Способ отрицательного определения это

Способы толкования лексического значения

В задании нам предлагается дать определение слову и использовать его в качестве тезиса.

Выделяется несколько основных способов толкования лексического значения:

Сайт: Новгородская электронная школа
Курс: Дистанционный Репетитор » Русский язык» 9
Книга: Способы толкования лексического значения
Напечатано:: Гость
Дата: Пятница, 19 ноября 2021, 01:06

Оглавление

1. Синонимический способ

Синонимический способ заключается в подборе синонимов, наиболее полно раскрывающих лексическое значение слова: например, дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса; клише — рисунок, чертеж на бумаге, оригинал — подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный.

Может использоваться синонимический ряд из двух, трех, четырех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:

Крахразорение, банкротство .

Каверзаинтрига, происки, подвох .

Реестрсписок, перечень .

Инертныйбездеятельный, неподвижный.

Существенным достоинством синонимических определений является их предельная краткость.

2. Перечислительный способ

Перечислительный способ содержит указание на ряд объектов, которое называет данное слово:

Морфема – это приставка, корень суффикс, окончание.

Приматы – это полуобезьяны, обезьяны, человек.

Гнус – комары, мошки, слепни.

Поясняющая часть данных определений состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.

Галогены – это фтор, хлор, бром, йод и др.

Цитрусовые – лимон, апельсин, мандарин и др.

3. Описательный способ

Описательный способ состоит из двух элементов: указательного слова, употребляемого вместо родовой семы, и набора дифференциальных признаков «видовых сем). Например:

апологеттот , кто выступает с предвзятой защитой;

наперерез — так , чтобы пересечь чей-либо путь.

Характерной чертой этого способа является отсутствие первого номинативного элемента. Вся необходимая информация выражается описательной частью, которая вводится в определение указательными словами.

При определении значения имен существительных описательная часть вводится описательными «словами» то, что, тот, кто (или который ); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др ., которые разграничивают лишь лица и предметы:

Источник – то , из чего берется, черпается что-либо ; то, что дает начало чему-либо, служит основой чего–либо.

Наглядный – такой , который можно непосредственно созерцать, очевидный из непосредственного наблюдения.

4. Отрицательный

Это путь указания на свойства предмета, которые у него отсутствуют: бескультурье — отсутствие культуры .

Смысл отрицания может выражаться не только частицей не, но и словами « отрицание, отсутствие, лишенный ».

Бескультурье – отсутствие культуры.

Инвалид – человек, утративший трудовую способность вследствие болезни или старости

5. Комбинированный

Соединяет в себе несколько способов толкования.

6. Комментарий

Дав определение, необходимо его прокомментировать , т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Подбираем синонимы, ассоциации к слову . Они помогут нам дать определение слову и прокомментировать его. А если вы творческий человек, то сможете использовать в своём сочинении метафоры, эпитеты, иносказания, и может получиться такой тезис.

Вопросы – подсказки к комментарию

— Насколько актуально сегодня это понятие?

— Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

— Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?

— Чем существенным я могу дополнить это определение? —

— Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить?

— Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить? и др.

Источник

Способ отрицательного определения

Смысл тезиса

Два аргумента

Вывод

Абзац.

Смысл предложенного фрагмента я понимаю так: (объясняете смысл высказывания)

Абзац.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Во-первых, в предложении № … говорится, что… Во-вторых, предложение №…. подтверждает мысль о том, что….

Абзац.

Итак, автор убеждает нас в том, что ….

Абзац

ФИО – известный русский писатель, публицист. В данном художественном отрывке автор затрагивает проблему….. В предложенном фрагменте заключена основная мысль текста. Смысл этого высказывания я понимаю так: (объясняете смысл высказывания).

Абзац

Попробую доказать эту мысль примерами из текста. Во-первых, в предложении № … говорится, что… Во-вторых, предложение №…. подтверждает мысль о том, что….

