- Презентация к докладу МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ» И «ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ»
- Материал на тему «Организация и методика исследования отбора содержания социализации и оценки социализации детей младшего школьного возраста с нарушением зрения»
- Описание разработки
Презентация к докладу МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ» И «ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Научно-практическая конференция г. Троицк, 28.10.2016 г. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ» И «ОЦЕНИВАНИЕ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ» Елена Николаевна Подшивалова, заместитель директора ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов»
Сравнение текстов ФГОС с компетенциями, названными в методике Молчанова С. Г. V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (по С. Г.МОЛЧАНОВУ) 5.1.Техникдолжен обладатьобщими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. аналитичность, вера в себя культурность толерантность духсоревнования ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. аналитичность ответственность грамотность активность готовность к действию умение полагаться на свои силы ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. быстрота в принятии решения ответственность вера в себя развитая интуиция наличие собственной позиции ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. готовность к самообразованию трудолюбие работоспособность ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. владение ИКТ широта взглядов ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. терпимость культурность пунктуальность общительность ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ответственность способность вести за собой уверенность в себе ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. пассионарность инициативносить пунктуальность убежденность ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. готовность к действию уверенность в себе ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). гражданственность атлетичность агрессиивность
Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования 3. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Показатель мониторинга — «учебные и внеучебные достижения обучающихся» оценивается по:
Развитие человека биологическое социальное + — Педагог Обучающийся
Перечень основных (положительных) гендерных (мужских и женских) и универсальных качеств Качества Женские Универсальные Мужские Верность Доверчивость Женственность Жизнерадостность Забота о людях Застенчивость Инфантильность Любовь к детям Мягкость Нежность Нелюбовь к брани (ругательствам) Очаровательность Обаяние Привязанность Сострадание Способность утешать Теплота Тихий голос Умение понимать других Умение сочувствовать Умение уступить Активность Беззаботность Беспечность Бодрость Быстрота в принятии решений Великодушие Восприимчивость Вспыльчивость Высокая мораль Готовность к действию ГуманностьГражданственность Демократичность Дисциплинированность Доброта Духовность Живость Задумчивость Зрелость Импульсивность Искренность Искушенность Консервативность Культурность Модность Надежность Напряженность Необычность Неторопливость Общительность Оживленность Оптимизм Опытность Основательность Ответственность ОткрытостьумаПассионарность Привлекательность Прямота Пунктуальность Работоспособность Развитая интуиция Развитое воображение Романтичность Светскость Серьезность Скромность Тактичность Терпеливость Терпимость (толерантность) Трудолюбие Убежденность Уважительность Уверенность в себе Ум Умеренность Упорство Честность Чистоплотность Чувство юмора Шутливость Широта взглядов Экстравагантность Энергичность Яркость Агрессивность (конструктив.) Амбициозность Аналитичность Атлетичность Вера в себя Дух соревнования Индивидуализм Мужественность Наличие собственной позиции Напористость Независимость Сила Сильная личность Склонность вести за собой Склонность к доминированию Склонность к риску Способность к лидерству Способность защищать свои взгляды Умение полагаться на свои силы
Паспорт общих компетенций обучающихся (ФГОС СПО третьего поколения) Целеваянаправ-ленность Общие компетенции Показатели Мировоззренческие компетенции ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. — понимание ценностных смыслов общечеловеческой культуры; — осознание своей роли и умение ориентироваться в окружающем пространстве, выбирать ценностно-смысловые ориентиры для поступков и решений; — опыт освоения общественных явлений и традиций в жизни человека; — этническая идентификация; умение адаптироваться в поликультурном обществе. Социально-личностные компетенции ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 10.Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). — умение нести ответственность за собственные решения и поступки; — инициативность и мобильность; -социальное взаимодействие; — политическая и гражданская активность, выполнение гражданского долга; Гностические компетенции ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5.Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. — владениенавыками организация продуктивной учебно-познавательной деятельности; — умение аналитически мыслить; — готовность и способность к самообразованию; — функциональная грамотность. Гностические способности — специфическая чувствительность педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду.
