесрочные пассивы: которые надо погасить в течение 12 месяцев. Например, краткосрочные кредиты |
А3 — медленно реализуемые активы: которые невозможно реализовать до определенного срока. Например, готовая продукция, сырье на складе, дебиторская задолженность со сроком выплаты больше 12 месяцев | П3 — долгосрочные пассивы: которые надо погасить в срок больше 12 месяцев. Например, долгосрочные кредиты |
А4 — труднореализуемые активы, для продажи которых понадобится много времени. Это все внеоборотные средства, например оборудование и недвижимость | П4 — постоянные пассивы. Это собственный капитал, который не надо никому отдавать. Например, акционерный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль. Если П4 около нуля или отрицательный, значит, у компании нет собственных средств. Она работает только за счет заемных |
Группировка активов и пассивов — подготовительная часть. Показатели и П1—4 нужны для дальнейших расчетов и оценки финансового состояния компании.
Как оценить платежеспособность и ликвидность по соотношению активов и пассивов
На практике чаще всего встречаются такие варианты:
Абсолютная ликвидность. Идеальная ситуация: компания или ИП гасят все обязательства в срок. В такой ситуации высокая вероятность одобрения кредита банком, и сама компания сможет без проблем его погасить.
Нормальная ликвидность. Обычно в такой ситуации платежеспособность компании чуть снижена задержек оплаты от клиентов или большой налоговой нагрузки в конкретный период. В целом тут все хорошо: если остальные показатели не вызовут вопросов, банк, скорее всего, примет решение выдать кредит.
Нарушенная ликвидность. Скорее всего, такие показатели означают, что компания накапливает долги и не может погасить свои срочные обязательства. Тут могут быть серьезные проблемы: кризис, спад производства, клиенты сильно задерживают оплату, судебные дела. В этом случае получить бизнес-кредит может быть проблематично. И, скорее всего, кредитные деньги не исправят ситуацию, а наоборот, могут загнать компанию в еще более сложное финансовое положение.
Кризисное состояние. Такое соотношение означает, что у компании много долгов и она не может их погасить. В этой ситуации восстановить платежеспособность очень сложно и точно не стоит брать на себя новые кредитные обязательства. Вероятнее всего, банк тоже не сможет одобрить кредит.
Как рассчитать основные показатели платежеспособности
Для оценки платежеспособности предприятия банк использует следующие основные показатели:
- Коэффициент текущей ликвидности.
- Коэффициент быстрой ликвидности.
- Коэффициент абсолютной ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности — это основной показатель, который банк рассчитывает при оценке финансового положения. Он показывает, хватит ли у компании денег погасить свои краткосрочные обязательства до конца отчетного года.
Если компания хочет взять кредит, значение коэффициента должно быть больше единицы, меньшее значение говорит о сложностях с платежеспособностью. Оптимальное значение — 2.
Коэффициент быстрой ликвидности показывает, может ли компания погасить обязательства за счет денег и быстрореализуемых активов.
Нормальными считаются значения в пределах 0,7—1.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, есть ли у компании высоколиквидные активы, чтобы погасить краткосрочные обязательства прямо сейчас.
Нормативное значение коэффициента — больше 0,2. На практике его величина может быстро меняться, потому что он напрямую зависит от состояния счета компании в конкретный момент. Например, в момент расчета у компании нет свободных денег в обороте, но в течение нескольких дней заказчики расплатятся за товары или услуги и деньги опять будут на счете.
Для разных типов и отраслей бизнеса нормативные показатели коэффициентов могут отличаться.
Пример расчета платежеспособности компании
При расчете платежеспособности компании можно воспользоваться таким алгоритмом.
Шаг 1. Находим необходимые показатели в балансе и группируем активы по степени ликвидности, а пассивы — по сроку возврата.
Представим компанию, которая занимается оптовой торговлей. У нее есть два грузовика, которые компания купила в лизинг, а на складе хранятся товары для перепродажи.
Компания работает с поставщиками и клиентами по предоплате. Из обязательств у нее — краткосрочный кредит со сроком выплаты до года, краткосрочный лизинг со сроком возврата до 12 месяцев и долгосрочный лизинг со сроком возврата больше 12 месяцев.
Шаг 2. Определяем и анализируем соотношения групп активов и пассивов.
Судя по соотношению активов и пассивов, единственная проблема, с которой может столкнуться компания, — нехватка денег для оплаты текущей задолженности. Но у компании большой запас товаров, они хорошо продаются, значит, особых сложностей с платежеспособностью у компании нет.
Шаг 3. Считаем коэффициенты ликвидности.
Выводы. Ликвидность баланса и коэффициент текущей ликвидности показывает, что компании стоит брать кредит. Она сможет погасить его в срок. того, что остальные коэффициенты ниже нормы, банк, скорее всего, более тщательно изучит особенности бизнес-процессов, оценит другие показатели и, исходя из этого, будет принимать решение о кредите.
В целом можно сделать вывод, что у компании хорошая платежеспособность, так как всех текущих активов достаточно для погашения краткосрочных обязательств. Шанс получить кредит в банке у нее очень высокий.
Источник