Абзац

Таким образом, автор хочет до нас донести, что ….

Сочинение 15.3 должно состоять следующих абзацев:

Тезис (дать определение слову)

Первый аргумент

Второй аргумент

Вывод

Тезис

На мой взгляд, человечность — это.

По моему мнению, человечность — это.

Мне кажется, что человечность — это.

Я думаю, что человечность — это.

Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что.

Текст (фамилия автора в Р.п.) заставил меня задуматься над

Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о…

В тексте Б.Васильев поднимает проблему.

В предложении № . автор говорит о том, что.

Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта.

В жизни мы часто наблюдаем.

Приметы ….можно встретить и в жизни. …..

Однажды я был свидетелем события, которое. Как-то раз.

В качестве второго аргумента обращусь к жизненному опыту.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что.

Таким образом, можно заключить, что.

В заключение я хочу сказать, что.

Основные способы толкования значения слова:

1. Описательный способ –

Черствость – отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам.

Способ отрицательного определения

Черствый человек – тот, кто лишен человечности, душевной теплоты, милосердия.

При толковании значения слова можно использовать такие слова, как чувство (нравственное), способность, качество, отсутствие (чего-либо), состояние (души), . отношение к … и др.

Нельзя таким образом давать определение слову.

ОГЭ Определения понятий (материал к сочинению 15.3 по текстам из ОБЗ ФИПИ)

Данная статья содержит примерные определения с комментарием к следующим понятиям:

1. внутренний мир человека

4. драгоценные книги

6. жизненные ценности

8. материнская любовь

9. настоящее искусство

10. неуверенность в себе

11. нравственный выбор

Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят от содержания текста!

1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

2. ВЫБОР — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.

Читайте также:  Приведите примеры изменения внутренней энергии каждым способом

3. ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ — это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.

5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.

ДРУЖБА — это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.

6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.

7. ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

8. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.

ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

ИСКУССТВО — это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.

ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.

10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ — это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.

12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

13. ВЗАИМОВЫРУЧКА — это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе». Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.

14. СЧАСТЬЕ — это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.

Источник

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ

Значения слов, в том числе и терминов, мы узнаем нередко из окружающего контекста или из обстоятельств высказывания. Смысл некоторых предметных слов мо­жет быть выявлен непосредственно де­монстрацией, показом тех предметов, которые обозначаются данными слова­ми. Однако основной способ раскрытия значений слов в настоящее время — это так называемые семантические опреде­ления.

Основное назначение семантических определений заключается в том, чтобы раскрывать значение слова, предупреж­дать или устранять неверное понима­ние слов, терминов. Однако эта цель достигается не сама по себе, а путем указания на классы (множества) пред­метов и явлений и их отличительные признаки. Семантические определения, стало быть, одновременно фиксируют классификацию предметов и явлений объективного мира. Поскольку объективная информация о действительности неизбежно отражается в сознании, то семантические определения являются вместе с тем и средством формирова­ния, углубления понятий, представле­ний, связанных с теми или иными сло­вами. Таким образом, семантические определения одновременно обостряют язык и мысль, делают их более четки­ми, устраняют заблуждения. «Опреде­ляйте значения слов, – цитирует А.С.Пушкин слова Декарта, – и вы изба­вите свет от половины заблуждений»[241].

Особую роль в развитии речи и мыс­ли выполняют семантические определе­ния в процессе обучения. Они формиру­ют первичные понятия и представления, закладывают основы научного понима­ния терминов, развивают язык и мыш­ление учащихся. «Научить детей точ­ным определениям – значит приучить их мыслить четко и логично и ясно вы­ражать в словесной форме свои мыс­ли»[242].