Форма экспертных листов с инструкциями для отбора содержания социализации Инструкция № 1. Уважаемые ребята! Вам предстоит выступить в качествеэкспертов. Внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице 1. И назовите (отберите) только 10 из них, которые, как вам кажется (как экспертам),вы хотели бы видеть в своих сверстниках. Расположите эти 10 качеств в столбик на первом листе. При выполнении этого задания вы можете избирать слова из всех столбцов, но, впервуюочередь, слова, приведенные во 2-ом и 3-ем столбцах, поскольку отобрать (как эксперты)вы должны только те качества, которыевы хотели бы видеть в сверстнике. Первый лист № п/п Качества сверстников (юношей) Вашей группы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Инструкция № 2. Уважаемые ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте наименование всех качеств, приведенных в таблице 1. И отберите только 10 из них, которые, как вам кажется (как экспертам), вы хотели бы видеть в своей сверстнице. Расположите эти 10 качеств в столбик на втором листе. При выполнении этого задания вы можете избирать слова из всех столбцов, но, в первую очередь, слова, приведенные в 1-ом и 2-ом столбцах, поскольку отобрать вы должны только качества, которые вы хотели бы видеть в сверстнице. № п/п Качества сверстниц (девушек) Вашей группы 1 2
Образованность и социализованность учебное занятие => обучение => образованность (образовательное занятие) (способ работы) (З.У.Н.) классный час => воспитание => социализованность (социализационноезанятие) (способ работы)
Качества, которые хотели бы видеть в своих сверстниках Качества Выбор 1 Вера в себя 47 2 Сила 42 3 Мужественность 35 4 Активность 26 5 Доброта 18 6 Ум 17 7 Чувство юмора 16 8 Честность 15 9 Сильная личность 14 10 Серьезность 9
Качества, которые хотели бы видеть в сверстницах Качества Выбор 1 Верность 47 2 Женственность 44 3 Мягкость 37 4 Доверчивость 27 5 Нежность 34 6 Теплота 29 7 Забота о людях 21 8 Доброта 16 9 Жизнерадостность 15 10 Любовь к детям 21
Сводная таблица оценивания выраженности качеств (девушки). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Верность 6,6 6,3 8,1 5,3 4,5 8,5 5,1 8,4 6,5 6,9 7,7 7,5 6,0 Мягкость 7,4 6,2 8,5 5,2 4,2 7,5 3,2 7,3 6,3 7,8 7,4 6,9 5,7 Умение уступить 6,9 5,7 8,3 5,0 4,1 7,1 3,9 7,1 5,7 7,8 7,3 7,3 4,7 Умение понимать других 7,6 6,3 8,8 4,2 4,5 7,5 3,1 7,2 6,5 7,4 6,8 7,2 5,8 Любовь к детям 8,7 7,5 8,6 7,2 6,5 8,9 3,1 8,6 7,9 8,1 8,9 8,8 7,1 Доброта 8,7 7,5 9,0 7,5 5,4 8,6 3,2 8,1 7,6 7,8 8,3 8,3 6,4 Искренность 7,3 5,9 8,5 6,3 5,2 8,5 3,6 6,5 6,9 7,5 8,0 7,6 6,4 Надежность 7,8 5,7 8,7 3,7 5,1 8,3 2,3 7,5 5,6 6,8 7,5 6,8 4,9 Ум 7,7 5,2 8,2 2,1 5,6 8,1 2,7 5,6 4,0 4,1 9,1 5,3 3,7 Женственность 9,3 6,7 9,5 4,5 4,0 9,4 4,5 8,7 7,1 7,4 8,3 7,9 7,6 Всего: 78,1 63,0 86,4 50,9 48,9 82,3 34,6 75,1 64,2 71,6 79,2 73,6 58,4 Среднее значение 7,8 6,3 8,6 5,1 4,9 8,2 3,5 7,5 6,4 7,2 7,9 7,4 5,8 Среднее значение по группе 6,7 Рейтинг 4 9 1 11 12 2 13 5 8 7 3 6 10
Оценивание выраженности социальных качеств студента («Паутинка»)
Источник
Материал на тему «Организация и методика исследования отбора содержания социализации и оценки социализации детей младшего школьного возраста с нарушением зрения»
Описание разработки
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок с ОВЗ, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни.
Под социализацией личности мы понимаем процесс включения индивида в жизнь общества через усвоение личностью норм поведения в обществе, приобщение ее к ценностям общества, осознание личностью себя как части общества, своей ответственности перед людьми.
«Первичная социализация осуществляется в семье, в кругу сверстников, в начальной школе; вторичная – в основной и средней школе», – отмечает В.И. Загвязинский»
Целью констатирующего этапа является формирование и формулирование социального заказа на формирование позитивных социальных компетенций, т.е. осуществить отбор содержания социализации для детей младшего школьного возраста с нарушением зрения обучающихся в МБС(К)ОУ С(К)ОУ г. Челябинска №127 III-Iv вида на основе принципа гендерности.