Многовековая практика истолкования и разграничения лексических значений слов, терминов выработала целый ряд конкретных приемов, прочное знание которых необходимо как учите­лю, так и учащемуся. Здесь выявля­ются прежде всего основные способы: синонимический, перечислительный, че­рез указание более широкого класса (термина) и отличительных признаков, описательный, отрицательный. На их основе формируются описательно-сино­нимический, описательно-перечисли­тельный, положительно-отрицательный и другие комбинированные способы определения. Успешное применение этих способов в процессе обучения язы­ку будет способствовать более быстро­му и прочному усвоению необходимой школьникам лексики.

1. Синонимический способ определения.Существо этого спо­соба заключается в том, что значение неизвестного или непонятного в данной ситуации слова раскрывается тождест­венным (или близким по значению) словом-синонимом:

Оригинал – подлинник. Коммерция – торговля. Зодчий – архитектор. Аморальный – безнравственный и т. п.

Поясняющий синоним обозначает по­нятие, тот же круг предметов, что и по­ясняемое слово, поэтому оно точно пе­редает объем определяемого класса.

Читайте также:  Способы защиты от мошенничества с банковскими картами

Большинство синонимов обычно нетождественно по своему объему и со­держанию, поэтому они не могут дать абсолютно точного отграничения. Для достижения необходимой точности и полноты в этом случае используется си­нонимический ряд из двух, трех, четы­рех синонимов, которые, уточняя друг друга, достигают необходимой цели, например:

Крах — разорение, банкротство. Каверза — интрига, происки, подвох. Реестр — список, пе­речень. Инертный — бездеятельный, неподвиж­ный.

Определения, состоящие из подобных синонимических рядов, вместе с тем и более содержательны, ибо каждый си­ноним указывает на новый, дополни­тельный оттенок значения.

Существенным достоинством сино­нимических определений является их предельная краткость. Информация, необходимая для раскрытия значения, разграничения слов, выражается здесь обычно одним, двумя, тремя словами, и в этом одна из причин их широкого применения. «При устном объяснении слов, – указывал Ш.Балли, – мы всегда охотно используем синонимиче­ские пояснения, только недостаточное знание синонима заставляет нас прибе­гать к описаниям»[243].

Решающим условием достаточности синонимического определения является хорошее знание поясняющего синони­ма. Поэтому в качестве поясняющих слов в синонимических определениях используется обычно общеупотреби­тельная, хорошо известная школьни­кам лексика.

Таким образом, синонимические определения применяются тогда, когда в литературном языке имеются доста­точно точные, содержательные и хоро­шо известные синонимы к ним. Очень часто они используются для раскрытия значения диалектной лексики. Наи­более широко эти определения используются для пояснения значений слив другого языка.

Если синоним или синонимический ряд сам по себе не дает достаточного знания, он может объединяться с описа­нием в одно целое описательно-синонимическое определение. Описательная часть такого опре­деления позволяет более точно указать объем и содержание поясняемого сло­ва, синоним же содержит в себе допол­нительные сведения о значении. В ре­зультате возникает более точное и бо­лее содержательное определение, кото­рое способствует более быстрому и глубокому усвоению значения слова.

Рефрен – стих. или несколько стихов, по­вторяющихся в конце каждого куплета стихо­творения или песни; припев. Маис – травяни­стое растение семейства злаковых с высоким стеблем и крупными съедобными зернами, со­бранными в початок; кукуруза.

В данных определениях поясняющие синонимы стоят после описательной ча­сти, эта позиция соответствует их фун­кции давать дополнительные сведения о значении слов. Но возможны также описательно-синонимические определе­ния, в которых синоним играет основ­ную роль в раскрытии значения поясня­емого слова. В этом случае поясняю­щий синоним (или синонимы) ставит­ся перед описанием, уточняющим зна­чение слова:

Аромат — благоухание, приятный запах. Ревностный — старательный, усердный, испол­ненный рвения к чему-либо.

Описательно-синонимические опреде­ления являются одним из лучших спо­собов толкования значений слов. При минимальном объеме они позволяют наиболее полно и точно раскрыть зна­чения поясняемых слов.

Описательно-синонимические опреде­ления весьма часто используются так­же для раскрытия значения иноязыч­ных слов. Они дают более точные лек­сико-семантические соответствия меж­ду словами разных языков .

2. Перечислительный способ определения. Сущность этого способа заключается в том, что значение слова или выражения раскрывается пу­тем перечисления тех объектов, кото­рые именуются данным словом:

Морфема — это приставка, корень, суффикс, окончание. Приматы — это полуобезьяны, обезьяны, человек, Гнус — комары, мошки, слепни.

Поясняющая часть данных определе­ний состоит из ряда слов, каждое из которых именует лишь часть того, что обозначается поясняемым словом, но в итоге они дают тот же круг предметов, что и поясняемое слово.

Для достижения точности необходи­мо, чтобы поясняющая часть перечис­лительных определений полностью ис­черпывала объем именования поясняе­мого слова или выражения. Однако в конкретных обстоятельствах в качестве предварительных пояснений могут ис­пользоваться неполные перечислитель­ные определения, содержащие указа­ния лишь на основной круг предметов, обозначенных данным словом. Такие определения создают достаточную ос­нову для первичного применения и пра­вильного понимания поясняемых слов в конкретной ситуации. Например:

Галогены — это фтор, хлор, бром, йод и др. Цитрусовые — лимон, апельсин, мандарин и др.

Перечислительные толкования наи­лучшим образом отвечают психологи­ческим особенностям воспитания и ус­воения школьниками значения слов. Поэтому эти определения систематически используются в школе для первич­ного знакомства с такими широкими по своему значению словами, терминами, как предмет, качество, действие, вещество, металл, животные, насекомые и др. Данные определения нередко при­меняются также для истолкования значений слов неродного или иностран­ного языка.

Если перечисление и описание в от­дельности не дают достаточно точной и полной характеристики значения сло­ва, то в этом случае используется объ­единение указанных способов в одном описательно — перечислительном определении. Описательная часть такого определения указывает на приз­наки понятия, которые не ясны из прос­того перечисления, а перечислительная часть конкретизирует его объем. В це­лом возникает более точное и конкретное определение, наиболее полно рас­крывающее смысл того или иного сло­ва:

Организм-какое живое существо (чело­век, животное, растение). Художник — творческий работник в области изобразительного искусства (живописец, график, скульптор).

Место и роль перечислительного эле­мента в составе такого определения мо­гут быть различными. Нередко пере­числительная часть выполняет роль первичного и основного толкования и ставится на первое место. Описатель­ная часть уточняет и дополняет его:

Спринтер — бегун, гонщик, пловец и т. п. на короткую дистанцию. Реликт — вещь, явле­ние или организм, сохранившиеся от древних времен.

Описательно-перечислительные опре­деления сочетают в себе, таким обра­зом, лучшне качества описательных и перечислительных определений. С од­ной стороны, они содержат описание предмета, указывают его признаки, а с другой – дают конкретное, наглядное представление о круге предметов, ко­торые именуются поясняемым словом. Данные определения являются также эффективным средством раскрытия значения иноязычных слов, терминов.

3. Определение через указание более широкого класса и отличительных признаков.Определение, составленное по данному способу, состоит из двух основных частей: а) более широкого по значению слова, указывающего на родовую отнесённость поясняемого слова, б) словосочетания или слова, указывающего на видовой отличительный признак предмета:

Дивиденд — доход (I), получаемый владель­цем акций (II). Сапфир — драгоценный ка­мень (I) синего или голубого цвета (II).

В качестве первого элемента здесь могут использоваться не одно, а два, три и более синонимизирующихся слов, которые в целом дают более пол­ное и содержательное пояснение, затем указывается специфический отличи­тельный признак. Таковы по своей структуре следующие определения:

Класс — совокупность, разряд, группа пред­метов, обладающих общими признаками. Интуиция — чутье, догадка, проницательность, основанная на предшествующем опыте.