В связи с поставленной целью, задачами констатирующего этапа исследования стали:
1. выбор методик, позволяющих отобрать содержание социализации и оценивания социализированности детей младшего школьного возраста с нарушением зрения;
2. осуществление анализа результатов констатирующего эксперимента;
3. выявление предпочтительных, значимых качеств детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
В целях решения поставленных задач, мы обратились к литературе по теме настоящего исследования в поисках методик отбора содержания социализации и оценивания социализированности обучающихся с ОВЗ.
В современной литературе мы не выявили подходящих нашим задачам методик, поэтому обратились к профессору Молчанову С. Г. с просьбой рекомендовать инструментальное обеспечение определения содержания социализации и оценивания социализированности обучающихся с ОВЗ.
Професор рекомендовал нам использовать в нашей работе его методики:
1) отбора содержания социализации (ОСС);
2) оценивание социализованности.
В процессе исследования принимали участие слабовидящие и слепые обучающиеся 10-11 лет МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 127 г. Челябинска. Методика ОСС была проведена классными руководителями 4-х классов в форме классного часа.
Перед началом выполнения заданий, классные руководители уточнили, что обучающимся предстоит выступить в качестве экспертов. И пояснили смысл позиции – «эксперт».
Каждому ученику,в соответствии со зрительными возможностями, была подготовлена «Матрица основных (позитивных) гендерных и универсальных качеств личности», 2 листа бумаги с инструкцией по выполнению задания (экспертного оценивания с целью выбора 10 компетенций для сверстников и 10 компетенций для сверстниц).
В предложенном перечне (табл. 1), отобранные в него, слова фиксируют универсальные качества, а также качества, по преимуществу, мужские, и качества, по преимуществу, женские.
Таким образом, из имеющихся в перечне слов, каждому эксперту следует, как из элементов, сложить некий набор социальных компетенций, т.е. «мужской» и «женский» портреты, опираясь, с одной стороны, на общечеловеческие, а с другой стороны, на свои субъективные представления.
После выполнения задания обучающиеся сдали листы с избранными ими (как экспертами) перечнями слов, обозначающими позитивные социальные компетенции девочек и мальчиков – одноклассников и одноклассниц.
Классными руководителями при обработке полученных сведений были отобраны наиболее часто повторяющиеся слова и зафиксированы в сводные листы, которые содержали списки качеств, присущие мальчикам и девочкам в соответствии с экспертными представлениями обучающихся (табл. 2.1; 2.2).
Обработка (табл. 2.1; 2.2) полученных данных позволила установить количество выборов, «полученных» каждой компетенцией.
Компетенции, «получившие» наибольшее количество выборов, были зафиксированы в сводный перечень (табл. 3), который содержит 10 слов, составляющих а) «мужской портрет» и б) «женский портрет».
После обработки экспертных листов (выборов), классными руководителями была составлена таблица «социальные портреты» с качествами мальчиков и девочек 4-х классов МБС(К)ОУ С(К)ОШ №127
Таким образом, вышеописанная методика позволила обеспечить участие обучающихся в формировании и формулировании содержания социализации (табл. 3) и сориентировать педагогов на социальный заказ со стороны обучающихся.
После проведения методики «Отбора содержания социализации», классные руководители 4-х классов провели классный час по теме «Оценивание выраженности существенных (социально-значимых) качеств (личности) сверстников (сверстниц))» с использованием методики «Оценивания социализованности мальчиков и девочек» (ОС).
Каждый ученик заполнил экспертную карту с внесенными в неёизбранные учащимися, два перечня по 10 слов (из методики ОСС; табл. 3), «. обозначающих качества (социальные компетенции) мальчиков и девочек»
Свод всех числовых значений всех обработанных листов позволил зафиксировать «общественное», (коллективное) представление о степени выраженности у каждого (-ой) мальчика (девочки) референтных для этой возрастной группы детей позитивных, социальных компетенций в виде числовых значений от 1 до 10 (табл.4.1, 4.2).
Из числовых значений можно увидеть, какие социальные компетенции обучающихся выражены в наименьшей степени и начать усиленно работать по увеличению их выраженности и, прежде всего, самому ученику (-це) и их родителям (взрослым).
Таким образом, педагог на основании анализа экспертных карт может добиться того, что обучающиеся будут целенаправленно, осознанно формировать в себе положительные, социально значимые, социально одобряемые качества. Качества, которые для этой социальной возрастной группы являются референтными.
И, поскольку все эти качества являются позитивными и взяты из общественно-исторического опыта человечества, то, следовательно, у каждого (-ой) ученика (-ицы) в социальной группе происходит освоение социально-ценных, социально-одобряемых, позитивных и, к тому же, не только универсальных, но и гендерных компетенций.
Источник