С другой стороны, в одном и том же определении данного типа могут указываться сразу несколько отличитель­ных признаков, которые более точно и полно раскрывают смысл поясняемого слова.

Наличие описательной части позво­ляет наиболее точно и полно раскрыть содержание слова, его объем, слово с более широким значением позволяет наиболее кратко указать место данного слова среди других слов, поэтому дач­ный способ является наиболее распро­страненным способом толкования зна­чений слов. Однако он применяется обычно лишь там, где более краткие и элементарные способы (синонимия, перечисление) оказываются по той или иной причине недостаточными. Наибо­лее обычная сфера применения опреде­лений данного типа — это наука, техни­ка, требующие более точного и содер­жательного истолкования слова .

Читайте также:  Все способы лечения варикоза

Данный способ имеет ряд разновид­ностей.

а) Первый элемент указывает на близкий по объему класс предметов, в который входит определяемый пред­мет; по сути дела слово, его обознача­ющее, — это отдаленный синоним, ко­торый дает основное отграничение. Для окончательного уточнения указываются отличительные признаки:

Натиск — сильный напор. Ураган — необы­чайная по силе буря. Почтение — глубокое уважение.

В качестве первого элемента в та­кие определения могут включаться од­новременно два и даже три часто синонимизирующихся при этом более широ­ких по значению слова. В резуль­тате возникают более содержательные определения:

Престиж — влияние, авторитет, уважение, которым пользуется какое-либо лицо, организа­ция, государство. Форум — собрание, совеща­ние, которое имеет большое значение для общественной жизни страны (или стран).

б) Определение через указание от­даленного класса и отличительных признаков. В качестве первого элемен­та здесь указывается не ближайший, а отдаленный по объему род, содержа­щий первичное отграничение. Затем указываются отличительные признаки, дающие решающее отграничение и рас­крытие того или иного значения. Так, ближайшим родовым словом к слову ромб является термин четырехуголь­ник. Между тем в качестве первого но­минативного элемента в определении значения данного слова нередко ис­пользуется предельно широкий термин геометрическая фигура.

Ромб — это геометрическая фигура, у кото­рой накрест лежащие углы равны, а четыре стороны равны и попарно параллельны.

Так же через предельно отдаленное по объему именования слово растение (а не через ближайший родовой термин злак) определяется значение слова бамбук.

Бамбук — высокое и гибкое тропическое растение с крепким и полым стеблем. Кофеин — вещество (можно было бы: алкалоид), содержащееся в кофейных бобах, в листьях чайного дерева, употребляемое в медицине как средство, возбуждающее нервную систему.

Естественно, что между способами а) и б) есть ряд переходных способов.

4. Описательный способ опре­деления. Характерной чертой этого спо­соба является отсутствие первого но­минативного элемента. Вся необходи­мая информация выражается описа­тельной частью, которая вводится в оп­ределение указательными словами[244].

При определении значения имен су­ществительных описательная часть вво­дится описательными «операторами» то, что; тот, кто (или который); все то, что; все (те), кто; всякий, кто и др., которые разграничивают лишь лица и предметы:

Апологет — тот, кто выступает с предвзятой защитой каких-либо идей, учения и т. п. Куль­тура (в широком смысле) – все то, что созда­но человеческим обществом в отличие от при­роды. Ноша — то, что несут на себе.

При определении значения имен при­лагательных, наречий в качестве указа­тельных «операторов» используются местоименные выражения такой, который; такой, что; так, что; чтобы и др.

Легкоплавкий — такой, который плавится при невысокой температуре. Наперерез — так, чтобы пересечь чей-либо путь ..

При определении значения глаголов в качестве операторов выступают связ­ки быть, являться, становиться и др.:

Сердиться — быть в раздражении, гневе (ср. испытывать раздражение). Серебриться — становиться серебряным. Скрыть — сделать не­заметным (ср. спрягать).

Само по себе описание может выра­зить точно и полно любую информа­цию, необходимую для раскрытия со­держания и объема слова. Однако практически этот способ используется обычно лишь в тех случаях, когда труд­но или по какой-либо причине нецеле­сообразно строить определение путем указания более широкого класса и от­личительных признаков (например, при определении слов, широких по объему: цель, инвариант, показатель, новшест­во, раздражитель и под., для которых трудно подобрать более широкий тер­мин или определить область обозначае­мого). Это один из весьма эффективных способов раскрытия лексических значений слов, который получает все более широкое применение.

Подобные определения могут также объединяться с другими определения­ми в одно более полное и содержа­тельное определение. Такие контаминированные определения используются для более полного истолкования значе­ний слов:

Источник — то, из чего берется, черпается что-либо; то, что дает начало чему-либо, слу­жит основой чего-либо. Наглядный — такой, ко­торый можно непосредственно созерцать, оче­видный из непосредственного наблюдения.

5. Отрицательные определения. Предшествующие способы определения основаны на использовании положи­тельной информации о предмете, необ­ходимой для применения и понимания слова. Но возможен принципиально иной способ толкования значений слов – путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют. Эти определения не только разграничи­вают значения слов, но в известной ме­ре раскрывают его свойства, качества, поскольку отсутствие каких-либо свойств также является в конце кон­цов существенной характеристикой.

Чаще всего для раскрытия значений слов используются негативные опреде­ления, в которых отрицание относится лишь к описательной части определе­ния. Они строятся по формуле: «Х – это У, который не имеет С».

Азот — газ без цвета и запаха, не поддер­живающий горения. Суша — часть земли, не покрытая водой. Целина — не подвергавшаяся обработке, еще не паханная земля .

Отрицание может непосредственно относиться и ко всей поясняющей частя определения. Таким образом строятся полные отрицательные дефиниции по формуле: «Х не есть У». Обычно такие определения используются для раскры­тия значения некоторых прилагатель­ных, глаголов:

Нереальный — не существующий в действи­тельности. Попустительствовать — не принимать мер к устранению противозаконных, недозволенных действий. Игнорировать — не обращать внимания.

Смысл отрицания может выражать­ся не только частицей не, но и самосто­ятельными словами отрицание, отсутствие, лишенный и под. Определения с этими словами стоят как бы посереди­не между положительными и отрица­тельными дефинициями, ибо отрицание здесь может быть понято как утвер­ждение по контрасту:

Нигилизм — отрицание всяких норм, принци­пов. Бескультурье — отсутствие культуры, Инва­лид — человек, утративший трудовую способ­ность вследствие болезни или старости.

Отрицательные дефиниции могут объединяться с положительными в од­но целое развернутое определение, в котором в диалектическом единстве вы­ражаются две противоположные сто­роны – отрицание и утверждение. Та­кие дефиниции применяются обычно в том случае, когда необходимо, с одной стороны, отвергнуть неверное понима­ние или применение слова (или преду­предить против него), а с другой сто­роны – дать истинное понимание дан­ного слова, точную сферу его примене­ния Так, Пушкин использует отрица­тельно-положительное определение для уточнения смысла слова нелюдим. «Не­людим не есть мизантроп, т. е. ненави­дящий людей, а убегающий от людей» (Поли. собр. соч., т. XIII, стр. 125).

Рассмотренные основные способы оп­ределения позволяют достаточно пол­но и точно раскрыть значение любого неясного слова или фразеологического сочетания, а также выразить все те от­тенки смысла, которые слово получает в реальном словоупотреблении. Одно­временно эти способы раскрывают се­мантические связи между словами, по­казывают место того или иного слова в определенном значении в лексичес­кой системе данного языка .

Печатается по ст. Арбатский Д.И. Основные способы толкования значений слова // Русский язык в школе.1970.№3.

Источник

Оцените статью
Разные способы